Jump to content

Бейзи

Бейзи
Бейзи3
Портрет человека династии Мин, носящего бэйцзы в стиле Мин поверх жидуо.
китайский 褙子
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu Pinyinbèizi

Бэйцзи ( китайский : 褙子 ; пиньинь : бейджи также известный как Бэйцзи ( китайский : пиньинь , ) ) [ 1 ] [ 2 ] и тюози ( китайский : 綽子 ; пиньинь : chuòzi ), [ 3 ] предмет традиционной китайской одежды, общий как для мужчин, так и для женщин; [ 3 ] Обычно это большое свободное верхнее пальто со свободными длинными рукавами. [ 4 ] [ 5 ] Он был наиболее популярен во времена династий Сун , Мин и от раннего Цин до династии Среднего Цин . Бэйцзы зародился во времена династии Сун. [ 3 ] [ 5 ] [ 6 ] Во времена династии Мин бэйцзы называли пифэн ( китайский : 披風 ; пиньинь : пи фэн ). [ 7 ] Когда его носят мужчины, его иногда называют чанъи ( китайский : 氅衣 ), хэчан ( китайский : 鹤氅 ; пиньинь : хэчонг ; букв. «Плащ журавля») или дачан ( китайский : 大氅 ), когда он имеет большие рукава и завязанные спереди завязки в качестве застежки одежды. [ 8 ]

Терминология

[ редактировать ]

Бэйцзы (背子) буквально означает «человек, сидящий сзади». [ 2 ] По словам Чжу Си , бэйцзы, возможно, изначально представляла собой одежду, которую носили наложницы и служанки, а затем она была названа в честь этих людей, поскольку они всегда шли позади своей госпожи. [ 5 ]

Происхождение

[ редактировать ]

Бэйцзы возникла во времена династии Сун ; [ 5 ] [ 6 ] предполагается, что оно произошло от банби , где рукава и одежда удлинялись. [ 9 ] [ 10 ] По словам Е Менде , бэйцзы изначально носили как военную одежду с «полурукавами»; позже рукава были удлинены и добавлены свисающие ленты из подмышек и спины. [ 5 ] Согласно Чжу Си и Лу Ю , в прежние времена бэйцзы не существовало, и он стал популярным только во времена поздней династии Северная Сун . [ 5 ]

Династия Сун

[ редактировать ]

В династии Сун бэйцзы носили все социальные слои независимо от пола; однако это было более распространено среди людей с более высоким социальным статусом. [ 4 ] [ 5 ] Император Чжэцзун и император Хуэйцзун носили желтые бэйцзы, в то время как Великие советники периода Северной Сун носили фиолетовые бэйцзы с круглым воротником; эта форма моды сохранялась до периода Сюаньхэ. [ 5 ]

Бэйцзы имел прямой силуэт, и людям династии Сун нравилась его элегантность, которая отражала культурное и психологическое развитие людей династии Сун, которые любили простоту. [ 4 ] Чжу Си также установил некоторые правила одевания, которые включали ношение бэйцзы незамужними женщинами и наложницами. [ 11 ] Женщинам предписывалось носить бейцзы как обычную одежду, а мужчины могли носить ее только в неформальной обстановке. [ 3 ] Мужскую бейцзы времен династии Сун носили дома как неформальную одежду, потому что ее можно было оставить расстегнутой спереди из-за расслабленной линии талии и поскольку бэйцзы могли быть различной длины и ширины. [ 4 ] Примеры артефактов бейцзы, которые носили женщины времен династии Сун, были обнаружены в гробнице Хуан Шэна. [ 12 ]

Во времена династии Сун хэчан ( китайский : 鶴氅 ; пиньинь : хэчонг ; букв. «Плащ журавля») носили отшельники и отставные чиновники как повседневную одежду; его можно было носить поверх жидуо . [ 13 ] Хэчан был длинным и свободным, его можно было сделать из пуха журавля и других птиц, его длины было достаточно, чтобы его нижний край доходил до земли. [ 14 ]

Династия Мин

[ редактировать ]

Во времена династии Мин женский пифэн к 16 веку стал настолько длинным, что вызвал некоторые опасения у правительственных чиновников, поскольку женский пифэн стал приближаться к мужской одежде; т.е. традиционно верхняя одежда женщины должна была быть выровнена по талии с нижней одеждой, которая соприкасалась с верхней одеждой, чтобы символизировать «землю поддерживает небо». [ 7 ] Во времена династии Мин, когда пифэн удлинился до такой степени, что верхняя женская одежда закрывала нижние юбки; это было воспринято как путаница между мужчиной и женщиной, поскольку именно у мужчин верхняя одежда традиционно закрывала нижнюю одежду, что символизировало «небо охватывает землю». [ 7 ]

Пифэн был популярной одеждой женщин в конце династии Мин в качестве повседневной одежды в 16 и 17 веках. [ 7 ]

Династия Цин

[ редактировать ]

Во времена династии Цин форма одежды в стиле Мин оставалась доминирующей для ханьских женщин; это включало бейцзы среди различных форм одежды. [ 15 ] В 17 и 18 веках нашей эры бэйцзы (褙子) была одной из самых распространенных одежд и мод, которые носили женщины в династии Цин, наряду с руцюнь , юньцзянь , таоцзы и бицзя . [ 16 ] Пифэн продолжали носить даже после падения династии Цин , но в конце концов исчез к 19 веку. [ 7 ]

21 век: современные Бэйцзы и Пифэн

[ редактировать ]

Бэйцзы и пифэн, основанные на различных династиях, вновь обрели популярность в 21 веке с появлением движения Ханьфу и были модернизированы или улучшены. [ 17 ] [ 18 ]

Строительство и дизайн

[ редактировать ]

Бэйцзы имеет прямой силуэт с шлицами и швами по бокам. [ 6 ] [ 4 ] У него параллельный/прямой воротник ( китайский : 對襟 ; пиньинь : дуйцзинь ); [ 19 ] т.е. имеется пара несвязных передних частей, которые были параллельны друг другу. [ 5 ] Бэйцзы также можно найти с боковыми разрезами, которые могут начинаться от подмышки по всей длине, или вообще без боковых разрезов. [ 4 ] [ 5 ] Во времена династии Сун бейцзы не застегивали, чтобы можно было обнажить внутреннюю одежду. [ 6 ] [ 4 ] Бэйцзы также имели разную длину: выше колен, ниже колен и до щиколотки, а рукава могли различаться по размеру (то есть узкие или широкие). [ 4 ]

Иллюстрация бейцзы (褙子), из китайской энциклопедии Гуджин Тушу Цзичэн , раздел «Церемониальные обычаи» между 1700 и 1725 годами, династия Цин .

В династии Сун помимо вышеупомянутого стиля встречались и другие стили бэйцзы:

  1. Существует стиль бэйцзы, в котором ленты можно было вешать как на подмышки, так и на спину, с помощью шелкового пояса, который скреплял переднюю и заднюю часть бэйцзы вместе, или же переднюю и заднюю части бэйцзы можно было оставить несвязанными. [ 5 ] По словам Чэн Дачана , предполагалось, что использование лент под мышками было способом имитировать перекрещивающиеся ленты более ранней древней китайской одежды, чтобы сохранить одежду древних времен. [ 5 ]
  2. «Полубейзи», бэйзи с короткими рукавами; Первоначально ее носили как военную форму, но затем ее стали носить литераторы и простолюдины, несмотря на то, что это противоречило этикету одевания династии Сун. [ 5 ]
  3. «Бейзи без рукавов», который выглядит как современный жилет без рукавов , использовался как повседневная одежда, и его можно было найти на рынке. [ 5 ] Их шили из рами или сырой шелковой ткани. [ 5 ]

Бэйцзы также развивались со временем. У более ранней династии Сун в бэйцзы была полоса, края которой заканчивались до нижнего края, но со временем она развилась дальше и стала контрастной шейной лентой, которая окружала шею до середины груди; закрытие также было обнаружено в середине груди. [ 6 ] [ 20 ] При династии Сун рукава бэйцзы были более полными, но при династии Мин они стали более трубчатыми по форме . [ 6 ]

К концу династии Мин бэйцзы (также известный как пифэн) стал длиннее и почти полностью закрывал юбки, которые стали выглядеть почти как мужская одежда, а рукава стали больше и свисали значительно ниже кончиков пальцев. [ 7 ] Однако шейный воротник был укорочен и достиг середины груди, а халат стал шире. [ 20 ] Во времена династии Мин бэйцзы можно было застегнуть спереди с помощью металлической или нефритовой пуговицы, называемой зиму коу ( китайский : 子母扣 ). [ 21 ]

Гендерные различия

[ редактировать ]

Гендерная разница заключается в том, что, хотя бэйцзы с широкими рукавами считались официальной одеждой для женщин ( бэйцзы как с широкими, так и с узкими рукавами с узкими рукавами были повседневной одеждой для женщин), бейцзы использовались только как повседневная одежда для мужчин. [ нужна ссылка ]

Изображения и СМИ

[ редактировать ]

Влияния и производные

[ редактировать ]

В китайской опере такие костюмы, как нупи ( китайский : 女帔 ; форма женского формального наряда) и пи ( китайский : ; форма мужского формального наряда) произошли от бэйцзы, которые носили во времена династии Мин (т.е. пифэн). [ 23 ] [ 24 ] И пи , и нупи имели трубчатые рукава, длина которых превышала длину запястья. [ 23 ] также были добавлены водяные рукава К рукавам для пи и нупи ; рукава для воды, которые носят с нупи, длиннее, чем те, которые носят с пи . [ 23 ] Нупи ; имели прямые бока и шлицы и были длиной до колен длина нупи была исторически точной. [ 23 ] Пи . имел расклешенные боковые швы с шлицами и имел длину до щиколотки [ 23 ] Его можно было застегнуть на одну китайскую пуговицу-лягушку или на тканевый галстук.

Хечан (известный в Корее как хакчан) был представлен в 17 и 18 веках в Чосон людьми, которые обменивались опытом с китайцами или любили китайские классические стили, и постепенно стал популярным среди народа Чосон; Ученые Чосон начали заимствовать внешний вид Чжугэ Ляна из-за популярности «Романа о трех королевствах» ; и, таким образом, хакчангуи все чаще носили все больше и больше ученых эпохи Чосон. [ 25 ] В Чосон веера с белыми перьями и хакчангуи стали представительной одеждой Чжугэ Ляна, отшельников и ученых, последователей даосизма. [ 26 ]

Ао Нат Бинь ( сценарий Nom : 襖日平 , вьетнамский : Áo Nhật Binh , букв. «одежда с прямоугольным воротником»), которая представляла собой повседневную верхнюю одежду, которую носили женщины королевской семьи, женщины-чиновницы и высокопоставленные благородные дамы династии Нгуен во время неформальных мероприятий, возникла из династии Мин пифенга ( вьетнамский : Áo Phi Phong ), который был популярен в Китае. [ 27 ] [ 28 ] Ао Нат Бинь получил дальнейшее развитие во времена династии Нгуен для обозначения социального ранга женщин посредством использования цветов и рисунков вышивки. [ 29 ]

Похожие товары

[ редактировать ]
[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Чжунго гу дай мин у да дянь , 华夫 (Ди 1 бан, ред.): Цзинань чу бан она .  7-80572-575-6 . ОСЛК   30903809 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  2. ^ Jump up to: а б Цзан Инчунь. (2003). Чжунго чуань фу ши. , Дэхуа., Гу Инчэнь. (Ди 1 бан, Пекин: У Чжоу Чуань Бо Чу бань она. Ван  7-5085-0279-5 . OCLC   55895164 .
  3. ^ Jump up to: а б с д Юань, Цзуцзе (2007). «Одежда для власти: обряд, костюм и государственная власть в Китае при династии Мин» . Границы истории в Китае . 2 (2): 181–212. дои : 10.1007/s11462-007-0012-x . ISSN   1673-3401 . S2CID   195069294 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хуа, Мэй; Хуа Мэй (2004). Чжунго фу ши ( ред. Ди 1, Пекин Чу Бан Шэ, стр. 50–52). : У Чжоу Чуань Бо  7-5085-0540-9 . OCLC   60568032 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Чжу, Жуйси; Нью-Йорк (2016). Социальная история средневекового Китая: династии Сун, Ляо, Западная Ся и Цзинь . Бангвэй Чжан, Фушен Лю, Чунбан Цай, Цзэнъюй Ван, Питер Дитмэнсон, Бан Цянь Чжу (обновленная ред.). Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 17–18. ISBN  978-1-107-16786-5 . OCLC   953576345 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж Б. Бондс, Александра (2008). Костюмы Пекинской оперы: визуальная коммуникация характера и культуры . Издательство Гавайского университета. п. 53. ИСБН  9780824829568 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж Финнейн, Антония (2008). Переодевание в Китае: мода, история, нация . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 50–52. ISBN  978-0-231-14350-9 . OCLC   84903948 .
  8. ^ «Традиционная китайская зимняя одежда для мужчин — Чанги» . www.newhanfu.com . 16 декабря 2020 г. Проверено 24 июня 2021 г.
  9. ^ Чжу Хэпин (июль 2001 г.). «История китайской одежды» (PDF) (на китайском языке) (1-е изд.). Издательство Zhongzhou Ancient Books, стр. 223–224 . Проверено 20 мая 2009 г ..
  10. ^ Мэй Хуа (2011). . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521186896 .
  11. ^ Чжу, Жуйси; Нью-Йорк (2016). Социальная история средневекового Китая: династии Сун, Ляо, Западная Ся и Цзинь . Бангвэй Чжан, Фушен Лю, Чунбан Цай, Цзэнъюй Ван, Питер Дитмэнсон, Бан Цянь Чжу (обновленная ред.). Кембридж, Великобритания. стр. 100-1 6, 33. ISBN  978-1-107-16786-5 . OCLC   953576345 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  12. ^ Зильберштейн, Рэйчел (2020). Модный век: текстильное искусство и торговля в конце Цин . Сиэтл. п. 57. ИСБН  978-0-295-74719-4 . OCLC   1121420666 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  13. ^ Буркус, Энн Гейл (2010). Через лес канцлеров: истории беглецов в «Линъянь гэ» Лю Юаня, иллюстрированной книге из Сучжоу семнадцатого века . Юань, активный Лю. Кембридж, Массачусетс, с. 67. ИСБН  978-1-68417-050-0 . OCLC   956711877 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  14. ^ «Костюм в эпоху Сун» . ru.chinacultural.org . Проверено 1 апреля 2022 г.
  15. ^ Зильберштейн, Рэйчел (2020). Модный век: текстильное искусство и торговля в конце Цин . Сиэтл. п. 22. ISBN  978-0-295-74719-4 . OCLC   1121420666 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  16. ^ Ван, Анита Сяомин (2018). «Идеализированная жизнь женщин: образы красоты в китайских лубках династии Цин» . Азиатское искусство . 73 : 61–80. дои : 10.3406/arasi.2018.1993 . ISSN   0004-3958 . JSTOR   26585538 .
  17. ^ «История традиционной китайской одежды – Бэйцзы – 2021» . www.newhanfu.com . 2020. Архивировано из оригинала 26 февраля 2021 г. Проверено 22 мая 2021 г.
  18. ^ «В чем разница между «Плащом» и «Накидкой» в Ханьфу?» . www.newhanfu.com . 2019. Архивировано из оригинала 26 февраля 2021 г. Проверено 22 мая 2021 г.
  19. ^ «История традиционной китайской одежды – Бэйцзы – 2021» . www.newhanfu.com . 2020. Архивировано из оригинала 26 февраля 2021 г. Проверено 5 апреля 2021 г.
  20. ^ Jump up to: а б Бондс, Александра Б. (2008). Костюмы пекинской оперы: визуальная коммуникация характера и культуры . Гонолулу: Гавайский университет Press. п. 124. ИСБН  978-1-4356-6584-2 . OCLC   256864936 .
  21. ^ «Цзиму Коу — изысканная пуговица ханьфу в стиле Мин — 2021» . www.newhanfu.com . 25 мая 2021 г. Проверено 24 июня 2021 г.
  22. ^ Ге, Лянъянь (2015). Ученый и государство: художественная литература как политический дискурс в позднеимперском Китае . Сиэтл. ISBN  978-0-295-80561-0 . OCLC   1298401007 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  23. ^ Jump up to: а б с д и Бондс, Александра Б. (2019). Костюмы пекинской оперы: визуальная коммуникация характера и культуры . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. стр. 53, 124, 330–331. ISBN  978-1-138-06942-8 . OCLC   1019842143 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  24. ^ в вышитых пряжей костюмах середины династии Цин» www.metmuseum.org Архивировано « Мужчины из оригинала 7 апреля 2016 г. Проверено 4 июля 2021 г.
  25. ^ Пак, Сун Хи; Хонг, На-Ён (2011). «Этюд Хакчангуи, мантии ученого с темной отделкой» . Журнал Корейского общества костюмов . 61 (2): 60–71. ISSN   1229-6880 .
  26. ^ Ким, Да Ын; Чо, У Хён (30 ноября 2019 г.). «Исследование Хакчангуи между 17 и 18 веками: с упором на конфуцианские портреты одежды Чан Мана» . Журнал Корейского общества костюмов . 69 (7): 18–33. дои : 10.7233/jksc.2019.69.7.018 . ISSN   1229-6880 . S2CID   214069662 .
  27. ^ «Вьетнамские традиционные костюмы: история, культура и где их найти» . Ао дай Ко Сау . Проверено 24 июня 2021 г.
  28. ^ «Рубашка Нят Бинь — красота древних вьетнамских костюмов времен династии Нгуен» . Dayvetrenvai.com . Проверено 24 июня 2021 г.
  29. ^ «Красота и историческая ценность старинных вьетнамских костюмов в Нят Бинь аодай» . Вьетнам Таймс . 05.10.2020 . Проверено 24 июня 2021 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 86132d2d236cb50858322b557b991737__1719326580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/86/37/86132d2d236cb50858322b557b991737.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Beizi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)