Квадраты
Раввинские эпохи |
---|
Рав Шешет ( иврит : רב ששת ) был аморой третьего поколения талмудических академий в Вавилонии (тогда Асористан , ныне Нижняя Месопотамия , Ирак). Его имя иногда читают Шишат или Бар Шишат.
Биография
[ редактировать ]Он был коллегой рава Нахмана , с которым он часто спорил по вопросам Галахи . Имя его учителя точно не известно, но рав Шешет был слушателем лекций рава Хуны . [ 1 ] Достоверно известно, что он не был учеником Аббы Арихи (Равва), так как некоторые его высказывания вызывали у него недовольство, он критиковал их с неуважением, которого не проявил бы к своему учителю, говоря: «Должно быть, он говорил так, когда он спал». [ 2 ]
Шешет сначала жил в Нехардее , где учился в Большой синагоге Багдада . [ 3 ] отправляясь оттуда в Махузу , [ 4 ] а затем в Шилхе , где он основал академию. [ 5 ] Он был слаб телом, [ 6 ] но тем не менее обладал железной волей и огромной энергией. [ 7 ]
Его обучение
[ редактировать ]Хотя он был слеп, его компенсировала очень цепкая память, поскольку он знал наизусть всю совокупность таннайской традиции, а также ее аморайские интерпретации. [ 8 ] Он нанял ученого («танна»), знакомого с Мишной и Бараитой, чтобы тот прочитал их ему. [ 9 ]
Рав Хисда , когда он встречал Шешета, трепетал перед богатством бараитов и изречений, которые цитировал Шешет. [ 10 ] Шешет также передал множество высказываний древних таннаимов, особенно Елеазара бен Азарии . [ 11 ] В своем обучении он всегда брал за основу традицию, и для каждого вопроса, поставленного перед ним для решения, он искал мишну или бараиту, из которой он мог бы вывести решение проблемы, его обширные знания в этих областях литературы всегда позволяли ему найти проход, который ему нужен. [ 12 ] Его обычный ответ на вопрос был: «Мы узнали об этом в Мишне или в бараите». [ 13 ] Когда он предлагал вниманию своих учеников какое-нибудь предложение, он сразу же спрашивал: «Откуда у меня это?» а затем добавлял мишу или бараиту, из которых он вывел рассматриваемое решение. [ 14 ]
В дополнение к своей образованности и знанию традиций, Шешет обладал большой проницательностью и умел делать выводы из учения традиции. [ 15 ] Так, в связи с применением Экклезиаста 7:11 Рами бар Хама сказал о нем: «Хорошо, когда человек обладает острым пониманием в дополнение к наследию традиции». [ 16 ] Однако он был менее проницательным, чем его коллега Рав Хисда. [ 17 ] и он, по-видимому, вообще не любил казуистику , модную в академии Пумбедиты . Когда он слышал, как кто-нибудь делал придирчивое возражение, он саркастически замечал: «Разве вы не из Пумбедиты, где слона рисуют через игольное ушко?». [ 18 ] Шешет был в дружеских отношениях с равом Чисдой, и они очень уважали друг друга. [ 19 ] путешествовал в компании, [ 20 ] и были вместе у эксиларха . [ 21 ]
Его агада
[ редактировать ]Шешет уделял много времени толкованию Библии , и всякий раз, когда он возобновлял свои занятия, как это было у него в обычае в конце каждых тридцати дней, он говорил: «Радуйся, душа моя! Радуйся, душа моя! Ради тебя я читал Священное Писание; и ради тебя я изучил Мишну и бараит». [ 22 ] С другой стороны, он сравнительно мало интересовался агадой , и сам признавал свой недостаток в этом отношении, говоря: «Я не могу спорить с Ханой по поводу агады». [ 23 ] Сохранились некоторые его агадические интерпретации библейских отрывков, относящиеся по большей части к изучению Торы. Таким образом, он истолковал Притчи 11:25 как подразумевающий, что тот, кто учит в этом мире, будет иметь счастье учить и в мире грядущем; [ 24 ] и объяснил Притчи 3:16 как означающие, что всякий, кто учится правильно, получает в награду продолжительность дней в дополнение к богатству и славе, а тот, кто учится не совсем безупречно, получает богатство и честь без долголетия. [ 25 ] Он часто пояснял библейские отрывки, используя известные пословицы. [ 26 ]
Шешет, который (как говорилось выше) был слепым, однажды смешался с толпой, ожидавшей появления царя. Еретик . (вероятно, приверженец манихейства , против которого полемизировал Шешет) [ 27 ] ) насмехался над ним замечанием, что ему уж точно не удастся увидеться с королем. Шешет, однако, посрамил еретика, узнав, несмотря на свою слепоту, что момент появления царя уже близок. Когда еретик в изумлении спросил Шешета, откуда он это знает, то получил ответ: «Царство земное похоже на небесное; явление же Божие возвещается в 3 Царств 19:12-13 глубоким молчанием». [ 28 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Евамот 64б; Кетувот 69а
- ^ Евамот 24б и параллели; сравните также Нидду 60а
- ^ Мужество 29а
- ^ Недарим 78а, б; Бава Батра 121а
- ^ Письмо Шериры бен Ханины , в Нойбауэре, MJC i. 29
- ^ Песахим 108а
- ^ Менахот 95б
- ^ Шевуот 41б
- ^ Синедрион 86а; Хорайот 9а
- ^ Эрувин 67а
- ^ Маккот 23а; Песахима 118а
- ^ Зевахим 96б
- ^ Бава Меция 90а; Йома 48б
- ^ Кетувот 68а; сравнить Евамот 35а, 58а
- ^ Менахот 95b, согласно Раши . объяснению
- ^ Бехорот 52б и Раши ad loc.
- ^ Эрувин 67а
- ^ Бава Меция 38б
- ^ Берахот 47б; Мужество 28б
- ^ Берахот 30а
- ^ Ты ушел 67b-68a
- ^ Песахим 68б
- ^ Сукка 52b и Раши ad loc.
- ^ Синедрион 92а
- ^ Шаббат 63а
- ^ Берахот 32а; Синедрион 105а
- ^ Сравните Bacher Ag. Баб. Амор. п. 78, примечание 12
- ^ Берахот 58а
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Шешет» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. Имеет следующую библиографию:
- Хайльприн, Седер ха-Дорот , ii. 379-381;
- Вайс, Дор, III. 181–182;
- Грец, Геш. iv. 299–300;
- Бахер, Аг. Глава. Амор. стр. 76–79.