Бейзи
Бейзи | |||
---|---|---|---|
![]() Портрет человека династии Мин, носящего бэйцзы в стиле Мин поверх жидуо. | |||
китайский | 褙子 | ||
|
Бэйцзи ( китайский : 褙子 ; пиньинь : бейджи также известный как Бэйцзи ( китайский : 背 пиньинь , ) 子 ) [ 1 ] [ 2 ] и тюози ( китайский : 綽子 ; пиньинь : chuòzi ), [ 3 ] предмет традиционной китайской одежды, общий как для мужчин, так и для женщин; [ 3 ] Обычно это большое свободное верхнее пальто со свободными длинными рукавами. [ 4 ] [ 5 ] Он был наиболее популярен во времена династий Сун , Мин и от раннего Цин до династии Среднего Цин . Бэйцзы зародился во времена династии Сун. [ 3 ] [ 5 ] [ 6 ] Во времена династии Мин бэйцзы называли пифэн ( китайский : 披風 ; пиньинь : пи фэн ). [ 7 ] Когда его носят мужчины, его иногда называют чанъи ( китайский : 氅衣 ), хэчан ( китайский : 鹤氅 ; пиньинь : хэчонг ; букв. «Плащ журавля») или дачан ( китайский : 大氅 ), когда он имеет большие рукава и завязанные спереди завязки в качестве застежки одежды. [ 8 ]
Терминология
[ редактировать ]Бэйцзы (背子) буквально означает «человек, сидящий сзади». [ 2 ] По словам Чжу Си , бэйцзы, возможно, изначально представляла собой одежду, которую носили наложницы и служанки, а затем она была названа в честь этих людей, поскольку они всегда шли позади своей госпожи. [ 5 ]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Бэйцзы возникла во времена династии Сун ; [ 5 ] [ 6 ] предполагается, что оно произошло от банби , где рукава и одежда удлинялись. [ 9 ] [ 10 ] По словам Е Менде , бэйцзы изначально носили как военную одежду с «полурукавами»; позже рукава были удлинены и добавлены свисающие ленты из подмышек и спины. [ 5 ] Согласно Чжу Си и Лу Ю , в прежние времена бэйцзы не существовало, и он стал популярным только во времена поздней династии Северная Сун . [ 5 ]
Династия Сун
[ редактировать ]В династии Сун бэйцзы носили все социальные слои независимо от пола; однако это было более распространено среди людей с более высоким социальным статусом. [ 4 ] [ 5 ] Император Чжэцзун и император Хуэйцзун носили желтые бэйцзы, в то время как Великие советники периода Северной Сун носили фиолетовые бэйцзы с круглым воротником; эта форма моды сохранялась до периода Сюаньхэ. [ 5 ]
Бэйцзы имел прямой силуэт, и людям династии Сун нравилась его элегантность, которая отражала культурное и психологическое развитие людей династии Сун, которые любили простоту. [ 4 ] Чжу Си также установил некоторые правила одевания, которые включали ношение бэйцзы незамужними женщинами и наложницами. [ 11 ] Женщинам предписывалось носить бейцзы как обычную одежду, а мужчины могли носить ее только в неформальной обстановке. [ 3 ] Мужскую бейцзы времен династии Сун носили дома как неформальную одежду, потому что ее можно было оставить расстегнутой спереди из-за расслабленной линии талии и поскольку бэйцзы могли быть различной длины и ширины. [ 4 ] Примеры артефактов бейцзы, которые носили женщины времен династии Сун, были обнаружены в гробнице Хуан Шэна. [ 12 ]
Во времена династии Сун хэчан ( китайский : 鶴氅 ; пиньинь : хэчонг ; букв. «Плащ журавля») носили отшельники и отставные чиновники как повседневную одежду; его можно было носить поверх жидуо . [ 13 ] Хэчан был длинным и свободным, его можно было сделать из пуха журавля и других птиц, его длины было достаточно, чтобы его нижний край доходил до земли. [ 14 ]
-
Раскопанные бэйцзы с узкими рукавами из гробницы Хуан Шэна династии Южная Сун.
-
Простолюдинки в бэйцзы, династия Сун.
-
Женщины династии Сун в бэйцзы (褙子), династия Северная Сун (960–1127 гг. Н.э.).
-
Рельеф династии Сун: женщина в бэйцзы.
-
Женщины в бэйцзы, картина из гробницы династии Сун, найденная в городе Тэнфэн.
-
Придворные дамы бывшего Шу в бэйцзы пост-танского стиля.
-
Династия Сун Бэйцзы, 12 век.
-
Мужчина в бейцзы «Стиль песни».
Династия Мин
[ редактировать ]Во времена династии Мин женский пифэн к 16 веку стал настолько длинным, что вызвал некоторые опасения у правительственных чиновников, поскольку женский пифэн стал приближаться к мужской одежде; т.е. традиционно верхняя одежда женщины должна была быть выровнена по талии с нижней одеждой, которая соприкасалась с верхней одеждой, чтобы символизировать «землю поддерживает небо». [ 7 ] Во времена династии Мин, когда пифэн удлинился до такой степени, что верхняя женская одежда закрывала нижние юбки; это было воспринято как путаница между мужчиной и женщиной, поскольку именно у мужчин верхняя одежда традиционно закрывала нижнюю одежду, что символизировало «небо охватывает землю». [ 7 ]
Пифэн был популярной одеждой женщин в конце династии Мин в качестве повседневной одежды в 16 и 17 веках. [ 7 ]
-
Портрет династии Мин: женщина в бэйцзы (также известной как пифэн) в стиле Мин.
-
Портрет мужчины в стиле династии Мин, носящего бэйцзы в стиле Мин.
-
Мужчины в бэйцзы, династия Мин, 16 век.
-
Мин Портрет мужчины в Бэйцзы в стиле Мин.
Династия Цин
[ редактировать ]Во времена династии Цин форма одежды в стиле Мин оставалась доминирующей для ханьских женщин; это включало бейцзы среди различных форм одежды. [ 15 ] В 17 и 18 веках нашей эры бэйцзы (褙子) была одной из самых распространенных одежд и мод, которые носили женщины в династии Цин, наряду с руцюнь , юньцзянь , таоцзы и бицзя . [ 16 ] Пифэн продолжали носить даже после падения династии Цин , но в конце концов исчез к 19 веку. [ 7 ]
-
Династия Цин Бэйцзы, иллюстрация d. до 1732 года нашей эры
-
Династия Цин Бэйцзы, иллюстрация d. до 1732 года нашей эры
-
Династия Цин Бэйцзы, иллюстрация d. до 1732 года нашей эры
-
Женщина в бэйцзы, Домашняя сцена из богатого дома , период Цяньлун.
-
Женщина в бэйцзы, династия Цин.
-
Бейзи из романа XVIII века « Сон о Красной палате» .
21 век: современные Бэйцзы и Пифэн
[ редактировать ]Бэйцзы и пифэн, основанные на различных династиях, вновь обрели популярность в 21 веке с появлением движения Ханьфу и были модернизированы или улучшены. [ 17 ] [ 18 ]
-
Современный розовый пифенг.
Строительство и дизайн
[ редактировать ]Бэйцзы имеет прямой силуэт с шлицами и швами по бокам. [ 6 ] [ 4 ] У него параллельный/прямой воротник ( китайский : 對襟 ; пиньинь : дуйцзинь ); [ 19 ] т.е. имеется пара несвязных передних частей, которые были параллельны друг другу. [ 5 ] Бэйцзы также можно найти с боковыми разрезами, которые могут начинаться от подмышки по всей длине, или вообще без боковых разрезов. [ 4 ] [ 5 ] Во времена династии Сун бейцзы не застегивали, чтобы можно было обнажить внутреннюю одежду. [ 6 ] [ 4 ] Бэйцзы также имели разную длину: выше колен, ниже колен и до щиколотки, а рукава могли различаться по размеру (то есть узкие или широкие). [ 4 ]

В династии Сун помимо вышеупомянутого стиля встречались и другие стили бэйцзы:
- Существует стиль бэйцзы, в котором ленты можно было вешать как на подмышки, так и на спину, с помощью шелкового пояса, который скреплял переднюю и заднюю часть бэйцзы вместе, или же переднюю и заднюю части бэйцзы можно было оставить несвязанными. [ 5 ] По словам Чэн Дачана , предполагалось, что использование лент под мышками было способом имитировать перекрещивающиеся ленты более ранней древней китайской одежды, чтобы сохранить одежду древних времен. [ 5 ]
- «Полубейзи», бэйзи с короткими рукавами; Первоначально ее носили как военную форму, но затем ее стали носить литераторы и простолюдины, несмотря на то, что это противоречило этикету одевания династии Сун. [ 5 ]
- «Бейзи без рукавов», который выглядит как современный жилет без рукавов , использовался как повседневная одежда, и его можно было найти на рынке. [ 5 ] Их шили из рами или сырой шелковой ткани. [ 5 ]
Бэйцзы также развивались со временем. У более ранней династии Сун в бэйцзы была полоса, края которой заканчивались до нижнего края, но со временем она развилась дальше и стала контрастной шейной лентой, которая окружала шею до середины груди; закрытие также было обнаружено в середине груди. [ 6 ] [ 20 ] При династии Сун рукава бэйцзы были более полными, но при династии Мин они стали более трубчатыми по форме . [ 6 ]
К концу династии Мин бэйцзы (также известный как пифэн) стал длиннее и почти полностью закрывал юбки, которые стали выглядеть почти как мужская одежда, а рукава стали больше и свисали значительно ниже кончиков пальцев. [ 7 ] Однако шейный воротник был укорочен и достиг середины груди, а халат стал шире. [ 20 ] Во времена династии Мин бэйцзы можно было застегнуть спереди с помощью металлической или нефритовой пуговицы, называемой зиму коу ( китайский : 子母扣 ). [ 21 ]
Гендерные различия
[ редактировать ]Гендерная разница заключается в том, что, хотя бэйцзы с широкими рукавами считались официальной одеждой для женщин ( бэйцзы как с широкими, так и с узкими рукавами с узкими рукавами были повседневной одеждой для женщин), бейцзы использовались только как повседневная одежда для мужчин. [ нужна ссылка ]
Изображения и СМИ
[ редактировать ]- В «Романе о трех королевствах» говорится , что Чжугэ Лян носит хэчан. [ 22 ] : 56
-
Чжу Гэлян в хэчане (также известном как бэйцзы).
Влияния и производные
[ редактировать ]Китай
[ редактировать ]В китайской опере такие костюмы, как нупи ( китайский : 女帔 ; форма женского формального наряда) и пи ( китайский : 帔 ; форма мужского формального наряда) произошли от бэйцзы, которые носили во времена династии Мин (т.е. пифэн). [ 23 ] [ 24 ] И пи , и нупи имели трубчатые рукава, длина которых превышала длину запястья. [ 23 ] также были добавлены водяные рукава К рукавам для пи и нупи ; рукава для воды, которые носят с нупи, длиннее, чем те, которые носят с пи . [ 23 ] Нупи ; имели прямые бока и шлицы и были длиной до колен длина нупи была исторически точной. [ 23 ] Пи . имел расклешенные боковые швы с шлицами и имел длину до щиколотки [ 23 ] Его можно было застегнуть на одну китайскую пуговицу-лягушку или на тканевый галстук.
-
династии Цин периода Костюм Пи (вид спереди).
-
династии Цин периода Костюм Пи (вид сзади).
Корея
[ редактировать ]Хечан (известный в Корее как хакчан) был представлен в 17 и 18 веках в Чосон людьми, которые обменивались опытом с китайцами или любили китайские классические стили, и постепенно стал популярным среди народа Чосон; Ученые Чосон начали заимствовать внешний вид Чжугэ Ляна из-за популярности «Романа о трех королевствах» ; и, таким образом, хакчангуи все чаще носили все больше и больше ученых эпохи Чосон. [ 25 ] В Чосон веера с белыми перьями и хакчангуи стали представительной одеждой Чжугэ Ляна, отшельников и ученых, последователей даосизма. [ 26 ]
Вьетнам
[ редактировать ]Ао Нат Бинь ( сценарий Nom : 襖日平 , вьетнамский : Áo Nhật Binh , букв. «одежда с прямоугольным воротником»), которая представляла собой повседневную верхнюю одежду, которую носили женщины королевской семьи, женщины-чиновницы и высокопоставленные благородные дамы династии Нгуен во время неформальных мероприятий, возникла из династии Мин пифенга ( вьетнамский : Áo Phi Phong ), который был популярен в Китае. [ 27 ] [ 28 ] Ао Нат Бинь получил дальнейшее развитие во времена династии Нгуен для обозначения социального ранга женщин посредством использования цветов и рисунков вышивки. [ 29 ]
-
Вьетнамская женщина в рубашке Нят Бинь
Похожие товары
[ редактировать ]- Даксиушань
- Даопао в форме хэчан (плащ журавля) — форма даосской одежды.
Похожие товары
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чжунго гу дай мин у да дянь , 华夫 (Ди 1 бан, ред.): Цзинань чу бан она . 7-80572-575-6 . ОСЛК 30903809 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Цзан Инчунь. (2003). Чжунго чуань фу ши. , Дэхуа., Гу Инчэнь. (Ди 1 бан, Пекин: У Чжоу Чуань Бо Чу бань она. Ван 7-5085-0279-5 . OCLC 55895164 .
- ^ Jump up to: а б с д Юань, Цзуцзе (2007). «Одежда для власти: обряд, костюм и государственная власть в Китае при династии Мин» . Границы истории в Китае . 2 (2): 181–212. дои : 10.1007/s11462-007-0012-x . ISSN 1673-3401 . S2CID 195069294 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хуа, Мэй; Хуа Мэй (2004). Чжунго фу ши ( ред. Ди 1, Пекин Чу Бан Шэ, стр. 50–52). : У Чжоу Чуань Бо 7-5085-0540-9 . OCLC 60568032 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Чжу, Жуйси; Нью-Йорк (2016). Социальная история средневекового Китая: династии Сун, Ляо, Западная Ся и Цзинь . Бангвэй Чжан, Фушен Лю, Чунбан Цай, Цзэнъюй Ван, Питер Дитмэнсон, Бан Цянь Чжу (обновленная ред.). Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 17–18. ISBN 978-1-107-16786-5 . OCLC 953576345 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Б. Бондс, Александра (2008). Костюмы Пекинской оперы: визуальная коммуникация характера и культуры . Издательство Гавайского университета. п. 53. ИСБН 9780824829568 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Финнейн, Антония (2008). Переодевание в Китае: мода, история, нация . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 50–52. ISBN 978-0-231-14350-9 . OCLC 84903948 .
- ^ «Традиционная китайская зимняя одежда для мужчин — Чанги» . www.newhanfu.com . 16 декабря 2020 г. Проверено 24 июня 2021 г.
- ^ Чжу Хэпин (июль 2001 г.). «История китайской одежды» (PDF) (на китайском языке) (1-е изд.). Издательство Zhongzhou Ancient Books, стр. 223–224 . Проверено 20 мая 2009 г ..
- ^ Мэй Хуа (2011). . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521186896 .
- ^ Чжу, Жуйси; Нью-Йорк (2016). Социальная история средневекового Китая: династии Сун, Ляо, Западная Ся и Цзинь . Бангвэй Чжан, Фушен Лю, Чунбан Цай, Цзэнъюй Ван, Питер Дитмэнсон, Бан Цянь Чжу (обновленная ред.). Кембридж, Великобритания. стр. 100-1 6, 33. ISBN 978-1-107-16786-5 . OCLC 953576345 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Зильберштейн, Рэйчел (2020). Модный век: текстильное искусство и торговля в конце Цин . Сиэтл. п. 57. ИСБН 978-0-295-74719-4 . OCLC 1121420666 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Буркус, Энн Гейл (2010). Через лес канцлеров: истории беглецов в «Линъянь гэ» Лю Юаня, иллюстрированной книге из Сучжоу семнадцатого века . Юань, активный Лю. Кембридж, Массачусетс, с. 67. ИСБН 978-1-68417-050-0 . OCLC 956711877 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Костюм в эпоху Сун» . ru.chinacultural.org . Проверено 1 апреля 2022 г.
- ^ Зильберштейн, Рэйчел (2020). Модный век: текстильное искусство и торговля в конце Цин . Сиэтл. п. 22. ISBN 978-0-295-74719-4 . OCLC 1121420666 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Ван, Анита Сяомин (2018). «Идеализированная жизнь женщин: образы красоты в китайских лубках династии Цин» . Азиатское искусство . 73 : 61–80. дои : 10.3406/arasi.2018.1993 . ISSN 0004-3958 . JSTOR 26585538 .
- ^ «История традиционной китайской одежды – Бэйцзы – 2021» . www.newhanfu.com . 2020. Архивировано из оригинала 26 февраля 2021 г. Проверено 22 мая 2021 г.
- ^ «В чем разница между «Плащом» и «Накидкой» в Ханьфу?» . www.newhanfu.com . 2019. Архивировано из оригинала 26 февраля 2021 г. Проверено 22 мая 2021 г.
- ^ «История традиционной китайской одежды – Бэйцзы – 2021» . www.newhanfu.com . 2020. Архивировано из оригинала 26 февраля 2021 г. Проверено 5 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Бондс, Александра Б. (2008). Костюмы пекинской оперы: визуальная коммуникация характера и культуры . Гонолулу: Гавайский университет Press. п. 124. ИСБН 978-1-4356-6584-2 . OCLC 256864936 .
- ^ «Цзиму Коу — изысканная пуговица ханьфу в стиле Мин — 2021» . www.newhanfu.com . 25 мая 2021 г. Проверено 24 июня 2021 г.
- ^ Ге, Лянъянь (2015). Ученый и государство: художественная литература как политический дискурс в позднеимперском Китае . Сиэтл. ISBN 978-0-295-80561-0 . OCLC 1298401007 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и Бондс, Александра Б. (2019). Костюмы пекинской оперы: визуальная коммуникация характера и культуры . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. стр. 53, 124, 330–331. ISBN 978-1-138-06942-8 . OCLC 1019842143 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ в вышитых пряжей костюмах середины династии Цин» www.metmuseum.org Архивировано « Мужчины из оригинала 7 апреля 2016 г. Проверено 4 июля 2021 г.
- ^ Пак, Сун Хи; Хонг, На-Ён (2011). «Этюд Хакчангуи, мантии ученого с темной отделкой» . Журнал Корейского общества костюмов . 61 (2): 60–71. ISSN 1229-6880 .
- ^ Ким, Да Ын; Чо, У Хён (30 ноября 2019 г.). «Исследование Хакчангуи между 17 и 18 веками: с упором на конфуцианские портреты одежды Чан Мана» . Журнал Корейского общества костюмов . 69 (7): 18–33. дои : 10.7233/jksc.2019.69.7.018 . ISSN 1229-6880 . S2CID 214069662 .
- ^ «Вьетнамские традиционные костюмы: история, культура и где их найти» . Ао дай Ко Сау . Проверено 24 июня 2021 г.
- ^ «Рубашка Нят Бинь — красота древних вьетнамских костюмов времен династии Нгуен» . Dayvetrenvai.com . Проверено 24 июня 2021 г.
- ^ «Красота и историческая ценность старинных вьетнамских костюмов в Нят Бинь аодай» . Вьетнам Таймс . 05.10.2020 . Проверено 24 июня 2021 г.