База Мантинея
База Мантинеи представляет собой ансамбль из трех древнегреческих барельефов , на одной из которых изображены Аполлон , Марсий и раб, а на двух других изображена группа из трех муз . Они были обнаружены в 1887 году на месте древнего греческого города Мантинея в Аркадии и, вероятно, служили украшением постамента статуи. Их приписывают скульптору Праксителю или другому члену его мастерской. В настоящее время они хранятся в Национальном археологическом музее Афин , где их инвентарные номера NAMA 215–217.
Описание
[ редактировать ]11 августа 1887 года в ходе раскопок в Мантинее, проводимых французской школой в Афинах , археолог Гюстав Фужер обнаружил три мемориальные доски, которые повторно использовались в полу византийской церкви. [1] Верхняя часть сильно потерлась от прохода прихожан, но обращенная вниз сторона все еще имела скульптурный декор в хорошем состоянии. Мемориальные доски были немедленно переданы в Национальный археологический музей Афин , где они были отреставрированы. [1]
Они сделаны из белого мрамора, который когда-то был идентифицирован как мрамор Долианы , недалеко от Тегеи . [1] но теперь признан пентелийским мрамором . [2] Три мемориальные доски имеют очень похожие размеры: NAMA 216 имеет ширину 1,35 м и высоту 0,96 м; NAMA 215 и 217 составляют 1,36 м на 0,96 м и 0,98 м соответственно. [1] Их глубина варьируется от 8 до 12 см. [1] Оформлены они одинаково: в верхней части над широкой плоской полосой — эхиновый наличник, на нижнем крае — вогнутый наличник и еще одна широкая плоская полоса. Каждая панель имеет три крепежных отверстия в одних и тех же местах. Эти аспекты указывают на то, что все они были созданы вместе. [3]
На каждой табличке изображены три фигуры на чистом фоне. Они сопоставлены просто, без каких-либо сложных композиционных особенностей. [4]
Аполлон и Марсий (НАМА 216)
[ редактировать ]Слева бог Аполлон изображен сидящим, с длинными волосами, одетым в хитон и гиматий и держащим кифару в левой руке, опирающейся на левое колено. Правой рукой он хватает складку своего гиматия. Справа Марсий изображен с бородой, согнутой левой ногой и играющим на авлосе (двойной флейте). В центре стоит бородатый мужчина в своеобразном фригийском колпаке , хитоне и анаксиридах (штанах), держащий в одной руке нож. Судя по идентификации двух других фигур, он должен быть слугой, который сдирает кожу с Марсия после того, как тот проиграл музыкальное состязание против Аполлона.
Музы (НАМА 215 и 217)
[ редактировать ]Две другие таблички представляют муз, которые в некоторых версиях мифа о Марсии были судьями состязания. [5] Музы различны. На NAMA 215 та, что слева, держит авлос, та, что в центре, держит складки ее гиматия, а та, что справа, сидит и играет на маленьком струнном инструменте – возможно, на бандоре . [2] В НАМА 217 левая Муза держит развернутый пергамент, центральная Муза держит в левой руке свернутый свиток, а правая Муза держит в правой руке кифару. Канонически было девять муз, поэтому предположительно существовала четвертая мемориальная доска, изображающая пропавших без вести три музы. [3]
Атрибуция
[ редактировать ]Опубликовав свое открытие, Фужер предположил, что три бляшки украшали стороны прямоугольного постамента, и предположил, что они связаны с отрывком Павсания , который в своем описании Мантинеи упоминает «святилище Лето и ее детей; это был Пракситель» . создавший статуи через два поколения после Алкамена , на их постаментах вырезаны изображения Музы и Марсия, играющего на авлосе». [6]
В этом переданном тексте упоминается только одна муза, и трудность состоит в том, что, хотя изображения Марсия, играющего на флейте с одной менадой, являются обычным явлением, не существует известных изображений Марсия, играющего на флейте с одной музой. [7] Чтобы решить эту проблему, было высказано предположение, что Павсаний, описания которого часто очень расплывчаты, запутался и принял Аполлона за Музу. Фужер предложил заменить Μοῦσα (Муза) на Μοῦσαι (Музы), и это исправление с тех пор получило широкое признание. [2]
Основное возражение против этой гипотезы касается предлагаемого расположения постамента с бляшками Аполлона и Марсия спереди и бляшками Муз по бокам. [3] В результате получится основание размером 1,36 х 1,36 метра, которое будет слишком маленьким для трех статуй, о которых упоминает Павсаний. [8] Вместо этого три бляшки можно было бы расположить рядом друг с другом, с Аполлоном и Марсием в центре и музами по обе стороны, но нет никаких следов приспособлений для соединения бляшек по их сторонам, что противоречит этой гипотезе. [9] Пластины предлагалось рассматривать как украшение помоста для участников музыкального состязания, которое, по словам Полибия, проходило ежегодно в Аркадии . [10] Действительно, одна из голов муз НАМА 217 была извлечена из руин театра. [11] Однако эта реконструкция не подтверждена никакими археологическими данными. [12]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Папоротники, с. 105.
- ^ Перейти обратно: а б с Паскье, с. 110.
- ^ Перейти обратно: а б с Папоротники, с. 106.
- ^ Ролли, с. 254.
- ^ например, HygFab (165,4) и Либаниос (14).
- ^ Паудес (8.9.1). Марион Мюллер-Дюфе, греческая скульптура. Литературные и эпиграфические источники , Париж, издания Национальной школы изящных искусств, сб. «История изобразительного искусства», 2002 ( ISBN 2-84056-087-9 ), № 1394, с. 485.
- ^ Папоротники, с. 107.
- ^ Йоханнес Овербек, Отчеты Королевского саксонского научного общества , 1888, стр. 184 и далее.
- ^ Риджуэй [1997], с. 206.
- ^ Полибий 4.20.9.
- ^ Йоханнес Н. Своронос, Афинский национальный музей , том. Я, Бек и Барт, Афины, 1908 г. (немецкий перевод греческого оригинала 1903 г.), с. 192.
- ^ Риджуэй [1997], с. 207 ; Паскье, с. 111.
Библиография
[ редактировать ]- Эйлин Аджутян, «Пракситель», Персональные стили в греческой скульптуре (под редакцией Ольги Палагии и Дж. Дж. Поллитта), Cambridge University Press, 1998 (1-е издание, 1996 г.) ISBN 0-521-65738-5 , с. 122–124.
- Вальтер Амелунг, «Основы Праксителя из Мантинеи» , Мюнхен, 1895 г.
- Гюстав Фужер, «Барельефы Мантинеи Аполлона и муз», Bulletin de communication hellenique 12 (1888), стр. 105–128, пл. I, II и III.
- Инге Линферт-Райх, Музы и поэты-деятели четвертого и начала третьего веков , Кельн, 1971, с. 32-42.
- Ален Паскье , «Пракситель сегодня? Вопрос об оригиналах», в «Пракситель» , каталог выставки в Лувре, 23 марта – 18 июня 2007 г., éditions du Louvre & Somogy, 2007 г. ISBN 978-2-35031-111-1 , с. 92–93 и № 16, с. 110–111.
- Брюнильда Сисмондо Риджуэй :
- Стили четвертого века в греческой скульптуре , University of Wisconsin Press, Мэдисон, 1997 г. ISBN 0-299-15470-X , с. 206–209,
- Эллинистическая скульптура I. Стили ок. 331–200 до н. э. , Университет Висконсина, Мэдисон, 2001 г. ISBN 0-299-11824-X , с. 253–254.
- Клод Ролли, Греческая скульптура, т. II: Классический период , Руководства по древнему искусству и археологии, Пикард, 1999, с. 252–253.
- Чарльз Вальдштейн, «Мантийские рельефы», Американский журнал археологии (1891), том. 7, № 1-2, с. 1–18.