Jump to content

Litvaks

(Перенаправлено с «Евреи-литваки» )
Litvaks
Регионы со значительной численностью населения
 Литва 2,800 [ 1 ]
Языки
Религия
иудаизм
Родственные этнические группы
Другие евреи-ашкенази
Белорусские евреи , русские евреи , латвийские евреи , украинские евреи , эстонские евреи , польские евреи
Карта, показывающая процент евреев в черте оседлости в Российской империи ок. 1905 год .

Литваки ( идиш : ליטװאַקעס ) или Литаим ( иврит : לִיטָאִים ) — евреи , имеющие корни на территории бывшего Великого княжества Литовского (охватывающего современную Литву , Белоруссию , Латвию , северо-восточные Сувалкский и Белостокский регионы Польши , как а также прилегающие территории современной России и Украины ). Этот термин иногда используется для обозначения всех евреев-харедим , которые следуют ашкеназскому , нехасидскому стилю жизни и обучения, независимо от их этнического происхождения. [ 2 ] Район, где жили литваки, на идише называется ליטע ‎ Lite , отсюда и еврейский термин Литаим ( Литовцы ) . [ 3 ]

Ни один другой еврей не был более тесно связан со специфически литовским городом, чем Виленский Гаон (на идише «гений Вильны »), раввин Илия бен Соломон Залман (1720–1797), если дать его редко используемое полное имя, помог сделать Вильну (современный Вильнюс) мировой центр изучения Талмуда. Хаим Граде (1910–1982) родился в Вильно, городе, о котором он будет писать.

В межвоенной Литовской Республике проживала большая и влиятельная еврейская община, члены которой либо бежали из страны, либо были убиты, когда в Литве в 1941 году начался Холокост. До Второй мировой войны еврейское население Литвы составляло около 160 000 человек, или около 7% от общей численности населения. [ 4 ] было более 110 синагог и 10 иешив . Только в Вильнюсе [ 5 ] По данным переписи 2005 года, в Литве проживает 4007 евреев – 0,12 процента от общей численности населения страны. [ 6 ]

Вильно (Вильнюс) было оккупировано нацистской Германией в июне 1941 года. В течение нескольких месяцев эта знаменитая еврейская община была опустошена, более двух третей ее населения было убито. [ нужны разъяснения ]

По данным Института исследований еврейской политики, по состоянию на 1 января 2016 года основное еврейское население Литвы оценивается в 2700 человек (0,09% от общей численности населения), а расширенное еврейское население оценивается в 6500 человек (0,23% от общей численности населения). более широкое население). Еврейское население Литвы сконцентрировано в столице страны Вильнюсе с более мелкими населенными пунктами, включая Клайпеду и Каунас .

Этимология

[ редактировать ]

Идишское « прилагательное ליטוויש литвиш» означает «литовец»: существительное для литовского еврея — литвак . Сам термин «Литвак» происходит от «Литвак» , польского термина, обозначающего «человек из Литвы», который, однако, вышел из употребления до 19 века, будучи вытеснен в этом значении Литвином только для того, чтобы быть возрожденным около 1880 года в более узком значении слова «литвак». «Литовский еврей». Под «Литвой» здесь подразумевается территория бывшего Великого княжества Литовского .

Из основных диалектов идиш в Европе на диалекте литвише идиш ( литовский идиш ) говорили евреи в Литве, Беларуси, Латвии, Эстонии и северо-восточной Польше, включая Сувалки, Ломжу и Белосток.

Однако после спора между хасидами и миснагдимами , в котором литовские академии были центром оппозиции хасидизму, слово «литовский» стало иметь значение миснагдического (нехасидского) иудаизма в целом и стало использоваться для всех евреев. которые следуют традициям великих литовских иешив, независимо от того, действительно ли их предки были выходцами из Литвы. В современном Израиле слово «литаим» (литовцы) часто используется для обозначения всех евреев- харедим , которые не являются хасидами (а не хардалимами или сефардскими харедим ). Другие выражения, используемые для этой цели, — ешивише и Миснагдим . Оба слова «Литвише» и «Литаим» несколько вводят в заблуждение, поскольку есть также евреи-хасиды из Большой Литвы и много литваков, которые не являются харедим. С другой стороны, термин «миснагдим» («противники») несколько устарел, поскольку оппозиция между двумя группами потеряла большую часть своей актуальности. Ешива также проблематична, потому что хасиды теперь используют ешивот так же, как и евреи-литвише.

Этническая принадлежность, религиозные обычаи и наследие

[ редактировать ]
Портрет литовской ешивы студентов

Характерно «литовский» подход к иудаизму отличался концентрацией на высокоинтеллектуальном изучении Талмуда . Литва стала центром традиционалистской оппозиции хасидизму . Они называли себя « миснагдим » (противниками) хасидов. Литовские традиционалисты полагали, что хасиды представляют угрозу для соблюдения галахических правил из-за определенных каббалистических верований, которых придерживаются хасиды, которые, если их неправильно истолковать, могут привести к ереси, как считали франкисты . [ 7 ] Различия между группами выросли до такой степени, что в массовом восприятии термины «литовский» и « неправильно понятый » стали практически взаимозаменяемыми терминами. Однако значительное меньшинство литваков принадлежит к хасидским группам , включая Хабад , Слоним , Карлин-Столин , Карлин (Пинск) , Лехович , Амдур и Койданов . С распространением Просвещения многие литовцы стали приверженцами движения Хаскала (еврейского Просвещения) в Восточной Европе, стремясь к лучшей интеграции в европейское общество, и сегодня многие ведущие ученые, ученые и философы имеют литовское еврейское происхождение.

Самым известным литовским еврейским учебным заведением была Воложинская иешива , которая послужила образцом для большинства более поздних иешив. двадцатого века «Литовские» ешивы включают Поневеж , Тельше , Мир , Кельм и Слабодку , которые носят имена своих литовских предков. Американские «потомки» литовского движения ешивы включают раввина ешивы Хаима Берлина , раввина Исаака Эльханана, духовную семинарию , ешивы рабейну Исраэль Меир ха-Коэн («Хофец Хаим») и Бет Медраш Говоха («Лейквуд»), а также множество других основанных ешив. учениками основателя Лейквуда, раввина Аарона Котлера .

В теоретическом изучении Талмуда ведущими авторитетами Литвы были Хаим Соловейчик и школа Брискера ; конкурирующими подходами были подходы иешив Мир и Тельше. В практической галахе литовцы традиционно следовали « Арух ха-Шулхан» , хотя сегодня «литовские» ешивы предпочитают Мишну Беруру , которая считается одновременно более аналитической и более доступной.

В XIX веке православные ашкенази-жители Святой Земли, в широком смысле слова, делились на хасидов и перушим , которые были литваками под влиянием Виленского Гаона . По этой причине в современном языке израильских харедим термины «Литвак» (существительное) или «Литвишер» (прилагательное) или на иврите «Литаим » часто используются в широком смысле для обозначения любого нехасидского ашкенази - харедим, человека или учреждения. Другой причиной расширения этого термина является тот факт, что многие из ведущих израильских харедимских иешив (за пределами лагеря хасидов) являются преемниками знаменитых иешив Литвы, хотя их нынешние члены могут быть, а могут и не быть потомками литовских евреев. . В действительности, как этнический состав, так и религиозные традиции ошибочно названных общин гораздо более разнообразны. Обычаи литовских евреев-нехасидов состоят из:

  1. Ношение тфилина в несубботние дни промежуточных дней праздника хол хамоэд .
  2. Вариации в произношении (не практикуются большинством современных литваков)
    • Произношение холама как /ej/ ( ei ).
    • Син Sabesdiker произносится как /s/, что затрудняет отличие от греха - явление, известное как losn («Субботний жаргон»). [ 8 ]

Евреи начали жить в Литве еще в 13 веке. [ нужна ссылка ] грамоту В 1388 году они получили от Витовта , согласно которой они образовали класс свободных людей, подлежащих во всех уголовных делах непосредственно юрисдикции великого князя и его официальных представителей, а в мелких исках - юрисдикции местных чиновников на равных правах. на основе мелкой шляхты ( шляхты ), боярства и других свободных граждан. В результате община процветала.

В 1495 году они были изгнаны Александром Ягеллоном , но им разрешили вернуться в 1503 году. Литовский статут 1566 года наложил на евреев ряд ограничений и ввёл законы о роскоши , включая требование ношения отличительной одежды , в том числе жёлтых шапок для мужчин. и желтые платки для женщин.

Хмельницкое восстание уничтожило существовавшие в Литве еврейские учреждения. Тем не менее, еврейское население Литвы выросло с примерно 120 000 в 1569 году до примерно 250 000 в 1792 году. После второго раздела Речи Посполитой в 1793 году литваки стали подданными Российской империи .

Литваки во Второй мировой войне

[ редактировать ]

Еврейское население Литвы перед Второй мировой войной насчитывало около 160 000 человек, или около 7% от общей численности населения. [ 9 ] В начале войны около 12 000 еврейских беженцев бежали в Литву из Польши; [ 10 ] к 1941 году еврейское население Литвы увеличилось примерно до 250 000, или 10% от общей численности населения. [ 9 ]

Во время немецкого вторжения в июне 1941 года нацистами и литовскими коллаборационистами была убита 141 000 евреев. [ 11 ] Известными местами казни были леса Панериай (см. Резня в Понарах ) и Девятый форт . [ 12 ]

Атлас северо-восточного идиша Довида Каца . Картография Гидре Беконите.

Культура

[ редактировать ]

У литваков есть узнаваемый способ произношения иврита и идиша; это часто используется для определения границ Литы (района расселения литваков). Его наиболее характерной особенностью является произношение гласной холам как [ej] (в отличие от сефардского [oː] , германского [au] и польского [oj] ).

В народном представлении, [ кем? ] Литваки считались более интеллектуальными и стойкими, чем их соперники- галицианцы , которые считали их холодной рыбой. Они, в свою очередь, презирали галицианцев как неразумных и необразованных. В «Карточках знаний идиша» Иры Стайнрут посвящена карта этой «ашкеназской версии Хэтфилдов и Маккоев ». [ 13 ] Это различие, конечно, связано с дебатами о хасидизме и неправильном толковании , поскольку хасидизм считается более эмоциональной и спонтанной формой религиозного выражения. Эти две группы различались не только своим отношением и произношением, но и кухней . Галицианцы были известны богатыми, сильно подслащенными блюдами, в отличие от более простых и пикантных версий Литвишера с границей, известной как Gefilte Fish Line . [ 14 ]

Генетика

[ редактировать ]

Еврейское население Литвы может проявлять эффект генетического основателя . [ 15 ] Полезность этих вариаций была предметом споров. [ 16 ] Один вариант, связанный с семейной гиперхолестеринемией , датируется 14 веком. [ 17 ] что соответствует созданию поселений в ответ на приглашение Гедиминаса в 1323 году, которое поощряло немецких евреев селиться во вновь основанном городе Вильнюсе . Также было установлено, что относительно высокий уровень дистонии с ранним началом в популяции, возможно, обусловлен эффектом основателя. [ 18 ]

Известные люди

[ редактировать ]

Среди известных современных литовских евреев:

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «База данных показателей» . Db1.stat.gov.lt. Архивировано из оригинала 14 октября 2013 г. Проверено 16 апреля 2013 г.
  2. ^ «Еврейская община Литвы» . Европейский еврейский конгресс . Архивировано из оригинала 6 ноября 2014 г. Проверено 6 ноября 2014 г.
  3. ^ Шапиро, Натан. «Миграция литовских евреев в Соединенные Штаты, 1880–1918 годы, и решения, связанные с этим процессом, на примере пяти отдельных историй миграции» (PDF) . Проверено 7 декабря 2013 г.
  4. ^ " Литва ". Мемориальный музей Холокоста США. Проверено 19 апреля 2016 г.
  5. ^ «Вильнюс – Литовский Иерусалим» . litvakai.mch.mii.lt . Проверено 18 октября 2018 г.
  6. ^ Население Литвы по этнической принадлежности. Архивировано 2 июня 2009 г. в Wayback Machine.
  7. ^ Иосиф Телушкин. Еврейская грамотность: самое важное, что нужно знать о еврейской религии, ее людях и ее истории. Нью-Йорк: Уильям Морроу и компания, 1991.
  8. ^ Глинерт, Льюис, «Ашкеназская традиция произношения: современная», в: Энциклопедия иврита и лингвистики, под редакцией: Джеффри Хана. Консультация онлайн состоялась 24 января 2023 г. Первая публикация в Интернете: 2013 г. Первое печатное издание: 9789004176423.
  9. ^ Jump up to: а б « Литва » (обновлено 20 июня 2014). Мемориальный музей Холокоста США. Проверено 14 апреля 2015 г.
  10. ^ Левин, Дов (2010). « Литва ». YIVO Энциклопедия евреев Восточной Европы . Проверено 14 апреля 2015 г.
  11. ^ «Историческая справка Литвы» . Ядвашем.орг.
  12. ^ «Иерусалим Литвы. История еврейской общины Вильно» . Ядвашем.орг.
  13. ^ «Карточки знаний идиш» . Проверено 18 октября 2018 г.
  14. ^ «Это не рыбная сказка: вкусы Gefilte рассказывают историю происхождения» . 10 сентября 1999 года . Проверено 18 октября 2018 г.
  15. ^ Слаткин, М. (август 2004 г.). «Популяционно-генетический тест эффектов основателей и последствий еврейских болезней ашкенази» . Являюсь. Дж. Хум. Жене . 75 (2). Американское общество генетики человека через PubMed : 282–93. дои : 10.1086/423146 . ПМК   1216062 . ПМИД   15208782 .
  16. ^ «Еврейская генетика, Часть 3: Еврейские генетические заболевания (средиземноморская лихорадка, Тея-Сакса, пузырчатка обыкновенная, мутации)» . www.khazaria.com . Проверено 18 октября 2018 г.
  17. ^ Дерст, Ронен (май 2001 г.), «Недавнее происхождение и распространение распространенной литовской мутации, G197del LDLR, вызывающей семейную гиперхолестеринемию: положительный отбор не всегда необходим для учета заболеваемости среди евреев-ашкенази», Американский журнал генетики человека , 68 ( 5), Роберто Коломбо, Шоши Шпитцен, Лиат Бен Ави и др.: 1172–1188, doi : 10.1086/320123 , PMC   1226098 , PMID   11309683
  18. ^ Риш, Нил; Леон, Дебора де; Озелиус, Лори; Крамер, Патрисия; Алмаси, Лаура; Певец, Бертон; Фан, Стэнли; Брейкфилд, Ксандра ; Брессман, Сьюзен (1995). «Генетический анализ идиопатической торсионной дистонии у евреев-ашкенази и их недавнего происхождения от небольшой популяции основателей». Природная генетика . 9 (2): 152–159. дои : 10.1038/ng0295-152 . ПМИД   7719342 . S2CID   5922128 .
  • Энциклопедия еврейской диаспоры: истоки, опыт и культура. Темы и явления еврейской диаспоры, Том 1 . Аврум М. Эрлих, ABC-CLIO, 2009. ISBN   978-1-85109-873-6 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7cfcafbbbc22f8e5fbf7ec3d598f3665__1719411900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7c/65/7cfcafbbbc22f8e5fbf7ec3d598f3665.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Litvaks - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)