Даф Йоми
Даф Йоми ( иврит : דף יומי , Даф Йоми , «страница дня» или «ежедневный фолиант ») — это ежедневный режим изучения Устной Торы и комментариев к ней (также известных как Гемара ), в котором каждая из 2711 страниц Вавилонского Талмуда рассматривается последовательно. Даф , состоит из , или блат на идише обеих сторон страницы. При таком режиме весь Талмуд заполняется день за днем в цикле примерно в семь с половиной лет.
Десятки тысяч евреев по всему миру учатся по программе Даф Йоми. [1] и более 300 000 [2] принять участие в Сиюм ХаШас , мероприятии, посвященном кульминации цикла обучения. Программе Даф Йоми приписывают то, что она сделала изучение Талмуда доступным для евреев, не изучающих Тору . [3] [4] вклад в сохранение еврейской преемственности после Холокоста , [3] и наличие объединяющего фактора среди евреев. [5] [6] каждый день ежедневного календаря, включая Тиша бе-Ав , Включен [7] доступны онлайн-аудиоверсии лекций. [8]
Источник
[ редактировать ]

Новая идея о том, что евреи во всех частях мира каждый день изучают один и тот же даф с целью завершения всего Талмуда, была впервые предложена в публикации World Agudath Israel в декабре 1920 года ( кислев 5681 ) Диглейну , голос Зейрей Агудат. Израиль, [9] Раввин Моше Менахем Мендель Спивак, [10] [11] и был выдвинут на Первом Всемирном конгрессе Агудат Исраэль, который проходил в Вене , начиная с 3 элула 5683 года / 15 августа 1923 года и длился десять дней. [12] Предложение об исследовании Даф Хайоми было сделано 7 или 9 элула 5683 года (19 или 21 августа 1923 года). [13] Меиром Шапиро , тогдашним раввином Санока , Польша, и будущей рош-ешивой иешивы Чачмей Люблин , и резолюция была принята 10 элула 5683 года. [14] В те годы регулярно изучались лишь некоторые из 63 трактатов Талмуда, такие как Берахот , Шаббат и Эрувин , которые касаются практических законов , тогда как другие, такие как Зевахим и Темура , почти не изучались. [15] Шапиро также рассматривал программу как способ объединить еврейский народ. Как он объяснил делегатам Конгресса:
Какая замечательная вещь! Еврей путешествует на лодке и берет Гемару Берахот под мышку . Он путешествует 15 дней из Эрец Исраэль в Америку и каждый день изучает даф . Приехав в Америку, он поступает в беис-медраш в Нью-Йорке и обнаруживает, что евреи изучают тот же даф , который он изучал в тот день, и с радостью присоединяется к ним. Другой еврей покидает Штаты и отправляется в Бразилию или Японию, и сначала он посещает бейс -медраш , где обнаруживает, что все учатся тому же дафу , который он сам выучил в тот день. Может ли быть большее единство сердец, чем это? [16] [17] [18]
Первоначально Шапиро считал Даф Йоми обязанностью только религиозной молодежи Польши. Однако эту идею с энтузиазмом приветствовали почти 600 делегатов Конгресса, в том числе многие лидеры Торы из Европы и Америки, которые приняли ее как универсальное обязательство для всех евреев. [15] [19]
Первый цикл Даф Йоми начался в первый день Рош ха-Шана 5684 года (11 сентября 1923 года), когда десятки тысяч евреев в Европе, Америке и Израиле изучали первый даф первого трактата Талмуда, Берахот . Чтобы продемонстрировать поддержку этой идеи, Геррера ребе Авраам Мордехай Альтер выучил первый даф Берахота . в тот день публично [15] [18] 12 ноября 1923 года «Трактат Берахот» был завершен, и были проведены небольшие сиюмы (праздники, отмечающие завершение изучения талмудического трактата) в местных общинах. Тогда Шапиро опубликовал календарь всего цикла изучения Даф Йоми. [15] (Для первых семи циклов в расписании было всего 2702 страницы Талмуда; позже Комиссия Даф Йоми Агудат Исраэль увеличила его до 2711, [20] изменение издания, использованного для «Трактата Шекалим», взятого из Иерусалимского Талмуда, на издание с большим количеством страниц.) Сиюм для завершения «Трактата Песахим» состоялся после закладки краеугольного камня иешивы Чачмей Люблин. В то время Шапиро пришла в голову идея ежедневно жертвовать гроши , чтобы собрать деньги на строительство. Каждый день каждого человека, изучавшего Даф Йоми, просили отложить грош (польский пенни), а в конце трактата пожертвовать эту сумму ешиве. [21]
Второй Всемирный Конгресс Всемирного Агудат Исраэль, состоявшийся в 1929 году, совпал с завершением Трактата Зевахим . [15]
Первый Сиюм ХаШас состоялся 2 февраля 1931 года (15 швата 5691 года) в нескольких городах Европы и в Иерусалиме, при этом основным местом проведения стала недавно открывшаяся иешива Чачмей Люблин в Люблине , Польша. На этих мероприятиях присутствовали десятки тысяч евреев. Шапиро председательствовал на Сиюме в своей ешиве в присутствии многих лидеров польского еврейства . [22] В США сиюмы проводились в Балтиморе и Филадельфии . [23]
Сиюм ХаШас
[ редактировать ]Завершение цикла Даф Йоми отмечается событием, известным как Сиюм ХаШас («завершение Шаса » ). [24] В Америке главный Сиюм ХаШас организует Агудат Исраэль Америки . Посещаемость каждого последующего Сиюм ха-Ша растёт. В 1997 году 10-й Сиюм ха-Шас отметили около 70 000 участников в США; [25] на 11-м Сиюм ха-Шас в 2005 году число участников выросло до 120 000 в США и 300 000 по всему миру. [2]
12-й Сиюм ХаШас в Америке прошел 1 августа 2012 года на стадионе MetLife в спортивном комплексе Медоулендс в Нью-Джерси , который вмещает более 90 000 человек. Все места были распроданы. [26] Спутниковое вещание осуществлялось во многие другие места, в том числе иешивы Чачмей Люблин в Польше. [27] Десятки тысяч человек посетили торжества в Израиле. [28] [29] [30]
13-й Сиюм ха-Шас 1 января 2020 года вернулся на стадион MetLife при полном зале. [31]
Процесс
[ редактировать ]Процесс
[ редактировать ]В Талмуде 2711 страниц, один цикл Даф Йоми занимает около 7 лет 5 месяцев. Завершение каждого трактата обычно отмечается небольшим сиюмом , а завершение всего цикла отмечается на мероприятии, известном как Сиюм ха-Шас.
Даф Йоми можно изучать самостоятельно, с чаврутой (партнером по учебе), в ежедневном шиуре (классе) под руководством раввина или учителя, через телефонный шиур , компакт-диск или аудио- и онлайн-ресурсы. Обычно даф йоми шиурим проводятся в синагогах , иешивах и офисах. [32] Они также проходят в Сенате США , на Уолл-стрит , залах заседаний [33] и на железной дороге Лонг-Айленда , в последнем вагоне двух пригородных поездов, отправляющихся из Фар-Рокавей в 7:51 и 8:15 соответственно на Манхэттен . [32] [34] [35] [36] Даф Йоми сиурим включены в бортовую звуковую систему всех рейсов Эль Аль . [35] [37] Типичный Даф Йоми шиур длится один час. [38] Участники обычно изучают текст только с самыми простыми комментариями, такими как Раши , но некоторые сиурим более сложны. [39]
Учебные ресурсы
[ редактировать ]
Шоттенштейнское издание Вавилонского Талмуда , англоязычный перевод и интерпретация, опубликованное в 73 томах в период с 1990 по 2004 год издательством ArtScroll . [40] ему приписывают значительное увеличение числа англоговорящих людей, участвующих в программе Даф Йоми. [41] ArtScroll планировал публикацию каждого трактата одновременно с его изучением в цикле Даф Йоми. [42] выпуск последнего тома приурочен к 11-му Сиюм ха-Шас в 2005 году. [43] Шоттенштайнский Талмуд также был переведен на иврит. ArtScroll выпустил в 2012 году мобильное приложение , содержащее весь Вавилонский Талмуд. [40]
Корен Талмуд Бавли издательства Koren Publishers предлагает Виленский Даф вместе с двуязычным разделом (англо-арамейский) с цветными картами, изображениями и обширными историческими, научными, биографическими и лингвистическими заметками раввина Адина Штейнзальца . Для облегчения понимания и беглости чтения арамейский текст и комментарии Раши содержат знаки препинания и гласные, а текст полностью аннотирован. [44] Корен Талмуд Бавли с комментариями раввина Штейнзальца открыл доступ к изучению Талмуда для евреев любого происхождения. [45]
Форум развития Дафьоми, основанный Колелем Июном Хадафом в 1996 году, представляет собой бесплатный ресурсный центр, предлагающий переводы на английский язык, схемы, диаграммы, анализ и лекции по каждому даф , а также ответы на любые вопросы по электронной почте. [17] [46]
Организация «Меорос ХаДаф ХаЙоми», основанная в 1999 году, еженедельно распространяет учебные материалы по Даф Йоми на иврите и английском языке по электронной и обычной почте. Эта организация также обучает учителей Даф Йоми в своих баттей медрашах (учебных залах) в Бней-Браке и Иерусалиме. Он записал шиурим на даф на компакт-диске на английском, иврите, идише и французском языке. [47]
Real Clear Daf — популярный онлайн-ресурс, основанный в 2012 году, предлагающий бесплатные ежедневные аудиолекции по всему Талмуду согласно циклу Даф Йоми. Организация Real Clear Daf, возглавляемая ученым и учителем Талмуда Шмуэлем Вайзом, уделяет особое внимание экономии слов, используя ровно столько слов, сколько необходимо для кристально ясного понимания каждой страницы Талмуда. Лекции известны своим увлекательным и доступным стилем, что делает их ценным ресурсом как для начинающих, так и для продолжающих изучать Талмуд. Мобильное приложение предлагает динамический маркер, который выделяет слова Дафа по мере их объяснения. [48]
Дополнительные ресурсы, которые помогут тем, кто пытается завершить цикл впервые, — это ряд аудиокассет, онлайн-сайты и iPod, на которых предварительно загружены лекции, охватывающие каждую страницу Талмуда. [49]
С весны 2019 года доктор Генри Абрамсон из колледжа Туро публикует краткие видеоролики, описывающие исторический контекст каждого дафа в рамках Инициативы Ортодоксального союза Даф Йоми. [50]
Изучение Талмуда женщинами никогда не запрещалось, но не поощрялось. Современные технологии привели к увеличению доступности для женщин. Например, Мишель Коэн, православный ученый, преподает Даф Йоми женщинам у себя дома и через подкаст на английском и иврите. [51]
Влияние
[ редактировать ]Вскоре после своего появления «Даф Йоми» вдохновил на создание других «Йоми» программ изучения ключевых текстов иудаизма («Ежедневно»). К ним относятся Мишна Йомис (ежедневное изучение Мишны ), Нах Йоми (ежедневное изучение Невиим и Кетувим ) и Муссар Йоми (ежедневное изучение литературы Муссар ). [52] В 1980 году Симха Буним Альтер представил Йерушалми Йоми , ежедневный график завершения всего Иерусалимского Талмуда . [53] Диршу представил Мишну Беруру Йоми , ежедневный план обучения, который завершает всю работу раввина Исраэля Меира Кагана за семь лет. [54]
В 2018 году Эли Стефански основал «Мерказ Даф Йоми» (MDY) в Рамат-Бейт-Шемеше, из которого он ведет ежедневную трансляцию лекций Даф Йоми . По состоянию на 2023 год ежедневные лекции прослушивались от 16 000 человек. [55] и 18 000 зрителей, что сделало его самым популярным шиуром в мире. Он тратит примерно 14 часов в день на подготовку к лекциям. [56] [57] [58] [59]

См. также
[ редактировать ]- Другие учебные циклы в рамках изучения Торы#Циклы обучения
- Список талмудических трактатов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Голдман (2000), с. 264.
- ^ Jump up to: а б Слуцкий, Кэролайн (30 ноября 1999 г.). «Программа Даф Йоми имеет польские корни» . Еврейское телеграфное агентство . Архивировано из оригинала 15 апреля 2013 года . Проверено 14 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Хейлман (1995), стр. 315–316.
- ^ Шлосс (2002), с. 296.
- ^ Бехер (2005), с. 420.
- ^ Брэнд (1999), с. 242.
- ^ Календарь этого цикла Даф Йоми
- ^ MP3 Талмуд Шиурим рава Ниссана Каплана из Мир-ешивы, Иерусалим , заархивировано из оригинала 8 февраля 2015 г. , получено 21 августа 2022 г.
- ^ Спивак, Моше Менахем Мендель (декабрь 1920 г.). Фридман, Александр Зуся (ред.). « Отличное предложение! » Диглену (на иврите). Я (7). Варшава, Польша: Молодые люди израильской веры: 42-43 . Проверено 28 июля 2019 г.
- ^ Розенберг, Б. «Биография раввина Моше Менахема Шпивака zt"l». В Спиваке, Моше Менахем (ред.). מטה משה (на иврите) (изд. 1979 г.), стр. 8–10 . Проверено 28 июля 2019 г.
- ^ Кацман, Элиезер (октябрь 1997 г.). «Невоспетый герой - раввин Моше Менахем Мендель Спивак הי"ד» (PDF) . Еврейский обозреватель . XXX (8). Агудат Исраэль Америки : 37–40.
- ↑ Баумол, «Пламя в темнеющем мраке», на странице 164 говорится, что съезд начался 3-го Элула 5683 года, а на странице 171 он пишет, что он длился десять дней.
- ↑ Мандельбаум, Давид Авраам Йешиват Чачмей Люблин, том II, стр. 208, дата указана как 9 элула 5683 года (21 августа 1923 г.), однако Халахми, Довид в ешивате Чачмей Люблин и ее основатель раввин Меир Шапиро, стр. 31, указывают дату как Элул 7, 5683 (19 августа 1923 г.), как и Скорский, Арон в томе I Раввина Меира Шапиро Бмишны Боймера Убмааса, стр. 296. Зейдман, Гилель ( https://www.daat.ac.il/daat/chinuch/mosdot/hahmey-2.htm - по состоянию на 18 июля 2014 г.) имеет дату Элул 5.
- ^ В Мандельбауме, Довид Авраам Игрот Втолдот Морейну Махарам Шапиро, стр. 63, есть изображение плаката, связанного с предстоящим (первым) Сиюм Хашас, и в нем Шапиро пишет: «Затем, на десятый день Элула 5683 года, Кнесия Гедола решил - мой совет, который дал мне Бог – изучение всемирной лекции Даф Йоми». См. также Зейдман, Гилель ( https://www.daat.ac.il/daat/chinuch/mosdot/hahmey-2.htm - по состоянию на 18 июля 2014 г.), который пишет относительно другого предложения, сделанного Шапиро на том же съезде ( создание иешивы Чачмей Люблин), которая была принята 10 элула 5883 года.
- ^ Jump up to: а б с д и Шломи, Б. «Блестящая идея: Даф Йоми». Журнал Hamodia , 3 мая 2012 г., стр. 18–20.
- ↑ Эту идею упомянул Спивак в своем предложении Диглейну.
- ^ Jump up to: а б Маркс, Иегуда. «В Даф Йоми Колель пришло время вопросов: евреи со всего мира могут получить мгновенные ответы – на английском языке – на свои вопросы о Гемаре, Галахе и многих других областях, представляющих еврейский интерес». Хамодия , 24 мая 2012 г., стр. A30–31.
- ^ Jump up to: а б «Раввин Меир Шапира – люблинский рав и создатель Даф Йоми» . Хеврат Пинто . Проверено 20 июня 2012 г.
- ^ Баумол (1994), стр. 161-165.
- ^ Раввин Яир Хоффман, Славутский ШАС . Заметим, что в статье говорится о том, что Шекалим в славутском издании занимает 14 страниц, неверно; это 12 страниц, как видно на скане здесь
- ^ Баумол, «Пламя в сгущающемся мраке», с. 172.
- ^ Шломи, Б. «Исторический первый Сиюм ХаШас». Журнал Hamodia , 10 мая 2012 г., стр. 12–13.
- ^ Горовиц, Исроэль. «Празднование Сиюм ха-Шас в Америке». Журнал «Хамодия» , 21 июня 2012 г., стр. 3.
- ^ Шас , аббревиатура от Шиша Сидрей ( Мишна ) или «Шесть орденов Мишны», — другое название Талмуда.
- ^ Генри, Мэрилин (28 сентября 1997 г.). «Десятки тысяч людей отметят завершение цикла изучения Талмуда» . «Джерузалем Пост» . Архивировано из оригинала 16 мая 2011 года . Проверено 11 октября 2007 г.
В целом ожидается, что в мероприятии, которое было организовано в Северной Америке компанией Agudath Israel of America, примут участие 70 000 человек.
- ^ Бауман, Касриэль (6 июня 2012 г.). «Большая часть билетов на Сиюм Хаша распродана» . matzav.com . Проверено 24 июня 2012 г.
- ^ "Тур Сиюм ХаШас Люблин и Польша" . nesivos.com. 2012. Архивировано из оригинала 25 июня 2012 года . Проверено 12 июня 2012 г.
- ^ Кляйн, Йоносон (24 мая 2012 г.). «Диршу Мир Сиюм: 48 часов ачдуса, симхи и достижений» . Пять городов Jewish Times . Проверено 24 июня 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Уолц, Стив К. (11 января 2012 г.). «За планами празднования Иерусалима Сиюм Хашас» . Еврейская пресса . Проверено 12 июня 2012 г.
- ^ «Мэрия Иерусалима говорит «НЕТ» финансированию Сиюм ха-Шас для ШАС» . Мировые новости ешивы . 19 июня 2012 года . Проверено 23 июня 2012 г.
- ^ https://www.northjersey.com/amp/2782290001 [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Хейлман, Ю; Лернер И. «Трактаты на ходу: обучение на железной дороге» . Еврейский праздник онлайн . Архивировано из оригинала 25 мая 2013 года . Проверено 7 июля 2012 года .
- ^ Шарфштейн, Сол (1999). Понимание еврейских праздников и обычаев: исторические и современные . Издательство КТАВ. п. 165. ИСБН 9780881256260 .
- ^ Шустер, Дана (6 января 2011 г.). «Беспечные ездоки: познакомьтесь с «приятелями-пригородниками», которые ездят на работу весело, а не уныло» . Нью-Йорк Пост . Проверено 7 июля 2012 года .
- ^ Jump up to: а б Франд, Иссохер (1999). Слушайте свои сообщения: и другие наблюдения о современной еврейской жизни . Mesorah Publications Ltd. с. 239. ИСБН 9781578191390 .
- ^ «ВИДЕО И ФОТО: Сегодняшний исторический Сиюм ХаШас на LIRR» . Мировые новости ешивы . 31 марта 2014 года . Проверено 31 марта 2014 г.
- ^ «Мидстрим» . Мидстрим . 40 : 44. 1994.
- ^ Сотрудники Ятеда Неемана (9 марта 2005 г.). «Евреи всего мира празднуют завершение ШАС» . Дейа Ведибур . Проверено 7 июля 2012 года .
- ^ Касл, Довид (1996). Жизнь с мудрецами: Раши и тосафисты . Том. 1. Издательство Фельдхайм. ISBN 9780873067621 .
- ^ Jump up to: а б Шуберт, Барух (7 марта 2012 г.). «Artscroll собирается выпустить цифровую версию Шоттенштайнского Талмуда» . Еврейский голос . Архивировано из оригинала 9 ноября 2014 года . Проверено 24 июня 2012 г.
- ^ Закон (2005), стр. 262.
- ^ Либерман Минц и Гольдштейн (2005), с. 161.
- ^ Липман, Стив. «На той же странице: Совместное изучение семилетнего цикла Талмуда современной ортодоксальной семьей воплощает дух программы Даф Йоми». Архивировано 12 февраля 2012 г. в Wayback Machine , The Jewish Week , 25 февраля 2005 г. По состоянию на 11 октября 2007 г. «ArtScroll выпускает 73-й и последний том своего английского перевода Шоттенштейна, приуроченный к Сиюм ха-Шас».
- ^ Гордон, Ури. «Рецензия на книгу: Корен Талмуд Бавли с комментариями раввина Адина Эвен-Исраэля Штейнзальца» . Лукджед . Архивировано из оригинала 24 июня 2014 года . Проверено 24 июня 2014 г.
- ^ Акерман, Мэтью (26 июня 2012 г.). «Самое важное еврейское событие в Америке?» . Комментаторский журнал . Проверено 24 июня 2014 г.
- ^ «Колель Июн Хадаф, авторы Форума развития Дафёми» . dafyomi.co.il . Проверено 10 июня 2012 г.
- ^ Меорос ХаДаф ХаЙоми, стр. 107-1. vii-x.
- ^ «ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ РАВВИНА ШМУЭЛЯ ВАЙЗА» . 25 декабря 2019 г.
- ^ Миндлин, Алекс (17 марта 2005 г.). «2000 лент Талмуда или один загруженный iPod» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 11 октября 2007 г.
Войдите в ШасПод. За 399 долларов г-н Шмидман отправляет своим клиентам 20-гигабайтный iPod с лекциями Талмуда, которые читает раввин Довид Гроссман из Лос-Анджелеса.
- ^ «Инициатива OU Daf Yomi представляет новую серию по еврейской истории с Генри Абрамсоном» . 17 апреля 2019 г.
- ^ «Революция в еврейском образовании, когда женщины ведут перемены» . Нью-Йорк Таймс . 4 января 2020 г. Проверено 19 октября 2022 г.
- ^ Баумол, «Пламя в сгущающемся мраке», с. 167.
- ^ Холдер (1986), с. 315.
- ^ Люстиг, Йосеф (26 февраля 2019 г.). «Живи и учись» . Мишпача . Проверено 4 января 2020 г.
- ^ Литл, Барух (24 мая 2023 г.). «На пути к Шавуосу – по одному дафу за раз» . Еврейская пресса . Проверено 25 июня 2024 г.
- ^ Сандлер, Элиэзер (14 декабря 2022 г.). «Против 100 красных Хаимов Каниевских — Хагаон Харав Эли Стефанский» . Боро Парк 24 . Проверено 25 июня 2024 г.
- ^ Франкфуртер, Ицхок (27 июля 2022 г.). «Революция в Торе // Оживленный разговор с реб Эли Стефанским» . Журнал Ами . Проверено 25 июня 2024 г.
- ^ Тейхлер, Шмуэль (12 мая 2023 г.). «Самая большая Гемара Шиур за всю историю? Реб Эли Стефански доставит в США редкую серию живых сиуримов, чтобы начать Масечес Гиттин» . Пять городов Jewish Times . Проверено 25 июня 2024 г.
- ^ «Захватывающе: успешный бизнесмен, бросивший все, чтобы преподавать ежедневную страницу» . Кол Чай (на иврите). 9 апреля 2024 г. Проверено 25 июня 2024 г.
Источники
[ редактировать ]- Баумол, Иегошуа (1994). Пламя в сгущающемся мраке: жизнь рава Меира Шапиро . Издательство Фельдхайм. ISBN 978-0-87306-675-4 .
- Бехер, раввин Мордехай (2005). Ворота в иудаизм: что, как и почему в еврейской жизни . Mesorah Publications Ltd. ISBN 9781422600306 .
- Касл, Довид (1996). Жизнь с мудрецами: Раши и тосафисты . Том. 1. Издательство Фельдхайм. ISBN 9780873067621 .
- Франд, раввин Иссохер (1999). Слушайте свои сообщения: и другие наблюдения о современной еврейской жизни . Mesorah Publications Ltd. ISBN 9781578191390 .
- Гольдман, Ари Л. (2000). Быть евреем: духовная и культурная практика иудаизма сегодня . Саймон и Шустер. п. 264 . ISBN 9780684823898 .
десятки тысяч.
- Хейлман, Сэмюэл К. (1995). «Девятый сиюм ха-Шас: пример ортодоксальной контраккультурации» , в журнале «Американизация евреев» , издательство New York University Press, ISBN 9780814780015 .
- Холдер, Меир (1986). История еврейского народа: от Явне до Пумбедиса . Mesorah Publications Ltd. ISBN 9780899064994 .
- Либерман Минц, Шарон; Гольдштейн, Габриэль М. (2005). Печать Талмуда: от Бомберга до Шоттенштейна . Музей университета ешива. ISBN 9780945447160 .
- Левенталь, Нафтали (2009). «Образ Маймонида в хабадском хасидизме» . Традиции маймонидианства . Брилл. ISBN 9789004173330 .
- Меорос ха-Даф ха-Йоми: обсуждение современных тем от Масечеса Берахоса Издательство Фельдхайм . 2005. стр. 101-1. vii–x. ISBN 978-1-58330-789-2 .
- Шарфштейн, Сол (1999). Понимание еврейских праздников и обычаев: исторические и современные . Издательство КТАВ. ISBN 9780881256260 .
- Шлосс, раввин Хаим (2002). 2000 лет еврейской истории . Издательство Фельдхайм. ISBN 978-1-58330-214-9 .
- Закон, Нахман (2005). Еврейский опыт: 2000 лет: Сборник значительных событий . Шаар Пресс. ISBN 9781578194964 .