Jump to content

Сожжение рижских синагог

Сожжение рижских синагог
Руины Большой хоральной синагоги на улице Гоголя в Риге.
Расположение Рига , Латвия
Дата июль 1941 г.
Тип инцидента Запугивание, тюремное заключение, поджоги, массовые убийства, произвольные казни, принудительный труд, массовые убийства
Преступники Франц Вальтер Шталекер , Викторс Арайс , Герберт Цукурс
Организации Нацистский СС , Коммандос Арайса
Мемориалы У руин Большой хоральной синагоги в Риге

Поджоги рижских синагог произошли в 1941 году, в первые дни Второй мировой войны, когда немецко -фашистские войска оккупировали город Ригу страны , столицу и крупнейший город Латвийской . Многие евреи, находившиеся в синагогах, погибли в пожарах. В то же время было предпринято множество других антисемитских мер, за которыми в конечном итоге последовало убийство подавляющего большинства евреев Латвии.

Немецкая оккупация

[ редактировать ]
Оригинальная подпись к этой немецкой пропагандистской фотографии, опубликованной 7 июля 1941 года, гласит: «Когда немецкие войска взяли город Ригу, население там было в восторге. Люди, которые месяцами страдали от кровопролития, террора и прятались в последних недели в подвалах своих домов, теперь спешили по дорогам и городским площадям и столпились вокруг немецких солдат, чтобы приветствовать их».

Немецкая армия перешла границу ранним утром воскресенья, 22 июня 1941 года. На всем фронте советские вооруженные силы потерпели сокрушительное поражение. 29 июня 1941 года оккупационная Красная Армия начала дезорганизованный отход из Риги , находившейся тогда под немецкой воздушной бомбардировкой. Чтобы замедлить продвижение немцев, отступающие Советы взорвали все мосты через реку Даугаву. Самый высокий шпиль церкви в городе, собор Святого Петра , был подожжен немецкими бомбами. Некоторые сторонники Советского Союза в городе выставили ведра с водой и раздали хлеб отступающим войскам, но это были бесполезные жесты в условиях военной катастрофы. [1] 1 июля 1941 года немецкая армия вошла в Ригу. [2] В то время в городе проживало около 40 000 евреев. [1]

Оккупационные немецкие войска поначалу были хорошо приняты многими мирными жителями Риги. С июня 1940 по июнь 1941 года советский режим в Латвии проводил террор против «антисоветских» элементов. Только в Риге были арестованы тысячи мужчин, женщин и детей, большинство из которых больше никогда не видели живыми. Следовательно, большая часть населения воспринимала немецкую оккупацию как меньшее зло. Кроме того, в обширный список чисток, составленный советским режимом, входило непропорционально большое количество евреев профессий, которые воспринимаются как потенциально «антисоветские» — раввины, интеллектуалы, профсоюзные и сионистские организаторы, либералы и социал-демократы, а также городские специалисты и торговцы. [ нужна ссылка ] . Волна депортаций в июне 1941 года , завершившаяся всего за три недели до немецкого вторжения, отправила примерно 5000-6000 латвийских евреев в сибирские ГУЛАГи. [ нужна ссылка ] , включая практически все еврейское гражданское руководство [ нужна ссылка ] . Во время немецкого вторжения уцелевшая еврейская община Латвии находилась в состоянии шока и смятения; в отличие от многих других еврейских общин, попавших под власть нацистов во время Второй мировой войны, в Латвии не существовало плана или систематических усилий по предупреждению населения о экзистенциальной угрозе со стороны нацистов.

Действия против евреев

[ редактировать ]

Вскоре после того, как немецкие войска вошли в город 1 июля 1941 года, нацистские оккупационные власти подстрекали латвийских националистов к совершению смертоносных антиеврейских беспорядков, известных как « погромы ». [3] За три месяца в Риге и окрестностях было убито более 6000 человек. [4] Нацисты особенно становились жертвами таких специалистов, как юристы, врачи и инженеры. Фрида Михельсон сообщила, что их коллеги-латвийские специалисты выделили среди других арестованных и немедленно расстрелянных евреев. [5] Большие группы заключенных были вывезены из Центральной тюрьмы на грузовике в Бикерниекский лес, где их расстреляли. [6] 2 июля по наущению немцев латвийские вооруженные молодые люди с красно-белыми повязками ходили по городу, вытаскивая евреев из домов и арестовывая их. [7] Латыши напали на нескольких евреев, некоторые настолько жестоко, что погибли, а других расстреляли. В то же утро все телефоны еврейских домов были отключены. [2]

Перконкрустс (Грозовой крест или свастика) — название латвийской фашистской партии, действовавшей в 1930-е годы. Члены Перконкруста, в том числе Викторс Арайс и Герберт Цукурс, сотрудничали с нацистами в уничтожении евреев Латвии. [2] университетские братства . В партию также были вовлечены [ нужна ссылка ] В июле 1941 года, после немецкой оккупации, Перконкрустс занял дом еврейского банкира Шмуляна в Риге, на улице Валдемара, 19 (улица Горки при советской власти), чтобы использовать его в качестве своей штаб-квартиры. [2] [7] Рижская газета «Тевия » («Отечество») регулярно публиковала антиеврейскую пропаганду, например, редакционную статью от 11 июля 1941 года под названием «Евреи — источник нашего разрушения». [8]

Арестованных евреев доставили в управление полиции (или «префектуру») и в Центральную тюрьму, также известную как Централька. [8] Старых и больных людей привозили обнаженными. Молодых женщин раздели догола и заперли в подвалах, где их насиловали. [7] Поступали сообщения об изнасиловании женщин на глазах у их мужей и детей. [7] Евреев, одетых в традиционную одежду, особенно тех, кто носил бороды, подвергали унижениям, таким как таскание их за бороды и принудительное бритье. [2] Других под дулом пистолета заставили надеть талит (молитвенный платок) и тфилин (филактерию), а затем танцевать и петь советские песни. [7] Враги обычно обвиняли людей, в том числе неевреев, в «коммунистически-еврейской деятельности». [9]

В дни после 2 июля евреев префектуры вывели на принудительные работы, а затем на ночь отправили обратно в префектуру. Префектурой руководил латыш Робертс Стиглицс. [8] По большей части это была просто временная работа, призванная унизить и запугать евреев, хотя, по крайней мере, в одном случае небольшая группа еврейских женщин была отправлена ​​в Елгаву для работы в полях на шесть недель. [7] [9] По словам Кауфмана, все это время рулили латыши. Среди прочего, они заставляли евреев петь нацистские песни и « Интернационал ». [2] Единственными евреями, не подвергавшимися жестокости со стороны латвийских головорезов, были те, кто были членами Еврейской ассоциации борцов за свободу Латвии ( латышский : Lačplēsis) . [10] ), но этот иммунитет длился недолго. [11] Профессор Эзергайлис, хотя и не оспаривает описания Кауфманом деятельности латышей, считает, что описанные Кауфманном события были типичными для первоначальных нацистских издевательств над евреями в других местах. Он также делает вывод, что отсутствие преднамеренных убийств со стороны латышей показывает, что немцы стояли за планами массовых убийств.

Разрушение синагог и кладбищ.

[ редактировать ]
Эта синагога на улице Стабу сгорела 4 июля 1941 года. Свидетель пожара Макс Кауфманн заявил, что внутри сгорели заживо 30 евреев. [12]

Евреев сгоняли и загоняли в синагоги , которые затем поджигали. [13] Большая хоральная синагога на улице Гоголя была сожжена 4 июля 1941 года, в подвале заперли 20 евреев. Historian Press утверждает, что некоторые из жертв были литовскими евреями, укрывшимися там. [14] Гертруда Шнайдер называет жертвами в основном женщин и детей. [8] Фрида Михельсон, латвийская еврейка, работавшая недалеко от Елгавы на принудительных работах во время сожжения синагог, рассказала, что по возвращении в Ригу подруга (которая слышала это от кого-то другого) рассказала ей, что залы и задний двор Хоральной синагоги был заполнен беженцами из Литвы . Перконкрусты и «другие латвийские прихлебатели» окружили здание, заперли людей внутри и подожгли его. [15] пощадили Сожжение синагоги было снято немцами и позже вошло в кинохронику Вермахта со следующим повествованием: «Синагога в Риге, которую комиссары ГПУ в своих разрушительных работах, загорелась несколько раз. часов спустя». [14] По данным Bernard Press, Герберт Цукурс , офицер ВВС Латвии, и его банда головорезов сожгли синагогу на улице Стабу, но только после того, как вытащили евреев из соседних домов и заперли их внутри: [14]

Очевидцы слышали, как запертые внутри люди кричали о помощи, видели, как они разбивали окна синагоги изнутри и пытались, словно живые факелы, выбраться наружу. Цукурс застрелил их из своего револьвера. [14]

Священные свитки вытащили из синагог и сожгли. По сообщениям прессы, многие евреи в молитвенных платках и талитах пошли в огонь, чтобы спасти свитки, и все были убиты. Эзергайлис оспаривает это, заявляя, что никто не вошел в огонь, пытаясь спасти священные свитки.

Не сгорела только синагога Пейтав в центре города, и то из-за ее расположения по соседству с жилыми домами и церковью. [14] Однако внутренние помещения были разграблены, как и все другие еврейские храмы. [2] Толпа также нападала на еврейские кладбища. [14]

Кауфманн также описывает ряд случаев, когда латвийцы запирали евреев в синагогах, а затем поджигали, в том числе:

* * * Автомобиль, полный вооруженных латвийских добровольцев, подъехал к улице Калну, 9 в Подмосковье. Всех жильцов-евреев заставили немедленно покинуть здание и отвезли на старое еврейское кладбище. Здесь их заперли в синагоге и сожгли там заживо. [11]

Эзергайлис не считает правдоподобным, что евреев заперли в Большой хоральной синагоге до того, как ее подожгли. Эзергайлис признает, что до поджога в синагоге могло находиться 300 литовских беженцев. Однако он предполагает, что они были бы убиты до того, как синагога была подожжена.

Среди евреев, убитых во время резни в синагоге, были кантор Минц и вся его семья, раввин Килов и Сара Рашин (или Рашина), 21-летняя скрипачка с мировым именем. [16] (Другой источник сообщает, что Сара Рашина была убита в Румбуле 30 ноября 1941 года.) [17]

К 16 июля 1941 года евреев уже не допускали в трамваи Риги. [18] Вооруженные латвийские полицейские с красно-бело-красными повязками арестовывали евреев на улицах. [18] Арестованных доставили в префектуру полиции возле железнодорожного вокзала и в другие тюрьмы. [18]

Дальнейшие ограничения для евреев

[ редактировать ]
Фотография 1942 года, на которой евреи в Риге обязаны носить желтую звезду и им запрещено пользоваться тротуаром.

В конце июля городская администрация перешла от немецкой военной к немецкой гражданской администрации. Главой гражданской администрации был немец по имени Нахтигаль. Среди других немцев, участвовавших в гражданской администрации, были Хинрих Лозе и Отто Дрекслер . [19] В это время немцы издали новые декреты об управлении евреями. Согласно «Первому правилу», евреям было запрещено посещать общественные места, в том числе городские объекты, парки и бассейны. Второе постановление требовало, чтобы евреи носили желтую шестиконечную звезду . на своей одежде [20] с нарушением, караемым смертной казнью. Еврею также полагалось выделять только половину продовольственного пайка нееврея. [21] К августу Ригой стал управлять немец по имени Альтмайер. Затем нацисты зарегистрировали всех евреев Риги и постановили, что все евреи должны носить вторую желтую звезду, на этот раз посередине спины, и не ходить по тротуарам, а ходить по проезжей части. [21] Евреи могли подвергнуться случайному и безнаказанному нападению со стороны любого нееврея. [22] Причиной ношения двух звезд было то, чтобы евреев можно было легко отличить в толпе. Позже, когда литовских евреев вывезли в гетто, на них распространяется такое же правило двух звезд. [23]

Официально гестапо захватило рижские тюрьмы 11 июля 1941 года. К этому времени латвийские банды убили несколько заключенных-евреев. [19] Первоначально гестапо разместило свою штаб-квартиру в бывшем здании Министерства сельского хозяйства Латвии на бульваре Райна. Была создана специальная еврейская администрация. В подвале этого здания применялись гестаповские пытки и аналогичные методы допроса. Всех, кто выживал после такого обращения, отправляли в тюрьму, где заключенных морили голодом. Позже гестапо переехало в бывший музей на углу бульваров Калпака и Александровского. [19] Нацисты также создали латвийское марионеточное правительство под руководством латышского генерала по имени Данкер, который сам был наполовину немцем. В префектуре полиции Латвии было создано «Бюро по делам евреев». Были введены законы типа Нюрнберга , которые пытались заставить людей, состоящих в браках между евреем и неевреем, развестись. Если пара откажется развестись, женщина, если она еврейка, будет вынуждена пройти стерилизацию. [19] Врачам-евреям было запрещено лечить неевреев, а врачам-неевреям было запрещено лечить евреев. [6]

Строительство Рижского гетто

[ редактировать ]

21 июля рижское оккупационное командование приняло решение сосредоточить еврейских рабочих в гетто. Все евреи были зарегистрированы; был также создан Еврейский совет. В состав совета были выбраны видные рижские евреи, в том числе Эльясхов, Блюменталь и Минскер. [19] Все они были связаны с Еврейской латвийской ассоциацией борцов за свободу, и была надежда, что это придаст им авторитет в отношениях с оккупационными властями. Членам совета были вручены большие белые нарукавные повязки с синей звездой Давида , которые давали им право пользоваться тротуарами и трамваями. [19] Нацисты издали приказ, согласно которому к 25 октября 1941 года все евреи должны были переселиться в подмосковную Ригу. [19] В результате около 30 000 евреев были сконцентрированы на небольшой территории, известной как Московский форштат. [24] к концу октября 1941 года. Фашисты обнесли их колючей проволокой. [25] Тех, кто подходил слишком близко к колючей проволоке, расстреливали латвийские охранники, расставленные по периметру гетто. немецкая полиция ( Вахмейстер ) из Данцига Охраной командовала . Ночью охранники вели беспорядочную стрельбу. [26] Через тридцать пять дней после создания Рижского гетто 24 000 его жителей были насильно изгнаны из города и расстреляны в близлежащем лесу Румбула . [26]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Кауфман, «Уничтожение евреев Латвии» , стр. 10.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Кауфманн, Уничтожение евреев Латвии , страницы 11–13.
  3. ^ Эзергайлис, Холокост в Латвии , страницы 216–218.
  4. Ангрик и Кляйн, «Окончательное решение» в Риге , стр. 91.
  5. Майкельсон, Фрида, «Я выжила в Румбули» , стр. 49.
  6. ^ Jump up to: а б Майкельсон, Фрида, «Я выжила в Румбули» , страницы 64–66.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж Майкельсон, Фрида, «Я выжила в Румбули» , страницы с 48 по 50.
  8. ^ Jump up to: а б с д Шнайдер, «Путешествие в террор» , стр. 2.
  9. ^ Jump up to: а б Майкельсон, Фрида, я выжила в Румбули , страницы с 52 по 55.
  10. Майкельсон, Фрида, «Я выжила в Румбули» , стр. 26.
  11. ^ Jump up to: а б Кауфманн, Уничтожение евреев Латвии , стр. 15.
  12. ^ Эзергайлис, Холокост в Латвии , стр. 219.
  13. Майкельсон, Фрида, «Я выжила в Румбули» , страницы с 60 по 63.
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж Пресса, Убийство евреев в Латвии , стр. 46.
  15. Майкельсон, Фрида, «Я выжила в Румбули» , стр. 61.
  16. Майкельсон, Фрида, «Я выжила в Румбули» , стр. 62.
  17. ^ «Фейгманис, Александрс, латвийская еврейская интеллигенция – жертвы Холокоста » . Архивировано из оригинала 29 июня 2016 года.
  18. ^ Jump up to: а б с Майкельсон, Фрида, «Я выжила в Румбули» , страницы с 47 по 51.
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж г Кауфманн, Уничтожение евреев Латвии , страницы 18–20.
  20. ^ Майкельсон, Я выжил в Румбули , стр. 55.
  21. ^ Jump up to: а б Кауфманн, Уничтожение евреев Латвии, страницы 16–18.
  22. ^ Майкельсон, Фрида, «Я выжила в Румбули» , страницы 68–69.
  23. Шнайдер, «Путешествие в террор» , стр. 32.
  24. Майкельсон, Фрида, «Я выжила в Румбули» , страницы с 69 по 73.
  25. Ангрик и Кляйн, «Окончательное решение» в Риге , стр. 127.
  26. ^ Jump up to: а б Кауфманн, Уничтожение евреев Латвии , страницы 23–29.

Историографический

[ редактировать ]
  • (на немецком языке) Ангрик, Андрей, и Кляйн, Питер, «Окончательное решение» в Риге. Эксплуатация и разрушение 1941–1944 гг. , Дармштадт, 2006 г., ISBN   3-534-19149-8
  • Эзергайлис, Эндрю , Холокост в Латвии 1941–1944 гг. — Пропавший центр , Исторический институт Латвии (совместно с Мемориальным музеем Холокоста США), Рига, 1996 г. ISBN   9984-9054-3-8
  • Кауфманн, Макс, Чурбн Леттланд. Die Vernichtung der Juden Lettlands ( Уничтожение евреев Латвии ), Мюнхен, 1947 г., английский перевод Лаймдоты Маццариньш доступен в Интернете под названием Churbn Lettland – The Destruction of the Jewishs of Latvia (все ссылки в этой статье относятся к номерам страниц в онлайн-издание)
  • Пресс, Бернхард, Убийство евреев в Латвии: 1941–1945 , Эванстон, Иллинойс: издательство Northwestern University Press, 2000. ISBN   0-8101-1729-0
  • Шнайдер, Гертруда, Путешествие в террор: история Рижского гетто , (2-е изд.), Вестпорт, Коннектикут: Praeger, 2001. ISBN   0-275-97050-7

Судебные процессы и доказательства военных преступлений

[ редактировать ]
  • Шталекер, Франц В. , «Исчерпывающий отчет об операциях айнзацгруппы А до 15 октября 1941 года», Приложение L-180, частично переведено и перепечатано в офисе главного юрисконсульта США по преследованию преступлений стран Оси, нацистского заговора и агрессии , Том VII, страницы 978–995, USGPO, Вашингтон, округ Колумбия, 1946 г. («Красная серия»)

Личные кабинеты

[ редактировать ]
  • Майкельсон, Фрида, я выжила в Румбули , (перевод с русского и под редакцией Вольфа Гудмана), Библиотека Холокоста, Нью-Йорк, 1979. ISBN   0-89604-030-5

Кинохроника и фильмы

[ редактировать ]
  • (на немецком языке) Институт Фрица Бауэра · Cinematographie des Holocaust (подробно описывает нацистскую пропагандистскую кинохронику DEUTSCHE WOCHENSCHAU // [NR. 567 / 30 / 16.07.1941] ///, которая включает сцены, которые, по словам фильма, связаны с военными разрушениями в Рига, латыши, выстроившиеся вдоль улиц и приветствующие немецких солдат, зверства НКВД, евреи, вынужденные устранять ущерб, нанесенный войной, нападения разгневанных латышей на евреев и поджог Большой хоральной синагоги.)

Веб-сайты

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c3d19d734a4347f00f20dda698a8dbd1__1715155560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c3/d1/c3d19d734a4347f00f20dda698a8dbd1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Burning of the Riga synagogues - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)