Платье с запахом
![]() | |
Тип | Одежда . с запахом поверх застежки спереди |
---|---|
Материал | Разнообразный |
Место происхождения | Азия , особенно под влиянием Китая и Японии. |
Представлено | Европа и США |
Платье с запахом — это общий термин для платья с застежкой спереди, образованной путем обертывания одной стороны через другую и застегивающейся сбоку или завязываемой сзади. [1] Это формирует V-образный вырез. Платье с искусственным запахом напоминает этот дизайн, за исключением того, что оно уже застегнуто и не имеет отверстия спереди, а вместо этого надевается через голову. Топ с запахом — это верхний крой, построенный так же, как платье с запахом, но без юбки. Дизайн застежек в виде запаха в европейской одежде стал результатом сильного влияния ориентализма , который был популярен в 19 веке. [2] [примечание 1]
История
[ редактировать ]Вырез с запахом, закрывающийся на правую сторону, возник в Китае и восходит к династии Шан (1600–1046 до н.э.), а затем распространился на другие страны (такие как Корея и Япония ), а вырез с запахом, закрывающийся слева. были основными фасонами одежды, широко использовавшимися в Средней и Восточной Азии , а также в Европе из Западной Азии . [3]
Восточная Азия
[ редактировать ]Китай
[ редактировать ]
Традиционная одежда ханьских китайцев , ханьфу , представляет собой традиционно свободную одежду с запахом; к ним относятся халаты с запахом, такие как древние шэньи (которые сшивают верх и юбку, образуя платье), чжидуо , даопао и цзяолин пао (цельное платье) и т. д., а также верхняя одежда с запахом, такая как чанъао и жу и т. д., а также верхняя одежда с короткими рукавами или без рукавов с запахом, такая как банби и даху и т. д. [примечание 2] Китайский вырез с запахом обычно закрывается с правой стороны, как буква 《y》, и называется цзяолин юрэнь ( китайский : 交领右衽 ; букв. «пересекающийся правый лацкан воротника»), но иногда может закрываться с левой стороны. при некоторых обстоятельствах в стиле, известном как цзяолин цзуожэнь ( китайский : 交领左衽 ; букв. «пересекающийся левый лацкан воротника»). [примечание 3]
Япония
[ редактировать ]Цзяолин юрэнь был принят японцами в 718 году нашей эры в соответствии с Кодексом Ёро , который предусматривал, что все мантии должны быть закрыты слева направо, как это типично для Китая. [4]
Одежда в стиле запаха, подвязанная поясом, возникла в очень древнем Китае и позже была представлена в Японии, что повлияло на дизайн кимоно . [5] : 122 Кимоно , которое приобрело популярность произошло от китайского цзяолин пао при японском дворе 8-го века. [6]
Ориентализм, Европа и Америка
[ редактировать ]Европейская одежда с застежкой-запахой находилась под сильным влиянием популярности ориентализма в 19 веке. [2] [примечание 4] В 20-м веке стиль шинуазри в моде приобрел популярность и оказал влияние на многих модельеров того времени, в том числе на дизайн одежды, базирующийся в Соединенных Штатах . По данным Ladies' Home Journal за июнь 1913 года, том 30, выпуск 6:
Интерес к политической и гражданской деятельности нового Китая, который в настоящее время более или менее распространяется по всему миру, побудил создателей этой страницы [стр. 26] и последующих [стр. 27] обратиться к этой стране в поисках вдохновение для создания уникальной и новой одежды, которая бы в то же время соответствовала современному стилю, потребностям и окружающей среде американских женщин [...]
- Женский домашний журнал: Китайское летнее платье, опубликовано в июне 1913 года: Том 30, выпуск 6, стр. 26
Шинуазри продолжал пользоваться популярностью в 1920-х годах и оказал большое влияние на особенности одежды и дизайн одежды того периода; одновременно японизм также оказал глубокое влияние, повлияв на новые формы дизайна одежды этого периода; например, использование верха с запахом и пояса в виде оби как влияние японского кимоно . [7]

Во время Великой депрессии были популярны домашние платья под названием «Hooverettes», в которых использовался дизайн с запахом. Платья с запахом были созданы Эльзой Скиапарелли в 1930-х годах. [8] [9] и Клэр Маккарделл в 1940-х годах, чей оригинальный дизайн « поповер », сделанный из джинсовой ткани, стал основой для множества платьев с запахом. [10] : 105 [11] Модельер Чарльз Джеймс также разработал платье с запахом. [12]
В начале 1970-х годов ориентализм возродился, когда Запад официально выразил стремление к Дальнему Востоку. Таким образом, восточная мода вновь появилась в американской модной одежде; Американские дизайнеры также продемонстрировали эти восточные влияния в своих творениях. [13] : 112 Одежда для отдыха с запахом, вдохновленная местным китайским платьем, в этот период приобрела популярность среди женщин. [13] : 112
Платье с запахом Дианы фон Фюрстенберг
[ редактировать ]
Хотя часто утверждают, что Диана фон Фюрстенберг «изобрела» так называемое платье с запахом в 1972/73 году, [14] Ричард Мартин , бывший куратор Института костюма Метрополитен-музея , отметил, что форма дизайна Фюрстенберг уже «глубоко укоренилась в американской дизайнерской традиции спортивной одежды », а ее выбор эластичных синтетических тканей отличал ее работы от более ранние платья с запахом. [15] На самом деле ее дизайн представляет собой платье из двух частей, в котором к юбке пришит верх с запахом. [10] : 105 похоже на изготовление китайского шеньи .
Фюрстенбергская интерпретация платья с запахом, которое всегда было длиной до колен, из облегающего трикотажа и с длинными рукавами, была настолько популярной и самобытной, что этот стиль вообще стал ассоциироваться с ней. [16] [17] [18] Она заявила, что на создание дизайна вдохновил ее развод. [19] а также предположил, что он был создан в духе предоставления женщинам возможности наслаждаться сексуальной свободой. [20] Платье с запахом, которое она разработала в 1974 году, было новой интерпретацией кимоно . [10] : 105

Платья с запахом достигли пика популярности в середине-конце 1970-х годов, а этот дизайн стал символом освобождения женщин в 1970-х годах. [21] [22] Они вновь обрели популярность, начиная с конца 1990-х, особенно после того, как фон Фюрстенберг вновь представила свое платье с запахом в 1997 году; с тех пор она, среди других, продолжает создавать платья с запахом. [17] [23] Популярность платья с запахом, его быстрое раздевание, а также предполагаемое феминистское значение оставались актуальными до середины 2010-х годов. [22] В 2004 году вышла книга, полностью посвященная платьям с запахом Фюрстенберга. [24]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Например, британские чайные халаты XIX века.
- ^ Источники и более подробную информацию см. на соответствующих страницах; Другая китайская одежда в стиле накидки также может включать банби.
- ^ см. На странице « Воротники одежды в Ханфу». Источники и более подробную информацию
- ^ Например, британские чайные халаты XIX века.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Платье с запахом (существительное)» . Оксфордские словари для учащихся . 2022.
- ^ Jump up to: а б Паркинс, Илья (2012). Культуры женственности в современной моде . Элизабет М. Шиэн. Ганновер: Издательство Университета Нью-Гэмпшира. ISBN 978-1-61168-233-5 . OCLC 823388661 .
- ^ Ю, Сон-Ок (1980). «Сравнительное исследование верхней одежды на Древнем Востоке и Западе» . Журнал Корейского общества костюма . 3 : 29–46. ISSN 1229-6880 .
- ^ Вашингтон., Текстильный музей (1996). Вдохновение кимоно: искусство и искусство носить в Америке . Гранатовые артбуки. ISBN 0-87654-598-3 . OCLC 1155973292 .
- ^ Гечи, Адам (2013). Мода и ориентализм: одежда, текстиль и культура с 17 по 21 век . Лондон: Bloomsbury Academic. ISBN 978-1-84788-600-2 . OCLC 828833691 .
- ^ Сунь, Мин-Джу (2007). Дизайн японского кимоно из бумаги: книжка-раскраска . Минеола, Нью-Йорк: Дувр. ISBN 978-0-486-46223-3 . OCLC 271671537 .
- ^ Йирусек, Шарлотта (2019). Османская одежда и дизайн на Западе: визуальная история культурного обмена . Сара Каттералл. Блумингтон, Индиана. ISBN 978-0-253-04219-4 . OCLC 1048050192 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Эльза Скиапарелли» . Мода. Архивировано из оригинала 7 августа 2014 года . Проверено 13 января 2014 г.
- ^ Бинкли, Кристина (27 апреля 2012 г.). «Две дивы (одна мертвая) говорят о моде» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 13 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Вандерлинде, Памела (2021). Выкройки для дизайна одежды: 9 знаковых стилей от ампира до чонсама . Лондон. ISBN 978-1-350-09467-3 . OCLC 1237650658 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Полан, Бренда; Тредре, Роджер (2009). Великие модельеры (английское изд.). Оксфорд: Издательство Берг. п. 93 . ISBN 9780857851758 .
- ^ Глобальная история дизайна . Гленн Адамсон, Джорджио Риелло, Сара Тизли (1-е изд.). Лондон. 2011. ISBN 978-0-203-83197-7 . OCLC 1081418859 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б «Эбони» . Издательская компания Джонсон . Том. 27, нет. 4. 1972. ISSN 0012-9011 .
- ^ Груфферман, Барбара Ханна (20 февраля 2012 г.). «Звезда обертывания: почему Дайан фон Фюрстенберг все еще на высоте» . Хаффингтон Пост . Проверено 13 января 2014 г.
- ^ Мартин, Ричард (1998). Американская изобретательность: спортивная одежда, 1930-е — 1970-е годы . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. п. 35. ISBN 9780870998638 .
- ^ Миллер, Аманда Кристин (16 января 2008 г.). «Диана фон Фюрстенберг о платьях с запахом и изящных радостях старения» . Хаффингтон Пост . Проверено 27 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Диана фон Фюрстенберг» . Архивировано из оригинала 8 августа 2012 года . Проверено 17 июля 2012 г.
- ^ «Диана фон Фюрстенберг» . Справочник модных моделей . Проверено 27 июня 2011 г.
- ^ Борресен, Келси (9 ноября 2012 г.). «Платье с запахом Дайаны фон Фюрстенберг, вдохновленное разводом дизайнера» . Хафф Пост . Проверено 4 февраля 2013 г.
- ^ Уолден, Селия (6 апреля 2011 г.). «Диана фон Фюрстенберг: интервью» . Телеграф . Лондон . Проверено 13 января 2014 г.
- ^ «Суперзвезда обертывания: дизайнер Диана фон Фюрстенберг рассказывает свою историю» . «Индепендент» в воскресенье . Лондон. 27 марта 2008 г. Архивировано из оригинала 7 мая 2022 г. Проверено 27 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Леора Таненбаум (14 июля 2015 г.). «Из-за позора шлюх платье с запахом все еще имеет значение» . Хаффингтон Пост . Проверено 15 июля 2015 г.
- ^ Маккин, Эрин (2013). Сотня платьев: самые знаковые стили нашего времени . Нью-Йорк: Блумсбери. п. 201 . ISBN 9781608199761 . Проверено 6 мая 2013 г.
Возрожденное в 1997 году платье снова продалось миллионами.
- ^ Талли, Андре Леон (2004). Диана фон Фюрстенберг: завершение . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Ассулин. ISBN 9782843235245 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Трикотажное платье с запахом фон Фюрстенберга 1970-х годов в Метрополитен-музее.
- «Выставка Дайаны фон Фюрстенберг «Путешествие платья» открывается в Лос-Анджелесе», Бут Мур , Los Angeles Times , 10 января 2014 г.