Пышная шапка

Шляпа бунтал — это традиционная соломенная шляпа из Филиппин, сотканная из волокон, извлеченных из черешков листьев пальмы бури . Его традиционно носят фермеры, работающие в полях, и он был основным экспортным товаром Филиппин в первой половине 20 века. Его также можно сочетать с полуформальным тагальским баронгом или неформальной одеждой . Его основными центрами производства являются Баливаг, Булакан и (исторически) Сариайя и Таябас в провинции Кесон. Шляпы бунтал, производимые в Баливаге, также иногда известны как шляпы балибунтал ( сочетание слов «баливаг» и «бунтал») и считаются более совершенными по качеству, чем другие типы головных уборов бунтал.
Шляпы бунтал традиционно вплетались в широкополые фермерские шляпы для внутреннего рынка. Более поздние версии шляпы с использованием смягченных волокон и более тонкого плетения ткут в форме, напоминающей федору , и ее часто путают и продают как очень похожую панамскую шляпу или под названием «Бангкокская шляпа» . Эти версии характеризуются прочностью, но легкостью и более шелковистой текстурой, чем панамы. Из него также можно соткать другие формы, в том числе женские плетеные широкополые солнцезащитные шляпы, известные как шляпа баливаг (также названная в честь города Баливаг). [1] Шляпы Buntal также иногда известны как шляпа parabuntal , восточно-индийская панама или итальянская соломенная шляпа . [2]
Производство
[ редактировать ]
Шляпы бунтала изготавливаются из волокна бунтала, полученного из пальм бури ( Corypha spp.). Большую часть волокон бунтала производят на плантациях бури в провинции Кесон . Традиционно его добывают из семи- и десятилетних пальм бури. От трех до шести стеблей листьев (длиной не менее 6 футов (1,8 м)) срезают с дерева дважды в год. У основания стебля снимают кожу, а обнаженные волокна бьют лезвием боло до тех пор, пока они не разделятся на пучки. Название волокна происходит от этого процесса ( buntal на тагальском языке означает «ударять» или «бить»). Верхняя часть стебля также очищается от кожицы. Затем весь стебель привязывают к столбу для поддержки. Пучки обнаженных волокон отбираются из битой части и затем вручную выдергиваются из стебля. При каждом вытягивании можно получить от 1 до 5 волокон, а на каждом стебле — от четырех до шести пучков волокон (известных как мереса ), в зависимости от состояния стебля и ловкости работника. Однако современные бунтальные волокна также можно извлечь более простым методом: исправление . [4]
История
[ редактировать ]
Первоначально шляпы бунтал производились в основном в городах Сариая и Таябас из-за плантаций пальм бури в провинции Кесон . Ранние версии шляпы бунтала представляли собой широкополые фермерские шляпы, в которых использовались несмягченные полоски волокна бунтала. Между 1907 и 1909 годами промышленность расширилась до Балиуага, Булакан , первоначально представленного Мариано Девезой, родом из Лукбана, Кесон . Внедрить плетение головных уборов в Балиуаге было легко, поскольку в городе уже существовала ткацкая промышленность, производившая текстиль, пануэло (косынки), тапи , а также плетеные шляпы из бамбуковой соломы. Производство шляп бунтал в Балиуаге было дополнительно усовершенствовано Долорес Маникис, которая смягчила волокна с помощью деревянного валика, известного как илухан . Этот процесс был тщательным, поскольку слишком частое использование валика может привести к тому, что волокна станут слишком хрупкими. В результате появились волокна бунтала, из которых можно было плести шляпы с более тонким переплетением и текстурой. [4]
К 1910 году производство головных уборов было кустарным промыслом в Балиуаге . Несколько человек часто специализируются на разных частях шляпы и работают вместе в процессе сборки. Однако заводов как таковых не было. Вместо этого шляпы ткут различные домашние хозяйства в сельской местности, которые затем поставляют их торговцам. Ткачихами были исключительно женщины, обычно домохозяйки. [4] Промышленность была настолько велика, что на каждое домашнее хозяйство приходился по крайней мере один ткач. [5]
К 1920-м годам шляпы экспортировались на Филиппины, часто выдавая их за очень похожую панамскую шляпу или под названием «Бангкокская шляпа». Однако в 1923 году китайские производители из Гонконга наняли ткачей шляп с Филиппин. Освоив процесс ткачества, они затем начали массово производить шляпы из балибунтала, используя волокна бунтала, импортированные с Филиппин. Это повлияло на местную промышленность до такой степени, что представитель Антонио Вильярама попытался принять законопроект о запрете экспорта бунтального волокна (но безуспешно). [4]
Из-за конкуренции со стороны китайских фабрик индустрия производства головных уборов пришла в упадок до 1960-х годов, когда она снова была возрождена семьей Виллонес из Сариайи, Кесон. Их шляпы в основном закупались у поставщиков из Балиуага, хотя они также покупали шляпы в близлежащих городах Булакан , Пампанга и Нуэва-Эсиха . Их шляпы в основном экспортировались в США, Мексику и Италию. На долю семьи приходилось около четверти всего ежемесячного производства шляп-бантал в 1960-х годах. [4]
Однако отрасль снова находится под угрозой исчезновения из-за растущей нехватки квалифицированной рабочей силы и снижения спроса. Большинство оставшихся ткачей бунтала — пожилые люди. Правительство Балиуага принимает меры по продвижению шляп-бантал на местный рынок. [4] [5] [6]
В 2011 году Розарио Кисон-Баутиста, одна из последних оставшихся ткачей в Балиуаге, также начала проект по обучению навыкам плетения бунтала заключенных в тюрьме провинции Булакан из-за отсутствия интереса среди молодежи в Булакане. Она продает заключенным сырое волокно и выкупает готовые шляпы. Это обеспечивает им доход, сохраняя при этом традиции ткачества бунтала. [7]
В популярной культуре
[ редактировать ]Каждый год в мае Баливаг отмечает 10-дневный «Фестиваль Бунтала». [4] [5]
Похожие шапки
[ редактировать ]Шляпы бунтал можно принять за аналогичные филиппинские шляпы, также сделанные из пальмы бури, шляпу бури и шляпу каласиао . Они отличаются от шляпы-бунталь тем, что сделаны из разных частей ладони. Шляпы бури изготавливаются из нераскрывшихся листьев пальмы бури, а шляпы каласиао — из средних жилок нераскрывшихся листьев. Подобные шляпы традиционно изготавливаются на Филиппинах и из других материалов, наиболее распространены бамбуковые шляпы из бамбуковой соломы и шляпа-сабутан из листьев пандана . [1]
Галерея
[ редактировать ]-
Шляпа-бунтал из музея и библиотеки Балиуаг.
-
Шляпа-бунтал с круглой тульей из музея и библиотеки Балиуага.
-
Женская шляпа-бунтал на выставке фестиваля Бунталь в SM City Baliwag
-
Шляпа-бантал от Baliwag.
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Пикард, Эдвард Т. (21 октября 1929 г.). «Филиппинское производство и внешняя торговля головными уборами» . Коммерческие отчеты (40): 154–156.
- ^ Ниланд, Натали (1925). Руководства по товарам для розничных продавцов: Millinery . Компания AW Shaw. п. 19.
- ^ «Филиппинская пальма, выращивающая шляпы» . Звонок из Сан-Франциско . 112 (30): 4. 30 июня 1912.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Геварра, Олдрин В. (26 января 2015 г.). «От Кесона до Булакана: прослеживание происхождения шляпы Баливаг Бантал» . Многопрофильные исследования JPAIR . 19 (1): 42–59. дои : 10.7719/jpair.v19i1.310 .
- ^ Jump up to: а б с Блабо, Дино (3 мая 2009 г.). «Балиуаг празднует плетение бунтала » ФилСтар Глобал . Получено 24 февраля ,
- ^ «Балиуаг обращается к молодежи с призывом спасти шляпу-бунтал» . Манильский бюллетень . 28 мая 2017 года . Проверено 24 февраля 2020 г.
- ^ Рейес-Эстроп, Кармела (28 мая 2011 г.). «В Австралии обнаружены шляпы, изготовленные «ткацами-заключенными Булакана» » . Филиппинский Daily Inquirer . Проверено 24 февраля 2020 г.