जापी
Связанные инструменты | |
---|---|
Часть серии о |
Культура Ассама |
---|
Джаапи или Джапи ( Бодо : Хофри) — азиатская коническая шляпа из Ассама , Индия . Он сделан из плотно сплетенного бамбука и/или тростника и току паат ( Trachycarpus martianus ) – большого пальмового листа. Слово джаапи происходит от слова джаап, что означает пучок листьев токо . В прошлом простые люди в Ассаме и фермеры использовали простые джаапи для защиты от солнца, а богато украшенные декоративные джаапи носили как символ статуса члены королевской семьи и знать. Декоративные сорудой джаапи изготавливаются из замысловатых тканей (в основном красного, белого, зеленого, синего и черного цветов), которые интегрированы в плетение.
История
[ редактировать ]Первоначально джаапи представлял собой сельскохозяйственный головной убор, используемый фермерами для защиты от дождя или солнечного тепла. Бодо -Качари , коренные жители Ассама, использовали простой джапи в сельском хозяйстве. Подобные головные уборы также использовались по всей Юго-Восточной и Восточной Азии . [ 4 ] Бишну Прасад Рабха ввел танец джапи в мейнстрим ассамской культуры, используя его в фильме Джоймоти на основе танца Хофри Сибнаи Мвсанай народа Бодо .
Средневековые цари Чутии использовали джаапи как культурный символ. Последний чутский царь подарил вышитый золотом и серебром Джаапис (Куп-нгиун-кхам) царю Ахома Сухунгмунгу (1497–1539) в качестве подарка при его попытках заключить договор в 1523 году. [ 5 ] [ 6 ] После аннексии Садии в 1524 году царь Ахома получил много сокровищ и наград, в том числе Джааписа. [ 7 ] В 1525 году король Ахома подарил часть серебра Джаапи, полученного от короля Чутии, и другие предметы для переговоров о мире с вождем Монгкаунг Пхуклоимунгом, шанским государством в нынешнем штате Качин Верхней Мьянмы (называемым Нора в Буранджисе ), который имел напал на Садию. [ 8 ] Во время правления Ахома Джаапи-хаджия Кхель (гильдия по изготовлению Джааписа) была монополизирована Чутиасом, что указывает на то, что они были экспертами в ткачестве Джааписа. [ 9 ] Помимо этого, говорят, что баро-буянцы Центрального Ассама также использовали джаапис. Согласно Сатсари Буранджи , цари Ахома усыновили Тонгали , Хасоти и Токоу-патиа Джапи от Баро-Буянов. [ 10 ]
-
Верхняя металлическая часть древнего Варуна (Тупи) Джапи, известного как Сула, использовавшегося во времена правления царей Чутии, хранящегося в Гармора Сатре.
-
Сэнсэй Джонс
-
Искусно сделанный джаапи
-
Джаапи и Калахетра, Гувахати
-
Джаапис, сделанный в Дхемаджи
Культурный символ
[ редактировать ]Сегодня джаапи является важным символом Ассама и его культуры. Его используют во время танца Биху в качестве защиты от непогоды, предлагают в знак уважения на церемониях и размещают в качестве декоративного предмета по всему дому, особенно на стенах, в качестве приветственного знака. [ 11 ] [ 12 ]
Типы
[ редактировать ]- Сорудой джапи: используется женщинами, особенно невестами.
- Бордой джапи: используется королевской семьей с древних времен (Камрупа).
- Панидой/Халува джапи: используется фермерами на полях.
- Гарахия джапи: используется пастухами.
- Питха джапи: используется в качестве капюшона, иногда во время выращивания.
- Тупи/Варун джапи: используются во время дождя в качестве защитных шапок.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Документация по идентификатору 639: ахо – ISO 639-3» . SIL International (ранее известный как Летний институт лингвистики) . СИЛ Интернешнл . Проверено 29 июня 2019 г.
Ахом [ахо]
- ^ «Население религиозными общинами» . Перепись населения Индии – 2001 г. Министерство внутренних дел, Правительство Индии . Проверено 1 июля 2019 г.
Поиск данных переписи населения/Серия C/Население по религиозным общинам
- ^ «Население по религиозным общинам – 2011 г.» . Перепись Индии 2011 года . Генеральный регистратор и комиссар по переписи населения, Индия. Архивировано из оригинала 25 августа 2015 года.
2011census/C-01/DDW00C-01 MDDS.XLS.
- ^ Шантану Кошик Баруа (2001). Ассамский словарь . Банлата. стр. 100-1 144–146.
- ^ Ханикар 1991 , с. 100.
- ^ « Тогда царь Чутия пожелал послать серебряный и золотой губой Джапи ( Куп-нгьюн-кхам ), золотые браслеты ( Мао-кхам ), золотую корзину ( Лю-кхам ), золотое кольцо ( Хуп-кхам ), золотой книжный шкаф ( Ху -тин-кхам ), золотое пиро ( Кхам-ку ), лошадь ( Ма ), слон ( Чанг-пай ), а также два Ароана ( Пхра-нун ) и Хораис ( Фун ) царю Ахома." " (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 июля 2020 года . Проверено 7 февраля 2020 г. .
- ^ Маханта 1945 , с. 10.
- ^ Бхуян 1960 , с. 62.
- ^ «Чутия занимались всеми видами технических работ в королевстве Ахом. Например, Ханикар Хель (гильдия инженеров) всегда комплектовалась Чутиями. Джаапи-Хаджия Хел (гильдия по изготовлению джааписов) также была монополизирована их» ( Дутта 1985 :30).
- ^ Бхуян 1960 , с. 135.
- ^ Ханду 2003 , с. 46.
- ^ Общие знания Ассама . Яркие публикации. п. 98. ИСБН 9788171994519 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дутта, Шристидхар (1985), Матаки и их королевство , Аллахабад: Chugh Publications
- Ханикар, С (1991), Чутия Джаатир Итихах ару Луко-Санскрити
- Бхуян, Сурджья К. (1960), Сатсари Буранджи
- Ханду, Джавахарлал (2003), Фольклор в эпоху перемен , оригинал из Университета Индианы: Индира Ганди Раштрия Манав Санграхалая
- Маханта, С. (1945), Ассам Буранджи.DHAS
- Некоторая информация об ассамской культуре