Jump to content

Электричество в субботу

(Перенаправлено с субботних часов )
Лампа-мишка Тедди из коллекции Еврейского музея Швейцарии . Колпачок можно повернуть, таким образом покрыв лампочку темной оболочкой.

Электричество в Шаббат относится к различным правилам и мнениям относительно использования электрических устройств евреями, соблюдающими Шаббат . Различные раввинские авторитеты высказывались о том, что разрешено, а что нет, но существует множество разногласий в подробной интерпретации как между разными отдельными авторитетами, так и между ветвями иудаизма .

В ортодоксальном иудаизме полностью запрещено пользоваться электроприборами в Шаббат, так как некоторые считают, что включение лампочки накаливания нарушает библейский запрет на разжигание огня . Консервативные власти, с другой стороны, обычно отвергают аргумент о том, что включение ламп накаливания считается «зажиганием». [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Комитет консервативного движения по еврейскому законодательству и стандартам заявил, что «воздержание от работающего освещения и других разрешенных электроприборов является благочестивым поведением», но не является обязательным, а также заявил, что использование некоторых электрических устройств (таких как компьютеры, камеры, и смартфоны, записывающие данные) в Шаббат запрещены. [ 4 ] ) существуют разногласия Среди поским (авторитетов еврейского права относительно технических галачиковых причин запрета эксплуатации электроприборов. Было предложено по крайней мере шесть существенных причин, и меньшинство (включая рава Шломо Залмана Ауэрбаха) [ 5 ] ) считают, что включение большинства электроприборов запрещено только из-за общепринятой еврейской практики и традиции ( минхаг ) и для поддержания духа Шаббата, но не по какой-либо существенной технической галахической причине.

Хотя в православии запрещено прямое управление электроприборами, по мнению некоторых авторитетов, разрешены некоторые косвенные методы. [ 6 ] Действия, которые активируют электроприбор, но специально не предназначены для этого, могут быть разрешены, если нет уверенности в том, что активация произойдет, или если человек не получает выгоды от автоматической работы прибора.

Случайные запреты и снисхождения

[ редактировать ]

Многие электрические устройства нельзя использовать в субботу по причинам, не связанным с электричеством. Например:

  • Для приготовления пищи нельзя использовать электрическую плиту, так как любое приготовление пищи запрещено ( бишуль ).
  • Электрическую газонокосилку использовать нельзя, так как запрещена стрижка травы любыми способами ( котцер ).
  • Использование компьютера может нарушать запрет на запись ( котев ) как при отображении слов на экране, так и при сохранении информации на диск (более подробное обсуждение см. ниже).

И наоборот, даже если использование электрического устройства обычно запрещено в Шаббат, при определенных обстоятельствах оно может быть разрешено из-за снисходительности, которая применяется ко всем субботним запретам. Например:

  • Если нарушение Шабата — единственный способ спасти человеческую жизнь ( пикуах нефеш ), так можно и нужно поступить.
  • Если кто-то совершает действия, которые косвенно вызывают нарушение Шабата ( грама ), уровень нарушения считается более низким. При наличии других оснований для снисхождения такая деятельность может быть разрешена при определенных условиях.
  • Если кто-то совершает действия, которые имеют нежелательные последствия нарушения Шаббата ( мелаха шеина црича легуфа ), уровень нарушения считается более низким. При наличии других оснований для снисхождения деятельность может стать разрешенной.
  • Если кто-то выполняет деятельность, которая имеет нежелательные последствия, связанные с возможным (не определенным) нарушением Шабата ( давар шеейно миткавен ), такая деятельность разрешена в Шаббат.

Лампы накаливания

[ редактировать ]

Из 39 категорий творческой деятельности, запрещенной в субботу, раввинские авторитеты связывают как минимум три с лампами накаливания. Подавляющее большинство ортодоксальных галахических авторитетов утверждают, что включение лампы накаливания в Шаббат нарушает библейский запрет на «разжигание» огня ( иврит : הבערה, хав'ара ), поскольку нить накала становится горячей, как уголь. [ 7 ] Вместо этого некоторые утверждают, что это нарушает запрет на «приготовление пищи». [ 7 ] Другой подход принадлежит Рааваду , который классифицировал свет накаливания как третью творческую деятельность: «завершение продукта» (иврит: מכה בפטיש, макке бапатиш : буквально «нанесение последнего удара молотком»). [ 8 ]

Мишна охладить в контексте законов, запрещающих приготовление пищи, гласит: «Тот, кто нагревает металлический горшок, не может наливать в него холодную воду, чтобы нагреть [воду], но он может наливать воду в горшок или чашку, чтобы [ сосуд]». ]." [ 9 ] В Гемаре говорит , Рав что разрешено добавлять воду для охлаждения металла, но запрещено добавлять воду для формования металла. Шмуэль говорит, что также разрешено добавлять достаточно воды для формования металла, если это не входит в его намерения, но если он намеревается формовать металл, это запрещено. [ 10 ] В другом контексте рав Шешет говорит, что «готовка» металлической нити запрещена по аналогии с приготовлением специй. [ 11 ]

Раввин Шломо Залман Ауэрбах запрещает повышать (или понижать) уровень электронагревателя с помощью регулируемого регулятора, так как при этом включаются (или выключаются) многочисленные мелкие нагревательные элементы. [ 12 ]

Консервативный раввин Дэниел Невинс утверждал, что, согласно традиционным галахическим источникам, нагревание нити накаливания не запрещено, поскольку нагревание не вызывает каких-либо существенных изменений в металле и не приносит никакой пользы. [ 4 ]

Люминесцентные и светодиодные светильники

[ редактировать ]

Хотя видимый свет, излучаемый люминесцентными лампами, исходит от люминофорного покрытия, которое люминесцирует при низкой температуре, такие лампы также содержат металлические электроды , которые нагреваются до очень высокой температуры, что, по-видимому, вызывает те же галахические проблемы, что и лампы накаливания. Однако светодиодные лампы не содержат нити накала из горячего металла и не вызывают таких же галахических вопросов, хотя они могут быть галахически проблематичными по причинам, обсуждаемым далее в этой статье.

[ редактировать ]

Другие запреты могут распространяться на электрические устройства, не предполагающие нагревания металла до температуры свечения.

Талмуд запрещает наносить ароматный аромат на одежду в субботу. [ нужны разъяснения ] [ 13 ] По мнению Раши , это потому, что существует раввинский запрет «создавать что-либо новое» ( молид ). [ 14 ] Раввин Ицхак Шмелькес предложил применять молид для получения электрического тока. [ 15 ] Раввин Шломо Залман Ауэрбах и многие другие не согласны с этим утверждением. Среди других причин они заявляют, что молид — это ограниченная категория, которую нельзя расширить за пределы определений, введенных талмудическими мудрецами. [ 16 ] Рав Ауэрбах также заявил, что молид применяется только тогда, когда новое свойство видимо (что не относится к электрическому току в цепи, но имеет место, например, когда светится экран компьютера). [ 17 ] Невинс поддержал доводы рава Ауэрбаха. [ 4 ]

В любом случае, казалось бы, молид применим только для создания электрической цепи, а не для гашения существующего тока (или изменения его силы). [ 17 ]

Чазон Иш писал, что замыкание электрической цепи для создания электрического тока запрещено в Библии как «строительство» ( boneh ), а размыкание замкнутой цепи запрещено как «разрушение». [ 18 ]

Р'Шломо Залман Ауэрбах категорически не соглашался с Хазоном Ишем. Среди прочего он утверждал, что строительство и разрушение должны носить фундаментально постоянный характер, тогда как большинство электрических устройств обычно включаются и выключаются по своему желанию, и человек, который их включает, обычно предполагает, что они будут выключены в какой-то более поздний момент. и наоборот. Создание предмета, который по сути является временным по своей природе, — это в лучшем случае раввинистический запрет, и рав Ауэрбах сказал, что открытие и закрытие цепи похоже на открытие и закрытие двери, что вовсе не запрещено. [ 19 ] Эту позицию занимают и многие другие православные авторитеты. [ 20 ] как и Консервативный комитет по еврейским законам и стандартам. [ 4 ]

Один современный авторитет утверждает, что даже согласно Хазону Ишу, запрет на «строительство» не будет распространяться на изменение состояния электрических цепей в уже работающем компьютере. [ 20 ]

Макех Бапатиш

[ редактировать ]

Кроме того, «Чазон Иш» утверждал, что замыкание цепи для приведения устройства в рабочее состояние может нарушить библейский запрет на «макех бапатиш» (нанесение последнего удара молотком, т. е. завершение изготовления продукта). [ 21 ] Аргументом может быть то, что электрическое устройство неполноценно, поскольку оно не будет функционировать, пока не будет включено электричество.

Раввины Шломо Залман Ауэрбах, Яаков Брайш и Невинс категорически не согласны с этим, поскольку махе бапатиш относится к принципиально постоянному действию, требующему больших усилий, а включение электроприбора является принципиально временным, поскольку оно будет выключено, и требует минимального количества усилий. [ 4 ] [ 22 ]

Раввин Ошер Вайс утверждает, что намеренное создание электрической цепи нарушает махе бапатиш , поскольку (по его мнению) любая достаточно значимая и творческая деятельность запрещена в Шаббат, а если она не вписывается ни в одну из 38 других запрещенных действий , ее относят к категории как Маке Бапатиш . Он также утверждает, что непреднамеренное создание электрической цепи (что часто происходит, когда электронные устройства работают поблизости от человека) полностью разрешено, поскольку оно не имеет уровня значимости, необходимого для того, чтобы квалифицироваться как makeh bapatish . [ 23 ]

Намеренное создание горящих искр , например, путем трения камней друг о друга, чтобы разжечь огонь, запрещено в Шаббат как разжигание огня; возможно, что этот запрет включает в себя искры, мгновенно возникающие при включении электроприбора. [ 24 ] Однако Р'Шломо Залман Ауэрбах правил снисходительно по нескольким причинам: зажигание искр нежелательно и может не произойти, а искры очень малы, поэтому их нельзя считать значительными. Благодаря полупроводниковой технологии вероятность образования искр значительно снижается. [ 24 ] [ 25 ]

Лауреат Нобелевской премии по физике Ричард Фейнман рассказал, что, когда он находился на конференции в еврейской семинарии, к нему подошли молодые раввины и спросили, является ли электричество огнем. Он ответил, что это не так, а затем спросил, почему они хотят это знать. Он был шокирован, узнав, что они вообще не интересовались наукой, а хотели лишь разъяснений, которые помогли бы им интерпретировать Талмуд. Фейнман объяснил им, что электричество отличается от огня тем, что это не химический процесс, и указал на наличие электричества в атомах и, следовательно, во всех явлениях, происходящих в мире. Поскольку раввины опасались образования искр при нажатии кнопки для замыкания цепи, Фейнман предложил следующее решение: «Если вас это беспокоит, вы можете поставить конденсатор напротив выключателя, чтобы электричество включалось и выключалось без необходимости ». любая искра — где угодно». Но по какой-то причине им и эта идея не понравилась». [ 26 ]

Дополнительный расход топлива

[ редактировать ]

Включение прибора может косвенно привести к тому, что электростанция будет потреблять больше топлива, и, таким образом, нарушает мавир, усиление пожара. [ 27 ] По разным причинам большинство властей допускают эту косвенную причинно-следственную связь, если электростанцией управляют неевреи. [ 28 ] (Если электростанцией управляют евреи, проблема усложняется. См. раздел ниже, посвященный израильским электростанциям.)

Нагрев проволоки или нити

[ редактировать ]

Подача тока в провод может привести к его нагреву до температуры yad soledet bo . По мнению Чазона Иша, это приведет к запрету эксплуатации такого устройства. [ 18 ] Однако Р'Ауэрбах с этим не согласен, заявляя, что нагрев металла запрещен только в том случае, если целью является его модификация (например, отпуск ). [ 29 ] Некоторые считают, что преобладание полупроводниковых технологий во многих случаях сделало реальность, лежащую в основе этой проблемы, устаревшей. [ 30 ]

Раввин Шломо Залман Ауэрбах отверг любой технический запрет на электричество: «По моему мнению, нет запрета [использовать электричество] в Шаббат или Йом Тов... Нет запрета на тонкую настройку или молид ... (Однако я [ Рабби Ауэрбах] боюсь, что массы ошибутся и включат лампы накаливания в субботу, и поэтому я не допускаю электричества без большой необходимости...) ... Этот вопрос требует дальнейшего анализа... Однако ключевой момент. мое мнение таково, что нет никакого запрета на использование электричества по субботам, за исключением случаев, когда электричество вызывает запрещенные действия, такие как приготовление пищи или разжигание огня». [ 5 ]

Однако он считал использование электричества запрещенным обычаем и поэтому разрешал его использование только в ситуациях большой необходимости. [ 5 ]

Практическое применение

[ редактировать ]

В целом, с православной точки зрения, во время Шаббата разрешено пользоваться большинством электрических объектов при условии, что они настроены до начала Шаббата и состояние прибора не изменяется вручную во время Шаббата. К ним относятся освещение, отопление и кондиционирование воздуха .

Кухонная техника

[ редактировать ]

Приготовление пищи, будь то с помощью электрических или других средств, обычно запрещено в Шаббат. Пищу можно сохранять горячей, если она приготовлена ​​до начала Шаббата. Существуют различные законы, регулирующие сохранение горячей еды и ее подачу. Часто беличью или мультиварку для этой цели используют .

Холодильники

[ редактировать ]

Хотя большинство евреев, соблюдающих Шаббат, разрешают открывать и закрывать холодильник во время Шаббата, некоторые власти требуют, чтобы дверь открывалась только тогда, когда двигатель холодильника уже работает. В противном случае двигатель включится раньше из-за повышения температуры, косвенно вызванного потоком тепла извне. Большинство холодильников и морозильников автоматически включают двигатель для включения охлаждающего насоса, когда термостат обнаруживает температуру, которая слишком высока для сохранения продуктов холодными. Однако Ауэрбах и большинство авторитетов разрешают открыть дверь, поскольку этот результат является косвенным и потому что есть дополнительные основания для снисходительности. [ 31 ] [ 32 ]

Кроме того, перед субботой необходимо выключить любую лампу накаливания, которая загорается при открытии двери. Не разрешается открывать дверь, если включится свет, потому что, в отличие от работающего двигателя, включение света является библейским запретом, тогда как работа двигателя может быть раввинским запретом, а также свет включается немедленно, как только Эффект открытия холодильника, тогда как включение двигателя является косвенным эффектом. [ 33 ]

Некоторые производители бытовой техники реализовали тонкие дизайнерские решения, чтобы удовлетворить потребности евреев, соблюдающих субботу. В 1998 году линия KitchenAid компании Whirlpool запатентовала «режим субботы», и с тех пор многие производители последовали этому примеру, предложив аналогичные варианты. Эти режимы обычно отключают электронные дисплеи, отключают освещение духовки и холодильника, которое включается автоматически, и используют таймеры задержки, которые позволяют регулировать разрешенную температуру. [ 34 ] По словам Джона Фасмана, «около половины всех духовок и холодильников на рынке (в том числе производства GE, Whirlpool и KitchenAid) теперь имеют режим «Шаббат». [ 35 ]

Термостаты

[ редактировать ]

Некоторые раввинские авторитеты задаются вопросом, что если термостат для системы отопления или кондиционирования воздуха установлен до начала Шаббата, изменения, внесенные в температуру помещения, в котором находится термостат, могут повлиять на состояние включения / выключения системы. Особую озабоченность вызывает действие, которое намеренно приводит в действие термостат; например, если термостат настроен на включение отопления в комнате, и житель комнаты желает, чтобы обогреватель включился, открывая окно, чтобы впустить холодный воздух в комнату, тем самым вызывая включение тепла.

Хотя большинство раввинов постановили, что пример намеренного впуска холодного воздуха в комнату для управления термостатом представляет собой нарушение Шаббата, если человек открывает окно по какой-то другой, законной причине, и холодный воздух проникает в качестве побочного эффекта, никакого нарушения не произошло. Кроме того, большинство согласны с тем, что если человек, не имеющий намерения управлять термостатом, делает что-то, что приводит к его управлению, никакого нарушения не произошло.

Некоторые раввинские авторитеты полностью запретили использование систем отопления или охлаждения, контролируемых термостатом, в субботу, заявив, что действия человека, вызывающие включение или выключение системы, представляют собой нарушение, независимо от намерения.

Хотя (в целом) запрещено настраивать электрическое устройство так, чтобы оно включалось или выключалось раньше , многие органы разрешают настраивать его так, чтобы ожидаемое изменение было отсрочено , а текущее состояние сохранялось дольше. [ 36 ] Согласно разрешительному мнению, если система отопления в данный момент выключена (поскольку температура в данный момент выше, чем настройка термостата), можно будет разрешить снизить температуру термостата, поскольку это приводит к тому, что система отопления остается в своем текущем «выключенном» состоянии в течение дольше.

Телевидение и радио

[ редактировать ]

Большинство раввинских авторитетов запрещают смотреть телевизор во время Шаббата, даже если телевизор включен до начала Шаббата и его настройки не изменены. Однако большинство раввинов разрешили программировать устройство для записи телевизионных программ во время Шаббата, причем программирование должно выполняться до начала Шаббата, а просмотр - после него. [ нужна ссылка ]

Большинство властей также запрещают включать или слушать радио. Причина в том, что, хотя электрический ток не включен, радио издает громкий шум, подпадающий под запрет раввинов производить шум с помощью инструмента, предназначенного для создания шума. Однако может быть разрешено увеличить громкость уже включенного радио, поскольку многие власти разрешают подачу электрического тока. Элиэзер Вальденберг говорит, что переключение радиостанции с помощью набора номера запрещено, но Шломо Ауэрбах говорит, что это разрешено. [ 37 ]

Независимо от допустимости, почти все авторитеты (включая консервативную Невинс) считают, что просмотр телевизора, прослушивание радио или использование приборов для аналогичных целей в Шаббат нарушает дух Шаббата и не является идеальным. [ 4 ]

Евреи также не могут оставлять определенные устройства включенными в соответствии с марис айн — запретом делать что-то, что другой может счесть запретным в еврейском законе. [ нужна ссылка ]

Компьютеры и подобная техника

[ редактировать ]

Помимо возможных галахических проблем при любом использовании электричества, при использовании электронных устройств, таких как компьютеры, могут возникнуть некоторые дополнительные проблемы.

Пишу на экране

[ редактировать ]

Мнения относительно появления текста на электронном экране (например, экране компьютера или мобильного телефона) расходятся. Многие утверждают, что, поскольку текст будет появляться на экране лишь в течение короткого периода времени, библейский запрет на запись и стирание постоянного текста не нарушается, поэтому действие запрещено только раввинским законом. [ 38 ] Раввин Шмуэль Вознер был более строгим, утверждая, что, поскольку текст на экране может длиться значительное время (например, час), это считается «постоянным» письмом, которое запрещено. [ 39 ] Однако другие авторитеты заявляют, что даже согласно подходу Вознера библейский запрет не будет применяться, если в устройстве есть заставка , которая автоматически заменяет содержимое экрана через короткий период времени. [ 20 ] или если устройство питается от батареи (и не подключено к сети), и через некоторое время батарея неизбежно разрядится. [ 20 ] [ 17 ]

На это решение может повлиять тип используемого дисплея. Например, при использовании ЭЛТ- дисплея (но не более поздних типов дисплеев) слова, которые появляются на экране компьютера, на самом деле мерцают много раз в секунду; по мнению некоторых авторитетов, это означает, что такое письмо вообще не считается письмом. [ 40 ] [ 20 ] С другой стороны, текст на дисплее E Ink (например, Amazon Kindle ) остается навсегда, даже если устройство теряет электропитание (если только пользователь не решит изменить текст), что делает его запрещенным с точки зрения Библии. [ 17 ] [ 41 ]

Запись на диск

[ редактировать ]

Другая проблема — запись информации на компьютер (например, сохранение файла или отправка текстового сообщения, которое будет храниться на сервере или на телефоне получателя). Консервативный раввин Дэниел Невинс написал, что такая запись нарушает библейский запрет на запись. [ 4 ] Среди православных авторитетов мнения разделились относительно того, нарушает ли магнитная запись запрет на запись. [ 20 ] Кроме того, Р'Шломо Залман Ауэрбах утверждал, что запись может нарушать отдельный библейский запрет на «строительство», поскольку он создает возможность для компьютера показывать вам эту информацию позже. [ 42 ] [ 20 ]

Другие соображения

[ редактировать ]

Также сомнительно, является ли использование клавиатуры или другого устройства ввода для изменения отображаемого изображения прямым эффектом, поскольку оно зависит как от клавиатуры, так и от заранее запрограммированного поведения устройства. [ нужна ссылка ] Что касается печати документа на бумаге, некоторые авторитеты рассматривают ее как грамму и запрещены только раввинами (поскольку печать происходит только через некоторое время и после того, как компьютер рассчитает, как лучше всего печатать), в то время как другие рассматривают это как простое письмо и, следовательно, запрещено Библией. [ 20 ]

Использование компьютера можно рассматривать как «Увдин д'Чоль» (будние/повседневные дела), которые запрещены раввинами для сохранения духа святости Шаббата, поскольку не позволяют выполнять ненужные или изнурительные задачи и действия, характерные для будних дней. в Шаббат.

Раввин Нахум Рабинович постановил, что солдатам (которым необходимо писать, чтобы спасать жизни) следует предпочтительно использовать ручку с исчезающими чернилами (что запрещено раввинами, поскольку письмо носит временный характер), а не электронное письмо на компьютере, что указывает на то, что он считал серьезностью запреты, связанные с использованием компьютера. [ 17 ]

Приложение Shabbos было предложенным приложением для Android, которое, как утверждали его создатели, позволяло евреям разрешенно использовать смартфон для отправки текстовых сообщений в субботу. [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] Разработчики заявили, что приложение выйдет в декабре 2014 года. [ 47 ] но приложение было отложено и в итоге так и не было выпущено. Когда приложение было анонсировано, оно вызвало бурю негодования среди общественности, и многие раввины выступили против его разработки. [ 43 ] [ 48 ]

Телефоны

[ редактировать ]

Как и другие электроприборы, на телефоны распространяются аналогичные ограничения в субботу. Работа с телефоном может предусматривать отдельные запреты на каждом этапе работы. Таким образом, отключение телефона от трубки для получения сигнала готовности линии замыкает цепь и создает шум. Набор номера замыкает больше цепей и создает больше шума. Разговор по телефону усиливает существующий ток, но Шломо Ауэрбах и многие другие авторитеты это допускают. Если повесить трубку, то размыкается цепь, которая, по мнению Хазона Иша, является библейским запретом на «разрушение», а по мнению других — раввинистическим запретом. [ 49 ]

Набор номера на многих телефонах, в том числе на сотовых, также приводит к написанию номеров на экране дисплея, тем самым нарушая запрет на запись (описанный выше). Если необходимо позвонить по телефону в субботу, при прочих равных условиях предпочтительнее использовать телефон без экрана. [ нужна ссылка ]

Сомнительно, разрешено ли использовать автоответчик или голосовую почту для получения сообщений, оставленных во время Шаббата, поскольку нарушение Шаббата приносит пользу, особенно если звонящий — еврей. [ 50 ]

В экстренном случае, когда телефонный звонок необходим для спасения жизни, телефонный звонок разрешен . Кроме того, был изобретен специальный телефон, чтобы свести к минимуму галахические проблемы, связанные с использованием телефона в субботу; изобретатели утверждают, что его использование солдатами или другими важными работниками в менее срочных ситуациях разрешено. Этот телефон позиционируется как « кошерный телефон» (не имеющий отношения к «кошерным телефонам» в некоторых других еврейских общинах, у которых нет доступа к Интернету или СМИ, чтобы соблюдать запреты на Интернет в этих общинах). [ 51 ]

Микрофоны

[ редактировать ]

Существуют разные точки зрения на использование микрофона во время Шаббата. Хотя большинство ортодоксальных раввинских авторитетов запрещают использование микрофонов, существуют некоторые аргументы в пользу разрешения использования микрофона в синагоге, который включается перед началом Шаббата, на том основании, что микрофон создает не человеческий голос, а, скорее, усиливает его. Те в большинстве, кто запрещает микрофон, обеспокоены различными проблемами, включая проводимость электричества, на которую влияет человеческий голос, и внимание, которое привлекает звук, исходящий из динамиков. [ 52 ]

Был разработан «шаббатный микрофон», который позволяет раввинам или хазанам усиливать и передавать свой голос, не влияя на электрический ток микрофона, чтобы проводить собрания, не нарушая Шаббат. Он использует акусто-флюидную технологию и постоянный электрический ток , поэтому источник звука не меняет состояние электрического тока. [ 53 ] Это не было одобрено всеми ортодоксальными раввинскими авторитетами. Раввины расходятся во мнениях относительно того, можно ли использовать субботний микрофон при записи звука. [ 54 ]

Прачечная

[ редактировать ]

Стирать одежду в субботу запрещено ни вручную, ни в машине. Большинство раввинских авторитетов запретили работу стиральной машины или сушильной машины в Шаббат, даже если они установлены до начала Шаббата. Если машина продолжает работать после начала Шаббата, когда это не было запланировано, использование одежды или других предметов в приборе во время Шаббата не принесет никакой пользы. [ нужна ссылка ]

Автомобили

[ редактировать ]

По мнению православных властей, хотя вождение в Шаббат запрещено непосредственно из-за сгорания топлива, современные автомобили также имеют множество электрических компонентов, работа которых запрещена в Шаббат. К ним относятся фары и другие внешние и внутренние фонари, указатели поворота и датчики. Кроме того, работа транспортного средства предполагает множество видов использования электричества и электрических цепей. может быть даже разрешено управлять автомобилем с двигателем внутреннего сгорания . По мнению многих консервативных авторитетов, такое использование электричества не запрещено, и при определенных обстоятельствах [ 4 ]

Православные власти обычно запрещают эксплуатацию лифта по нескольким причинам. Однако субботние лифты были спроектированы так, чтобы автоматически перемещаться с одного этажа на другой независимо от того, ездит ли на лифте человек или нет, поэтому многие власти разрешают использование таких лифтов при определенных обстоятельствах. Экологические преимущества снижения энергопотребления, когда устройство не используется, теряются.

Системы наблюдения

[ редактировать ]

Было рассмотрено использование автоматизированных систем наблюдения. Примеры включают системы видеонаблюдения , видеокамеры и детекторы движения . [ 55 ] Лицо, находящееся в пределах видимости работающей камеры наблюдения, может разрешить фотографирование, если для входа в здание или место необходимо пройти мимо камеры, и фотография не приносит прямой пользы прохожему. Это называется песик рейша дело нича лейх ( арамейский : פסיק רישא דלא ניחא ליה, свободный перевод: «неизбежное результирующее действие, которое не приносит пользы тому, кто косвенно вызвал это действие»). [ 56 ] Однако запрещено сознательно проходить мимо датчика движения, который включает свет в субботу, если на улице или в месте темно и потому, что включение света приносит существенную пользу человеку, и это песик рейша денича лейх ( арамейский : פסיק רישא דניחא ליה, свободный перевод: «неизбежное результирующее действие, которое приносит пользу тому, кто косвенно вызвал это действие»). Соблюдающим евреям рекомендуется не проходить мимо датчика движения, который, как они знают, там есть и который включит свет или закроет при этом глаза. [ 57 ]

Статическое электричество

[ редактировать ]

Многие власти разрешают разделять одежду или выполнять другие действия, которые могут привести к образованию искр из-за статического электричества . [ 58 ]

Доение коров

[ редактировать ]

Опубликованы обзорные статьи о допустимости доения коров в субботу с помощью автоматизированных машин. [ 59 ] [ 60 ] Доить коров в субботу категорически запрещено. [ 61 ] но разрешено облегчить страдания набухшей коровы, если молоко будет пропадать, а не храниться. [ 62 ]

Из-за желания, чтобы так много молока не пропадало зря, было предложено прикрепить насосную машину в Шаббат, чтобы первые несколько капель выбрасывались впустую, а затем установить контейнер для хранения последующего потока молока. Хотя Чазон Иш писал, что такая практика запрещена, сообщается, что он разрешил ее, когда его об этом спросили устно, и некоторые общины использовали эту практику соответствующим образом. [ 63 ] Используя устройство, изобретенное Институтом Зомета в 1980-х годах, которое позволяло переходить от доения к отходам и доению в контейнеры, происходить косвенно, без вмешательства человека, доение коров стало более косвенным и, следовательно, с большей вероятностью было разрешено. [ 64 ] Еще одно решение, при котором коров подключают к машине при отключенном электричестве, а электричество вскоре автоматически включается для доения коров, было теоретически разрешено Чазон Ишем и стало практическим в конце 20 века. В настоящее время это практикуется в религиозном кибуце Сде-Элиягу . [ 65 ]

Способы обхода субботних запретов

[ редактировать ]

Несколько инноваций были разработаны для удовлетворения потребностей пользователей, соблюдающих Шаббат, не нарушая при этом Шаббат.

Шаббатные часы

[ редактировать ]
Шаббатские часы. Каждый оранжевый колышек определяет свое состояние в течение одного 15-минутного интервала. Эти часы настроены на включение света примерно с 17:00 до 23:30 (свет будет подключен к трехконтактной израильской розетке ).

Как правило, галаха позволяет еврею начать действие, нарушающее Шаббат, в пятницу (до Шаббата), даже если действие будет завершено автоматически в Шаббат. [ 66 ] Таким образом, согласие современных властей позволяет еврею запрограммировать таймер (называемый «шаббатными часами») перед шабатом, чтобы он автоматически выполнял запрещенное действие в шаббат. [ 67 ] Например, разрешено прикрепить таймер к выключателю света в пятницу днем, чтобы свет выключался поздно вечером в пятницу, когда люди хотят спать, и снова включался на следующий день, когда люди просыпаются.

Однако исключением из этого правила может быть шум, нарушающий мирную обстановку Шабата, как показывает дискуссия в Талмуде о том, может ли еврей добавлять пшеницу в пятницу в водяную мельницу, которая будет работать автоматически в Шаббат. потому что добавление пшеницы в мельницу вызовет громкий шум. [ 68 ] Ришоним не согласны с тем, какое мнение является нормативным. Джозеф Каро в « Шулхан Арухе» разрешает это действие, но Моисей Иссерлес ( Рамо ) запрещает это при отсутствии большой необходимости. [ 67 ] Соответственно, раввины Моисей Файнштейн и Шломо Ауэрбах запрещают программировать радио на включение во время Шаббата или разрешать ему работать в Шаббат не из-за нарушения электричества как такового, а скорее потому, что шум радио нарушает отдельный запрет.

Некоторые авторитеты выдвинули другие причины для запрета субботних часов в целом, но многие раввины пришли к консенсусу, разрешая их использование. [ 69 ] [ 67 ] В настоящее время они обычно используются для управления освещением в частных домах, для управления посудомоечными машинами и дойными коровами в соблюдающих субботу кибуцах и мошавах , а также для различных целей в общественных учреждениях, таких как больницы и гостиницы.

Корректировка субботних часов в субботу

[ редактировать ]

Часы для субботы обычно представляют собой механические устройства, которые «программируются» путем перемещения колышков, обозначающих определенные часы. В субботу разрешено перемещать колышки на механическом устройстве, но если колышки являются частью субботних часов, результирующая деятельность (например, включение света) может быть запрещена. Необходимо рассмотреть несколько различных случаев:

  • Настройка субботних часов так, чтобы свет включался раньше, чем в противном случае: это запрещено, хотя некоторые власти снисходительны в ситуациях необходимости, поскольку это можно рассматривать как косвенное включение света ( грама ). [ 70 ] [ 71 ]
  • Настройка субботних часов так, чтобы свет включался позже, чем в противном случае: почти все власти разрешают это, и общепринятая практика разрешает это. [ 70 ] [ 71 ] Однако, если регулировка выполняется путем удаления и повторной установки штыря, повторная установка может привести к тому, что свет включится раньше по сравнению с состоянием отсутствия штыря, что, вероятно, будет запрещено, как обсуждалось ранее. [ 71 ]
  • Настройка субботних часов так, чтобы свет выключался раньше, чем в противном случае: это аналогично случаю более раннего включения света и, следовательно, запрещено. Однако акт выключения света менее галахически серьезен, чем его включение (раввинистический, а не библейский запрет), поэтому Р'Шломо Залман Ауэрбах разрешает, если свет (или другое устройство) принадлежит к типу, действие которого разрешено только раввинами. запрещено, поскольку многочисленные уровни раввинских запретов создают больше оснований для снисхождения. [ 71 ]
  • Настройка субботних часов так, чтобы свет выключался позже, чем в противном случае: это аналогично случаю включения света позже, и поэтому разрешено. [ 70 ] [ 71 ] (Меньшинство авторитетов считают, что это запрещено, поскольку приводит к потреблению большего количества электроэнергии, чем в противном случае.) [ 71 ]

Другие предлагаемые обходные пути

[ редактировать ]

Кошерная лампа , продаваемая с 2004 года, представляет собой лампу, в которой электричество работает постоянно, но которая имеет сдвижную крышку, позволяющую по желанию освещать или блокировать свет. Таким образом, лампу можно «включить» или «выключить», хотя на самом деле лампочка всегда включена.

В 2015 году KosherSwitch . на фоне разногласий был представлен настенный выключатель [ 72 ] как средство контроля электроэнергии по требованию способом, который, по мнению некоторых православных авторитетов, разрешен. [ 73 ] [ 74 ]

Использование электроэнергии, вырабатываемой на израильских электростанциях

[ редактировать ]

О допустимости использования электроэнергии, вырабатываемой на израильских электростанциях, написано несколько обзорных статей. [ 75 ] В принципе, это должно быть запрещено, поскольку от действия, совершенного в нарушение Шабата, нельзя получить никакой пользы. Так, например, если еврей зажигает свечу в нарушение Шабата, то ему и другим евреям запрещается читать книгу при свете этой свечи. Аналогичным образом, если еврей производит электроэнергию на электростанции в нарушение Шаббата, другие евреи не могут получить выгоду от этого электричества. Однако есть несколько соображений, позволяющих евреям производить электроэнергию на израильских электростанциях и использовать электроэнергию, вырабатываемую таким образом.

Производство электроэнергии

[ редактировать ]

Основным мотивом для разрешения производства электроэнергии является пикуах нефеш (иврит: פיקוח נפש, «спасение жизней»). Электричество, вырабатываемое в субботу, необходимо для повседневной работы больниц, центров первой помощи , амбулаторных пациентов , которым требуется медицинская помощь на дому, а также для климат-контроля для людей, которые в ней нуждаются, холодильника для младенцев или пожилых людей, которым необходимо есть. охлажденные продукты и, возможно, уличные фонари , которые помогают предотвратить дорожно-транспортные происшествия. Поскольку невозможно провести различие между электрическим током, идущим на цели, называемые пикуах нефеш , и на другие цели, вся выработка электроэнергии классифицируется как пикуах нефеш . Аргумент, основанный на пикуах нефеш, позволяет еврею работать на электростанции в субботу для выработки электроэнергии. Раввины Шломо Залман Ауэрбах [ 76 ] и Шломо Горен [ 77 ] допускают это, но Ауэрбах и Моше Файнштейн [ 78 ] вопрос, почему вместо этого на эту работу не нанимают неевреев.

Использование электричества

[ редактировать ]

Если предположить, что еврейский рабочий может производить электроэнергию в субботу благодаря пикуах нефеш , мнения разделились относительно того, могут ли еврейские потребители использовать это электричество для целей, не связанных с пикуах нефеш . Раввин Шломо Горен запрещает использовать его в обычных обстоятельствах, используя прецедент из Талмуда: если мясо готовится для пациента, которому оно нужно для пикуах нефеш , никто другой не может есть это мясо, поскольку эта возможность может побудить повара приготовить больше мяса, чем необходимо, нарушая Шаббат без оправдания. Однако раввин Шломо Ауэрбах, который разрешает выработку с некоторыми колебаниями электричества в Шаббат (см. цитату ниже), также разрешает использование электричества, основываясь на другом талмудическом прецеденте: если больному пациенту требуется мясо, а мертвого мяса нет, живое животное может быть зарезано (в противном случае это нарушение Шабата), а излишки его мяса могут быть съедены другими в Шаббат. Поскольку в этом случае невозможно приготовить мясо , не забивая целое животное, обоснование того, что нарушитель может сделать больше, чем необходимо, не имеет силы. [ 79 ]

Другой возможной причиной снисхождения является тот факт, что некоторые еврейские рабочие электростанции не знают, что их работа считается нарушением Шаббата. Таким образом, это можно считать непреднамеренным (ивр. שוגג, шогег ). Когда человек нарушает Шаббат непреднамеренно (а не намеренно), некоторые власти разрешают другим евреям извлечь выгоду из нарушения. Таким образом, потребителям может быть разрешено использовать электроэнергию, вырабатываемую в субботу. [ 80 ]

В настоящее время общепринято, что потребители могут использовать электроэнергию электростанции. [ 81 ] [ 82 ] Однако часть общины харедим отказывается пользоваться электросетью (вместо того, чтобы генераторы электроэнергии дома), следуя мнению Хазон Иша, который утверждал, что даже если бы электростанция могла работать разрешенно, использование ее электричества было бы запрещено, поскольку тамошние светские работники не уважают Шаббат, и использование их электричества продемонстрировало бы общественное одобрение их действия. [ 81 ]

Прогнозируется, что в будущем, когда угольные электростанции Израиля будут закрыты и заменены электростанциями, работающими на природном газе, появится возможность запускать полностью электрические электростанции автоматически, без вмешательства человека, что снимет галахические вопросы об использовании этого электричества на планете. Шаббат. [ 83 ]

Альтернативы электроэнергии, вырабатываемой государством

[ редактировать ]

Десятки тысяч израильских харедим , составляющие значительную часть населения харедим, используют частные электрогенераторы, чтобы избежать использования общественного электроснабжения в субботу. [ 84 ] Некоторый [ ВОЗ? ] даже отказаться от использования генератора, потому что конечный продукт электричества неотличим от того, что предоставляется обычным потребителям, поэтому использование электричества любым способом представляет собой нарушение Галахи. Некоторые из этих людей [ ВОЗ? ] используйте керосиновую лампу, которая дает им минимальное количество света, а некоторые используют только субботние свечи для ужина в пятницу вечером.

Некоторые люди, которые не используют электричество, также не используют краны или другие механизмы, обеспечивающие воду из общественных источников, поскольку муниципальные водяные насосы работают от электричества. Эти люди готовят в пятницу емкости с водой, достаточные для удовлетворения своих потребностей в субботу.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Нойландер, Артур. «Использование электричества в субботу». Труды раввинской ассамблеи 14 (1950) 165–171.
  2. ^ Адлер, Моррис; Агус, Джейкоб; и Фридман, Теодор. «Ответ в субботу». Труды раввинской ассамблеи 14 (1950), 112–137.
  3. ^ Кляйн, Исаак. Руководство по еврейской религиозной практике. Еврейская теологическая семинария Америки: Нью-Йорк, 1979.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Дэниел Невинс, Использование электрических и электронных устройств в субботу
  5. ^ Jump up to: а б с Бройд и Яхтер , часть II, раздел G.
  6. ^ Любрич, Баттегай, Наоми, Каспар (2018). Еврейская Швейцария: 50 предметов рассказывают свою историю . Кристоф Мериан. стр. 202–205. ISBN  978-3856168476 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  7. ^ Jump up to: а б Раввин Майкл Бройд и раввин Говард Яхтер, Использование электричества в субботу и Йом Тов , часть 1, раздел A. Журнал Галахи и современного общества № XXI – весна 1991 г. – Песах 5751.
  8. ^ Комментарии к Мишне Тора , Законы Шаббата 12:1.
  9. ^ Шаббат 41а.
  10. ^ Шаббат 41б
  11. ^ Yevamot 6b
  12. ^ Шломо Залман Ауэрбах, Минхат Шломо с. 111
  13. ^ Бейца 23а
  14. ^ Раши к Бейце 23а
  15. Бейт-Ицхак , Иеремия 2:31.
  16. ^ Бройд и Джахтер, часть II, раздел A.
  17. ^ Jump up to: а б с д и Что не так с текстовыми сообщениями в субботу? Галахический анализ
  18. ^ Jump up to: а б Хазон Иш, Орах Хаим 50:9
  19. ^ Бройд и Джахтер, часть II, раздел B
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ма. Предпочтение написанию «И Шаббат», а не написанию на компьютере.
  21. Чазон Иш, Orach Chain, 50:9
  22. ^ Бройд и Джахтер, часть II, раздел C.
  23. ^ Новый взгляд рава Ашера Вайса на использование электричества в субботу - Часть вторая, раввин Хаим Яхтер
  24. ^ Jump up to: а б Мавир (8) – Йецират Ницоцот Хашмаль Стати Веод
  25. ^ Бройд и Джахтер, часть II, раздел D.
  26. ^ Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!: Приключения любопытного персонажа , глава Является ли электричество огнем? , Ричард Фейнман, Ральф Лейтон (соавтор), Эдвард Хатчингс (редактор), 1985, WW Norton, ISBN   0-393-01921-7 , мягкая обложка, 1997 г.: ISBN   0-393-31604-1 [1]
  27. ^ «Электричество в субботу» .
  28. ^ Бройд и Джахтер, часть II, раздел E.
  29. ^ Минчат Шломо, с. 107
  30. ^ Бройд и Джахтер, часть II, раздел F.
  31. ^ Минхас Шломо, Глава 10; Бройд и Яхтер, часть IV, раздел А.
  32. ^ Раввин Хаим Яхтер, Открытие холодильников в субботу.
  33. ^ Бройд и Джахтер, сноска 59.
  34. ^ Горман, Карма Р. (2009). «Религия по требованию: дизайн, основанный на вере». Дизайн и культура . 1 (1): 9–22. дои : 10.2752/175470709787375715 . S2CID   143513427 .
  35. ^ Фасман, Джон (март – апрель 2006 г.). «Стараемся полностью соблюдать субботу». ИДЕНТИФИКАТОР .
  36. ^ Пениней Галаха - 06. Таймеры
  37. ^ Джахтер и Бройд, часть IV, раздел C.
  38. ^ Раввины Шломо Залман Ауэрбах (Шулхан Шломо 340:11), Моше Файнштейн и Дов Лиор
  39. ^ Шевет ха-Леви 6:37, приводящий пример написания на теле, что запрещено Библией (Шаббат 104б).
  40. ^ Рав Гедалия Рабиновиц Галаха Урефуа (том V)
  41. ^ Чтение Kindle в субботу
  42. ^ Шемират Шаббат Кехильчата , глава 66, сноска 211.
  43. ^ Jump up to: а б Ханна Дрейфус (2 октября 2014 г.). «Новое приложение Shabbos вызвало бурю негодования в православных кругах» . Еврейская неделя . Архивировано из оригинала 7 октября 2014 года . Проверено 12 октября 2014 г.
  44. ^ Дэвид Шама (2 октября 2014 г.). «Приложение позволяет еврейским детям отправлять текстовые сообщения в субботу – и оставаться в курсе; «Приложение Шаббат» вызывает споры в еврейской общине – и монументальное онлайн-обсуждение еврейского закона» . Таймс Израиля . Проверено 3 октября 2014 г.
  45. ^ Дэниел Корен (2 октября 2014 г.). «Наконец-то, теперь вы можете отправлять сообщения по субботам благодаря новому приложению Shabbos » . Шалом Жизнь . Архивировано из оригинала 7 октября 2014 года . Проверено 12 октября 2014 г.
  46. ^ «Изменит ли приложение Shabbos еврейскую жизнь, вызовет гнев раввинов или и то, и другое?» . Новости еврейского бизнеса. 2 октября 2014 года . Проверено 12 октября 2014 г.
  47. ^ «Почему мы отменили нашу кампанию на Kickstarter» . Приложение «Шаббат». 22 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 21 октября 2014 г. Проверено 22 октября 2014 г.
  48. ^ Эрик Шехтер (3 октября 2014 г.). «Приложение Shabbos для отправки субботних текстовых сообщений взволновало раввинов» . Популярная механика . Проверено 13 октября 2014 г.
  49. ^ Бройд и Джахтер, часть IV, раздел B.
  50. ^ Дж. Дэвид Блайх . Современные галахические проблемы , том 5, страницы 157–170.
  51. ^ «Представляем: «Кошерный телефон» разрешен в субботу» . Национальные новости Израиля .
  52. ^ Блайх, Дж. Дэвид (30 сентября 1977 г.). Современные галахические проблемы . Издательство «КТАВ», ООО с. 231 - через Интернет-архив. микрофонный шабат.
  53. ^ «Акусто-флюидное усиление звука для ортодоксальных еврейских культовых помещений» . Архивировано из оригинала 23 февраля 2005 года . Проверено 23 февраля 2005 г.
  54. ^ О записи служб Шабата и Йом Това.
  55. ^ Дж. Дэвид Блайх , Современные галахические проблемы , том 5, страницы 129–156.
  56. ^ Блайх, там же.
  57. ^ Рибьят, лок. цитировать
  58. ^ Бройд и Джахтер, часть IV, раздел D.
  59. ^ Говард Джахтер и Эзра Фрейзер, Серая материя , том 1, страницы 201–214.
  60. ^ Techumin 15:394–410, цитируется в Jachter and Frazer 1:213.
  61. ^ Из-за мефарейка (иврит: מפרק), подкатегории тире (иврит: דש молотьба ); Шаббат 95а, цитируется в Джахтере и Фрейзере 1:200.
  62. ^ Р'Абрахам Исаак Кук разрешил молочным фермерам попросить нееврея доить корову в соответствии со средневековым постановлением Махарама Ротенбургского . Хотя доение коровы является библейским запретом, просить нееврея совершить запрещенное действие в Шаббат — это всего лишь раввинистический запрет, поэтому для облегчения боли животного это разрешено (Джахтер и Фрейзер 1:202). В религиозных кибуцах Израиля, где живут только евреи, может быть непрактично просить неевреев доить коров. Рав Кук, признав эту реальность в свое время, и Хазон Иш разрешили доить корову и позволить выбрасывать молоко впустую, потому что это тоже всего лишь раввинский запрет и может быть разрешено из-за смягчающего фактора, чтобы корова не чувствовала боли ( Джахтер и Фрейзер 1:204).
  63. ^ Хаим Навон, Национальный закон: класс 21, доение в субботу.
  64. ^ Джахтер и Фрейзер 1:206-9.
  65. ^ Джахтер и Фрейзер 1: 210–214.
  66. ^ Суббота 17б-18а; Мишне Тора , Законы Шаббата 3:1; Шулхан Арух Орах Хаим 252:1
  67. ^ Jump up to: а б с Размышления о Торе, таймеры на Шаббат и Йом Тов
  68. ^ Шаббат 18а
  69. ^ Broyde and Jachter, section V, part A.
  70. ^ Jump up to: а б с Пениней Галаха: Таймеры
  71. ^ Jump up to: а б с д и ж Broyde and Jachter, part V, section B.
  72. ^ «Нью-Йорк – проливая свет на кошерный переключатель» . www.vosizneias.com . 20 апреля 2015 г.
  73. ^ «Одобрения/Благословения «Кошерный переключатель – контроль электроэнергии в субботу!» . www.kosherswitch.com .
  74. ^ «Responsa «Кошерный переключатель — контроль электроэнергии в субботу!» . www.kosherswitch.com .
  75. ^ Ховард Джахтер и Эзра Фрейзер, Серая материя , том 2, страницы 54–66; Леви Ицхак Гальперин , Тешувот Маасе Хошейв 1:31 и Исраэль Розен , Техумин 16:36–50 (цитируется в Джахтере и Фрейзере 2:55).
  76. ^ Тешувот Минхат Шломо 2:15 и Тиньяна 24. Цитируется в Джахтере и Фрейзере 2:56.
  77. ^ Мейшив Милхама 1: 366–385. Цитируется в Джахтере и Фрейзере 2:56.
  78. ^ Тешувот Игрот Моше ( Орах Хаим 4:127). Цитируется в Джахтере и Фрейзере 2:56.
  79. ^ Цитируется в Джахтере и Фрейзере 2:56–57.
  80. ^ Использование электричества в субботу.
  81. ^ Jump up to: а б Таханат Коах Хашмалит бе-Шаббат
  82. ^ 05. Использование электроэнергии, произведенной в субботу.
  83. ^ Электричество в субботу
  84. ^ Не все «кошерно» в ультраортодоксальных генераторах.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 55a81b13722285ddd31afaac56cd915a__1714853160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/55/5a/55a81b13722285ddd31afaac56cd915a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Electricity on Shabbat - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)