Jump to content

Зороастризм в Армении

Зороастризм — это религия, которая исповедуется в западноазиатской стране Армения с пятого века до нашей эры. Впервые оно достигло страны в ахеменидский и парфянский периоды, когда распространилось на Армянское нагорье . До христианизации Армения была преимущественно зороастрийской землей. [1] язаты Михр (божества) Митра ( ) и Веретрагна ( Ваагн ). Особым почитанием в стране пользовались [2]

Армянский зороастрийский храм огня в средневековом багратидском городе Ани

Имя Зороастра (Заратустры) засвидетельствовано в классических армянских источниках как Зрадашт (часто с вариантом Зрадешт ). [3] Наиболее важные из этих свидетельств предоставили армянские авторы Эзник Колбский , Элише и Мовсес Хоренаци . [3] Элише также предоставил прилагательное zradaštakan , что означает «зороастрийский». [3]

Написание Зрадашт возникло через более старую форму, которая начиналась с *zur- , факт, который немецкий иранолог Фридрих Карл Андреас использовал в качестве доказательства среднеперсидской разговорной формы *Zur(a)dušt . [3] На основании этого предположения Андреас сделал аналогичные выводы и относительно авестийской формы имени. [3] Однако современный иранолог Рюдигер Шмитт отвергает предположение Андреаса и утверждает, что более старая форма, начинавшаяся с *zur-, возникла под влиянием армянского zur («неправильный, несправедливый, праздный»), что, следовательно, означает, что «имя должно было быть переинтерпретировано в анти -Зороастрийское чувство армянских христиан». [3] Шмитт добавляет: «Нельзя исключить, что ( парфянская или) среднеперсидская форма, которую переняли армяне ( Зарадушт или ему подобные), была просто метатезирована в доармянский *Зурадашт ». [3]

Слово маздаизм , синоним зороастризма, также встречается в самых ранних дошедших до нас армянских текстах. V века Эпические истории ( Бузандаран Патмутʿивнкʿ ), написанные на классическом армянском языке, связывают волхвов ( mogkʿ , մոգք) с маздеизмом, который анонимный автор называет Маздезном ( Մազդեզն , «маздейская вера»). [4] Это слово заимствовано из парфянского *Mazdayazn и среднеперсидского Māzdēsn . [4] В VI веке Элише предпочитал использовать в своих текстах слово mogutʿiwn , которое, несомненно, соответствует грузинскому mogobay / moguebay («магизм», т.е. «маздаизм, зороастризм»), зафиксированному в ранних грузинских житиях. [5] Эта особенность также наблюдается в других языках Западной Азии; в сирийских христианских текстах , например, маздеизм обычно называют «мгошута» . [6]

Зороастризм был завезен в Армению в эпоху Ахеменидов и получил поддержку во время правления парфянских Аршакидов. [7] Терминология, верования и символика зороастризма пронизали армянское религиозное мышление и лексикон. [7]

Сохранившиеся источники классического периода, помимо исконных армянских источников, используются для исследования зороастрийского армянского пантеона и центров культа. [8] Арменовед Серджио Ла Порта отмечает в «Оксфордском словаре поздней античности» , что шесть из восьми божеств, культовые центры которых были упомянуты армянским историком V века Агафангелом, «явно представляют собой зороастрийских язатов или божеств, которым поклоняются в Армении». [8] Арамазд (иранский Ахура Мазда , также известный как Ормазд) был главой армянского пантеона, а центр его культа в основном располагался в Ани-Камахе (современный Кемах ) и Багаване . [8] Культ Анаит (иранская Анахита , также известная как Анахид) преобладал в районе Экелеаца ( Ацилисене ), тогда как поклонение Ваагну (иранская Веретрагна , также известная как Вахрам) располагалось в Аштишате . [8] Культ божества Михра (иранского Митры ) был сосредоточен главным образом в Багаяриче и занимал важное место в армянской религиозной традиции. [8] Культ бога Тир (иранский Тир ) имел свой храм, расположенный в Арташате . [8] Семитская богиня Нане , возможно, также была завезена в Армению благодаря парфянским связям. [8]

Древнегреческий географ и историк Страбон (64 или 63 г. до н. э. – ок. 24 г. н. э .) в своей «Географии » упомянул о сходстве между иранскими и армянскими религиозными обычаями. [8]

В христианских святилищах Армении было обнаружено несколько зороастрийских жертвенников огня. [9] В различных частях Армении зороастризм сохранялся на протяжении нескольких столетий даже после официального принятия христианства. Династия Аршакидов в Армении , при которой Армения в конечном итоге стала христианской нацией, была благочестивыми зороастрийцами, призывавшими Митру. [а] [10] Эпизодом, иллюстрирующим соблюдение культа армянскими Аршакидами, является знаменитое путешествие Тиридата I в Рим в 65–66 годах нашей эры. Тиридат I, брат Вологаса I из Парфии и основатель династии Аршакидов в Армении, был зороастрийским магом или священником. [11] [12]

В 53 году нашей эры в Армению пришла парфянская династия Аршакидов. Считается, что царь Тиридат I сделал очень многое для распространения зороастризма в Армении. [13] Цари Аршакидов узаконили свое правление благодаря власти зороастрийского язаты Веретрагны, бога победы. [14] По мнению арменолога Джеймса Р. Рассела , зурванизм был формой зороастризма при Йездагирде II (438–457), которую он пропагандировал в Персидской Армении . [15]

Армянский календарь показывает влияние зороастрийского календаря . [16] [17]

Рассел отмечает, что армянский крест включает в себя влияние зороастрийского прошлого Армении: «Сам Армянский крест поддерживается языками пламени и имеет в своем центре не тело Христа, а солнечный свет ». [18] Поскольку зороастрийские традиции были в значительной степени интегрированы в армянскую духовную и материальную культуру, они пережили фанатизм сасанидского священника Картира ( эт . III век ) и его преемников и в конечном итоге были включены в армянское христианство. [18]

Арменовед Нина Гарсоян утверждает, что, хотя христианизация Армении отделила ее от зороастрийского мира, частью которого она когда-то была, зороастрийская мифология «настолько глубоко погрузилась в армянскую народную традицию, что ранние армянские христианские писатели, по-видимому, были вынуждены изменить библейские истории. чтобы сделать их евангелизационную миссию доступной для слушателей». [19] Ко второй половине IV века католики Армянской церкви все еще официально использовали титул зороастрийских священников ( косившихся ), а именно «Защитник обездоленных» (среднеперсидский: driγōšān jātakgōw , армянский: ưatagov amenayn zrkelocʿ ). [19] [20] Однако Армения после христианизации постепенно отошла от иранской духовной традиции, и ее сопротивление сасанидскому зороастризму вскоре также переросло в противостояние христианской национальной церкви сасанидов — Церкви Востока . [19]

Аревордик

[ редактировать ]

В сообщениях указывается, что зороастрийские армяне проживали в Армении до 1920-х годов. [21] Эта небольшая группа армянских зороастрийцев, пережившая века, была известна как Аревордик («Дети Солнца»). [18] Они никогда не обращались в христианство и, судя по всему, пережили Хамидийскую резню и геноцид армян на рубеже 20-го века. [18] Средневековые армянские источники повествуют, что Аревордики никогда не были обращены Григорием Просветителем , святым покровителем и первым официальным главой Армянской Апостольской церкви , и что они были «заражены» Зрадаштом (Зороастром). [18] Аревордики особо отличались от христианских сект , приверженцы которых считались еретиками (такими как павликиане и тондракианцы ). [18] Аревордик , по-видимому, научил павликиан и тондракианцев «выставлять мертвых на крыши вместо того, чтобы хоронить их», что указывает на то, что захоронение и обнажение мертвых практиковались в Армении, как и в Иране. [18]

Аревордики армянском говорили на языке и, как отмечает Рассел, почитали тополь и все гелиотропные растения. [18] изображено дерево, представляющее собой либо тополь, либо кипарис , вероятно, последний, который особенно почитается зороастрийцами Рассел добавляет: «На монете Арташесидов ». [18] Армяне Аревордики приносили жертвы за души умерших, а лидера Аревордика называли Хазарпет ( ср. иранский Хазарбед ). [18] населяли Известно, что Аревордики четыре деревни в районе Мардина (современная юго-восточная Турция ) в конце 14 века, а другие населяли Самосату (современный Самсат , Турция) и Амиду (современный Диярбакыр , Турция). [18] В городе Марсован (современный Мерзифон , Турция) в начале 20 века армянский квартал был известен как «Ареворди». [18] Кроме того, кладбище за городом было известно как «Ареворди герезман», а армянского владельца близлежащего виноградника звали «Аревордиан», что по-армянски означает «Ареворди-сын». [18]

Споры, оценки и проблемы в науке

[ редактировать ]

Историк древних религий Альберт де Йонг сказал, что, хотя армяне и восточные грузины (называемые классическими авторами иберами ) были зороастрийцами до своего обращения в христианство, против этого категорически выступали, в частности, армянские и грузинские ученые, которые, де Йонг сказал: «предпочитаю думать о дохристианских религиях армян и грузин как главным образом о «местных» или «коренных» традициях, которые вобрали в себя некоторые иранские элементы». [22] Де Йонг продолжает: [23]

В этой интерпретации им помогает тот факт, что (христианские) армянские и грузинские источники редко, если вообще вообще, идентифицируют религию своих предков до их обращения в христианство как «зороастризм». Эти источники либо предпочитают, казалось бы, нейтральные термины (например, «религия наших предков»), либо полемические («язычество»), но не называют религию «иранской» или «зороастрийской». Там, где встречаются эти термины, они относятся к религии персов, главным образом персов как врагов армян-христиан. Этот факт сам по себе, хотя и неоспорим, не является убедительным; напротив, оно, кажется, гармонирует с самоидентификациями большинства иранцев; Широкое распространение термина «зороастрийский» относится к постсасанидскому периоду, и даже «поклонение Мазде» в основном используется в ограниченных (например, имперских и литургических) контекстах. Иранских зороастрийцев, по-видимому, идентифицировали по иранской земле, из которой они пришли ( персы , парфяне, согдийцы и т. д.), при этом зороастрийский элемент их идентичности понимался само собой.

В этом вопросе путаница возникла главным образом благодаря работам историков зороастризма, которые часто трактуют его как «идентичность», доминирующую над всеми остальными. [24] Более того, те же самые историки используют очень строгое определение того, что такое «настоящий» зороастризм. [24] Это эссенциалистское определение лишь близко отражает сасанидскую версию зороастризма. [24] Многие ученые, не признавая этого факта, прибегли к использованию этой версии зороастрийской религии, которая исторически и культурно очень специфична, в качестве стандарта для рассмотрения доказательств несасанидских версий зороастризма. [24] Де Йонг добавляет, что этот подход не только анахроничен (например, он сравнивает парфянский зороастризм со стандартами, существовавшими только после падения Парфянской империи), но и « анатопистичен », игнорируя вероятность зонального развития зороастризма за пределами границ Парфянского царства. Центральные районы Сасанидской империи. [24] Обе проблемы существуют в отношении армянского (и грузинского) зороастризма. [24] Хотя дошедшие до нас зороастрийские свидетельства из Армении (и Грузии) скудны и их нелегко прояснить, они имеют большое значение для того, чтобы поставить под сомнение жизнеспособность большинства современных методов оценки истории зороастризма. [24]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Парфянские Аршакиды, взошедшие на трон Армении в первом веке нашей эры, были благочестивыми зороастрийцами, которые, как и положено, называли Митру господином заветов. Эпизод, иллюстрирующий соблюдение ими культа, - это знаменитое путешествие Тиридата в Рим. в 65-66 гг. н. э.». [10]
  1. ^ Бойс, Мэри . Зороастрийцы: их религиозные верования и практики Psychology Press, 2001 ISBN   0415239028 стр. 84
  2. ^ Кертис 2016 , с. 185.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г Шмитт, Рюдигер (2002). «ЗОРАСТР И. ИМЯ» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника.
  4. ^ Jump up to: а б Рэпп 2014 , с. 91.
  5. ^ Рэпп 2014 , стр. 91–92.
  6. ^ Рэпп 2014 , с. 92.
  7. ^ Jump up to: а б Ла Порта 2018 , с. 1613.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ла Порта 2018 , с. 1614.
  9. ^ Зороастризм в Армении пятого века - Соломон А. Нигосян, факультет религиоведения, Университет Торонто.
  10. ^ Jump up to: а б Рассел 1987 , с. 268.
  11. ^ Ланг, Дэвид Маршалл (1980). Армения, колыбель цивилизации . Аллен и Анвин. стр. 84, 141, 149. (..) Хотя Тиридат должен был быть царем-клиентом римлян, Нерон справедливо рассудил, что его введение в должность удовлетворит и честь парфян. Три года спустя Тиридат отправился в Рим. Будучи магом или жрецом зороастрийской веры , он должен был соблюдать обряды, запрещавшие ему осквернять воду во время путешествий. (...)
  12. ^ Бойс, Мэри (2001). Зороастрийцы: их религиозные верования и практики . Психология Пресс. п. 84. (..) В 62 году н. э. парфянский царь Вологас (Валахш) посадил на армянский престол своего младшего брата Тиридата, и эта младшая ветвь Аршакидов правила там до сасанидского периода. Тиридат сам был строго соблюдающим зороастрийцем - римские источники даже называют его магом - и нет никаких сомнений в том, что в последний период парфянского периода Армения была преимущественно зороастрийской страной.
  13. ^ Наследие армянской литературы , Том I - Агоп Джек Хачикян Габриэль Басмаджян Эдвард С. Франчук Нурхан Узунян, стр. 70
  14. ^ Гарсоян 2004 .
  15. ^ Рассел 1987 , стр. 136–138.
  16. ^ Де Йонг 2015 , с. 124.
  17. ^ Панайно, Энтони; Абдоллахи, Молитва; Балланд, Дэниел (1990). «КАЛЕНДАРЬ » В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том IV: Байджу – Ковры XIV . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 100-1 658–677. ISBN  978-0-71009-132-1 .
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Рассел, младший (1986). «АРМЕНИЯ И ИРАН iii. Армянская религия» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том II/4: Архитектура IV – Армения и Иран IV . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 438–444. ISBN  978-0-71009-104-8 .
  19. ^ Jump up to: а б с Гарсоян, Нина (2012) [2004]. «Армяно-иранские отношения в доисламский период» . Энциклопедия Ираника .
  20. ^ Гарсоян, Нина Г. (1985). Армения Между Византией и Сасанидами (на французском языке). Отпечатки Вариорума. стр. 136–138. ISBN  978-0-86078-166-0 .
  21. ^ Энн Софи Роальд, Ань Нга Лонгва. Религиозные меньшинства на Ближнем Востоке: доминирование, расширение прав и возможностей, приспособление BRILL, 11 ноября. 2011 год ISBN   9004216847, стр. 313; « Позже армянское христианство сохранило некоторую зороастрийскую лексику и ритуалы. Отчеты показывают, что зороастрийские армяне проживали в Армении до 1920-х годов » .
  22. ^ Де Йонг 2015 , с. 119.
  23. ^ Де Йонг 2015 , стр. 119–120.
  24. ^ Jump up to: а б с д и ж г Де Йонг 2015 , с. 120.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4c04246bd1174d121d8fdcc5c27ef57b__1719260940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4c/7b/4c04246bd1174d121d8fdcc5c27ef57b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zoroastrianism in Armenia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)