Авраам Калмановиц
Раввин Авраам Калмановиц | |
---|---|
Заголовок | Рош Ешивас Мир |
Персональный | |
Рожденный | Авраам Калмановиц 8 марта 1887 г. [ 1 ] |
Умер | 15 февраля 1964 г. | (76 лет)
Религия | иудаизм |
Дети |
|
Родители) | Раввин Аарон Арье Лейб и Майта Калмановиц |
Номинал | православный |
Альма-матер | Slabodka yeshiva [ 3 ] |
Позиция | Rosh yeshiva |
Yeshiva | Мирская иешива , Бруклин , Нью-Йорк |
Началось | 1946 |
Закончено | 1964 |
Другой |
|
Похороненный | Кладбище Синедрия , Иерусалим. |
Авраам Калмановиц (также Авраам ; иврит : אברהם קלמנוביץ ; 8 марта 1887 — 15 февраля 1964) — ортодоксальный раввин и рош-ешива (декан) ешивы «Мир» в Бруклине , Нью-Йорк, с 1946 по 1964 год. Родился в Российской империи , он служил раввином нескольких еврейских общин Восточной Европы и бежал в США в 1940 году после немецкой оккупации Польши . В США он был активистом по спасению миллионов евреев, оказавшихся в ловушке в нацистской Европе и в Советском Союзе . Он организовал успешный перевод всей Мирской ешивы из Литвы в Шанхай , обеспечив ее поддержку в течение пяти лет, а также получив визы и проезд, чтобы перевезти всех 250 студентов и преподавателей в Америку после Второй мировой войны. Он основал отделение «Мира» в США в 1946 году. В 1950-х годах он помогал североафриканской и сирийской еврейской молодежи, страдавшей от преследований и погромов, и успешно лоббировал принятие закона о предоставлении «статуса беженцев, находящихся под угрозой исчезновения», еврейским эмигрантам из арабских стран. .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Он родился в местечке Делятичи (Дзялячичи) Минской области , Беларусь , в семье раввина Аарона Арье Лейба и Майты Калмановиц. [ 4 ] Его отцом был Талмид Хачам и рав нескольких европейских еврейских общин. [ 5 ] Большое влияние на его образование оказал отец. [ 5 ] Он учился в ешиве Тельше в Литве, а в 16 лет поступил в ешиву Эйшишок , которой руководил раввин Зундель Хутнер. [ 5 ] В 18 лет он перешел в ешиву Слободка , где альтер Слободки, раввин Носсон Цви Финкель , организовал для него обучение в хаврусе со своим собственным сыном, раввином Моше Финкелем. [ 6 ] Калмановиц получил раввинское рукоположение от раввина Моше Мордехая Эпштейна из Слободки, раввина Рафаэля Шапиро из Воложина , раввина Элиэзера Рабиновича из Минска , [ 5 ] и раввин Элияху Барух Камай из мира . [ 6 ]
Вхождение в раввинат
[ редактировать ]В 1913 году Калмановиц женился на Рошель. [ нужна ссылка ] внучка [ 7 ] Бетцалеля Хакоэна, даяна (судьи раввинского суда) в Вильно . [ 3 ] В 1916 году Калмановиц основал Талмуд-Тору в Ракове на польско-российской границе, а в 1918 году — иешиву . [ 6 ]
Калмановиц стал центральной раввинской фигурой и лидером общины, работая от имени беженцев и евреев, оказавшихся в трудной ситуации. В 1914 году, когда Раков был наводнен тысячами беженцев, бежавших из России с началом Первой мировой войны, Калмановиц основал спасательную организацию, которая доставляла еду и одежду. [ 6 ] Во время большевистской революции он помогал евреям, арестованным большевиками , а затем был арестован и заключен в тюрьму в Минске. [ 8 ] Позже он помогал раввину Хаиму Озеру Гродзинскому в управлении принадлежащим последнему фондом Ваад Хаешивос, который оказывал финансовую помощь и поддержку европейским ешивам и их ученикам. [ 9 ] В 1928 году [ 6 ] Калмановиц помог Гродзинскому найти колель в Вильне по имени Атерет Цви. [ 5 ] и занимал должность рош колель (декана) [ 10 ] за первый год работы. Впоследствии он помог перевезти его в Отвоск , где он действовал до 1934 года. [ 4 ]
В 1926 году Калмановиц был избран почетным президентом Мирской ешивы и начал сбор средств для этого учреждения в США. [ 5 ] В 1930-е годы он подал заявление и получил гражданство и паспорт США. [ 11 ]
В 1929 году он принял должность рава и ав беисдина (главы раввинского суда) Тыкоцина (Тиктина) и основал в этом городе иешиву. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Он также был членом Моэцес Гедолей ха-Тора (Совета мудрецов Торы) Всемирного Агудат Исраэль . [ 5 ] Он был вынужден бежать из Тиктина в Белосток после того, как остановил погром , запланированный местными антисемитскими элементами, которые оклеветали его перед местными властями. [ 4 ]
Активизм Холокоста
[ редактировать ]С началом Второй мировой войны Калмановиц бежал в Вильно вместе с тысячами других раввинов и студентов ешивы. [ 6 ] По благословению раввина Гродзинского, [ 6 ] он использовал свой американский паспорт, чтобы поехать в Нью-Йорк через Швецию и прибыл в апреле 1940 года. [ 11 ] Он немедленно приступил к спасательной работе от имени раввинов, рош-ешив и студентов ешив, все еще находящихся в Европе, используя раввинские и политические контакты, которые он установил ранее. [ 11 ] Зимой 1940 года Калмановиц присоединился к Ваад Хацала (Комитет спасения), возглавляемый раввином Элиезером Сильвером , и стал ключевой фигурой в этой организации. [ 12 ] Он был известен как неутомимый агент по спасению, забрасывавший правительственных чиновников письмами и телеграммами с просьбой о помощи всем евреям, оказавшимся в нацистской Европе, а также тем, кто оказался в Советском Союзе. [ 9 ] Еще до того, как правительство США одобрило законность отправки «свободной валюты» ( есть то швейцарских франков ) на оккупированную врагом территорию с целью поддержки бедных беженцев, Калмановиц отправлял деньги за границу, «игнорируя незаконность и угрозы ФБР ареста». [ 13 ]
Калмановиц несколько раз открыто работал в Шаббат во имя пикуах нефеш (еврейского принципа спасения жизней), собирая средства в синагогах, заполняя формы и разъезжая на такси в правительственные и институциональные учреждения в Шаббат для получения разрешений и средств. . [ 6 ] [ 11 ] Высокий раввин с царственной внешностью [ 14 ] часто плакал и даже терял сознание от эмоций перед правительственными чиновниками, защищая свое дело. [ 3 ] [ 11 ] Он успешно заручился поддержкой министра финансов США Генри Моргентау-младшего после того, как бесконтрольно плакал в офисе Моргентау; [ 11 ] [ 15 ] Моргентау помог ему получить доступ к чиновникам Госдепартамента . Как сказал в интервью интервьюеру Джозеф Дж. Шварц, председатель Европейского исполнительного совета Джойнта : «Был один раввин [Калмановиц] с длинной белой бородой, которого, когда он плакал, слушал даже Государственный департамент». [ 16 ] Калмановиц был одним из 350 раввинов, принявших участие в Марше раввинов 1943 года в Вашингтоне . [ 17 ]
В годы после войны Калмановиц присоединился к Симону Визенталю и другим в попытке выследить нацистского чиновника Адольфа Эйхмана , который скрывался в Южной Америке. [ 18 ]
Спасение Мирской ешивы
[ редактировать ]Калмановицу приписывают обеспечение средств и документов для перевода всей Мирской ешивы, состоящей из 250 студентов, [ 11 ] ешивы преподаватели и вся библиотека сефаримов [ 19 ] – в Кобе, Япония , в 1941 году, а оттуда в Шанхай, обеспечивая его содержание в течение пяти лет. [ 8 ] [ 11 ] [ 20 ] [ 21 ] Благодаря деньгам, которые прислал Калмановиц, студенты «Мира» смогли жить в еврейских семьях и питаться сытной субботней едой – привилегией, которой не пользовались другие студенты-беженцы в Шанхае. большую часть времени [ 22 ] Помимо денег, Калмановиц прислал мацу и вино на Песах , а также сотни экземпляров талмудических трактатов, чтобы студенты могли продолжать обучение без перерывов. [ 11 ] После нападения Японии на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года и объявления США войны Японии «Джойнту» было запрещено отправлять деньги студентам ешивы в Шанхае. Но Калмановиц установил новые контакты и оказал влияние на правительственных чиновников США, чтобы они молчаливо одобрили отправку средств из США в Японию через нейтральную Швейцарию. [ 11 ] В конце войны Калмановиц получил визы и проезд, чтобы доставить всех студентов и преподавателей «Мира» на корабле в Сан-Франциско и на поезде в Нью-Йорк; последний беженец из Мира покинул Шанхай в 1948 году. [ 11 ]
В 1946 году Калмановиц основал новый филиал ешивы «Мир» в Нью-Йорке с помощью раввина Йечезкеля Кахане, отца раввина Меира Кахане . [ 23 ] Ешива сначала была основана во временных помещениях в Фар-Рокауэе и Браунсвилле , а затем в постоянном доме в районе Флэтбуш в Бруклине. [ 21 ]
Спасательные работы в Северной Африке
[ редактировать ]В конце 1940-х и 1950-х годах Калмановиц завалил правительство, Организацию Объединенных Наций и церковных чиновников призывами прекратить преследования и погромы против евреев в Египте и Сирии , которые в конечном итоге привели к роспуску этих общин. Его усилия привели к принятию законопроекта, предоставляющего евреям в арабских странах «статус беженцев, находящихся под угрозой исчезновения», что открывает путь для их иммиграции в Соединенные Штаты. [ 24 ] [ 25 ]
Калмановиц работал на месте, чтобы укрепить традиционное образование Торы среди еврейской молодежи Северной Африки. Вместе с лидерами еврейских общин в Марокко и Тунисе он помог основать образовательную сеть «Оцар ха-Тора», которая в 1947 и 1948 годах открыла в этих странах 28 иешив и 20 Талмуд-Тор , а также школы для девочек. [ 4 ] Калмановиц также разработал и реализовал план предоставления студенческих виз в ешиву «Мир» в Бруклине североафриканским еврейским подросткам и открыл для них специальные секции в ешиве, хотя финансовое положение ешивы было тяжелым. [ 8 ] [ 25 ] Группа из 13 мальчиков прибыла из Марокко в 1948 году, но большинство покинуло ешиву в поисках работы. Одним из тех, кто остался, был Авраам Портал, уроженец Марракеша , который вернулся в Марокко в 1953 году, чтобы подать заявление на получение статуса постоянного жителя в Соединенных Штатах, а тем временем стал научным руководителем образовательной сети Озар Хатора во французском регионе Марокко. Портал вернулся в «Мир» в 1956 году с тщательно подобранной группой из 15 мальчиков и обучал их по отдельной программе, которая стала первым классом средней школы «Мира». [ 26 ] Еще одним бенефициаром щедрости Калмановица стал раввин Давид Ребибо , студент марокканского происхождения во Франции, который воспользовался студенческой визой, которую Калмановиц отправил ему учиться в «Мир» в 1953 году. Впоследствии Калмановиц помог Ребибо найти свою первую преподавательскую работу. Ребибо был деканом Еврейской академии Феникса и старшим раввином общины Бет Иаков в Фениксе, штат Аризона , с 1965 года. [ 27 ]
Смерть и преемственность
[ редактировать ]Во время поездки по сбору средств во Флориду в 1964 году у Калмановица случился сердечный приступ. [ 4 ] и умер в Майами-Бич 15 февраля 1964 года (2 Адара 5724 года) в возрасте 73 лет. [ 6 ] Похоронен на кладбище Синедрии в Иерусалиме рядом с могилой своего отца. [ 6 ]
Его старший сын Шрага Моше Калмановиц и его зятья Шмуэль Беренбаум и Авраам Яаков Нелькенбаум сменили его на посту рошей ешивы Мирской ешивы в Бруклине. [ 28 ] [ 29 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Индекс смертности по социальному обеспечению, 1935-2014 гг .; Индекс смертности социального обеспечения, основной файл. Управление социального обеспечения.
- ^ Шапиро, Хаим (1996). Однажды в штетле: любящий взгляд на драгоценный кусочек еврейского прошлого . Публикации Месоры . п. 260. ИСБН 9780899066424 .
- ^ Jump up to: а б с Шапиро, Хаим. «Последний в своем роде: раввин Авраам Калмановиц», в книге «Мир Торы: сокровищница биографических очерков» . Раввин Ниссон Вольпин, изд. Mesorah Publications, Ltd. , 1982, стр. 239–244. ISBN 0-89906-453-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и Борхардт, Фейги. «Ешивас Мир Бруклина отмечает 50-летие со дня кончины героя Хацалы ». Хамодия ; Особенности, 5 декабря 2013 г., стр. С2-С4, С11.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Шерман, Моше Д. (1996). Ортодоксальный иудаизм в Америке: биографический словарь и справочник . Издательская группа Гринвуд. стр. 115–116. ISBN 9780313243165 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Россофф, Довид (2005). : Могилы цадиков в Иерусалиме и Бней-Браке ( Святые на земле на иврите) Иерусалим: Махон Оцар ХаТора. стр. 339–341.
- ^ ?дочь
- ^ Jump up to: а б с д «Калмановиц, Авраам» . Еврейская виртуальная библиотека . 2012 . Проверено 23 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Гробман, Алекс (2004). Борьба за души: Комитет спасения Ваада Хацалы в послевоенной Европе . Издательство КТАВ. стр. 28–29. ISBN 9780881258431 .
- ^ Jump up to: а б «Сегодняшние ярцайты и история - 2–3 Адара» . matzav.com. 24 февраля 2012 года . Проверено 23 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Крик сердца: раввин Авраам Калмановиц», в Чтобы спасти мир: истории спасения во время Холокоста» книге доктора Дэвида Кранцлера и раввина Элиезера Гевирца « . Издательство СНГ, 1991, стр. 81–116. ISBN 1-56062-061-7 .
- ^ Фарбштейн, Эстер (2007). Скрытые в громе: взгляды на веру, галаху и лидерство во время Холокоста . Издательство Фельдхайм . п. 213. ИСБН 9789657265055 .
- ^ Шмидман, Майкл А. (2007). Турим: Исследования еврейской истории и литературы . Том. 2. Издательство КТАВ. стр. 100–101. ISBN 9780881259599 .
- ^ Томлин, Чанан (2006). Протест и молитва: раввин доктор Соломон Шонфельд и реакция ортодоксальных евреев в Великобритании на преследование нацистами европейских евреев, 1942–1945 гг . Питер Лэнг. п. 101. ИСБН 9783039109326 .
- ^ Розенблюм, Джонатан (5 июня 2000 г.). «Когда никто другой этого не сделал, религиозные евреи были готовы спасти своих братьев; их следует уважать, а не обвинять» . Обзор еврейского мира . Проверено 23 августа 2012 г.
- ^ Ракеффет-Роткофф, Аарон (1981). Серебряная эра в американском еврейском православии: раввин Элиезер Сильвер и его поколение . Издательство Университета Йешива. стр. 210, 216. ISBN. 0873062744 .
- ^ Палец, Сеймур Максвелл (1984). Американское еврейство во время Холокоста . Холмс и Мейер. п. 9. ISBN 9780841975064 .
- ^ Сафье, Дови (29 июля 2020 г.). «Раввин, нацист и ЦРУ» . Архивировано из оригинала 30 июля 2020 г.
- ^ «Общество мертвых раввинов Бруклина» . Бруклин Инк . 11 февраля 2010 года. Архивировано из оригинала 13 февраля 2011 года . Проверено 23 августа 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Элиах, Яффа (1982). Хасидские рассказы о Холокосте . Издательство Оксфордского университета. п. 256. ИСБН 9780195031997 .
- ^ Jump up to: а б Керен, Дэниел (13 мая 2010 г.). «Каббала ха-Тора в трех знаковых иешивах Флэтбуша: ешива Зеркало, ешива Рабейну Хаим Берлин и Месивта Тора Водаат» . Еврейский журнал Флэтбуша . п. 18. Архивировано из оригинала 9 июля 2015 г. Проверено 23 августа 2012 г.
- ^ Гольдштейн, Джонатан (1999). Евреи Китая: исторические и сравнительные перспективы . Я Шарп. п. 289. ИСБН 9780765601032 .
- ^ Кахане, Либби (2008). Раввин Меир Кахане: его жизнь и мысли Том. Один 1932-1975 гг . Иерусалим: Публикации Урима. п. 6. ISBN 978-965-524-008-5 .
- ^ Бирнбаум, Аврохом. «История о том, как рав Авраам Калмановиц zt"l помог спасти египетское и сирийское еврейство - Часть I» . Ятед Нееман . Архивировано из оригинала 10 марта 2012 года . Проверено 23 августа 2012 года .
- ^ Jump up to: а б Бирнбаум, Аврохом. «История о том, как рав Авраам Калмановиц zt"l помог спасти египетское и сирийское еврейство - Часть II» . Ятед Нееман . Архивировано из оригинала 10 марта 2012 года . Проверено 23 августа 2012 года .
- ^ Кобре, Эйтан (2 апреля 2012 г.). «Собиратель этрогов» . Специальное приложение Мишпачи : «Между строк: письма от сердца и жизни, которые они связали» . стр. 46–53. Архивировано из оригинала 12 января 2014 года . Проверено 22 сентября 2012 г.
- ^ Намм, Лейса (12 ноября 2004 г.). «Бруклинская ешива чтит Ребибо» . Еврейские новости Большого Феникса . Архивировано из оригинала 9 июня 2012 года . Проверено 23 августа 2012 г.
- ^ «Сегодняшние ярцайты и история – 28 тевес» . matzav.com. 14 января 2010 года . Проверено 23 августа 2012 г.
- ^ «Ярзейтс: 29 тевета» . yeshshem.com. 2012 . Проверено 23 августа 2012 г.
- 1887 рождений
- 1964 смертей
- Русские раввины ХХ века
- Американские раввины-харедим
- Белорусские раввины-харедим
- Литовские раввины-харедим
- Мир рош иешивы
- Моец Гедолей а-Тора
- Ортодоксальные раввины из Нью-Йорка.
- Религиозные лидеры из Бруклина
- Люди из Тыкоцина
- Холокост и США
- Американские раввины 20-го века