Молокане в Армении
Молокане , духовная христианская группа, происходящая из России, присутствует в Армении с 19 века. Царские власти начали переселять русских сектантов на Кавказ в 1802 году, и к середине 19 века в Армении было значительное присутствие молокан. Они основали многочисленные села в Лорийской области и поддержали создание Советского Союза в революционный период. В 20 веке во время коллективизации многие молокане переселились в города. По состоянию на 2022 год в Армении проживает 2000 молокан.
Молокане имеют общинную идентичность и практикуют эндогамию . Молоканская община в Армении – самая активная из русских сектантских общин на Кавказе.
История
[ редактировать ]Молокане, основанные Семеном Уклеином , [ 1 ] возникла из секты духоборцев в XVIII веке и отвергла обрядность и иерархию Русской Православной Церкви и феодального строя Императорской России . Они распространились из Воронежа и Тамбова на юг России и Поволжье в XIX веке. [ 2 ]
Царские поселения
[ редактировать ]В 1802 г. царь Александр I приказал переселить русских сектантов на Кавказ; Такие регионы , как Лори , озеро Севан , Дилижан и Зангезур, были выбраны из-за их климата, схожего с российским. [ 3 ] Молокане и другие сектанты считались Николаем I особо вредными , а целью переселения была изоляция их от православных христиан и заселение новых территорий Империи. Некоторые молокане были изгнаны насильственно, а другие добровольно присоединились к молоканским поселениям позже. [ 4 ] Государственный совет России заявил в 1830 году, что Закавказье будет территорией концентрированного сектантства. В последующие десятилетия русские молокане (наряду с духоборами , хлыстами и скопцами ) массово мигрировали на Кавказ. Закавказье было объявлено наместничеством и возглавил его с 1844 Михаил Семенович Воронцов , сосредоточивший усилия на переселении молокан в Восточную Армению . [ 3 ] Хотя царские власти считали молокан еретиками, они увековечивали политику русификации на Кавказе, помогая русской армии в строительстве больниц, доставке припасов и размещении войск. [ 4 ]
Молоканские села впервые возникли на равнине Лори при Воронцове; деревня Воронцовка его именем названа . Воронцовку основали молокане из Оренбурга и Саратова . Он стал духовным центром молокан региона, а в 1905 году здесь прошла Всероссийская молоканская конференция. Еленовка была основана в 1846 году ссыльными из Тамбова и Саратова и стала одним из самых значительных русских поселений в регионе. Другие молоканские поселения середины XIX века включают деревни Никитино , Воскресеновка , Привольное , Семеновка , Надеждино и Михайловка . Отношения между молоканскими поселенцами и местными армянскими жителями были позитивными, и обе группы перенимали опыт другой. [ 5 ] К 1886 году в Восточной Армении проживало около 7500 молокан. [ 4 ]
Русская революция и советский период
[ редактировать ]Молокане Армении поддержали создание Советского Союза и принимали активное участие в революционном движении. В начале 20 в. в молоканских поселениях распространялась революционная литература, а в 1905 г. в Еленовке была создана подпольная социал-демократическая организация. В 1917 г. молокане собрались в Воронцовке и решили захватить и перераспределить землю. [ 6 ]
Земельные споры между русскими и армянскими селами 1920-х годов вызывали недовольство молокан, и некоторые хотели эмигрировать в Россию или Персию. Пропаганда переезда в Персию велась в Никитино, и представители безуспешно пытались получить разрешение персидского консульства и советских властей. В конце концов движение выдохлось, и община предпочла остаться в Советской Армении. [ 7 ]
Советское правительство начало создавать колхозы в конце 1920-х годов и поощряло молокан и других сектантов покидать свои коммуны и присоединяться к новым колхозам. Некоторые сопротивлялись этой программе и предпочитали мигрировать в городские районы; В Армении некоторые молокане, недовольные советским правительством, сформировали раскольническую группу под названием « Максимисты» . [ 8 ] Начиная с 1930-х годов молокане массово мигрировали в города. [ 9 ]
Пост-независимость
[ редактировать ]Капуста – основной продукт молоканских сел; ее маринуют или перерабатывают в квашеную капусту . Молоканская квашеная капуста была популярна в Советском Союзе и экспортировалась в Россию, Украину и другие страны. После распада СССР молоканская капуста и квашеная капуста продаются только в Ереване и Тбилиси . [ 10 ] В XXI веке молокане начали пользоваться телефонами и Интернетом, которые раньше были запрещены старейшинами. [ 11 ] [ 12 ] Перепись населения Армении 2011 года насчитала 2874 молокана. [ 13 ] а перепись 2022 года насчитала 2000 молокан, что составляет 0,1% населения. [ 14 ]
Культура и верования
[ редактировать ]Молокане верят в равенство всех людей, отвергают церковную иерархию и иконопочитание . Они делают упор на Великий пост и Пасху , последняя из которых является главным событием молоканских религиозных обрядов. [ 15 ] Библия, старейшины, единоверцы и эсхатологические ожидания играют важную роль в влиянии на повседневную жизнь молокан. [ 4 ] Самые строгие молокане отказываются отмечать светские праздники и получать пенсии . [ 16 ]
Существует несколько молоканских подгрупп, две основные из которых — «постоянные молокане» и «прыгуны» ( по-русски : Прыгуны ). Прыгуны практикуют экстатическое поклонение и являются более сектантскими, чем постоянные молокане, которые следуют учению Уклеина. [ 17 ] Большинство армянских молокан являются прыгунами, поскольку многие из постоянных молокан эмигрировали, покинули общину, стали баптистами или стали прыгунами. В Армении существует небольшое разделение между различными сектами молокан, но члены общины идентифицируют уровень строгости своей практики. [ 16 ]
Молокане сохраняют общинную идентичность, [ 18 ] и сельские деревни ведут традиционный образ жизни. [ 19 ] Они практикуют строгую эндогамию , [ 15 ] и рассматривают брак с посторонними как выход из общества. [ 12 ] Армянские молокане обычно получают образование в русскоязычных школах; большинство говорит как по-русски, так и по-армянски. [ 9 ] Молоканские общины не изучают активно армянский язык, что привело к изоляции от более широкой политической и экономической жизни Армении после того, как армянский язык стал официальным языком. [ 20 ]
По сравнению с другими группами русских религиозных диссидентов на Кавказе, молоканская община в Армении, вероятно, единственная, в которой есть молодежь, активно исповедующая свою веру. Духоборы и субботники в Грузии и Азербайджане немногочисленны, во многом из-за эмиграции в Россию, Израиль, США и другие страны. [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Haytian 2007 , стр. 33–34.
- ^ Лейн 1975 , с. 222
- ^ Перейти обратно: а б Гайтиан 2007 , стр. 36–37.
- ^ Перейти обратно: а б с д Андреева 2021 , с. 737
- ^ Haytian 2007 , стр. 37–40.
- ^ Хайтян 2007 , с. 40
- ^ Haytian 2007 , стр. 41–43.
- ^ Лейн 1975 , стр. 226–227.
- ^ Перейти обратно: а б Гайтиан 2007 , стр. 34–35.
- ^ Григорян, Марк (апрель 2002 г.). «За Христа и капусту: молокане сохраняют свой образ жизни» . Армянский международный журнал . Том. 13, нет. 3. С. 46–49.
- ^ Григорян, Марк (3 сентября 2021 г.). «Молокане в Армении: 20 лет назад и сейчас» . Новости Джема .
- ^ Перейти обратно: а б Андреева 2021 , с. 738
- ^ Перепись населения Республики Армения (PDF) (Отчет). Статистический комитет - Республика Армения. 2011. с. 7.
- ^ Перепись населения Республики Армения (Отчет). Статистический комитет - Республика Армения. 2022 г. Таблица 5.5.
- ^ Перейти обратно: а б Хайтян 2007 , с. 34
- ^ Перейти обратно: а б с Андреева 2021 , с. 739
- ^ Лейн 1975 , стр. 222–223.
- ^ Хайтян 2007 , с. 36
- ^ Хайтян 2007 , с. 43
- ^ Хачатрян 2004 , с. 462
Библиография
[ редактировать ]- Андреева, Юлия О. (2021). «Молоканская религиозная община в современной Армении» . История, археология и этнография Кавказа (на русском языке). 17 (3): 735–750. дои : 10.32653/CH173735-750 .
- Хайтиан, Арам (2007). «Молокане в Армении». Иран и Кавказ . 11 (1): 33–44. дои : 10.1163/157338407X224888 . JSTOR 25597313 .
- Хачатрян, Шаварш (2004). «Построение нового режима межэтнического сотрудничества в Армении?» . Европейский ежегодник по проблемам меньшинств . 4 (3).
- Лейн, Кристель О. (апрель 1975 г.). «Социально-политическое приспособление и религиозный упадок: случай молокан в советском обществе». Сравнительные исследования в обществе и истории . 17 (2): 221–237. дои : 10.1017/S0010417500007763 . JSTOR 178005 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андреева, Юлия О. (2018). «Роль антрополога в полевой работе с религиозной общиной Армении (этнографические заметки)» . В Албогачиевой, MSG (ред.). Кавказ: перекресток культур (на русском языке). Том. 2. Кунсткамера . стр. 210–231. ISBN 9785884313644 .
- Козлова, К.И. (1970). «Опыт изучения молокан Армении». Советская социология . 8 (3–4): 318–328. дои : 10.2753/SOR1061-0154080304318 .
- Savelyeva, N. M. (2009). " "Island" of Russian culture: Molokans in the Caucasus" . Музыкальная Aкадемия (in Russian). 4 : 123–128. ISSN 2686-9284 .