Ужасный
Ужасный | |||
---|---|---|---|
![]() Ездящая мужская фигура в монгольском Юань Терлиге, также известном как бяньсяоао (辫线袄). | |||
Китайское имя | |||
китайский | Тиели | ||
Традиционный китайский | Вставить обратно | ||
Упрощенный китайский | тиелу | ||
| |||
Корейское имя | |||
хангыль | Чоллик | ||
Ханджа | Вклеить заднюю/заднюю сторону | ||
|
Терлиг , также известный как тэли ( упрощенный китайский : галстук里 ; традиционный китайский : галстук 里 ; пиньинь : tiēlǐ ) или бяньсянао ( упрощенный китайский : пальто из плетеных ниток ; традиционный китайский : пальто из плетеных ниток ; пиньинь : biànxiànǎo ; букв. 'пальто с плетеными нитями ) линия') или Yaoxianao[zi] ( упрощенный китайский : пальто по линии талии [子] ; традиционный китайский : пальто по линии талии [子] ; пиньинь : yāoxiano[zi] ; букв. «Пальто с линией талии») на китайском языке, или обычно называемое монгольским платьем или халатом в косу , является архетипическим типом монгольской мужской одежды. [ 1 ] [ 2 ] : 49 [ 3 ] : 75–76 [ 4 ]
Терлиг изначально был разработан с учетом культуры, конного и кочевого образа жизни монголов, а также для защиты их тел от холода степных регионов. [ 1 ] Иногда его украшали узором «облачный воротник» ( китайский : 雲肩 ; пиньинь : юньцзянь ; букв. «облако-плечо»), который украшал воротник, грудь и область плеч халата. [ 1 ] [ 2 ] : 49–51 По мере того, как терлиг со временем приобретал символическое значение и распространялся в разные регионы, его форма и дизайн менялись. [ 1 ] Гибридные формы терлига возникли при контакте с другими местными культурами. [ 1 ] Терлиг носили в Китае , Средней Азии , Корее , в Империи Великих Моголов в Индии . [ 1 ] В некоторых регионах его до сих пор носят как этническую одежду монголов. [ 1 ]
Терминология
[ редактировать ]Происхождение термина терлиг является спорным. [ 1 ] Возможно, оно произошло от тюркского слова тярлик . [ 1 ]
История
[ редактировать ]монгол
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]На данный момент терлиг, судя по всему, имеет монгольское происхождение. Согласно статье, опубликованной в 2003 году, терлиг не был обнаружен у ханьских национальностей и у других национальностей Северного Китая до основания династии Юань . [ 4 ] Первоначально монгольский терлиг представлял собой разновидность длинного пальто длиной до колен с распахнутым спереди пальто с объемными складками по линии талии и боковыми шлицами по бокам для обеспечения легкости движений; у него также длинные и узкие рукава, облегающий лиф, широкий пояс и застегивается сбоку. [ 1 ] [ 3 ] : 75–76 Его делали из шкур животных. [ 1 ]
Монгольская этническая одежда
[ редактировать ]В наше время термин терлиг до сих пор используется для обозначения монгольской этнической одежды. [ 1 ] Буряты . носят пальто тырлык , которое может относиться к пальто, которое может быть со складками на талии или без них [ 1 ]
Китай
[ редактировать ]Династия Юань (1271-1368 гг. н. э.)
[ редактировать ]
Во времена династии Юань терлиг был известен как яосянао [цзы] ( упрощенный китайский : куртка по линии талии [子] ; традиционный китайский : куртка по линии талии ) или бяньсянао ( упрощенный китайский : куртка с плетеной линией ; традиционный китайский : куртка с плетеной линией ) в китайская литература; [ 1 ] [ 3 ] : 75–76 [ 4 ] это был популярный стиль пальто и очень важная форма одежды. [ 5 ] [ 2 ] : 50–51 Терлиг стал более устоявшимся и символизировал одежду людей более высокого социального статуса. [ 1 ] Его носили люди всех социальных слоев; [ 1 ] [ 5 ] [ 2 ] : 50–51 Маркером социального статуса было качество ткани. [ 1 ] Одежда дзисюн сама по себе была разновидностью терлига. [ 1 ] [ 2 ] : 64
Терлиг династии Юань особенно характеризовался наличием многочисленных узких и плотных складок (или складок) на талии, а также наличием украшения «поясная нить» на поясе, где люди использовали красные и шелковые нити для застегивания пальто. на их талии. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Эти две особенности были самыми большими преимуществами пальто, делавшими его подходящим для верховой езды. [ 5 ] Пояс был большим и обычно имел ширину 15 см. [ 6 ] Халат также был длиной до икры, имел длинные узкие рукава и подтягивающуюся талию, образованную поясной нитью; у него также была боковая застежка, которая закреплялась с правой стороны завязками. [ 2 ] : 49 [ 4 ] Воротник мог быть как перекрестным, так и круглым. [ 4 ] Он может быть украшен цветами и может быть разных цветов. [ 5 ] С раннего и более позднего периодов династии Юань основная форма терлига оставалась относительно неизменной, хотя некоторые варианты ленты (например, ленточный или плетеный пояс), скорее всего, сосуществовали вместе. [ 2 ] : 50–51
Династия Мин (1368–1644 гг. Н.э.)
[ редактировать ]
Некоторая монгольская одежда из династии Юань сохранялась и в династии Мин, несмотря на неоднократный запрет на одежду в монгольском стиле, особенно во время правления императора Хунву . [ 2 ] : 147 Цзисюнь халат , разновидность терлига династии Юань, продолжали носить и в династии Мин, где он был известен как . чисун [ 5 ] [ 2 ] : 147–148
В Даминхуйдунь 《大明会典》 записано, что яосянао [цзы] (терлиг/тиэли) носил чиновник, отвечающий за имперский протокол в период Кэци; «Во время Кэци они носят повязки на голову и красочные пальто с поясом, украшенные орлами и ястребами-перепелятниками спереди и сзади». [ 5 ] [ 7 ] В гробнице принца Чжу Таня (1370–1389 гг. н.э.) династии Мин был раскопан тэли с узкими рукавами и характеристиками пояса; это одеяние было почти похоже на терлиг, найденный во времена династии Юань. [ 1 ]
После принятия во времена династии Мин тэли со временем стал длиннее, а его общая структура была приближена к системе шэньи , чтобы интегрировать ханьские китайские ритуалы; при этом он также потерял свои характеристики «поясной нити». [ 8 ] Локализованные формы монгольского терлига продолжали называться тэли ( китайский : 貼裏 ). [ 8 ] Тиели продолжали носить и во времена династии Мин высокопоставленные евнухи. [ 9 ] Тэли : также могли быть украшены декоративными узорами, такими как фейюфу ( упрощенный китайский : 飞鱼服 ; традиционный китайский «Одежда летучей 飛魚服 ; пиньинь : фейюфу ; букв. рыбы»). [ 8 ]
Еще одним новым стилем тэли династии Мин был плиссированный халат ( китайский : 褶(摺)子衣 ; пиньинь : Чжэ(чжэ)цзыи династии Юань и находился под сильным влиянием этого стиля ), который также произошел от яосянао [цзы] . [ 5 ] [ 10 ] Нижний подол жежийи имел многочисленные плотные и узкие складки (с небольшим пространством между складками) и сохранял больше черт, родственных монгольскому терлигу, чем халату еса . [ 5 ] династии Юань Ему также не хватало характеристик «поясной нити», присущих яосянао [цзы] . [ 10 ]
Халат йеса, новый стиль одежды династии Мин, имеет некоторые смешанные элементы, заимствованные либо из монгольского терлига династии Юань, либо из одежды дзисюн , которая сама по себе является разновидностью терлига. [ 1 ] [ 5 ] Одной из основных характеристик еса было отсутствие пояса и складок на центральной передней и задней части халата. [ 1 ] Кроме того, он был длиннее, чем терлиг династии Юань. [ 1 ]
-
Династия Мин Тиели (т.е. терлиг).
-
Династия Мин Еса , производное от монгольского терлига династии Юань.
-
Император Мин и его слуги носили йеса, производное от монгольского терлига, ок. 15 век нашей эры .
-
Керамическая фигура в тиели, династия Мин.
-
Тиели династии Мин
Династия Цин (1644–1912 гг. Н.э.)
[ редактировать ]Во времена династии Цин терлиг превратился в форму церемониального платья ( китайский : 朝服 ; пиньинь : чаофу ), халата со складками на талии. [ 1 ] династии Цин Чаофу также представляло собой маньчжурскую адаптацию придворного костюма ханьцев. [ 11 ] Маньчжурский элемент можно увидеть в облегающих рукавах и манжетах в форме конских копыт, которые являются остатками маньчжурской одежды, которую носили люди на охоте в холодную погоду. [ 11 ]
-
Чаофу династии Цин. [ 12 ]
-
Династия Цин Чаофу, вторая половина XIX века. Имеет полностью плиссированную юбку. [ 13 ]
Корея
[ редактировать ]Самые ранние упоминания термина терлиг в Корее датируются 15 веком нашей эры. [ 1 ] Термин терлиг в Корее может записываться по-разному, например, тьёллик ( 텰릭 ); тьёнлик ( 텬릭 ), чёллик ( 철릭 ), или чёник ( 천익 ), или чбли ( ханджа : или ч'ник ( ханджа : 天 выгода, 天 Крыло, тысяча крыльев ). [ 1 ] [ 14 ] Термин чеолик ( 철릭 ) происходит от монгольского термина терлиг ; этот термин был введен в Корее через Китай вместе с китайскими иероглифами, но продолжал сохранять монгольское звучание. [ 14 ]
Корё (918–1392 гг. Н.э.)
[ редактировать ]Терлиг был завезен в Корею из династии Юань в поздний период середины династии Корё как повседневная одежда или как янбок (т.е. военная одежда). [ 14 ] [ 15 ] : 110 В Корёсе монгольскую одежду обычно называли хобок ( ханджа : 胡服 , «одежда варварского чужеземца»), а иногда и как ильсэк ( ханджа : 一色 ; «одноцветная одежда») для джилсона ( ханджа : 質孫 или ханджа : 只孫 ) банкеты. [ 1 ] Терлиг становился все более распространенным в Корее из-за тесных связей между Корё и монгольским двором посредством политических браков, а монгольская одежда была принята при корейском дворе в конце 13 - начале 14 веков нашей эры. [ 2 ] : 50–51 Некоторые артефакты терлигов периода Корё сохранились со временем. [ 1 ]
Чосон (1392–1897 гг. н.э.)
[ редактировать ]
В Чосон терлиг был написан как ч'обли ( ханджа : 帖裡 ; возможно, произносится «тиэли» на среднекорейском языке) в книге по музыке под названием «Ахак гвебом» и, возможно, произносился как «тиэли» на среднекорейском языке; В этой же книге есть иллюстрация пальто со складками и поясом. [ 1 ] Некоторые формы терлигов в Чосон получили одежду из Китая. Термин терлиг был написан как чобли ( ханджа : 帖裏 ) в Анналах династии Чосон с 1424 года нашей эры для описания подарков, подаренных китайской династией Мин, или для описания военной формы. [ 1 ] В 1444 году, во время правления короля Седжона, династия Мин подарила королю комплект повседневной одежды, в который входили дапхо , чеолик и голлионгпо . [ 16 ] [ примечание 1 ] Суд Чосон также наградил своего чиновника чоликом, в том числе далёном , дапхо и чоликом. [ 15 ] : 111
В эпоху Чосон терлиг получил дальнейшее развитие с исчезновением пояса и увеличением ширины рукавов. [ 1 ] После 17 века лиф терлига стал короче длины юбки и сформировал фасон с завышенной талией. [ 1 ] В Чосоне чёллик был формой придворной одежды ( кванбок ); его носили короли, а также гражданские и военные чиновники. [ 17 ]
Ильханство (1256–1335 гг. н. э.)
[ редактировать ]Терлиг, судя по всему, был в моде при дворе Ильханата . [ 18 ]

Терлиги, которые носили в Ильханстве, немного отличались от терлигов китайской династии Юань, несмотря на некоторое сходство с точки зрения формы, а также были украшены центрально- или восточно-азиатскими мотивами (например, узорами облачных воротников, центрально- или восточно-азиатскими мотивами). драконы в стиле, фениксы и цветы, такие как лотос, хризантема), которые были завезены в Западную Азию в монгольский период. [ 2 ] : 101 [ 18 ]

Терлиг, который носили в регионах Ильхната, сочетал в себе черты как монгольской, так и исламской культуры , такие как орнаменты в форме медальонов и псевдокуфические надписи. [ 1 ] [ 19 ] Основным отличием от терлига династии Юань является наличие полос тираза в виде полос и способ ношения части одежды вместе. [ 2 ] : 101 Исламское влияние привело к использованию полос (возможно, усиливающих полос) вдоль плеч и рук. [ 1 ] Терлиг в Ильханстве носили как внутреннюю одежду под верхним пальто с короткими рукавами. [ 19 ] Украшение на талии также, по-видимому, было менее распространено в Ильханате, чем во времена династии Юань. [ 18 ] Воротники также можно было найти разной формы, например, воротники-стойки; это было еще одним отличием от терлигов, которые носили во времена династии Юань. [ 18 ]
Двор Тимуридов (1370–1507 гг. Н.э.)
[ редактировать ]
Монгольская одежда и одежда в монгольском стиле продолжали появляться в искусстве Тимуридов , например, в иллюстрациях; это может указывать на то, что монгольская одежда или одежда в монгольском стиле, возможно, была принята или носилась при в Средней Азии дворе Тимуридов . [ 2 ] : 147–148 Однако эта тема требует дальнейшего изучения. [ 2 ] : 147–148
Империя Великих Моголов (1526–1858 гг. Н.э.)
[ редактировать ]
В Империи Великих Моголов терлиг назывался джама (также писалось как джама ). [ 1 ] Джама позже была переименована в сарбгати (что означает «покрывать все тело») самим императором Акбаром . [ 20 ] [ 21 ] Первоначально джаму . носил мусульманский правящий класс при дворе Великих Моголов [ 1 ] Джама . была разработана как часть внедрения исламской культуры в Индии и воспринималась как часть нового присвоения исламской идентичности, а не монгольской культуры [ 1 ]

До правления императора Акбара на одежду Великих Моголов влияли только географические условия и различия климата, но не индийская культура . [ 22 ] Только во времена императора Акбара началось изменение одежды Великих Моголов. [ 22 ]
Император Акбар призвал всех своих граждан носить джаму и ввел новые правила в отношении одежды, чтобы интегрировать мусульманское и местное индуистское население; направление застежки пальто отличало индусов и мусульман. [ 1 ] Инды крепили свою джаму на левую сторону, а мусульмане – на правую, как и монголы. [ 1 ]
Джама была одеждой , которая демонстрировала гибридность с местной культурой Индии. [ 1 ] Джама представляла собой длинное пальто со складками по линии талии без пояса; у него были очень длинные узкие рукава, а линия талии была выше, чем у оригинального монгольского терлига. [ 1 ] Джама была длинной и могла доходить как до колен , так и до щиколотки. [ 23 ]
Новый стиль одежды был позже разработан императором Акбаром путем смешения индийской таквчия одежды раджпутов и иностранной джамы для создания длинного халата длиной до колен или длиннее с круглой юбкой без каких-либо разрезов. [ 23 ]
Похожие предметы одежды
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а Чо, Ухён; Йи, Джеюн; Ким, Джинён (2015). «Одежда Монгольской империи: Генеалогия и диаспора Монгольской империи » Труды Восточных академий Scientiarum Венгрии 68 (3): 22–29. дои : 10.1556/062.2015.68.3.2 . ISSN 0001-6446 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Ши, Эйрен Л. (2020). Монгольская придворная одежда, формирование идентичности и глобальный обмен . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. ISBN 978-0-429-34065-9 . OCLC 1139920835 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с Ю., Ватт, Джеймс К. (2010). Мир Хубилай-хана: Китайское искусство в эпоху Юань . Метрополитен-музей. стр. 75–76. ISBN 978-1-58839-402-6 . OCLC 696014331 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж Баохай, Данг; 党寶海; Данг, Баохай (2003). «Плетенный халат. Костюм Древней Монголии» . Центральноазиатский журнал . 47 (2): 198–216. ISSN 0008-9192 . JSTOR 41917645 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Вэй, Ло (02 января 2018 г.). «Предварительное исследование монгольских костюмов династии Мин» . Общественные науки в Китае . 39 (1): 165–185. дои : 10.1080/02529203.2018.1414417 . ISSN 0252-9203 . S2CID 149138176 .
- ^ Jump up to: а б «Халат с декоративной плетеной талией | Программа «Шелковый путь»» . ru.unesco.org . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ «Электронный проект по китайской философии Да Мин» . ctext.org (на китайском языке (Китай)) . Дата обращения 18 мая 2022 г. ,
шарф с квадратной короной. Куртка имеет рисунок орла и луня на груди и линии талии. Широкие шелковые бляшки разных цветов. Резной венок из слоновой кости. Носите обувь при ходьбе. Заоли, корона и купольное полотенце. Йи Заойи
- ^ Jump up to: а б с «Древние китайские халаты для мужчин: Тиели и Исан – 2020» . www.newhanfu.com . 07.10.2020 . Проверено 10 июля 2021 г.
- ^ Юань, Цзуцзе (2007). «Одежда для власти: обряд, костюм и государственная власть в Китае при династии Мин» . Границы истории в Китае . 2 (2): 181–212. дои : 10.1007/s11462-007-0012-x . ISSN 1673-3401 . S2CID 195069294 .
- ^ Jump up to: а б «Этнические костюмы — Документальный сборник стилей — Путешествие на выставку «Шелковый путь» — (Династия Мин) Хлопковая подкладка» . www.biftmuseum.com Проверено 18 мая 2022 г. .
- ^ Jump up to: а б «Одеяние государства Китая XIX века» . www.metmuseum.org . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ «Одеяние государства Китая XIX века» . www.metmuseum.org . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ «Одеяние государства Китая XIX века» . www.metmuseum.org . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Джу, Ли Ын (1988). «Исследование термина «Чеолик» » . Журнал Корейского общества одежды и текстиля . 12 (3): 363–371. ISSN 1225-1151 .
- ^ Jump up to: а б Энциклопедия традиционной корейской одежды . Том. VI (английское изд.). Сеул: Национальный фольклорный музей Кореи. 2021. ISBN 9788928902873 .
- ^ «Чеолик» [Чеолик]. Энциклопедия корейского фольклора (на корейском языке) . Проверено 24 марта 2022 г.
- ^ «Официальная/судебная одежда» . www.lifeinkorea.com . Проверено 9 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ока, Ильдико (2015). «Монгольская одежда периода Юань» . Восточный журнал Венгерской академии наук . 68 (4): 385–414. дои : 10.1556/062.2015.68.4.2 . ISSN 0001-6446 . JSTOR 43957434 .
- ^ Jump up to: а б «Музей Ага Хана» . Музей Ага Хана . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ Чаудхури, КН (1990). Азия до Европы: экономика и цивилизация Индийского океана от возникновения ислама до 1750 года . Кембридж [Англия]: Издательство Кембриджского университета. п. 188. ИСБН 0-521-30400-8 . ОКЛК 20014228 .
- ^ Джахан, Ишарат (2016). Социально-культурная жизнь в истории Средневековья . Издание книги Лакшми. п. 92. ИСБН 9780359222803 .
- ^ Jump up to: а б Исследовательский журнал Университета Синда . Калифорнийский университет; Университет Синда, факультет искусств. Издательство Университета Синда. 1985. с. 79.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Шарма, К.Д.; Шарма, Свати (2017). «Императорские костюмы эпохи Великих Моголов» . Исследовательский журнал философии и социальных наук . 43 (1): 233–241.