Чехол для халы
«Покрытие для халы» — это специальная ткань, используемая для покрытия двух плетеных буханок ( иврит : חַלָּה , хала ; мн. иврит : חלוֹת , халлот ), выставленных на столе в начале ашкеназской субботы или еды Йом Това . Хотя его внешний вид придает декоративный и церемониальный аспект накрытому столу, его присутствие выполняет как галахическую , так и символическую функцию.
Описание
[ редактировать ]Чехлы для халы могут быть изготовлены из любой ткани или бумаги. Они часто вышиваются вручную или машинной вышивкой , раскрашиваются , аппликируются или окрашиваются в технике тай-дай . Иногда их украшают бахромой, переплетенной серебряной или золотой нитью. Чехол для халы должен быть достаточно большим, чтобы покрыть две плетеные буханки, не позволяя хлебу быть виден по бокам, и достаточно непрозрачным, чтобы буханки не были видны через ткань. На чехлах для халы, купленных в магазине, часто имеется надпись לכבוד שבת קדש («В честь святого Шаббата») или לכבוד שבת ויום טוב («В честь Шаббата и Йом Това»).
Галахическая функция
[ редактировать ]В начале Шаббата или праздничной трапезы желательно сначала совершить благословение ( Киддуш ) над вином, чтобы освятить Шаббат. [ 1 ] Далее следует благословение над хлебом (халой), с которого начинается трапеза. Однако в иерархии благословений, установленной Мудрецами, [ 2 ] благословение на хлеб должно предшествовать благословению на вино. Чтобы сохранить приоритет вина, а не «позорить» хлеб, который следует освятить первым, [ 3 ] хлеб «убирают», скрывая его от глаз крышкой халы.
При отсутствии чехла для халы можно использовать салфетку, салфетку , салфетки или подобное покрытие. [ 4 ]
Символизм
[ редактировать ]Воспоминание о манне
[ редактировать ]Размещение халы под чехлом для халы и над субботней скатертью (или над разделочной доской для халы) также напоминает библейскую сцену с манной , которую израильтяне ели каждый день после Исхода из Египта . Когда Моисей рассказал народу о манне, он сказал, что она будет выпадать им каждый день недели. Однако из уважения к святости Шаббата манна в этот день не выпадала. Вместо этого в пятницу выпадут две порции манны, достаточные для этого дня и Шаббата ( Исход 16:22-26). Это считается причиной использования двух плетеных хлебов в Шаббат и праздничных обедов, поскольку халот представляет собой двойную порцию манны, выпадающую в честь Шаббата.
Каждое утро израильтяне находили на полях манну, покрытую двумя слоями росы, чтобы сохранить ее свежесть. Раши описывает способ обнаружения манны:
Таким образом, мы видим, что роса падала на землю, и манна падала на нее, а затем роса снова падала на это, и это было так, как если бы оно было тщательно упаковано в сундук (Раши в Исходе 16:13, цитируя Мечилту, Йома 75б). [ 5 ]
Таким образом, мы кладем халу под крышку халы и на скатерть (или доску для халы), чтобы воссоздать чудо манны на наших собственных субботних столах. [ 6 ]
История
[ редактировать ]Во времена Талмуда еду гостям банкета подавали на трехногих подносах, а не на столах. Эти подносы официанты приносили каждому гостю. В субботу подносы выносили только после кидуша, чтобы показать, что еда подавалась в честь субботы, которая только что была освящена чтением кидуша. [ 7 ] Сегодня евреи-ашкенази накрывают на стол халу, но накрывают ее до тех пор, пока ее не принесут, во времена Талмуда. Это показывает, что трапеза начинается только после кидуша и именно из-за него. [ 8 ]
Накрытие халы, чтобы не «позорить» ее во время благословения вина, было названо наглядным уроком о том, как важно не стыдить своих собратьев. рассказывают следующую историю О раввине Исроэле Салантере : [ 9 ]
Однажды раввин Исроэль застрял в Ковно в субботу. Все хотели принять его, но он решил провести Шаббат в доме булочника, у которого не было детей, которых нужно было кормить, чтобы не отнимать ни у кого порцию еды. Пекарь был соблюдающим евреем, но вряд ли умным человеком.
Проводив своего уважаемого гостя в дом, он крикнул жене: «Почему халы не накрыты? Сколько раз я должен напоминать тебе, чтобы халы накрывались?» Бедная женщина, узнав своего высокого гостя, со слезами на глазах поспешила прикрыть халы.
Когда пекарь попросил раввина Исроэля оказать ему честь, прочитав кидуш, раввин сначала спросил его: «Можете ли вы сказать мне, почему мы накрываем халы?»
«Конечно», — ответил пекарь. «Каждый ребенок знает ответ. Когда на столе много разных блюд, первое благословение всегда делается на хлеб, после чего никаких других благословений делать не нужно. Однако в пятницу вечером первое благословение нужно сделать на хлеб. вина, чтобы не посрамить халу, ожидающую, что над ней будет совершено благословение, мы должны укрыть ее до тех пор, пока не освятится вино».
Рабби Исроэль недоверчиво посмотрел на булочника. «Почему твои уши не слышат того, что говорят твои уста?» — спросил он. «Вы думаете, что наша еврейская традиция не понимает, что кусок теста не имеет чувств и никогда не смутится? Поймите, что наши законы пытаются сделать нас чувствительными к чувствам людей, наших друзей, наших соседей и особенно наших жены!"
Чехлы для мацы
[ редактировать ]На пасхальном седере мацу . также накрывают Ашкеназские чехлы для мацы отличаются от чехлов для халы тем, что могут содержать три «кармана», в которые вставляются три мацы (выставленные в начале Седера).
Согласно Гемаре, маца называется лехем они (хлеб бедняка); [ 10 ] еврейское слово они (עוני) также может быть истолковано как «ответы», дающие «хлеб, на котором произносятся ответы». [ 11 ] Так, маца обнаруживается во время повествования об истории рабства евреев в Египте . Однако, когда чаши с вином поднимаются, чтобы выразить хвалу Богу за искупление , мацу накрывают, чтобы ее не «опозорили», поскольку отдают предпочтение вину. [ 12 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сефер ха-Хинух, Позитивная мицва № 155,
- ^ Седер Биркат ха-Нехенин 10:13.
- ^ Тур , 271, цитирует Иерусалимский Талмуд.
- ^ «Законы Шаббата: Шаббат в пути» . Архивировано из оригинала 7 октября 2008 г. Проверено 29 октября 2008 г.
- ^ Зильберманн Чумаш.
- ^ Тосафот , Песахим 100б.
- ^ Песахим 100б.
- ^ Тосафот, Песахим 100б.
- ↑ Шаббат Шалом: Паршат Мишпатим, автор раввин Шломо Рискин. Архивировано 20 октября 2007 г., в Wayback Machine.
- ^ Песахим 36а.
- ^ Бейт Йосеф.
- ^ Гелбард, Шмуэль Пинхас (2000). Обряд и разум: 1050 еврейских обычаев и их источники . Нью-Йорк: Издательство Фельдхайм.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Зильберманн, раввин А.М., 1985. Хумаш с Таргумом Онкелосом, Хафтаротом и комментариями Раши . Том. 2: Шемот. Иерусалим: Feldheim Publishers Ltd. ISBN 0-87306-019-9 .
- Почему мы накрываем халу на субботнем столе?
- «Почему мы накрываем Халу?» и другие статьи о обложке халы.