Воротники одежды в ханьфу
Воротники одежды в ханьфу разнообразны и бывают нескольких форм. [ 1 ] в том числе цзяолин (перекрестные воротники, накладные воротники спереди, закрывающиеся с правой или левой стороны), дуйцзинь , юаньлин , лилин , клык , танлин . Некоторые формы воротников были аборигенами Китая, в то время как другие были заимствованы у хуфу других неханьских китайских этнических меньшинств и/или от одежды, которую носили иностранцы.
Культурное значение
[ редактировать ]Ру
[ редактировать ]Ёрен (правый лацкан)
[ редактировать ]
Китайские халаты , такие как шеньи и паофу в целом, а также китайские куртки обычно должны закрывать правую часть одежды. [ 2 ] Стили одежды, которые перекрываются спереди и расположены ближе к правой стороне, известны как юрэн ( китайский : 右衽 ; букв. «Правый лацкан»). Застежка юрэн — это стиль , который зародился в Китае и восходит к династии Шан . [ 3 ] Юрэнь этнической принадлежности хань также является важным символом китайской . [ 2 ] Закрытие юрена в конечном итоге было принято другими этническими меньшинствами, а также распространилось на соседние страны, такие как Вьетнам, Корея и Япония.
Цзуорен (левый лацкан)
[ редактировать ]
Китайцы также носили другую форму застежки, известную как цуорен ( по-китайски : 左衽 ; букв. «левый лацкан»), что обычно относится к тому, как одежда перекрывается спереди, как застежка юрэн , но вместо этого закрывается с левой стороны. [ 2 ] Согласно Шуовэнь Цзецзы 《 說文解字 》, форма паофу , известная как си ( 襲 ), представляла собой халат с дзуорэн . застежкой [ 4 ] [ 5 ] в то время как пальто, известное как чжэ ( 褶 ; иногда также называемое си ), обычно используемое как часть кужэ , также было си ( 襲 ) согласно Шимин . [ 6 ]
Однако использование цуорена обычно было связано с похоронной практикой. Это также можно найти в главе «Санг да цзи» ( 喪 大 記 ) « Лицзи» ( 禮禮記 ):
«При обоих перевязках жертвенные одежды не располагались ниже других. Все они располагались отворотом на левом боку. Повязки были прочно завязаны, а не в бант [小连大狠, священническая одежда не спадают, все левые складки завязаны и развязаны]».
Согласно древним китайским поверьям, единственный момент, когда ханьцы должны были использовать цзоожэнь, — это одевание умершего. [ 2 ] Эта похоронная практика уходит корнями в древние китайские верования; особенно в теории Инь и Ян , где считается, что левая сторона — это Ян и означает жизнь, тогда как правая сторона — это Инь , которая означает смерть. [ 7 ]

Следовательно, согласно теории Инь и Ян, левый отворот одежды должен быть расположен снаружи (который имеет форму застежки «юрен» ), чтобы указать на то, что сила аспекта Ян подавляет аспект Инь , что, таким образом, символизирует одежда живых людей. [ 7 ] С другой стороны, дзуорэн представляет собой представление аспекта Инь , превосходящего аспект Ян , и, таким образом, одежда с застежкой дзуорэн стала одеждой, которую носил умерший . [ 7 ] было табу Поэтому в китайской культуре одежды для живого человека носить одежду с застежкой дзуорэн . [ 7 ]
Есть исключения, когда живые ханьские китайцы носили одежду с застежкой цуорен . Например, в некоторых районах (например, в Северном Хэбэе ) в 10 веке некоторых этнических ханьцев можно было встретить в одежде с левым лацканом. [ 8 ] Китайские женщины хань также часто брали левый лацкан во времена правления иностранных национальностей, например, во времена династии Юань . [ 9 ] Практика ношения цзоренов также продолжалась в некоторых регионах династии Мин, несмотря на то, что это была династия Хань, управляемая китайцами, что является нетипичной особенностью. [ 9 ]
Ассоциация с этническими меньшинствами и иностранцами
[ редактировать ]
Закрытие цзорена также было связано с одеждой неханьских китайцев, этнических меньшинств и иностранцев в древние времена. Одежда некоторых этнических меньшинств обычно закрывалась в дзуорэн . стиле [ 2 ] согласно тому, что записано в древних китайских текстах, таких как Цян . [ 10 ] : 101 В результате традиционный способ отличить одежду «варваров» (то есть неханьских китайцев) хуфу от китайской одежды ханьфу обычно заключался в том, чтобы посмотреть на направление воротника. [ 11 ]
Это также можно найти в «Аналектах» , где сам Конфуций хвалил Гуань Чжуна за то, что он не позволил ослабленной династии Чжоу стать варварами: [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
«Но что касается Гуань Чжуна, нам теперь следует носить распущенные волосы [пифа] и застегивать лацканы пальто с левой стороны [цзуорен]».
Основываясь на высказываниях Конфуция, пифа цзуорэн ( упрощенный китайский : 被发左衽 ; традиционный китайский : 被髮左衽 ; пиньинь : bèifà zuϒrèn ; букв. «Несвязанные волосы на левом отвороте») связывали волосы и пальто, закрывающиеся с левой стороны. , был связан с одеждой обычаев северных кочевых этносов, считавшихся варварами. [ 12 ] С точки зрения культуры Хуася , пифа была способом отказаться от утонченной культуры и превратиться в варвара. [ 10 ] : 101
При династии Хань , поскольку сам Конфуций был первым человеком, который использовал фразу пифа цзуожэнь для обозначения людей династии Нон-Чжоу , эта фраза стала распространенной метафорой примитивности. [ 10 ] : 103 Когда древние китайские литераторы использовали концепцию пифа цуорен , она стала фразой, которая содержала символ иностранцев, ведущих варварский и цивилизованный образ жизни; эта концепция также стала способом подчеркнуть обычаи между ханьцами и другими этническими меньшинствами и провести грань, позволяющую отличить тех, кого считали цивилизованными, а кого варварами. [ 10 ] : 103 также Таким образом , дзуорен стал отсылкой к хуфу и/или правлению иностранных национальностей. [ 2 ] Следует отметить, что некоторые некитайские этнические группы, принявшие стиль ханьфу , иногда сохраняют свои левые лацканы, например, кидани в династии Ляо . [ 15 ] : 267
Распространенные виды воротников
[ редактировать ]Перекрестные воротники
[ редактировать ]Цзяолин Ёрен
[ редактировать ]
Цзяолин юрэн ( китайский : 交領右衽 ) представляли собой перекрестные воротники, которые перекрывались спереди и закрывались с правой стороны в соответствии с правилом юрэн ( 右衽 ); [ 16 ] их также можно охарактеризовать как одежду с перекрестным воротником, закрывающуюся на правую сторону, или Y-образный воротник. Цзяолин юрэн начали носить во времена династии Шан в Китае. [ 17 ] [ 18 ] Эта форма воротника со временем стала одним из главных символов китайско-китайских королевств. [ 16 ] и со временем распространился по всей Азии. [ 18 ] Одежда и наряды, в которых использовался воротник цзяолин юрэн, включают: шэньи , цзяолинпао , мяньфу , пьенфу , дии , даху и тэли .
Цзяолин Цзуожэнь
[ редактировать ]
Цзяолин зорэнь — это перекрестные воротники, которые закрываются на левую сторону, а не на правую. Обычно они использовались неханьскими китайцами в древнем Китае, но также были приняты ханьскими китайцами в некоторых обстоятельствах, например, когда ими управляли неханьские китайские правители. Китайские женщины-ханьцы также иногда встречаются на картинах династии Мин , что является нетипичной особенностью. [ 9 ] Их также использовали для одевания умерших ханьских китайцев. [ 2 ]
Центральные передние воротники
[ редактировать ]Воротники, идущие параллельно и прямо спереди, называются дуидзин (对襟). [ 19 ] [ 20 ] : 22 Одежду с воротниками дудзин можно застегнуть посередине спереди. [ 20 ] : 22 [ 21 ] или оставить открытым спереди. [ 19 ] Их можно было найти с высоким воротником или без него в зависимости от периода времени. [ 1 ] Дуйджин можно было использовать в одежде и нарядах, таких как бэйцзы , банби и бэйсинь .
-
Даксиушань с воротником дуйцзинь, династия Сун
-
Бэйцзы с воротником дуидзин, династия Сун
-
Шан с ошейником дудзин, династия Сун
-
Бэйсинь с воротником Дуйцзинь, династия Сун
Круглые воротники
[ редактировать ]
Круглые воротники называются юаньлин (круглый воротник). [ 1 ] или панирование. [ 22 ] [ 23 ] В древнем Китае одежда с круглыми воротниками обычно появлялась и/или находилась под влиянием иностранных этнических групп, таких как Дунху , [ 24 ] [ 25 ] Уху , [ 24 ] [ 26 ] : 317 и иностранцы из Средней Азии, такие как согдийцы , [ 27 ] [ 28 ] и монголы, [ 25 ] в разный момент времени. Юаньлин может перекрываться вправо или закрываться спереди в манере дуйцзинь. [ 1 ] [ 29 ] Юаньлин можно было использовать в одежде и одежде, например , юаньлиншань , юаньлинпао , панлин ланьшань и улиншань (无领衫). [ 29 ]
-
Юаньлиншань замыкается справа, династия Мин
-
Панлин Ланьшань , династия Мин
-
Юаньлиншань замыкается справа, династия Мин
-
Юаньлин банби , который закрывается спереди в стиле дуйцзинь.
-
Династия Цин
-
Юаньлин-шань, династия Цин.
Воротники-стойки
[ редактировать ]
Высокие воротники во времена династии Мин назывались шулин (竖领) или лилин (立领). [ 1 ] Они появились при поздней династии Мин. [ 30 ] : 93 Существовали две основные формы одежды с высокими стоячими воротниками в зависимости от типа лацканов и застежки. [ 1 ]
Воротник-стойка с застежкой справа.
[ редактировать ]Одежда с шулин дацзинь (竖领大襟), также называемая лилин дацзинь, шулин сецзинь или лилин сецзинь, имеет стоячий воротник и большой лацкан, который закрывается справа. [ 29 ] Планку дацзинь также называют сецзинь ( китайский : 斜襟 ; пиньинь : сиецзинь ; букв. «наклонная планка»).
- Шулинг даджин
-
Шулин дацзинь, Высокий воротник с перекрытием спереди, династия Мин.
-
Шулин дацзинь, Высокий воротник с перекрытием спереди, династия Мин.
Воротник-стойка с центральной застежкой спереди.
[ редактировать ]Одежда с шулинг дуидзин (или лилин (или шулинг) дуидзин) имеет воротник-стойку и закрывается на центральную застежку спереди. [ 1 ]
Другие формы воротников
[ редактировать ]Воротники с лацканами
[ редактировать ]Фанлинг относится к воротникам с лацканами , которые обычно относят к воротникам в стиле хуфу.
Квадратные воротники
[ редактировать ]Квадратные воротники называются клыками (方领). [ 4 ] : 166 [ 1 ]
-
Чжаоцзя (罩甲) с квадратным воротником, династия Мин
U-образный воротник
[ редактировать ]U-образный воротник известен как танлин ( китайский : 坦领 ; пиньинь : tώnlong ; букв. «плоский воротник / воротник с открытым сердцем»). [ 31 ] Танлинг можно было использовать в одежде и нарядах, например, Танлинг Банби и Танлинг Рукун .
Воротник в форме пипы
[ редактировать ]Пяньцзинь ( китайский : 偏襟 ; пиньинь : piānjīn ; букв. «наклонная планка»), также называемый воротниками в форме пипа и иногда называемый «наклонным» воротником на английском языке, [ 21 ] представляли собой воротники, которые перекрываются и закрываются с правой стороны большим лацканом. [ 21 ] На эту форму воротника повлияла маньчжурская одежда . [ 21 ] Открытие переднего перекрытия «Маньчжурии» было маньчжурским нововведением; их одежда была застегнута на пуговицы в центре передней части шеи, на правой ключице и под правой мышкой по правым швам. [ 32 ] Маньчжурское перекрытие имело больше форму S-образного перекрытия; он бежал прямо вправо от центральной передней части шеи, опускался до места взрыва, а затем изгибался вправо. [ 33 ] : 63 В одежде маньчжуров до 20 века редко были высокие воротники. [ 30 ] : 93 Пип-образный воротник носили во времена династии Цин и Китайской Республики . [ 34 ] [ 21 ] Его можно было найти без высокого воротника или с ним (например, воротник-стойка ). [ 21 ]
-
Воротник в форме пипы в ханьской женщине ао (куртке), династия Цин
-
На воротник этого ао (куртки) повлиял воротник в форме пипы времен династии Цин.
-
Маньчжурский воротник-труба, династия Цин
-
Маньчжурский воротник-труба, династия Цин
-
Маньчжурский воротник-труба, династия Цин
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Путеводитель по типам Шань/Ао династии Мин для девочек - 2022» . www.newhanfu.com . 2021-07-02 . Проверено 26 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ма, Сяофан (2018). «Исследование эстетики ханьской китайской культуры одежды в телеспектакле q Nirvana in Fireq». Материалы 3-й Международной конференции по современному образованию, социальным и гуманитарным наукам (ICCESSH 2018) . Атлантис Пресс. стр. 639–643. дои : 10.2991/iccessh-18.2018.143 . ISBN 978-94-6252-528-3 .
- ^ Ю, Сон-Ок (1980). «Сравнительное исследование верхней одежды на Древнем Востоке и Западе» . Журнал Корейского общества костюмов . 3 : 29–46. ISSN 1229-6880 .
- ^ Jump up to: а б Чжан, Вэйвэй (2016). Вариативность метонимии: межъязыковой, исторический и лектальный взгляды . Берлин. ISBN 978-3-11-045583-0 . OCLC 947083957 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Толкование слова «атака» . www.shuowen.org . Проверено 11 июля 2022 г.
- ^ "Шиминг《ShiClothes》" . ctext.org Проверено 11 июля 2022 г. .
- ^ Jump up to: а б с д Ши, Сонге (2021). «Путешествие с Ханьфу: анализ в социальных сетях современных китайцев, путешествующих ради художественных фотографий» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Чжан, Лин (2016). Река, равнина и государство: экологическая драма в Северном Сунском Китае, 1048–1128 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9781316659298.002 . ISBN 978-1-316-65929-8 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с Вестник Музея дальневосточного антиквариата 70 . Восточноазиатский музей. 1998. с. 208.
- ^ Jump up to: а б с д Це, Вики В.К. (2018). Крах позднейшей династии Хань в Китае, 25-220 гг. н.э.: северо-западные окраины и окраины империи . Лондон. ISBN 978-1-315-53231-8 . OCLC 1042329243 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Сюй, Цзин (2016). Китайский путешественник в средневековой Корее: иллюстрированный отчет Сюй Цзина о посольстве Сюаньхэ в Корё . Сем Вермеерш. Гонолулу. стр. 331–332. ISBN 978-0-8248-6683-9 . ОСЛК 950971983 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Кан, Чэ-Он (2006). Страна ученых: две тысячи лет корейского конфуцианства . Сюзанна Ли (1-е изд.). Парамус, Нью-Джерси. ISBN 1-931907-30-7 . OCLC 60931394 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Платье и идеология: формирование идентичности от древности до наших дней . Шошана-Роуз Марзель, Гай Стибель. Лондон. 2015. с. 41. ИСБН 978-1-4725-5808-4 . OCLC 895162445 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Аналиты Конфуция: Сяньвэнь - Микро Гуань Чжун, меня послали налево и направо. - Текстовый проект китайской философии» . ctext.org (на китайском языке (Тайвань)) . Проверено 7 февраля 2022 г.
- ^ Кун, Дитер (2009). Эпоха конфуцианского правления: трансформация Китая в эпоху Сун . Кембридж, Массачусетс: Belknap Press издательства Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-03146-3 . OCLC 192050158 .
- ^ Jump up to: а б Хо, Вэй; Ли, Ын Ён (2009). «Современное значение ханьской китайской одежды (韓服)» . Журнал Корейской ассоциации моды и дизайна костюмов . 11 (1): 99–109. ISSN 1229-7240 .
- ^ Чжао, Инь (2014). Снимки китайской культуры Цай, Лос-Анджелес. . Синьчжи 978-1-62643-003-7 . OCLC 912499249 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Кидд, Лаура К.; Ли, Юнсу (2002). «Характеристики стиля хвалот с акцентом на одно платье из коллекции Академии искусств Гонолулу» . Журнал исследований одежды и текстиля . 20 (1): 1–14. дои : 10.1177/0887302x0202000101 . ISSN 0887-302X . S2CID 110839493 .
- ^ Jump up to: а б «Древняя китайская мода: исторический прототип стиля ханьфу» . www.newhanfu.com . 14 октября 2020 г. Проверено 26 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Зильберштейн, Рэйчел (2020). Модный век: текстильное искусство и торговля в конце Цин . Сиэтл. ISBN 978-0-295-74719-4 . OCLC 1121420666 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж Цзян, Ваньи; Ли, Чжаоцин (06 января 2021 г.). «Анализ эволюции, дизайна и применения женских традиционных пальто в Пекине в эпоху поздней династии Цин и ранней Китайской Республики: на основе коллекции Музея этнических обычаев Пекинского института технологий моды». Материалы 6-й Международной конференции по искусству, дизайну и современному образованию (ICADCE 2020) . Атлантис Пресс. стр. 641–648. дои : 10.2991/assehr.k.210106.123 . ISBN 978-94-6239-314-1 . S2CID 234293619 .
- ^ Ю Хе Ён (1992). Исследование общей одежды, представленное на фресках «Гроты Дуньхуана» (докторская диссертация). Высшая школа женского университета Ихва.
- ^ «Изготовление ханьфу (5) — Выкройки и выкройки для вырезания и шитья воротника Aoqun — 2022» . www.newhanfu.com . 17.06.2021 . Проверено 26 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Ван, Фанг (2018). «Исследование структуры и изготовления традиционных костюмов Края» (PDF) . Материалы 2-й Международной конференции по экономике и менеджменту, образованию, гуманитарным и социальным наукам (EMEHSS 2018) . Атлантис Пресс. стр. 584–588. дои : 10.2991/emehss-18.2018.118 . ISBN 978-94-6252-476-7 .
- ^ Jump up to: а б Ян, Шуран; Юэ, Ли; Ван, Сяоган (01 августа 2021 г.). «Исследование структуры и виртуальной модели платья «сечжи» династии Мин» . Физический журнал: серия конференций . 1986 (1): 012116. Бибкод : 2021JPhCS1986a2116Y . дои : 10.1088/1742-6596/1986/1/012116 . ISSN 1742-6588 . S2CID 236985886 .
- ^ Дьен, Альберт Э. (2007). Цивилизация шести династий . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-07404-8 . OCLC 72868060 .
- ^ Чжао, Циван (2020). «Западные культурные факторы в одеждах династий Вэй, Цзинь, Южной и Северной, а также династий Суй и Тан» (PDF) . 2020 3-я Международная конференция по искусству, лингвистике, литературе и гуманитарным наукам (ICALLH 2020) . Фрэнсис Академик Пресс, Великобритания: 141–147. doi : 10.25236/icallh.2020.025 (неактивен 31 января 2024 г.).
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) - ^ Чжао, Циван (2019). «Происхождение частичных украшений в платьях династий Северная Ци и Тан». 2-я Международная конференция по культуре, языкам, литературе и искусству : 342–349.
- ^ Jump up to: а б с «Справочник по типам ханьфу и дресс-коду (династия Мин)» . www.newhanfu.com . 04.04.2021 . Проверено 13 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Финнейн, Антония (2007). Переодевание в Китае: мода, история, нация . Лондон: ISBN Hurst & Co. 978-1-85065-860-3 . OCLC 166381500 .
- ^ 王金妍 (29 июля 2019 г.). «Ханьфу: традиционная китайская одежда в ханьском стиле» . www.chinastory.cn . Проверено 26 мая 2022 г.
- ^ «Сверните манжеты» . Джон Э. Воллмер . 16 октября 2017 г. Проверено 26 мая 2022 г.
- ^ Бондс, Александра Б. (2008). Костюмы пекинской оперы: визуальная коммуникация характера и культуры . Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN 978-1-4356-6584-2 . OCLC 256864936 .
- ^ «Изменения женской одежды во времена династий Мин и Цин» . www.newhanfu.com . 14 февраля 2021 г. Проверено 26 мая 2022 г.