Йечезкель Сарна
Йечезкель Сарна | |
---|---|
Рожденный | Horodok, Россия | 18 февраля 1890 г.
Умер | 20 августа 1969 г. | (79 лет)
Национальность | Израильский |
Ечезкель Сарна (1890–1969) [ 1 ] был учеником Носсона Цви Финкеля , (известного как « Алтер (старейшина) Слабодки »), духовного наставника Слободской ешивы . [ 2 ] Финкель послал его переместить ешиву из Европы в Хеврон в 1925 году, а после резни в Хевроне 1929 года — в Иерусалим. [ 3 ] В 1934 году он вступил в должность рош-ешивы . За прошедшие годы он выпустил тысячи студентов, многие из которых стали выдающимися рошей ешивы и раввинами в Израиле и за рубежом.
Ранние годы
[ редактировать ]Сарна родился в Городке , Россия , 28 швата города 1890 года. Его отец, Яаков Хаим, был шохетом и меламедом , а позже его маггидом . Мать Сарны, Айдель, была дочерью Шломо Залмана Буксенбаума , хасида Чиддушей Харима и автора «Реховоса Ир» , комментария к Мидрашу Рабба . Начальное образование Сарна получил у своего отца, а также в хедере в Городке. [ 4 ]
Когда ему было 11 лет, его отправили в ешиву Ор Хахаим в Слободке, которой руководил Цви Левитан, ученик Симха Зиссель Зив , «Алтер Кельма». [ 4 ] В течение года, когда он учился там, он познакомился с мусарским учением машгиаха Элияху Лайкровица. [ нужна ссылка ]
В 1902 году он отправился в Мальч , чтобы учиться у Залмана Сендера Кахана-Шапиро, который также был главным раввином города. Из-за внутреннего конфликта в ешиве Кахана-Шапиро покинул Мальч и перебрался в Криники, всего через год после прибытия Сарны. [ нужна ссылка ] Без наставника Сарна покинул Мальч. Год спустя он вернулся в Слабодку, чтобы учиться у Хаима Рабиновича в Кнессе Бейс-Ицхок . [ 4 ]
В 1904 году Рабиновиц пригласил Сарну присоединиться к группе избранных студентов, которых он взял с собой во время перевода в Тельцскую иешиву . Когда ешива временно закрылась в 1906 году, Сарна вернулся в Мальч, обучаясь у Шимона Шкопа . Год спустя он вернулся в иешиву Кнесса Исроэля в Слободке, где стал одним из лучших учеников ешивы. Он обратил внимание на Зива, сыгравшего важную роль в его духовном росте. Описывая их особые отношения, Сарна писал: «Без Алтаря я был бы подобен слепому и глухому человеку. Он открыл мне глаза и уши, и у него я перенял весь свой подход к изучению Торы». [ 4 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]С началом Первой мировой войны вся Слободская иешива бежала в Минск . Как и все студенты ешивы, Сарна получил поддельные письменные показания, чтобы избежать призыва в армию . Однако его поймали и заключили в тюрьму. Ему удалось бежать из тюрьмы и бежать в дом родственника Иегошуа Цимбалиста. Вскоре после этого он бежал в Смиловицу, где Хофец Хаим и его ученики. укрылся [ 4 ]
Вскоре после прибытия Слободской ешивы в Минск, находившийся недалеко от линии фронта, она была вынуждена бежать в более безопасный город — Кременчуг . Однако Сарна решил не присоединяться к ешиве, а остался в Смиловицах, проучившись полтора года в гостинице вместе со студентами Радуньской ешивы . В этот период он установил тесные отношения с Хофец Хаимом и рош-ешивой Радуна «Нафтоли Троп» , а позже назвал этот короткий период одним из самых красивых в своей жизни. [ 4 ]
После революции Сарна вернулся в иешиву Кнесса Исроэля в Кременчуге. Два года спустя он женился на Пеше Мириам Эпштейн, дочери Моше Мордехая Эпштейна , одного из руководителей ешивы. [ 4 ]
Вскоре после Первой мировой войны ешиве удалось покинуть Россию и вернуться в Слободку, которая после войны была вновь присоединена к Литве . В какой-то момент Зив попросил Сарну прочитать шиурим (лекции) в ешиве, но тот отклонил это предложение, объяснив, что предпочитает посвятить первые годы своей жизни изучению Торы. Хотя Сарна не занимал никакой официальной должности в ешиве, его влияние там остро ощущалось. [ 4 ]
Палестина
[ редактировать ]В 1924 году в соответствии с указом, требующим поступления на военную службу или дополнительного светского обучения в ешиве, было принято решение о переводе ешивы в Эрец Исроэль . Сарну отправили в Эрец Исроэль, чтобы выбрать место для ешивы и скоординировать ее создание там. Рассмотрев различные варианты, он остановил свой выбор на городе Хеврон . Таким образом, Кнесс Исроэль стал первой литовской ешивой, переехавшей в Эрец Исроэль. [ 3 ] В тот период Сарна взял на себя значительную роль в руководстве ешивой, читая шиурим (лекции) и координируя график обучения. [ 5 ] В начале 1927 года Альтер тяжело заболел, и Сарна стал читать мусарские лекции в ешиве. [ 4 ]
В ходе резни в Хевроне в 1929 году 24 студента ешивы были убиты и многие получили ранения. Сарне удалось восстановить ешиву в Иерусалиме. Он переименовал его в «Хеврон» в память о тех, кто был убит в этом городе. ешивы В то время как Лейб Часман, машгиах , посвятил себя поощрению студентов, Сарна взял на себя задачу сбора средств для ешивы, много путешествуя. [ 4 ] даже совершил несколько поездок в Соединенные Штаты. [ 6 ] [ нужна ссылка ]
В письме Исааку Шеру из Слободки он писал: «Первые недели были очень трудными, так как студенты были обездоленными и подавленными. Но к 15-му элулу они вернулись в себя, а к Рош ха-Шана ешива начала функционировать в полную силу». [ 4 ]
Когда его тесть Моше Мордехай умер в 1933 году, через четыре года после резни в Хевроне, рав Йечезкель был официально назначен рош-ешивой Хеврона. [ 4 ]
Участие сообщества и лидерство
[ редактировать ]С началом Второй мировой войны и Холокоста Сарна расширил сферу своей деятельности: он входил в число основателей иешив Ваад , а также вел активную деятельность в Ваад Хацала . После основания Государства Израиль Сарна был одним из руководителей сети школ Торы Чинух Ацмай . Хотя он избегал прямого политического участия, раввин Сарна имел сильную близость к Агудасу Исроэлю и был активным членом его Совета мудрецов Торы . [ 4 ]
Несмотря на участие в общественных и еврейских проектах, ешива Хеврона и ее студенты оставались делом его жизни. Каждую неделю он проводил шиурим в галахе и мусаре в ешиве и у себя дома. В течение семи лет он также читал лекции о законах и значении Шаббата . В 1936 году, после кончины машгиаха ешивы Иехуды Лейба Часмана, Сарна сам взял на себя эту роль. [ 4 ]
Будучи рош-ешивой и машгиахом , он тепло относился к своим ученикам. Такое отношение проявляется в одном из его писем, в котором он писал: «Вчера около полуночи я вошел в ешиву и обнаружил, что тридцать студентов занимаются с исключительным рвением. В то время я думал: «Счастливо поколение, которое заслужило таких молодых людей, пусть Всевышний защитит их и благословит их». Со временем его зятья, раввины Аарон Коэн и Моше Шеврони, были назначены роскошной иешивой Хеврона, а Меир Хадаш был назначен машгиахом . Позже раввины Гилель Палей, Симха Зисель Бройде и Авраам Фарбштейн также были приглашены стать роскошной ешивой . там [ 4 ]
Последние дни
[ редактировать ]В последние месяцы своей жизни Сарна продолжал посещать ешиву и доставлять шиурим . В 1969 году его доставили в больницу Хадасса Эйн Керем для интенсивного лечения. Сообщается, что за два дня до своей смерти он сказал: «Сейчас Элул , и студенты наверняка учатся с добавлением хасмады . Моя болезнь не помешает их элульскому настроению». Он умер 6 элула и был похоронен рядом со своим тестем Моше Мордехаем Эпштейном на Елеонской горе . [ 4 ]
Семья
[ редактировать ]У Сарны и его жены Пеши Мириам был сын Хаим. [ 7 ] Их дочь Хана (в замужестве Фарбштейн) родилась в 1923 году. [ 8 ]
Работает
[ редактировать ]- Перестановка Кузари Рав . Проказа, пер. раввин Авраам Дэвис; Метсуда 1986 г.
- Iyunim on Mesilat Yesharim available at http://hebrewbooks.org/41769
- Daliot Yechezkel
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Переверни этот хмурый взгляд вверх тормашками» . Еврейская пресса . 29 октября 2017 г.
- ^ Раввин Цви Херш Вайнреб (27 сентября 2011 г.). «Круги перемен» . Еврейская пресса .
- ^ Перейти обратно: а б Доктор Ицхок Левин (22 августа 2007 г.). «Американские жертвы резни в Хевроне 1929 года» . Еврейская пресса .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Софер, Д. «Рав Йечезкель из Сарны ZT"L» . tzemachdovid.org . Проверено 17 декабря 2012 г.
- ^ Лео Готтесман (1930). «Хевронские мученики Лео Готтесмана - ПОЛНЫЙ ТЕКСТ» . Еврейская община Хеврона . https://www.amazon.com/martyrs-Hebron-Personal-reminiscences-Palestine/dp/B0008BNSVY . Проверено 22 августа 2016 г.
Большую часть моего пребывания в Хевроне декан раввин Моше Мордехай Эпштейн находился в Америке, и бремя управления ешивой легло на его зятя, раввина Иехезкеля [Йехезкеля] Сарну, которого ласково называли Ребом Хацкелем. Последний, живший в доме на две семьи, в котором я жил с Элиэзером Даном Сионимом, постоянно обращался к моему хозяину за помощью и всеми видами услуг, в которых нуждалась ешива.
{{cite web}}
: Внешняя ссылка в
( помощь )|others=
- ^ Сорский, Аарон. «Бейт Яаков № 121-122 Ав 5729 - Левин, Пинхас Яаков ха-Коэн (стр. 16 из 40)» . www.hebrewbooks.org . Проверено 22 августа 2016 г.
В статье на иврите упоминается поездка Эпштейна в США. Неясно, Сарна тоже пошла.
- ^ Статья в еврейской Википедии: . В статье об отце на иврите вики упоминается, что сын написал о своем отце после его смерти. Вторая статья в вики на иврите посвящена сыну.
- ^ Дэвид Уайлдер (5 августа 2013 г.). «Зехут Авот: вечное право первородства» . Еврейская пресса .