Шомер Шаббат
В иудаизме человек, который является шомер Шаббат или шомер Шаббат (множественное число шомре Шаббат или шомрей Шаббат ; иврит : שומר שבת , «наблюдатель субботы», иногда более конкретно, «наблюдатель субботы субботы») — это человек, который соблюдает мицвот (заповеди). связан с иудаистским Шабатом . , или субботой, которая начинается в сумерках в пятницу и заканчивается после захода солнца в субботу
Согласно еврейскому закону ( галаха ), человек, соблюдающий Шаббат, должен соблюдать запреты на определенные формы мелахи — творческих действий. Соблюдающий еврей не готовит, не тратит деньги, не пишет, не управляет электроприборами и не занимается другими видами деятельности, запрещенными в Шаббат . множества положительных субботних заповедей , таких как субботняя трапеза, ритуалы, молитвы, доброта, милосердие, отдых и — для супружеских пар — половые сношения в пятницу вечером. Кроме того, ожидается выполнение [1]
В современном ортодоксальном иудаизме шаббатный человек обычно стремится следовать всем правилам, связанным с субботой. В рамках «либеральных» движений иудаизма эта фраза может обозначать человека, который серьезно относится к соблюдению «основных» заповедей.
Шомер Шаббат — это архетип, упоминаемый в еврейских песнях (например, «Барух эль-Эльон» ) и предназначенная для различных трактатов по еврейскому закону и практике субботнего дня (например, «Шмират Шаббат ке-Хилхата »). В 2000 году СМИ обратили внимание, что кандидат на пост вице-президента США , сенатор США Джозеф Либерман , был шомером Шаббата. [2]
и использование Происхождение

Термин шомер Шаббат происходит от формулировки одной из Десяти заповедей Второзакония (5:14-15), которая предписывает евреям «соблюдать» день субботний и освящать его. (В Исходе в Декалоге говорится, что они должны «помнить» субботу.) Точный термин «шомер Шаббат» появляется в еврейской Библии только в Исаии 56:2,6. Шомер Шаббат не используется ни в Мишне , ни в Талмуде , он встречается несколько раз в мидраше . Точно так же этот термин нечасто используется в раввинской литературе средневековья и раннего Нового времени : например, один раз у Маймонида, никогда в Шулхан Арухе и редко в респонсе до 20 века. Однако этот термин использовался часто в течение последних 100 лет. Оно также используется для обозначения синагоги , например, предшественницы Махзике Хадат в Лондоне, синагоги в Гейтсхеде (основанной в 1897 году) и синагоги в Боро-парке .
На протяжении многих лет читателям «Шомер Шаббат» предлагались специализированные руководства по Галахе , в том числе популярная книга раввина Иеошуа Нойвирта и «Сефер Шомер Шаббат» Давида бен Арье Лейба из Лиды (ок. 1650–1696), на фото.
Шомер Шаббат можно противопоставить человеку, который оскверняет Шаббат ( мехаллель шаббат ), что является серьезным нарушением, когда это делается публично. [3]
Социальные аспекты [ править ]
Раньше в Соединенных Штатах шомер Шаббат был относительно редкостью, даже среди православных. Эмануэль Фельдман пишет, что это была «редкость» в американском православии 1950-х годов. Политолог Чарльз Либман подсчитал, что в 1960-е годы в целом около 4% американских евреев отправлялись в шаббат. [4] Помимо прочего, суббота еще не была признана выходным днем, и многие американские евреи обнаружили, что настаивание на соблюдении Шаббата будет стоить им средств к существованию. В этот период, чтобы улучшить соблюдение правил, раввины Флэтбуша организовали совет Шомер Шаббат и провели парад Шомер Шаббат. [5] [6]
По данным Национального опроса еврейского населения (2000–2001 гг.), около 50% связанных с ними евреев (по сравнению с 8% независимых) зажигают субботние свечи. Каждую пятницу вечером первую мицву в домах шомера Шабата зажигают свечи 85% ортодоксальных, 50% консерваторов и 25% евреев-реформистов (Ament 2005:31). [7] В общей сложности зажигание субботних свечей практикуют 28% респондентов опроса NJPS, представляющих 4,3 миллиона евреев (United Jewish Communities 2003:7).
С ростом соблюдения ортодоксальными евреями статус шомера Шабата стал более важным. Например, один из ключевых вопросов, задаваемых об ортодоксальных еврейских дневных школах , заключается в том, допускают ли они детей, не соблюдающих субботу. [8] Было обнаружено, что различие шомер-шаббат является фактором социальной интеграции детей и семей. [9] Соблюдение субботы является главным приоритетом среди ортодоксальных еврейских семей. [10] и один ученый утверждает, что статус шомера Шабата является «функциональным эквивалентом» ортодоксальной еврейской идентичности . [11]
Различные организации учли требования соблюдения религиозных норм евреями-шомерами в субботу. Например, после многочисленных апелляций от их имени Национальный чемпионат США по инсценированию судебных процессов среди старших классов внес коррективы в отношении соблюдающих евреев из Академии Торы округа Берген , которые были чемпионами штата 2005 года, представляющими Нью-Джерси . [12] Аналогичным образом, больницы могут разрешить программу «Шомер Шаббат» для резидентов, проходящих медицинское обучение, в рамках которой житель Шомер Шаббат работает такое же количество часов, как и другие жители, но не в Шаббат или основные еврейские праздники. Многие муниципалитеты сотрудничали с соблюдающими евреями в создании символической границы квартала ( эрув ), в которой в шомер Шаббат разрешается нести или перемещать предметы, которые в противном случае были бы запрещены, например, детскую коляску . В спорте соблюдающие евреи могут быть приняты наравне с адвентистами седьмого дня . В качестве альтернативы такие группы, как «Цивос Ашем», создали альтернативные лиги (например, шомер Шаббат, альтернативный Малой лиге ).
Последствия бизнеса для
Соблюдение субботы также важно для еврейского бизнеса. Например, бумажная фабрика в Кирьят-Гате в 2000 году была рекламирована как фабрика по производству шаббата. [13] Что еще более важно, соблюдение кашрута , еврейских диетических законов, сегодня во многом зависит от людей, соблюдающих Шаббат. Машгиах ( руководитель кашрута) должен соблюдать шаббат. Кроме того, может быть полезно, если владелец также является шомером Шабата, хотя этот статус не обязательно означает, что ему можно доверить надзор за собственным заведением (Ament 2007). человеку, который не соблюдает Шаббат, не доверяют надзор за кашрутом. И наоборот, согласно мнению Ортодоксального союза , основанному на ответе раввина Моше Файнштейна (Ament 2007), Однако такие правила не затрагивают сотрудников или клиентов, которые не соблюдают шаббат.
Будучи потребителем , шомер Шаббат помогает создать рыночный спрос на ряд специализированных продуктов. К этим продуктам относятся электрические таймеры, беч (для поддержания еды в тепле), часы (например, «Кошерные часы: будильник для шаббата Шомер с 5 будильниками»), а также жаровня или мультиварка для чолента . Чтобы избежать включения или выключения электричества, во время шаббата шомер может использовать субботнюю лампу , которая остается включенной, но может быть накрыта, чтобы затемнить комнату во время субботы.
ссылки Культурные
В фильме «Большой Лебовски » лучший друг главного героя — Уолтер Собчак (которого играет Джон Гудман ), принявший иудаизм, который отказывается играть в боулинг в субботу, потому что он шомер Шаббат. [14] [15]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Раввин Хайм Шафер (2008). Свадебная книга «Все еврейское»: Мазель тов! . ISBN 978-1440501661 .
...каждый вечер пятницы также является особой заповедью для жены и мужа...
- ^ Джудит Шулевиц. «Бывший раввин Торонто говорит, что Либерман на протяжении всей своей политической карьеры находил способ соблюдать законы ортодоксального иудаизма». Торонто Стар . 12 августа 2000 г.
- ^ стр.41f., Хартман Донниэль. Границы иудаизма . Континуум: 2007.
- ^ Либман, Чарльз. 1965 с.127. «Ортодоксия в американской еврейской жизни» в Американском еврейском ежегоднике, 1966 год.
- ^ «Рав Симха Вайсман — пионер Торы и новатор в Америке: Первый ярцайт: 12 хешвана 5767» М. Самсоновица. 25 октября 2006 г. Дейа Ведибур – Информация и идеи «Дейа веДибур — Информация и понимание — ПОДРОБНЫЕ ОСОБЕННОСТИ» . Архивировано из оригинала 28 октября 2006 г. Проверено 27 января 2008 г.
- ↑ Парад продолжается с 5777 года, часто в субботу, глава Ноах, но за последние 30 лет фокус изменился: заставить магазины, принадлежащие евреям, рассмотреть вопрос о закрытии. http://hamodia.com/2015/11/12/flatbush-shabbos-parade-to-take-place-this-shabbos-2
- ^ Данные включают только членов синагоги. НЖПС
- ^ Шнайдман, Мордехай (1979) «Интеграция в центристских еврейских дневных школах», Журнал еврейского образования , 47:3, 11–18.
- ^ «Другая родительница также рассказала, как изначально она отправила своего маленького сына в центральную ортодоксальную еврейскую школу, но обнаружила, что ей крайне неловко общаться с другими детьми: «Я не хотела, чтобы мой ребенок чувствовал себя по-другому на вечеринках, на вечеринках. дома, где дети не были кошерными, вечеринки в Макдональдсе. В одной школе, куда он какое-то время ходил, был только один шомер-шаббат». Оливер Валенс. «Защита идентичности или сегрегация сообществ? Религиозное образование и еврейская община Великобритании» в Geoforum V. 34:2, май 2003 г., стр. 235-247.
- ^ Фаранак Марголезе , Off the Derech: Почему соблюдающие евреи покидают иудаизм; Как ответить на вызов , Devora Publishing, 2005, с. 125. ISBN 1-932687-43-2
- ^ Эллиот Киба Гинзбург, Суббота в классической каббале , SUNY Press, 1989, стр. 65. ISBN 0-88706-778-6
- ↑ «Соревнования по имитационному судебному разбирательству в США решают принять команду «шомер Шаббат»» , «Джерузалем Пост» , 10 апреля 2005 г. По состоянию на 26 января 2008 г.
- ^ Рабиновиц, Б. Бумажная фабрика «Шомер Шаббат» открыта в Кирьят-Гате в Дейа-Ведибуре - информация и идеи, 6 сентября 2000 г. «Дейа веДибур - Информация и идеи - ДОМ И СЕМЬЯ» . Архивировано из оригинала 28 октября 2006 г. Проверено 27 января 2008 г. «Дейа веДибур - Информация и идеи - ДОМ И СЕМЬЯ» . Архивировано из оригинала 28 октября 2006 г. Проверено 27 января 2008 г.
- ^ Бурштейн, Натан. ««Большой Лебовски» закатит этот «шаббат»» , «Джерузалем Пост» , 22 июня 2006 г. По состоянию на 28 декабря 2016 г. «Фильм сосредоточен на стоунере, известном как Чувак (застекленный Джефф Бриджес), но Джон Гудман ушел с фильмом благодаря своей бурной и разрушительной игре в роли Уолтера Собчака, польского католика, принявшего иудаизм, постоянно ругающего тех, кто заставляет его играть в боулинг «в субботу»... «Суббота», - объясняет он. на быстро возрастающем уровне децибел: «Шаббат, еврейский день отдыха». Это означает, что я не работаю, я не сажусь в машину, я не [ругательство] езжу в машине, я не езжу. Я не беру трубку, не включаю духовку и уж точно [ругательство] не [ругательство] катюсь! Шомер шаббат!.. Шомер [ругательство] шаббат!»
- ^ Виссе, Рут Р. Без шуток: создание еврейского юмора , с. 131. Издательство Принстонского университета , 2013. ISBN 9781400846344 . По состоянию на 28 декабря 2016 г. «Самая культовая фраза в американской еврейской комедии, возможно, была произнесена в фильме братьев Коэнов 1998 года « Большой Лебовски» . Джон Гудман играет Уолтера Собчака, принявшего иудаизм, бывшего польского католика, который не хочет участвовать в турнире лиги по боулингу, потому что он «шомер шаббат».
Библиография [ править ]
- Амент, Джонатан. «Американские еврейские религиозные конфессии», серия отчетов о Национальном обследовании еврейского населения (2000–2001 гг.), Объединенные еврейские общины. Февраль 2005 г.
- Иегошуа Нойвирт . Шемират Шабат ке-хилхата . Иерусалим: Мехон Нишмат Аарон ве-Яаков, 1993. (раввин Нойвирт часто цитирует своего учителя, раввина Шломо Залмана Ауэрбаха .)
- Давид бен Арье Лейб из Лиды (ок. 1650–1696). Шомер Шаббат: бо мевоар кол хилхот Шаббат би-хелал уви-ферат. (Раннее руководство по соблюдению субботы). Балхани: Yitsḥaḳ Aiziḳ Hais, 695, 1935. Первоначально опубликовано в 1687 году (на фото издание 1911 года).
- Любан, Яаков. «Текущие проблемы, с которыми сталкивается местный Ваад ха-Кашрут». Документ с изложением позиции, представленный раввином Любаном, Ортодоксальный союз (OU), Нью-Йорк, 1 мая 2007 г. Опубликован на веб-сайте OU под названием «Рекомендации OU по надзору за Ваад ха-Кашрус». [1]
- Пименталь, Авраам Коэн . Сефер Минхат Коэн . (Раннее руководство по соблюдению субботы). Амстердам: Давид де Кастро Тартас, 1668 г.
- Соаэ, Рафаэль Абрахам, Коэн. 2004. Практические законы Шаббата: подробное галахическое руководство для евреев-шомеров Шабата. Иерусалим: Бене Аарон. ( Номер ХОЛЛИС : 009507867)
- Объединенные еврейские общины . Национальное исследование еврейского населения 2000–2001 гг.: Сила, проблемы и разнообразие американского еврейского населения . Нью-Йорк: Объединенные еврейские общины, 2003.