В Бахман
Кей Бахман или Вахман (от среднеперсидского : Вахман «добрый ум») — мифологическая фигура великих иранских легенд и преданий. Стандартный эпитет Кай идентифицирует Бахмана как одного из каянских царей иранской устной традиции.
Сасаниды III-VI веков утверждали, что произошли от Бахмана и Каянидов. Этот миф был объединен с другой легендой, в которой считалось, что сасаниды произошли от Ахеменидов , а в постсасанидский период Бахмана стали приравнивать как к Артаксерксу I , так и к Киру Великому . [ 1 ]
Легенды
[ редактировать ]В генеалогии легендарной династии Каянов Бахман — сын Эсфандияра (поэтому его также называют на среднеперсидском языке «Вохуман Асфандьяр»), внук Гоштаспа , мужа [дочери египетского царя] Комани/Хомаи и отец Дары/Дараба. Другие детали различаются: несколько различных арабских и персидских источников (например, ат-Табари и ибн аль-Балхи ) утверждают, что у Бахмана было пятеро детей; два сына, Дара/Дараб и Сасан/Сассан, и три дочери Комани/Хомай (стандартный эпитет: Чехразад), Бахмандохт и Фарнак.
В Бахман-наме (составленном около 1100 г. н.э., не путать с агиографией деканских Бахманидов XV века ) Бахман изображается как получивший от Ростама предложение жениться на Катаюн/Касаюн, дочери короля Кашмира. Бахман делает это, но впоследствии вынужден бежать в Египет, где женится на Хомаи, дочери египетского царя, от которой у него есть дочь, также по имени Хомай. В других источниках сообщается, что Бахман женился на своей собственной дочери Комани/Хомаи из-за ее великой красоты, и что Дара/Дараб стал результатом этого союза. Согласно одной традиции (подтвержденной ибн аль-Балхи), в браке было отказано, и Хомай умирает старой девой.
Имя «Бахман»/«Вахман» — теофорное, отражающее среднеперсидский Вохуман , авестийский Воху Манах , Амеша Спента ( Амешаспанд ), который является ипостасью «Доброго Разума» или «Доброго Настроения». Однако, в отличие от большинства фигур иранской устной традиции, Бахман не появляется в сохранившейся Авесте . Однако он упоминается в Ясн Занди Вахман (также известный как Бахман Яшт , который, несмотря на это название, является не авестийским Яштом , а средневековым псевдопророческим/апокалиптическим текстом). Эта фигура также упоминается в текстах зороастрийской традиции 9-11 веков, в частности, в среднеперсидских Бундахишн ( GBd 36.9) и Денкарде (VII.6), оба из которых перечисляют каянских царей. И в «Занди Вохуман Яшт» (3.20-29), и в « Денкарде » Бахман описывается как «один из величайших маддаяснийских царей Ирана».
«Важность, придаваемая правлению Бахмана в зороастрийской литературе, можно увидеть в отрывке из Бахмана яшта, где правление королей сравнивается с ветвями деревьев, сделанными из семи металлов». В этом сравнении, в котором правления перечислены в порядке их значимости, «серебряное» правление Бахмана оказывается вторым после «золотого» правления (также мифологического) Гоштаспа и перед «медным» правлением Сасанида Ардашира I , «бронзовое» правление Аршакида Балаша , «оловянное» правление Сасанида Бахрама V Гора , «стальное» правление Сасанида Хосрова I Ануширвана , с «железом» (которое в зороастризме считается нечистым), представляющим «правление лохматые демоны ( росы ), рожденные из семени гнева, вероятно, относятся к правлению арабов». [ 1 ]
Фирдоуси В «Шахнаме» ( около 1000 г. н. э.), который стихослагает и приукрашивает предыдущую традицию, отец Бахмана Эсфандиар изображается убитым Ростамом . Далее « Шахнаме» описывает, как Бахман отправляется с большой армией, чтобы отомстить за смерть своего отца. Тем временем, однако, Ростам уже был предательски убит сводным братом Ростама Шагадом . Разочарованный, Бахман вместо этого убивает сына Ростама Фарамарза, сажает в тюрьму отца Рустома Зала (которого он, однако, освобождает по приказу своего дяди Пешотана ) и опустошает феодальные земли Ростама.
Опять же, подробности в других источниках различаются. По словам ат-Табари , аль-Масуди и аль-Атира, Бахман сам убил не только Ростама, но и Фарамарза, Зала и брата Ростама Завару. Ибн аль-Балхи включает только Фарамарза и Зала. В Бахман-наме Бахман оплакивает Ростама, который вместе с Заварой описывается как убитый королем Кабула. Однако в этом тексте Бахман действительно отправляется в вотчину Ростама (ныне Фарамарза), где сражается с сыном Ростама (который затем убегает), но берет Зала в плен. Затем Бахман преследует Бану Гошасп и Зар Бану дочери Ростама в Кашмир, а затем Фарамарза в Индию, где Фарамарз наконец убит. Захватив земли Ростама/Фарамарза, Бахман затем пытается разрушить могилы Ростама и его предков (Гаршаспа, Наримана и Сэма). У каждой из соответствующих гробниц он получает драгоценный подарок и послание с просьбой не держать руку, что он и делает. Наказанный, он затем освобождает дочерей Зала и Ростама и восстанавливает все, что ранее разрушил. В Бахман-нама , Бахман убит драконом во время охоты. В иранской традиции такая судьба обычно уготована злодеям, и это единственный случай, когда законный король был убит таким образом.
Продолжительность его правления варьируется; среднеперсидский Бундахишн и большинство арабских и персидских источников отмечают 112 лет, другие отмечают 120, а третьи 80 лет. Источники сходятся во мнении о линии преемственности и заявляют, что Бахман выбрал свою дочь (или дочь/жену) Хомай своим преемником вместо Сасана, прямого наследника (результат последовавшего конфликта см. ниже). В другой версии сказки Хомай становится преемником Бахмана только потому, что Дара еще не родился, когда Бахман умирает.
Хотя эпиграфически подтвержденной фигуры, которой соответствует легендарный Бахман, не существует, в нескольких постсасанидских арабских и персидских комментариях мифологическому царю приписываются некоторые черты и события, которые действительно соответствуют историческим фигурам. Несколько источников приписывают Бахману деяния, которые, как известно, были совершены Киром Великим , включая освобождение евреев из вавилонского плена , а два источника утверждают, что Кир был назначен на эту задачу Бахманом. Другие источники дают Бахману эпитет «длиннорукий», который отождествляет его с Артаксерксом I «Лонгиманусом» («длиннорукий»). Тем не менее, другие источники идентифицируют легендарную фигуру как «Ардешир Бахман», возможно, это отсылка к Артаксерксу II «Мнемону» , который, вероятно, имел древнеперсидскую форму «Бахман» (> греческое «Мнемон» «внимательный») в качестве имени. В одной легенде старший сын Бахмана Дара(б) убит в битве с Александром Македонским , то есть Дара/Дараб идентифицирован как Дарий III , что затем делает Бахмана фигурой IV века до нашей эры. В другой традиции Александр является сыном Дары/Дараба и его жены Нахид, которая описывается как дочь «Филфуса из Рум », т.е. «Филипп Грек» ( ср. Филипп II Македонский ). [ 1 ]
В типично надуманных генеалогиях иранских династий Ардашир I — основатель династии Сасанидов — прослеживает свою родословную от Бахмана. В одном рассказе (который в «Шахнаме» является продолжением вышеупомянутой истории о Бахмане и Фарамарзе) второй сын Бахмана Сассан, недовольный выбором отца Хомая в качестве наследника, покидает дом и едет в Нишапур , где берет жену. и от которого у него есть сын, которого он называет в свою честь и который будет дедушкой Ардашира I. В другом рассказе, позднем в «Шахнаме», у Дары есть сын по имени Сассан, который отправился в Индию, где взял жену, и всех потомков которого звали Сассан, и чей праправнук был отцом Ардашира I. Первая история Шахнаме, хотя и отличается от более старых Бундахишна и ат-Табари промежуточной родословной, сходится в том, что все они прослеживают родословную Ардашира. в Бахрам через младшего сына Бахрама Сасана. С другой стороны, вторая история Шахнаме согласуется с рассказом Карнамага. в том, что он прослеживает родословную Ардашира от Бахрама через Хумая. «В любом случае все эти истории, очевидно, были сфабрикованы в сасанидский период, чтобы предоставить доказательства легитимности Ардашира и его потомков». [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Халеги-Мотлах 1989 , с. 489.
Библиография
[ редактировать ]- Халеги-Мотлах, Джалал (1989), «Бахман» , Энциклопедия Ираника , Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол, стр. 101-1. 489–490 .