Тахмура


Тахмурас или Тахмурес ( персидский : Тахмурт , Тахмурт IPA: [tʰæmures] ; от авестийского Таксма Урупи «Сильная Лиса» через среднеперсидский : 𐮑𐮇𐮋𐮅𐮊𐮎𐮀 , латинизировано: Тахмореф [ нужна ссылка ] ) был третьим шахом мифической пишдадской династии Ирана » согласно Фирдоуси поэме эпической Шахнаме « . Его считают строителем Мерва .
Тахмурас в Шахнаме
[ редактировать ]Тахмурес был сыном Хушана . В его время мир сильно беспокоили божества ( демоны ) Аримана . По совету своего визиря Шахраспа Тахмурес с помощью магии подчинил Аримана и сделал его своим рабом, даже верхом на его спине, как на лошади. Демоны восстали против Тахмураса, и он воевал с ними, используя магию и силу. Магией он связал две трети демонов; оставшуюся треть он раздавил булавой. стали Теперь дивы рабами Тахмураса и научили его искусству письма тридцатью различными алфавитами.
Как и его отец, Тахмурас был великим изобретателем искусств, облегчающих условия жизни человека. Он изобрел прядение и плетение шерсти, научился приручать кур , как заготавливать корм для скота, а не просто выпасать его, и как дрессировать животных, таких как собаки и соколы, для охоты на людей.
Тахмурес правил тридцать лет, и ему наследовал его сын Джамшид .
Смерть Таксмора, как сказано в парсийском Риваяте.
[ редактировать ]Жорж Дюмезиль представляет краткое изложение непристойного и копрологического , но, тем не менее, поучительного отчета о смерти Таксмору (Тахмуреса), сохранившегося в парсийском реваяте, переведенного датским востоковедом и историком Артуром Кристенсеном и опубликованного Фридрихом фон Шпигелем . [ 1 ] Этот (правда, поздний) текст предоставляет материал, который, по мнению Дюмезиля, сохраняет архаические протоиндоевропейские темы и имеет отношение к тому, что он назвал проблемой le borgne и le manchot , то есть «одноглазого (бога)» и «одного -рукий (бог)' - относящийся, в данном случае, именно к мифическому мотиву однорукости.
Сцена для этого непристойного эпизода создана в Авесте, рассказывающей о правлении Таксмы Урупи, в которой говорится, что этот повелитель мира подчинил себе не только демонов и колдунов, но и самого архидьявола Ангра-Майнью благодаря помощи бог ветра Вайю и владение им (Такшмой Урупи) хвареной или мистической «царской славой». Получив такие полномочия, доблестный король может ездить на Ангра-Майнью, как на лошади, «с одного конца земли на другой» каждый день в течение тридцати лет. (В этот момент Авеста замолкает, и парсийский ривайат историю продолжает ). Ариману (Ангра-Майнью), раздраженному своим недостойным рабством вьючного животного, удается наконец завоевать (посредством подарка в виде драгоценностей) доверие жены Таксморува, от которой он узнает, что в ежедневной поездке есть определенный момент. - особенно опасный участок горной тропы, на котором Таксморув испытывает приступ головокружительного страха. На следующий день Ариман выжидает, пока «лошадь» и всадник не достигнут критической точки, и в этот момент он использует свой шанс, поднимаясь на дыбы, бросая Таксмору на землю и проглатывая несчастного короля целиком. Время идет, но труп Таксморува не находят, он остается в животе Аримана.
Тем временем Джамшид , преданный брат Таксмору (а не сын, как в «Шахнаме»), рыскает по миру в поисках своего тела, пока в конце концов не узнает от Сроша , почти всеведущего доверенного лица Ахура Мазды , что оно спрятано в недрах Аримана. Джамшид умоляет Сроша рассказать ему какой-нибудь магический трюк, чтобы вытащить тело из неприятного места упокоения, после чего Срош показывает, что Ариман больше всего любит две вещи: музыку и анальный секс . Следуя совету Сроша, Джамшид отправляется в район, где живет Ариман, и начинает петь. Привлеченный музыкой, демон появляется должным образом и начинает скакать и мастурбировать в ожидании другого своего любимого занятия.
Джамшид соглашается проникнуть в Аримана при условии, что ему сначала будет разрешено вытащить тело Таксморува из недр демона. Возбужденный Ариман с готовностью соглашается на сделку и наклоняется, подставляя свой анус демона , после чего Джамшид погружает руку в прямую кишку , глубоко в его живот, быстро вытаскивает труп брата, кладет его на землю и убегает. Ариман бросается в погоню, но Джамшид бежит все дальше и дальше, стараясь (как ранее сказал Срош) не оглядываться на своего преследователя и, особенно, не смотреть ему в лицо. Ариман утомляется и, лишившись ни удовольствия, ни добычи, снова спускается в ад.
Затем Джамшид возвращается к тому месту, где он оставил тело Таксморува, строит прототип Башни Молчания и помещает на нее тело для экскармации хищными птицами, способом, который зороастрийцы до сих пор считают ритуально правильным. Благодарный за то, что он наконец-то смог устроить своему брату достойные похороны, Джамшид наконец может найти время, чтобы взглянуть на руку, которая была в анусе Аримана, и, к своему ужасу, видит, что она бледная и вонючая, начинает чахнуть. с отвратительной болезнью, похожей на проказу . Болезнь неуклонно ухудшается, рука увядает и становится все более болезненной, и Джамшид грустит из-за своего уродства, избегая человеческого общества и преследуя, подобно отшельнику, самые одинокие горы и пустыни. Однако все заканчивается благополучно: однажды ночью, когда несчастный спит, бык мочится на его больную руку, исцеляя ее. Так происходит открытие гомез — коровьей мочи очищающей жидкостью , которая в зороастризме считается преимущественно и используется как таковая в девятидневном ритуале Барашнум (как подробно описано в девятой главе Вендидада ) . [ 2 ]
Тахмуруп и три священных огня в Бундахишне
[ редактировать ]Согласно стихам 8–9 восемнадцатой главы космологического трактата, известного как « Бундахишн» , три выдающихся Атара (Великих огня) древнего Ирана — Фарнбаг, Гушнасп и Бурзин Михр — были доставлены туда на спине быка Шришока из место под названием Хваниратха, во времена правления первобытного правителя Тахмурупа — предположительно с его ведома и, возможно, по его приказу. Текст «Бундахишна» в этом месте нелегко интерпретировать, но, похоже, он означает, что группа людей ехала по берегу (Каспийского?) моря на спине быка, перевозя с собой огненный жертвенник, на котором горели три атара (священных огня). Затем разразился шторм, и ветер сорвал огненный алтарь со спины Шришока и унес его в море. Однако три святых огня не погасли, а чудесным образом продолжали гореть на воде, освещая людей (или проходящих мимо мореплавателей?) до их (неустановленного) пункта назначения. [ 3 ] [ 4 ] Необычная концепция огня, горящего посреди воды, встречается также в связи с древним индоиранским божеством Апамом Напатом , и оба появления мифологического мотива могут быть в чем-то обязаны ранним наблюдениям за пламенем (полученным в результате излияния природных углеводородов). зависает у поверхности Каспийского моря , а точнее его юго-западной части, эксплуатируемой в настоящее время газовым месторождением «Абшерон» недалеко от Баку в Азербайджане .
Возведение Шираза
[ редактировать ]Согласно некоторым иранским традициям , город Шираз был первоначально построен Тахмуресом. [ 5 ] Некоторые местные писатели утверждали, что имя Шираз происходит от имени сына Тахмураса. [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Типы первого человека и первого царя в легендарной истории иранцев, часть I (1917), Кристенсен, Артур, стр. 184-189.
- ^ Миф в индоевропейской древности под ред. Ларсон, Джеральд Джеймс и под редакцией Литтлтона, К. Скотта и Пувеля, Ян (стр. 17-28: Ле Борнь и Ле Маншо: состояние проблемы , эссе Дюмезиля, Жоржа - почетного профессора, Коллеж де Франс), паб. Издательство Калифорнийского университета, 1974 г., как одна из серий публикаций Института религиоведения UCSB. ISBN 0-520-02378-1
- ^ «Большой Бундахишн (главы 12–26)» . www.avesta.org.
- ^ Персидская мифология , Хиннеллс, Джон Р., том из серии «Библиотека мифов и легенд мира». Книги Ньюнеса, 1985.
- ^ Перейти обратно: а б Кондер, Иосия (1827). Персия и Китай . Напечатано для Дж. Дункана. , с. 339