Аль-Мадаин
33 ° 06' с.ш., 44 ° 35' в.д. / 33,100 ° с.ш., 44,583 ° в.д.
Аль-Мадаин ( арабский : المدائن , аль-Мадаин ; еврейский вавилонский арамейский : محوزا Māhoza ; букв. « города » ) [ 1 ] был древним мегаполисом, расположенным на берегу Тигра на территории современного Ирака . Он располагался между древними царскими центрами Ктесифона и Селевкии и был основан Сасанидской империей . Название города использовалось арабами как синоним сасанидской столицы Ктесифона по традиции, которая продолжилась после арабского завоевания Ирана . [ 2 ]
Фонд и конституция
[ редактировать ]Согласно мифу , аль-Мадаин был построен легендарными иранскими царями Тахмурасом или Хушангом , которые назвали его Кардбандад. Позже город был перестроен легендарным иранским царем Забом, македонским царем Александром Великим (годы правления 356–323 до н.э.) и сасанидским императором Шапуром II (годы правления 309–379 н.э.). Согласно другому фольклору, названиями пяти (или семи) городов, входящих в состав аль-Мадаина, были Аспанбур, Вех-Ардашир , Ханбу Шапур, Дарзанидан, Вех Джондиу-Хосров, Навинабад и Кардакад. [ 3 ]
Сасанидский период
[ редактировать ]Согласно персидско-арабским источникам, Ктесифон, столица Сасанидской империи, во время их правления значительно расширился и процветал, превратившись таким образом в метрополию, известную по-арабски как аль-Мадаин, а по- арамейски как Махоза. [ 3 ] резиденция сасанидов, известная как Белый дворец Древнейшие населенные места аль-Мадаина находились на его восточной стороне, которая в арабских источниках называется «Старым городом», где располагалась . Южная часть аль-Мадаина была известна как Аспанбар и была известна своими выдающимися залами, богатствами, играми, конюшнями и банями. [ 3 ]
означает «добрый город Ардашир» Западная сторона была известна как Вех-Ардашир (что на среднеперсидском языке ), евреи называли Махоза, христиане — Кохе, а арабы — Бехрасир. Вех-Ардашир был населен многими богатыми евреями и был резиденцией патриарха Церкви Востока . К югу от Вех-Ардашира находился Валашабад . [ 3 ]
В 495 году, во время бурного правления императора Кавада I , Махоза (так евреи называли город) стала ареной еврейского восстания под предводительством Эксиларха Мар-Зутры II . После того, как король отказал евреям в праве организовать собственное ополчение, Мар-Зутра воспользовался неразберихой, в которую погрузили Персию коммунистические попытки Маздака , и возглавил успешное военное восстание, которое обеспечило евреям Махозы политическую независимость. Еврейское государство просуществовало семь лет до 502 г. н.э., когда Кавад наконец победил Мар-Зутру и наказал его распятием на мосту Махоза. [ 4 ]
В 540 году Хосров I (годы правления 531–579) переселил пленников из Антиохии к югу от Аспанбура, места, которое стало известно как Ве Антиок Хосров , среднеперсидское имя, означающее «лучше, чем Антиохия, Хосров построил это». Местным жителям он был известен как Румаган («город римлян»), а арабы знали его как Аль-Румия. [ 3 ] (также пишется Румия).
В 590 году член Дома Бахрам Миграна Чобин отразил вновь взошедшего на престол сасанидского правителя Хосрова II из Ирака и завоевал регион. Год спустя Хосров II с помощью Византийской империи отвоевал свои владения. Во время его правления большая слава аль-Мадаина уменьшилась из-за популярности новой зимней резиденции Хосрова, Дастагерда. В 628 году смертельная чума поразила аль-Мадаин и остальную западную часть Сасанидской империи, в результате чего погиб даже сын и преемник Хосрова Кавад II . [ 5 ]
В 629 году аль-Мадаин ненадолго находился под контролем узурпатора Михранидов Шахрбараза , но последний вскоре был убит сторонниками дочери Хосрова II, банбишн Боран . Затем Аль-Мадаин продолжал участвовать в постоянных боевых действиях между двумя фракциями Сасанидской империи: фракцией Пахлава (парфян) под руководством Дома Испахбудхана и фракцией парсигов (персов) под руководством Пируза Хосрова .
Период Рашидун и Омейядов
[ редактировать ]В 636 году арабы-мусульмане , которые с 633 года вторглись на территории Сасанидской империи, разгромили их во время великой битвы, известной как Битва при аль-Кадисии . Затем арабы напали на Ктесифон и захватили некоторые части аль-Мадаина. [ 3 ]
Мусульманский военный Халид ибн Урфута быстро захватил Валашабад и заключил мирный договор с жителями Румии и Бехрасира. Условия договора заключались в том, что жителям Румии разрешалось уйти, если они этого хотели, но если они этого не сделали, они были вынуждены признать власть мусульман, а также платить дань ( джизья ). Когда мусульманский военный офицер (и один из сподвижников исламского пророка Мухаммеда) Саад ибн Аби Ваккас прибыл в аль-Мадаин, он был полностью опустошен из-за бегства сасанидской королевской семьи , знати и войск. . Однако мусульманам удалось взять в плен часть войск, а многие богатства были конфискованы из сасанидской казны и переданы мусульманским войскам. [ 3 ] В 637 году Саад назначил аль-Кака ибн Амра ат-Тамими ответственным за защиту аль-Мадаина, а Шурахбиля ибн ас-Симта губернатором аль-Мадаина. [ 3 ] Персидский был сподвижник исламского пророка Салман Мухаммеда Перс похоронен в аль-Мадаине в 656/7 г.
В 661 году аль-Мадаин находился под контролем халифата Омейядов , что положило конец халифату Рашидун. Некий Симак ибн Убайд аль-Абси был губернатором метрополии в 663 году, а другой человек по имени Исхак ибн Масуд был ее губернатором в 685 году. Азарика, фракция хариджитов , напала на аль-Маду». в 687/8 году и уничтожили его жителей. Городом тогда управлял Кардам ибн Мартад ибн Наджаба , а некоторое время спустя — Язид ибн аль-Харис аль-Шайбани . В 696 году лидер харджитов Шабиб ибн Язид аль-Шайбани ненадолго оккупировал Аль-Мадаин. [ 3 ] В 697 году Мутарриф ибн аль-Мугира был назначен губернатором аль-Мадаина, а позже, в 701 году, Ханзала ибн аль-Варрад и Ибн Аттаб ибн Варка были назначены совместными губернаторами метрополии. Некоторое время спустя губернаторство аль-Мадаина было упразднено. [ 3 ]
Период Аббасидов
[ редактировать ]В 750 году семья Аббасидов захватила Аль-Мадаин и остальную часть Ирака и объявила себя новым халифатом . В 754 году халиф Аббасидов аль-Мансур ненадолго задержал свой двор в Румии (который входил в состав аль-Мадаина). он также приказал убить своего выдающегося военного офицера Абу Муслима В том же месте . В 755 году Белый дворец аль-Мадаина был разрушен по приказу аль-Мансура, который хотел создать новый город, который позже будет завершен в 762 году и будет известен как Багдад и станет новым городом. столица Аббасидского халифата (хотя он и приказал восстановить Белый дворец, он остался в упадке). [ 3 ] После основания Багдада упадок аль-Мадаина ускорился, и многие жители переселились в Багдад, а патриарх Церкви Востока и эксиларх были вынуждены переехать в город. Тем не менее, патриарх Тимофей I в 790 году основал больницу в аль-Мадаине. [ 3 ]
Во время Четвертой Фитны (809–813 гг.) между халифом аль-Амином (годы правления 809–813) и его братом аль-Мамуном (годы правления 813–833) аль-Мадаин был захвачен в 812 году аль- Генерал Мамуна Тахир ибн Хусейн , который затем двинулся в сторону Багдада. [ 6 ] В 817 году жители Багдада восстали и провозгласили аббасидского принца Ибрагима ибн аль-Махди своим лидером . Повстанцам также удалось захватить прилегающие к Багдаду районы, в том числе аль-Мадаин. Год спустя аль-Мадаин был отбит персидским офицером аль-Мамуна аль-Хасаном ибн Салем , а в следующем году Ирак снова оказался под контролем аль-Мамуна. [ 7 ]
Во время гражданской войны Аббасидов (865–866 гг.) Абу'л -Садж Девдад , родственник иранского принца Хайдхара ибн Кавуса аль-Афшина , был назначен ответственным за оборону аль-Мадаина в [ 8 ] Халифы Аббасидов аль-Мутадид (годы правления 892–902) и аль-Муктафи (годы правления 902–908) еще больше разрушили аль-Мадаин, раскопав его в поисках строительных материалов для строительства дворца Тадж в Багдаде. [ 3 ] В августе 942 года произошла битва при аль-Мадаине между объединенной хамданидско - турецкой армией и баридисами , которые оба боролись за фактическое господство над Ираком. Бой закончился поражением Бариди. [ 9 ]
Период покупки
[ редактировать ]В 945 году иранский буидский принц Ахмад ибн Буя захватил Аль-Мадаин, включая остальную часть Ирака, и сделал халифа своим вассалом. В 974 году турецкий мятежник Сабуктакин захватил аль-Мадаин и большую часть Ирака у сына и преемника Муизза ад-Давлы Изза ад-Давлы , однако к 975 году повстанцы потерпели поражение. [ 10 ] Однако год спустя, после смерти верховного лидера буидов Рукна ад-Даулы , началась гражданская война между Изз ад-Давлой и его двоюродным братом Адуд ад-Давлой , который правил Фарсом , Оманом и Керманом . «Адуду ад-Дауле в конце концов удалось выйти победителем и завоевать весь Ирак.
После смерти Адуда ад-Даулы в 983 году ему наследовал его сын Самсам ад-Давла , который, однако, встретил сопротивление своего брата Шарафа ад-Давлы , завоевавшего Фарс и Керман. В 987 году Шараф ад-Даула захватил аль-Мадаин, а затем завоевал остальную часть Ирака. Между 999-1002 годами Асади и Укайлиды совершили несколько вторжений в Ирак и даже захватили Аль-Мадаин. В 1002 году они защитили аль-Мадаин от контратаки брата и преемника Шарафа ад-Давлы, Баха ад-Давлы (годы правления 988–1012). [ 11 ] произошла битва Вскоре в Хилле между объединенной армией Асадис-Укайлидов и армией буидов под командованием Абу Джафара аль-Хаджаджа, получившей подкрепление от бедуинов и курдских Анназидов . Битва закончилась победой Буидов и привела к отвоеванию аль-Мадаина и остальной части Ирака.
Период Сельджуков и восстание Аббасидов
[ редактировать ]В 1055 году правитель тюркской империи сельджуков Тугрил вторгся в Ирак и сделал буида, правителя региона Аль-Малика ар-Рахима , своим вассалом. В 1199 году евреи аль-Мадаина жаловались на строительство мечети недалеко от их синагоги . Затем они открыто восстали и напали на лидера мечети и его сторонников, что закончилось поражением мусульман. Затем мусульмане пожаловались секретарю ан-Насира и попросили о помощи. Аль-Насир согласился помочь и приказал разрушить синагогу. [ 10 ]
Монголы, Джалаириды, период Кара-Коюнлу, Тимуриды и Ак-Коюнлу.
[ редактировать ]Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( июль 2014 г. ) |
Сефевидский и османский период
[ редактировать ]Гробница Салмана Перса была восстановлена во время правления османского султана Мурада IV (годы правления 1623-40) и дополнительно реставрировалась в 1904-1905 годах. [ нужна ссылка ]
Население и религия
[ редактировать ]В сасанидский период население аль-Мадаина было сильно смешанным, в него входили арамейцы , персы , греки и ассирийцы . В метрополии также практиковались несколько религий, в том числе христианство , иудаизм и зороастризм . В состав населения также входили манихеи , которые продолжали упоминаться в аль-Мадаине во время правления Омейядов . [ 3 ] Большая часть населения бежала из аль-Мадаина после захвата метрополии арабами . Однако часть персов там осталась, и известно, что некоторые важные фигуры из этих людей преподнесли Али подарки, которые он, однако, отказался принять. После битвы при Сиффине персидское население аль-Мадаина исчезло. [ 3 ]
В ранний исламский период население аль-Мадаина состояло из арабских вождей племен из Куфы , лидеров Бану Азд и деятелей видных мусульманских семей, которые, в отличие от остального населения, не входили в племенной состав. [ 3 ] Сподвижник исламского пророка Мухаммеда , Хузайфа ибн аль-Яман был одним из этих арабских лидеров из Куфы, и известно, что его женой была христианка или еврейка из аль-Мадаина, которая, однако, была его женой. вынужденный Рашидунским халифом Умаром развестись из-за того, что в метрополии было достаточно женщин-мусульманок на выданье, чтобы выйти замуж. [ 3 ]
Однако в этот период большая часть населения аль-Мадаина переселилась в города Басра и Куфа, Васит и Багдад . Но в то же время в мегаполис переселялись и люди из Куфы, Басры и других мест. Выдающиеся деятели, такие как Хилал ибн Хабаб (который был из Куфы) и Наср ибн Хаджиб аль-Кураши (который был из Хорасана ), также переехали в аль-Мадаин. [ 3 ] Очень небольшое меньшинство зороастрийцев, похоже, также проживало в метрополии, например, отец хуррамита Бабак Хоррамдин , который переселился в Азербайджан и женился на местной женщине, родившей ему Бабака. В 13 веке большую часть населения аль-Мадаина составляли фермеры -мусульмане-двунадесятники-шииты . [ 3 ]
Археология
[ редактировать ]Аль-Мадаин вызвал значительный интерес со стороны археологов с 18 века; Самая известная достопримечательность – Так-и Кисра .
Места раскопок и древние пригороды включают:
- Селевкия
- Ктесифон (ранее считался Описом , точное местонахождение которого не подтверждено)
- Аспанбур (также пишется Исбанир , Асбанабр, Аспанбар, Асфанур)
- Ве Ардашир (также Бахурашир, Коче, Чоче)
- Valashabad (Balashkert), founded by Vologases I
- аль-Маарид
- Скажи ад-Дабаи
- Скажи Дахабу
- Умм Сатир
Участок частично пересекается с современным городом Салман Пак .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ястроу, Маркус . «מָחוֹזָא» . Словарь Таргумим, Талмуда Бабли, Йерушалми и мидрашской литературы . См. Мученичество и история блаженного Симеона Бар-Сабвы , кол. 810–811
- ^ Крёгер 1993 , стр. 446–448.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Мороний 2009 .
- ^ Джеффри Герман (2012). Принц без королевства: Эксиларх в сасанидскую эпоху . Мор Зибек, Тюбинген, Германия. п. 295. ИСБН 9783161506062 . Проверено 15 января 2014 г.
- ^ Шапур Шахбази 2005 .
- ^ Инженерное дело 1991 , с. 333.
- ^ Инженерное дело 1991 , стр. 335–336.
- ^ Маделунг, "Бану Садж"
- ^ Амедроз и Марголиут 1921 , стр. 31–32.
- ^ Перейти обратно: а б Кеннеди 2004 , с. 224.
- ^ Кеннеди 2004 , с. 293.
Источники
[ редактировать ]- Неггаз, Нассима (2021). «аль-Мадаин» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Морони, Майкл (2009). «МАДЭН». Энциклопедия Ираника .
- Амедроз, Генри Ф .; Марголиаут, Дэвид С. , ред. (1921). Затмение Аббасидского халифата. Оригинальные хроники четвертого исламского века, Vol. V: Заключительная часть «Опыта народов» Мискаваихи, Том. II: Царствование Муттаки, Мустакфи, Мути и Бекоме . Оксфорд: Бэзил Блэквелл.
- Рекая, М. (1991). «аль-Мамун» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VI: Махк – Мид . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 331–339. ISBN 978-90-04-08112-3 .
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Заринкуб, Абд аль-Хусейн (1975). «Арабское завоевание Ирана и его последствия». Во Фрае, Ричард Н. (ред.). Кембриджская история Ирана, Том 4: От арабского вторжения до сельджуков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 1–57. ISBN 0-521-20093-8 .
- Босворт, CE (1975). «Иран под Буидами». Во Фрае, Ричард Н. (ред.). Кембриджская история Ирана, Том 4: От арабского вторжения до сельджуков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 250–305. ISBN 0-521-20093-8 .
- Крегер, Йенс (1993). «КТЕСИФОН». Иранская энциклопедия, Том. IV, Фаск. 4 . стр. 446–448.
- Шапур Шахбази, А. (2005). «САСАНСКАЯ ДИНАСТИЯ» . Энциклопедия Ираника, онлайн-издание . Проверено 30 марта 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Шахр (провинция) Асуристана (выдержка из Энциклопедии Ирана)