Колле
Колель ( ивр .: коллель , . мн כוללים , kollelim ]) — институт очного углубленного изучения Талмуда , «собрание» или «сборник» [ ученых и раввинской литературы . Как и ешива , колель включает в себя шиурим (лекции) и изучение седарим (занятия); В отличие от большинства ешив, студенческий состав колеля обычно состоит в основном из женатых мужчин. Колель обычно выплачивает регулярную ежемесячную стипендию . своим членам [ 1 ]
История
[ редактировать ]Оригинальный смысл
[ редактировать ]Первоначально это слово употреблялось в значении «сообщество». Каждая группа европейских евреев, поселившихся в Израиле, создала собственную общину со своей системой поддержки. Каждая община называлась «коллель [топонима] », чтобы обозначить конкретную общину Старого ишува . Подавляющее большинство этих евреев были учёными, покинувшими свою родину, чтобы посвятить себя изучению Торы и служить Богу до конца своей жизни. Колель был головной организацией, отвечавшей за все их нужды.
Первыми примерами были Колель Перушим (ученики Виленского Гаона , основавшие первое еврейское поселение ашкенази в Иерусалиме) и Колель Хабад для русских хасидов . Польские евреи были разделены на множество коллелим: Колель Полен (Польша), возглавляемый раввином Хаимом Элозором Ваксом ; Колель Вильна Замость находился под другим руководством; а галичане были включены в состав Колель Чибас Йерушалаим . Последняя изначально включала в себя всё Австро-Венгерское королевство , но по мере того, как каждая подпартия искала более вежливого распределения, венгры разделились на Колель Шомрей ха-Чомос .
Современный смысл
[ редактировать ]Первым колелем – в современном понимании этого слова – в еврейской диаспоре был Ковенский колель («Колель перушим»). [ 2 ] ) основан в Ковно (Каунас, Литва) в 1877 году. [ 3 ] [ 4 ] Основан раввином Исраэлем Салантером. [ 5 ] и режиссер раввин Исаак Блазер . Десять зачисленных студентов должны были отделиться от своих семей, за исключением субботы , и посвятить себя обучению для раввината. Срок членства в колеле был ограничен четырьмя годами.
Можно считать, что инициаторами являются два человека. [ 6 ] [ 7 ] философия колеля и развитие в современном мире: раввин Аарон Котлер (основатель Бет Медраш Говоха , Лейквуд, Нью-Джерси , крупнейшей ешивы в США) и раввин Элазар Шах , один из самых выдающихся лидеров еврейской общины в Израиле до своего смерть в 2001 году. Движение общины колель также поддерживалось Торой Умесора , Национальным обществом дневных школ иврита. [ 8 ] [ 9 ]
В настоящее время этот термин применяется в Америке к любой стипендии, выплачиваемой за обучение в ешиве, и теперь является общим термином для обозначения подхода ешивы к жизни. [ 4 ]
Философия
[ редактировать ]Философия колеля, в которой члены существуют за счет поддержки других, является частью общей философии некоторых ортодоксальных евреев, согласно которой Бог желает, чтобы дети Израиля в первую очередь занимались в этом мире изучением Торы , и дал некоторые евреи более склонны работать с намерением поддержать «учеников». В ортодоксальном иудаизме это стало известно как партнерство « Иссахар - Завулон ». [ 10 ] [ 11 ] после мидрашской легенды о том, что племя Зевулуна финансово поддерживало племя Иссахара, чтобы они могли заняться изучением Торы. [ 12 ] Награда сторонника в Будущем Мире рассматривается как равная награде ученого.
Структура
[ редактировать ]Лидерство
[ редактировать ]В большинстве колеллов есть ученый, выполняющий функции рош колель , или главы колеля. [ 13 ] [ 14 ] Он принимает решение о предмете, изучаемом коллелем. Во многих случаях ему также приходится тратить значительное время на сбор средств для поддержки колеля.
Многие коллели нанимают на работу бывших студентов – аврехим ( אברכים ), сг. Аврех ( אברך ) - сборщики средств, часто присваивая им такие титулы, как исполнительный директор или директор по общественным программам. Проекты по сбору средств могут включать спонсорство конкретных мероприятий или «дней» обучения.
Студенческий состав
[ редактировать ]Многие ортодоксальные еврейские студенты ешивы учатся в колеле в течение года или двух после свадьбы, независимо от того, будут ли они делать карьеру раввина или нет. [ 15 ] Скромные стипендии или зарплаты их работающих жен, а также возросшее благосостояние многих семей сделали обучение колель обычным явлением для выпускников ешив. Самый большой колель в США находится в Бет Медраш Говоха в Лейквуде, штат Нью-Джерси . К ешиве прикреплено более 4500 ученых-коллелей, всего в ней обучается 6500 студентов. Большие колели также существуют в раввинском колледже Нер Исраэль , насчитывающем 180 ученых, и в йешиве раввина Хаима Берлина , насчитывающем более 100 ученых. В израильской еврейской общине харедим тысячи мужчин на протяжении многих лет учатся очно в сотнях коллелим.
Известно, что Колель временами вызывал серьезные разногласия среди светской израильской общественности в целом. Его критиковали современные православные , неправославные и светские еврейские общины. Сообщество харедим защищает практику колель на том основании, что иудаизм должен развивать изучение Торы так же, как светский академический мир проводит исследования в предметных областях. Хотя в краткосрочной перспективе затраты могут быть высокими, в долгосрочной перспективе еврейский народ выиграет от наличия многочисленных образованных мирян, ученых и раввинов. (См. Также: Религиозные отношения в Израиле )
Студенты ешивы, обучающиеся в колеле, часто продолжают учебу и стать раввинами , [ 16 ] [ 17 ] поским («решающие» еврейские законы ), или учителя Талмуда и иудаизма. Другие входят в мир бизнеса. В случае успеха они могут финансово поддержать обучение других, уделяя время продолжению собственного обучения.
Сообщество коллелим
[ редактировать ]В конце 20 века были введены общинные коллелимы. [ 18 ] [ 19 ] Они представляют собой ортодоксальный информационно-просветительский инструмент, направленный на уменьшение ассимиляции и пропаганду ортодоксального иудаизма среди широких слоев еврейского населения. [ 20 ] В начале 1990-х годов сообщества коллелим (или колельс) в Северной Америке функционировали в Лос-Анджелесе , Торонто и Детройте ; Колель был также создан в Монреале . Другие места, где есть общественные коллелимы, включают Атланту , Даллас , Джексонвилл, Лас-Вегас , Майами-Бич , Миннеаполис , Питтсбург , Филадельфию , Феникс, Сент-Луис и Сиэтл .
За последние годы около 30 коллели харедим в Северной Америке были открыты учеными, прошедшими обучение в ешивах, которые, помимо очного обучения членов колеля, служат центрами образования взрослых и работы с еврейскими общинами в Северной Америке. который они нашли сами себя. [ 21 ] [ 22 ] Темы включают все: от базового иврита до продвинутого Талмуда. Помимо передачи знаний Торы, такие колели предназначены для передачи технических навыков, необходимых для самостоятельного изучения.
Во многих современных ортодоксальных общинах есть колель Тора МиЦион , где выпускники Хесдера учатся и преподают, как правило, в течение одного года.
было создано несколько хасидских В последние годы также коллелим, таких как Чикагский хасидский колель , [ 23 ] [ 24 ] Лос -Анджелес Колель Йехиэль Иегуда и другие. В отличие от большинства общинных коллелим, которые в первую очередь сосредотачиваются на углубленном изучении Талмуда , хасидские коллелимы обычно больше сосредотачиваются на изучении Шулхан Аруха и поским . [ 25 ] включая тесты по материалу ведущими Поским . [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
Критика
[ редактировать ]Маймонид в своем своде еврейских законов [ 28 ] очень критично относится к тем, кто изучает Тору, не имея источника дохода и полагаясь на благотворительность, до такой степени, что называет это позором Бога и Торы.
Тем не менее, система колель является одновременно популярной и принятой во многих ортодоксальных еврейских кругах, однако некоторые утверждают, что необходимо проводить различие между ситуацией взаимного желания как ученика, так и сторонника, и, с другой стороны, общины. это оказывает давление на учащегося, заставляя его присоединиться и оставаться в колле, одновременно оказывая давление на сообщество, чтобы оно поддерживало такого человека. [ 29 ]
Некоторые другие критические замечания в адрес современной системы колель включают:
- Тяжелое финансовое бремя ложится на людей, которые не желают поддерживать учебные заведения для обучения в колледже. [ 30 ]
- Сложная галахическая допустимость получения финансовой поддержки для изучения Торы, избегая при этом подготовки к будущей профессии. [ 31 ]
- Бедность в масштабах всего сообщества, которая часто сопровождает эту систему [ 32 ] а также его влияние на экономику в целом. [ 33 ]
- Конвенция об изоляции от повседневной жизни, социальных взаимодействий и карьеры приводит к отрыву учебы от реальной повседневной практики. [ 34 ]
- Отсутствие стандартизированного тестирования и регулярного контроля, что позволяет злоупотреблять временем, отведенным на обучение. [ 35 ]
- Сосредоточение внимания на тщательном изучении относительно небольшого количества страниц Талмуда , в отличие от завершения всего Талмуда с упором на практическую Галаху и другие области еврейской литературы. [ 36 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Колель» .
Колели обычно выплачивают регулярную ежемесячную стипендию своим женатым членам.
- ^ «Ковно Колель » Specroom.com .
Ковенский Колель, также известный как Колель Перушим Ковно или Колель Кнесс Бейс Ицхок, был
- ^ Шимон Йосеф бен Элимелех Мелер (2006). Принц Королевства Тора: Отрывки . Издательство Фельдхайм. ISBN 1583305831 .
Колель Ковно был первым ядром иешивы, основанным в 5637 (1877 г.).
- ^ Jump up to: а б «Колель» .
Первым коллелем был Ковно Колель, «Колель Перушим», основанный в Ковно (Литва) в 1877 году. Десять студентов должны были отделиться от своих семей, за исключением субботы, и посвятить себя обучению для раввината.
- ^ «Герберт та - Бреманский музей» (PDF) .
Ицхак Эльханан Иешива также известна как Ковно Колель (также известная как... Она была основана в 1877 году раввином Исраэлем Липкиным Салантером).
[ постоянная мертвая ссылка ] - ^ «Требуется Колель» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 29 сентября 2020 г. Проверено 23 октября 2018 г.
..Колель... под руководством раввина Аарона Котлера. Сначала он объездил каждую общину...
- ^ «Раввин Аарон Котлер» .
Наследие Марана Рав Аарон Котлер: Яркий портрет... философии колель...
- ^ «Православная община в Уотербери достигает совершеннолетия» . Еврейская книга . 18 мая 2010 г.
В этом году еврейской общине Уотербери исполняется 10 лет. ...немного больше, поэтому они привлекают ешиву, колель или еще несколько молодых семей. ...пока мечтатель не обратился к Торе Умесора, национальному обществу православных дневных школ и...
- ^ «Появление сообщества Колель: новая модель» . 22 февраля 2016 г.
...сообщества Северной Америки: сообщество коллель. ....как уникальное движение в американском православии. ... образовательная сеть Тора Умесора
- ^ «Тора-Бизнес-партнерство» .
...человек поддерживает другого, кто изучает Тору, и награда делится между ними двумя, что стало известно как партнерство «Йиссахар-Звулун».
- ^ «Отношения Иссахара и Звулуна» . 13 апреля 2018.
Циц Элиэзер об отношениях Иссахара и Звулуна... которые изучают Тору, но такая договоренность работает только в том случае, если это партнерство
- ^ «Берешит Раба 99:9» .
- ^ «Сообщество Колель» . Сайт JewishJournal.com . 7 марта 2002 г.
Раввин Хаим Фасман в настоящее время занимает должность рош колеля (главы) Колель Лос-Анджелес Байс Аврохом, крупнейшего из шести колелей в Лос-Анджелесе, в котором обучаются 15 человек на дневном отделении. ... чтобы стать знатоком Торы, вам понадобятся годы обучения.
- ^ «История» .
... Воскресное утро, Рош Колель Арав Шломо Миллер Шлита
- ^ Хельмрайх, В. Мир ешивы (The Free Press, 1982), стр. 1982. 261
- ^ «Наши преподаватели и сотрудники - Дарче Ноам Шапелла» . Архивировано из оригинала 23 октября 2018 г. Проверено 23 октября 2018 г.
... учился в Грусс Колель при университете ешивы, где получил смику.
- ^ «Колель Торонто» . 11 января 2017 г.
Выпускники колледжа Торонто стали раввинами.
- ^ «Колель: Что это такое и почему все это делают?» .
... коллелим, лит. «группа» или «коллекция» [ученых]) представляет собой… и поддерживается… еврейской общиной (или иногда…). ...недавнее нововведение, появившееся в конце 20-го века как ответ на...
- ^ Адам С. Ферцигер. «Появление сообщества Колель» (PDF) .
... аналогия с «сообществом коллелим» двадцатого века, в котором молодые семьи... Введение новой, организованной структуры...
- ^ Ферцигер, Адам Ф. (2006). «Появление сообщества Колель: новая модель решения проблемы ассимиляции» (PDF) . Центр исследований ассимиляции и укрепления еврейской жизнеспособности Раппапорта, Университет Бар-Илан . Проверено 13 февраля 2010 г.
- ^ «Образование взрослых - Ваад Хойр из Сент-Луиса» . Архивировано из оригинала 24 декабря 2017 г. Проверено 23 октября 2018 г.
Эта цель состоит в том, чтобы предложить еврейское образование всем евреям, независимо от уровня… ценностей сообщества, семьи и образовательной деятельности. Колель предоставляет...
- ^ «Сообщество: Еврейский информационно-просветительский центр Бенсалема» .
- ^ «ЮФ: Путеводитель по еврейской жизни: Чикагский хасидиш Колель» .
- ^ «Хесед Чикаго» . 8 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Колель Зихрон Ицхок Зев / Хасидский Колель… | Еврейский дом Чикаго» . 03.01.2019 . Проверено 9 февраля 2024 г.
- ^ «Происходит в… выпуске 941» . 20 декабря 2022 г.
- ^ «Фотогалерея: Юнгелайт из Чикагского Хасидского Колеля протестирован на всех хильчос базар б'чалав и таарувос хагаоном равом Аврохом Хершем Вознером, шлит» .
- ^ Законы изучения Торы, глава 3, Галаха 10–11.
- ^ Сокол, Сэм (26 ноября 2014 г.). «Американские харедим стремятся разделить «бремя» коллов » . JPost.com . «Джерузалем Пост».
- ^ Прагер, Деннис (1 декабря 2010 г.). «Ультраортодоксальные иешивы и светские университеты» . Еврейский журнал .
- ^ Леви, Иегуда (1990). «Прием оплаты за изучение Торы – Галахические мнения». Изучение Торы: обзор классических источников по актуальным проблемам . Иерусалим: Издательство Фельдхайм. п. 44. ИСБН 1-58330-556-4 . Архивировано из оригинала 12 августа 2016 г. Проверено 22 июня 2016 г.
- ^ Лейблер, Иси (19 июня 2016 г.). «Израиль и еврейство диаспоры – надвигающийся кризис» . Журнал Альгемайнер.
Это имеет экономические последствия и обрекает большинство харедим на бедность, зависимость от благосостояния или доходов своих жен.
- ^ Гольдман, Мордехай (28 января 2016 г.). «Израиль поддерживает студентов ешивы на 53%. Достаточно ли этого?» . Аль-Монитор.
В еврейской истории нет ничего, что могло бы сравниться с этим обществом учеников. Для нас очень серьезно и очень опасно поощрять ультраортодоксальных мужчин оставаться в коллах. Это наносит огромный вред экономике.
- ^ Прагер, Деннис (1 декабря 2010 г.). «Ультраортодоксальные иешивы и светские университеты» . Еврейский журнал .
- ^ Новик, Акива (24 октября 2010 г.). « Мы, студенты ешивы, почти не учимся » . Новости Инета.
- ^ Кахане, Либби (2010). За пределами слов: Избранные сочинения раввина Меира Кахане, 1960–1990 гг., Том второй . Иерусалим: Институт публикации сочинений раввина Меира Кахане. стр. 452–453. ISBN 978-965-7044-06-3 .
Одним из больших недостатков студентов ешивы является их увлеченность глубиной обучения, исключая количество. Таким образом, после многих лет обучения они оказываются поразительно невежественными в отношении огромного количества Талмуда. В то же время существует огромное незнание практических галахических правил повседневной жизни.
Источники
[ редактировать ]- Мир ешивы: интимный портрет ортодоксального еврейства Уильям Б. Хельмрайх, Издательство KTAV; ISBN 0-88125-641-2 ; Дополненное издание (февраль 2000 г.)
- Какими мы были до нашего уничтожения: Жизнь еврейских студентов из Вильны, погибших во время Холокоста Юлиан Иванович Рафес, ВИА Пресс; Институт еврейских исследований YIVO ; ISBN 1-885563-06-X ; (1 июля 1998 г.)