Пилеус (шляпа)
Пилеус латыни ( древнегреческий : πῖλος , пилос ; также пиллеус или пиллеум на ( ) — войлочная шапка без полей, которую носили в Древней Греции , Этрурии , Иллирии особенно в Паннонии ), [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] позже также введен в Древний Рим . [ 5 ] Шпилеус также появляется на апулийской краснофигурной керамике .
Пилос вместе с петасо были наиболее распространенными типами головных уборов в архаической и классической эпохе (8–4 века до н. э.) Греции. [ 6 ] В V веке до нашей эры в Древней Греции начал появляться бронзовый вариант, который стал популярным пехотным шлемом. Иногда на нем был гребень из конского волоса. [ 7 ] Греческий пилос напоминал римский и этрусский пилеус, которые обычно делались из войлока. [ 8 ] Греческий пилидион ( pilidion ) и латинский Pilleolus представляли собой уменьшенные версии, похожие на тюбетейку .
Подобные кепки носили в поздней античности и раннем средневековье в различных частях Европы, как это видно из галльской и франкской одежды. [ 8 ] Албанская и прилегающих районах традиционная фетровая шапка « плис» , которую сегодня носят в Албании , Косово , произошла от аналогичной фетровой шапки, которую носили древние иллирийцы .
Заостренный вариант под названием Pileus cornutus служил отличительным знаком еврейского народа Священной Римской империи на протяжении пяти веков (XII–XVII вв.). [ 9 ]
Имя
[ редактировать ]В древности кепку называли pil(l)eus или pilos , что означало разновидность войлока. [ 10 ] Считается, что греческий πῖλος pilos , латинский pellis , албанский plis , а также древневерхненемецкий filiz и праславянский *pьlsty происходят от общего протоиндоевропейского корня, означающего «войлок». [ 11 ]
История
[ редактировать ]Древняя Греция
[ редактировать ]Пилос имеет
[ редактировать ]Пилос ) ( греч . πίλος, войлок [ 12 ] ) была типичной конической шляпой в Древней Греции среди путешественников, рабочих и моряков, хотя иногда предпочтение отдавалось и низкой версии с широкими полями, известной как петасос . [ 13 ] Он может быть выполнен из фетра или кожи. Пилос вместе с петасо были наиболее распространенными типами головных уборов в архаической и классической эпохе (8–4 века до н. э.) Греции. [ 6 ]
Шапки пилоса часто идентифицируют мифических близнецов или Диоскуров, Кастора и Поллукса , изображенных в скульптурах, барельефах и на древней керамике. Их шляпки предположительно были остатками яйца, из которого они вылупились. [ 14 ] Пилос появляется на вотивных фигурках мальчиков в святилище Кабейри в Фивах , Кабейрионе . [ 15 ]
На войне шлем типа пилос часто носил легкая пехота пельтаст в сочетании с экзомисом , но его носила и тяжелая пехота. [ нужна ссылка ]
На различных художественных изображениях средневизантийского периода изображены солдаты в шапках-пилосах. [ 16 ]
Пилос шлем
[ редактировать ]В V веке до нашей эры греки разработали шлем пилос, который произошел от одноименной шляпы. [ 17 ] Этот шлем был сделан из бронзы и имел ту же форму, что и пилос, который, предположительно, иногда носили под шлемом для удобства, что привело к конической форме шлема. [ 18 ] Некоторые историки предполагают, что шлем пилос получил широкое распространение в некоторых греческих городах, таких как Спарта . [ 19 ] [ 4 ] однако не существует никакого основного исторического источника или каких-либо археологических свидетельств, которые позволили бы предположить, что Спарта или любое другое греческое государство использовало бы шлем стандартным образом для своих армий. Что заставило историков поверить в то, что шлем был широко распространен в таких местах, как Спарта, так это, среди прочего, предполагаемое развитие тактики боя, требующей от пехоты полного обзора и мобильности. [ 19 ] Однако многие другие типы греческих шлемов имели схожий дизайн с пилосами, когда дело касалось видимости, например, конос или халкидийские шлемы.
Этрурия
[ редактировать ]Имея греческое происхождение, шлем Пилос носился в поздний этрусский период местными армиями в регионе. [ 20 ]
Иллирия
[ редактировать ]Так называемая «иллирийская шапка» в период Тетрархии была также известна как «Панонийский пилей». [ 1 ] Таким образом, в период императорских солдат влияние иллирийских провинций Римской империи было очевидным, например, широкое использование паннонского пилея. [ 3 ]
Албанская . традиционная фетровая шапка ( албанский : plis , родственный слову pilos) [ 11 ] и Pileus ) произошли от аналогичной войлочной шапки, которую носили иллирийцы . [ 21 ] [ 22 ] Латинский словарь 1542 года De revestiaria libellus, взятый из Байфио, приравнивал албанскую шляпу к кырбасии и описывал ее как «высокую шляпу [шляпу] в форме конуса » . [ 23 ]
Иллириец, носящий пилей, был нерешительно идентифицирован на римском фризе из Тилура в Далмации; памятник мог быть частью трофейной базы, возведенной римлянами после Великого иллирийского восстания (6–9 до н.э.). [ 24 ]
Цилиндрическая фетровая шапка с плоским верхом из меха или кожи возникла в Паннонии и стала известна как паннонская шапка ( pileus pannonicus ). [ 25 ] [ 10 ] [ 26 ] [ 3 ] [ 1 ]
Рим
[ редактировать ]Римский пилеус напоминал греческий пилос и часто изготавливался из войлока. [ 8 ] В Древнем Риме раб освобождался во время церемонии, во время которой претор касался раба жезлом, называемым виндикта , и объявлял его свободным. Голову раба брили и надевали на нее пилей. И виндикта , и кепка считались символами Либертас , богини, олицетворяющей свободу. [ 27 ]
Жезл и шляпа были частью законного ритуала освобождения . Сторонний adsertor libertatis (утверждающий свободу, не рабовладелец и не порабощенный) заявил бы: Hunc Ego hominem ex jure Quiritum liberum esse aio (я заявляю, что этот человек свободен) , используя «vindicta» (один из нескольких типов освобождения). Юридический ритуал был явно задуман как борьба с рабством в интересах расширения прав и возможностей всех членов общества, даже тех, кто по закону не мог напрямую добиваться этого, например, порабощенных, и чтобы гарантировать постоянство свободы. [ 28 ]
В одном словаре классической античности XIX века говорится: «У римлян войлочная шапка была эмблемой свободы. Когда раб получал свободу, ему брили голову и носили вместо волос неокрашенный волос». [ 29 ] Следовательно, фраза servos adpileum vocare — это призыв к свободе, с помощью которого рабов часто призывали взяться за оружие с обещанием свободы ( Liv. XXIV.32). Фигура Свободы на некоторых монетах Антонина Пия , отчеканенных в 145 году нашей эры, держит эту шапку в правой руке. [ 30 ]
В период Тетрархии паннонская фуражка ( pileus pannonicus ) была принята в качестве основной военной фуражки римской армии, вплоть до 6 века нашей эры; его носили легковооруженные или не при исполнении служебных обязанностей солдаты, а также рабочие. [ 2 ] [ 3 ] [ 10 ] Он часто появляется в римских произведениях искусства, в частности в мозаиках, конца III века нашей эры. Самый ранний сохранившийся образец шляпы был найден в римском каменоломне Монс Клавдиан , в восточной пустыне Египта , и датирован 100–120 гг. н.э.; он имеет темно-зеленый цвет и похож на низкую феску или шляпу-таблетку . [ 10 ] [ 31 ]
Более поздние периоды и варианты
[ редактировать ]Подобные кепки носили в поздней античности и раннем средневековье в различных частях Европы, как это видно из галльской и франкской одежды, особенно в эпоху Меровингов и Каролингов . [ 8 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Древнегреческий шлем типа пилос, 450–425 гг. до н. э.
-
Одиссей в пилосе. Древнегреческая краснофигурная ситула из Апулии , ок. 360 г. до н.э., Национальный археологический музей, Неаполь.
-
Кастор в шлеме, напоминающем пилос, аттический краснофигурный чашечка - кратер , ок. 460–450 до н.э.
-
Пилеус в особенно идентифицирует Диоскуров (здесь на колоссальной статуе поздней античности в Кампидольо Риме).
-
Джон Уилкс, изображенный Хогартом с кепкой Свободы на шесте, которую иногда носили на публичных демонстрациях в 18 веке.
-
Древнегреческие шлемы. Верхняя линия слева направо: шлем иллирийского типа , коринфский шлем . Нижняя линия слева направо: шлем фригийского типа , шлем Пилея с орнаментом из оливковой ветви, шлем халкидиана . Государственные антикенсаммлунгены
-
Часть римской мозаики , изображающая Одиссея на Скиросе, раскрывающего замаскированного Ахилла . [ 32 ] из Ла-Ольмеды , Педроса-де-ла-Вега , Испания, V век нашей эры.
-
Тетрархи Сан , порфировая статуя в венецианской базилике -Марко , изображают императора Диоклетиана и трех его имперских коллег. Все носят шерстяные «паннонские» шапки- шляпы , которые носили офицеры поздней армии.
См. также
[ редактировать ]- Фригийский колпак
- Аттический шлем
- Бородатый
- Шлем из кабаньего клыка
- Жемчужины Беотии
- Кегельхельм
- Шляпа ведьмы
- Тюбетейка
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Вагнер, Хендрик (2021). Позднеантичный Рим и городская римская сенаторская аристократия (395–455 гг. Н.э.): Древнее историко-археологическое исследование . Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. п. 375. ИСБН 9783110727630 .
Его можно узнать по «иллирийской шапке», так называемому Pileus Pannonicus, известному, среди прочего, по известным группам тетрархов в Венеции и мозаике Амбулацио на площади Армерина «Солдаты, берущие под стражу Петра или Павла». также носите этот головной убор на саркофагах (например, саркофаг lunius bassus).
- ^ Перейти обратно: а б Клеланд, Лиза; Дэвис, Гленис; Ллевеллин-Джонс, Ллойд (2007). Греческое и римское платье от А до Я. Рутледж. п. 88. ИСБН 978-0-203-93880-5 .
Паннония и Иллирия, по-видимому, также были особенно связаны со шляпами. Плавт (...) высмеивает иллирийскую шляпу, настолько большую, что ее владелец выглядит как гриб. Pilleus Pannonicus, шляпа-таблетка, перенятая из Паннонии римскими солдатами в конце третьего века нашей эры, стала носиться почти исключительно позднеимперскими военными.
- ^ Перейти обратно: а б с д Рокко, Марко (2012). Позднеантичная римская армия: настойчивости и цезуры от Северов до Феодосия I. Исследования и проекты: гуманитарные науки. Университетская библиотека. п. 557. ИСБН 9788862922302 .
Особенно в период солдат-императоров явно преобладало влияние иллирийских провинций, проявившееся в широком распространении паннонского пиллея, поясов с кольцевыми пряжками и туники с длинными рукавами, называемой далматикой.
- ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл, Дункан Б. (2012). Спартанский воин 735–331 гг . до н.э. Издательство Блумсбери. п. 34. ISBN 978-1849087018 .
- ^ «шляпа» , Британская энциклопедия.
- ^ Перейти обратно: а б Ли, Мирей М. (12 января 2015 г.). Тело, одежда и идентичность в Древней Греции . Издательство Кембриджского университета. п. 160. ИСБН 978-1-107-05536-0 .
Пилос... периоды.
- ^ Обер, Джесси (2012). «Краткая история греческих шлемов» . Интернет-журнал AncientPlanet . 2:15 . Проверено 1 августа 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ярвуд, Дорин (1 января 2011 г.). Иллюстрированная энциклопедия мирового костюма . Курьерская корпорация. п. 65. ИСБН 978-0-486-43380-6 .
Греческий пилос... Каролингское платье.
- ^ ЛЮБРИЧ, НАОМИ (2015). «Странствующая шляпа: варианты средневековой еврейской остроконечной шапки» . Еврейская история . 29 (3/4): 203–244. дои : 10.1007/s10835-015-9250-5 . ISSN 0334-701X . JSTOR 24709777 . S2CID 159821873 . Проверено 6 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Саммер, Грэм; Д'Амато, Рафаэле (2009). Вооружение и доспехи римского императорского солдата . Фронтовые книги . п. 218. ИСБН 978-1-84832-512-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Владимир Орел (1998). Албанский этимологический словарь . Академический паб «Брилл». п. 334. ИСБН 9004110240 .
- ^ πῖλος , Генри Джордж Лидделл, Роберт Скотт, Греко-английский лексикон , о Персее
- ^ Сакс, Дэвид; Мюррей, Освин (1995). Словарь древнегреческого мира . Издательство Оксфордского университета. п. 62 . ISBN 9780195112061 .
«Путешественники, рабочие и моряки могли носить коническую шапку, известную как пилос; путешественники, охотники и другие иногда носили низкую шапку с широкими полями (петасос).
- ^ Джон Цецес , О Ликофроне , отмечено Карлом Кереньи в книге «Герои греков» , 1959:107, примечание 584.
- ^ Уолтер Буркерт . Греческая религия , 1985:281.
- ^ Алмаз, Хариклея; Василиу, Анастасия (19 декабря 2019 г.). В Софии Матитефсантес: Очерки византийской материальной культуры и общества в честь Софии Калописси-Верти . ООО «Археопресс Паблишинг» п. 229. ИСБН 978-1-78969-263-1 .
Большинство из них... πίλος.
- ^ Эверсон, Тим (18 ноября 2004 г.). Война в Древней Греции: оружие и доспехи от героев Гомера до Александра Великого . Историческая пресса. п. 55. ИСБН 978-0-7524-9506-4 .
греки также разработали пилосские, беотийские и фракийские шлемы, которые вскоре вытеснили по популярности первые. Шлем Пилос произошел от фетровой шапки под названием Пилос.
- ^ Ник Секунда, Спартанская армия , стр.30
- ^ Перейти обратно: а б Джесси Оберт, Краткая история греческих шлемов , стр.16.
- ^ Д'Амато, Рафаэле; Андреа Салимбети (20 сентября 2018 г.). Этруски: IX–II вв. до н.э. Издательство Блумсбери. п. 50. ISBN 978-1-4728-2832-3 .
Шлем пилос греческого происхождения.
- ^ Стипчевич, Александр (1977). Иллирийцы: история и культура . Серия «История и культура». Нойес Пресс. п. 89. ИСБН 0815550529 .
Принято считать, и это справедливо, что современная албанская шапка произошла непосредственно от аналогичной шапки, которую носили иллирийцы, праотцы албанцев.
- ^ Косья, Реджеп (1982). Albanologiques Recherches: Folklore et ethnologie . Албанологический институт Приштины. п. 52 . Проверено 14 апреля 2013 г.
В рамках одежды с иллирийскими влияниями, зафиксированными до сих пор, встречаются тиркис, складки, белая полусферическая клетка, гочхуфи-гезофи и др.
- ^ Бернис, Кармен (1969). «Обмены в эпоху Возрождения между испанской модой и модой Центральной и Восточной Европы (Венгерской, албанской и турецкой)». В Роше, Дьёрдь (ред.). Материалы XXII Международного конгресса истории искусств, Будапешт, 1969: Общая эволюция и региональные события в истории искусства (на французском языке). Полет. 1. Академический Киадо (опубликовано в 1972 г.). п. 706.
Латинский словарь BAYFIO. «De revestiaria», опубликованная в Париже в 1542 году, представляет собой интересное свидетельство того, что на Западе албанскую шляпу считали высокой шляпой. В этом словаре «кибария» [кирбасия] описывается как албанская шляпа или как «pileus altus in speciem coni eductus».
- ^ Полито, Эухенио (1998). Fulgentibusarmis: введение в изучение фризов древнего оружия . ЭРМА БРЕТШНАЙДЕРА. пп. 61, 155–156. ISBN 9788870629927 .
- ^ Шренк, Сабина (2006). Текстиль на месте: места его находки в Египте и соседних странах в первом тысячелетии нашей эры . Abegg-Stiftung. п. 154. ИСБН 978-3-905014-29-7 .
- ^ Купер, Стивен Эндрю (2005). Толкование Мариуса Викторина на Послание к Галатам . Издательство Оксфордского университета . п. 74. ИСБН 978-0-19-152077-8 .
- ^ Кобб, TRR (1858 г.). Расследование закона о рабстве негров в Соединенных Штатах Америки . Филадельфия: Т. и Дж. В. Джонсон. п. 285 , 285н2.
- ^ Лиж, Ричард Уильям (1920). Римское частное право, основанное на «институтах» Гая и Юстиниана — 3-е издание . Макмиллан и компания с ограниченной ответственностью. п. 53-54 , 53н2. Закон был призван увеличить свободу, а не продолжать позволять обществу застаиваться в условиях византийской династии (Юстиниану приписывают эту политику «восстановления империи»). Юридически провозглашая внутреннюю свободу человека, даже на вымышленных основаниях, например, manumissio censu (свобода, обусловленная гражданством на основе переписи, которая не существовала из-за порабощения) , рабам было разрешено улучшить свое положение. Объявив его неотъемлемой частью, работорговцы, выступающие против классовой мобильности, могли сделать вид, что согласны с ним. Если бы они согласились, поработитель повторил бы это заявление. (С опциональным Пилеем?) В случае молчания поработителя они будут вынуждены согласиться с претором. Со временем ритуал стал более универсальным, простым и ненужным; оно может быть исполнено без присутствия третьей стороны или даже без участия третьих лиц (manumissio minus justa) (без беспристрастного слушания) . Все виды освобождения (включая использование «Виндикты» и «Пилея») в совокупности считались «unummissiones legitimae» (законными) . Тем не менее, это подразумевало постоянную гарантированную свободу из-за отсутствия помощи со стороны преторов ренегерам, желающим снова поработить.
- ^ πίλεον λευκόν, Диодор Сицилийский Exc. Нога. 22 с. 625, изд. Весс.; Плаут. Амфитеатр И.1.306; Персий , В.82
- ^ Йейтс, Джеймс. Уильяма Смита Запись «Пилей» в «Словаре греческих и римских древностей» ( Джон Мюррей , Лондон, 1875 г.).
- ^ Бендер Йоргенсен, Лиза (2018). «Текстиль из Монса Клавдиана, Абу Шаара и других римских памятников Восточной пустыни». . В Брюне, Жан-Пьер; Фаушер, Томас; Редон, Беранжер (ред.). Восточная пустыня Египта в греко-римский период: археологические отчеты . Коллеж де Франс . ISBN 9782722604889 .
- ^ Документация о «Романской вилле де Ольмеда» с фотографией всей мозаики под названием «Aquiles en el gineceo de Licomedes» («Ахиллес в Ликомеда »). серале [ нужна проверка ]
Библиография
[ редактировать ]- Самнер, Грэм (2003). Римская военная одежда (2) 200–400 гг . н.э. ISBN 978-1841765594 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Секунда, Николас и Крюк, Адам (2000). Греческий гоплит 480–323 гг . до н.э. Издательство Оспри. ISBN 1-85532-867-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Институт Франции - греческий костюм (PDF на французском языке)
- Античность - коринфский шлем и волосы.
- Краткая история греческих шлемов Джесси Оберта - Интернет-журнал AncientPlanet Vol. 2 (2012), 48 – 59
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 3 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 980. «похожий на пилеус или пилеолус (тюбетейку)»