История евреев в Латвии
Латвийские евреи Латвийское еврейство | |
---|---|
Регионы со значительной численностью населения | |
Латвия | 8094 (2021 г., включая караимов и крымчаков ) [1] |
Языки | |
Иврит , русский , латышский , немецкий (исторически) и идиш. | |
Религия | |
иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
Евреи , евреи ашкенази , белорусские евреи , русские евреи , литовские евреи , эстонские евреи , польские евреи |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История Латвии |
---|
Хронология |
Латвийский портал |
История евреев Пилтене в Латвии восходит к первой еврейской колонии, основанной в в 1571 году. [2] Евреи внесли свой вклад в развитие Латвии до Северной войны (1700–1721), которая уничтожила население Латвии. [3] Еврейская община восстановилась в 18 веке, главным образом за счет притока из Пруссии , и стала играть принципиальную роль в экономической жизни Латвии. [2]
В независимой Латвии евреи формировали политические партии и участвовали в качестве членов парламента . Еврейская община процветала. Родители-евреи имели право отправлять своих детей в школы с использованием иврита в качестве языка обучения, как часть значительной сети школ для меньшинств. [2]
Вторая мировая война положила конец известности еврейской общины. При Сталине евреи, составлявшие всего 5% населения, составляли 12% депортированных. [4] 80% еврейского населения Латвии было убито во время Холокоста . [4]
Сегодняшняя еврейская община берет свое начало от переживших Холокост евреев, которые бежали вглубь СССР, спасаясь от немецкого вторжения, а затем вернулись, и в основном от евреев, недавно иммигрировавших в Латвию из Советского Союза. Еврейская община Латвии сегодня небольшая, но активная.
Общая история
[ редактировать ]Древние латышские племена не имели связей с евреями, и их въезд в Ливонию был запрещен . [Примечание 1] Лишь после Ливонской войны во второй половине XVI века, когда земли Латвии стали подданными Дании, Польши и Литвы, на территорию Латвии стали прибывать евреи. Первым было Курляндское герцогство , где после 1570 года образовалась еврейская община недалеко от современных Пилтене и Айзпуте . В 17 веке большое количество евреев прибыло в Курляндское герцогство, которое было вассалом короля Польши . Евреям были доверены должности сборщиков налогов, менял и торговцев. Они способствовали герцога Якоба экономическим реформам (1610–1681). Попытки консервативных помещиков изгнать евреев провалились. В 18 веке герцог Эрнст Иоганн фон Бирон и его отец Петер фон Бирон благосклонно относились к евреям. Большую роль в модернизации Курляндии сыграл финансовый помощник придворного еврея Аарона Леви Липмана (служил до 1741 года), по просьбе которого в Курляндию приезжало множество мастеров , врачей и учителей еврейского происхождения. [5] [6] идею эмансипации евреев – Хаскалу Они принесли с собой . Евреи также принимали участие в строительстве дворцов герцога в Рундале и Елгаве . В 1793 году евреи Елгавы выразили благодарность герцогу Петеру фон Бирону за защиту евреев и религиозную терпимость. [7] [8]
В восточную часть Латвии, Латгалию, в 17-18 веках прибыли евреи из Украины, Белоруссии и Польши, большинство из которых принадлежало к польской культуре идиш . Большую часть их общественной жизни контролировал кахал (самоуправление). В 17-18 веках евреям не разрешалось оставаться в Риге и Видземе. Во время правления Екатерины II , начиная с 1766 года, еврейским купцам разрешалось оставаться в Риге в течение шести месяцев при условии проживания в определенном квартале города. В 1785 году евреям Слоки было разрешено временное пребывание в Риге на более длительный срок. [9]
По сути, ядро латвийского еврейства было сформировано евреями Ливонии и Курляндии , двух княжеств на побережье Балтийского моря , которые были включены в состав Российской империи в 18 веке. Россия завоевала Шведскую Ливонию с городом Ригой у Швеции в 1721 году. Курляндия , бывшая автономным герцогством под польским сюзеренитетом , была присоединена к России как провинция в 1795 году. Обе эти провинции находились за чертой оседлости , и так только тем евреям, которые могли доказать, что они проживали там на законных основаниях до того, как провинции вошли в состав России, было разрешено проживать в этом регионе. Тем не менее, еврейское население Балтийского региона постепенно увеличивалось, поскольку время от времени дополнительные евреи, пользовавшиеся особыми «привилегиями», например, выпускники университетов , занятые «полезными» профессиями и т. д., получали разрешение на поселение там. В середине 19 века в Лифляндской губернии проживало около 9000 евреев.
К 1897 году еврейское население уже увеличилось до 26 793 человек (3,5% населения), около трёх четвертей из которых проживало в Риге. [ нужна ссылка ] В Курляндии в середине XIX века проживало 22 734 еврея. [ нужна ссылка ] , а по данным Всероссийской переписи 1897 года здесь проживало около 51 072 еврея (7,6% населения). [ нужна ссылка ] Евреи Курляндии образовали особую группу внутри российского еврейства . С одной стороны, они находились под влиянием немецкой культуры, преобладавшей в этом регионе, а с другой – культуры соседнего литовского еврейства . Хаскала рано проникла в Лифляндию и Курляндию, но ассимиляция не достигла там такого прогресса, как в Западной Европе .
Курляндское еврейство приобрело специфический характер, сочетая в себе черты как восточноевропейского , так и немецкого еврейства . Во время Первой мировой войны , когда русские армии отступили из Курляндии (апрель 1915 г.), российские военные власти изгнали тысячи евреев во внутренние провинции. Значительное их число позже вернулось в Латвию в качестве репатриантов после создания независимой республики.
губернии три уезда Витебской , в которых большую часть населения составляли латыши, Латгалия ( латыш . Latgale ), включая крупную общину Даугавпилс присоединились К Курляндии (Курземе), Земгалии (Земгале) и Ливонии (Видземе) независимая Латвийская Республика (Двинск). ), и была создана (ноябрь 1918 г.). Поначалу либеральный и прогрессивный в молодом государстве преобладал дух, но демократический режим просуществовал недолго. 15 мая 1934 года премьер-министр Карлис Улманис распустил парламент в результате государственного переворота , и Латвия стала автократией . Улманис был провозглашен президентом страны. Его правительство склонялось к нейтральности .
Еврейское население Латвийской Республики
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны в 1914 году на территории Латвии проживало около 190 000 евреев (7,4% от общей численности населения). [10] В годы войны многие из них были высланы в глубь России, другие бежали из зоны боевых действий. [ нужна ссылка ] В 1920 году евреев Латвии насчитывалось 79 644 человека (5% населения). После подписания мирного договора между Латвийской Республикой и Советским Союзом 11 августа 1920 года из России стали возвращаться репатрианты; в их число входило значительное количество еврейских беженцев. В то время только в Риге проживало 40 000 евреев. [11] К 1925 году еврейское население увеличилось до 95 675 человек, что стало самым большим числом евреев за период существования Латвии как независимого государства. [ нужна ссылка ]
Между 1925 и 1935 годами более 6000 евреев покинули Латвию (подавляющее большинство из них перебрались в Подмандатную Палестину , которая вскоре должна была быть провозглашена Государством Израиль ), тогда как естественный прирост лишь частично заменил этот выезд. [ нужна ссылка ] Самыми крупными общинами были Рига с 43 672 евреями (11,3% от общего числа) в 1935 году, Даугавпилс с 11 106 (25%) и Лиепая с 7379 (13%). [ нужна ссылка ]
Экономическая жизнь
[ редактировать ]Евреи уже играли важную роль в промышленности , торговле и банковском деле еще до Первой мировой войны. [ нужна ссылка ] После создания республики молодое государство настиг жестокий кризис. Правительство еще не консолидировалось, и страна обеднела в результате Первой мировой войны и борьбы за независимость, которую Латвия вела в течение нескольких лет (1918–20) против Германии и Советского Союза. После прекращения военных действий Латвия оказалась отсталой как в административной, так и в экономической сфере. [ нужна ссылка ] Среди других трудностей была идущая инфляция . Евреи внесли большой вклад в восстановление государства на руинах войны и ее последствий. [ нужна ссылка ] Имея до Первой мировой войны большой опыт экспорта сырья лесоматериалов и , льна по возвращении из России они по собственной инициативе возобновили экспорт этих товаров. [ нужна ссылка ] Они также развили разнообразную промышленность, и значительная часть импортной торговли, например, бензином , углем и текстилем , была сосредоточена в их руках. [ нужна ссылка ] Однако, как только евреи внесли свой вклад, власти начали вытеснять их с их экономических позиций и лишать источников средств к существованию. [ нужна ссылка ]
Хотя теоретически в демократической Латвии не существовало дискриминационных законов против евреев и они пользовались равноправием , на практике экономическая политика правительства была направлена на ограничение их деятельности. [ нужна ссылка ] Это отразилось и на сфере кредитования . [ нужна ссылка ] Евреи Латвии создали разветвленную сеть кредитных банков для выдачи кредитов при поддержке Американского еврейского объединенного распределительного комитета и Еврейской колонизационной ассоциации (JCA). Кооперативные кредитные общества ремесленников , мелких торговцев и т. д. были созданы и организованы в рамках центрального органа — « Альянса кредитных кооперативов» . Однако еврейские банки и кооперативы подвергались дискриминации в сфере государственного кредита, а государственный банк был практически закрыт для них. [ нужна ссылка ] Тем не менее эти общества функционировали на прочной основе. Их первоначальный капитал был относительно больше, чем у нееврейских кооперативов. [ нужна ссылка ] В 1931 году в обществах Jewisherion было организовано более 15 000 членов. Особую активность евреи проявляли в следующих отраслях промышленности: лесной, спичечной , пивоваренной , табачной , кожевенной , текстильной , консервной (особенно рыбной ), мукомольной . Около половины евреев Латвии занимались торговлей , подавляющее большинство из них — средней и мелкой торговлей. Около 29% еврейского населения было занято в промышленности и около 7% - в свободных профессиях. В правительственной администрации евреев не было. Экономическое положение большинства евреев Латвии стало тяжелым. Многие из них были вытеснены со своего экономического положения и потеряли средства к существованию в результате государственной политики, и большинство из них были вынуждены заниматься мелкой торговлей, торговлей вразнос и обменом различными товарами на рынках подержанной одежды в пригородах Риги и воеводских районах. города. Падение их статуса было вызвано тремя основными причинами: правительство взяло на себя монополию на торговлю зерном , удалив тем самым большое количество евреев из этой отрасли торговли, не принимая их в качестве наемных рабочих и не предоставляя им какой-либо другой вид занятости. [ нужна ссылка ] ; латвийские кооперативы пользовались широкой государственной поддержкой и функционировали в привилегированных условиях по сравнению с еврейскими предприятиями; и евреям было трудно получить кредит . Помимо вышеперечисленного, еврейское население подвергалось тяжёлому бремени налогов. [ нужна ссылка ] .
Общественная и политическая жизнь
[ редактировать ]Латвийское еврейство продолжало общинные и народные традиции российского еврейства, частью которого оно было до 1918 года. С другой стороны, оно также находилось под влиянием культуры западноевропейского еврейства, находившегося в непосредственной близости от него (т. е. Восточной Пруссии ). Таким образом, в ее духовной жизни произошел синтез еврейской традиции и светской культуры. С социально-экономической точки зрения евреи Латвии не составляли одну группу, и между ними существовали значительные социальные различия. Они занимались самыми разными занятиями и профессиями: были крупные, средние и мелкие торговцы, промышленники, а также различные категории ремесленников, рабочих, продавцов, клерков, учителей и представителей свободных профессий, таких как врачи, юристы и инженеры. . Все эти факторы — экономические и духовные — практически отражались в общественной жизни: в национальной еврейской сфере и в общей политической жизни государства. Еврейское население также было представлено в парламенте Латвии. В В Народном совете Латвии , который был образован в первый год независимости Латвии и просуществовал до апреля 1920 года, входили также представители национальных меньшинств, в том числе семь евреев, среди них Паулс Минц ( Пауль Минц , позднее председатель Еврейского национального Демократическая партия), занимавший пост министра труда (1919–21), а также другие высокие посты, и Мордехайс Дубиньш ( «Агудас Исраэль »). 1 мая 1920 г. было созвано Учредительное собрание, избранное относительно демократическим голосованием. Он должен был функционировать до 7 октября 1922 года и включал девять еврейских делегатов, которые представляли все группы еврейского населения ( сионисты , национал-демократы, бундовцы , Агудас Исраэль). Число еврейских делегатов в четырех парламентах, избранных в Латвии до государственного переворота 1934 года, было следующим: шесть в первом (1922–25), пять во втором (1925–28) и третьем (1928). –31) и трое в четвёртом (1931–34). Среди давних депутатов были Дубиньш (Агудас Исраэль), Мордехайс Нурокс ( Мизрачи , позже член Кнессета Израиля после основания страны в 1948 году), Матитьяху Максис Лазерсонс ( Цейре Цион ) и Нойс Майзельс (Бунд). Последние двое не были переизбраны в четвертый парламент.
Вечеринка | Составляющая Сборка (1920) | Первый Саэйма 1922 | Второй Саэйма 1925 | Третий Саэйма 1928 | Четвертый Саэйма 1931 | |
---|---|---|---|---|---|---|
Агудас Израиль | – | 2 | 2 | 1 | 2 | |
бундовцы | – | 1 | 1 | 1 | – | |
Еврейский демократический блок | – | – | – | 0 | – | |
Еврейский экономический блок | – | – | – | 0 | – | |
Еврейский национальный блок | Гистадрут-Хационит | 5 | 2 | 0 | – | – |
Еврейская национально-демократическая партия | 0 | – | – | |||
Мизрахи | 1 | 2 | 1 | |||
Еврейская народная партия | – | 0 | – | – | – | |
Еврейская прогрессивная ассоциация | – | – | – | – | 0 | |
Евреи Лудзы | 0 | – | – | – | – | |
Сейре Сион | 1 | 1 | 1 | 1 | – | |
Единый список евреев Земгале | – | – | – | – | 0 |
Саэйма | Представители | Fraction (Фракция ) |
---|---|---|
2-й | Мордехай (Мордух) Дубин , Максис Лазерсон , Мордехай Маркус Нурок , Рувин Виттенберг | еврейский |
Ной Мейзел | Еврейский социал-демократический «Бунд». |
Культура и образование
[ редактировать ]8 декабря 1919 года общий закон о школах был принят Народным Советом Латвии ; это совпало с законопроектом о культурной автономии меньшинств. В Министерстве образования были специальные отделы по делам меньшинств. инженер Якоб Ландау ( Jakobs Landau ). Еврейский отдел возглавил [12] Была создана широкая сеть еврейских и идишских школ, в которых еврейские дети получали бесплатное образование. Помимо них, существовали также русские и немецкие школы для еврейских детей, выбранные в соответствии с языком их семей и пожеланиями родителей. Однако позже они были исключены из еврейского ведомства, поскольку по решению Министерства образования в сферу еврейской автономии были включены только школы иврита и идиша .
В 1933 году существовало 98 еврейских начальных школ с примерно 12 000 учеников и 742 учителями, восемнадцать средних школ с примерно 2 000 учеников и 286 учителями и четыре профессионально-технических училища с 300 учениками и 37 учителями. Учащиеся посещали религиозные или светские школы по желанию родителей. Существовали также государственные педагогические институты учителей иврита и идиша, курсы воспитателей детских садов , народные университеты , популярная еврейская музыкальная академия, вечерние школы для рабочей молодежи, идишский театр , культурные клубы. Существовала еврейская пресса, отражавшая самые разные течения.
После государственного переворота Улманиса 15 мая 1934 года были наложены ограничения на автономию образования меньшинств «культуры и меньшинства», а также образование на родном языке. Это было частью более широкого шага по стандартизации использования латышского языка в школьном, профессиональном и государственном секторах. В результате еврейские школы продолжают работать, а светские идишские школы были закрыты. [2] Это привело к тому, что работы выдающихся еврейских авторов, таких как поэт Хаим Нахман Бялик ( латышский : Хаимс Нахманс Бяликс ) и историк Симон Дубнов ( латышский : Шимонс Дубновс ), были исключены из еврейской учебной программы. Примечательно, что Дубнов был среди евреев, бежавших из Германии в Латвию в целях безопасности в 1938 году (Латвия продолжала принимать беженцев до осени 1938 года).
Все политические партии и организации также были упразднены. Из еврейских групп только «Агудат Исраэль» продолжала действовать . Однако еврейская общественная жизнь сохранила свою жизнеспособность. Частично из-за ограничений, наложенных на меньшинства, включая евреев, влияние религии и сионизма возросло, что побудило некоторых иммигрировать в Палестину. Это также усилило влияние запрещенных социал-демократов , а еврейская интеллигенция тяготела к сионизму. [2]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Советская оккупация, 1940–1941 гг.
[ редактировать ]После того, как Латвия впервые под давлением добилась согласия (Сталин лично угрожал министру иностранных дел Латвии в Москве во время переговоров) размещением советских войск на латвийской земле, Советский Союз вторгся в Латвию 16 июня 1940 года. Еврейские гражданские и политические лидеры начали арестован в августе 1940 г. [13] Первыми были арестованы сионистские лидеры Фавид Вархафтиг и Махануд Альперин. [13] Руководство «Бейтара» было депортировано. [13] В 1941 году Советы арестовали Нурокса, Дубинса и других еврейских общественных лидеров, сионистов, консерваторов и правых социалистов. [13] Постановление об их аресте было одобрено С. Шустиным. [13] Когда Советский Союз осуществил первый раунд массовой депортации из стран Балтии , в ночь с 13 на 14 июня 1941 года, тысячи латвийских евреев были депортированы вместе с латвийцами. Из всех депортированных таким образом этнических групп евреи пострадали пропорционально больше, чем другие, и были депортированы в особенно суровые условия. [14] Сохранились записи о депортациях 1212 евреев-граждан Латвии (12,5% от числа депортированных в дальние уголки СССР), но фактическое число депортированных евреев было, конечно, больше, порядка 5000–6000 во время первой советской оккупации. [13] [15] [16]
Депортации еврейских общественных лидеров и раввинов, членов парламента, представителей профессионального и торгового класса всего за неделю до вторжения нацистской Германии в страны Балтии оставили еврейскую общину плохо подготовленной к организации перед лицом вторжения и немедленно последовавшего за ним Холокоста. Среди депортированных были члены Конституционного собрания Изакс Рабинович и Изакс Берсс , депутат 1-го и 3-го Сейма и глава Бунда Нойса Майзелса, а также другие еврейские члены парламента. Мужчин отделили от семей и отправили в трудовые лагеря в Соликамске (Пермь), Вятке и Воркуте . [13] [17] а их жен и детей отправили в Новосибирск, Красноярск и другие места. [13] Примерно половина умерла в результате депортации, некоторых депортировали неоднократно — М. Дубинс умер после второй депортации в 1956 году. [13]
Подсчитано, что из 2 100 000 евреев, попавших под советский контроль в результате пакта Молотова-Риббентропа, разделившего Восточную Европу, около 1 900 000 были депортированы в Сибирь и Среднюю Азию. [18]
Немецкая оккупация Латвии, 1941–1944 гг.
[ редактировать ]Латвия была оккупирована немцами в первые недели немецко-советской войны в июле 1941 года. Она стала частью нового рейхскомиссариата «Остланд» , официально обозначенного как « Генералбезирк Леттланд ». Отто-Генрих Дрекслер был назначен генеральным комиссаром со штаб-квартирой в Риге, резиденции рейхскомиссара Остланда Хинриха Лозе . В конце июля 1941 года немцы заменили армию гражданской администрацией. Одним из первых его действий было издание ряда антиеврейских постановлений. Была также создана подчиненная гражданская администрация, состоящая из местных коллаборационистских элементов, в которую были назначены латвийские генеральные советники. Их номинальным главой был Оскарс Данкерс , бывший генерал латвийской армии.
В середине июня 1941 года, накануне нападения Гитлера на Советский Союз, 14 тысяч граждан Латвии, в том числе несколько тысяч евреев, были депортированы советскими властями в Сибирь и другие части советской Азии как политически нежелательные элементы. Во время нацистского нападения на Латвию значительному числу евреев также удалось бежать во внутренние районы Советского Союза; по оценкам, около 75 000 латвийских евреев попали в руки нацистов. [ нужна ссылка ] В рассказах выживших иногда описывается, как еще до того, как нацистская администрация начала преследовать латвийских евреев, они страдали от антисемитских эксцессов со стороны латвийских активистов, хотя среди еврейских историков существуют некоторые разногласия относительно масштабов этого явления. Латвийско-американский историк Холокоста Эндрю (Андриевс) Эзергайлис утверждает, что на большей части территории Латвии вообще не было периода « междуцарствия », когда латвийские активисты могли заниматься преследованием евреев по собственной инициативе. [19] Айнзацгруппы («оперативные группы») сыграли ведущую роль в уничтожении латвийских евреев, согласно сведениям , приведенным в их собственных отчетах, особенно в отчете СС бригадефюрера (генерала) Шталекера , командира айнзацгруппы А , подразделение которой действовало на Северном Русском фронте и в оккупированных прибалтийских республиках. Его отчет охватывает период с конца июня по 15 октября 1941 года.
Тем не менее, латвийская команда Арайса сыграла ведущую роль в зверствах, совершенных в Рижском гетто в связи с резней в Румбуле 30 ноября 1941 года. Одним из самых известных членов группы был Герберт Цукурс . После войны выжившие свидетели сообщили, что Цукурс присутствовал при зачистке гетто и стрелял в массу мирных евреев. По другой версии, Цукурс также участвовал в поджогах рижских синагог. По словам Бернарда Пресса в его книге «Убийство евреев в Латвии», Цукурс сжег синагогу на улице Стабу.
По наущению айнзацгруппы Латвийская вспомогательная полиция устроила погром еврейский в Риге. Все синагоги были разрушены, 400 евреев убиты. Согласно отчету Шталекера, число евреев, убитых в результате массовых расстрелов айнзацгруппой А, к концу октября 1941 года в Риге, Елгаве (Митава), Лиепае (Либава), Валмиере (Вольмар) и Даугавпилсе (Двинск) составило 30 025 человек, а к концу октября 1941 г. в конце декабря 1941 г. было убито 35 238 латвийских евреев; 2500 евреев остались в Рижском гетто и 950 — в Даугавпилсском гетто. В конце 1941 — начале 1942 года в Латвию начали прибывать евреи, депортированные из Германии, Австрии , Чехословакии и других оккупированных немцами стран. Около 15 000 «евреев Рейха» были расселены на нескольких улицах ликвидированного «Большого Рижского гетто». Многие транспорты доставлялись прямо с Рижского железнодорожного вокзала к местам казней в Румбулском и Бикерниекском лесах под Ригой и в других местах. В 1942 году около 800 евреев из Каунасского гетто (в Литве) были привезены в Ригу, некоторые из них участвовали в подпольной организации в Рижском гетто.
Немецкая оккупационная власть в Латвии также держала евреев в «казарменных лагерях», то есть вблизи мест их принудительного труда. Значительное количество таких лагерей располагалось в районе Риги и других населенных пунктах. К более крупным концентрационным лагерям относились Саласпилс и Кайзервальд (Межапарк). В концлагере Саласпилс, созданном в конце 1941 года, содержались тысячи людей, в том числе множество латвийских и иностранных евреев.
Условия в этом лагере, одни из худших в Латвии, привели к большим человеческим жертвам среди заключенных. В концлагере Кайзервальд, созданном летом 1943 года, содержались выжившие евреи из гетто Риги, Даугавпилса, Лиепаи и других мест, а также неевреи. В конце сентября 1943 года в Кайзервальд были вывезены и евреи из ликвидированного Виленского гетто (в Литве). Когда советские победы летом 1944 года вынудили немцев отступить из стран Балтии, выжившие узники лагеря Кайзервальд были депортированы немцами в концлагерь Штуттхоф под Данцигом , а оттуда отправлены в различные другие лагеря.
Отступление Германии и повторная советская оккупация, 1944 г.
[ редактировать ]Около 1000 латвийских евреев пережили интернирование в концентрационных лагерях; большинство из них отказались от репатриации и остались в лагерях для перемещенных лиц в Германии, Австрии и Италии . Вместе с остальными выжившими они в конце концов поселились в новых домах, в основном в Израиле. В самой Латвии удалось выжить нескольким сотням евреев. Через несколько дней после ее освобождения в Риге прошла публичная демонстрация, в которой приняли участие шестьдесят или семьдесят выживших евреев. Постепенно часть евреев, нашедших убежище в Советском Союзе, вернулась. Несколько тысяч латвийских евреев воевали в составе латышских дивизий Советской Армии , 201-й (43-й гвардейской) и 304-й, и многие из них были убиты или ранены в боях.
По данным переписи населения, проведенной в Советском Союзе в 1959 году, в Латвийской ССР проживало 36 592 еврея (17 096 мужчин и 19 496 женщин; 1,75% от общей численности населения) . Можно предположить, что около 10 000 из них были коренными жителями, в том числе еврейскими беженцами, вернувшимися на прежние места жительства из внутренних районов России, а остальные прибыли из других частей Советского Союза. Около 48% евреев объявили идиш своим родным языком. Остальные в основном заявили, что своим языком является русский , и лишь несколько сотен назвали себя латышскоязычными . Из общего числа в Риге проживало 30 267 евреев (5/6). Остальные жили в Даугавпилсе и других городах. По частным оценкам, евреев Латвии в 1970 году насчитывалось около 50 тысяч. Подавляющее большинство из них проживало в столице Риге, которая стала одним из ведущих центров национальной агитации среди евреев Советского Союза. Подпольная религиозная и сионистская деятельность привела к усилению подозрений со стороны властей. [ нужна ссылка ]
Судебные процессы по военным преступлениям
[ редактировать ]7 апреля 1945 года в советской печати было опубликовано «Заявление Особой правительственной комиссии по расследованию преступлений, совершенных немецко-фашистскими агрессорами во время оккупации ими Латвийской Социалистической Советской Республики». В этом документе отдельная глава посвящена преследованиям и убийствам евреев. В декларации перечислены нацисты, привлеченные к ответственности за преступления, совершенные в Латвии в период немецкой оккупации. Среди них Лозе, рейхскомиссар Остланда; Фридрих Йеккельн , начальник полиции ( HSSPF ) Остланда; Дрекслер, генеральный комиссар Латвии; Рудольф Ланге , начальник полиции безопасности ; Курт Краузе , начальник Рижского гетто и комендант Саласпилсского концлагеря; Макс Гимних , его помощник; Зауэр, комендант концлагеря Кайзервальд; и несколько десятков других нацистских преступников, причастных к уничтожению латвийского еврейства. 26 января 1946 года военный трибунал Прибалтийского военного округа начал процесс над группой нацистских военных преступников. , среди них Йекельн, один из тех, кто виновен в резне в Румбуле в конце 1941 года. Он и еще шесть человек были приговорены к смертной казни через повешение; приговор был приведен в исполнение в Риге 3 февраля 1946 года. Другие судебные процессы проходили в послевоенной Латвийской ССР , но в целом к ответственности было привлечено лишь небольшое количество немцев и латышей, принимавших участие в убийствах латвийских евреев.
Латыши разного происхождения также принимали участие в преследовании и убийствах евреев за пределами Латвии. Во время отступления Германии летом 1944 года многие из этих коллаборационистов бежали в Германию. После войны, как предполагали перемещенные лица , они получили помощь от UNRRA , Международной организации беженцев (IRO) и других организаций по оказанию помощи жертвам нацизма, а некоторые из них иммигрировали в США и другие страны за рубежом. С другой стороны, были и латыши, которые рисковали своей жизнью ради спасения евреев. Один из таких, Янис Липке , помог спасти несколько десятков евреев Рижского гетто, предоставив им убежища.
События 1970–1991 гг.
[ редактировать ]Еврейское население Латвии сократилось с 28 300 в 1979 году до 22 900 в 1989 году, когда 18 800 евреев жили в столице Риге. Частично это произошло из-за высокого уровня эмиграции в Израиль; Советский Союз ежегодно разрешал ограниченному числу еврейских граждан покидать страну в Израиль. В период с 1968 по 1980 год 13 153 еврея, или 35,8% еврейского населения Латвии, эмигрировали в Израиль или другие западные страны. [20] Другим важным фактором был высокий уровень ассимиляции и смешанных браков, а также уровень смертности, превышающий уровень рождаемости. В 1988–89 годах уровень еврейской рождаемости составлял 7,0 на 1000, а уровень еврейской смертности - 18,3 на 1000. В 1987 году 39,7% детей, рожденных от матерей-еврейок, имели отцов-неевреев.
В 1989 году в Латвии проживало 22 900 евреев, что составляло около 0,9% населения. В том же году Советский Союз разрешил неограниченную еврейскую иммиграцию, и 1588 евреев эмигрировали из Латвии (1536 из них — из Риги). В 1990 году в Израиль иммигрировали 3388 латвийских евреев (2837 из них – из Риги). В 1991 году число иммигрантов в Израиль из Риги составило 1087 человек. В том же году Советский Союз распался , и Латвия восстановила свою независимость. Иммиграция продолжалась на протяжении 1990-х годов, что привело к сокращению еврейского населения. По данным Еврейского агентства , в период с 1989 по 2000 год из Латвии в Израиль иммигрировали 12 624 еврея и нееврейских членов семей евреев. Некоторые латвийские евреи также эмигрировали в другие западные страны. Многие из этих эмигрантов сохранили латвийское гражданство. [20]
После распада Советского Союза и независимости Латвии в 1991 году многим евреям, прибывшим из Советского Союза, было отказано в автоматическом латвийском гражданстве, как и любому человеку любой национальности, который не был гражданином Латвии или потомком такового, до советской оккупации Латвии. Латвия в 1940 году . В их число входили дети и внуки, родившиеся в Латвии, поскольку согласно латвийскому законодательству гражданство определяется не местом рождения, а наличием предка, который является гражданином или гражданином государства. В государственных школах обязательное использование латышского языка затронуло многих учеников-евреев, для которых русский язык был основным языком. Поскольку Латвия стремилась стать членом Европейского Союза , в 1990-х годах требования к ее гражданству постепенно смягчались, что позволило ее послевоенным жителям подать заявление на получение латвийского гражданства.
Стремясь к независимости, латышское национальное движение стремилось объединиться с евреями республики. 4 июля учрежден в Латвии как день памяти жертв Холокоста .
В стране действуют многие еврейские организации.
В независимой Латвии
[ редактировать ]11–17 июня 1993 года Первый Всемирный конгресс евреев Латвии в Риге прошел . В нем приняли участие делегаты из Израиля, США, Швеции , Швейцарии , Германии, Великобритании , Южной Африки и Австралии .
Два осквернения мемориалов Холокоста, в Елгаве и в Бикерниекском лесу, произошли в 1993 году. Делегаты Всемирного конгресса латвийских евреев, приехавшие в Бикерниеки почтить память 46 500 расстрелянных там латвийских евреев, были потрясены видом свастики и слово Юденфрей начертано на мемориале. В латвийской маргинальной националистической прессе появились статьи антисемитского содержания. Основными темами этих статей были сотрудничество евреев с коммунистами в советский период, евреи, запятнавшие доброе имя Латвии на Западе, и еврейские бизнесмены, стремящиеся контролировать латвийскую экономику.
В начале 2000-х годов, после десятилетия массовой эмиграции, около 9 тысяч евреев остались в Латвии, в основном в Риге, где «Ор Авнер Хабад» действовала школа . Охель Менахем также управлял дневной школой и детским садом. действует действующая синагога Пейтав В Старом городе Риги . Главный мемориал Холокоста в Риге был построен в 1993 году на месте разрушенной Большой хоральной синагоги, а еще один посвящен событиям в Бикерниеках (построен в 2001 году), резне в Румбуле (построен в 2002 году) и концентрационному лагерю Кайзервальд в Саркандаугаве (построен в 2005 году). ). Главное еврейское кладбище — Новое ( Шмерлисское ) кладбище — расположено на восточной стороне города на улице Лицума на Югле . В других частях Латвии Даугавпилсская синагога все еще действует: новая синагога открыта в Юрмале , а синагоги в Резекне и Лудзе восстановлены как музеи. [21] [22] Один из крупнейших мемориалов за пределами Риги находится на Шкедских дюнах в Лиепае . [23]
Старая синагога (Пейтав Шул) в Старом городе Риги регулярно действует, и сегодня раввином синагоги является раввин Элияху Крамер. Эта синагога принадлежит ручью Литвак.
Раввин Хабада – эмиссар Хабада в Латвии с 1992 года раввин Мордехай Глазман. К нему присоединились и другие раввины: раввин Шнеур Кот с 1998 года и раввин Акива Крамер с 2016 года. В сентябре 2021 года в центре Риги на улице Дзирнаву 29 открылся Дом Хабада, включающий в себя синагогу, общественный центр и кошерную магазин.
В конце августа 2018 года в жилом районе Юрмалы в доме бизнесмена Эммануила Гриншпуна открылась синагога «Бейт Исраэль» . Синагога расположена в районе Болдераи и является единственной действующей синагогой в городе, первой после окончания Второй мировой войны. Раввином города является раввин Шимон Котновский-Лиак, чья семья родом из Резекне, Латвия. Сам он уроженец страны. После учебы и военной службы в Армии обороны Израиля в 2006 году его отправили с миссией в еврейские общины в США и России, а с 2018 года он в основном активно работал в Латвии и Европе. Раввин Котновский-Лиак является членом Конференции европейских Раввины и представитель Восточной Европы в Латвии. Его наставниками являются раввин Ури Амос Черки и раввин Пинхас Гольдшмидт . Он имеет двойную степень в области политологии и иудаизма.
Численность населения по переписи 2021 года выросла с 6454 до 8094 человек. В их число входили 4 караима и 3 крымчака . Около трех четвертей евреев являются гражданами Латвии, что является высоким процентом для этнического меньшинства в Латвии.
обнаружили братскую могилу десятков евреев, убитых нацистами в 1941 году В 2023 году в Лиепае . [24]
Историческая демография
[ редактировать ]Год | Поп. | ±% |
---|---|---|
1925 | 95,675 | — |
1939 | 95,600 | −0.1% |
1941 | 70,000 | −26.8% |
1959 | 50,000 | −28.6% |
1970 | 43,000 | −14.0% |
1979 | 28,338 | −34.1% |
1989 | 22,925 | −19.1% |
2002 | 9,600 | −58.1% |
2011 | 6,454 | −32.8% |
2021 | 8,094 | +25.4% |
Источник:
|
До Второй мировой войны в Латвии проживало почти 100 000 евреев. Большинство латвийских евреев были убиты во время Холокоста. Еврейское население Латвии после Второй мировой войны достигло пика в почти 37 000 человек в 1970 году, а затем начало последовательно сокращаться. Еврейское население Латвии значительно сократилось в 1990-е годы после падения коммунизма , когда многие латвийские евреи уехали и переехали в другие страны, особенно они совершили алию в Израиль и США (в частности, в американские штаты Калифорния и Нью-Йорк ).
Библиография
[ редактировать ]- М. Шац-Анин, Ди Йидн в Латландии (1924)
- L. Ovchinski, Geschikhte fun di Yidn in Letland (1928)
- И. Морейн, 15 лет, Латвия 1918–1933 (1933).
- Латвийские евреи, Сефер Зиккарон (1953)
- М. Бобе, Пераким бе-Толедот едет в Латвию (1965)
- М. Кауфманн, Уничтожение евреев Латвии (1947).
- Центральное еврейское информационное бюро , Лондон, Из Германии в Рижское гетто (1945)
- Исаак Левинсон, Нерассказанная история (1958)
- J. Gar, in: Algemeyne Entsiklopedie (1963)
- Джеральд Рейтлингер , «Окончательное решение» (1968)
- Рауль Хильберг , Уничтожение европейских евреев (1967)
- У. Шмельц и Серджио Делла Пергола в AJYB , (1995)
- Дополнение к Ежемесячному статистическому бюллетеню , 2, (1995 г.)
- Всемирный доклад об антисемитизме, 1994 г. , Лондон: Институт еврейских дел , 141–142.
- Всемирный доклад об антисемитизме, 1995 г. , Лондон: Институт еврейских дел , 163–164.
- Международная Еврейская газета (МЭГ) (1993)
- Дов Левин (редактор), Пинкас Хакехилот , Латвия и Эстония (1988)
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Великий магистр Тевтонского ордена Зигфрид фон Фейхтванген запретил евреям въезд в Ливонию в 1306 (или 1309) году, что подразумевало, что евреи создавали конкуренцию немецким купцам. В последующие несколько столетий евреи, возможно, приезжали в Ливонию в качестве уполномоченных купцов из других стран и городов, но не осели в Ливонии на долгую жизнь.
Ссылки
[ редактировать ]Значительные части этой статьи были воспроизведены с разрешения издателя из готовящейся к выпуску Энциклопедии иудаики , второе издание.
- ^ https://www.pmlp.gov.lv/sites/pmlp/files/media_file/isvn_latvija_pec_ttb_vpd.pdf [ только URL-адрес PDF ]
- ^ Jump up to: а б с д и «Евреи Курземе и Земгале - Латвийский университет» . 3 апреля 2012 года. Архивировано из оригинала 3 апреля 2012 года . Проверено 21 марта 2021 г.
- ^ ROG Urch. Латвия: Страна и люди. Лондон, Аллен и Анвин. 1938 год.
- ^ Jump up to: а б Суэйн, Г. Между Сталиным и Гитлером. Рутледж, Нью-Йорк. 2004.
- ^ «КУРЛЯНДИЯ — JewishEncyclepedia.com» . www.jewishencyclepedia.com . Проверено 21 марта 2021 г.
- ^ «Латвия (страницы 358-368)» . www.jewishgen.org . Проверено 21 марта 2021 г.
- ^ «Курляндия, Герман Розенталь» . www.jewishgen.org . Проверено 21 марта 2021 г.
- ^ Бобе, Мендель (1971). «Евреи в Латвии» . www.jewishgen.org . Тель-Авив: Ассоциация латвийских и эстонских евреев в Израиле . Проверено 21 марта 2021 г.
- ^ «Рига» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 21 марта 2021 г.
- ^ «ЙИВО | Латвия» . yivoencyclepedia.org . Проверено 29 сентября 2022 г.
- ^ «Еврейская община Риги» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот . Проверено 24 июня 2018 г.
- ^ Голубь, Гуннар. «Памяти убитых евреев (2) | Друва - AlisePAC» [Памяти убитых евреев]. cesis.biblioteka.lv (на латышском языке) . Проверено 21 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Лео Дрибинс, Армандс Гутманис, Маргерс Вестерманис. «Еврейская община Латвии: история, трагедия, возрождение» в Министерстве иностранных дел Латвии. Архивировано 30 октября 2014 года на Wayback Machine , получено 22 декабря 2010 года.
- ^ Суэйн, Джефф, Между Сталиным и Гитлером: классовая и расовая война на Двине. Рутледж Керзон, 2004.
- ^ jewishgen.org. Архивировано 21 сентября 2011 г. в Wayback Machine и «Эти имена обвиняют» (Латвийский национальный фонд, Стокгольм). По оценкам, в ходе первой советской массовой депортации 13–14 июня 1941 г. было депортировано 5000 евреев.
- ^ Дов Левин, цитируется в Гордон, Ф. Латыши и евреи между Германией и Россией.
- ^ Гордон, Ф. Латыши и евреи между Германией и Россией
- ^ Унгер, Л. и Джелен, CU Express , Париж, 1985.
- ^ Эндрю Эзергайлис (1996) Холокост в Латвии, 1941–1944: Пропавший центр
- ^ Jump up to: а б ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА ЛАТВИИ: ИСТОРИЯ, ТРАГЕДИЯ, ВОЗРОЖДЕНИЕ. Архивировано 30 октября 2014 г., в Wayback Machine.
- ^ «Даугавпилсская синагога» . VISITDAUGAVPILS.LV . Проверено 21 апреля 2023 г.
- ^ «Еврейская община Юрмалы, Латвия» . Еврмала . Проверено 21 апреля 2023 г.
- ^ «Лиепайский муниципалитет, Шкедские дюны: мемориалы Холокоста в Латвии» . Memorialplaces.lu.lv . Проверено 21 апреля 2023 г.
- ^ II, Дилан (24 августа 2023 г.). «Через 82 года после нацистской резни в Латвии обнаружено массовое еврейское захоронение» . Европейский еврейский конгресс . Проверено 30 января 2024 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 14 апреля 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Вклад в еженедельник Демоскопа» . Демоскоп.ру. 15 января 2013. Архивировано из оригинала 12 октября 2013 года . Проверено 14 апреля 2013 г.
- ^ «Этносы в Латвии. Статистика» . Рутс-saknes.lv . Проверено 14 апреля 2013 г.
- ^ «База данных» . Data.csb.gov.lv. Архивировано из оригинала 19 декабря 2012 года . Проверено 14 апреля 2013 г.
- ^ ЙИВО | Население и миграция: население после Первой мировой войны . Yivoencyclepedia.org. Проверено 14 апреля 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бобе, Мендель (1971). Евреи в Латвии . Тель-Авив: Ассоциация латвийских и эстонских евреев в Израиле. LCCN 77953642 .
- «Курляндская исследовательская группа» . Еврейский ген . 2011.
- « Латвия ». YIVO Энциклопедия евреев Восточной Европы . 2010.
См. также
[ редактировать ]- Генеральный еврейский трудовой союз в Латвии
- История евреев во время Второй мировой войны
- История евреев в Эстонии
- История евреев в Литве
- Евреи в Латвии (музей)
- Концентрационный лагерь Кайзервальд
- Латвийское движение сопротивления
- Военная история Латвии во время Второй мировой войны.
- Оккупация Латвии нацистской Германией.
- Рейхскомиссариат Остланд
- Румбула
- Сестра Эпштейн
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Еврейская Рига
- Легенда родом из Елгавы
- Лиепайский Холокост
- Вспоминая Румбулу
- Гетто Роу
- Спасители и спасенные
- Холокост в Латвии и латвийские евреи вчера и сегодня
- Холокост в оккупированной немцами Латвии
- вкладчики
- Официальная энциклопедия иудаики, сайт 2-го издания
- Вишки — местечко в Латвии.
- Сайт JewishGEN Вышки Штетл (неактивен, 24 января 2021 г.)
- Двинские (Даугавпилсские) и Вишкиские (Вишки) записи с 1867 по 1905 год.