Jump to content

Ужасный

Ужасный
Ездящая мужская фигура в монгольском Юань Терлиге, также известном как бяньсяоао (辫线袄).
Китайское имя
китайский Тиели
Традиционный китайский Вставить обратно
Упрощенный китайский тиелу
Транскрипции
Корейское имя
хангыль Чоллик
Ханджа Вклеить заднюю/заднюю сторону
Транскрипции
Revised RomanizationCheollik
McCune–ReischauerCh'ŏllik

Терлиг , также известный как тэли ( упрощенный китайский : галстук里 ; традиционный китайский : галстук 里 ; пиньинь : tiēlǐ ) или бяньсянао ( упрощенный китайский : пальто из плетеных ниток ; традиционный китайский : пальто из плетеных ниток ; пиньинь : biànxiànǎo ; букв. 'пальто с плетеными нитями ) линия') или Yaoxianao[zi] ( упрощенный китайский : пальто по линии талии [子] ; традиционный китайский : пальто по линии талии [子] ; пиньинь : yāoxiano[zi] ; букв. «Пальто с линией талии») на китайском языке, или обычно называемое монгольским платьем или халатом в косу , является архетипическим типом монгольской мужской одежды. [ 1 ] [ 2 ] : 49  [ 3 ] : 75–76  [ 4 ]

Терлиг изначально был разработан с учетом культуры, конного и кочевого образа жизни монголов, а также для защиты их тел от холода степных регионов. [ 1 ] Иногда его украшали узором «облачный воротник» ( китайский : 雲肩 ; пиньинь : юньцзянь ; букв. «облако-плечо»), который украшал воротник, грудь и область плеч халата. [ 1 ] [ 2 ] : 49–51  По мере того, как терлиг со временем приобретал символическое значение и распространялся в разные регионы, его форма и дизайн менялись. [ 1 ] Гибридные формы терлига возникли при контакте с другими местными культурами. [ 1 ] Терлиг носили в Китае , Средней Азии , Корее , в Империи Великих Моголов в Индии . [ 1 ] В некоторых регионах его до сих пор носят как этническую одежду монголов. [ 1 ]

Терминология

[ редактировать ]

Происхождение термина терлиг является спорным. [ 1 ] Возможно, оно произошло от тюркского слова тярлик . [ 1 ]

Происхождение

[ редактировать ]

На данный момент терлиг, судя по всему, имеет монгольское происхождение. Согласно статье, опубликованной в 2003 году, терлиг не был обнаружен у ханьских национальностей и у других национальностей Северного Китая до основания династии Юань . [ 4 ] Первоначально монгольский терлиг представлял собой разновидность длинного пальто длиной до колен с распахнутым спереди пальто с объемными складками по линии талии и боковыми шлицами по бокам для обеспечения легкости движений; у него также длинные и узкие рукава, облегающий лиф, широкий пояс и застегивается сбоку. [ 1 ] [ 3 ] : 75–76  Его делали из шкур животных. [ 1 ]

Монгольская этническая одежда

[ редактировать ]

В наше время термин терлиг до сих пор используется для обозначения монгольской этнической одежды. [ 1 ] Буряты . носят пальто тырлык , которое может относиться к пальто, которое может быть со складками на талии или без них [ 1 ]

Династия Юань (1271-1368 гг. н. э.)

[ редактировать ]
Иллюстрация яосяао [цзы] из китайской энциклопедии Гуджин Тушу Цзичэн , между 1700 и 1725 годами нашей эры.

Во времена династии Юань терлиг был известен как яосянао [цзы] ( упрощенный китайский : куртка по линии талии [子] ; традиционный китайский : куртка по линии талии ) или бяньсянао ( упрощенный китайский : куртка с плетеной линией ; традиционный китайский : куртка с плетеной линией ) в китайская литература; [ 1 ] [ 3 ] : 75–76  [ 4 ] это был популярный стиль пальто и очень важная форма одежды. [ 5 ] [ 2 ] : 50–51  Терлиг стал более устоявшимся и символизировал одежду людей более высокого социального статуса. [ 1 ] Его носили люди всех социальных слоев; [ 1 ] [ 5 ] [ 2 ] : 50–51  Маркером социального статуса было качество ткани. [ 1 ] Одежда дзисюн сама по себе была разновидностью терлига. [ 1 ] [ 2 ] : 64 

Император и стража в монгольском терлиге, с картины «Сцена охоты Хубилай-хана» .

Терлиг династии Юань особенно характеризовался наличием многочисленных узких и плотных складок (или складок) на талии, а также наличием украшения «поясная нить» на поясе, где люди использовали красные и шелковые нити для застегивания пальто. на их талии. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Эти две особенности были самыми большими преимуществами пальто, делавшими его подходящим для верховой езды. [ 5 ] Пояс был большим и обычно имел ширину 15 см. [ 6 ] Халат также был длиной до икры, имел длинные узкие рукава и подтягивающуюся талию, образованную поясной нитью; у него также была боковая застежка, которая закреплялась с правой стороны завязками. [ 2 ] : 49  [ 4 ] Воротник мог быть как перекрестным, так и круглым. [ 4 ] Он может быть украшен цветами и может быть разных цветов. [ 5 ] С раннего и более позднего периодов династии Юань основная форма терлига оставалась относительно неизменной, хотя некоторые варианты ленты (например, ленточный или плетеный пояс), скорее всего, сосуществовали вместе. [ 2 ] : 50–51 

Династия Мин (1368–1644 гг. Н.э.)

[ редактировать ]
Тиэли с поясом, гробница принца Чжу Таня династии Мин .

Некоторая монгольская одежда из династии Юань сохранялась и в династии Мин, несмотря на неоднократный запрет на одежду в монгольском стиле, особенно во время правления императора Хунву . [ 2 ] : 147  Цзисюнь халат , разновидность терлига династии Юань, продолжали носить и в династии Мин, где он был известен как . чисун [ 5 ] [ 2 ] : 147–148 

В Даминхуйдунь 《大明会典》 записано, что яосянао [цзы] (терлиг/тиэли) носил чиновник, отвечающий за имперский протокол в период Кэци; «Во время Кэци они носят повязки на голову и красочные пальто с поясом, украшенные орлами и ястребами-перепелятниками спереди и сзади». [ 5 ] [ 7 ] В гробнице принца Чжу Таня (1370–1389 гг. н.э.) династии Мин был раскопан тэли с узкими рукавами и характеристиками пояса; это одеяние было почти похоже на терлиг, найденный во времена династии Юань. [ 1 ]

После принятия во времена династии Мин тэли со временем стал длиннее, а его общая структура была приближена к системе шэньи , чтобы интегрировать ханьские китайские ритуалы; при этом он также потерял свои характеристики «поясной нити». [ 8 ] Локализованные формы монгольского терлига продолжали называться тэли ( китайский : 貼裏 ). [ 8 ] Тиели продолжали носить и во времена династии Мин высокопоставленные евнухи. [ 9 ] Тэли : также могли быть украшены декоративными узорами, такими как фейюфу ( упрощенный китайский : 飞鱼服 ; традиционный китайский «Одежда летучей 飛魚服 ; пиньинь : фейюфу ; букв. рыбы»). [ 8 ]

Еще одним новым стилем тэли династии Мин был плиссированный халат ( китайский : 褶(摺)子衣 ; пиньинь : Чжэ(чжэ)цзыи династии Юань и находился под сильным влиянием этого стиля ), который также произошел от яосянао [цзы] . [ 5 ] [ 10 ] Нижний подол жежийи имел многочисленные плотные и узкие складки (с небольшим пространством между складками) и сохранял больше черт, родственных монгольскому терлигу, чем халату еса . [ 5 ] династии Юань Ему также не хватало характеристик «поясной нити», присущих яосянао [цзы] . [ 10 ]

Халат йеса, новый стиль одежды династии Мин, имеет некоторые смешанные элементы, заимствованные либо из монгольского терлига династии Юань, либо из одежды дзисюн , которая сама по себе является разновидностью терлига. [ 1 ] [ 5 ] Одной из основных характеристик еса было отсутствие пояса и складок на центральной передней и задней части халата. [ 1 ] Кроме того, он был длиннее, чем терлиг династии Юань. [ 1 ]

Династия Цин (1644–1912 гг. Н.э.)

[ редактировать ]

Во времена династии Цин терлиг превратился в форму церемониального платья ( китайский : 朝服 ; пиньинь : чаофу ), халата со складками на талии. [ 1 ] династии Цин Чаофу также представляло собой маньчжурскую адаптацию придворного костюма ханьцев. [ 11 ] Маньчжурский элемент можно увидеть в облегающих рукавах и манжетах в форме конских копыт, которые являются остатками маньчжурской одежды, которую носили люди на охоте в холодную погоду. [ 11 ]

Самые ранние упоминания термина терлиг в Корее датируются 15 веком нашей эры. [ 1 ] Термин терлиг в Корее может записываться по-разному, например, тьёллик ( 텰릭 ); тьёнлик ( 텬릭 ), чёллик ( 철릭 ), или чёник ( 천익 ), или чбли ( ханджа : или ч'ник ( ханджа : 天 выгода, 天 Крыло, тысяча крыльев ). [ 1 ] [ 14 ] Термин чеолик ( 철릭 ) происходит от монгольского термина терлиг ; этот термин был введен в Корее через Китай вместе с китайскими иероглифами, но продолжал сохранять монгольское звучание. [ 14 ]

Корё (918–1392 гг. Н.э.)

[ редактировать ]

Терлиг был завезен в Корею из династии Юань в поздний период середины династии Корё как повседневная одежда или как янбок (т.е. военная одежда). [ 14 ] [ 15 ] : 110  В Корёсе монгольскую одежду обычно называли хобок ( ханджа : 胡服 , «одежда варварского чужеземца»), а иногда и как ильсэк ( ханджа : 一色 ; «одноцветная одежда») для джилсона ( ханджа : 質孫 или ханджа : 只孫 ) банкеты. [ 1 ] Терлиг становился все более распространенным в Корее из-за тесных связей между Корё и монгольским двором посредством политических браков, а монгольская одежда была принята при корейском дворе в конце 13 - начале 14 веков нашей эры. [ 2 ] : 50–51  Некоторые артефакты терлигов периода Корё сохранились со временем. [ 1 ]

Чосон (1392–1897 гг. н.э.)

[ редактировать ]
Чолик династии Чосон ( 철릭 ).

В Чосон терлиг был написан как ч'обли ( ханджа : 帖裡 ; возможно, произносится «тиэли» на среднекорейском языке) в книге по музыке под названием «Ахак гвебом» и, возможно, произносился как «тиэли» на среднекорейском языке; В этой же книге есть иллюстрация пальто со складками и поясом. [ 1 ] Некоторые формы терлигов в Чосон получили одежду из Китая. Термин терлиг был написан как чобли ( ханджа : 帖裏 ) в Анналах династии Чосон с 1424 года нашей эры для описания подарков, подаренных китайской династией Мин, или для описания военной формы. [ 1 ] В 1444 году, во время правления короля Седжона, династия Мин подарила королю комплект повседневной одежды, в который входили дапхо , чеолик и голлионгпо . [ 16 ] [ примечание 1 ] Суд Чосон также наградил своего чиновника чоликом, в том числе далёном , дапхо и чоликом. [ 15 ] : 111 

В эпоху Чосон терлиг получил дальнейшее развитие с исчезновением пояса и увеличением ширины рукавов. [ 1 ] После 17 века лиф терлига стал короче длины юбки и сформировал фасон с завышенной талией. [ 1 ] В Чосоне чёллик был формой придворной одежды ( кванбок ); его носили короли, а также гражданские и военные чиновники. [ 17 ]

Ильханство (1256–1335 гг. н. э.)

[ редактировать ]

Терлиг, судя по всему, был в моде при дворе Ильханата . [ 18 ]

Текудер и Шамс ад-Дин Джувейни . Джами ат-Таварих , Рашид ад-Дин , картина, датируемая 1430 годом нашей эры.

Терлиги, которые носили в Ильханстве, немного отличались от терлигов китайской династии Юань, несмотря на некоторое сходство с точки зрения формы, а также были украшены центрально- или восточно-азиатскими мотивами (например, узорами облачных воротников, центрально- или восточно-азиатскими мотивами). драконы в стиле, фениксы и цветы, такие как лотос, хризантема), которые были завезены в Западную Азию в монгольский период. [ 2 ] : 101  [ 18 ]

Тимуридский конного лучника Ильханидов рисунок . , 15 век нашей эры

Терлиг, который носили в регионах Ильхната, сочетал в себе черты как монгольской, так и исламской культуры , такие как орнаменты в форме медальонов и псевдокуфические надписи. [ 1 ] [ 19 ] Основным отличием от терлига династии Юань является наличие полос тираза в виде полос и способ ношения части одежды вместе. [ 2 ] : 101  Исламское влияние привело к использованию полос (возможно, усиливающих полос) вдоль плеч и рук. [ 1 ] Терлиг в Ильханстве носили как внутреннюю одежду под верхним пальто с короткими рукавами. [ 19 ] Украшение на талии также, по-видимому, было менее распространено в Ильханате, чем во времена династии Юань. [ 18 ] Воротники также можно было найти разной формы, например, воротники-стойки; это было еще одним отличием от терлигов, которые носили во времена династии Юань. [ 18 ]

Двор Тимуридов (1370–1507 гг. Н.э.)

[ редактировать ]
Улугбек и вассалы в монгольской одежде, Тимурид 1425-1450 гг.

Монгольская одежда и одежда в монгольском стиле продолжали появляться в искусстве Тимуридов , например, в иллюстрациях; это может указывать на то, что монгольская одежда или одежда в монгольском стиле, возможно, была принята или носилась при в Средней Азии дворе Тимуридов . [ 2 ] : 147–148  Однако эта тема требует дальнейшего изучения. [ 2 ] : 147–148 

Империя Великих Моголов (1526–1858 гг. Н.э.)

[ редактировать ]
Император Акбар в джаме .

В Империи Великих Моголов терлиг назывался джама (также писалось как джама ). [ 1 ] Джама позже была переименована в сарбгати (что означает «покрывать все тело») самим императором Акбаром . [ 20 ] [ 21 ] Первоначально джаму . носил мусульманский правящий класс при дворе Великих Моголов [ 1 ] Джама . была разработана как часть внедрения исламской культуры в Индии и воспринималась как часть нового присвоения исламской идентичности, а не монгольской культуры [ 1 ]

Мужской халат ( джама ) с маками, Индия.

До правления императора Акбара на одежду Великих Моголов влияли только географические условия и различия климата, но не индийская культура . [ 22 ] Только во времена императора Акбара началось изменение одежды Великих Моголов. [ 22 ]

Император Акбар призвал всех своих граждан носить джаму и ввел новые правила в отношении одежды, чтобы интегрировать мусульманское и местное индуистское население; направление застежки пальто отличало индусов и мусульман. [ 1 ] Инды крепили свою джаму на левую сторону, а мусульмане – на правую, как и монголы. [ 1 ]

Джама была одеждой , которая демонстрировала гибридность с местной культурой Индии. [ 1 ] Джама представляла собой длинное пальто со складками по линии талии без пояса; у него были очень длинные узкие рукава, а линия талии была выше, чем у оригинального монгольского терлига. [ 1 ] Джама была длинной и могла доходить как до колен , так и до щиколотки. [ 23 ]

Новый стиль одежды был позже разработан императором Акбаром путем смешения индийской таквчия одежды раджпутов и иностранной джамы для создания длинного халата длиной до колен или длиннее с круглой юбкой без каких-либо разрезов. [ 23 ]

Похожие предметы одежды

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ В переведенной английской версии веб-страницы написано «dopo»; однако допо - это другой вид одежды. Корейская версия страницы ссылается на страницу «дапо», что является другим способом написания «дафо».

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а Чо, Ухён; Йи, Джеюн; Ким, Джинён (2015). «Одежда Монгольской империи: Генеалогия и диаспора Монгольской империи » Труды Восточных академий Scientiarum Венгрии 68 (3): 22–29. дои : 10.1556/062.2015.68.3.2 . ISSN   0001-6446 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Ши, Эйрен Л. (2020). Монгольская придворная одежда, формирование идентичности и глобальный обмен . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. ISBN  978-0-429-34065-9 . OCLC   1139920835 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  3. ^ Jump up to: а б с Ю., Ватт, Джеймс К. (2010). Мир Хубилай-хана: Китайское искусство в эпоху Юань . Метрополитен-музей. стр. 75–76. ISBN  978-1-58839-402-6 . OCLC   696014331 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Баохай, Данг; 党寶海; Данг, Баохай (2003). «Плетенный халат. Костюм Древней Монголии» . Центральноазиатский журнал . 47 (2): 198–216. ISSN   0008-9192 . JSTOR   41917645 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Вэй, Ло (02 января 2018 г.). «Предварительное исследование монгольских костюмов династии Мин» . Общественные науки в Китае . 39 (1): 165–185. дои : 10.1080/02529203.2018.1414417 . ISSN   0252-9203 . S2CID   149138176 .
  6. ^ Jump up to: а б «Халат с декоративной плетеной талией | Программа «Шелковый путь»» . ru.unesco.org . Проверено 5 мая 2021 г.
  7. ^ «Электронный проект по китайской философии Да Мин» . ctext.org (на китайском языке (Китай)) . Дата обращения 18 мая 2022 г. , шарф с квадратной короной. Куртка имеет рисунок орла и луня на груди и линии талии. Широкие шелковые бляшки разных цветов. Резной венок из слоновой кости. Носите обувь при ходьбе. Заоли, корона и купольное полотенце. Йи Заойи
  8. ^ Jump up to: а б с «Древние китайские халаты для мужчин: Тиели и Исан – 2020» . www.newhanfu.com . 07.10.2020 . Проверено 10 июля 2021 г.
  9. ^ Юань, Цзуцзе (2007). «Одежда для власти: обряд, костюм и государственная власть в Китае при династии Мин» . Границы истории в Китае . 2 (2): 181–212. дои : 10.1007/s11462-007-0012-x . ISSN   1673-3401 . S2CID   195069294 .
  10. ^ Jump up to: а б «Этнические костюмы — Документальный сборник стилей — Путешествие на выставку «Шелковый путь» — (Династия Мин) Хлопковая подкладка» . www.biftmuseum.com Проверено 18 мая 2022 г. .
  11. ^ Jump up to: а б «Одеяние государства Китая XIX века» . www.metmuseum.org . Проверено 5 мая 2021 г.
  12. ^ «Одеяние государства Китая XIX века» . www.metmuseum.org . Проверено 5 мая 2021 г.
  13. ^ «Одеяние государства Китая XIX века» . www.metmuseum.org . Проверено 5 мая 2021 г.
  14. ^ Jump up to: а б с Джу, Ли Ын (1988). «Исследование термина «Чеолик» » . Журнал Корейского общества одежды и текстиля . 12 (3): 363–371. ISSN   1225-1151 .
  15. ^ Jump up to: а б Энциклопедия традиционной корейской одежды . Том. VI (английское изд.). Сеул: Национальный фольклорный музей Кореи. 2021. ISBN  9788928902873 .
  16. ^ «Чеолик» [Чеолик]. Энциклопедия корейского фольклора (на корейском языке) . Проверено 24 марта 2022 г.
  17. ^ «Официальная/судебная одежда» . www.lifeinkorea.com . Проверено 9 мая 2021 г.
  18. ^ Jump up to: а б с д Ока, Ильдико (2015). «Монгольская одежда периода Юань» . Восточный журнал Венгерской академии наук . 68 (4): 385–414. дои : 10.1556/062.2015.68.4.2 . ISSN   0001-6446 . JSTOR   43957434 .
  19. ^ Jump up to: а б «Музей Ага Хана» . Музей Ага Хана . Проверено 5 мая 2021 г.
  20. ^ Чаудхури, КН (1990). Азия до Европы: экономика и цивилизация Индийского океана от возникновения ислама до 1750 года . Кембридж [Англия]: Издательство Кембриджского университета. п. 188. ИСБН  0-521-30400-8 . ОКЛК   20014228 .
  21. ^ Джахан, Ишарат (2016). Социально-культурная жизнь в истории Средневековья . Издание книги Лакшми. п. 92. ИСБН  9780359222803 .
  22. ^ Jump up to: а б Исследовательский журнал Университета Синда . Калифорнийский университет; Университет Синда, факультет искусств. Издательство Университета Синда. 1985. с. 79. {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  23. ^ Jump up to: а б Шарма, К.Д.; Шарма, Свати (2017). «Императорские костюмы эпохи Великих Моголов» . Исследовательский журнал философии и социальных наук . 43 (1): 233–241.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9576ad1cd8747e8d07ccc0fafb87f220__1717748760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/95/20/9576ad1cd8747e8d07ccc0fafb87f220.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Terlig - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)