Slutsk-Kletsk Yeshiva
Kletsk-Slutsk Yeshiva Мативата Рабта Эц Хаим Деслацек | |
---|---|
![]() Здание иешивы в Клецке, 2009 г. | |
Расположение | |
![]() | |
Координаты | 53 ° 06' с.ш. 26 ° 36' в.д. / 53,1 ° с.ш. 26,6 ° в.д. |
Информация | |
Религиозная принадлежность (и) | Ортодоксальный иудаизм |
Учредил | 1897 |
Основатель | Раввин Яаков Довид Вилловский |
Закрыто | в. 1941 год |
Факультет | Раввин Иссер Залман Мельцер Раввин Аарон Котлер |
Регистрация | 260 (ок. 1939) |
Mesivta Rabsa eitz Chaim Diplutsk ( иврит : ח חים דסלאצק известный как -Kletsk Eeshivah была православным евреем иешивой в Европе Slutsk . , речи , ) , раз в разговорной מתיבתא רבתא Польская Республика , 1897 год. Иешива была основана Ридвазом и возглавлялась раввинами Иссером Залманом Мельцером и раввином Аароном Котлером .
Слуцкие годы
[ редактировать ]Иешива была основана в 1897 году раввином Яаковом Довидом Вилловским, известным как Ридваз , который был раввином Слуцка , в попытке бороться с влиянием маскилим в своем городе. [ 1 ] Он попросил раввина Носсона Цви Финкеля (Альтера Слободки), который был рош-ешивой Слободской ешивы , прислать ему студентов, чтобы основать ешиву. Альтер сразу отобрал четырнадцать своих лучших учеников для поездки в Слуцк. Среди группы были раввин Иссер Залман Мельцер , который впоследствии стал рош-ешивой; Раввин Песах Прускин ; [ а ] Раввин Элиэзер Иегуда Финкель ; Раввин Реувен Кац ; раввин Альтер ха-Леви Шмулевиц; раввин Йосеф Конвитц; раввин Моше Йом Тов Вахтфогель; раввин Шломо Иегуда Лейб Плуцник; и раввин Ицхак Рубинштейн. В течение следующих пяти лет ешива превратилась в одну из самых уважаемых иешив в мире. [ 3 ] В 1903 году, с уходом Ридваза из Слуцка, раввином города был назначен и раввин Мельцер. [ 4 ] [ 5 ]
В 1914 году дочь раввина Мельцера, Хана Перель, вышла замуж за Аарона Котлера , ученика Алтера Слободки . После свадьбы раввин Котлер присоединился к раввину Мельцеру в Слуцке, где стал раввином (учителем Торы ) старших учеников ешивы. [ 6 ] Вскоре он стал более активно участвовать в жизни ешивы и общины, помогая своему тестю во всех аспектах. [ 7 ]
Позже в том же году разразилась Первая мировая война, и ешива оказалась в тяжелом финансовом положении. Раввин Мельцер был вынужден переключить большую часть внимания с преподавания на сбор средств, оставив раввина Котлера единственной рош-ешивой. Сама война дошла до Слуцка, на улицах взрывались бомбы, но ешива продолжалась, а раввин Котлер давал многочасовые шиурим (классы). [ 8 ]
Коммунистическая революция
[ редактировать ]После русской революции 1917 года все религиозные учреждения были запрещены, а раввин Мельцер много раз арестовывался, в результате чего раввин Котлер снова оставался рош-ешивой. [ 9 ] Тем не менее, ешива оставалась в Слуцке еще четыре года под властью коммунистов. Затем раввин Котлер убедил раввина Мельцера, что ешива должна бежать в польский город Клецк , где религия легальна.
чат
[ редактировать ]В 1921 году раввину Котлеру и 50 студентам удалось переправиться через русско-польскую границу в Клецк; (Раввин Мельцер остался в Слуцке, так как чувствовал, что не может покинуть тамошнюю еврейскую общину, поскольку он также служил раввином общины). Ешива поселилась в коммунальной собственности, из которой вскоре выросла. Поэтому раввин Котлер собрал средства на строительство нового здания. Краеугольный камень был заложен в 1927 году, и, несмотря на нехватку денег на строительство всего здания, строительство продолжалось, и ешива согласилась накопить большой долг. В 1929 году здание было завершено и праздник ханукас хабайис состоялся (посвящение здания). Раввин Мельцер, который с тех пор переехал в Палестину , вернулся в Европу на празднование. Праздник был грандиозным, участники заполнили улицы, прилегающие к новому зданию ешивы. Многие делали щедрые пожертвования, и вскоре долг был выплачен. [ 10 ] Когда началась Вторая мировая война, в ешиве насчитывалось двести шестьдесят студентов. [ 11 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]С началом Второй мировой войны в 1939 году Клецк попал под советскую власть, и ешива снова столкнулась с угрозой антирелигиозного коммунистического правительства. Тем не менее, как и в Слуцке, ешива оставалась открытой с полным графиком обучения, хотя многие студенты разъехались по домам. Однако раввин Котлер осознал, что его жизнь находится в опасности не только из-за управления религиозным учреждением, но и из-за его незаконного побега из России девятнадцатью годами ранее, и поэтому он сбежал в независимую Литву с планами остаться там лишь временно, прежде чем сбежать из региона для хороший. В Вильнюсе раввин Котлер встретился с раввином Хаимом Озером Гродзенским , который заявил, что вся ешива должна покинуть Польшу и переехать в Литву. [ 12 ] Раввин Котлер передал своим ученикам послание. Две ночи спустя сто пятьдесят оставшихся студентов ешивы сбежали в Баранович . Оттуда они отправились поездом в Вильнюс, где воссоединились со своей рош-ешивой. Затем они вновь открыли ешиву в деревне Йонава на окраине Каунаса. [ 13 ] В 1940 году Советский Союз аннексировал Литву, и, испугавшись, ешива разделилась на три группы (чтобы затруднить уничтожение всей ешивы). [ 14 ] Раввин Котлер бежал из Европы в 1941 году и вскоре поселился в Соединенных Штатах, где стал рош-ешивой Бет Медраш Говоха . [ 11 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Парецкий, Зев Т. (1996). Резервуары веры: ешива на протяжении веков . Фельдхайм. ISBN 978-0-87306-779-9 .
- ^ «Этот день в истории - 11 хешвана / 4 ноября - Хамодийские еврейские и израильские новости» . Хамодия.com . Проверено 11 ноября 2021 г.
- ^ Пекиер, раввин Альтер (1995). Реб Аарон (Сокращенное издание). Лейквуд, Нью-Джерси: Издательство СНГ. стр. 35–37.
- ^ Пекиер, раввин Альтер (1995). Реб Аарон (Сокращенное издание). Лейквуд, Нью-Джерси: Издательство СНГ. п. 37.
- ^ Закон, раввин Нахман (июнь 2003 г.). Еврейский опыт - 2000 лет: сборник значимых событий (второе изд.). Бруклин, Нью-Йорк: Шаар Пресс. п. 165. ИСБН 1-57819-496-2 .
- ^ Пекиер, раввин Альтер (1995). Реб Аарон (Сокращенное издание). Лейквуд, Нью-Джерси: Издательство СНГ. стр. 38, 39.
- ^ Теллер, раввин Ханох (2000). Строители . Нью-Йоркская издательская компания. п. 34. ISBN 1881939154 .
- ^ Пекиер, раввин Альтер (1995). Реб Аарон (Сокращенное издание). Лейквуд, Нью-Джерси: Издательство СНГ. стр. 39, 40.
- ^ Теллер, раввин Ханох (2000). Строители . Нью-Йоркская издательская компания. п. 37. ИСБН 1881939154 .
- ^ Теллер, раввин Ханох (2000). Строители . Нью-Йоркская издательская компания. стр. 40–49. ISBN 1881939154 .
- ^ Jump up to: а б Вейн, Берель (октябрь 1990 г.). Триумф выживания . Бруклин, Нью-Йорк: Центральная пресса. п. 144. ИСБН 1-4226-1514-6 .
- ^ Вейн, Берель (октябрь 1990 г.). Триумф выживания . Бруклин, Нью-Йорк: Центральная пресса. п. 355. ИСБН 1-4226-1514-6 .
Многие крупные иешивы, такие как Мир, Клецк, Каминец, Баранович и другие, тайно пересекали границу...
- ^ Пекиер, раввин Альтер (1995). Реб Аарон (Сокращенное издание). Лейквуд, Нью-Джерси: Издательство СНГ. стр. 84–89.
- ^ Теллер, раввин Ханох (2000). Строители . Нью-Йоркская издательская компания. стр. 57–65. ISBN 1881939154 .