Александр Зуся Фридман
Раввин Александр Зуся Фридман | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | Александр Зуся Фридман 9 августа 1897 г. |
Умер | Ноябрь 1943 г. (46 лет) |
Религия | иудаизм |
Национальность | Польский |
Родитель | Аарон Иегошуа Фридман |
Номинал | православный |
Альма-матер | Sochatchov yeshiva |
Позиция | Генеральный секретарь |
Организация | Агудат Исраэль из Польши |
Началось | 1925 |
Закончено | 1943 |
Резиденция | Варшава |
Александр Зуся Фридман ( иврит : Александр Зуша Фридман ; 9 августа 1897 — ноябрь 1943) [1] был выдающимся польским ортодоксальным еврейским раввином , общественным деятелем, педагогом, журналистом и знатоком Торы . Он был одним из редакторов-основателей первого «Агудат Исраэль» еврейского журнала «Диглейну» («Наше знамя») и автором «Мааяна шел Тора» («Источники Торы»), антологии комментариев к еженедельной главе Торы , которая популярна до сих пор. Он был заключен в Варшавское гетто и депортирован в концентрационный лагерь Травники , откуда был выбран для депортации в лагеря смерти и убит примерно в ноябре 1943 года.
Ранняя жизнь [ править ]
Фридман родился в Сохачеве (Сохачев), Польша, в 1899 году. Его отец, Аарон Иегошуа Фридман, был бедным шамашом ( смотрителем синагоги ); его мать пополняла семейный доход, продавая товары на различных ярмарках и рынках. [1] [2] проявил себя как иллюй Александр Зуся, их единственный сын, в очень молодом возрасте всю Книгу Бытия (исключительный ученик). Когда ему было 3 года, он знал наизусть . Когда ему было 9 лет, меламед сообщил отцу, что ему больше нечему его учить. Затем его отец организовал для него обучение у знатока Талмуда , которого три богатые семьи привезли из другого города для обучения своих одаренных сыновей. Плата за обучение составляла три рубля в неделю, огромная сумма по тем временам. Когда эти семьи услышали, что Александр Зуся присоединится к их группе, они предложили заплатить его отцу три рубля за возможность позволить Александру Зусе учиться вместе с их сыновьями и мотивировать их. Но его отец настоял на том, чтобы платить за обучение сам, что составляло его недельный заработок. [1] [2]
После бар-мицвы Александр Зусия поступил в Сохачевера ешиву . Летом 1914 года он обручился с девушкой из соседнего города. С началом Первой мировой войны он, его невеста и родители бежали в Варшаву , где он учился у раввина Баруха Гельбарта, зажиточного знатока Талмуда, который предложил ему поддержку, но он отказался от этого предложения. Фридман также посещал лекции, которые раввин доктор Эмануэль Карлебах читал для молодых еврейских беженцев в Варшаве. [1]
Общественный деятель [ править ]
Послевоенная Польша была полна новых реформ и политических движений, которые заставили многих еврейских молодых людей восстать против традиционного соблюдения Торы. Фридман основал Ортодоксальную федерацию, чтобы укрепить молодежь, которая все еще была верна лагерю Торы. На Первой Кнессии Хагедолы в 1923 году он зачитал вслух заявление от имени харедимской молодежи, в котором она присягала на верность Мецес Гедолей ха-Тора . Его организация, как и другие православные, объединилась под знаменем Зейрей Агудат Исраэль, молодежного движения Агуда. [2] Впоследствии Фридман поднялся в рядах молодежного движения Агуда и стал его ведущей фигурой и советником. [1]
В 1925 году Фридман был назначен генеральным секретарем польской организации «Агудат Исраэль» и занимал эту должность до своей смерти. Он представлял Агудат Исраэль в Совете еврейской общины Варшавы и избирался в последний орган трижды, в 1926, 1930 и 1936 годах. Он также был председателем Керен ха-Тора (подразделение Агудат Исраэль по сбору средств на образование). глава Федерации школ «Есодей ха-Тора» (сеть школ для мальчиков, которой управляет Агудат Исраэль), член Национального исполнительного органа движения Байс Яаков в Польше и директор учительской семинарии Байс Яаков в Кракове . Он также был основателем семинарии религиозных учителей в Варшаве и читал лекции в этом педагогическом институте. [1]
Помимо других своих талантов, Фридман был искусным оратором и писателем. В его речах сочетались глубокое знание Торы с оригинальными идеями, и он был вторым по популярности оратором польской организации «Агудат Исраэль», уступая только раввину Меиру Шапиро раввину , люблинскому . [3] Он написал множество статей для религиозной прессы, излагающих точку зрения Торы. [2] В 1919 году он основал и редактировал «Диглейну» («Наше знамя»), молодежное издание «Агудат Исраэль». Эта статья была опубликована между 1919 и 1924 годами, а затем между 1930 и 1931 годами. С 1936 по 1938 год он был соредактором « Даркеину» («Наш путь»), официального журнала польской «Агудат Исраэль». [1] [2] Он также писал стихи. [4]
Фридман посетил Палестину в 1934 году в составе делегации, возглавляемой активистом World Agudath Israel раввином Ицхаком-Меиром Левином . Его сестра, вышедшая замуж за раввина Авраама Мокатовского (известного под псевдонимом Элияху Китов ), иммигрировала в Палестину перед Второй мировой войной, как и его родители, но он решил остаться в Польше из-за своих общественных обязанностей. [4]
Варшавское гетто [ править ]
20 ноября 1939 года Фридман был арестован вместе с 21 другим польским еврейским лидером и заключен в тюрьму на одну неделю, чтобы помешать им сопротивляться строительству Варшавского гетто. [4] После освобождения он стал единственным представителем Агудат Исраэль в Варшавском юденрате (Совете еврейской общины), который консультировал Американский еврейский объединенный распределительный комитет относительно усилий последнего по оказанию помощи. В то время религиозные евреи сталкивались с серьезной дискриминацией со стороны светских еврейских организаций по оказанию помощи. Фридман успешно добился открытия первой кошерной столовой в Варшаве, за чем последовало открытие нескольких других бесплатных кухонь, которыми управляли работники Agudath Israel. [1] Джойнт и юденрат доверили ему сотни тысяч долларов в виде стипендий для раздачи сотням семей беженцев, прибывших в Варшаву без гроша в кармане, и эту задачу он выполнил со смирением и чуткостью. [3]
Фридман был одним из лидеров Торы в Варшавском гетто. Он организовал подпольную сеть религиозных школ, в том числе «школу Есодей ха-Тора для мальчиков, школу Байс Яаков для девочек, школу начального еврейского обучения и три института углубленного изучения иудаики». Эти школы, действовавшие под видом детских садов, медицинских центров и столовых, были местом прибежища тысяч детей и подростков и сотен учителей. В 1941 году, когда немцы дали официальное разрешение Варшавскому юденрату на открытие еврейских школ, эти школы вышли из укрытия и начали получать финансовую поддержку от официальной еврейской общины. [1] Хотя президент юденрата Адам Черняков часто просил Фридмана стать членом юденрата, Фридман лишь согласился организовать религиозный комитет юденрата, в который он укомплектовал представителей всех религиозных политических партий. [4]
22 июля 1942 года немцы начали массовые депортации из Варшавского гетто в лагеря смерти. Среди депортированных оказались жена Фридмана и 13-летний ребенок. [4] дочь, их единственный ребенок, родившийся у них после 11 лет брака. [1] Фридман предупредил мировое еврейство о начале депортаций в закодированном сообщении. В его телеграмме говорилось: «Господин Амос сдержал свое обещание с пятой трети». Он имел в виду Книгу Амоса , глава 5, стих 3, который гласит: «У города, который выйдет с тысячей сильных, останется сто, а у того, который выйдет с сотней сильных, останется десять для Дома Израиль". [5]
На общем политическом собрании в Варшавском гетто 25 июля 1942 года, на котором присутствовали члены «Джойнта», Бунда , генеральные сионисты , левые сионисты, коммунисты, еврейские социалисты и члены «Агудат Исраэль», Фридман был одним из немногих евреев. лидеры, выступавшие против вооруженного сопротивления. [6] Он сказал: «Бог не допустит уничтожения Своего народа. Мы должны подождать, и чудо обязательно произойдет». Историки полагают, что эта позиция возникла из убеждения Агудат Исраэль в том, что вооруженное сопротивление заставит немцев ликвидировать гетто. [7]
С началом массовых депортаций «Джойнт» прекратил свою деятельность в гетто, и Фридман лишился финансовой поддержки своей деятельности. С большим трудом он устроился на работу сапожником на крупную фабрику Шульца, где работал 12-часовую смену. Другими лидерами Торы, работавшими на той же фабрике, были раввин Калонимус Кальман Шапира , Пясетценский Ребе; Раввин Моше Бецалель Альтер, брат Геррер Ребе ; Раввин Авраам Альтер, рав Пабьянице ; и раввин Давид Альберштадт, рав Сосновца . Когда «Джойнт» тайно возобновил свою деятельность в период с октября 1942 по январь 1943 года, Фридман снова присоединился к организации, чтобы помогать религиозным евреям. [4]
В марте 1943 года Фридман получил парагвайский паспорт от раввина Хаима Исроэля Эйсса , активиста по спасению Агуды в Цюрихе , Швейцария , но не показал его немецким властям. [4] После апрельского восстания в Варшавском гетто Фридман был среди тех, кто был депортирован в концентрационный лагерь Травники в районе Люблина . [2] Его выбрали для депортации в лагеря смерти где-то после сентября 1943 года; [4] датой его смерти считается ноябрь 1943 года, [1] в том же месяце был ликвидирован лагерь Травинки. [4]
Работает [ править ]
Его популярная работа «Дер Тора Квал» (1937) переведена на иврит как «Мааяна шел Тора» и на английский как «Источники Торы» . [8] [9] сочетает в себе идеи классических и хасидских (новыми идеями Торы) Фридмана комментаторов Торы с собственными чидушим о еженедельной главе Торы и Хафтаре . Фридман написал эту работу на идише , а не на иврите, и в более легком и понятном стиле коротких учений, чтобы обратиться к многочисленным евреям, которые больше не разбирались в сложном языке и понятиях еврейского сефарим . [2] Эта работа по-прежнему популярна и сегодня, и ее часто цитируют авторы Торы. [10] [11] [12]
Другие опубликованные работы включают «Кесеф Мезукак» («Очищенное серебро») (1923), книгу чидушим о принципах изучения Талмуда, [2] и Криа ЛеИша Иегудит (Чтения для еврейских женщин) (1921). [2] Фридман также опубликовал несколько учебников для религиозных школ, в том числе «Идиш Лашон» идиша («Язык идиш»), букварь . [1] Он написал много других брошюр и сборников чидушим , в том числе сборник талмудических трактатов Гиттин («Путеводные камни» ) , Кидушин и Йома , который он назвал Авнеи Эзель , которые были потеряны во время войны. [2]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Зейдман, Гилель. «Александр Зусия Фридман», в «Источниках Торы: Антология библейских комментариев» , Vol. 1. Нисон Л. Альперт, изд. Judaica Press , 1974, стр. xii–xxiii.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Аврохом, А. «Раввин Александр Зуша Фридман Хайд: Один из немногих». Ятед Нееман (Израильское английское издание), 30 апреля 1999 г., стр. 14–16.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фриденсон, Джозеф . «Герои Варшавского гетто» в книге « Тора жива: сокровищница биографических очерков» , раввин Ниссон Вольпин, изд. Нью-Йорк: Mesorah Publications, Ltd. , 1995, стр. 110–112. ISBN 0-89906-319-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Зейдман, доктор Гилель (1997). «Раввин Александр Зиша Фридман» в «Дневниках Варшавского гетто» , Targum Press , стр. 336–346. ISBN 1-56871-133-6 .
- ^ Фарбштейн, Эстер (2007). Скрытые в громе: взгляды на веру, галаху и лидерство во время Холокоста . Том. 1. Издательство Фельдхайм . п. 31. ISBN 9789657265055 .
- ^ «1942 25 июля, Общее политическое собрание (Варшава, Польша)» . jewishhistory.org.il. 2006 год . Проверено 16 июля 2012 г.
- ^ «Этот день, 20 июля, в еврейской истории» . Этот день в еврейской истории. 11 июля 2011 года . Проверено 16 июля 2012 г.
- ^ Рецензия на книгу Библиотечного журнала, 1969 год . Компания РР Боукер, 1969 год.
- ^ Мааяна шель Тора: Классический сборник комментариев к Торе в еженедельнике Параша (2-е изд.). Иудаика Пресс. 2006. ISBN 9781932443516 .
- ^ Менкен, раввин Яаков (7 июня 2002 г.). «Мишпатим» . Тора.орг . Проверено 16 июля 2012 г.
- ^ «Три ошибки» (PDF) . Ванкуверская Еврейская Академия. 23 марта 2012 г. с. 1. Архивировано из оригинала (PDF) 23 июля 2015 года . Проверено 16 июля 2012 г.
- ^ «Двар Тора» . ou.org. Архивировано из оригинала 15 апреля 2008 года . Проверено 16 июля 2012 г.