Штраймель


Штраймель шапка , ( идиш : שטרײַמל штраймл , множественное число: שטרײַמלעך штраймлех или שטרײַמלען штраймлен ) — меховая которую носят некоторые -ашкенази евреи , в основном члены хасидского иудаизма , в субботу , еврейские праздники и другие праздничные дни. . [1] В Иерусалиме штраймель также носят евреи-литваки (нехасиды, принадлежащие к первоначальной ашкеназской общине Иерусалима, также известной как перушим ). его могут носить мальчики после достижения бар-мицвы Штраймель обычно носят после свадьбы, хотя в некоторых общинах .
История
[ редактировать ]Существуют предположения о происхождении штраймеля. По разным теориям, оно татарского , турецкого , русского или польского происхождения. [2] происхождения, но установить четкую хронологию не представляется возможным. [3] Распространено мнение, что штраймель был адаптирован евреями, жившими в Европе, как теплая зимняя шапка. [4] возможно, вдохновленный дворянством; [5] [2] [6] [7] Штраймель по конструкции сравним с меховыми шапками, которые исторически носили дворяне-язычники и простолюдины по всей Европе и России. [7] [8] По данным Еврейского исторического института в Варшаве, штраймель мог появиться в период 17 века, когда восточные костюмы считались модными среди дворянства Речи Посполитой ( сарматизм ). [8] Одна из легенд гласит, что первоначальной причиной принятия штраймеля было то, что евреев заставляли носить хвост животного в качестве публичного унижения. [4]
Виды штреймелей
[ редактировать ]

Штраймели, которые носили хасиды Галиции , Румынии и Венгрии , а также литовские евреи вплоть до 20-го века, были сделаны из большого круглого куска черного бархата, окруженного мехом. [ нужна ссылка ]
Хасиды, происходящие из Конгресса Польши, носят высокий штреймель (часто называемый сподиком ). [ нужна ссылка ] Штраймель Ребе династий и направлен Сколье вверх Ружина . [9]
Символизм
[ редактировать ]Несмотря на то, что у евреев-мужчин существует строгий религиозный обычай покрывать голову , с точки зрения еврейского закона использование штраймеля в качестве головного убора не имеет религиозного значения. Однако считается, что ношение двух головных уборов (штраймель всегда носят поверх ермолки ) добавляет дополнительных духовных достоинств, плюс наличие прекрасного мастерства добавляет обычаю украшения и почета. [ нужна ссылка ] Такой головной убор носят в особых случаях (например, в субботу ), в синагоге или должностными лицами, такими как раввины. [ нужна ссылка ]
По словам раввина Аарона Вертхайма, раввин Пинхас из Корца (1726–1791) заявил, что «[t] аббревиатура слова Шаббат: Штраймель Бимком Тфиллин - штреймель заменяет тфилин ». [10] Поскольку ношение специальной одежды в Шаббат является формой освящения, у хасидов Галиции и Венгрии штраймель ассоциируется со святостью Шабата, короны , которую носят королевские особы, которая усиливает и украшает Шаббат. [ нужна ссылка ]
Арнон утверждает, что определенное значение имеет количество мехов, использованных при изготовлении штраймеля. Общие числа — 13, 18 и 26, соответствующие Тринадцати Атрибутам Милосердия соответственно , числовому значению ( гематрии ) слова «жизнь» ( иврит : חי ) и числовому значению Тетраграмматона . [11] Современный штреймлах может включать большее количество хвостов. По крайней мере, один мастер создает штраймелах с 42 хвостами, символизирующими 42-буквенное Божественное Имя. [9]
Ортодоксальные евреи-мужчины могут быть очень консервативны в отношении головных уборов, а некоторые традиционные евреи до сих пор носят шляпы-федоры или хомбурги . [12]
Производство
[ редактировать ]Штраймель обычно изготавливается на заказ из хвостов канадского или русского соболя , куницы буковой , куницы баум ( европейской куницы сосны ) или серой лисицы . Штраймель почти всегда является самым дорогим предметом хасидской одежды. [13] Обычно, но не всегда, штраймель для жениха покупает отец невесты на его свадьбе . [9] В настоящее время в США принято покупать два штреймеля; более дешевая версия, называемая regen shtreimel («дождевой штреймель»), предназначена для тех случаев, когда дорогая может быть повреждена. [9] В Израиле из-за экономического положения большинства членов хасидской общины в этой стране подавляющее большинство носителей штраймеля владеют только одним штраймелем. Производители штраймеля ( shtreimel machers ) держат свое ремесло в строжайшем секрете. [14]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Блюменталь, Ральф (10 мая 2009 г.). «Когда он говорит о шляпах, базовый черный — это только начало» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 2 августа 2017 г. Проверено 11 мая 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Хасидский Штраймель» . www.europeana.eu . Архивировано из оригинала 28 июля 2021 г. Проверено 28 июля 2021 г.
- ^ Данна Лорч (17 мая 2018 г.). «Стили штраймеля определяются тенденциями в такой же степени, как и традициями, даже для хасидов» . The Forward Association, Inc. Архивировано из оригинала 9 декабря 2019 года . Проверено 9 декабря 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «О сподиках и штреймлях » . «Джерузалем Пост» . 17 июля 2014 г. Архивировано из оригинала 02 декабря 2020 г. Проверено 3 февраля 2021 г.
- ^ Берел Вейн: Живые евреи: ценности, практики и традиции, с. 111; стр. 247–248. Публикации Месоры, 2002.
- ^ «Еврейская одежда» . Мое еврейское образование . Архивировано из оригинала 18 января 2021 г. Проверено 3 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Штреймельс и Сподикс» . njop.org . Архивировано из оригинала 10 февраля 2021 г. Проверено 4 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «УДАЛЕНИЕ» . Архивировано из оригинала 5 августа 2020 г. Проверено 11 марта 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Еврейские концепции: Штраймель» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 20 октября 2023 г.
- ^ Halachos V'halichos B'chasidus, p. 196
- ^ Арнон, стр.88
- ^ «Черная ортодоксальная еврейская шляпа» . 9 апреля 2019 года. Архивировано из оригинала 17 июня 2019 года . Проверено 17 июня 2019 г.
- ^ Фельдмар, Джейми (20 сентября 2011 г.). «Вильямсбургский хулиган поднимает священную хасидскую шляпу!» . Архивировано из оригинала 22 марта 2019 г. Проверено 22 марта 2019 г.
- ^ Арнон стр.208
Общая библиография
[ редактировать ]- Арнон, Дэн (1995). ( на иврите Шляпа на все времена ) Тель-Авив: Ам Овед. ISBN 965-13-1021-9 .
- Филиппы, Дитер (2009). Коллекция Philippi - Головные уборы веры, религии и духовности . Санкт-Бенно Верлаг, Лейпциг. ISBN 978-3-7462-2800-6 .
