Иешива Кнесс Исраэль (Слабодка)
54°54′38″N 23°53′12″E / 54.910623°N 23.886702°E
Эта статья может потребовать редактирования текста с точки зрения грамматики, стиля, связности, тона или орфографии . ( июнь 2023 г. ) |
Иешивы Кнесса Израиля Святая ешива Кнессета Израиля בסלבודקה-קובנהв Славодке- Ковне | |
---|---|
Расположение | |
Литва | |
Координаты | 54 ° 54'38 "с.ш. 23 ° 53'12" в.д. / 54,910623 ° с.ш. 23,886702 ° в.д. |
Информация | |
Другое имя | Slabodka Yeshiva |
Тип | Муссар |
Религиозная принадлежность (и) | Ортодоксальный иудаизм |
Учредил | 1882 |
Основатель | Раввин Носсон Цви Финкель |
Закрыто | в. 1941 год |
Дин | Раввин Моше М. Эпштейн Раввин Ицхак Исаак Шер |
Персонал | Раввин Дов Цви Хеллер Раввин Авраам Гродзинский |
Регистрация | 350 (1920-е) |
Ешива Кнесс Исраэль ( идиш : סלאבאדקער ישיבה ; литовский : Вилиямполес (Слабадос) ешива ) — ешива , расположенная в городе Вилиямполес Слабада в Ковенской губернии Российской империи (ныне Вилиямполе в Каунасе , Литва ). Он функционировал с конца 19 века до Второй мировой войны.
Происхождение
[ редактировать ]Со второй половины XIX века Ковно стал центром еврейской культурной деятельности в Литве. Выдающимися учеными были Ицхак Эльханан Спектор («Ковнер Рав»; служил в 1864–1896 годах); Авраам Мапу , один из первых современных еврейских писателей; и Израиль Исидор Эльяшев , «Баал Махшов», первый идишский литературный критик. Иешивы Слободки, в частности ешива Ор ха-Хаим , основанная Цви Левитаном около 1863 года (также известная как ешива Р'Хиршель), привлекали студентов из других стран и возглавлялись известными учеными. Носсон Цви Финкель , также известный как «Der Alter fun Slabodka» (Старейшина Слабодки), который также основал несколько коллелим в этом районе, служил машгиах ручани и внедрял там идеалы Мусара .
В 1882 году Носсон Цви Финкель объединил свои коллелимы и ешиву Ор Хахаим в новую ешиву, образовав таким образом «Слабодскую ешиву». [ а ] В то время как раввин Финкель курировал это учреждение, раввин Ицхак Яаков Рабинович был назначен рош-ешивой и занимал эту должность до 1893 года. После своего ухода раввин Финкель назначил двух свояков, раввинов Моше Мордехая Эпштейна и Иссера Залмана Мельцера рош -ешивой . Раввин Мельцер ушел через три года, чтобы возглавить иешиву Ридваза слуцкую . [ 1 ]
Разделение
[ редактировать ]В 1897 году среди студентов возникла оппозиция методу Мусара, и ешива разделилась на две части. Последователям движения «Мусар» пришлось переехать в отдельное здание, а его оппоненты основали ешиву «Кнесс Бейс Ицхак» , названную в честь раввина Ицхака Эльханана Спектора . [ 2 ] Раввин Финкель, большой сторонник движения Мусар, возглавлял фракцию Кнесса Исраэля, а раввин Моше Мордехай Эпштейн, который оставался верным ему, сохранил свой пост в Кнессе Исраэль, несмотря на то, что ему предложили должность рош-ешивы в Кнессе Бейс-Ицхаке.
Несмотря на соперничество между двумя учреждениями во время разделения, они в конечном итоге достигли мирного сосуществования, во многом благодаря тому, что раввин Эпштейн стал посеком в Слободке под руководством раввина Моше Данишевского, который служил рош-ешивой Кнесса бейс-Ицхака, что позволило сотрудничать между две рош-ешивы. [ 1 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]Вскоре после начала Первой мировой войны в 1914 году некоторые члены ешивы, в том числе раввин Финкель, раввин Эпштейн и раввин машгиах рухани Бер Хирш Хеллер , бежали из Слободки в Минск , который находился дальше от линии фронта. Когда немцы начали бомбить Минск, большая часть ешивы бежала в Кременчуг, а небольшая группа осталась в Минске под руководством сына раввина Финкеля, раввина Моше Финкеля. В ешиве Кременчуга, помимо учителей и членов их семей, обучалось примерно 40–50 студентов. В 1920 году иешива была готова вернуться в Слободку. В Слободку они добирались через Минск и Вильнюс, и им пришлось платить контрабандистам за переправку через российско-литовскую границу. [ 3 ]
Переезд в Палестину
[ редактировать ]Указ 1924 года, требующий призыва на военную службу или дополнительного светского обучения в ешиве, побудил большое количество студентов Слободской ешивы переехать в Израиль . Алтер Слободки отправил раввинов Авраама Гродзинского и Йечезкеля Сарну в Израиль, чтобы найти место для ешивы, и они остановили свой выбор на Хевроне . [ 4 ] Персонал ешивы в Литве был разделен между первоначальной литовской ешивой и новым филиалом Хеврона, известным как Хевронская ешива . Раввин Эпштейн будет выполнять функции рош-ешивы в Хевроне, а раввин Финкель будет выполнять функции машгиаха вместе с раввином Йеудой Лейбом Часманом. В Литве рош-ешивой будет раввин Ицхак Исаак Шер, зять раввина Финкеля, а раввины Бер Хирш Хеллер и раввин Авраам Гродзенский будут машгиахами. Во время резни в Хевроне в 1929 году двадцать четыре студента были убиты, и впоследствии ешива была восстановлена в районе Геула в Иерусалиме . [ 1 ]
Холокост
[ редактировать ]Оригинальное здание ешивы находится в Литве. Его уникальный дизайн в форме Сефер Торы можно увидеть и сегодня. Здание было конфисковано коммунистами. Слабодка ешива Бней-Брак была восстановлена раввином Шером в Бней-Браке .
Выдающиеся выпускники
[ редактировать ]Раввины
[ редактировать ]- Дэвид Коэн , раввин, талмудист, философ и каббалист
- Цви Хирш Фербер , раввин из Сохо , Лондон.
- Элиэзер Иегуда Финкель , рош ешива Мирской ешивы в Польше и Иерусалиме
- Цви Песах Франк , галахический ученый и главный раввин Иерусалима.
- Avraham Grodzinski , mashgiach ruchani, Slabodka yeshiva
- Reuven Grozovsky , rosh yeshiva, Yeshiva Torah Vodaas
- Йосеф Цви ха-Леви , израильский раввин и глава раввинского суда Тель -Авива-Яффо.
- Ицхок Хутнер , рош ешива, раввин ешивы Хаим Берлин
- Мейер Джузинт , американский талмудист.
- Авраам Калмановиц , Рош-ешива, Мирская ешива в Бруклине, Нью-Йорк
- Yaakov Kamenetsky , rosh yeshiva, Yeshiva Torah Vodaas
- Avraham Elya Kaplan , rosh yeshiva, Hildesheimer Rabbinical Seminary
- Aharon Kotler , rosh yeshiva, Beth Medrash Govoha
- Довид Лейбовиц , рош ешива, ешивы рабейну Исраэль Меир ха-Коэн
- Иегуда Левенберг , главный раввин и рош-ешива в Нью-Хейвене, Коннектикут
- Yeruchom Levovitz , mashgiach ruchani, Mir yeshiva (Belarus)
- Авигдор Миллер , машгиах ручани, раввин ешивы Хаим Берлин и раввин общины
- Эфраим Ошри , посек литовского происхождения, раввин Бет Хамедраш Хагодол и Холокост. переживший
- Элиэзер Пальчинский , рош-ешива, Иешива Бейс Арье, Иерусалим
- Шломо Полачек , знаток Талмуда и один из первых рош-ешив в Америке.
- Песах Прускин , раввин и рош ешива в Кобрине
- Яаков Ицхок Рудерман , Рош ешива, Иешива Нер Исроэль , Балтимор
- Yechezkel Sarna , rosh yeshiva, Hebron yeshiva
- Elazar Shach , rosh yeshiva, Ponovezh yeshiva
- Moshe Shatzkes , Polish-born rabbi and rosh yeshiva, Yeshivas Grodno
- Залман Сороцкин , раввин польского происхождения.
- Исаак Столлман , раввин, писатель и религиозный сионистский лидер
- Naftoli Trop , rosh yeshiva, Raduń Yeshiva
- Йехиэль Яаков Вайнберг , рош-ешива, Раввинская семинария Хильдесхаймера
Другой
[ редактировать ]- Гедалия Алон , израильский историк
- Пессах Бар-Адон , израильский археолог и писатель.
- Эзриэль Карлебах , журналист и автор редакционных статей
- Бен-Цион Динур , сионистский активист, педагог, историк и израильский политик.
- Лазарь Гольдшмидт , писатель и переводчик Вавилонского Талмуда на немецкий язык.
- Саул Либерман , профессор Талмуда, Еврейская теологическая семинария Америки
- Гарри Острин Вольфсон , Гарвардского университета ученый
- Моше Зильберг , израильский юрист
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Неясно, было ли название «Кнесс Исраэль» введено тогда или позже, в 1897 году, когда ешива разделилась по поводу подхода муссар между Кнесс Исраэль, назвав его в честь раввина Исраэля Салантера , и Кнесс Бейс Ицхак , названного в честь раввина Ицхака Эльханана Спектора .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Коэн, раввин Дов (2017). Подняться выше . Издательство Фельдхайм . ISBN 9781680252705 .
- ^ Энциклопедия иудаики
- ^ Розенблюм, Джонатан (февраль 1993 г.). Реб Яаков: Жизнь и времена ХаГаона раввина Яакова Каменецкого . Месора Публикации, ООО ISBN 0-89906-413-2 .
- ^ См. Торас Авраам, стр. 13.