Хасидский иудаизм в Литве
Хасидский иудаизм в Литве — это история хасидского иудаизма и хасидской философии в Литве и некоторых частях современной Беларуси . Хасидский иудаизм в Литве начался с Р. Аарона Перлоу из Карлина ( Каралина ) (1736–1772), Р. Менахема Менделя из Витебска (1730?–1788), Р. Шнеура Залмана из Ляд ( Ляд ) (1745–1812) и в меньшей степени Р. Хаим Хайкл из Амдура ( Индура ) (ум. 1787), все из которых были учениками Р. Дов Бера из Мезерича ( Межиричи ) (ок. 1704–1772), который отчасти был преемником Р. Исраэль Баал Шем Тов (ок. 1698–1760), основатель хасидского иудаизма на Западной Украине . В первые годы своего существования литовский хасидизм подвергался огромным преследованиям со стороны литовского раввината Миснагдича , который несколько раз пытался запретить и отлучить хасидизм в Литве, начиная с Р. Илии б. Соломон Залман Виленский (1720–1797), который был первым распространителем антихасидской мысли, процветавшей в Литве.
Ранняя история
[ редактировать ]Часть серии о |
История евреев и Иудаизм в Литве |
---|
Историческая хронология • Список евреев |
Портал Литвы Портал иудаизма |
Согласно хасидским преданиям, Р. Аарон Перлоу однажды оказался в городе Амдур, где Р. Хаим Хайкл был местным кантором. Р. Аарон заметил молодого Р. Хаима Хайкла, сидящего и занимающегося изучением Торы . Р. Аарон спросил Р. Хаима Хайкла, почему он не изучал Тору, используя учение раввина Меира , на что Р. Хаим Хайкл ответил, заявив, что, насколько он понимает, он на самом деле учился таким образом. Р. Аарон ответил ему, заявив: «Если так, то ты выставляешь рабби Меира лжецом!» Р. Аарон ушел, но вскоре Р. Хаим Хайкл побежал за ним и спросил, как можно достичь такого уровня обучения. Р. Аарон ответил, что сам не знает ответа, но если Р. Хаим Хайкл желает это узнать, ему следует поехать в Межиричи с Р. Аароном, чтобы поучиться у Р. Дов Бера из Мезерича. Оба вскоре стали близкими учениками Р. Дов Бера, и в 1765 году Р. Дов Бер поручил Р. Аарону принести хасидизм в Литву. В том же году Р. Аарон учредил хасидский двор в Карлине, который вскоре стал крупным центром хасидизма в Европе. У Р. Аарона было много учеников из семей Миснагдиков, и поэтому основные раввинаты считали его осквернителем молодежи. Многие ведущие местные раввины дошли до того, что навязали херем о хасидах и о р. Аароне. Тем не менее, несмотря на все это, Р. Аарон по-прежнему получал тысячи последователей ежегодно. Р. Аарон наиболее известен своим личным аскетизмом и мистическим характером своих молитв. Литовский хасидизм уделял особое внимание молитве, которая часто была чрезвычайно восторженной с акцентом на близость к Богу ( Девекус ). Этот стиль молитвы был одним из основных моментов, используемых Миснагдимами против хасидизма в Литве. Хотя он не опубликовал никаких работ, Р. Аарон оставил весьма влиятельное этическое завещание, а также ажарот (предупреждения) относительно правильного поклонения Богу, которое было переиздано в более поздних публикациях Карлинера.
После смерти Р. Аарона в 1772 г. его сменил его ближайший ученик Р. Соломон ха-Леви Карлинский (1738–1792), который вскоре стал лидером литовского и белорусского карлинского хасидизма на последующие 20 лет. [ 1 ]
Также в 1772 году, после смерти Р. Аарона, Р. Хаим Хайкл основал хасидский двор в Индуре (Амдуре), который вскоре также стал центром хасидизма в Европе. Р. Хаим Хайкл был, пожалуй, самым пламенным и энергичным из литовских цадиков , который столкнулся с наибольшей оппозицией со стороны раввинов-миснагдов. Р. Хаим Хайкл отправлял эмиссаров распространять мир хасидизма, в результате чего тысячи молодых литовских хасидов стекались к его двору, оставив свое миснагдское происхождение. Р. Хаим Хайкл в конечном итоге считал, что роль цадика (т. е . ребе ) была ролью чудотворца и метафизической фигуры, посредника между небом и землей, заявляя, что его хасиды могут общаться с Богом только через него. После смерти Р. Хаима Хайкла большая часть его хасидов перешла к Карлину, однако некоторые остались верны его сыну Р. Самуэлю Амдурскому (ум. 1799), который является прародителем династии Амдурских хасидов , просуществовавшей всего несколько поколения. Зять Р. Хаима Хайкла, Р. Натан из Макова (ум. 1825) основал хасидский суд в Макове , Польша . Его потомки женились на династии Пешищских хасидов , которая была основной школой мысли в польском хасидизме .
Карлин
[ редактировать ]Р. Соломон из Карлина был известен своим интенсивным поклонением Богу, которое часто занимало его большую часть дня. Фактически, он находился в середине молитвы, когда был смертельно ранен российским командиром. [ 2 ] После его смерти Р. Соломона сменил Р. Ашер Перлоу (1760–1826), сын Р. Аарона, ставший прародителем хасидской династии Карлин-Столин . Династия Карлин-Столин оставалась непрерывной в течение следующих трех поколений, до смерти Р. Исраэля Перлоу [HE] (1869–1921), которому наследовали четыре его сына. Двое из них погибли во время Холокоста, его сыновья Р. Джейкоб Хаим Перлоу (ум. 1946) и Р. Йоханан Перлоу [HE] (1900–1956). После смерти Р. Йочахана [ 3 ] большинство хасидов последовали за его зятем, Р. Барухом Меиром Якобом Шочетом (р. 1955), который в настоящее время является Карлинерским Ребе. Кроме того, многие карлинерские хасиды признали Леловера Ребе Р. Мозеса Мордехая Бидермана (1903–1987) преемником Р. Йоханана, и от него произошла группа хасидов Пинск-Карлин . [ 4 ] [ 5 ] Кроме того, после смерти Р. Соломона многие из его учеников основали свои хасидские суды.
Лехович
[ редактировать ]Ученик Р. Соломона Карлина Р. Мордехай Яффе (ум. 1810) основал хасидскую династию Леховичей , которую продолжил его сын Р. Ноах Яффе (ум. 1832), которому частично наследовал его зять- закон Р. Мордехая Маловицкого (внук по материнской линии Р. Соломона Карлинского). Зять Р. Мордехая был Р. Моисей Аарон из Вилейки (ум. 1846), сын Р. Самуила из Амдура. Наконец, внуком Р. Мордехая (сыном его младшего сына Р. Аарона Яффе (ум. 1807), который был зятем Р. Ашера Перлоу из Карлина) был Р. Соломон Хаим Перлоу (1797–1862). , принявший девичью фамилию матери и основавший хасидскую династию Койданов . [ 6 ] Зятьем Р. Соломона Хаима был Р. Симон Каценелленбоген, чей сын Р. Якоб Перлоу (1843–1902) принял девичью фамилию матери и основал Новоминскую хасидскую династию в Польше. После смерти Р. Ноаха Яффе его ученик Р. Мозес Полиер (1784–1858) основал Кобринскую хасидскую династию . Ученик Р. Мозеса Полиера Р. Абрахам Вайнберг (1804–1883) основал Слонимскую хасидскую династию .
Другие династии
[ редактировать ]Династия хасидов Стрелских находилась под сильным влиянием Карлина, несмотря на то, что была украинской группой. Основатель династии Стрелских Р. Ури Стрелиск (1757–1826) был известен тем, что молился с исключительным пылом и азартом, и говорят, что тысячи евреев приходили молиться вместе с ним. Ученик Р. Ури, р. Иуда Цви Брандвейн (1780–1884), основал хасидскую династию Стратинов .
Хабад
[ редактировать ]В то время как Карлин играл центральную роль во влиянии на хасидизм в западной Беларуси, хасидская группа Хабад-Любавич доминировала в хасидском обществе в восточной Беларуси, с их оплотами в Любавичах , Лядах и Лиозне . Первоначально хасидами Беларуси руководил Р. Менахем Мендель из Витебска . Менделя в Израиль Однако после эмиграции Р. Менахема его место занял Р. Шнеур Залман из Ляди , первый ребе Хабада и автор « Тании» ; однако общины Карлинер остались независимыми от Хабада. [ 4 ] Позже ребе Хабада в Европе были Миттелер Ребе , Цемах Цедек , Ребе Махараш , Ребе Рашаб и Ребе Раяц . [ 7 ]
Хохма , Бина и Даат
[ редактировать ]Одними из основных ценностей Хабада являются три процесса интеллекта человека: Хохма , Бина и Даат . Этот подход настолько важен в философии группы, что их название, CHaBaD, является аббревиатурой этих трех вещей. Хабад отличается от других хасидских групп тем, что они сосредотачиваются в первую очередь на использовании своего разума для служения Богу, в то время как Ребе других групп делают упор на то, чтобы направить свое сердце на служение.
«Залман Борухович» и « цадиким секты Карлинер»
[ редактировать ]В 1797 году ведущий ребе Беларуси Р. Шнеур Залман из Ляд , который помогал поддерживать нуждающихся евреев в Османской империи, был обвинен вильнюсским Миснагдимом в пособничестве врагу России, османам. В следующем году он был заключен в тюрьму по обвинению в государственной измене вместе с двадцатью двумя карлинерами. В то время он был известен как «Залман Борухович», а карлинеров называли « цадиками секты Карлинер». [ 8 ]
Очерк литовских хасидских династий
[ редактировать ]- Раввин Исраэль Баал Шем Тов , основатель хасидского иудаизма
- Раввин Дов Бер из Мезерича , Маггид из Мезерича , его преемник.
После его смерти его ученики раввин Аарон Перлоу из Карлина, раввин Хаим Чайкл Левин из Амдура и раввин Шнеур Залман из Лиади основали свои собственные хасидские суды, каждый из которых разветвлялся на новые суды.- Карлин , основанный в середине 18 века раввином Аароном из Карлина, учеником Маггида из Мезерича.
- Лехович , основанный в 1772 году раввином Мордехаем Леховичским, учеником раввина Шломо Карлина.
- Койданов , основанный в 1883 году раввином Шломо Хаимом Перлоу, сыном раввина Аарона Яффе, внуком раввина Мордехая Яффе из Леховича, племянником раввина Ноаха Яффе из Леховича.
- Новоминск , основанный в 1896 году раввином Яаковом Перловым, внуком и приемным сыном раввина Шломо Хаима из Койданова.
- Кобрин , основанный в 1832 году раввином Моше Полиером, учеником раввинов Мордехая и Ноаха Леховичских.
- Слоним , основанный в 1858 году раввином Авраамом Вайнбергом, учеником раввина Моше Полиера из Кобрина.
- Койданов , основанный в 1883 году раввином Шломо Хаимом Перлоу, сыном раввина Аарона Яффе, внуком раввина Мордехая Яффе из Леховича, племянником раввина Ноаха Яффе из Леховича.
- Людмир , основанный в 1797 году раввином Моше Готлибом, сыном раввина Шломо из Карлина.
- Стрелиск , основанный в 1797 году раввином Ури из Стрелиска, учеником раввина Шломо из Карлина.
- Стратин , основанный ок. 1826 г., раввин Иегуда Цви Брандвейн, ученик раввина Ури из Стрелска.
- Пинск-Карлин , основан в 1961 году.
- Лехович , основанный в 1772 году раввином Мордехаем Леховичским, учеником раввина Шломо Карлина.
- Хабад , основанный в 1775 году раввином Шнеуром Залманом из Ляди , учеником Маггида из Мезерича.
- Страшелье , основано в 1812 году раввином Аароном Гурвицем , учеником раввина Шнеура Залмана из Ляд.
- Копуст , основанный в 1866 году раввином Йеудой Лейбом Шнеерсоном , сыном раввина Менахема Менделя Шнеерсона из Любавичей.
- Авруч основан в 1866 году раввином Йосефом Ицхаком Шнеерсоном, сыном раввина Менахема Менделя Шнеерсона из Любавичей.
- Лиади основана в 1866 году раввином Хаимом Шнеуром Залманом Шнеерсоном , сыном раввина Менахема Менделя Шнеерсона из Любавичей.
- Нежин основан в 1866 году раввином Исраэлем Ноахом Шнеерсоном, сыном раввина Менахема Менделя Шнеерсона из Любавичей.
- Малахим основан между 1923 и 1938 годами раввином Хаимом Авраамом Дов Бер Левином , учеником раввина Шолома Довбера Шнеерсона из Любавичей.
- Амдур , основанный ок. 1774 г., раввин Хаим Чайкл из Амдура , ученик Маггида из Мезерича.
- Маков , основанный раввином Носсоном Нутой из Макова (1765–1825), зятем раввина Хаима Чайкла из Амдура.
- Карлин , основанный в середине 18 века раввином Аароном из Карлина, учеником Маггида из Мезерича.
- Раввин Дов Бер из Мезерича , Маггид из Мезерича , его преемник.
Другие ребе
[ редактировать ]Помимо описанных выше династий, в Литве служило еще несколько отдельных ребе. Например, до того, как раввин Аарон из Карлина основал свой двор в Карлине, Маггид из Мезерича в 1765 году отправил в Ляховичи другого своего ученика, раввина Пинхаса Горовица ( Хафлаа ), в дополнение к проповедникам, которые путешествовали по всему региону, распространяя хасидизм; среди этих проповедников был раввин Зев Вольф из Гродно. [ 4 ] Точно так же раввин Менахем Мендель из Витебска служил ребе Минска и после кончины Маггида в 1772 году стал лидером всего литовского хасидизма. Однако в 1777 году он эмигрировал в землю Израиля . [ 9 ] Кроме того, члены Никольсбургской хасидской династии, такие как Р. Илия Соломон ха-Леви Горовиц-Виноград (1842–1878), занимали пост раввина в Лиде .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Реб Шломо из Карлина» . kahalchasidim.com . Кахал Хасидим Шеарис Яаков . Проверено 6 июля 2021 г.
- ^ «Арав Мордехай из Леховица, zt"l» . hamodia.com . Хамодия . Проверено 6 июля 2021 г. .
- ^ Иеремиас, Шулем (1899). "Р'Иоханан Перлов Луцкий, Адмур Столин-Карлин" . geni.com . Проверено 6 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Глассман, Дебора Г. «Публикации сайта Ляковичского местечка: раввин Мордехай из Ляховичей» . kehilalinks.jewishgen.org . Еврейский ген . Архивировано из оригинала 28 ноября 2021 года . Проверено 6 июля 2021 г.
- ^ «Реб Аарон Хагадол из Карлин зиа» . kahalchasidim.com . Кахал хасидим Шеарис Яаков . Проверено 6 июля 2021 г. .
- ^ «5622/1862, Харав Шломо Хаим Перлоу из Койденова, Зыа» . hamodia.com . Хамодия . Проверено 5 апреля 2021 г.
- ^ «Биографии Ребе из «Вызова» — еврейская история» . сайт Chabad.org . Проверено 6 июля 2021 г.
- ↑ Деборы Г. Глассман. Это описание взято из «Публикаций Ляковичского местечка» Веб-сайт: раввин Мордехай из Ляховичей. Архивировано 28 ноября 2021 г. в Wayback Machine . Возможно, он взят из книги российского историка Саймона Дубнова , где он описывает эту историю.
- ^ «Кончина Р. Менахема Менделя Городокского (1788)» . сайт Chabad.org . Хабад . Проверено 23 сентября 2021 г.