Даугавпилсское гетто
Даугавпилсское гетто | |
---|---|
![]() Евреи в Даугавпилсском гетто, предположительно, август 1941 года. | |
Также известен как | Двинское гетто, Цитадель, Гетто Дюнабург |
Расположение | Даугавпилс , Латвия и окрестности, включая лес Погулянка (Погулянка) (иногда называемый Межциемским лесом). |
Дата | 26 июня 1941 г. - октябрь 1943 г. |
Тип инцидента | Тюремное заключение, массовые расстрелы, принудительные работы, голод. |
Преступники | Эрих Эрлингер , Йоахим Хаманн , Гюнтер Табберт , Робертс Блузманис |
Организации | Нацистская СС , Ролкоманда Хаманна , Команда Арайса , Латвийская вспомогательная полиция |
Жертвы | От 13 000 до 16 000 евреев, в основном латыши и некоторые литовцы. |
Выжившие | Около 100 |
После оккупации Латвии нацистской Германией летом 1941 года было создано Даугавпилсское гетто ( нем . Ghetto Dünaburg в старой крепости недалеко от Даугавпилса ) . Даугавпилс — второй по величине город Латвии , расположенный на реке Даугава в юго-восточном, Латгальском , регионе Латвии. Город имел военное значение как крупный автомобильный и железнодорожный узел. До Второй мировой войны Даугавпилс был центром процветающей еврейской общины Латгалии и одним из важнейших центров еврейской культуры в Восточной Европе. [1] В ходе немецкой оккупации Латвии подавляющее большинство евреев Латгалии были убиты в результате нацистской политики уничтожения.
Номенклатура
[ редактировать ]Город Даугавпилс также известен под русским названием Двинск. [2] и немецкое название Дюнабург. Многие убийства, связанные с гетто, произошли в близлежащем лесу Пагулянка, который также пишется как Полуланка и Погулянский. Хотя эта старая крепость известна как «гетто», она была превращена в тюрьму для временного содержания евреев, прежде чем они были убиты в лесу Пагуланка. [3] Подобные места в Латвии назывались «концентрационными лагерями». [3]
Холокост начинается в Даугавпилсе
[ редактировать ]В то время в Даугавпилсе проживало около 12 000 евреев. [4] На глазах у немецкой армии огромная колонна беженцев, включавшая не только евреев из Литвы, но и отделившихся от своих частей красноармейцев , начала двигаться на северо-восток по шоссе из Каунаса (также известного как Ковно) в Даугавпилс, где беженцы Ожидается, что он найдет безопасность или, возможно, сядет на поезд, идущий на восток. [5] Некоторым еврейским беженцам удалось добраться до советской границы, но им не позволили пересечь охрану НКВД. В конце концов некоторым разрешили пересечь границу, но для большинства было уже слишком поздно. [6] [7]
После нескольких дней бомбардировок с воздуха немецкая армия 26 июня 1941 года захватила Даугавпилс, но в его окрестностях еще несколько дней шли бои. В городе горел пожар, в котором позже нацисты решили обвинить евреев. [8] [9] [10] Согласно официальному отчету EK 1b:
В течение следующих двух дней [27 и 28 июня] большая часть города сгорела. В результате боевых действий пострадала лишь небольшая часть города. В последующие дни в результате поджогов возникли пожары. Перед уходом русские издали прокламацию, в которой объявили о сожжении города. Евреи приняли решающее участие в поджоге города. [9]
29 июня 1941 года по приказу Роберта Блузманиса, назначенного немцами начальником латвийской полиции в Даугавпилсе, [11] По всему городу были вывешены большие плакаты, объявляющие на немецком, русском и латышском языках, что все евреи мужского пола в возрасте до 60 лет должны явиться этим утром на главный рынок; за невыполнение этого требования будет наказано «максимальное наказание». [12] [13] [14] Некоторых из них привлекли к захоронению тел мирных жителей и красноармейцев, погибших в боях, а позже и мертвых лошадей. [12] Многих других заставили рыть себе могилы и просто убили. [13]


Ранние убийства
[ редактировать ]Массовые убийства евреев в Латвии были частью общего плана, разработанного на высшем уровне немецкого правительства. Аспекты плана, примененные к Латвии, применялись и в других странах, например, сожжение синагог (Германия) и создание гетто (Польша). Латвия представила новое явление Холокоста , которое заключалось в осуществлении массовых убийств сразу после оккупации страны. [15]
Sicherheitsdienst (SD) пыталась разжечь местные антиеврейские настроения, заставляя евреев раскапывать братские могилы латышей, убитых НКВД во время советской оккупации, начавшейся в июне 1940 года. Это было частью общего плана СД. ассоциировать евреев с коммунизмом и русскими, которые непопулярны в Латвии. Латышские охранники во время первых казней спрашивали евреев, ожидающих казни, хотят ли они спеть «Катюшу». [16] ( Катюша — популярная русская патриотическая песня времен Второй мировой войны .)
28 июня 1941 года, через два дня после падения Даугавпилса , нацисты собрали евреев в синагоге, а затем вывели их и расстреляли. Другие евреи были случайно убиты, просто проходя по улице. [17] В воскресенье, 29 июня 1941 года, немецкая армия начала собирать мужчин-евреев в Даугавпилсе, чтобы подвергнуть их террору, унижениям и тюремному заключению в жестоких и переполненных условиях. Под дулом пистолета немцы заставили их кричать «Хайль Гитлер» и петь «Deutschland über alles» . Выжившие сообщили:
– Они хватали евреев на улицах Двинска и везли их в тюрьму, где их жестоко мучили. Их заставили лечь на землю и снова вскочить; тех, кто не мог сделать это достаточно быстро, расстреливали. (Сема Шпунгин) [18]
– Один из убийц подошел к моему отцу и крикнул ему в лицо: «Сколько домов ты сжег?» и ударил его пистолетом. * * * Вошли двое немцев и начали кричать, что мы коммунисты и поэтому прячемся – и нас хотели арестовать. (Паула Франкель-Зальцман) [19]
Немцы обвинили их в поджоге Даугавпилса. Согласно официальному отчету Шталекера:
В Латвии евреи также участвовали в диверсиях и поджогах после вторжения немецких вооруженных сил. В Дуэнабурге евреи зажгли так много пожаров, что большая часть города была потеряна. Электростанция сгорела дотла. Улицы, населенные преимущественно евреями, остались невредимыми. [20]
Евреев вообще и литовских беженцев в частности обвиняли в том, что они коммунисты. 8 июля 1941 года Даугавпилсская газета ( Daugavpils Latviešu Avize ) опубликовала редакционную статью, согласующуюся с попытками Германии обвинить евреев в коммунистических зверствах:
Пришло время положить конец всякому служению евреям, положить конец всякой продаже себя евреям! ... Надо помнить, что именно евреи приветствовали Красную Армию в июле 1940 года и порабощали, пытали и убивали латышей во время коммунистического правления. [1]
Со временем все большее число латвийских вспомогательных полицейских тюрьму, где содержались евреи, охраняло . К 8 июля работа стала настолько тяжелой, что евреев буквально загоняли до смерти. Одно задание включало в себя перекатку огромных каменных блоков на вершину холма, другое — перенос тяжелых лесоматериалов на несколько километров. Немецкие охранники произвольно били пленных кнутами. [12] Позже среди вдов мужчин, схваченных и убитых 29 июня, возникло высказывание о своих мужьях: «В то первое воскресенье его увезли в тюрьму». [21]
Резня в железнодорожном парке
[ редактировать ]К 7 июля 1941 года латвийская полиция арестовала около 1250 человек, в том числе 1125 евреев, и держала их в главной тюрьме Даугавпилса. [9] Эрих Эрлингер , командир айнзацкоманды Ib , предстал перед западногерманским судом в 1960-х годах. Суд установил, что четыре первых массовых убийства произошли в Даугавпилсе, в том числе два в месте, соответствующем описанию «Железнодорожного парка», также называемом Садом железнодорожника ( латышский : Dzelzceļniecki dārzs), одно на армейском полигоне недалеко от Межциемса и еще одно возле кладбище примерно в получасе ходьбы к северу от города. [11] Профессор Эзергайлис полагал, что, возможно, они не были должным образом изложены суду. [11]
Айвенс, пережившая резню в Рейлроуд-парке, дает одно из немногих ее описаний. 8 июля 1941 года немцы заставили отряд евреев рыть канавы в Железнодорожном парке. [9] [22] На следующий день, 9 июля, немцы начали расстреливать евреев и сбрасывать тела в канавы. [18] В городе были слышны звуки выстрелов, происходящие через определенные промежутки времени. Среди убитых был один мужчина, который пытался объяснить охраннику, что он награжденный ветеран немецкой армии Первой мировой войны . [16] Охранниками в этой операции были латыши, а надзиратели — полностью немцы. Один немецкий офицер напевал « Пивную бочку» в перерывах между стрельбой людям в затылок. [23] Немцы засыпали все вырытые 8 июля траншеи телами убитых 9 июля людей, но в живых еще оставалось немало людей, которых они намеревались убить. По окончании убийств 8 июля выживших заставили рыть новые могилы и утрамбовывать землю над телами в предыдущих траншеях. На следующий день, 10 июля, убийства возобновились. [24] Выживший Ивенс рассказал после войны то, что он узнал от другого выжившего, Хаима Курицкого, о том, что произошло в ямах:
У длинного рва впереди них стояли четверо латвийских солдат, заряжающих винтовки. Немецкий офицер крикнул пленным: «Вы четверо, идите вперед». Когда люди достигли рва, немец крикнул: «Огонь!» Каждый из латышей выстрелил в одного мужчину – одна пуля в голову с близкого расстояния – и четверо упали в канаву. «Следующие четыре». Их тоже расстреляли. (Все это снимали немецкие солдаты). [25]
Курицкий был спасен, когда немцы оказались просчитались с количеством тел, которые могли разместить в ямах:
Но затем оставшимся заключенным дали лопаты и приказали засыпать рвы землей – места уже не было. Рвы были полны умирающих людей и крови. Они судорожно бились, как рыбы из воды... головы запрокинуты... мокрая, скользкая, движущаяся масса... [25]
Тому, кто не работал достаточно быстро, чтобы прикрыть тела, приказал лечь на них, и немецкий офицер застрелил их, который кричал им «быстрее, быстрее» и истерически бредил евреями. [25] Число убитых неясно. Ивенс, который, находясь там, пытался выжить, сказал, что «тысячи» были убиты. Немцы сообщили, что к 11 июля было убито 1150 евреев. [11] Позже немцы отделились от тех, кто считал себя ремесленниками, например плотников, от профессионалов. Некоторых мастеров какое-то время оставляли в живых, но профессионалов тут же убивали. После резни в Железнодорожном парке немцев на территории тюрьмы, которой по большей части управляла латвийская вспомогательная полиция, было замечено мало. [26]

Меры против евреев
[ редактировать ]Робертс Блузманис , начальник латвийской полиции в Даугавпилсе, выполнил пожелания СД относительно определенных ограничений для евреев. Именно Блузманис, действуя от СД, приказал всем евреям Даугавпилса старше четырех лет носить шестиконечные желтые звезды спереди и сзади на одежде. [11] По словам Шталекера, начальника айнзацгруппы А :
Маркировка евреев желтой звездой для ношения на груди и спине, которая предписывалась в первую очередь временными приказами Полиции безопасности, была осуществлена в короткие сроки на основании распоряжения, изданного командующим Тыловой район, а затем Гражданская администрация. [27] [28]
Позже нацисты запретили евреям пользоваться тротуарами, разговаривать с неевреями и читать газеты. [11] [29] [30] Франкель-Зальцман сообщила, что на нее кричали, когда ее и ее родителей выгоняли из дома: «Никто не смеет выйти на тротуар! Юдн [евреи] должны бежать посреди дороги, как собаки!» [31]
Строительство гетто
[ редактировать ]Строительство гетто началось 18 июля 1941 года, что подтвердил сам Шталекер: «Помимо организации и проведения расстрельных мероприятий, создание гетто было начато в крупных городах сразу же, в первые дни операций». [27] Принудительный труд евреев использовался при строительстве гетто, которое представляло собой не настоящий жилой район, а скорее ветхую крепость на западном берегу реки Даугавы , недалеко к северо-западу от пригорода Грива, напротив главного города. Даугавпилса.: [3] [18] [32] «В июле, когда первая волна расстрелов утихла, местные немцы и их латвийские коллеги собрали около 14 000 евреев из Даугавпилса и окрестностей Латгалии и загнали их в старый даугавпилсский форт, «Цитадель». [33]
Принудительное переселение в гетто
[ редактировать ]25 июля 1941 года немцы издали приказ, согласно которому все евреи должны были к следующему дню переселиться в гетто. [28] Помимо всех евреев Даугавпилса, в крепость должны были быть проведены собравшиеся 26 июля, в том числе евреи из Литвы и из окрестностей Даугавпилса. [26] Франкель-Зальцман описал эту сцену:
Во вторник вечером мы услышали крики издалека. Крики приближались и приближались, пока мы не поняли, что это крики замученных евреев. На следующий день мы обнаружили, что в гетто были собраны оставшиеся евреи из всех окрестных деревень. От одного Двинска, потом от Дондо, Вишкеса , Крисловки , Индры , Ливенгофа , Ницкола и вплоть до Риги . Населению Латвии сказали, что они больше не увидят еврея, даже в музее, даже если за еврея заплатить два лота [латвийских денег], его не будет. [34]
Некоторых заставили пройти пешком до 50 километров. Латвийские охранники выполняли свои приказы, избивая рабочих дубинками длиной четыре или пять футов. Среди прочего, евреев избивали, если они улыбались, узнав другого еврейского заключенного. Очевидец Ивенс сообщил, что «многим женщинам приходилось самостоятельно справляться со своими детьми и престарелыми родителями, поскольку их мужчины погибли во время тюремной резни». [35]
Преступники
[ редактировать ]Айнзацгруппа А была назначена Рейнхардом Гейдрихом для уничтожения евреев стран Балтии, включая Латвию. Франц Вальтер Шталекер айнзацгруппой А. командовал Он действовал в небольших отрядах, известных как айнзацкоманды . Латгалия и Даугавпилс были приписаны к айнзацкоманде 1б , которая под командованием Эриха Эрлингера к 11 июля 1941 года убила около 1150 человек, в основном евреев. [9] Преемником Эрлингера примерно с 11 июля стал Иоахим Хаманн , который убил 9012 евреев в Даугавпилсе, в том числе многих привезенных из небольших городов на юге Латгалии, прежде чем он был переведен на новую должность 22 августа. [36]
Начальник местной вспомогательной полиции Роберт Блузманис возглавлял местную латвийскую вспомогательную полицию. Его роль в убийствах заключалась в том, чтобы запереть евреев в гетто крепости Грива и вывезти их к местам расстрелов. Замешаны также латвийские ополченцы и убийцы Арайса. [37] Судя по всему, в инциденте была замешана и латвийская полиция Даугавпилсского края. Один из начальников участков Арвидс Сарканис прямо написал об «ликвидации евреев», предоставив наиболее подробный отчет об участии латвийской полиции. [38]
Заубе, немецкий комендант Даугавпилсского гетто, отличался крайней жестокостью. Людей, нарушавших его многочисленные правила, особенно тех, кто проносил еду контрабандой, он казнил на внутренней площади гетто на глазах у всех заключенных, чтобы напугать и запугать их. Именно в Даугавпилсе началась ликвидация узников гетто. С 8 по 10 ноября 1941 года в Межциемсе было убито 3000 человек. Операцию возглавил оберштурмбаннфюрер (подполковник) Гюнтер Табберт , которому тогда было 25 лет. [39]
Участие местных латышей в убийствах и создании гетто в Даугавпилсе изначально было минимальным; но после двух недель немецкой оккупации она стала обширной. [36] В Даугавпилсе было создано латвийское подразделение СД, а также подразделение вспомогательной полиции. Вместе с СД эти организации преследовали, удерживали и в конечном итоге убивали евреев Даугавпилсского гетто, но точная степень их участия неясна, поскольку для крупных убийств коммандос Арайса должны были быть привлечены из Риги. [36]
Июльские и августовские убийства
[ редактировать ]Русе трудоустроен
[ редактировать ]На языке преступников и жертв немецкое слово «aktion» (буквально «действие») стало означать «массовый расстрел». «Акции» непрерывно продолжались в районе Даугавпилса с конца июля, когда было образовано гетто, почти до конца августа. [3] 1 августа 1941 года еврейская полиция гетто объявила, что недалеко от гетто подготовлен новый лагерь, и приказала евреям, не являющимся жителями Даугавпилса, собрать свои вещи и переселиться туда. По словам Франкеля-Зальцмана:
Если до сих пор скученность была сильной, то она стала еще хуже [после приезда евреев из других частей Латгалии и Латвии], невыносимой. Но коменданты гетто заявили, что скоро оно станет «просторнее». Для новичков будет организован новый лагерь/лагер, и все желающие смогут туда поехать. Через три дня был издан приказ, что все прибывшие должны отправиться в новый лагерь». [34]
Другие источники утверждают, что в первом действии отчитываться были призваны старые и больные; [40] дата была 27 июля 1941 года. [34] [41] Тысячи людей были забиты в маленькую старую крепость, где было всего два водопроводных крана, почти нет санитарных условий и еды. Многие люди, естественно, хотели уйти. [34] [42] Колонна в 2000 человек была быстро [42] построились и выступили под охраной латвийской вспомогательной полиции. Несколько дней спустя, возможно, 6 августа, [41] аналогичное предложение было распространено на всех родителей с маленькими детьми и дало аналогичные результаты. [42]
Убийство в лесу
[ редактировать ]Вместо того, чтобы отправиться в новый лагерь, эти колонны направили к заранее подготовленным могилам на бывшем полигоне латвийской армии в лесу Погулянка, недалеко от курорта Межциемс. [43] где стреляли немцы и латвийские вспомогательные силы [18] людей и сталкивали их тела в ранее выкопанные ямы. [34] Однако сообщалось, что младенцев не расстреливали, а просто бросали в яму и закапывали заживо. К 28 июля 1941 года в результате отдельного инцидента из гетто были вывезены также старые и больные люди. Их тоже убили. [44] [45] Земляной покров, наваленный на могилах, был довольно тонким, и два мальчика, лишь слегка раненые, выкопались на вершине груды тел и убежали. [43] Использование лесной территории для сокрытия убийств было типичным для массовых расстрелов в Латвии; убийства в Железнодорожном парке были исключением. [46] Палачи часто были довольно пьяны. [18] В течение первых двух недель августа 1941 года СД провела в гетто дополнительные «отборы», выбирая, кто будет жить, а кто умрет. Крупные акции прошли также 18 и 19 августа. [41] Матери, дети, старики и больные обычно отправлялись на смерть. В частности, произошла расправа над 400 детьми из детского дома. [41] Единственная охрана, по-видимому, была выбрана для работы немцами, которым требовался документ, известный как Schein, чтобы доказать, что человек работал в немецкой военной части. Хотя Шейн не был гарантией от казни, отсутствие такового почти наверняка приводило к смерти. По мере продвижения частей на фронт добыть Шайн становилось все труднее. [29]
Количество жертв
[ редактировать ]В результате различных акций в августе население гетто сократилось примерно до 6000–7000 человек. [29] По словам нациста Карла Егера , с 13 июля по 21 августа 1941 года часть айнзацкоманды 3 убила в Даугавпилсе 9012 евреев. [47] В другом нацистском отчете говорится, что до 15 октября 1941 года в Даугавпилсе было казнено 9256 евреев. [48] Произошла приостановка действий на 10 недель [49] после 22 августа 1941 года, когда Хаманн был переведен на другую должность и оберштурмбаннфюрер его место занял Гюнтер Хуго Фридрих Таубер. Ему тогда было 25 лет. [50]
Жизнь в гетто
[ редактировать ]Еврейская администрация
[ редактировать ]Гетто не было гетто в смысле городского района, отведенного под мандат или выделенного по обычаю для евреев. Это была импровизированная тюрьма, предназначенная для содержания евреев до тех пор, пока с ними не будет покончено. [3] Евреи образовали свой «комитет» ( komitet , иногда переводится как «совет»). [39] ) около 12 заключенных, в основном профессиональных и известных людей, для управления внутренними делами гетто, в котором сначала насчитывалось более 14 000 человек. [39] [44] Руководителем комитета был инженер Миша Мовшензон (также пишется Моушенсон). [39] [44] (Другой источник сообщает, что Мовшензон был в комитете, но председателем называет Моше Гальперна. [30] ) Отец Мовшензона руководил городом Даугавпилсом в 1918 году, когда немцы оккупировали город во время Первой мировой войны . евреев из других городов и сел Латгалии и даже Видземской губернии. В гетто загоняли [39] В гетто мужчин и женщин разделяли. Часть доходов от труда евреев выделялась Еврейскому совету.
Лечение у немцев
[ редактировать ]Квалифицированных рабочих размещали отдельно, и с ними обращались лучше, включая лучшие пайки. [3] Выжившие отмечают, что жестокость не была всеобщей. Ивенс сообщил о ряде случаев доброго обращения со стороны, в частности, немецкого летчика, который был потрясен страданиями детей в гетто. С его братом (позже в числе убитых) также хорошо обращались в немецкой части, где он работал на кухне. В другой раз двое немецких солдат, зная, что СД отбирает для расстрела евреев, у которых не было работы, сделали вид, что они нужны для работы в их подразделении, спасая таким образом, по крайней мере на некоторое время, группу из примерно 30 человек. [51] Ивенс описал ситуацию со своей точки зрения еврея, которому разрешили жить как квалифицированный рабочий:
Немцы защищали нас, потому что наша работа была им полезна; правда и то, что некоторые жалели нас – особенно «своих» евреев, тех, кого они знали лично. Когда евреи какое-то время работали с простыми немецкими солдатами, их отношения часто становились вполне дружескими. В 322 году Яша Магид, «Оберьюд», и доктор Ициковиц пользовались большим уважением своего вождя, как и Маргарам у нас. Полезным было и то, что евреи понимали немецкий язык, тогда как большинство неевреев этого не понимали. Но у нас не было иллюзий. Рано или поздно раздастся прямой приказ, и с нами будет покончено. [52]
Другой выживший, Франкель-Зальцман, рассказал, как последние выжившие в гетто узнали от немецкого солдата, что их не будут убивать, как они боялись, 26 июня 1942 года, в годовщину падения Даугавпилса. :
* * * В окно вдруг постучали. Солдат пришел сказать нам, что мы можем спать спокойно. * * * «Можете мне верить, и я хочу, чтобы вы меня не выдали, когда сам начальник придет вам это сказать, потому что я не должен был приходить и сообщать вам хорошие новости, но я не враг мы с евреями видим, как вы страдаете». Солдат ушел, и мы не знали, стоит ли радоваться, потому что, может быть, это хитрость начальника, чтобы мы не убежали до рассвета. В конце концов мы решили поверить солдату, потому что он всегда был к нам очень дружелюбен, помогал доставлять еду нашим братьям в крепость и даже приносил больным длинный кусок белого хлеба. [53]
Несмотря ни на что, отношения между евреями и немцами оставались в лучшем случае странными: «Как бы дружелюбно ни становился немец с евреем, осознание того, что один имеет абсолютную власть над другим, делало такую ассоциацию неестественной». [54]
Индивидуальные исполнения
[ редактировать ]Немецкие власти поддерживали дисциплину в Даугавпилсском гетто, вешая людей, которые, как считалось, нарушали их многочисленные правила:
В одно воскресенье, когда никто не собирался на работу, был издан приказ. Паника вспыхнула вновь. Что теперь? Мы все были во дворе, когда прозвучало объявление. Мы были в ужасе. В объявлении говорилось: «Вы станете свидетелем того, что происходит с женщиной, которая хочет скрыть свое еврейство». Красивую блондинку привели с петлей на шее и публично повесили. Ее преступление? Ее нашли гуляющей по улице с шалью, закрывающей желтую звезду. [55] [56]
Полиция еврейского гетто обеспечивала соблюдение этих правил. По крайней мере один раз начальник полиции некто Пастернак в начале 1942 года совершил повешение, хотя считалось, что он не хотел этого делать. [57] В этом случае тело казненной женщины Мины Гиттельсон, чье преступление заключалось в том, что она шла по тротуару, а не на улице, и не носила еврейский значок, оставляли висеть в течение трех дней. [18] [29] [57] Другой источник сообщает, что она сопротивлялась ухаживаниям менеджера отеля, в котором она работала, и в отместку он выдвинул против нее обвинения в незаконной торговле. [58] Также казнена 48-летняя Хая Майерова (в других источниках ее фамилия Мейорвич). [18] и Межеров [58] ), которого расстреляли на глазах у собравшихся жителей гетто за то, что он обменял кусок ткани на два килограмма муки. [59]
Запечатывание гетто
[ редактировать ]Через несколько дней после ноябрьской резни гетто закрыли, или, выражаясь бюрократическим языком, «поместили на карантин». Это означало, что те немногие люди, которым было разрешено покинуть гетто и работать в городе, больше не могли этого сделать. Это лишило их возможности провозить продовольствие контрабандой. Люди умирали от голода. [60] Эпидемии тифа вспыхнули в декабре 1941 и феврале 1942 года, в результате чего погибли еще несколько жителей. [41]
Ноябрьские расстрелы
[ редактировать ]К концу сентября 1941 года нацисты убили в Латвии около 30 000 евреев, в основном в небольших городах. [61] Еще оставались три крупных еврейских населенных пункта — в Риге , Лиепае и Даугавпилсе. [61] С 7 по 9 ноября 1941 года немцы убили большую часть оставшихся в Даугавпилсском гетто евреев. [58] Число жертв является предметом споров. Валдис Луманс дает в общей сложности 3000. [62] Профессор Эзергайлис принимает нацистскую цифру в 1134 человека, но она основана на источнике, который, очевидно, ссылается на расстрелы в один день - 9 ноября 1941 года. [41] Расстрелы в данном случае около 3000 человек были совершены коммандос Арайса под наблюдением немцев и, возможно, были задуманы как пробная попытка гораздо более крупной резни в Румбуле под Ригой 30 ноября и 8 декабря 1941 года. [62] Выживший, работавший в то время в больнице гетто, позже описал эту сцену:
Тем временем на улице творилась дьявольская пляска. Стрельба шла со всех сторон, и никто не знал, чей час пробьет через минуту или две. Внезапно прибежала запыхавшаяся медсестра и рассказала всем в больнице, что сюда приезжает комендант гетто с какими-то бандитами искать людей, которые прятались[.] * * * Его крики были слышны из нескольких комнат. . Он сбрасывал больных с кроватей, искал жертв и велел своей банде вывести их во двор. Тех, кто не может ходить, сразу расстреливают во дворе. Он смог это сделать. Его рука даже не дрожала. [63]
Некоторым людям удалось выжить, спрятавшись в различных местах, в том числе в отхожих местах, на территории старой крепости. [58] [64] Других медсестры спрятали в больнице, подвергая себя смертельному риску. [63] За четыре месяца с июля по ноябрь 1941 года нацисты убили в Даугавпилсе не менее 15 тысяч евреев. [65] Из нескольких тысяч человек, находившихся в гетто, после ноябрьских расстрелов в живых осталось лишь около 900. [66] После ноябрьской резни несколько евреев с разрешениями на работу были размещены ( kasierniert или «казармы») за пределами гетто, в более крупной старой крепости, иногда называемой цитаделью, на северном берегу реки Даугавы . Здесь они выполняли различные трудовые повинности для немецкой армии, и хотя им не платили зарплату и еды было мало, с ними обращались лучше, чем с евреями, заключенными в гетто. [67] Поскольку цитадель находилась под управлением немецкой армии, подразделений латвийской вспомогательной полиции замечено не было.
Связанные немецкие и латвийские подразделения
[ редактировать ]С Даугавпилсским гетто или администрацией принудительного труда были связаны следующие части немецкой армии:
- Управление армейских казарм ( Heeresunterkunft Verwaltung ) № 322. Эта организация отвечала за надзор за евреями, работавшими на складах и в мастерских по разгрузке, чистке, сортировке и ремонту обмундирования раненых немецких солдат. [68]
- Управление армейских казарм ( Heeresunterkunft Verwaltung ) № 200. В этой организации работали сорок еврейских женщин, в обязанности которых входила уборка комнат немецких офицеров. [68]
- Департамент армейской строительной службы ( Heeresbaudiensststelle ) № 100. [69]
1 мая ликвидация
[ редактировать ]
1 мая 1942 года в крепости/гетто Грива находилось около 1500 выживших. [18] Рудольф Ланге , командующий СД в Латвии, отдал Табберту приказ ликвидировать гетто. Люди Табберта и коммандос Арайса вошли в гетто утром после того, как рабочих-евреев вывели на рабочие места. [70] В тот день нацисты провели еще один «отбор», уничтожив подавляющее большинство евреев в гетто. [62] Один источник утверждает, что из отбора 1 мая выжило 375 человек. [18] Другие утверждают, что из евреев в старой крепости на западном берегу реки только один [71] или два [72] 1 мая выжили. Отбор 1 мая проводился по схеме: собирали людей для казни, а затем вывозили их в лес Погулянка, где их всех расстреливали и бросали в заранее вырытые братские могилы. [73] [74] По словам Айвенса, который был в цитадели и услышал эту историю несколько дней спустя:
Латышские вспомогательные силы обезумели... Они выбрасывали старых и больных людей через окна второго этажа, расстреливали тех, кто отказывался выходить из своих комнат, убивали некоторых совсем маленьких детей, разбивая их головами о бетонные стены зданий. Даже когда колонны собрались для отхода, по массе людей раздались выстрелы. [74]
Убийства 1 мая сопровождались необычайной жестокостью. Помимо прочего, нацисты казнили детей старшего возраста в самом гетто, поставив их к стене и расстреляв. [41] Очевидец Майя Зарч, которого цитирует Гилберт, заявила следующее:
Проходя через ворота, мы увидели лужи крови, разбитые бутылки и стулья, разбросанные повсюду... Мы пошли дальше и увидели зрелища, не поддающиеся никакому описанию. Вокруг валялись детские тела, разорванные пополам с проломленными головами. [75]
После расстрелов 1 мая из 16 тысяч евреев, проживавших в Даугавпилсе на момент захвата города немцами, в живых осталось около 250, работавших в цитадели, и от 180 до 200, работавших в городе. В живых осталась лишь «парочка» маленьких еврейских детей. [74] (Другой источник сообщает, что в гетто осталось 1000 узников. [62] )
Переезд в Кайзервальд.
[ редактировать ]В конце октября 1943 года в Цитадели все еще проживало несколько евреев, которые работали на немецкую армию. 28 октября нацисты и латвийские пособники собрали этих людей и переправили их в концлагерь Кайзервальд . К этому времени некоторым евреям удалось найти или купить оружие, и эта акция встретила сопротивление. Другие убили членов своих семей, а затем и себя, чтобы их не схватили. Некоторым удалось сбежать или спрятаться, некоторым с помощью как минимум двух немецких солдат, одного по имени Лидерман, другого Брюендля. Очень небольшому числу (всего 26 человек) было разрешено остаться в Цитадели для работы на немецкую армию. 4 декабря 1943 года латвийская полиция арестовала этих последних евреев, оставив в живых только троих, которые все еще скрывались в Цитадели. [76]
Количество жертв
[ редактировать ]Точное число жертв не установлено. По оценкам Ивенса, в Даугавпилсе проживало 16 000 евреев, и только 100 из них пережили нацистскую оккупацию. Ивенс не проводит различия между общим количеством смертей в первых расстрелах, в гетто и концентрационном лагере Кайзервальд. Эзергайлис подсчитал, что на момент начала нацистской оккупации в Даугавпилсе и Латгальском районе проживало около 28 тысяч евреев. [77] Из них нацисты убили около 20 000, из них 13 000 погибли в Даугавпилсе и 7 000 в небольших городах района. [77]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Эзергайлис, Холокост в Латвии , стр. 90–91.
- ^ Ивенс, Как темны небеса , стр. 19.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Эзергайлис, Холокост в Латвии , стр. 278.
- ^ Луманс, Латвия во Второй мировой войне , стр. 243.
- ^ Ивенс, Как темны небеса , стр. 14.
- ^ Ивенс, Как темны небеса , страницы 40 и 41.
- ^ Луманс, Латвия во Второй мировой войне , 156 и 227–228.
- ↑ Франкель-Зальцман, Хафтлинг № 94771 , Часть 1, «Трагедия начинается» и «Горит, братья, горит…»
- ^ Перейти обратно: а б с д и Отчет оперативной группы А («Отчет о событии») №. 24, 16 июля 1941 г., перепечатано в Эзергайлисе, Холокост в Латвии , на стр. 272–273.
- ^ Луманс, Латвия во Второй мировой войне , 140, 153 и 154.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Эзергайлис, Холокост в Латвии , стр. 274–275.
- ^ Перейти обратно: а б с Айвенс, «Как темны небеса» , 24–31.
- ^ Перейти обратно: а б Гилберт, Холокост , страницы 153–159.
- ^ Франкель-Зальцман, Хафтлинг № 94,771 , Часть I, «Черное воскресенье - 29 июня 1941 г. - Мужчин уводят»: «В воскресенье, 29-го, рано утром вошла женщина-охранница и сказала нам, что есть приказ, согласно которому все евреи в возрасте до 60 лет должны собраться на рыночной площади. Те, кто не подчинится приказу, будут расстреляны».
- ^ Эзергайлис, Холокост в Латвии , стр. 203.
- ^ Перейти обратно: а б Эзергайлис, Холокост в Латвии , стр. 36.
- ^ Ивенс, Как темны небеса , 54–55.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Эренбург, Чёрная книга , стр. 411–412, заявление Семы Шпунгина
- ^ Франкель-Зальцман, Хафтлинг № 94777 :
- ↑ Официальный отчет Шталекера, Нюрнбергский процесс, документ L-180:
- ^ Ивенс, Как темны небеса , стр. 103.
- ↑ Айвенс, Как темны небеса , стр. 31.
- ^ Ивенс, Как темны небеса , 30–39.
- ^ Эзергайлис, Холокост в Латвии , страницы 32–39.
- ^ Перейти обратно: а б с Айвенс, Как темны небеса , стр. 104.
- ^ Перейти обратно: а б Айвенс, «Как темны небеса» , 41–50 лет.
- ^ Перейти обратно: а б Шталекер, документ Нюрнбергского процесса L-180, стр. 987.
- ^ Перейти обратно: а б Франкель-Зальцман, Хафтлинг № 94771 , Часть 1, «Желтые пятна».
- ^ Перейти обратно: а б с д Айвенс, Как темны небеса , ____
- ^ Перейти обратно: а б Кауфманн, Уничтожение евреев Латвии , стр. 101–107.
- ^ Франкель-Зальцман, Хафтлинг № 94771 , Часть 1, «Мы выстроены рядами»
- ↑ Гилберт, Холокост , стр. 179.
- ^ Ломан, Латвия во Второй мировой войне , стр. 247.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Франкель-Зальцман, Хафтлинг № 94771 , Часть 1, «Первый Акзтион»
- ^ Ивенс, Как темны небеса , стр. 47.
- ^ Перейти обратно: а б с Эзергайлис, Холокост в Латвии , стр. 276–279.
- ^ Дрибин и другие.
- ^ Эзергайлис, Холокост в Латвии , стр. 277.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дрибинс и другие называют первоначальную цифру «около 15 000» жителей.
- ↑ Гилберт, Холокост , стр. 179, цитирует выжившую Майю Зарч.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Эзергайлис, Холокост в Латвии , стр. 279.
- ^ Перейти обратно: а б с Гилберт, стр. ______
- ^ Перейти обратно: а б Айвенс, «Как темны небеса» , 53 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Ивенс, Как темны небеса , стр. 49–60.
- ↑ Луманс, Латвия во Второй мировой войне , стр. 243: «Поскольку количество заключенных значительно превысило пространство и выделенные ресурсы, немцы приступили к новому раунду казней, убивая нетрудоспособных, старых, немощных и очень молодых. ."
- ^ Эзергайлис, Холокост в Латвии , стр. 21 и 33, № 8.
- ^ Отчет Джагера
- ↑ Отчет Шталекера, Нюрнбергский документ L-180, стр. 992.
- ^ Ивенс, Как темны небеса , стр. 65.
- ^ Эзергайлис, Холокост в Латвии , страницы 276 и 279.
- ^ Ивенс, Как темны небеса , страницы 48–49, 57, 99–103, 186–191.
- ^ Ивенс, Как темны небеса , стр. 100.
- ^ Франкель-Зальцман, Хафтлинг № 94771 , Часть 3, заголовок «Бог помогает - пока»
- ^ Ивенс, Как темны небеса , стр. 126.
- ^ Гилберт, страница 329, цитируя воспоминания Майи Зарч.
- ↑ Кауфманн, «Уничтожение евреев Латвии» , стр. 104, описывает казнь Маши Шнидер, которая, вероятно, была тем же человеком.
- ^ Перейти обратно: а б Франкель-Зальцман, Хафтлинг № 94771 , Часть 3, «Женщина повешена в гетто»
- ^ Перейти обратно: а б с д Кауфманн, Уничтожение евреев Латвии , страницы 103–104.
- ↑ Гилберт, Холокост , стр. 295.
- ^ Франкель-Зальцман, Хафтлинг № 94771 , Часть 2, «Карантин в гетто - вкус голода», «Мой отец ворует» и «Мать в гетто».
- ^ Перейти обратно: а б Эзергайлис, Холокост в Латвии , стр. 208–210.
- ^ Перейти обратно: а б с д Луманс, Латвия во Второй мировой войне , стр. 251
- ^ Перейти обратно: а б Франкель-Зальцман, Хафтлинг № 94771 , Часть 2, Горькое 9 ноября
- ^ Ивенс, Как темны небеса , страницы 70–71.
- ^ Ивенс, Как темны небеса , стр. 89.
- ^ Франкель-Зальцман, Хафтлинг № 94771 , Часть 2, воскресенье, 10 ноября 1941 г., Третий день резни .
- ^ Ивенс, Как темны небеса , страницы 67–92. См. , в частности, стр. 92: «Нам снова разрешили жить в цитадели. Это было большим облегчением» и стр. 93: «По сравнению с гетто наша жизнь была хорошей».
- ^ Перейти обратно: а б Айвенс, Как темны небеса , стр. 92.
- ^ Ивенс, Как темны небеса , страницы 72 и 73.
- ^ Эзергайлис, Холокост в Латвии , страницы 279 и 280.
- ^ Франкель-Зальцман, Хафтлинг № 94771 , Часть 3, Заголовок: Ликвидация гетто.
- ^ Айвенс, страница ____
- ^ Гилберт, страницы 329 и 330.
- ^ Перейти обратно: а б с Айвенс, Как темны небеса , стр. 96.
- ^ Гилберт, страница 330.
- ^ Ивенс, Как темны небеса , стр. 191–207.
- ^ Перейти обратно: а б Эзергайлис, Холокост в Латвии , стр. 275.
Ссылки
[ редактировать ]

Историографический
[ редактировать ]- Дрибиньш, Лео, Гутманис, Армандс и Вестерманис, Маргерс, Еврейская община Латвии: история, трагедия, возрождение (2001), доступно на веб-сайте Министерства иностранных дел Латвии.
- Эренбург, Илья, Гроссман, Паттерсон, Дэвид, Луис, Ирвинг, Полная черная книга российского еврейства , Сделка, Нью-Брансуик, Нью-Джерси, 2002 г. ISBN 0-7658-0069-1
- Гилберт, Мартин, Холокост: история евреев Европы во время Второй мировой войны , Холт, Нью-Йорк, 1987 г. ISBN 0-8050-0348-7
- Кауфманн, Макс, Die Vernichtung des Judens Lettlands ( Уничтожение евреев Латвии ), Мюнхен, 1947, английский перевод Лаймдоты Маццариньш доступен в Интернете как Churbn Lettland - Уничтожение евреев Латвии.
- Луманс, Валдис О., Латвия во Второй мировой войне , издательство Fordham University Press, Нью-Йорк, Нью-Йорк, 2006 г. ISBN 0-8232-2627-1
- Пресс, Бернхард, Убийство евреев в Латвии: 1941–1945 , Эванстон, Иллинойс: издательство Northwestern University Press, 2000. ISBN 0-8101-1728-2
- Роузман, Марк, Ванзейская конференция и окончательное решение — пересмотр , Холт, Нью-Йорк, 2002 г. ISBN 0-8050-6810-4
- Эзергайлис, Андрей (1996). Холокост в Латвии: 1941 – 1944 гг.; недостающий центр (1-е изд.). Рига: Исторический инст. Латвии. ISBN 9984-9054-3-8 .
Личные рассказы
[ редактировать ]- Абрамович, Майя, Простить... но не забывать: История Майи , Валлентайн Митчелл, Лондон, 2002 г. ISBN 0-85303-432-X
- Франкель-Зальцман, Паула, Хафтлинг № 94771, первоначально опубликованный в Монреале в 1949 году, переизданный в электронной версии в пяти частях Монреальским институтом исследований геноцида и прав человека .
- Ивенс, Сидни, Как темны небеса: 1400 дней во власти нацистского террора , Шенголд, Нью-Йорк, 1990 г. ISBN 0-88400-147-4
Судебные процессы и доказательства военных преступлений
[ редактировать ]- Отчет егеря: «Полная таблица казней, проведенных в зоне айнзацкоманды 3 до 1 декабря 1941 года»
- Шталекер, Франц В. , «Исчерпывающий отчет об операциях айнзацгруппы А до 15 октября 1941 года», Приложение L-180, частично переведено и перепечатано в офисе главного юрисконсульта США по преследованию преступлений стран Оси, нацистского заговора и агрессии , Том VII, страницы 978–995, USGPO, Вашингтон, округ Колумбия, 1946 г. («Красная серия»)
- Судебные процессы над военными преступниками в Нюрнбергских военных трибуналах в соответствии с Законом Контрольного совета № 10, Нюрнберг, октябрь 1946 г. - апрель 1949 г., Том IV («Зеленая серия») («Дело айнзацгруппы») также доступен в библиотеке Мазеля (хорошо индексируемая HTML-версия). )