Культура Албании
Эта статья является частью серии статей, посвященных |
Культура Албания |
---|
Албания • Портал общества |
Албанская культура или культура албанцев ( албанский : kultura shqiptare [kultuˈɾa ʃcipˈtaɾɛ] ) — термин, который воплощает в себе художественные , кулинарные , литературные , музыкальные , политические и социальные элементы , характерные для этнических албанцев , что подразумевает не только албанцев страны. Албании, но также албанцев Косово, Северной Македонии и Черногории, где этнические албанцы являются коренным населением. Албанская культура в значительной степени сформировалась под влиянием географии и истории Албании , Косово , части Черногории , части Северной Македонии и части Северной Греции , традиционной родины албанцев. Она выросла из палеобалканских культур, включая протоалбанскую , иллирийскую , фракийскую , дакийскую , с их языческими верованиями и специфическим образом жизни в лесистых районах далекой Южной Европы . Албанская культура также находилась под влиянием древних греков , римлян , византийцев и османов .
Название «албанцы» произошло от названия иллирийского племени албаноев , и их столицы в Альбанополисе отмеченного еще Птолемеем в древние времена . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Раньше албанцы называли свою страну Арбери или Арбени и называли себя Арбереше или Арбенесэ до шестнадцатого века как топоним Албания или Шкипния , а эндоним Шкиптаре или Шкиптаре постепенно заменил Арберию и Арбереш . [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Термины Шкиперия и Шкиптаре обычно интерпретируются соответственно как «Земля орлов» и «Дети орлов» / «Люди-орлы».
Средневековое латинское название страны, которую ее жители называли Шкипери (буквально «земля орлов», от shqiponje «орел»), как полагают, также произошло от средневекового греческого слова «Албания», возможно, происходящего от слова *alb «холм», существовавшего до IE. (также предлагается как источник Альп) или от корня ПИРОГА *albho- «белый». [ 10 ]
Поэтому земли албанцев могли быть названы в честь холмов, гор или гор с белыми снежными вершинами.
Другая связь между этимологией слова «албанский» и словом «белый» может быть обнаружена в слове «альб», одном из литургических облачений римско-католической, англиканской, лютеранской, методистской, пресвитерианской/реформаторской и конгрегационалистской церквей, обширном белом одеянии. доходит до лодыжек и обычно опоясывается поясом (разновидностью пояса, иногда из веревки, похожего на тот, который используется в монашеском одеянии, например, у францисканцев и капуцинов), от латинского albus, что означает белый. Это просто длинная белая льняная туника, которую использовали древние римляне. Как простая производная от обычной одежды первого века, альб очень рано был принят христианами, особенно духовенством для евхаристической литургии. В Европе раннего средневековья его также обычно носило светское духовенство в нелитургических целях. В настоящее время альб является общим облачением всех служителей мессы, как священнослужителей, так и мирян, и носится поверх рясы, но под любыми другими специальными облачениями, такими как палантин, далматический или ризный. [ 10 ]
Наиболее доминирующие традиционные албанские народные костюмы и платья действительно белые с черными вертикальными линиями, того же цвета, что и литургическое христианское облачение «альб», в честь которого, возможно, были названы люди, чьи традиционные складные костюмы напоминают «альба».
Помимо значения «белого» цвета в одежде, костюмах и платьях, слово «белый» встречается в традиционной албанской фразеологии (традиционные словосочетания типа «Fat bardhë», «faqe bardhë», «ardhshit të bardhë» и т. д.). ) и албанские устные традиции и мифология («Бардха», персонаж албанской мифологии, похожий на Зану, белых девушек или духов тумана).
Слово «белый» как в переносном значении, так и белый цвет в традиционных албанских костюмах, платьях и одежде, безусловно, являются одним из узнаваемых элементов традиционной албанской культуры.
Двуглавый орел является национальным и этническим символом всех албаноязычных народов. Символ появляется на резьбе по камню, датируемой десятым веком, когда было основано Княжество Арбанон . В то время он также использовался в качестве геральдического символа многими дворянскими семьями Албании. Двуглавый орел является символом храбрости, доблести, свободы и героизма. Этот символ теперь часто встречается на украшениях среди албанской диаспоры.
Албанцев можно разделить в культурном и языковом отношении на две группы, такие как северные геги и южные тоски . [ 11 ] [ 12 ] Демаркационной линией между обеими группами, основанной на диалекте, является река Шкумбин , пересекающая Албанию с востока на запад. [ 13 ] За пределами Албании на гегском языке в основном говорят албанцы Косово , северо-западной части Северной Македонии , Черногории и Хорватии ( Арбанаси ). С другой стороны, на тоске говорят албанцы Греции ( арваниты , чамсы ), юго-западной Северной Македонии и южной Италии ( арбереше ). Разнообразие между гегами и тосками может быть существенным, обе стороны твердо идентифицируют себя с общей национальной и этнической культурой.
На родине мусульман и христиан религиозная толерантность является одной из важнейших ценностей традиции албанского народа . Широко признано, что албанцам хорошо известны эти ценности, мирное сосуществование верующих различных религиозных общин в стране. [ 14 ] [ 15 ]
Благодаря своей долгой истории таких как, среди прочего, руины Бутринта , средневековые города Берат и Гирокастра , римский амфитеатр Дуррес Албания является домом для многих ценных памятников , , иллирийские гробницы и крепость Баштова . Другие примеры важного вклада в архитектуру можно найти в Аполлонии , Биллисе , Амантии , Финике , Шкодере и многих других. [ 16 ]
Несмотря на то, что Албания небольшая страна, она имеет три объекта в ЮНЕСКО Списке объектов всемирного наследия и один нематериального культурного наследия элемент . Кодексы Берата чрезвычайно важны для мирового сообщества, а также для развития древней библейской , литургической и агиографической литературы. [ 17 ] Поэтому в 2005 году он был внесен в реестр ЮНЕСКО » «Память мира .
Образ жизни
[ редактировать ]Закон
[ редактировать ]Канун в , всеобъемлющий сборник албанских традиционных обычаев и культурных обычаев, был систематизирован Леке Дукаджини средние века . Ученые предположили, что канун мог возникнуть из законов иллирийских племен, в то время как другие предположили, что он сохранил элементы индоевропейских доисторических эпох. [ 18 ] [ 19 ] Канун в значительной степени отражает историческое развитие албанцев на протяжении их бурной истории и представляет собой реальный закон, регулирующий различные аспекты жизни, включая обычаи, традиции и мудрость в Албании. [ 20 ]
Беса , «сдержать обещание», является албанским кодексом чести и важным компонентом албанской культуры. [ 21 ] Это одно из самых высоких и важных понятий Кануна, имеющих моральный и этический подтекст. Этот термин содержит данное слово или выполнение обещания или обязательства и гарантированное соглашение между благородными людьми.
В частности, Беса означает заботу о нуждающихся и гостеприимство к каждому человеку. Албания спасла и защитила почти 2000 евреев во время Холокоста . Вместо того, чтобы прятать евреев на чердаках или в лесу, албанцы давали им одежду, давали албанские имена и обращались с ними как с членами семьи.
нет никаких следов какой-либо дискриминации В Албании евреев , поскольку Албания сегодня является одной из редких стран в Европе , где не существует религиозных предрассудков и ненависти, хотя сами албанцы делятся на три веры . [ 22 ] - Герман Бернштейн
Фис (клан)
[ редактировать ]Традиционная албанская социальная структура основана на кланах ( по-албански : fise ), характеризующихся общей культурой , часто общим происхождением и общими социальными связями . В прошлом большинство из них защищали свою территорию и интересы от других кланов и внешних сил. [ 23 ]
Албанское племенное общество отчетливо кристаллизовалось в горах северной Албании и прилегающих районах Черногории , а также присутствовало в менее развитой системе на юге Албании . [ 24 ] Одним из наиболее специфических элементов албанской племенной структуры является ее зависимость от кануна Леке Дукаджини . [ 25 ]
Эта социальная структура была унаследована от древних иллирийцев , [ 26 ] [ 27 ] процветал до начала 20-го века и оставался в значительной степени нетронутым до прихода к власти коммунистического режима в 1944 году. [ 24 ]
Ода
[ редактировать ]Ода — это типичная большая комната в традиционном албанском доме, используемая хозяином для приема и развлечения гостей. [ 28 ] [ 29 ] Традиционно хозяином и гостями оды являются старики и женатые мужчины. До конца 20 века женщинам и мальчикам не разрешалось входить в комнату. В оде мужчины разговаривают, ведут политические дискуссии и поют эпические песни до позднего вечера . Во время «сеанса» оды исторические события и традиции передаются устно посредством дискуссий и песен. [ 30 ]
Праздники
[ редактировать ]Учитывая долгую и насыщенную историю Албании , по всей стране проводится несколько культурных и религиозных праздников. Албанцы в Албании, Косово и других странах празднуют свою независимость и День флага , проводятся различные церемонии, фестивали и концерты 28 ноября. В честь этого исторического дня в крупных городах, в том числе в Тиране и Приштине , проводятся праздничные и военные парады.
Рождество празднуют те, кто исповедует христианство . Байрам считается мусульманами праздником прощения, нравственной победы и мира, братства и единства. На этот праздник приносят в жертву овцу, раздавая мясо своей семье, друзьям и беднякам.
Другой языческий праздник – Летний день , особенно популярный в Эльбасане и Гирокастре . [ 32 ] Он отмечается 14 марта и призван ознаменовать окончание зимы, возрождение природы и возрождение духа албанцев. Ритуал дня начинается накануне с приготовления сладостей, таких как баллокуме, приготовленных в дровяной печи. Во время вечернего баллокуме сушеный инжир , грецкие орехи членам семьи раздаются , ножки индейки, вареные яйца и симите.
Dita e Mësuesit отмечается 7 марта с 1887 года и считается многими албанцами одним из самых важных праздников страны. Он посвящен открытию первой школы , где преподавание ведется на албанском языке в Корче .
Кухня
[ редактировать ]Албанская кухня , представитель средиземноморской кухни , развивалась на протяжении столетий социальных и экономических изменений и, что более важно, обусловлена различными факторами, которые находятся в тесном взаимодействии друг с другом, такими как небольшая гористая территория страны с девственными лесами, узкие долины, обширные равнины и благоприятный климат , предлагающий отличные условия для роста разнообразных овощей , трав и фруктов .
Еда является для албанцев важной составляющей их культуры и глубоко укоренена в истории , традициях и ценностях страны. Кулинарные традиции албанского народа разнообразны, но, тем не менее, оливковое масло является наиболее часто используемым растительным жиром времен производится в албанской кухне, который с древних по всей стране, особенно на побережье. [ 34 ]
В албанской кухне используются разнообразные ингредиенты, в том числе более широко доступные овощи, такие как кабачки , баклажаны , перец , помидоры , огурцы , картофель , капуста и шпинат , а также зерновые, такие как пшеница , сахарная кукуруза , ячмень и рожь . Травы и специи включают орегано , мяту , чеснок , лук и базилик . Широко используются сорта мяса баранины , козлятины , говядины , телятины , курицы и другой птицы . Учитывая непосредственную близость к морю, блюда из морепродуктов особенно популярны на албанском побережье Адриатического и Ионического морей .
Гостеприимство является фундаментальным обычаем албанского общества, а подача еды является неотъемлемой частью приема гостей и посетителей. Посетителей нередко приглашают поесть и выпить с местными жителями. Средневековый албанский кодекс чести , называемый Беса , заключался в том, что забота о гостях и незнакомцах была актом признания и благодарности. [ 21 ]
Религия
[ редактировать ]Христианство , ислам и иудаизм — традиционные религии Албании. Конституция . распространяет свободу религии на всех граждан, и правительство в целом уважает это право на практике Албания всегда считалась уникальной страной с точки зрения религии, и религиозная терпимость является одной из основных характеристик албанцев .
Христианство имеет долгую и насыщенную историю в стране, благодаря чему оно принадлежит к одной из самых древних стран христианства. Считается, что Дурресе еще во времена апостолов в проживало около семидесяти христианских семей . Апостол Павел был основателем архиепископства Дурреса, когда он проповедовал в Иллирии и Эпире . [ 36 ] [ 37 ] В одиннадцатом веке албанцы впервые появились в византийских источниках и к этому моменту уже были полностью христианизированы. Первым известным епископом Албании был епископ Скутари, основанный в 387 году в Шкодере . В конце семнадцатого века Папа Климент XI занимал пост Папы с 1700 по 1721 год. Он родился в семье албанца, происходящего из знатной семьи Альбани из региона Малеси-э-Мадхе в Албании.
Историю иудаизма в стране можно проследить до классической эпохи . Еврейская миграция из Римской империи считается наиболее вероятным источником появления первых евреев на территории страны. Возможно, он впервые прибыл в Албанию в первом веке до нашей эры. [ 38 ] Они построили первую синагогу в Саранде в начале пятого века. В шестнадцатом веке еврейские поселения существовали в большинстве крупных городов, таких как Берат , Эльбасан , Влёра , Дуррес , а также в Косово регионе .
Албания была единственной страной во время Холокоста в Европе , где еврейское население росло. [ 39 ] После массовой эмиграции в Израиль после падения коммунистического режима сегодня в стране осталось всего 200 албанских евреев. [ 40 ] [ 41 ] В 2010 году новая синагога «Хехал Шломо» начала оказывать услуги еврейской общине Тираны .
Ислам впервые прибыл в этот регион в девятом веке, когда арабы-мусульмане совершили набег на восточную часть Адриатического моря . [ 42 ] В пятнадцатом веке ислам стал религией большинства на протяжении веков османского правления, хотя значительное христианское меньшинство оставалось. После провозглашения независимости 28 ноября 1912 года албанский республиканский, монархический, а затем и коммунистический режимы проводили систематическую политику отделения религии от официальных функций и культурной жизни. Албания никогда не имела официальной государственной религии ни как республика, ни как королевство.
Искусство
[ редактировать ]Рисование
[ редактировать ]Искусство Албании имеет долгую и запоминающуюся историю, представленную во многих формах, таких как живопись , скульптура , мозаика и архитектура . Он демонстрирует большое разнообразие стилей в разных регионах и периодах. Тем не менее, страна также имеет неплохое наследие в области изобразительного искусства , особенно в виде фресок , фресок и икон , которые часто можно увидеть во многих старых сооружениях страны. [ нужна ссылка ]
Сохранившиеся памятники иллирийского , древнегреческого и римского искусства отличаются традицией сосредоточения внимания на человеческой фигуре и украшениях. Благодаря многочисленным археологическим открытиям в разных районах Албании были найдены многочисленные керамические , терракотовые и металлические изделия, принадлежащие иллирийцам , а также несколько скульптур и мозаик, принадлежащих древним грекам и римлянам.
Албанское средневековое искусство началось с Византийской империи , которая управляла подавляющим большинством Албании и Балканского полуострова . Первыми картинами были иконы и фрески с замечательным использованием цвета и золота . [ нужна ссылка ] Самым известным представителем албанского средневекового искусства был Онуфри , который отличался богатым использованием цветов и декоративных оттенков с некоторыми этнографическими национальными элементами, которые более заметны у его преемников Давида Селеницы , Костандина Шпатараку и братьев Зографи . [ 43 ]
Иллюминированные рукописи были еще одной важной особенностью албанского средневекового искусства. Кодексы Берата — это два древних Евангелия из Берата , датируемые шестым и девятым веками. Они представляют собой одно из самых ценных сокровищ албанского культурного наследия, которое было внесено в ЮНЕСКО реестр «Память мира» в 2005 году.
В пятнадцатом веке, во время османского вторжения, многие албанцы мигрировали из этого региона, спасаясь от различных социально-политических и экономических трудностей. Среди них средневековые художники Марко Басаити и Виктор Карпачи , скульптор и архитектор Андреа Николле Алекси и коллекционер произведений искусства Алессандро Альбани из семьи Альбани . [ 44 ] [ 45 ]
Османская империя правила страной и большей частью Балкан на протяжении почти пяти столетий. Это влияние было поглощено и переосмыслено благодаря обширному строительству мечетей , открывшему новый раздел в албанском искусстве - исламское искусство . [ 46 ]
В девятнадцатом веке начинается знаменательная эпоха для албанского искусства. Великие освободительные действия, начавшиеся с Призренской лиги в 1878 году, которые привели к независимости в 1912 году, создали климат для нового художественного движения , которое более реалистично отражало жизнь и историю, а импрессионизм и реализм стали доминировать. [ 47 ] [ 43 ]
Современное албанское искусство отражает борьбу обычных албанцев , однако новые художники используют разные художественные стили, чтобы передать это послание. Албанские художники продолжают двигать искусство вперед, хотя их искусство по-прежнему остается явно албанским по содержанию. Хотя среди албанских художников постмодернизм появился сравнительно недавно, есть ряд художников и произведений, известных во всем мире.
Архитектура
[ редактировать ]страны Архитектура отражает богатое разнообразие архитектурных стилей и уходит корнями в ее историю , культуру и религию . Влияние далеких социальных, религиозных и экзотических сообществ способствовало разнообразию архитектурного ландшафта Албании, которое богато раскрывается археологическими находками и, тем не менее, сохраняет определенную преемственность на протяжении всей истории.
Некоторые из самых ранних произведений, особенно иллирийцев , древних греков и римлян , разбросаны по всей стране. Лучшую коллекцию древней архитектуры можно найти в Бутринте на юго-западе, Аполлонии , Дурресе и Биллисе на западе, а также в Амантии и Финике на юге. Религия и королевская власть, похоже, не играли важной роли в планировании этих городов в то время.
В средние века развивались разнообразные архитектурные стили в виде жилых, оборонительных, культовых и инженерных сооружений. Объединение албанских княжеств привело к появлению Вароши, или кварталов за пределами городских стен. Примеры такого развития сосредоточены в Петреле , Круе , Тепелене и Леже, происходящих из феодального замка. Некоторые унаследованные исторические постройки были повреждены вторжением османских войск. Важно отметить, что Али-паше Тепелена начал крупную кампанию по строительству замков по всему Эпиру.
Намного раньше с появлением христианства появились церкви и монастыри, которые в то же время стали центрами большинства городов и поселков страны. Византийские церкви и османские мечети также являются лучшими образцами и наследием византийцев и османов, которые особенно ярко демонстрируются в Берат , Гирокастра и Корча регионах .
В восемнадцатом и девятнадцатом веках албанские средневековые города претерпели городские преобразования под руководством различных австро-венгерских и итальянских архитекторов, придав им вид западноевропейских городов. Особенно это можно увидеть в Тиране и Корче . Они представили такие архитектурные стили , как историзм , модерн , неоренессанс и неоклассицизм .
Одежда
[ редактировать ]Традиционная албанская одежда возникла в результате длительных процессов, которые отличали страну от других стран. Записанная история одежды восходит к классическим временам . [ 49 ] Он включает более двухсот различных форм одежды во всей Албании и соседних странах , включая, помимо прочего, албанцев Косово , Западной Северной Македонии , Южной Черногории , Италии и Греции .
Не что иное, как каждый культурный и географический регион Албании имеет свое особое разнообразие одежды, особенно яркое и богатое деталями. Костюмы часто украшены языческими символическими элементами иллирийцев , среди которых солнце, орлы, луны, звезды и змеи, но преимущественно орнамент в виде зигзагов и концентрических кругов, встречающийся в древние времена на Балканах, а также в национальных костюмах других балканских народов. . [ 50 ]
Эту одежду чаще всего носят в связи с особыми событиями и праздниками, в основном на этнических фестивалях, религиозных праздниках , свадьбах и танцевальными коллективами. Некоторые консервативные старики и женщины, в основном из северных и южных земель, носят эту традиционную одежду в своей повседневной жизни.
Они изготавливались в основном из продуктов местного сельского хозяйства и животноводства, таких как кожа, шерсть, лен, конопляное волокно и шелк. В наши дни текстиль все еще вышивается очень сложными древними узорами. Среди наиболее важных частей одежды - Келеше , или также известный как Плис , албанская шляпа , Килафе, Фустанелла , Кхублета , Кхамадан , Брез , Чорапе , Опинга и многие другие.
Одной из очевидных общих культурных черт гегских, тоскских и чамских албанцев является преобладание белого цвета в их национальной одежде/костюме с вариациями в форме и дизайне (гегские албанцы традиционно носили белые брюки, а тоскские и чамские албанцы традиционно носили белый килт). . Белый цвет, кажется, занимает особое место в албанской культуре, так как многие словосочетания включают в себя термин «белый» (алб. «бардх») как в прямом, так и в переносном смысле («фатбардх» — букв. «белая судьба» — рис. «хорошо»). удача», «факе бардх» — букв. «белое» лицо — рис. «чистое лицо» — «нетронутая честь», «ррофш са мале те бардха» — «Живи до тех пор, пока белые горы» — «снежные вершины» горы» и др.). Белая албанская тюбетейка, широко известная как «келеше » или «плис» , этимологически связанная с греческим «Пилос» или «Пилеус» , является одним из хорошо известных албанских культурных брендов.
Музыка
[ редактировать ]Албанская музыка очень разнообразна и основана на местных звуках и наследии. Народная музыка является важной частью национальной идентичности и имеет серьезные стилистические различия между традиционной музыкой северных гегов и южных лабов и тосков . Северные и южные традиции контрастируют суровым и героическим тоном севера и расслабленной формой юга. Албанская народная музыка имела влияние в соседних регионах, таких как Косово, Греция, Болгария и Турция, где проживает значительное количество албанцев . [ 51 ] [ 52 ]
Геги . известны своеобразным разнообразием певческой эпической поэзии Многие песни посвящены древней истории страны и постоянным албанским темам чести, гостеприимства, предательства и мести. Напротив, музыка Тоска мягкая, нежная и полифоническая по своей природе. Примечательно, что албанская изополифония с юга была объявлена ЮНЕСКО нематериальным культурным наследием человечества . [ 53 ]
Наряду с деф, чифтели и шарки используются на севере в стиле танцев и пастырских песен. Самодельные духовые инструменты традиционно используются пастухами северной Албании; к ним относятся зумарэ и лахута . Южане известны ансамблями, состоящими из скрипок , кларнетов , лахуты и дефа также .
Музыка в Албании простирается до древней Иллирии и Греции , с влиянием Римской , Византийской и Османской империй . [ 54 ] Это очевидно в археологических находках, таких как арены, одеоны , театральные здания и амфитеатры по всей Албании. Остатки храмов, библиотек, скульптур и картин древних танцоров, певцов и музыкальных инструментов были найдены на территориях, заселенных древними иллирийцами и древними греками. [ 54 ]
Традиция церковного пения исполнялась на протяжении всего Средневековья на территории страны хорами или солистами в церковных центрах, таких как Берат , Дуррес и Шкодер . [ 55 ] Средневековье в Албании включало хоровую музыку и традиционную музыку . [ 55 ] Шен Ян Кукузели , певец, композитор и музыкальный новатор албанского происхождения, является одним из первых известных музыкантов. [ 56 ]
Албания пережила очередную волну западного культурного влияния, которая привела к развитию многих ранее неизвестных явлений. Самый яркий пример — албанский рок, хип-хоп и поп-музыка, причем некоторые исполнители, получившие международное признание албанского происхождения из Албании , Косово или албанской диаспоры , такие как Action Bronson , Ava Max , Bebe Rexha , Dua Lipa , Era Istrefi , Elvana Гьята , Дафина Зекири , Альберт Станай, G4SHI , Эрмал Мета , Энка , Нойзи и Рита Ора .
Классическая музыка стала чрезвычайно популярной в девятнадцатом и двадцатом веках и была известна даже в самых сельских районах страны. Это определялось напряжением между композитором-классиком Мартином Гьока, Фан Ноли и Микелем Колики , которые придерживались национальной идентичности и добавляли религиозные и народные элементы в свои композиции. [ 57 ] Наиболее известные албанские сопрано и теноры получили также международное признание, среди наиболее известных - Инва Мула , Мари Края , Саймир Пиргу и Эрмонела Джахо .
Танец
[ редактировать ]Албанцы , традицию имеют богатую танцевальную с большим разнообразием хореографии и стилей, различающихся в зависимости от региона, главным образом потому, что Албания является страной с разнообразной топографией поэтому возникли различные разновидности танцев. Некоторые танцы древние и в определенной степени сохранились и по сей день. [ 58 ] Танцы албанцев, особенно гегов севера, имеют более сольный характер, чем танцы южных тосков , имеющие более социальный характер, выраженный в линейных и полукруговых танцах.
Язык
[ редактировать ]Албанский язык является наиболее распространенным языком в Албании . В нем есть два основных диалекта: тоск, на котором говорят на юге, и гег, на котором говорят на севере. Географической разделительной линией между этими диалектами, по-видимому, является река Шкумбин . Более того, албанские диалекты являются традиционными местными разновидностями и восходят к различным албанским племенам.
Албанский язык является индоевропейским языком и занимает самостоятельную ветвь внутри этой семьи. Ученые и лингвисты утверждают, что албанский язык произошел от древнего иллирийского языка , на котором говорили в западной части Балканского полуострова иллирийские племена . [ 59 ]
Сегодня на этом языке говорят в основном в Косово , Северной Македонии , Греции и Черногории . [ 60 ] Из-за большой албанской диаспоры по всему миру, многовековые общины, говорящие на албанских диалектах, особенно можно найти разбросанными в Греции ( Арванитика , Чам ), Италии ( Арбереше ), Южной Сербии и в Хорватии ( Арбанаси ). Однако общее количество носителей языка намного превышает число носителей языка в Южной Европе . Четыре диалекта включают тоскский албанский , гегский албанский , арбереш и арванитика . [ 61 ]
Большинство албанцев многоязычны и говорят на многих региональных и иностранных языках, таких как греческий , итальянский , сербохорватский , английский и другие.
Мифология
[ редактировать ]Мифология Албании состоит из мифов , легенд , фольклора , сказок и богов албанского народа . Многие персонажи его мифологии включены в «Песни воинов-пограничников» ( албанский : Këngë Kreshnikësh или Cikli i Kreshnikëve). Он разделен на две основные группы, такие как легенды о метаморфозах и исторические легенды. Албанская мифология берет свое начало от древних иллирийцев , населявших современную территорию Албании в классическое время . [ 62 ] Некоторые из легенд, песен и персонажей включают Бардху , Балоза , Э Букуру и Дхеут , Э Букуру и Сиеллит, Эн , Переди , Пренде , Томор и Зана и Малит .
Литература
[ редактировать ]Культурный ренессанс выразился, прежде всего, в развитии албанского языка в области церковных текстов и публикаций, главным образом в католическом регионе на Севере, но также и в Восточной Православной Церкви на Юге. Протестантские Гьон реформы укрепили надежды на развитие местного языка и литературной традиции, когда священнослужитель Бузуку перевел католическую литургию на албанский язык, пытаясь сделать для албанцев то же, что Лютер сделал для немецкого языка.
« Мешари » ( «Миссал ») Гьона Бузуку, опубликованный в 1555 году, считается одним из первых литературных произведений на письменном албанском языке. Усовершенствованный уровень языка и стабилизированная орфография, должно быть, являются результатом более ранней традиции письменного албанского языка, традиции, которая не совсем понятна. Однако есть некоторые фрагментарные свидетельства, датированные еще до Бузуку, которые указывают на то, что албанский язык был написан по крайней мере с 14 века.
Самые ранние свидетельства датируются 1332 годом нашей эры, когда речь идет о латинском отчете французского доминиканца Гильельмуса Адэ, архиепископа Антивари , который писал, что албанцы использовали латинские буквы в своих книгах , хотя их язык сильно отличался от латыни. Другие важные примеры включают в себя: формулу крещения ( Unte paghesont premenit Atit et Birit et spertit senit ) 1462 года, написанную на албанском языке в латинском тексте епископом Дурреса Энджелли Палом ; глоссарий албанских слов 1497 года Арнольда фон Харфа, немца, путешествовавшего по Албании, и фрагмент Библии XV века из Евангелия от Матфея , также на албанском языке, но написанный греческими буквами.
Албанские сочинения этих веков, должно быть, были не только религиозными текстами, но и историческими хрониками. О них упоминает гуманист Марин Барлети , который в своей книге «Рретими и Шкодрес » (Осада Шкодера) (1504) подтверждает, что он листал подобные хроники, написанные на языке народа ( in vernacula lingua ), а также его биография Скандербега Historia de vita et gestis Scanderbegi Epirotarum principis (История Скандербега) (1508 г.). История Скандербега до сих пор является основой исследований Скандербега и считается албанским культурным достоянием, жизненно важным для формирования албанского национального самосознания.
В XVI и XVII веках появились катехизис «Embësuame krishterë» ( «Христианское учение» ) Леке Матренги в 1592 году, «Doktrina e krishterë» («Христианское учение») в 1618 году и «Rituale romanum» в 1621 году Пьетера Буди , первого автора оригинальной албанской прозы и поэзия, апология Джорджа Кастриота в 1636 году Франга Барди , опубликовавшего также словарь и фольклорные произведения, богословско-философский договор Cuneus Prophetarum ( «Группа пророков ») в 1685 году Пьетера Богдани , самой универсальной личности албанского средневековья , были опубликованы на албанском языке .
Сегодня самым известным современным писателем Албании является Исмаил Кадаре (1936–2024), чьи романы переведены на 45 языков. [ 63 ] С романами «Генерал мертвой армии» (1963), «Осада» (1970), «Каменная хроника» (1971), «Трёхарочный мост» (1978), «Разбитый апрель» (1980), «Досье на Х.» (1981), «Дворец грез» (1981), «Пирамида» (1992); и «Преемник» (2002), Кадаре вывел албанскую литературу в русло современной европейской литературы.
Центральная тема творчества Кадаре — тоталитаризм и его механизмы. [ 64 ] Его работы представляют собой художественную энциклопедию албанской жизни. Философия, верования, драматургия, историко-культурные традиции Албании, профильтрованные через творчество писателя, в творчестве Кадаре выражают жизненную силу духовной культуры албанского народа. Кадаре создает современную прозу, широко используя исторические аналогии , притчи и ассоциации, албанские легенды и мифологию. Начиная с эпического мира средневековых легенд и баллад , проза Кадаре «обновляет» древние народные традиции , показывая их актуальность для современного мира.
В 1992 году Кадаре был удостоен Мировой премии Cino Del Duca ; в 1998 году премия Гердера ; в 2005 году — первая Международная Букеровская премия ; в 2009 году — Премия принца Астурийского в области искусств; а в 2015 году — Иерусалимская премия . Он был награжден премией Пак Кённи в 2019 году и Международной литературной премией Нойштадта в 2020 году. [ 65 ] В 1996 году Франция сделала его иностранным сотрудником академии моральных и политических наук Французской , а в 2016 году он стал лауреатом Командора Почетного легиона . Он был номинирован на Нобелевскую премию по литературе 15 раз. С 1990-х годов обе основные политические партии Албании просили Кадаре стать президентом Албании по обоюдному согласию , но он отказался.
Член жюри, выдвигавший его кандидатуру на Нойштадтскую премию, писал: «Кадаре является преемником Франца Кафки . Никто со времен Кафки не вникал в адский механизм тоталитарной власти и ее влияние на человеческую душу с такой гипнотической глубиной, как Кадаре». Его произведения также сравнивают с произведениями Николая Гоголя , Джорджа Оруэлла , Габриэля Гарсиа Маркеса , Милана Кундеры и Бальзака . Живя в Албании во времена строгой цензуры, Кадаре разработал хитрые уловки, чтобы перехитрить коммунистических цензоров, запретивших три его книги, используя такие приемы, как притчи, мифы, басни, народные сказки, аллегории и легенды, приправленные двусмысленностью. , аллюзии, инсинуации, сатира и закодированные сообщения. В 1990 году, спасаясь от коммунистического режима и его Сигурими, тайной полиции он сбежал в Париж. Газета «Нью-Йорк Таймс» писала, что он был национальным деятелем в Албании, сравнимым по популярности, возможно, с Марком Твеном в Соединенных Штатах, и что «вряд ли найдется албанская семья без книги Кадаре». Некоторые считают Кадаре одним из величайших писателей и интеллектуалов 20 и 21 веков. [ 66 ] [ 67 ] [ 68 ]
Свадебные традиции
[ редактировать ]Платье мусульманской невесты отличается элегантностью и прозрачностью, в платье католички можно увидеть насыщенность цветов. Платье католической невесты отличается живописностью и гармонией. Существует два типа мусульманских свадебных платьев. Один выполнен на «шаджаке» (большой кусок шерсти) и с цветочными мотивами связан с «гайтаном» (разновидностью веревки) черного хлопка, иногда смешанного с зеленым. Второй выполнен из того же материала, но красного цвета. В отличие от первого, здесь мотивы обогащены яркими красками. Разница между этими двумя платьями в том, что в первом платье мотивы занимают всю площадь, а во втором - небольшую часть спереди и сзади. Эти платья имеют пояс, украшенный золотыми и зернистыми ожерельями красного, розового и оранжевого цветов, которые вместе создают теплую поверхность. Здесь мотивов очень мало.
- Платье католической невесты Шкодрана
Платье выполнено из прозрачно-белой, блестящей, мягкой ткани, которая распространяется по всему телу и призвано напоминать о спокойствии и теплой чистоте. Эта концепция традиции достигается за счет белого цвета основного материала и золотой нити поверх него. Это платье представляет собой «барнавеке»: что-то вроде очень длинных брюк, похожих на юбку.
- Солома
В ритуальных песнях упоминаются различные элементы, содержащие «паджа» (произносится как пайя ) девушки, то есть товары, которые родители дают дочери для ношения, для обустройства дома, подарки для ее мужа и близких родственников. Элементы обычно изготавливаются путем ткачества одежды на ткацких станках . Приготовление паджи для родителей невесты – это удовольствие, а значит и выполнение обязательств перед дочерью.
- награда
«Дхунти» по-шкодерски означает подарки, которые жених готовит невесте во время помолвки, в основном одежду, украшения, золотые украшения и мелочи, которые присылают ей за несколько дней до свадьбы. Помимо полученных семьей отца, невеста принимает множество подарков от жениха и его семьи. «Дхунтия», имевшая значительную денежную ценность, готовилась семьей мальчика с большой тщательностью, поскольку в некотором роде олицетворяла уважение и любовь к его юной невесте, которой были сделаны эти подарки, любовь к своему сыну, на котором он женился. в то же время было также представление семьи в ее экономическом и эстетическом плане. В «дхунти» было достаточно одежды и предметов для использования во все времена, в радости и в горе, что выражало особое внимание к роли женщины.
Спорт
[ редактировать ]Спорт является популярным культурным занятием в Албании и очень популярен среди населения. Албанцы участвуют в нескольких спортивных мероприятиях, начиная с 19 века.
Футбол
[ редактировать ]Ассоциативный футбол - самый популярный вид спорта в Албании. Это относится к началу 20 века.
Футбольная ассоциация Албании была основана в июне 1930 года. Она была принята в члены ФИФА в 1932 году и стала членом-учредителем УЕФА в 1954 году.
См. также
[ редактировать ]- История Албании
- География Албании
- Национальные символы Албании
- албанизация
- Албанский язык
- Иллирийский язык
- Мессапийский язык
- Кофейная культура
- Хлеб и соль
- Альбанофилия
- Культурное наследие Албании
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ллоши 1999, с. 277. «Сегодняшние албанцы называют себя шкиптаре, свою страну шкипери и свой язык шкипе. Эти термины вошли в употребление между концом 17 и началом 18 веков. Иностранцы называют их albanesi (итальянский), Albaner (немецкий). , албанцы (английский), Alvanos (греческий) и Arbanasi (старый сербский), страна Албания, Albanie, Albanien, Alvania и Albanija, а также языки Albanese, Albanisch, Alvanish, Alvaniki и Arbanashki соответственно. происходит от названия Албанои иллирийского племени и их центра Альбанополиса, отмеченного александрийским астрономом Птолемеем во II веке нашей эры, могло быть множественное число от аль-арб-, обозначающее жителей равнин.
- ^ Малькольм 1998, с. 29. «Нет никакой тайны в происхождении этого названия. Во втором веке Птолемей упомянул племя под названием «Альбанои» и разместил их город «Альбанополис» где-то к востоку от Дурреса».
- ^ Менику и Кампос 2012, с. 2. «Албанский язык — индоевропейский язык, но, подобно современному греческому и армянскому, он не имеет какого-либо другого близкородственного живого языка. Внутри индоевропейской семьи он образует собственную группу. В албанском языке язык Албания называется шкипери, а албанцы называют себя шкиптаре. До пятнадцатого века этот язык был известен как арберишт или арбништ, которое до сих пор используется для обозначения языка в Италии и Греции. В Греции на албанском языке говорили как арванитика. Во втором веке нашей эры Птолемей, александрийский математик, астроном и географ, использовал имя Албаной для обозначения иллирийского племени, которое в средние века проживало на территории нынешней центральной Албании. Эта территория называлась Арбанори или Албанон. Очевидно, что слова Арбереш, Арванитика и даже Албанский и Албания связаны с более древним названием языка».
- ^ Рамадан Мармуллаку - 1975, Албания и албанцы - Страница 5
- ^ Земля орлов: поездка по забытой стране Европы (изд. Робина Хэнбери-Тенисона). ИБТаурис. 30 июня 2014 г. с. 17. ISBN 9781780765020 .
- ^ «www.pinocacozza.it» . www.pinocacozza.it .
- ^ Казанова. «Радио-Арбереш.eu» . Архивировано из оригинала 2 апреля 2010 года . Проверено 13 сентября 2014 г.
- ^ Христос Фрашери. История Албании (Краткий обзор) . Тирана, 1964 год.
- ^ Ллоши, Джеват. «Албанский язык» (PDF) . Программа развития ООН. Архивировано из оригинала (PDF) 9 июля 2011 года . Проверено 9 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Альб | Этимология, происхождение и значение слова альб по этимонлине» .
- ^ Племена Албании: история, общество и культура (ред. Роберта Элси). ИБТаурис, 2015. 24 апреля 2015. с. 2. ISBN 9780857739322 .
- ^ Элси, Роберт. «Географическое положение» . албанский язык .
- ^ Мате Капови, Анна Джакалоне Рамат, Паоло Рамат (20 января 2017 г.). Индоевропейские языки - серия о языковых семьях Рутледж Тейлор и Фрэнсис, 2017. с. 552. ИСБН 9781317391531 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ ЮНЕСКО. «Остров мира: документальный фильм о религиозном сосуществовании в Албании» . сайт ЮНЕСКО . п. 1 . Проверено 22 июля 2011 г.
- ^ Би-би-си. «Страна, славящаяся толерантностью» . bbc.com . п. 1.
- ^ Центр, Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Бутринт» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО .
- ^ ЮНЕСКО . «ФОРМА НОМИНАЦИИ ВСЕМИРНОГО РЕГИСТРА ПАМЯТИ Codex Beratinus 1 и 2» (PDF) . сайт ЮНЕСКО .
- ^ Дукаджини, Л., Жецов, С., Фокс, Л. Канон Леке Дукаджини . Gjonlekaj Publishing Co., 1989. с. xvi.
- ^ Канчик, Юбер; Шнайдер, Хельмут (2002). Новая энциклопедия Поли Древнего мира Брилла. Классическая традиция . Брилл. п. 92. ИСБН 90-04-14221-5 .
- ^ Университет Мальмё . «КАНУН ЛЕКИ ДУКАГЖИНИ СРЕДИ КОСОВААЛЬБАНЦЕВ В ШВЕЦИИ» (PDF) . muep.mau.se . Мальмё.
- ^ Jump up to: а б Садику, Мирджона (10 июля 2014 г.). «Страница 1 Традиция чести, гостеприимства и кровной мести: изучение обычного права Кануна в современной Албании» (PDF) . Балканский обзор социальных наук . 3 : 11–14.
- ^ Всемирный центр памяти Холокоста. «Беса: Кодекс чести - албанцы-мусульмане, спасавшие евреев во время Холокоста» . yadvashem.org .
- ^ Элси, Роберт (2015). Племена Албании: история, общество и культура . ИБ Таурис. п. 1. ISBN 978-1-78453-401-1 .
- ^ Jump up to: а б Элси 2015 , стр. 1.
- ^ Галати, Майкл Л. (2002). «Моделирование формирования и эволюции иллирийской племенной системы: этнографические и археологические аналоги». В Паркинсоне, Уильям А. (ред.). Археология племенных обществ . Книги Бергана. стр. 109–121. ISBN 1789201713 .
- ^ Галаты 2002 , стр. 109–121.
- ^ Вильяр, Франциско (1996). Индоевропейцы и происхождение Европы (на испанском языке). Мадрид: Гредос. п. 316. ИСБН 84-249-1787-1 .
- ^ Костовикова, Дениса (2005). Косово: политика идентичности и пространства . Рутледж. стр. 113–114. ISBN 0-415-34806-4 . .
- ^ Ланцингер, Маргарет (2006). Женские движения: сети и дебаты в посткоммунистических странах XIX и XX веков . Бёлау Верлаг Кёльн, Веймар, Вена. п. 244. ИСБН 3-412-32205-9 . .
- ^ Ланцингер 2006 , стр. 244.
- ^ «Косово сегодня отмечает День независимости Албании» . Газетаэкспресс.com . Приштина. 28 ноября 2016 г. Архивировано из оригинала 12 февраля 2018 г. Проверено 11 февраля 2018 г.
- ^ «Летний день, торжества начались еще до Рождества Христова» . albanja.com (на албанском языке). 14 марта 2012 г. Архивировано из оригинала 12 февраля 2018 г. . Проверено 11 февраля 2018 г.
- ^ «Цепочка создания стоимости оливок и оливкового масла в Албании» (PDF) . Eastagri.org . стр. 38–39.
- ^ С. Вело; Д. Топи. «Потенциал производства оливкового масла из местных сортов Албании» (PDF) . ijoer.com . Тирана.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Кэннон, Мэй Элиз (25 января 2013 г.). Справедливая духовность: как практика веры питает социальные действия . Межвузовская пресса. п. 19. ISBN 978-0-8308-3775-5 . Проверено 3 сентября 2016 г.
Когда мать Терезу спросили о ее личной истории, она ответила: «По крови я албанка. По гражданству индиец. По вере я католическая монахиня. Что касается моего призвания, то я принадлежу миру. Что касается моего сердца, то я полностью принадлежу Сердцу Иисуса».
- ^ Тоннес, Бернхард. «Религиозные преследования в Албании» (PDF) . biblicalstudies.org.uk .
- ^ «Раннее христианство – Албания – Христианские служения Реформации – Албания и Косово» . реформация.edu . Архивировано из оригинала 18 сентября 2020 г. Проверено 2 июля 2017 г.
- ^ Еврейская виртуальная библиотека. «Албания» . Виртуальный тур по еврейской истории: Албания . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 27 августа 2012 г.
- ^ Самер, Харои (1997), «Спасение в Албании: сто процентов евреев в Албании спасены от Холокоста», Евреи Албании, Калифорния: Brunswick Press, заархивировано из оригинала 10 мая 2008 г., получено 21 октября 2012 г.
- ^ «В Албании состоялась инаугурация первого главного раввина - Еврейская сцена Израиля, Ynetnews» . Инетньюс . Ynetnews.com. 17 декабря 2010 года . Проверено 15 февраля 2014 г.
- ^ Шейб, Ариэль. «Виртуальный еврейский тур по Албании» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 15 февраля 2014 г.
- ^ Нильсен, Йорген; Акгонул, Самим; Алибашич, Ахмет; Рациус, Эгдунас (2013). «Албания» . Ежегодник мусульман Европы . Том. 5. Лейден, Бостон, Нью-Йорк: Брилл. п. 23. ISBN 9789004255869 . Проверено 12 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Роберт Элси: Арти Шкиптар» . www.albanianart.net . Проверено 22 ноября 2015 г.
- ^ Художественная галерея Уокера. Годовой отчет и бюллетень Художественной галереи Уокера, Ливерпуль .
Андреа Алесси, архитектор и скульптор, был уроженцем Дураццо в Албании и, возможно, имел местное, а не итальянское происхождение.
- ^ Бабингер, Франц (1962). «Албанское происхождение художника Марко Басаити (ок. 1470 – ок. 1530)». Действует. Венетоский институт наук, литературы и искусства, класс моральных наук и литературы . СХХ: 497–500.
- ^ Эдмонд Манахаса, Илькнур Актуг Колай. «Наблюдения за существующими османскими мечетями в Албании» (PDF) . az.itu.edu.tr. Архивировано из оригинала (PDF) 27 сентября 2020 г. Проверено 17 февраля 2018 г.
- ^ Ноултон, МэриЛи (2005). Албания - Группа 23 от Cultures of the world . Маршалл Кавендиш, 2004. стр. 102–103. ISBN 9780761418528 .
- ^ ЮНЕСКО . «Бутринт» . whc.unesco.org .
- ^ «Албания» , Энциклопедия национальной одежды: традиционная одежда стран мира , ABC-CLIO, 2013, с. 16, ISBN 9780313376368
- ^ Белкаид, Лейла (2013), «Албания» , в Кондре, Джилл (ред.), Энциклопедия национальной одежды: традиционная одежда во всем мире , том. Я, ABC-CLIO, с. 16, ISBN 9780313376368
- ^ Би-би-си (4 августа 2016 г.). «Открытие увлечения албанской народной музыкой сазе» . bbc.co.uk.
- ^ «История музыки в Турции» . Les Arts Turcs . 1 мая 1999 года. Архивировано из оригинала 9 мая 2008 года . Проверено 11 февраля 2018 г.
- ^ ЮНЕСКО . «Албанская народная изополифония» . ich.unesco.org .
- ^ Jump up to: а б Махони, Маринела. «Исследование полифонической народной музыки Албании» (PDF) . репозиторий.up.ac.za . п. 28. Архивировано из оригинала (PDF) 16 августа 2017 г. Проверено 17 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Карлов университет . «Хоровая музыка в Албании» . is.cuni.cz. Архивировано из оригинала (PDF) 26 декабря 2017 г. Проверено 17 февраля 2018 г.
- ^ Элси, Роберт (19 марта 2010 г.). Мои книги Мои книги по истории в Google Play Исторический словарь Албании . Пугало Пресс, 2010. с. 252. ИСБН 9780810873803 .
- ^ «Традиции классической музыки в Албании» . frosina.org . 8 декабря 2008 г.
- ^ Кук, Ино (27 февраля 2015 г.). Путешествие вокального Iso(n ) Издательство Cambridge Scholars Publishing, 2015. с. 16. ISBN 9781443875783 .
- ^ Энциклопедия индоевропейской культуры Дж. П. Мэллори, Дугласа К. Адамса. Издание: иллюстрировано. Опубликовано Тейлором и Фрэнсисом, 1997 г. ISBN 978-1-884964-98-5 , ISBN 978-1-884964-98-5 ( «Хотя есть некоторые лексические элементы, которые, по-видимому, являются общими для румынского (и, соответственно, дакийского) и албанского языков, на сегодняшний день самые сильные связи можно утверждать между албанским и иллирийским». стр. 11 ) Краткая энциклопедия языков мира Кейт Браун, автор Сары Огилви Кейт Браун, Сара Огилви Издание: иллюстрировано Опубликовано Elsevier, 2008 г. ISBN 978-0-08-087774-7 , ISBN 978-0-08-087774-7 ( «Албанский язык представляет собой единую ветвь индоевропейской семьи языков. Его часто считают родственным иллирийскому, плохо подтвержденному языку, на котором говорили на Западных Балканах в классические времена» страница 22)
- ^ Проект Евромозаика (2006). «Арваниты/албанцы в Греции» (на французском языке). Брюссель: Европейская комиссия . Проверено 16 марта 2009 г.
- ^ Мейдини, Фатьона (3 мая 2013 г.). «Албания стремится зарегистрировать свою огромную диаспору» . Балканский взгляд . Проверено 17 января 2017 г.
- ^ Боннефуа, Ив (1993). Американская, африканская и древнеевропейская мифологии . Издательство Чикагского университета . п. 253 . ISBN 0-226-06457-3 .
- ^ «Кадаре отмечает свой день рождения, 60 лет творчества переведено на 45 языков мира — газета Мапо» . mapo.al Архивировано из оригинала 29 сентября 2017 года . Проверено 29 сентября 2017 г.
- ^ Фонд принцессы Астурийской (24 июня 2009 г.). «Исмаил Кадаре, лауреат премии принца Астурийского в области литературы» . Фонд принцессы Астурийской . Проверено 25 марта 2017 г.
- ^ Семени, Ллазар (5 октября 2020 г.). «Албанский писатель Исмаил Кадаре награжден Нойштадтской премией» . АП Новости .
- ^ «Исмаил Кадаре - Лауреаты Премии принцессы Астурийской в области литературы 2009» . Фонд принцессы Астурийской .
- ^ «Исмаил Кадаре, лауреат премии принца Астурийского в области литературы» . Фонд принцессы Астурийской. 24 июня 2009 года . Проверено 12 марта 2017 г.
- ^ Хосе Карлос Родриго Брето (2018). Исмаил Кадаре: Великая стратегия (на испанском языке). Барселона: Подземные издания. стр. 317–318. ISBN 978-84-947802-0-2 .
И пусть эта книга станет началом целой серии эссе, которые я смогу построить, чтобы расширить и углубиться в творчество писателя, которого я считаю самым важным в 21 веке и одним из самых важных во второй половине века. 20 век.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Министерство культуры Албании
- Национальная библиотека Албании
- 48 албанских пословиц
- Книги об Албании и албанском народе (scribd.com). Справочник книг (и некоторых журнальных статей) об Албании и албанском народе; их история, язык, происхождение, культура, литература и т. д. Книги, являющиеся общественным достоянием, полностью доступны в Интернете.