Вождение в субботу
Согласно Галахе , эксплуатация автомобиля представляет собой множественное нарушение запрещенных действий в Шаббат (еврейскую субботу). Хотя еврейский закон основан на текстах, написанных задолго до появления автомобиля , во время вождения человек совершает различные действия, которые тексты прямо запрещают.
автомобиля Например, при зажигании происходит сжигание топлива, что считается нарушением одного из 39 мелахот , а также образование искры, что также является нарушением соответствующего раввинского (или, возможно, библейского) запрета («разжигание огня»). [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Современные автомобили также имеют множество других электрических компонентов, таких как фары, которые включаются и выключаются во время работы автомобиля, часто без ведома водителя. Исайя 58:13–14 призывает евреев ограничить свои поездки во время Шаббата, а закон техум-шаббат налагает ограничения на расстояние, на которое можно путешествовать за пределами города, в котором человек проводит Шаббат, независимо от способа передвижения. [ 4 ]
Однако многие неортодоксальные евреи придерживаются разных взглядов на этот вопрос, находя различные причины, чтобы разрешить и оправдать хотя бы некоторое вождение в субботу, либо исключительно для посещения синагоги, либо по другим личным причинам. Игнорируя ортодоксальный еврейский закон, некоторые считают, что вождение автомобиля требует меньших усилий, чем ходьба, в то время как другие считают, что те, кто живет слишком далеко от синагоги, будут полностью отрезаны от религиозной жизни, если они не будут водить машину, чтобы добраться до синагоги, и выгоды перевешивают полную выгоду. Соблюдение Шаббата. [ 5 ] Другие источники отвергают любую защиту вождения вождения в субботу, утверждая, что отказ от запрета будет означать отказ от данной Богом заповеди.
По мнению как ортодоксальных, так и неортодоксальных евреев, вождение автомобиля в Шаббат разрешено (и обязательно), когда это необходимо для спасения человеческой жизни ( пикуах нефеш ).
Просмотры
[ редактировать ]православный
[ редактировать ]Православие обычно запрещает вождение автомобиля во время Шаббата при любых обстоятельствах, за исключением экстренных ситуаций, угрожающих жизни.
Ортодоксальные евреи никогда не оспаривали запреты на вождение автомобиля в Шаббат, а, скорее, стремились сделать все возможное, чтобы избежать этой деятельности, в том числе жить в нескольких минутах ходьбы от синагоги и других мест, которые они хотели бы регулярно посещать во время Шаббата, ходить на большие расстояния, когда возникает необходимость и оставаться дома в течение Шаббата, когда это невозможно. Те, кто уезжает из своего родного города, попытаются найти отель или другое жилье в пределах практической прогулки от своих субботних потребностей.
Езда на животном, основном древнем виде транспорта, во время Шаббата запрещена раввинами, а эксплуатация автомобиля считается прямым нарушением закона Торы, среди прочего, из-за сжигания топлива. Кроме того, те, кто водит машину, часто преодолевают большие расстояния, чем те, кто ходит пешком, тем самым покидая границы местного эрува и нарушая законы Шаббата, касающиеся поездок за пределы «пограничного расстояния» ( техум шаббат ) и перемещения между общественным и частным пространством ( хотзаа ).
использование автомобиля для выполнения заповеди Ортодоксальные евреи не считают приемлемым посещения синагоги. В ортодоксальном иудаизме совершение греха с целью выполнения другой мицвы, кроме спасения человеческой жизни ( Пикуах Нефеш ), не считается галахически приемлемым, и если человек не может добраться до синагоги пешком, предпочтительнее молиться дома. В частности, ортодоксальный иудаизм не одобряет тех, кто покупает дом слишком далеко, чтобы дойти до синагоги, а затем заявляет, что может добраться до синагоги только на машине, или тех, кто живет в нескольких минутах ходьбы от синагоги, но предпочитает посещать ту, которая может добраться можно только на машине от их дома. [ 6 ]
Некоторым специалистам, выполняющим обязанности по спасению жизни, например, врачам , может быть разрешено во время Шаббата ехать к месту работы для выполнения этих обязанностей, а также может быть разрешено поехать домой после завершения работы. Непрофессионалу, который едет в больницу во время чрезвычайной ситуации, не разрешается ехать домой после стабилизации чрезвычайной ситуации. Парковка и выключение автомобиля при этих обстоятельствах также могут быть запрещены, хотя к выезду автомобиля за аварийную полосу относятся с большей снисходительностью.
На практике, хотя истинно ортодоксальные евреи обычно не водят машину в субботу, некоторые евреи используют свои автомобили, чтобы добраться до ортодоксальных синагог на службы. В некоторых современных православных синагогах к ним на службы приезжает большое количество неправославных прихожан. В то время как некоторые из этих объектов позволяют прихожанам парковаться на своих парковках, другие закрывают свои парковки и требуют от тех, кто ездит, парковаться в другом месте.
Консервативный
[ редактировать ]Консервативное движение изучило вопрос вождения в субботу в 1950-х годах и решило разрешить ограниченное использование автомобиля исключительно для посещения служб в синагоге. [ 7 ] Необходимость пересмотреть это решение возникла в ответ на демографические сдвиги, поскольку многие евреи переезжали в пригородные общины и больше не находились в нескольких минутах ходьбы от своих синагог. В соответствии с этими постановлениями вождение автомобиля не разрешается по какой-либо другой причине, включая посещение общественных мероприятий в синагоге, не связанных с молитвой (например, прием на бар или бат-мицву ), поскольку это рассматривается как служение человеку, а не Бог. Тем не менее, многие консервативные евреи проявляют еще большую снисходительность и разрешают водить машину практически по любой причине, по которой они пожелают. Некоторые консервативные евреи, придерживающиеся более строгой практики, вообще воздерживаются от вождения во время Шаббата или оставляют вождение автомобиля для редких случаев, когда они считают это неизбежным. [ 8 ]
Консервативное движение приняло решение разрешить подъезд к синагоге, основываясь на изменениях в образе жизни людей. Поскольку большинство людей в современном мире живут слишком далеко от синагоги, чтобы ходить пешком, немногие евреи, возможно, смогут посещать синагогу без вождения, что, по их мнению, может привести к краху еврейских обрядов. [ 9 ]
Однако в консервативном движении есть те, кто не одобряет консервативную практику вождения во время Шаббата на том основании, что во время вождения обычно нарушаются другие еврейские законы. относятся обращение с кошельком или сумочкой ( предметом мукцы К ним ), поскольку в нем содержатся водительские права ; покупка бензина – хозяйственная сделка; и расстояние путешествия, которое обычно выходит за пределы эрува. [ 10 ]
В 1990-х годах связанное с консерваторами движение Масорти в Израиле заняло более строгую позицию и запретило любое вождение автомобиля в Шаббат на том основании, что никто в Израиле не работает в Шаббат и что можно молиться дома, просто открыв сидур .
Что еще более важно, помимо всех «мелких» нарушений, описанных выше, по мнению многих авторитетов, человек фактически нарушает библейский указ не разжигать огонь в субботу.
Реформа
[ редактировать ]Реформистский иудаизм , который не считает Галаху обязательной, уже давно разрешил вождение автомобиля в субботу. [ 11 ] Большинство членов реформистских общин ездят на службы, а также на другие субботние мероприятия.
Одно из объяснений, разрешающих вождение автомобиля в субботу, заключается в том, что в обществе, где автомобили распространены, более «спокойно» водить машину, чтобы соблюсти положительную мицву (посещение субботних служб). [ 12 ]
Езда в транспортном средстве
[ редактировать ]Хотя эксплуатация автомобиля явно нарушает законы Шабата, другой вопрос заключается в том, разрешено ли ездить в качестве пассажира в транспортном средстве, которым управляет нееврей в субботу .
Некоторые ортодоксальные раввины постановили, что помимо внешнего вида, поскольку присутствие пассажира в транспортном средстве может привести к тому, что транспортному средству потребуется дополнительное топливо по сравнению с отсутствием этого пассажира, такая практика обычно не допускается. Однако может быть разрешено перевозить пассажира в транспортном средстве, если у еврея есть медицинские показания, не опасные для жизни. [ 13 ]
Некоторые ортодоксальные раввины считают, что езда на заранее запрограммированном беспилотном автомобиле может быть галахически разрешена, но может противоречить духу закона. [ 14 ]
Особые ситуации
[ редактировать ]Опасные для жизни чрезвычайные ситуации
[ редактировать ]В случае возникновения опасной для жизни чрезвычайной ситуации действие всех законов Шабата, в том числе касающихся вождения, приостанавливается.
Неотложная медицинская помощь
[ редактировать ]Когда необходимо отвезти кого-то в больницу, водитель должен поставить машину в режим « Парковка », оставить двигатель работающим и оставить дверь открытой, так как закрытие двери приведет плафона . к выключению [ 15 ] Затем нееврея следует попросить припарковать машину. Раввин Моше Файнштейн известен тем, что позволяет кому-то в этом положении ехать домой (в определенных ситуациях), даже если нет никаких медицинских причин ехать домой, чтобы тот, кто нуждается в медицинской помощи, не отказался от этого лечения, потому что это было бы застрял в больнице до конца Шаббата. [ 16 ] Другие требуют, чтобы поездку домой из больницы проводил нееврей, например водитель такси. [ 16 ]
Посещение других в больнице
[ редактировать ]Если близкого родственника доставили на машине скорой помощи в больницу в субботу, разрешено сопровождать этого родственника. Если родственник неразговорчив, от других может потребоваться разрешение на жизненно важное лечение, и само присутствие посетителей может оказать благотворное воздействие на пациентов.
Труд
[ редактировать ]Труды считаются опасными для жизни состояниями, поэтому вождение автомобиля в субботу разрешено. Если женщину в результате ложных родов доставили в больницу , а затем отправили домой, ее должен отвезти домой нееврей. [ 17 ]
Безопасность
[ редактировать ]При наличии угрозы жизни человека со стороны враждебных противников управление транспортным средством разрешается. Поэтому полиции, армии и другим сотрудникам службы безопасности разрешено водить машину. [ нужна ссылка ] распространено В Израиле то, что соблюдающие евреи, которые в остальном соблюдают запрет на вождение, водят машину, находясь в армии или патрулируя свой город в качестве добровольцев гражданской гвардии . [ нужна ссылка ]
Проблемы со здоровьем, не опасные для жизни
[ редактировать ]Когда возникает медицинская проблема, которая не считается опасной для жизни, но причиняет человеку дискомфорт или может поставить под угрозу его конечности, допустимо попросить нееврея, если он доступен, отвезти пациента в больницу или к врачу. [ 18 ]
Лечение бесплодия
[ редактировать ]Некоторые раввинские авторитеты постановили, что в случае, если пара проходит лечение от бесплодия и имеет потребность в лечении во время Шаббата, чего иначе нельзя избежать, транспорт, предоставляемый неевреем, может быть организован до Шаббата, во время которого нееврей открывается. и закрывает перед евреем двери машины. Все приготовления должны быть сделаны заранее. [ 19 ]
В Израиле
[ редактировать ]В Израиле улицы в некоторых харедимских кварталах в Шаббат баррикадируются, чтобы помешать людям, не соблюдающим Шаббат, управлять автомобилем. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] в Меа-Шеариме Известно, что жители забрасывали камнями проезжающих мимо их кварталов в субботу. Однако они должны отложить камни для использования в субботу. [ 23 ] В большинстве израильских городов общественные автобусы не ходят в субботу. [ 22 ] Часть населения Израиля считает греховным водить машину в субботу и раздражается теми, кто ездит по их районам в субботу. [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нойландер, Артур. «Использование электричества в субботу». Труды раввинской ассамблеи 14 (1950) 165–171.
- ^ Адлер, Моррис; Агус, Джейкоб; и Фридман, Теодор. «Ответ в субботу». Труды раввинской ассамблеи 14 (1950), 112–137.
- ^ Кляйн, Исаак. Руководство по еврейской религиозной практике. Еврейская теологическая семинария Америки: Нью-Йорк, 1979.
- ^ Раввин Менди Хехт. «Как далеко мне разрешено ходить в субботу?» . Раввины отвечают на вопросы Торы круглосуточно и без выходных .
- ^ Джейн Голуб и Джоэл Лурье Гришавер. Зот Ха- Тора п. 99.
- ^ Донин, раввин Хаим Халеви (1991) [1972]. «Слово об автомобиле» . Быть евреем: руководство по соблюдению еврейских традиций в современной жизни . Основные книги. стр. 93–96. ISBN 0-465-0863-22 .
- ↑ Ответ в субботу. Архивировано 20 мая 2012 года в Wayback Machine. Проверено 5 сентября 2012 года.
- ^ Откровение и Бог Израиля Норберт М. Самуэльсон
- ^ Самуэльсон, Норберт Макс (2002). Откровение и Бог Израиля . Издательство Кембриджского университета. п. 96. ИСБН 978-0-521-81202-3 . Проверено 26 мая 2011 г.
- ^ Замедленная съемка: Рассказы о прогулках Энди Миллер
- ^ Рингвальд, Кристофер Д. (15 января 2007 г.). День с разницей: как евреи, христиане и мусульмане обретают веру, свободу и радость в субботу . Издательство Оксфордского университета, США. п. 62. ИСБН 978-0-19-516536-4 . Проверено 26 мая 2011 г.
- ^ Объяснение реформистского иудаизма Юджин Б. Боровиц, Наоми Патц
- ^ Современные галахические проблемы , Дж. Дэвид Блейх , Ó 1983 Издательство KTAV, Inc., ISBN 0-87068-450-7 , страницы 140-41.
- ^ Кейси, Никки (2 ноября 2017 г.). «Означают ли беспилотные автомобили конец Шаббата, каким мы его знаем?» . Форвард . Проверено 21 декабря 2020 г. .
- ^ Балтиморский список Eruv, 2007–2008 гг., Страница 149
- ^ Jump up to: а б Джонатан Визен, « По дороге домой в пятницу за наблюдательным врачом: на пути к новому мышлению» : «Преобладающее убеждение Р. Файнштейна заключается в том, что человеку не разрешается возвращаться домой, если человек отправляется на миссию, предполагая, что это займет много времени. Однако это тип поездки, которая обычно кратковременна, и тогда можно вернуться домой, даже если это связано с нарушением библейских запретов. Если бы мы в последнем случае не позволили людям вернуться домой, это могло бы их повлечь. нерешительно обращаться к таким ситуациям в будущем».
- ^ Балтиморский список Eruv 2007-2008, стр. 150
- ^ Балтиморский список Eruv 2007-2008, стр. 147
- ^ ЭКО в субботу - Женский онлайн-информационный центр Нишмат. Архивировано 26 октября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Мэйзи, Стивен В. (2006). Высший закон Израиля: религия и либеральная демократия в еврейском государстве . Лексингтонские книги. п. 275. ИСБН 978-0-7391-1485-8 . Проверено 26 мая 2011 г.
- ^ Уайлен, Стивен М. (июль 2000 г.). Оправы из серебра: введение в иудаизм . Паулист Пресс. п. 129. ИСБН 978-0-8091-3960-6 . Проверено 26 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Оправы из серебра: введение в иудаизм Стивен М. Уайлен
- ^ Грубый путеводитель по Иерусалиму Дэниела Джейкобса
- ^ Высший закон Израиля: религия и либеральная демократия в еврейском государстве Стивен В. Мази