Архаичная греческая скульптура

Архаическая греческая скульптура представляет собой первые этапы формирования скульптурной традиции, ставшей одной из самых значительных за всю историю западного искусства . Архаический период Древней Греции плохо определен, и среди ученых по этому поводу ведутся большие разногласия. Обычно считается, что она началась между 700 и 650 годами до нашей эры и закончилась между 500 и 480 годами до нашей эры, но некоторые указывают на гораздо более раннюю дату ее начала — 776 год до нашей эры, дату первой Олимпиады . [ 1 ] В этот период были заложены основы возникновения крупной автономной скульптуры и монументальной скульптуры для украшения зданий. Эта эволюция в своем происхождении зависела от восточного и египетского влияния, но вскоре приобрела своеобразный и самобытный характер. [ 2 ]
Долгое время архаический период считался всего лишь прелюдией к классической Греции , сегодня архаический период рассматривается как момент интенсивной интеллектуальной, политической и художественной деятельности, во время которого были достигнуты решающие достижения для консолидации греческой культуры в целом. [ 3 ] и скульптура, которая ее представляет, сама по себе имеет большие достоинства, будучи носителем особого и фундаментального значения для общества, из которого она родилась, благодаря развитию уникальных форм. [ 4 ]
Начав с неблагоприятных основ, скульптура архаического периода на своих заключительных стадиях достигла высокого уровня эстетического качества и формальной сложности, сигнализируя о переходе от практически аниконической культуры к другой, где преобладали визуальность и фигуративность, оставив широкий и плодотворный репертуар. репрезентативных типов и модусов, при этом человеческая фигура находится в привилегированном положении. [ 5 ]
Фон
[ редактировать ]Существуют свидетельства присутствия человека в регионе, ныне известном как Греция , включая континентальную часть и острова, начиная с палеолита , и в те ранние времена их артефакты представляли собой простые каменные и костяные орудия труда, оружие и керамику . [ 6 ] К бронзовому веку уже существовали культуры значительного художественного и культурного расцвета, так называемые Эгейские цивилизации , включающие Минойскую , Кикладскую и Микенскую культуры. Статуэтки из мрамора и алебастра сохранились от кикладского искусства , некоторые из них достигают больших размеров, в основном изображая женские божества со скрещенными на груди руками, но есть также мужские экземпляры и другие в различных позах, произведения, которые прославились и охотно собирались благодаря своей сильно стилизованной форме. формы, которые немного напоминают нам современную скульптуру. Но именно этот большой интерес вызвал серьезные проблемы для археологических исследований. Только около 10% известных сегодня кикладских скульптур имеют доказанное происхождение, и есть подозрение, что остальные могут быть недавними подделками, и эта неуверенность усложняет описание и изучение функций и значений этого произведения. На некоторых изделиях наблюдаются следы пигмента, что указывает на то, что в отдаленные времена уже установилась практика росписи поверхности скульптур, которая будет продолжаться на протяжении всей истории скульптуры Древней Греции. [ 7 ]

Более или менее современницей Кикладской культуры была Минойская цивилизация , процветавшая на Крите . Из его скульптуры до нас дошли небольшие статуэтки, среди которых минойские фигурки богини-змеи , в основном фаянсовые , найденные в царском дворце в Кноссе , и Паликастро Курос знамениты из слоновой кости, золота, камня и горного хрусталя. , но возможно, что были созданы и более крупные произведения из дерева. Их формы гораздо более сложны и натуралистичны, чем кикладские, но они имеют ту же тенденцию к фронтальности. [ 8 ] В бронзовой скульптуре минойцы проявили большое мастерство , разработав технику выплавляемой техники , [ 9 ] и этот период особенно важен, поскольку он консолидировал целый мифический процесс вокруг творческого процесса, персонифицированного в фигурах бога Гефеста , искусного мастера, и Дедала , легендарного персонажа, которому приписывают изобретение искусства скульптуры и магических сил оживляющие статуи, происхождение которых, судя по всему, было восточным. Однако местонахождение Дедала в это время, по-видимому, является гораздо более поздним развитием традиции, и более вероятно, что он был скульптором VII века до нашей эры, если он вообще существовал. [ 10 ] Недавние исследования также указали на возможность существования двух Дедалов: один — минойский архитектор-строитель, а другой — скульптор раннего архаического или ориентализационного периода , которого также иногда называют Дедалом в его честь. [ 11 ]
Позже микенская культура доминировала в материковой Греции, оставив внушительные каменные здания и изысканный золотой инвентарь , особенно встречающийся в Тиринфе , Аргосе , Трое и Микенах . Дворцовая архитектура, сохранившаяся на этих археологических объектах, демонстрирует высокий уровень мастерства в обращении с камнем, а ее конструктивная схема позже легла в основу проекта греческого храма. В Микенах находятся одни из самых ранних образцов греческой архитектурной скульптуры, особенно хорошо выполненные в Львиных воротах , где два стилизованных льва с чистыми, энергичными линиями стоят симметрично над перемычкой входа во дворец. Однако Львиные ворота из-за своих больших размеров являются исключением, как и полихромная терракотовая женская голова, которая может быть частью одного из самых ранних примеров культовых скульптур в натуральную величину, найденных в Греции. Остальные микенские находки, как правило, представляют собой крошечные кусочки терракоты. Учитывая нехватку более полных свидетельств, среди них трудно делать какие-либо обобщения о скульптурной практике. [ 12 ] [ 13 ] и, несмотря на их умение обращаться с металлами, особенно с драгоценными металлами, восхваленными Гомером в ярких описаниях, никаких бронзовых скульптурных реликвий этого периода не сохранилось. [ 9 ]
-
Богиня со змеями, ок. 1600 г. до н.э., Крит.
-
Львиные ворота, гр. 1300 г. до н.э., Микены.
-
Лошадь геометрического периода, ок. 775-600 до н. э., Олимпия.
-
Идол позднего геометрического периода, Фивы
Однако к концу 2-го тысячелетия до нашей эры все эти культуры рухнули, начав то, что было названо Темными веками . По причинам, еще не полностью выясненным, местное население резко сократилось, экономика рухнула, письменность перестала практиковаться, искусство регрессировало, а репертуар образных изображений почти полностью исчез. Лишь после середины восьмого века до нашей эры произошла прогрессивная социальная перестройка, включившая в себя захватчиков с Балкан и остатки коренных народов, что сделало возможным культурное возрождение, которое будет непрерывным до завоевания Греции римлянами . во втором веке до нашей эры. [ 14 ]
Собственно архаическому периоду, геометрическому , все еще предшествует период, в котором образное представление постепенно восстанавливается на почти совершенно новой основе визуального языка. [ 15 ] Их скульптура, вероятно, находилась под влиянием искусства завоевательных народов, которые принесли с собой аналитическую тенденцию создавать произведения в отдельных частях и основных формах, представляя собой почти только силуэты - треугольник для туловища, круг для головы и скоро. Старые геометрические изделия из бронзы очень плоские и, кажется, были созданы в виде вырезок из металлических пластин и имеют деревенские черты. Изделия из терракоты демонстрируют более полный объем. Более поздние бронзовые изделия схожи в этом отношении, после развития техники литья, и пространство начинает больше исследоваться через изделия, изображающие колесницы и групповые композиции. В случае с человеческими фигурами гендерные различия схематичны: мужчины обнажены, а женщины одеты; когда в тех редких случаях, когда они обнажены, у них видна грудь, но не гениталии. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Архаический период
[ редактировать ]
Греция архаического периода переживала быстрое восстановление после перерыва в Темные века и первого культурного ренессанса VIII века до нашей эры. Была разработана новая форма правления, структурирована в городе-государстве, полисе , укрепилась экономика и началось движение широкой колониальной экспансии, увеличивавшей торговлю с народами обширного региона, граничащего со Средиземноморьем и Черным морем , создавая ощущение единства и культурной силы, которые распространили эллинскую культуру по всей этой территории, культуру, которая браталась и была освящена на Всегреческих играх , проводимых в метрополии. Литература возродилась и нашла своих первых великих представителей в лице Гесиода и Гомера , а философия исследовала новые способы понимания мира и человека с рационалистической точки зрения, в которой сверхъестественные объяснения явлений природы были оставлены в поисках более научных причин. [ 3 ]

Процесс формирования города-государства требовал более последовательной социальной организации, чем та, которая существовала в древних деревнях, деревнях и разбросанных демах , которые функционировали под руководством вождя, короля или главного магистрата, басилевса , и консолидации этой новой В политическом союзе было необходимо, чтобы централизованная власть была разделена между группой аристократов , которым помогали бюрократы , при разделении обязанностей, что заложило первые основы будущей демократии . Модель полиса не была принята единообразно по всей Греции: встречаются вариации, и некоторые регионы до позднего времени продолжали управляться древним способом, но в конечном итоге полис представляет собой наиболее продвинутую и эффективную систему того времени, лучше справляющуюся с быстрым ростом населения, коммерческой и колониальная экспансия, производственные ресурсы, а также политические и военные отношения между различными государствами. [ 19 ] Именно здесь произошел наиболее важный художественный прогресс. [ 20 ] Переход власти к собранию потомственных аристократов, владевших большей частью богатства и большей частью земли, естественным образом сделал принципы этого класса доминирующими, в то время как они были озабочены сохранением статус-кво посредством деспотических методов эксплуатации низших классов. . В VI веке до нашей эры власть этой олигархии стала растворяться с приходом к власти тиранов , с ассимиляцией в управление мелких землевладельческих семей, чуждых кругу землевладельческой аристократии, и с возникновением самодостаточной средней класс , выживший и начавший богатеть за счет торговли, социальные слои, морально оправданные защитой ценности труда, считали действительным способом получения призов, которые Гомер считал предназначенными для героев: богатство, слава и благосклонность богов. [ 21 ] [ 22 ]
Таким образом, социальный контекст был реструктурирован и способствовал полному восстановлению культурной деятельности, чему способствовал богатый и культурный правящий класс, который обсуждал на симпозиуме философию и литературу , проявлял большой интерес к искусству, практиковал меценатство и давал художникам свободу для формальных исследований. , адаптируя влияние восточного искусства к различному контексту полиса, свободу, которая была необходима для социально значимого заполнения художественного вакуума Темных веков. Затем, с конца VIII века до нашей эры, когда начинается период архаики, происходит настоящий образный взрыв, после его фактического угасания на предыдущей фазе. Предполагается, что возрождение письменности было вызвано желанием закрепить в коллективной памяти героические деяния прошлого и религиозные традиции на этапе, когда отношения между прошлым и настоящим стали центральными в культуре, читая мифы. как источники обучения для решения новых задач повседневной жизни. Вокруг этого вращалась тема архаических поэтов, так же, как это было вдохновляющим мотивом для вазописи и скульптуры. [ 23 ] Следует также помнить, что если в архаической культуре очевидны несколько родовых черт — а данное резюме работает в этом направлении — ни один из различных регионов Греции в этот период не может считаться типичным и вполне репрезентативным. [ 24 ] и следует отметить, что художественная и культурная эволюция так называемой «Греции» того времени происходила главным образом в центре-юге, где процветала модель полиса, в то время как север оставался сравнительно слаборазвитым и жил в режим древних племен и родов , этноса . [ 25 ]

Курос и кора
[ редактировать ]Стилистически архаический период начинается с фазы, называемой Дедалий, или Ориентализация, которая, как следует из этого названия, указывает на приток элементов с Востока . Отсюда греческие мастера научились последовательно изготавливать терракотовые рельефы из форм - практика, которая определила стереотипные формальные решения для изображения человеческой фигуры, которые также стали основой для организации полнофигурных скульптур. Схема этих работ была строго стандартизирована, унифицируя все производство фигуративной скульптуры и устраняя все следы творческой свободы и натурализма, встречающиеся в статуях времен египетских культур. Тела принимают иератическое положение, во фронтальном положении, руки свисают по бокам или одна сложена на груди, одна нога выдвинута вперед, предполагая движение, с длинными вьющимися волосами и выражением лица, зафиксированным в очертании улыбки. По примеру геометрических бронз, мужчины обнажены, а женщины одеты в сложные костюмы. [ 17 ] Эта типология, известная как курос у мужчин и коре у женщин, была наиболее важной в архаический период. Судя по всему, он произошел от кикладских статуй. [ 26 ] и будет определенно консолидирован из c. 650 г. до н. э., приобретая монументальный размер, возможно, вдохновленный примером египетской скульптуры, известной грекам, основавшим там несколько колоний, и путешественникам. [ 27 ]

Египетское влияние иногда оспаривается или преуменьшается, но кажущееся сходство очевидно, и современные исследования обнаружили последовательное тождество пропорций большинства куроев со Вторым каноном 26-й египетской династии . [ 28 ] канон, который с небольшими изменениями был практически таким же, как тот, который использовался со времен великих пирамид тысячелетия назад. [ 29 ] Эта формальная идентичность подтверждает ссылку, сделанную Диодором , хотя иностранная модель была адаптирована по нескольким пунктам, в основном в отношении костюма и структурной основы. [ 30 ]

Курои . и кораи изготавливаются из бронзы, терракоты и слоновой кости, но наиболее распространенным из них является камень Их размеры варьируются от небольших статуй до гигантов, таких как курои Делоса . и Самоса , и незавершенных колоссов Наксоса , самые большие из которых достигают почти 10 м Однако их обычный размер — человеческий размер или немного меньше. [ 31 ] Они выполняли различные функции, например, в качестве культовых статуй, бывших голосов , памятников в честь спортсменов и похоронных знаков. Хронология работ неопределенна, а даты, как правило, приблизительны, поскольку эволюция формы довольно однородна по всей Греции, без появления существенно дифференцированных региональных школ, а все нововведения быстро перенимаются всеми производящими центрами. [ 32 ]
Курос анатомии особенно важен из-за своей наготы, предлагая бесплатную площадку для исследований человека . Но хотя эта анатомия началась с довольно грубых и элементарных черт в начале периода и достигла значительной степени натурализма при переходе к суровому периоду , ее изображение полно конвенционализма и мысли в терминах абстрактных плоскостей и линий. Кажется, никогда не было стремления установить истинное сходство с природой в смысле портрета. Курои — это не портреты, а родовые и символические изображения, и сама их недифференцированность позволила им заполнить различные функциональные ниши в архаической культуре. [ 33 ] [ 34 ] Эта безличность объясняется, по мнению Джеффри Гёрвита, тем, что в архаическом мире главной целью скульптора было предложить убедительное, а не реалистичное произведение, поскольку самым постоянным и насущным импульсом этого искусства «было формализовать, определить общие закономерности, чтобы воссоздать природу в понятной форме», что соответствовало формалистическим и иерархическим принципам культурной аристократии, заказавшей эти работы. В этом смысле курои являются символами консерватизма, потому что, если в деталях они показали явные изменения за почти два столетия распространённости этого типа, то общая картина существенно не изменилась. [ 35 ]

В то же время обнаженный курос стал важной типологией, поскольку публичная нагота воина и спортсмена в определенных ситуациях стала социально приемлемой, и началось отождествление между физической красотой и совокупностью моральных ценностей, известных как arete , в широкой концепции, называемой Калос Кагатос . Когда спортсмен выигрывал состязание на Играх, величайшем из эллинских собраний, его или ее посвящение наделялось трансцендентным смыслом и поднимало человека до уровня божественного, напоминая, как мы читаем у Пиндара , подвиги боги и герои. Физические качества спортсмена - сила, ловкость, мастерство, грация и красота - были ярко выражены в его наготе, но ей в первую очередь приписывались религиозные, гражданские и этические ценности. Таким образом, нагота сама по себе стала художественным мотивом, сделав видимыми духовные и моральные добродетели и сформировав художественную типологию давнего происхождения - героическую наготу . Подобно тому, как жуткий лик Горгоны , установленный на фасаде многих храмов, внушал верующему священный страх, телесная сила и красота и улыбка Курос относится к чарису , божественной благодати. Те же качества вспоминались зрителю, когда курос выполнял функцию поминального или вотивного приношения. [ 36 ]

Самые ранние курои были интерпретированы археологами как изображения Аполлона , бога, тесно связанного с красотой и молодостью. Эта теория была подкреплена находкой огромной группы из примерно 120 статуй в святилище Аполлона Птооса в Беотии . Но хотя во многих случаях эта ассоциация может быть обоснованной, многие курои были обнаружены в других контекстах и посвящены другим богам. В любом случае их тип явно аполлонический, иллюстрирующий идеал молодости и красоты, и по этой причине также правомерно предположить, что, по крайней мере частично, это были эротические изображения, поскольку помимо Аполлона в мифе присутствовало несколько гомосексуалистов. отношения, статуи обладают чертами, желательными для мужчины того времени - широкие плечи, сильные ягодицы и бедра, тонкая талия и маленький пенис - в обществе, где доминировали мужчины, которое институционализировало педерастию как почетное явление. практика, пропитанная образовательными ценностями. [ 37 ]
В случае с кораем прототип более разнообразен. Они всегда одеты, но их позы варьируются от ритуальной неподвижности до изображений, напоминающих танцоров в действии. Многие из них несут подношения. Изображение платьев и сложных причесок предоставило скульптору еще одно поле для поиска разнообразных декоративных решений и разнообразной обработки поверхности, изучения графики, текстур и эффектов прозрачности. [ 38 ] В то время как курои иллюстрируют концепции и идеалы мужского мира, кораи предлагают чувствительный портрет ценностей, которые ценились в женщинах архаического общества - хороший вкус, проявляющийся в использовании одежды, украшений и сложных причесок, а также молодость, красота, и здоровье как символы способности к деторождению - а также косвенно указывали на богатство человека, с которым они были связаны, давая меру того, кем она была и как ее воспринимали в своей группе. [ 39 ] Существует современное мышление, которое склоняется к прочтению кораи как объектов сексуального желания, но для Хурвита их вероятные основные функции в качестве подношений и культовых изображений не подтверждают эту гипотезу. [ 40 ]
С другой стороны, кораи , похоже, играли уникальную роль в качестве инструмента социальных связей, когда их предлагали в качестве подарков. На них часто имеются надписи, описывающие их как agalmata — слово, которое в классицизме просто означало статую бога, но которое в архаический период имело гораздо более широкий смысл и ассоциировалось с понятиями изобилия, богатства и статуса, вставляя статуи в сеть символических и материальных обменов между людьми, которые мобилизовали священные и светские силы и установили прочные узы межличностной зависимости. Кора являлась материальной собственностью, но ее стоимость не поддавалась оценке в денежном выражении, а если она косвенно указывала на женщину как на предмет или инструмент в мужской культуре, то в то же время ставила ее в высокий ранг, считая источник престижа и обладатель многих привилегий. Только один курос был найден как посвящение, описывающее его как агальма . Кораи , также интерпретируются иначе, чем курои когда они используются в качестве погребальных знаков. Неся подношение в руке, они вызывают визуальное взаимодействие со зрителем в смысле обмена, диалога, чего не происходит с kouroi , и, по мнению Робина Осборна, эта характеристика коры указывает на то, что женщина была фактически осью, субстанцией и главным собеседником во всей вселенной обмена в архаичном мужском мире. [ 41 ]
-
Корейская танцовщица. Дельфийский археологический музей
-
Кора Фрасиклея , ок. 540 г. до н.э., Афины.
-
Статуэтка Куроса , ок. 620 г. до н.э., Крит .
-
Знаменитый Аполлон Тенейский, курос ок. 560-550 гг. до н. э.
Архитектурное оформление
[ редактировать ]


В доархаические времена скульптура в украшении зданий использовалась лишь редко. В архаический период были установлены архитектурные ордера , которые переопределили концепцию храма и придали ему монументальный размер, беспрецедентный в истории древнегреческой архитектуры , а декоративная скульптура стала гораздо более распространенной и чрезвычайно важной, как из-за величины композиций, которые были созданы, и потому, что они представляли собой гораздо более свободное поле формальных исследований, чем фиксированные типологии курос и коре . Новый греческий храм породил неслыханные в свое время сюжетные групповые сцены, способствовал исследованиям в области анатомии и кинезиологии , создал новые задачи для концепции декораций, стимулировал исследование эффектов света и тени и сделал своих скульпторов основателями оригинального храма. способ понимания пластичности и репрезентации. [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] В социальном плане важность фигурного оформления священных зданий была связана с сверхъестественным характером окружающей среды. Фризы, изображающие процессии и религиозные праздники, мифологические сцены, изображения богов и фантастических существ, в совокупности создавали особую ритуальную атмосферу, отличную от атмосферы профанного мира, которая глубоко восприимчива к посетителю и психологически готовит его к богослужению. [ 45 ]
Материалы, использованные для этого, были разнообразными: от бронзы до терракоты, камня и лепнины , всегда ярко окрашенных. Судя по всему, в период ориентализации декораторы отдавали предпочтение установке фигуративных групп в наиболее доступных глазу местах — у земли и на стенах. Эта тенденция внезапно меняется около 630-600 гг. до н.э., когда предпочтительными местами становятся верхние части построек, такие как фронтоны , метопы и акротерии . Первым известным примером этой новой практики является святилище Аполлона в Этолии , которое открывает этот обычай с большим богатством и разнообразием, включая мифологические сцены и обилие фигур животных и фантастических существ, таких как русалки , сфинксы и горгоны . Однако не все храмы получили фигурное украшение. [ 46 ]
Примеру этого святилища вскоре последовали и в других регионах, которые также начали исследовать другие варианты использования скульптуры. В колонии Коркира . были разработаны антефиксы с человеческими головами и водостоками в форме голов животных, которые вскоре достигли уровня совершенства в убранстве местного храма, посвященного Гере, впечатляющего своим сплошным фризом, составленным из широко раскрытых изображений лица чередуются со львами с открытой пастью. К середине VI века до нашей эры фигуративное украшение священных зданий стало обычной практикой по всей Греции, с важными примерами в нескольких местах, таких как святилища Аполлона на Эгине , Геры в Олимпии , Артемиды в Эфесе и Афинский Акрополь . где была воздвигнута гигантомахия колоссальных размеров. В то же время аналогичные решения начали применять и в гражданском строительстве. [ 47 ]
На поздней архаической стадии особенно интересны фризы «Сокровищ Сифноса» в святилище Аполлона в Дельфах , которые демонстрируют очень высокую степень композиционного мастерства и технических навыков, которые во многих отношениях являются прообразом классического искусства. [ 48 ] Высшим и самым ярким расцветом архаической архитектурной скульптуры являются фронтоны Храма Афеи в Агине, построенного около 500-480 гг. до н.э. Их фигуры отличаются огромной изысканностью и элегантностью в отделке и линиях, а разнообразие поз и решений движений, детализация анатомии и разнообразие эмоциональных выражений, несмотря на неизменную архаичную улыбку , вносят нотки драматизма, предшествующего развитию событий. психологического искусства сурового стиля и эллинизма . [ 49 ] Его скульптурные ансамбли считаются одними из лучших достижений греческого искусства всех времен. [ 50 ]
Культовые статуи и бывшие голоса
[ редактировать ]
Культовые статуи, тесно связанные со святынями и храмами, были важной частью греческой религии как средство общения между божествами и людьми. Их окружало множество табу , и эффективность их зависела не столько от их физических особенностей — некоторые представляли собой почти куски сырого материала, — сколько от сложной ритуалистики, которую они требовали. Некоторых даже нельзя было увидеть, откровение других зависело от особых обрядов, и в любом случае они всегда были заряжены глубоким смыслом. Их значение было таково, что они влияли, прямо или через своих оракулов , даже на гражданские и военные дела, имеющие огромные последствия, такие как войны и союзы. В нескольких исторических отчетах говорится о сверхъестественном вмешательстве культовых статуй в преддверии решения какого-то решающего коллективного действия, а захват культовых статуй данного города часто влек за собой негативные последствия для его суверенитета. [ 51 ]
Точно так же частное владение каким-либо престижным имиджем приносило его обладателю большое социальное влияние - культурная черта, которая постоянно использовалась аристократией для присвоения харизмы божественной силы и создания большей дистанции от масс. Многие из культовых статуй были вылеплены в форме курои и кораи , а их типичная улыбка в этом контексте интерпретируется Джереми Таннером как зеркало стилизации всей жизни элит и их самопрезентации в форме агальматы , предметы , которыми боги могли наслаждаться, поскольку аристократия называла себя гелеонтами , улыбающимися, отличавшимися от богов богатством и процветанием, которыми они наслаждались. Будучи ex-votos, монументальные статуи еще более непосредственно ассоциировали аристократию с божественным миром, поскольку только богатые могли заказать важное изображение, а освящение статуи подразумевало освящение приносящего. В то же время аристократы монополизировали священство, а доступ простых людей к божественному зависел от уступок и условностей, принятых элитой. [ 52 ]
Но не все бывшие вото имели такие огромные размеры, как курои и кораи . Есть небольшие скульптурные реликвии, документирующие народное богослужение, с разнообразными мотивами, часто имитирующими жертвенные предметы, такие как торты, буханки хлеба и животных, таких как петухи, быки и голуби. Очень распространенной ex-voto была форма деревянной пластины с изображением какой-либо благочестивой или мифологической сцены, называемой пинакс , но все они исчезли из-за хрупкости материала, за исключением нескольких, найденных в Коринфе , но их версии из терракоты. слоновая кость и камень с рельефной гравировкой до сих пор существуют в значительном количестве, и их подавляющее большинство посвящено Асклепию . Такие изображения являются важным источником знаний об архаичных религиозных практиках. [ 53 ]
Другие формы
[ редактировать ]Довольно часто в архаическом искусстве встречается фигура на троне. Обычно эта поза предназначалась для божеств и уважаемых личностей. Страбон утверждает, что в архаические времена изображения поклонения Афине предпочтительно изображались в этой позиции, однако известные нам реликвии, около восьмидесяти экземпляров, как правило, не имеют достаточных отличительных признаков для идентификации божества. По происхождению типа его подавляющее большинство составляли женские изображения, немногие мужские могли изображать Диониса , магистратов или героев. В VI веке до нашей эры получила распространение модель, изображающая фигуры обоих полов, встречающаяся в самых разных контекстах – погребальных, вотивно-религиозных и поминальных. [ 54 ]
Также интересной была типология крупных всадников, хотя и ограниченная регионами Аттики и зависимого от нее Делоса. Их происхождение неясно; примеры бронзовых и терракотовых статуэток более раннего времени не предполагают прямого формального происхождения, скорее кажется, что их дизайн заимствован из вазописи начала VI века до нашей эры. Этот тип процветал в Аттике как отражение аристократической жизни Афин, где несколько элитных семей имели в своих именах компоненты, происходящие от бегемота, «лошади», более того, лошадь была животным, связанным с Афиной и Посейдоном , богами, которые в эпоху основания миф о городе оспаривал его суверенитет, поэтому изображение рыцарей приобрело в регионе особое политическое и религиозное значение. Прекрасным примером является Rampin Rider , подробно описанный в начале этой статьи. [ 55 ] Наконец, другими второстепенными формами в архаической скульптуре являются фигуры фантастических животных, таких как грифоны и сфинксы , или реальных, таких как львы и лошади, погребальные стелы, памятные колонны и некоторые вазы со скульптурными элементами.
Художники
[ редактировать ]В древней литературе зафиксировано несколько имен скульпторов периода архаики, но о большинстве из них нам известны лишь название и некоторые краткие упоминания об их произведениях, почти все из которых, за очень редкими исключениями, исчезли. В VI веке упоминается Бутадес , который, как говорят, был первым, кто моделировал терракоту - искусство, которое, как говорят, было привезено в Этрурию Эукиром, Диопием и Евграмоном. назвал Реко и его сына Теодора Самосского Павсаний изобретателями литья из бронзы, что противоречит современным исследованиям; Главк считался изобретателем пайки , [ 56 ] Говорят , что Арчерм был первым, кто изобразил Нику и Эроса с крыльями. [ 57 ] Другие — Батикл , [ 58 ] который сделал трон, украшенный чеканкой, и статую Артемиды; [ 59 ] Канахус , [ 60 ] автор двух больших статуй Аполлона; [ 61 ] Эндей , Дипоэн и Сциллис , которые, как говорят, были учениками мифического Дедала. [ 62 ] [ 63 ] В переходе от 6-го к 5-му веку важное значение приобрела Школа Аргоса, одним из ее представителей которой был Агелад , известный как автор статуй спортсменов и как мастер Фидия , Поликлета и Мирона . [ 64 ] В этот период появляется также Антенор , которому приписывают группу тираноцидов и кору, сохранившуюся в Афинах. [ 65 ] и Гегиас , которого Плиний указывает как одного из соперников Фидия. [ 66 ]
-
Курос Москофорос , ок. 560 г. до н.э., Афины. Вероятно, бывшее голосование
-
Персефона на троне, ок. 460 г. до н.э., Таранто. Поздний образец архаического стиля
-
Лошадь, гр. 515 г. до н.э., Афины.
-
Голова Грифона, Дельфы
Наследие
[ редактировать ]

Влияние архаического стиля распространилось и на другие регионы Средиземноморья. Его поглощение греческими колониями было естественным процессом, но оно также вдохновило на формирование национального этрусского стиля скульптуры на итальянском полуострове , где он был адаптирован к местному контексту, отказавшись от камня как предпочтительного материала в пользу преимущественно терракоты. , даже для архитектурного декора. [ 67 ] Кипр , Финикия и некоторые районы Малой Азии также использовали элементы архаической скульптуры в своих произведениях, что давало отличные результаты, не всегда высокого качества. Точно так же Персия в VI веке включила в свой художественный стиль некоторые греческие черты. [ 68 ]
Архаический стиль растворился с упадком аристократии и подъемом демократии и буржуазии, а также с изменением некоторых основных представлений о функциях и свойствах искусства, главным образом касающихся мимесиса , что привело к быстрому внедрению все более анатомически правильного натурализма от первые десятилетия IV века до нашей эры, но его привлекательность для скульпторов не исчезла полностью. Классические художники, такие как Мирон , все еще могли создавать архаичные произведения около 450 г. до н. э., и во всем классическом искусстве можно найти статуи с этой особенностью, особенно в области культовых статуй и герм , где этот стиль часто считался наиболее подходящим для придания изображению божественной ауры. своими строгими и абстрактными чертами, отделяющими его от натурализма светского и декоративного творчества. Павсаний, писавший во II веке до нашей эры, в середине эллинистического периода , утверждал, что нашел множество архаичных произведений, которые до сих пор используются в святилищах. [ 69 ] Эллинизм с его историзмом и эклектизмом способствовал возрождению древних скульптурных традиций, и были сформированы небольшие школы архаической скульптуры для избранной аудитории, в которую входили римские коллекционеры, в том числе император Август . [ 68 ] [ 70 ]
В новое время первое признание архаического стиля пришло с открытием в 1811 году скульптурных групп из храма Афии в Агине, которые были перевезены в Мюнхен и выставлены в 1830 году. Их восторженные первооткрыватели описывали их как лишь уступающие реликвиям. Парфенона в Афинах и оказал определенное влияние на развитие местного неоклассицизма , [ 71 ] но находка не вызвала широкого резонанса. К 1840-м годам уже появлялись более интересные анализы, а в конце 19-го века другие архаичные находки способствовали лучшему познанию этого искусства, хотя оно обычно рассматривалось как все еще несовершенная подготовка к классическому производству. Лишь после 1920-х годов типичные черты архаической скульптуры начали цениться, хотя и с некоторыми ограничениями. [ 68 ] [ 72 ] [ 73 ] С ростом археологических и академических исследований в конце двадцатого века история архаической Греции начала изучаться в ее специфике, а скульптурное производство того периода было должным образом реабилитировано как по своим собственным достоинствам, так и по тому, что оно было фундамент многолетней и чрезвычайно успешной традиции, оказавшей глубокое и решающее влияние на все искусство Запада и некоторых азиатских регионов, а также как достоверное свидетельство культуры, послужившей ее источником, а потому незаменимый источник информации. для глобального понимания того периода. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ САМСОН, с. 48
- ^ Перейти обратно: а б УИЛСОН, стр. 73-74.
- ^ Перейти обратно: а б с ПОМЕРОЙ и др., с. 82.
- ^ Перейти обратно: а б САМСОН, с. 54
- ^ УИТЛИ, стр. 195-199.
- ^ Эгейские цивилизации . Британская энциклопедия Интернет. 13 мая. 2009 год
- ^ МАЛЕНЬКИЙ, стр. 82-83.
- ^ МАЛЕНЬКИЙ, стр. 88-90.
- ^ Перейти обратно: а б МАТТУШ, с. 31
- ^ МОРРИС, стр. 97; 238-241; 245; 252-253
- ^ МОРРИС, стр. 253-255.
- ^ МАЛЕНЬКИЙ, стр. 90-96.
- ^ ОТЕЦ, стр. 122.
- ^ СНОДГРАСС, стр. 18-21.
- ^ ВЕРНАНТ, с. 151
- ^ МАТТУШ, с. 3
- ^ Перейти обратно: а б Западная скульптура . Британская энциклопедия Интернет. 13 мая. 2009 год
- ^ МАТТУШ, стр. 31-33.
- ^ ПОМЕРОЙ и др., стр. 109.
- ^ ПОМЕРОЙ и др., с. 87
- ^ ПОМЕРОЙ и др., стр. 96-101
- ^ КАННИНГЕМ И РАЙХ, с. 44
- ^ МОРРИС, стр. 77-78.
- ^ УИТЛИ (2009), с. 273
- ^ АРЧИБАЛЬД, с. 295
- ^ ХЕРВИТ (2007), с. 274
- ^ ЯНСОН
- ^ ГУРАЛЬНИК, с.
- ^ ЛЕПСИЙ, с. 118
- ^ ОСБОРН (1998), стр. 76-77.
- ^ ОСБОРН (1998), с. 80
- ^ СУДЬЯ, с. 5
- ^ ОСБОРН (1998), стр. 78-81.
- ^ ХЕРВИТ (1985), стр. 255-257
- ^ ХЕРВИТ (1985) с. 257
- ^ ВЕРНАНТ, с. 160
- ^ ХЕРВИТ (2007), стр. 274-275
- ^ ОСБОРН (1998), с. 83
- ^ ШТИБЕР, с. 43
- ^ ХЕРВИТ (2007), с. 273
- ^ ОСБОРН (1994). стр. 90-93
- ^ РОБЕРТСОН, стр. 14-15.
- ^ МАРКОНИ, с. 3
- ^ ГОЛДХИЛЛ И ОСБОРН, стр. 77-78.
- ^ РОБЕРТСОН, с. 28
- ^ РОБЕРТСОН, стр. 8-10.
- ^ РОБЕРТСОН, стр. 10-18.
- ^ УИТЛИ (2001), с. 229
- ^ ПОЛЛИТ, стр. 18-20.
- ^ УИТЛИ (2001), с. 224
- ^ ТАННЕР, стр. 40-47; 57
- ^ ТАННЕР, стр. 57-63.
- ^ УЛИЦЫ, с. 53-63
- ^ БОЛЬШОЙ, стр. 181-189
- ^ ЭВЕРЛИ, с. 69
- ^ МЮРРЕЙ, с. 81
- ^ Арчермус заархивирован здесь через Wayback Machine . Классическая энциклопедия, основанная на 11-м издании Британской энциклопедии, 1911 г.
- ^ Энциклопедия Brasileira Mérito. Редактор Мерито, 1967, том. 5, с. 687
- ^ ПАВСАНИАС, XVIII
- ^ КОРТЕ, с. 234
- ^ Канахус подал сюда через Wayback Machine . Классическая энциклопедия, основанная на 11-м издании Британской энциклопедии, 1911 г.
- ^ Endoeus подан сюда через Wayback Machine . Классическая энциклопедия, основанная на 11-м издании Британской энциклопедии, 1911 г.
- ^ Dipoenus размещен здесь через Wayback Machine . Классическая энциклопедия, основанная на 11-м издании Британской энциклопедии, 1911 г.
- ^ Агеладас подал сюда через Wayback Machine . Классическая энциклопедия, основанная на 11-м издании Британской энциклопедии, 1911 г.
- ^ Антенор (Скульптор), размещенный здесь через Wayback Machine . Классическая энциклопедия, основанная на 11-м издании Британской энциклопедии, 1911 г.
- ^ Фидий подал сюда через Wayback Machine . Классическая энциклопедия, основанная на 11-м издании Британской энциклопедии, 1911 г.
- ^ ХЕМИНГУЭЙ И ХЕМИНГУЭЙ
- ^ Перейти обратно: а б с Греческая скульптура: архаический стиль . Энциклопедия ирландского и мирового искусства
- ^ СПАЙВИ, стр. 447-451.
- ^ МЮРРЕЙ, с. 93
- ^ УОТКИН, с. 17
- ^ Общество распространения полезных знаний, стр. 125-127.
- ^ КАССОН, с. 18
Библиография
[ редактировать ]- АРЧИБАЛЬД, Зося. «Северная Греция». В РААФЛАУБ, Курт и ВИС, Ханс ван (ред.). Спутник архаической Греции . Джон Уайли и сыновья, 2009 г.
- КАССОН, Стэнли. Некоторые современные скульпторы . Издательство Айер, 1928–1967 гг.
- КАННИНГЕМ, Лоуренс и РАЙХ, Джон. Культура и ценности: обзор гуманитарных наук . Cengage Learning, 2005 г.
- ИВЕРЛИ, Мэри Энн. Архаичная греческая конная скульптура . Издательство Мичиганского университета, 1995 г.
- ГОЛДХИЛЛ, Саймон и ОСБОРН, Робин. Переосмысление революций в Древней Греции . Издательство Кембриджского университета, 2006 г.
- ГУРАЛЬНИК, Е. Пропорции Куроя . АЖА, 1978 г.
- ХЕМИНГУЭЙ, Колетт и ХЕМИНГУЭЙ, Шон. «Этрусское искусство». В Хайльбрунне «Хронология истории искусств» . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000.
- ХЕРВИТ, Джеффри М. (2007). «Человеческая фигура в раннегреческой скульптуре и вазописи». В ШАПИРО, Генри. Кембриджский спутник архаичной Греции . Издательство Кембриджского университета, 2007 г.
- ХЕРВИТ, Джеффри М. (1985). Искусство и культура ранней Греции, 1100–480 гг . до н.э. Издательство Корнелльского университета, 1985 г.
- ЯНСОН, Хорст В. История искусства: западная традиция . Прентис Холл PTR, 2003.
- КЛЯЙНЕР, Фред. Искусство Гарднера сквозь века: глобальная история . Cengage Learning, Европа, Ближний Восток и Африка, 2008 г.
- ЛЕПСИЙ, Ричард. Письма из Египта, Эфиопии и Синайского полуострова . Герберт Бон, 1853 г.
- МАРКОНИ, Клементе. Храмовое убранство и культурная самобытность в архаичном греческом мире . Издательство Кембриджского университета, 2007 г.
- МАТТУШ, Кэрол К. Греческая бронзовая скульптура . Издательство Корнельского университета, 1988 г.
- МОРРИС, Ян. «Революция восьмого века». В РААФЛАУБ, Курт и ВИС, Ханс ван (ред.). Спутник архаической Греции . Джон Уайли и сыновья, 2009 г.
- МОРРИС, Сара. Дайдал и истоки греческого искусства . Издательство Принстонского университета, 1995 г.
- Мюррей, Александр С. История греческой скульптуры . Издательство Кессинджер, 1880–2004 гг.
- НАДИ, Хелен. «Божественность, возвышение и героизация: мысли о сидячей позе в ранней архаической греческой скульптуре». В ХАРСТВИКЕ, Ким Дж. И СТЕРДЖОН, Мэри Кэрол. Стефанос: этюды в честь Брунильды Сисмондо Риджуэй . Археологический музей Университета Пенсильвании, 1998 г.
- ОСБОРН, Робин (1998). Архаическое и классическое греческое искусство . Издательство Оксфордского университета, 1998 г.
- ОСБОРН, Робин (1994). «Смотрю – по-гречески: скульптурная девушка тоже разговаривает с женщинами?» В МОРРИС, Ян (ред.). Классическая Греция: древняя история и современная археология . Издательство Кембриджского университета, 1994 г.
- ПАТЕР, Уолтер. Греческие исследования . ООО «БиблиоБазар», 2008 г.
- ПАВСАНИАС. Описание Греции .
- ПОЛЛИТ, Джером . Искусство и опыт классической Греции . Издательство Кембриджского университета, 1972 г.
- ПОМЕРОЙ, Сара и др. Древняя Греция: политическая, социальная и культурная история . Издательство Оксфордского университета, США, 1999.
- РИХТЕР, Гизела. Курои, Архаическая греческая молодежь: исследование развития типа куроса в греческой скульптуре . Нова-Иорке: Хакерские книги, 1 988
- РОБЕРТСОН, Мартин. Краткая история греческого искусства . Издательство Кембриджского университета, 1981 г.
- САНСОНЕ, Дэвид. Древнегреческая цивилизация . Уайли-Блэквелл, 2004 г.
- СНОДГРАСС, Энтони. Архаическая Греция . Издательство Калифорнийского университета, 1981 г.
- Общество распространения полезных знаний. Пенни Циклопедия , Vol. XXI. Чарльз Найт и компания, 1841 г.
- СПАЙВИ, Найджел. «Бионические статуи». В ПАУЭЛЛ, Антон. Греческий мир . Рутледж, 1995 г.
- СТИБЕР, Мэри Клоринда. Поэтика появления в аттических кораях . Техасский университет Press, 2004 г.
- СТРАТЕН, Фолкерт Т. ван. Иера кала . БРИЛЛ, 1995.
- ТАННЕР, Джереми. Изобретение истории искусств в Древней Греции . Издательство Кембриджского университета, 2006 г.
- ВЕРНАНТ, Жан-Пьер. Смертные и бессмертные . Издательство Принстонского университета, 1991 г.
- УОТКИН, Дэвид. Жизнь и творчество Ч. Р. Кокерелла . Лондон: А. Цвеммер, 1974 г.
- УИТЛИ, Джеймс (2009). "Крит". В РААФЛАУБ, Курт и ВИС, Ханс ван (ред.). Спутник архаической Греции . Джон Уайли и сыновья, 2009 г.
- УИТЛИ, Джеймс (2001). Археология Древней Греции . Издательство Кембриджского университета, 2001.
- УИЛСОН, Найджел Гай. Энциклопедия Древней Греции . Рутледж, 2006 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Западная скульптура . Британская энциклопедия онлайн.
- Греческая скульптура: архаический стиль . Энциклопедия ирландского и мирового искусства.