Radin Yeshiva

, Иешива Радин первоначально расположенная в Радуне , Виленской губернии , Российской империи (ныне в Беларуси ), была основана раввином Исраэлем Меиром Каганом (известным как Хофец Хаим по титулу его известного сефера ) в 1869 году. Из-за ее основателя по прозвищу, учреждение часто называют ешивой Хофец Хаим Радина. Его преемники официально приняли это название.
Происхождение
[ редактировать ]


В 1869 году, когда Хофец Хаим вернулся из Василишек в Радунь, его первым действием было создание группы, среди которой он мог бы распространять знания Торы. Об основании ешивы упоминается в одном из писем Хофец Хаима:
- «Начало основания началось с того, как я вернулся из города Вашилышок... в 1869 году. После моего прибытия в Радунь Всевышний побудил мой дух собрать молодых студентов и учёных для изучения Торы...»
Хотя в то время Радунь была практически изолированной деревней, вдали от нежелательных городских развлечений и идеальным местом для создания места изучения Торы, условия жизни были трудными. Это означало, что шансы получить достаточную местную финансовую поддержку для управления крупным и процветающим учреждением были низкими. Это привело к тому, что Хофец Хаим отправил некоторых мальчиков в другие ешивы, у которых также были лучшие условия, и ограничил набор учащихся. Студенты ешив спали на скамейках в учебном зале, и их называли «перушим», потому что они отделяли себя от мирской роскоши и погружались в изучение Торы. С самого начала в ешиве не было питания, и студентов распределяли по разным домам деревни, где их кормили. Когда Хофец Хаим почувствовал, что такая система не подобает студентам ешивы, он отменил так называемый « тег-эссен » и начал организовывать сбор еды по домам. Собранную еду затем распределяли среди студентов. Через некоторое время жена Хофец Хаима открыла кухню, и она вместе с другими женщинами собирала провизию и готовила еду, которую раздавали студентам в здании ешивы. [ 1 ]
Ешива оставалась малочисленной до 1883 года, когда Хофец Хаим взял на работу своего зятя раввина Херша Левинсона в качестве помощника, который помогал нести бремя управления ешивой. После его назначения ешива расширилась, а условия улучшились. раввин Моше Ландынский , выпускник Воложинской иешивы был назначен В 1900 году рош ешивой . На более поздних этапах, в свою очередь, были назначены еще два декана: раввин Ицхак Мальцон , который в конечном итоге поселился в Иерусалиме , и раввин Барух Иш Алаксот , который позже стал рош-ешивой в Слободской ешиве . Раввин Элиэзер Луфет служил машгиах ручани также некоторое время .
Новое здание ешивы
[ редактировать ]В 1904 году, после притока студентов, местный Бет-мидраш стал слишком мал для размещения ешивы, и для размещения колледжа было построено новое здание. Однако с течением времени набор студентов увеличивался, и поскольку число учеников теперь исчисляется сотнями, некоторые были вынуждены учиться в местной синагоге. Эта установка не понравилась преподавателям, которые решили, что необходимо новое, более просторное здание, способное вместить весь список студентов. И вот в 1912 году первоначальное здание было снесено, чтобы освободить место для нового здания, достаточно большого, чтобы вместить всех студентов, число которых в то время превышало 300. Хофец Хаим собрал 15 000 рублей необходимые для этой задачи и строительство было завершено в 1913 году. Готовое здание включало не только просторный учебный зал, но и общежития, боковые помещения различного назначения, медицинский кабинет и библиотеку, где хранились тысячи томов. [ 2 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]
В 1904 году раввин Нафтоли Троп был приглашен занять должность Рош-ешивы. Его назначение положило начало «золотой эре» ешивы. Под его руководством ешива выросла и в 1920-е годы стала одной из крупнейших в Европе. С 1907 по 1910 год Машгиах ручани был раввин Йерухом Левовиц, который позже присоединился к Мирской иешиве .
После начала войны между Германией и Россией в 1914 году Хофец Хаим обеспокоился возможной немецкой оккупацией и ее влиянием на ешиву. Существовала также угроза отделения города от России и, таким образом, прекращения его источника финансирования. В 1915 году, когда русские отступили, а немецкая армия приблизилась к Радуни, было принято решение разделить ешиву на две части. Один останется в Радуни, а второй отправится дальше вглубь России. Большинство студентов, в том числе Хофец Хаим, его зять и раввин Троп, покинули Радунь, а меньшинство осталось с раввином Моше Ландынским и раввином Машгиах ручани Йосефом Лейбом Нендиком . Вторая часть ешивы обосновалась в Смиловицах губернии Минской . В 1916 году по мере приближения линии фронта стали искать новое убежище, и ешива двинулась дальше в Россию, в Шумяц , Могиловской губернии а затем в Сновск губернии Черниговской . Немецкие войска оккупировали Минск в феврале 1918 года. Это был неспокойный период, когда власти арестовывали студентов, которых освободили только после больших усилий и затрат. С приходом коммунизма ситуация не улучшилась. После того, как власти сделали невозможным выживание ешивы в России, ешива обратилась к Польше и в сторону Радуни. Возвращение в Радунь ускорилось после смерти раввина Герша Лейба Левинсона в 1921 году после непродолжительной болезни. [ 1 ]
Вернуться в Радунь
[ редактировать ]Столкнувшись с трудностями при получении разрешения на выезд и пересечение границы с новой независимой Польшей, ешива была задержана в Минске примерно на два месяца. Когда разрешение наконец было получено, ешива прибыла в Барановиц , где они пробыли несколько дней. Весной 1921 года ешива вернулась в Радунь. Раввин Моше Ландынский был на вокзале, чтобы поприветствовать вернувшихся. Это было радостное событие, однако их радость была недолгой. Когда они вернулись в ешиву, они обнаружили, что внутренняя часть здания разрушена и заброшена. Немцы конфисковали здание для использования в качестве конюшни и склада боеприпасов, вынудив студентов занять местный Бет-мидраш. Окна были выбиты, мебель исчезла. Единственным вариантом было использовать здание в его нынешнем виде и начать его реконструкцию. Со временем возвращение ешивы на родину дало ей новую жизнь под руководством раввина Нафтоли Тропа и раввина Моше Ландынского. Сын раввина Левинсона Иеошуа стал руководителем, а его зять Элиэзер Каплан - Машгиах ручани. [ 2 ]
С кончиной раввина Тропа в 1928 году известность ешивы постепенно уменьшилась. Даже с назначением двух молодых рош-ешив, раввина Баруха Фейвельсона (зятя Тропа) и раввина Менделя Закса (зятя Хофец Хаима), ешива так и не восстановила свой знаменитый статус.
После смерти раввина Баруха Фейвелсона в 1933 году раввин Мендель Закс стал единственной Рош-ешивой. Раввин Авраам Троп также читал лекции в стиле своего отца, которые пользовались успехом у студентов старшего возраста. В состав учреждения также входил колель , занимавшийся изучением Кодашима . Раввин Эльхонон Вассерман и раввин Йосеф Шломо Каханеман были среди тех, кто там учился.
Хотя Хофец Хаим редко читал лекции в ешиве и никогда не занимал должность Рош ешивы, он был ее движущей силой. Когда он умер в 1933 году, дальнейшее финансирование академии стало проблемой. Раввин Моше Ландински был вынужден поехать даже в Лондон, чтобы собрать средства. Сам раввин Ландинский умер несколько лет спустя, в 1938 году, в возрасте 77 лет.
Вторая мировая война
[ редактировать ]С началом Второй мировой войны Советский Союз взял Радунь. Большая часть ешивы переехала в Вильно , Литва , а некоторые остались в Радуни, в том числе племянник Хофец Хаима, раввин Мордехай Дов Ройтблатт , раввин Гилель Гинзбург , зять Элиэзера Зева Каплана, и раввин Авраам. Троп. Когда условия в Вильно стали слишком перенаселенными, ешива решила снова разделиться на две части: одна половина находилась в Эйшишоке под руководством Иегошуа Левинсона, а другая - в Отиане . Когда Советы захватили Литву, ешива прекратила свою деятельность. Хотя было приложено много усилий, чтобы дать возможность ешиве сбежать, лишь немногим людям удалось получить визы и эмигрировать. [ 1 ]
восстановление
[ редактировать ]Соединенные Штаты
[ редактировать ]После Второй мировой войны раввин Мендель Закс восстановил ешиву в США . Позже к нему присоединился его сын раввин Гершон Закс . Реб Гершон был учеником раввина Ицхака Зева Соловейчика , «Брискер Рова». В начале 1960-х годов ешива переехала в Таллман, штат Нью-Йорк (ныне часть Сафферна, штат Нью-Йорк ). После смерти раввина Менделя Закса в 1974 году его сын раввин Гершон Закс унаследовал его положение до своей смерти в 1990 году.
Израиль
[ редактировать ]Сын раввина Моше Ландынского поселился в Нетании , Израиль , где также основал ешиву в память о Радуне. В 2005 году в нем обучалось 100 мальчиков в возрасте 17–22 лет. Нынешней рош-ешивой является раввин Менахем Дан Мейзельс , ученик раввина Баруха Мордехая Эзрахи . Дух ешивы отражает подход Слабодки .
Ралли
[ редактировать ]В бывшем здании ешивы в Радуне на протяжении многих лет располагались театр и бар, и по состоянию на 2018 год оно находится в общем ветхом состоянии. Планируется отремонтировать здание и превратить его в ешиву для студентов из России и Израиля. [ 3 ]
Известные выпускники
[ редактировать ]- Раввин Мейер Абовиц
- Раввин Самуэль Белкин
- Раввин Дж. Дэвид Блайх
- Rabbi Yerucham Gorelik
- Раввин Йосеф Шломо Канеман
- Раввин Довид Лейбовиц
- Раввин Йечезкель Левенштейн
- Раввин Нафтоли Шапиро
- Раввин Эльхонон Вассерман
- Раввин Гершон Янкелевиц
- Раввин Мордехай Савицкий
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с (иврит) Зариз, Дэвид. «Ешиват Радин» . Что . Проверено 24 августа 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Йошор, Моисей М. (сентябрь 1997 г.). «Новое здание ешивы». Хафец Хаим . Бруклин, Нью-Йорк : Mesorah Publications, Ltd. 347. ИСБН 0-89906-462-0 .
- ^ Гершон Хеллман (14 февраля 2018 г.). «Возвращение к Радину». Журнал Ами . № 355. С. 50–52.