Эсфандияр
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( декабрь 2009 г. ) |
Эсфандияр или Эспандияр ( авестийский : Spəntōδāta- ; среднеперсидский : Spandadāt ; персидский : اسفندیار ) — легендарный иранский герой и один из персонажей Фирдоуси » « Шахнаме . Он был сыном и наследным принцем каянского короля Гоштаспа и королевы Катаюн . Он был внуком Кей Лорасп .
Эсфандияр наиболее известен трагической историей битвы с Ростамом , описанной в эпосе Фирдоуси «Шахнаме» («Эпос о королях») . Это один из самых длинных эпизодов «Шахнаме» и один из его литературных ярких моментов.
Этимология
[ редактировать ]Персидское ), которое , слово «Сепандиар» происходит от среднеперсидского слова « Спандадат» или «Спандьят» (расхождение вызвано двусмысленностью, свойственной пехлевийскому сценарию в свою очередь, происходит от авестийского : «Спандадата», что означает «Данный Спента Армаити », что позже олицетворялся как сепандармаз (سپندارمذ), но в оригинальном авестийском языке означало «творческая гармоничная мысль». [ нужна ссылка ] (обычно относится к физическим законам природы ), но со временем стало означать святой или «Данный святым» ( » см. в Амеша Спента другие значения слова «спента ).
В Шахнаме
[ редактировать ]Согласно эпосу «Шахнаме» , Эсфандияр был наследным принцем и божественным воином древнего Ирана, который поддерживал пророка Зартошта ( Заратустру ) , что позволило ему распространять религию зороастризма . Для этого он также боролся со многими отступниками и врагами Зартошта. Взамен Зартошт подарил Эсфандияру цепь и доспехи с Небес. Доспехи делали его неуязвимым, а цепь могла связать любого, даже демона или злого мага, лишив его возможности сбежать. Зартошт также дал принцу Божественное благословение и заявил, что любой, кто прольет кровь Эсфандияра (убившего его), будет страдать от проклятой жизни с плохими предзнаменованиями до дня своей смерти и даже после смерти будет приговорен к аду.
Отец Эсфандияра, Гоштасп, обещал дать ему трон, если ему удастся отразить вторжение в отдаленные провинции. Эсфандияр успешно выполняет заказ. По возвращении отец Эсфандияра сообщает ему, что во время его отсутствия король Турана Арджаасб восстал, напал на столицу Ирана и похитил двух сестер Эсфандияра. Гоштасп отправляет Эсфандияра с очередной миссией по подавлению восстания и возвращению похищенных принцесс.
Эсфандияр торопливо отправляется в путь, пройдя трудный и опасный путь с семью различными битвами, которые позже будут известны как 7 подвигов Эсфандияра. Это:
1. Убийство двух чудовищных волков.
2. Убийство двух львов-людоедов.
3. Убийство Дракона.
4. Убийство злой волшебницы.
5. Сразиться и убить Симурга и двух его потомков.
6. Выдержать трехдневный шторм.
7. Переход через пустыню.
Затем Эсфандияр успешно проникает в крепость Арджаасб, известную как Роин Деж. (букв. Непобедимая крепость) Затем Эсфандияр убивает Арджаасба, спасает своих сестер и захватывает крепость. По возвращении Эсфандияра в Иран Гоштасп, не желавший расставаться со своим троном, вновь медлит.
Хотя Гоштасп знает о предсказании, предсказывающем смерть Эсфандияра от руки Ростама, он вынуждает юного героя пойти и заковать стареющего Ростама в цепи за его высокомерие и неуважение к королю, обещая, что по завершении этой миссии он отдайте трон Эсфандияру и уйдите в отставку. Эсфандияр сначала протестует, напоминая своему отцу о славе Ростама, преклонном возрасте и заслугах династии, но в конце концов подчиняется желанию отца и направляется к дому Ростама.
Достигнув дома Ростама, Эсфандияр передает сообщение, но Ростам отказывается подчиниться заковыванию в цепи, соглашаясь только сопровождать молодого принца во дворец его отца. Эсфандияр настаивает, но Ростам, пойдя на множество других уступок, стоит на своем, и в конце концов они встречаются в единоборстве. В последующем сражении непобедимый Эсфандияр не пострадал от ударов Ростама, в то время как Ростам серьезно ранен стрелами Эсфандияра, которые имели алмазные наконечники стрел и могли легко пробить броню Ростама. Умоляя дать передышку, чтобы перевязать раны, Ростам уходит.
Отец Ростама Заал, которого воспитала легендарная птица Симург (по-видимому, в Шахнаме было два разных Симурга, один из которых был убит в 7 подвигах Эсфандияра, а другой, воспитавший Заала и живший в горах Ирана), вызывает Симурга, сжигая перо. данное ему от самой Симург, чтобы попросить помощи в исцелении его сына. А Симург благосклонно исцеляет и Ростама, и его коня Рахша, который также был ранен стрелами Эсфандияра. и тогда Ростам узнает от Симурга , что единственное оружие, способное поразить Эсфандияра, — это выстрел в глаза специальной двуглавой стрелой, сделанной из ветки тамариска недалеко от Персидского залива.
Симург также предупреждает Ростама о судьбе, которая ожидает убийцу Эсфандияра, и просит Ростама подумать о том, чтобы сдаться принцу, а поскольку он божественный принц, сдаться ему не будет стыдно. Но Ростам отказывается принять позор сдачи в плен или быть скованным кем-либо. Приняв это решение, Симург несет Ростама к дереву тамариска, где вылепливает двуглавую стрелу из пера Симурга и ветки тамариска . Когда на следующее утро битва возобновляется, Эсфандияр ослеплен выстрелом в глаз.
Перед смертью Эсфандияр велит Ростаму взять сына Бахмана под свое крыло и не винить себя: его убили ложное обещание отца и Стрела Симурга. Эсфандияр говорит Ростаму, что Гоштасп должен быть виновен как настоящий убийца.
См. также
[ редактировать ]- Битва при Ростаме и Эсфандияре
- Семь подвигов Эсфандияра
- пята Ахиллесова
- Плечо Сигурда (Зигфрида)
- Бедра Дурьодханы
- Надр ибн аль-Харис — современник Мухаммеда , рассказывал истории о Ростаме и Эсфандияре.
Ссылки
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Яршатер, Эхсан. «ЭСФАНДИР (1)» . Энциклопедия Ираника . Проверено 27 февраля 2016 г.
- Газерани, Саги (16 ноября 2015 г.). Эпосный цикл Систани и национальная история Ирана: на задворках историографии . Издательство «Брилл» . ISBN 978-90-04-28296-4 .
- Махамеди, Хамид (1982). «История Ростама и Эсфандияра на иранском диалекте». Журнал Американского восточного общества . 102 (3): 451–459. дои : 10.2307/602297 . ISSN 0003-0279 . JSTOR 602297 .