Исаак Иуда Шмелькес

Раввин Ицхак Иегуда Шмелькес (1827–1905), талмудист из Галиции , родился в Лемберге ( Львов , Украина), в семье Хаима Самуила Шмелькеса, заявлявшего о своем происхождении от Елеазара б. Сэмюэл Шмельке Рокеах . [ 1 ] Он был главой раввинского суда во Львове в 1869-1893 годах. [ 2 ] Его «Бейт Йихак» (6 томов, 1875–1908) о четырех частях « Шулхан Аруха » получил широкое признание. [ 2 ] Его мнения по галахическим вопросам интересовались многие видные ученые современности. [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Ученик Йозефа Саула ха-Леви Натансона , главы местного бет-дина , Шмелькес в юности был прославлен как блестящий исследователь Талмуда. Он занимал пост главы букмекерской конторы в ряде городов, прежде чем был назначен в Лемберг, где оставался до своей смерти.
Интеллектуальная собственность
[ редактировать ]Начиная с 1518 года, с изобретением печатного станка, раввинские власти предоставили исключительные права на печать. Эти привилегии обычно предоставляют издателю исключительное право печатать книгу на срок от десяти до двадцати лет или до тех пор, пока не будет продано первое издание — время, подходящее для того, чтобы автор или его наследники окупили свои инвестиции в подготовку рукописи к публикации. В XIX веке, после введения авторского права в современное светское право, раввинские власти спорили по поводу применения авторского права в еврейском законодательстве. По мнению учителя Шмелькеса раввина Натансона, авторское право — это право собственности, возникающее из права собственности. Шмелькес утверждал, что исключительное право автора публиковать свою рукопись вытекает из авторских прав автора согласно светскому праву, а не из права собственности автора на контроль доступа к физической рукописи. Позицию раввина Шмельке придерживается большинство современных споров по поводу интеллектуальной собственности в раввинском праве. [ 4 ]
Электричество в субботу
[ редактировать ]Для приборов, которые не излучают свет в субботу , включение электрического тока может нарушить другие запреты раввинистического еврейского закона. Например, Талмуд запрещает создание ароматного аромата на своей одежде в Шаббат, поскольку, согласно Раши, «создание чего-либо нового» запрещено в соответствии с раввинистической категорией, называемой молид . Раввин Шмелькес предложил применять молид для получения электрического тока. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Введение в Бейт-Йихак , Орах Хаим , Пшемысль, 1875 г.
- ^ Jump up to: а б Спектор, С.; Вигодер, Г. (2001). Энциклопедия еврейской жизни до и во время Холокоста: К-Серед . Энциклопедия еврейской жизни до и во время Холокоста. Яд Вашем. п. 1034. ИСБН 978-0-8147-9377-0 . Проверено 16 мая 2016 г.
- ^ Модлингер, HD (2007). Энциклопедия иудаики .
- ^ Нетанель, Нил; Ниммер, Дэвид (январь 2011 г.). «Является ли авторское право собственностью? - Споры о еврейском законе» . Теоретические исследования в области права . 12 (1): 217–251. дои : 10.2202/1565-3404.1268 . S2CID 144412187 . Проверено 1 июня 2016 г.
- ^ Раввин Майкл Бройд и раввин Ховард Джахтер, Использование электричества в субботу и Йом Тов , часть II, раздел A. Журнал Галахи и современного общества № XXI - весна 1991 г. - Песах 5751.