Йосеф Ицхак Шнеерсон
Раввин Йосеф Ицхак Шнеерсон | |
---|---|
Заголовок | Любавичский Ребе |
Персональный | |
Рожденный | Любавичи , Могилёвская губерния, Российская империя. | 21 июня 1880 г.
Умер | 28 января 1950 г. Бруклин , Нью-Йорк, США | (69 лет)
Религия | иудаизм |
Национальность | Американский |
Супруг | Нехама Дина Шнеерсон |
Дети |
|
Родители |
|
Еврейский лидер | |
Предшественник | Шолом Довбер Шнеерсон |
Преемник | Менахем Мендель Шнеерсон |
Началось | 21 марта 1920 г. |
Закончено | 28 января 1950 г. |
Ярцайт | 10 швата 5710 |
Похороненный | 29 января 1950 г. |
Династия | Хабад-Любавич |
Йосеф Ицхак ( Иосиф Исаак ) [ 1 ] Шнеерсон ( идиш : יוסף יצחק שניאורסאהן ; 21 июня 1880 — 28 января 1950) — ортодоксальный раввин и шестой Ребе (духовный лидер) Хабад Любавич хасидского движения . Он также известен как Фрирдикер Ребе ( на идише «Предыдущий Ребе»), Ребе РаЙЯЦ или Ребе Раяц (аббревиатура от раввина Йосефа Ицхака). После многих лет борьбы за сохранение ортодоксального иудаизма в Советском Союзе он был вынужден уехать; он продолжал вести борьбу из Латвии , а затем Польши и, в конечном итоге, США, где и провел последние десять лет своей жизни.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Йосеф Ицхак Шнеерсон родился в Любавичи Могилевской губернии Российской империи (современная область , Россия), единственный сын Шолома Довбера Шнеерсона ( Ребе Рашаба ), пятого Ребе Хабада Смоленская . Он был назначен личным секретарем своего отца в возрасте 15 лет; в том же году он представлял своего отца на конференции общинных руководителей в Ковно . В следующем году (1896 г.) он участвовал в Виленской конференции, где раввины и лидеры общины обсуждали такие вопросы, как: подлинное еврейское образование; разрешение еврейским детям не посещать государственную школу в субботу ; и создание объединенной еврейской организации с целью укрепления иудаизма. Он снова участвовал в этой конференции в 1908 году. [ 2 ]
13 элула 5657 (1897 г.), в возрасте 17 лет, он женился на своей троюродной сестре Нехаме Дине Шнеерсоне, дочери раввина Авраама Шнеерсона из Кишинева , сына раввина Исроэля Ноаха из Нежина , сына раввина Менахема Менделя Шнеерсона , Цемаха Цедека. . [ 2 ]
В 1898 году он был назначен главой Томчей Темимим . сети ешив [ 2 ]
В 1901 году при финансовой поддержке Яакова и Элиэзера Поляковых он открыл прядильные и ткацкие фабрики в Дубровно и Могилёве , а также основал иешиву в Бухаре . [ 2 ] [ 3 ]
Повзрослев, он выступал за права евреев, выступая перед царскими властями в Санкт-Петербурге и Москве. Во время русско-японской войны 1904 года он искал помощи еврейским призывникам в русской армии , отправляя им кошерную еду и припасы на Дальний Восток России . [ 3 ] В 1905 году он участвовал в организации фонда для обеспечения пасхальных нужд войск на Дальнем Востоке. [ нужна ссылка ]
В связи с ростом антисемитизма и погромов против евреев в 1906 году он вместе с другими известными раввинами путешествовал в поисках помощи у правительств стран Западной Европы , особенно Германии и Нидерландов , и убедил тамошних банкиров использовать свое влияние, чтобы остановить погромы. [ 2 ] [ 3 ]
В период с 1902 по 1911 год он четыре раза арестовывался царской полицией за свою активную деятельность, но каждый раз освобождался. [ нужна ссылка ]
После смерти своего отца, раввина Шолома Довбера Шнеерсона ( «Рашаб» ), в 1920 году Шнеерсон стал шестым Ребе Хабада .
Борьба с большевиками
[ редактировать ]После захвата России коммунистами они создали специальный «отдел по еврейским делам», которым руководили евреи, известный как « Евсекция », который инициировал антирелигиозную деятельность, направленную на лишение ортодоксальных евреев их религиозного образа жизни. Будучи ребе базирующегося в России еврейского движения, Шнеерсон яростно выступал против государственного атеизма коммунистического режима и его цели насильственного искоренения религии по всей стране. Он целенаправленно направлял своих последователей на создание религиозных школ, идя против диктатуры марксистско - ленинской « диктатуры пролетариата ». [ нужна ссылка ]
В 1921 году он основал филиал «Томхей Темимим» в Варшаве . [ 2 ]
вынудил его В 1924 году ЧК покинуть Ростов из-за клеветы Евсекции и поселиться в Ленинграде . [ 3 ] В это время он трудился над усилением соблюдения Торы посредством деятельности с участием раввинов, школ Торы для детей, ешивот, шохтим , старших преподавателей Торы и открытия микваот ; он учредил специальный комитет, чтобы помочь работникам физического труда соблюдать Шаббат . Он основал Агудас Хасидей Хабад в США и Канаде. [ 2 ]
В 1927 году он основал ряд иешив в Бухаре. [ 2 ]
Он отвечал главным образом за поддержание ныне подпольной системы иешив Хабада, которая к тому времени имела десять филиалов по всей России. Он находился под постоянным наблюдением сотрудников НКВД . [ нужна ссылка ]
Заключение и освобождение
[ редактировать ]В 1927 году он был арестован и заключен в тюрьму Большого Дома в Ленинграде . Его обвинили в контрреволюционной деятельности и приговорили к смертной казни. [ 3 ] Всемирная буря возмущения и давления со стороны западных правительств и Международного Красного Креста вынудили коммунистический режим смягчить смертный приговор и вместо этого 3 таммуза сослали его в Кострому на первоначальный срок в три года. [ 3 ] Помогала изнутри и Екатерина Пешкова , известная российская правозащитница. Это также было смягчено из-за политического давления извне, и в июле 1927 года ему наконец разрешили уехать из России в Ригу в Латвии. [ 4 ] где он жил до 1929 года. [ нужна ссылка ]
Освобождение Йосефа Ицхака из советского заключения каждый год празднуется сообществом Хабад. [ 5 ]
После освобождения Йосеф Ицхак отправился в Палестину , где увидел святые могилы, местные иешивы и центры Торы, [ 6 ] и встретился с раввинами и общественными лидерами 7–22 августа 1929 года. [ 7 ] Он посетил Хеврон за десять дней до резни и, согласно отчетам Хабада, был первым евреем за многие годы, которого пустили в Пещеру Патриархов . [ 8 ] Имеется мало информации о влиянии его визита на отношение местных арабов. [ 8 ]
1929: Первый визит в США.
[ редактировать ]Часть серии о |
Хабад (Ребе и хасиды) |
---|
|
После поездки на Святую Землю он обратил свое внимание на Соединенные Штаты, прибыв на Манхэттен 17 сентября 1929 года (12 элуля 5689 года) на французском пассажирском лайнере France. [ 9 ] Шнеерсона приветствовали около 600 человек, а охрану обеспечивали более 100 полицейских Нью-Йорка. [ 10 ] «Пусть Всемогущий благословит эту великую страну, которая была убежищем для нашего еврейского народа», - сказал он по прибытии. [ 11 ] Целью его визита была оценка образовательного и религиозного состояния американского еврейства, а также повышение осведомленности о тяжелом положении советских евреев. [ 11 ] Провозглашенный «одним из величайших евреев нашего времени», [ 12 ] его чествовали на банкете 28 октября в Манхэттене ортодоксальные, консервативные и реформистские еврейские лидеры. [ 13 ]
Находясь в Соединенных Штатах, Шнеерсон также побывал (помимо других мест, кроме Нью-Йорка) в Филадельфии . [ 14 ] [ 15 ] Балтимор , [ 16 ] Детройт, [ 17 ] Бостон , [ 18 ] и Чикаго. [ 19 ] 10 июля он встретился с президентом Гербертом Гувером в Белом доме. [ 20 ] Будучи кандидатом в президенты от республиканской партии , Гувер лоббировал его освобождение. [ 3 ] Последователи Любавича в Америке умоляли своего Ребе покинуть Россию и остаться в Америке, но Шнеерсон отказался, заявив, что Америка — нерелигиозное место, где даже раввины сбривают бороды . Он покинул Соединенные Штаты и вернулся в Ригу , Латвия , 17 июля 1930 года. [ 21 ]
С 1934 года до начала Второй мировой войны он жил в Варшаве , Польша. [ нужна ссылка ]
1940: Поселение в США.
[ редактировать ]После нападения нацистской Германии на Польшу в 1939 году Шнеерсон отказался покинуть Варшаву. Правительство Соединенных Штатов Америки, которое все еще оставалось нейтральным, использовало свои дипломатические отношения, чтобы убедить нацистскую Германию спасти Шнеерсона из зоны боевых действий в оккупированной немцами Польше. [ 22 ] Он оставался в городе во время бомбардировок и его капитуляции перед нацистской Германией. Он оказал полную поддержку своих организаций, чтобы помочь как можно большему количеству евреев бежать от вторгающихся армий. При посредничестве Государственного департамента США в Вашингтоне, округ Колумбия, и при лоббировании многих еврейских лидеров, таких как Джейкоб Рутштейн , от имени Ребе (и, по общему мнению, также с помощью адмирала Вильгельма Канариса , [ 23 ] глава Абвера ) , ему наконец предоставили дипломатический иммунитет и предоставили безопасный проезд через Берлин в Ригу , Латвия, гражданином которой был Ребе и которая все еще была свободна. Из Риги Ребе уехал в Америку через Швецию с женой, матерью Штерной Сарой, Шемарьягу Гурари , женой Ханой и сыном Беркой , Хаимом Мордехаем Айзиком Ходаковым и его женой, а также Ниссаном Минделем . Они отправились на небольшом самолете в Швецию, поскольку лодкам больше не разрешалось покидать Ригу, приземлились в Стокгольме , а затем сели на корабль до Гетеборга . Там они сели на корабль «Дроттнингхольм» , который отплыл в Америку. [ 24 ] прибыв в Нью-Йорк 19 марта 1940 года, [ 25 ] на Манхэттене и где они остановились в отеле Greystone . [ 26 ] Майор Эрнст Блох ( де ), награжденный офицер немецкой армии еврейского происхождения, был назначен командовать группой, в которую входил сержант. Клаус Шенк, полуеврей и рядовой. Йоханнес Гамбургер, четвертьеврей, которому было поручено найти Ребе в Польше и благополучно сопроводить его на свободу. [ 22 ] В итоге им удалось спасти не только Ребе, но и более дюжины евреев-хасидов, входивших в семью Ребе или связанных с ним. [ 22 ]
Работая с правительством и используя контакты Шнеерсона с Госдепартаментом США, Хабад смог спасти своего зятя (и будущего преемника) Менахема Менделя Шнеерсона из режима Виши, Франция, в 1941 году до закрытия границ. [ 27 ] Когда Шнеерсон приехал в Америку (он был первым крупным хасидским лидером, переехавшим на постоянное жительство в Соединенные Штаты) [ 28 ] ) двое из его хасидов пришли к нему и сказали не начинать всю деятельность, которой Любавич занимался в Европе, потому что «Америка другая». Чтобы избежать разочарования, ему посоветовали даже не пытаться. Шнеерсон написал: «Из моих глаз полились кипящие слезы», и, не испугавшись, на следующий день он открыл первую Любавичскую ешиву в Америке, заявив, что «Америка ничем не отличается». [ 29 ] В 1949 году Шнеерсон стал гражданином США. [ 30 ]
После побега Шнеерсона из оккупированной нацистами Польши и его поселения в Нью-Йорке он призвал к покаянию, заявив L'alter l'tshuva, l'alter l'geula («скорое покаяние приносит быстрое искупление»). Против этой кампании выступили раввины Авраам Калмановиц и Аарон Котлер из Ваад Хацала . В свою очередь, Шнеерсон критиковал усилия раввинов Калмановица и Котлера, основываясь на подозрении, что Калмановиц и Котлер дискриминировали в использовании средств, ставя свои ешивы превыше всего, и что Мизрахи и Агудас Харабоним отказались от поддержки Ваада. после того, как они обнаружили этот факт. [ 31 ]
Начало деятельности Любавич в США
[ редактировать ]В течение последнего десятилетия жизни раввина Шнеерсона, с 1940 по 1950 год, он поселился в районе Краун-Хайтс в Бруклине в Нью-Йорке. Раввин Шнеерсон уже был физически слаб и болен из-за страданий от коммунистов и нацистов, а также из-за множества проблем со здоровьем, включая рассеянный склероз. [ 32 ] но у него было четкое видение восстановления ортодоксального иудаизма в Америке, и он хотел, чтобы его движение возглавило это движение. Для этого он начал кампанию по созданию религиозных еврейских дневных школ и иешив для мальчиков и девочек, женщин и мужчин. Он основал типографии для объемных сочинений и публикаций своего движения и начал процесс распространения еврейских обрядов среди еврейских масс по всему миру. [ нужна ссылка ]
Он начал преподавать публично, и многие приходили искать его учения. Он начал собирать и рассылать небольшое количество своих недавно обученных раввинов в другие города – эту тенденцию позже подхватил и усилил его зять и преемник, раввин Менахем Мендель Шнеерсон . [ нужна ссылка ]
В 1948 году он основал деревню Любавич на Земле Израиля, известную как Кфар-Хабад недалеко от Тель-Авива , на месте обезлюдевшей арабской деревни Аль-Сафирия . [ 3 ]
Он умер в 1950 году и был похоронен на кладбище Монтефиоре в Квинсе , Нью-Йорк. У него не было сыновей, и его младший зять, раввин Менахем Мендель Шнеерсон («Ребе») сменил его на посту Любавичского Ребе, в то время как старший зять, раввин Шемарьягу Гурари, продолжал управлять сетью хабадских иешив Томхей. Темимим . [ нужна ссылка ]
После кончины раввина Шнеерсона его могила, известная как «Огель » , стала центральной точкой внимания его преемника раввина Менахема Менделя Шнеерсона, который регулярно посещал ее для многочасовых молитв, медитаций и молений за евреев всего мира. . [ нужна ссылка ]
После кончины своего преемника и его похорон рядом со своим тестем филантроп Джозеф Гутник из Мельбурна, Австралия, основал Центр Оэля Хабад-Любавич на бульваре Фрэнсиса Льюиса в Квинсе , который расположен рядом с местом совместной могилы. [ нужна ссылка ]
Коллекция книг
[ редактировать ]За время своей жизни в Смоленске раввин Шнеерсон собрал коллекцию религиозных книг и сочинений своей семьи. В него вошли тексты, датируемые 16 веком. После Первой мировой войны большевики нашли часть коллекции и перевезли ее в Российскую государственную библиотеку . Другая часть коллекции была конфискована советскими войсками в нацистской Германии во время Второй мировой войны и передана в военный архив России. В 1994 году семь книг были переданы в аренду Библиотеке Конгресса США на 60 дней в рамках программы межбиблиотечного обмена. [ 33 ]
Книги были переданы в библиотеку Хабад-Любавич , которая дважды помогла продлить пользование книгами, в 1995 и 1996 годах, прежде чем в 2000 году их окончательно отказали вернуть в Россию. Они предложили обмен на возможность хранить книги бессрочно. , но Россия отказалась. В 2004 году Хабад-Любавич подал иск против России, требуя оставшиеся книги. В 2010 году американский суд удовлетворил их иск, который Россия проигнорировала как недействительный. [ нужна ссылка ] В ответ в 2011 году Россия ввела запрет на предоставление произведений искусства американским музеям во временное пользование. В 2014 году старший окружной судья США Ройс К. Ламберт наложил штраф в размере 50 000 долларов в день за отказ России вернуть коллекцию Шнеерсона, состоящую из более чем 12 000 книг и 50 000 религиозных документов. Поскольку у раввина Шнеерсона не было наследников, Россия утверждает, что коллекция является национальным достоянием русского народа. Этот спор связан с ухудшением отношений между Москвой и США из-за продолжающейся российской военной интервенции в Украину в 2014 году . [ 34 ] Российский суд постановил, что Библиотека Конгресса должна платить штраф в размере 50 000 долларов в день за отказ вернуть книги. [ 35 ]
Опубликованные работы
[ редактировать ]иврит и идиш
[ редактировать ]- Сефер Хамаарим - 5680–5689, 8 тт.
- Сефер Хамамарим – 5692–5693 гг.
- Сефер Хамаарим – 5696–5711, 15 тт.
- Сефер Хамаарим – Вопреки, 3 тт.
- Сефер Хамаамарим – идиш
- Сефер Хасичот – 5680–5691, 2 т.
- Сефер Хасичот – 5696–5710, 8 том.
- Ликкутей Диббурим, 4 т.
- Против Торы Хахасидут
- Кунтрес Лимуд Хахасидут
- Адмур Хацемах Цедек У'Тенуат Хахаскала
- Кицурим Л'Биурей Хазохар
- Сефер Хакицурим – Шаарей Ора
- Кицурим Л'Кунтрес Хатефиллах
- Сефер Хазихронот, 2 т.
- Нажмите «Загрузить», чтобы сохранить Море Шиур Б'Лимудей Йом Йом mp3 youtube com
- Седер Хаселихот
- Маамар В'Хаиш Моше Анав, 5698 г.
- Игрот Кодеш, 14 т.
- Клалей Чинух веХаДрача
переводы на иврит
[ редактировать ]- Ликкутей Диббурим, 5 том.
- Сефер Хасичот – 5700–5705, 3 т.
- Сефер Хазихронот, 2 т.
английские переводы
[ редактировать ]- Мемуары Любавичского раввина, 3 т.
- Цемах Цедек и движение Хаскала
- Об изучении хасидута
- Об учении хасидов
- Некоторые аспекты хабадского хасидизма
- Хасидские беседы, 2 том.
- Ликутей Диббурим, 6 том.
- Принципы образования и руководства
- Героическая борьба
- Четыре мира
- Создание и искупление
- Величественная невеста
- Единство в Творении
- Прикосновение к душе города
- Неповиновение и преданность
CD/видео
[ редактировать ]- Америка ничем не отличается
В фильме
[ редактировать ]Побег раввина Йосефа Ицхака из Польши стал темой израильского документального фильма 2011 года «Хараби вехакацин хагермани» ( «Хабадский ребе и немецкий офицер» ). [ 36 ] [ 37 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ В его Свидетельстве о натурализации, заархивированном 7 апреля 2007 года в Wayback Machine, его имя - Джозеф Исаак.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Четыре мира, раввин Йосеф Ицхак Шнеерсон, Кехот, 2006, стр. 87–90. ISBN 0-8266-0462-5
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Энциклопедия хасидизма, статья: Шнеерсон, Джозеф Исаак . Нафтали Ловенталь. Аронсон, Лондон, 1996 г. ISBN 1-56821-123-6
- ^ Ami Magazine . No. 245. p. 95.
- ^ Шнеерсон, Менахем М. «Юд-Бейс Таммуз 5738». Архивировано 29 апреля 2014 года в Wayback Machine Sichos на английском языке: 5738. Том 1. Vaad Lehafotzas Sichos (Sichos на английском языке). 1978. sichosinenglish.org. Проверено 28 апреля 2014 г.
- ^ The Morning Journal , 18 сентября 1929 г.
- ^ The Morning Journal , 18 сентября 1929 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эхуд Эйн-Гиль (20 августа 2004 г.). «В водоворот». Гаарец . Часть 1 Часть 2
- ↑ Brooklyn Daily Eagle , 17 сентября 1929 г., стр. 8 ; Вперед , 18 сентября 1929 г., стр. 1, 12.
- ^ Brooklyn Daily Eagle , 17 сентября 1929 г., стр.2 .
- ^ Перейти обратно: а б Brooklyn Daily Eagle , 18 сентября 1929 г., стр. 18 .
- ↑ Совместное заявление Союза ортодоксальных раввинов США и Канады и Совета раввинов Нью-Йорка, цитируемое в Brooklyn Daily Eagle , 18 сентября 1929 г., стр. 18 .
- ^ Еврейский ежедневный бюллетень , 28 октября 1929 г., стр. 3 .
- ^ Геберер, Иегуда и Сафье, Дови (20 января 2021 г.). «Жизнь, свобода и Любавичский Ребе» .
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ↑ Еврейский экспонент , 20 декабря 1929 г.; Филадельфия Сити Ньюс , 27 декабря 1929 года.
- ^ Балтимор Сан , 13 января 1930 г.
- ^ Detroit Jewish News , 18 апреля 1930 г., стр. 6.
- ^ Еврейский ежедневный бюллетень , 15 июня 1930 г., стр. 2 .
- ^ The Sentinel (Чикаго), 14 февраля 1930 г., стр. [5].
- ^ The Sentinel (Чикаго), 25 июля 1930 г., с. 11.
- ^ Еврейский ежедневный бюллетень , 18 июля 1930 г., стр. 4 .
- ^ Перейти обратно: а б с Ригг, Брайан Марк, Спасенные из Рейха: как один из гитлеровских солдат спас Любавичского Ребе (Yale University Press, 2006)
- ^ Альтейн, Р., Закликофски, Э., Якобсон, И.: «Из ада: усилия, которые привели к спасению раввина Йосефа Ицхака Шнеерсона из Любавичей из раздираемой войной Европы в 1939–40», с. 160. Меркос Л'Иньоней Чинух, 2002 г. ISBN 0-8266-0683-0
- ^ Миндель, Nissan (2 декабря 2015 г.). «Моя жизнь и времена». Ами . № 245. с. 100.
- ↑ См. видео , заархивированное 4 декабря 2008 г. в Wayback Machine .
- ^ Ami Magazine . No. 245. p. 101.
- ^ Фридман, Менахем и Хейлман, Сэмюэл, Ребе: Жизнь и загробная жизнь Менахема Менделя Шнеерсона, Принстон, 2010; Брайан Марк Ригг, Раввин, спасенный солдатами Гитлера, Канзас, 2016 г.
- ^ «Шнеерсон, Йосеф Ицхак», в Моше Д. Шермане, Ортодоксальный иудаизм в Америке: биографический словарь и справочник (Westport, CN: Greenwood Press, 1996), стр. 189.
- ↑ См. видео , заархивированное 7 декабря 2008 г. в Wayback Machine .
- ^ Предыдущий Ребе принял гражданство США - Программа сто двадцать восемь - Живая Тора. Хабад.орг. 17 марта 1949 г.; «Из ада», рецензия Эфраима Зуроффа, «Джерузалем Пост», 15 декабря 2002 г.; Брайан Марк Ригг, Раввин, спасенный солдатами Гитлера, Канзас, 2016 г.
- ^ Ригг, Брайан Марк. Спасен из Рейха . Издательство Кембриджского университета. 2005.
- ^ </ https://www.chabad.org/therebbe/article_cdo/aid/1104700/jewish/I-Have-Come-to-My-Garden.htm >
- ^ «Российский суд требует от Библиотеки Конгресса США передать еврейские тексты» . Рейтер. 23 мая 2014 года . Проверено 23 мая 2014 г.
- ^ «Россия предупреждает о возмездии за решение США в отношении еврейской коллекции» . Нью-Йорк Таймс . 17 января 2013 года . Проверено 17 января 2013 г.
- ^ «Российский суд требует вернуть 7 хасидских книг и назначает штраф в размере 50 тысяч в день» . Еврейская ежедневная газета Форвард . 22 мая 2014 года . Проверено 22 мая 2014 г.
- ^ Хабадский Ребе и немецкий офицер. IsraelFilmCenter.org. Доступ 16 января 2014 г. Архивировано 5 января 2014 г. на Wayback Machine.
- ^ «Ребе Хабада и немецкий офицер. JMTFilms.com. По состоянию на 16 января 2014 г.» . Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 года . Проверено 18 января 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография
- «Охель» – могила
- Юд Шват
- Книги на английском языке
- Мемуары
- Видео прибытия Шнеерсона в Америку
- Семейное древо
- Некоторые из его опубликованных работ на иврите
- Кем был раввин Йозеф Ицхак Шнеерсон? от доктора Генри Абрамсон
- Жизнь, свобода и Любавич: визит Ребе Раяца в Филадельфию
- Йосеф Ицхак Шнеерсон
- 1880 рождений
- 1950 смертей
- Американские хасидские раввины
- Хасидские раввины в Европе
- Каббалисты
- Жители Оршанского уезда.
- Жители Руднянского района Смоленской области.
- Философы иудаизма
- Заключенные, приговоренные Советским Союзом к смертной казни
- Ребе Любавичских
- Русские хасидские раввины
- Российские заключенные приговорены к смертной казни
- Семья Шнеерсон
- Советские эмигранты в США
- Советские изгнанники
- Советские раввины
- Американский народ белорусско-еврейского происхождения
- Похороны на кладбище Монтефиоре