Peshotanu
Часть серии о |
Зороастризм |
---|
![]() |
![]() |
Пешотану ( авестийский Pəšōtanu , среднеперсидский Пешётан , Пешотан ) — эсхатологическая фигура средневековых текстов зороастрийской традиции, в частности в апокалиптическом Занди Вахман Ясн .
В этих текстах Пешотану — помощник Саошьянта , будущего благодетеля, который осуществит окончательное обновление мира. В этих текстах Пешотану также является одним из зороастрийских «бессмертных» ( аношаг-руван , «бессмертной души»), и имя пешотану является намеком на эту идею; Слово на авестийском языке буквально означает «отданного (пеш-) тела (-тан)», а также используется как распространенное прилагательное в качестве эвфемизма для слова «умерший» (также в уничижительном смысле слова «лишенного тела» в контексте преступлений, караемых смертной казнью). Прослежено развитие легенды о Пешотану. [ 1 ] от мертвого принца, чей ушедший дух почитается ( Яшт 13.103), до эсхатологического героя, который «бессмертен, нетленен, не голоден и не жаждет, жив и преобладает в обоих существованиях, в существовании воплощенных существ и в существовании духи». ( Денкард 4.81)
В генеалогии легендарных каянцев Пешотану — младший сын Виштаспа (Вистасп, Гоштасп, покровитель Зороастра ), и брат Спентодаты (Спандадат, Эсфандияр). [ 2 ] В различных текстах Пешотану изображается как один из семи «бессмертных правителей», проживающих в Кангдезе. [ 3 ] - мифический «Форт Канга», который изначально находился в другом мире (на «звездном уровне»), но был приглашен на землю, где приземлился в восточном Туране ( Пехлеви Ривайат 49). В форте Пешотану и Хварчитра (Хваршедчехр), младшие сыновья Виштаспа и Зороастра соответственно, вместе со своей праведной ( ахлав ) армией, ждут финальной битвы против Аримана и его созданий. Это описание появляется в Бундахишн XXXIII, Денкарде VII и IX, а также в Занд-и Вахман Ясн VII. В Денкарде IX эта информация приписывается пропавшему Судгару Наску .
Основным источником информации об этом рисунке является апокалиптический ясн Занди Вахман (также ошибочно известный как Занди Вохуман Ясн или Бахман Яшт , который, несмотря на эти названия, не имеет ни общего с Воху Манах , ни является авестийским языком. Яшт ). Ясн Занди Вахман представляет собой псевдопророческое повествование о том, что должно было случиться с зороастрийцами и их религией в будущем. Во второй половине этого текста Пешотан описывается как «защитник религии», который способствует возрождению веры в конце « одиннадцатого тысячелетия ». До этого возрождения – которое предположительно наступит, когда превысят даэвы срок своего правления на 1000 лет – Пешотану останется в «Кхандезе» со 150 своими учениками. После этого, согласно легенде, Пешотану спустится, чтобы сразиться с армиями демонов и восстановить Иран и его религию. В бой Михр (авестийский: Митра на стороне Пешотану вмешается ), и вместе они изгонят демона Хешма (авестийский: Аешма ) и его силы обратно в подземный мир.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бойс, Мэри (1984), «О древности зороастрийской апокалиптики», Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , 47 (1): 57–75, doi : 10.1017/s0041977x0002214x , S2CID 170804351 .
- ^ Шабази, Шапур (2003), «Гоштасп», Энциклопедия Ираника, том. 11 , Коста Меса: Издательство Калифорнийского университета, стр. 111–11. 171–176 .
- ^ Анклесария, Бехрамгор Техмурасп (тр.) (1957), Занд-И Вохуман Ясн и два фрагмента Пехлеви , Бомбей: Union Press .