Юпей
Юпей | |||
---|---|---|---|
![]() | |||
китайский | нефритовый кулон | ||
Буквальный смысл | Джейд висит | ||
|
Юпей ( китайский : 玉佩 ; пиньинь : Yùpèi ) — общий термин для обозначения нефритовых подвесок . [ 1 ] Юпей были популярны еще до Конфуция . рождения [ 2 ] : 18 Нефритовая культура является важным компонентом китайской культуры . [ 1 ] отражающие как материальную, так и духовную культуру. [ 3 ] : 18 Джейд глубоко укоренилась в китайской культуре и сыграла роль во всех аспектах общественной жизни; [ 3 ] : 18 он также связан с положительными качествами и аспектами, такими как чистота, совершенство и гармония. [ 4 ] : 20 [ 5 ] : 94 ценится даже больше, чем золото . Нефрит в китайской культуре [ 5 ] : 94 История искусства резьбы по нефриту в Китае для изготовления украшений, в том числе нарядных, восходит к 5000 году до нашей эры. [ 6 ] [ 7 ] еще большее значение Древние китайцы придавали юпэю считал его моральной целостностью после того, как Конфуций . [ 2 ] : 18 Юпей можно было использовать в качестве украшения для пояса или талии (например, дзинбу 禁步). [ 1 ] и как ожерелья , появившиеся еще в культуре Лянчжу . [ 8 ] : 39 Нитки нефритового кулона также используются для украшения головных уборов, например, миангуань . [ 9 ]
Терминология
[ редактировать ]Юпей ( китайский : 玉佩 ; пиньинь : Yùpèi ) состоит из китайского иероглифа ю ( китайский : 玉 ), который буквально означает «нефрит», и пей ( китайский : 佩 ), что означает «кулон».
В то время как термин «жадеит» в научной литературе обычно относится к нефриту и жадеиту , иероглиф «ю» ( китайский : 玉 ) в Китае также может применяться к другим формам драгоценных камней и материалов, таких как агат , змеевик , мыльный камень , мрамор , [ 10 ] тремолит и роговая обманка [ 11 ] : 31 Настоящий нефрит ( китайский : 真玉 ; пиньинь : Женю ) в Китае на самом деле представляет собой нефрит, который использовался и ценился в Китае на протяжении тысячелетий. [ 10 ] [ 11 ] : 31 Лишь с 18 века жадеит (из Бирмы ) был обнаружен китайскими резчиками и начал использоваться в Китае. [ 10 ] [ 11 ] : 31 [ 12 ] : 237 Жадеит стал популярен в ювелирном деле благодаря своему ярко-зеленому цвету. [ 11 ] : 31
Проектирование и строительство
[ редактировать ]Юпей можно было связать вместе, чтобы получился ансамбль из нефритовых подвесок (которые держались на поясе, а также могли состоять из цепочек би (璧; нефритовые диски или нефритовые кольца). [ 2 ] : 18–20 Нефрит в форме хуана также был популярен при изготовлении юпей , и его использование сопровождалось жесткими и конкретными правилами. [ 3 ] : 57–58 Некоторые нефритовые подвески также сочетают нефрит в форме драконов, фениксов, [ 8 ] : 5–6 антропоморфные фигуры, люди-драконы и животные (птицы, барсуки [ 13 ] : 19 ), [ 2 ] : 18–19 [ 3 ] : 58–69 [ 14 ] и/или могут быть вырезаны в форме различных предметов (например, тыкв [ 13 ] : 19 ) или китайскими иероглифами (например, двойное счастье [ 13 ] : 19 ). Нефриты в форме би и конг (нефритовые трубочки). [ 15 ] : 94 ) появились еще в эпоху неолита Лянчжу (ок. 3000 г. до н. э.) в провинциях Чжэньцзян и Цзянсу. [ 5 ] : 94
Дзинбу (запрещено)
[ редактировать ]
Ансамбль из нефритовых подвесок и/или нефритовых ниток в сочетании с другими драгоценными материалами (например, серебряными или золотыми аксессуарами) назывался дзинбу; Дзинбу представляли собой разновидность яопей (поясных аксессуаров), которые женщины обычно носили, чтобы прижать одежду. [ 1 ] Дзинбу появился тысячи лет назад и первоначально его носили только дворяне, но со временем его постепенно переняли все женщины независимо от их социального положения. [ 1 ] В древние времена дзинбу также был показателем элегантности и этикета: если поведение его владельца было невежливым (например, он шел слишком быстро), то дзинбу издавал громкий звук и, таким образом, дзинбу напоминал владельцу, что нужно следить за своими манерами и элегантность; с другой стороны, если его владелец будет вести себя подобающим образом, дзинбу будет звучать мелодично и приятно. [ 1 ] Это также объясняется в главе «玉藻 Юй Цзао» в « Лицзи» : [ 9 ]
Когда (король или правитель) быстро шел (ко двору аудиенции), он делал это под музыку Цай Ци; идя быстрее (обратно в зал приемов), они играли Си Ся. Повернувшись, он сделал полный круг; при повороте в другую сторону он делал это под прямым углом. При наступлении он немного наклонялся вперед; он держал себя прямо; и при всех этих движениях куски нефрита издавали звон. Так и знатный человек, находясь в своей карете, слышал гармоничные звуки ее колоколов; и при ходьбе - его подвесные нефритовые камни; и таким образом злые и развратные мысли не находили входа в его разум.
- Перевод Джеймса Легга, Лиджи 《玉藻 - Ю Цзао》, 37 лет.
История
[ редактировать ]Древний
[ редактировать ]В период до Цинь было обнаружено, что раскопанные нефритовые подвески были вырезаны в виде человеческих и антропоморфных фигур и/или сочетаний изображений людей и животных (например, человеческие лица, [ 8 ] : 7, 49 орел измеряет голову человека [ 8 ] : 50–52 ), драконы (например, форма пронзенного дракона [ 8 ] : 6 ), феникс (например, форма пронзенного феникса [ 8 ] : 5 ), животных (например, птиц) и вырезанных в форме би , [ 2 ] : 18–19 и полудисковые (полуби ) нефритовые подвески. [ 8 ] : 30 Хуан и халф-би иногда использовались как часть ансамбля нефритовых подвесок. [ 15 ] : 94 Нефритовые подвески также можно найти в виде ниток нефритовых украшений (например, в виде небольших нефритовых трубочек , называемых конг) . [ 15 ] : 94 ). [ 8 ] : 8 Нефритовые нити также можно комбинировать с другими формами нефритовых подвесок. [ 8 ] : 37–38 Нефритовые подвески, которые носили как ожерелья, появились еще в культуре Лянчжу. [ 8 ] : 39
-
Китайский нефритовый кулон в форме би , 2000–1500 гг. до н. э.
-
Юпэй в форме Хуана , династия Шан,
-
Юпей в форме рыбы, династия Шан.
-
Юпей в форме птицы, династия Шан.
Династия Чжоу
[ редактировать ]
В Западной Чжоу люди начали связывать использование нефрита с моральным подтекстом, например, с моралью. [ 3 ] : 56–63 В конечном итоге это привело к формированию китайской системы верований в нефрит о том, как «джентльмен сравнивает добродетели с драгоценным камнем» , концепция, которая позже была полностью разработана Конфуцием . [ 3 ] : 56–63 кто бы затем сравнил качества нефрита с 5 добродетелями ( добротой , мудростью , честностью , смелостью и чистотой) джентльмена ( джунзи ) в Книге Обрядов (Лиджи) . [ 16 ] : 195
Белый нефрит, в частности нефрит Хотан , очень любили в Западной Чжоу; однако были установлены строгие правила использования нефрита в зависимости от его качества и цвета. [ 3 ] : 56–57 В то время как правители Западного Чжоу использовали дорогие нефриты (например, белый нефрит Хотан), люди с более низким статусом могли использовать только обычные нефриты. [ 3 ] : 56–57 Ансамбль юпей (дзинбу) был отличительной формой ритуальной нефритовой посуды в династии Западная Чжоу, а нефрит в форме хуан был доминирующим типом юпей, встречающимся в ансамбле. [ 3 ] : 58 Ансамбль нефритовой подвески состоял из различных частей, которые нужно было соединить между собой по определенным правилам. [ 3 ] : 58
Во времена династии Чжоу ансамбль юпей часто свисал на поясном ремне его владельца. [ 2 ] : 20 Ансамбль юпей, полностью сделанный из нефрита, возможно, использовался только правителями королевств (возможно, герцогами, маркизами, их женами и аристократами с аналогичными титулами), поскольку ритуальная система, предусмотренная в Лиджи, указывает на то, что чистый нефрит не мог использоваться министры королей. [ 3 ] : 58 According to the chapter《玉藻 Yu Zao》: [ 9 ]
Все носили на поясе подвеску из нефритового камня, за исключением траурных обрядов. (На конце средней струны) в нем находился зубоподобный кусок, сталкивавшийся с остальными. Высокопоставленный человек никогда не оставался без этого кулона, за исключением какой-нибудь достаточной причины; он считал кусочки нефрита символом добродетелей (которые ему следует развивать). У сына Неба был кулон из бус из белого нефрита, подвешенный на темных нитях; герцог или маркиз с нефритовыми бусами лазурного цвета на ярко-красных нитях; великий офицер с бусами цвета морской волны на черных нитках; сын-наследник, его бусы из юйского нефрита, на пестрых нитках; рядовой офицер с бусами из нефритового кварца на оранжевых нитках. Конфуций носил на своих подвесках шарики из слоновой кости диаметром пять дюймов (круглые) на серых нитях.
- Перевод Джеймса Легга, Лиджи 《玉藻 - Ю Цзао》, 39 лет.
Более того, согласно конфуцианской системе верований, связанной с нефритом, которая также происходит от Лицзи: в древнем Китае ансамбль юпей (который символизирует добродетель) должен всегда носить джентльмены , за исключением случаев траура. [ 3 ] : 64 [ 17 ] : 111 Ношение ансамбля юпэй также служило: (1) напоминать его владельцу о необходимости ходить упорядоченно, что в конечном итоге заставит джентльменов с годами развивать элегантную и регулярную походку, несмотря на то, что их сдерживают нефритовые подвески, и (2) напоминать джентльменам о необходимости вести себя согласно приличиям, основанным на звуке звона нефрита при ходьбе. [ 3 ] : 64 [ 1 ]
-
Нефритовые подвески в виде оленей , Западная Чжоу.
-
Китайский юпей в форме дракона, период Воюющих царств
-
Юпей в форме человека, Поздний Западный Чжоу
-
Ансамбль Юпэй, Западный Чжоу.
-
Ансамбль Юпэй с Хуаном , Западный Чжоу
-
Джейд Хуан из ансамбля юпей, Западный Чжоу.
-
Нефритовые украшения, состоящие из нефрита би и хуан , а также нефрита в форме дракона, период поздней весны и осени.
Династия Тан
[ редактировать ]На основании картин и гравюр на камне подтверждено, что к поясу женщин династии Тан подвешивался ансамбль нефритовых подвесок . [ 18 ]
-
Ансамбль Юпэй (нефритовый кулон), династия Тан.
Династия Цин
[ редактировать ]В Цин женщины были популярно носить зеленые полупрозрачные украшения из нефрита; Популярностью пользовались подвески, вырезанные в форме изогнутого дракона. [ 19 ]
-
Нефритовый кулон, династия Цин
-
из нефритовой пластины Подвеска
-
Юпэй с резными драконами, династия Цин, 20 век.
-
Юпэй, династия Цин, 18–19 века.
Галерея
[ редактировать ]-
Кулон Мин Нефрит
-
Юпэй с багуа и символом инь и ян , 2018 г.
Похожие товары
[ редактировать ]- Яджин — китайские аксессуары, которые вешаются на лацканы одежды в области груди.
- Шибази - браслет из 18 бусин, который можно повесить на лацканы китайской одежды в области груди.
- Яопей
- Норигаэ — корейский аксессуар для одежды.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Китайские подвесные аксессуары» . КитайИзвлечение . Проверено 12 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Цзан Инчунь. (2003). Чжунго чуань фу ши. , Дэхуа., Гу Инчэнь. (Ди 1 бан, Пекин: У Чжоу Чуань Бо Чу бань она. Ван 7-5085-0279-5 . OCLC 55895164 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Ю, Мин (2011). Китайский нефрит (Обновленная ред.). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-18684-1 . OCLC 759918479 .
- ^ Метрополитен-музей (1987). Древнее китайское искусство: Коллекция Эрнеста Эриксона в Метрополитен-музее . Максвелл К. Хирн. Нью-Йорк: Музей. ISBN 0-87099-483-2 . OCLC 14242247 .
- ^ Jump up to: а б с Джейн Портал, изд. (2007). Первый император: Терракотовая армия Китая . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-02697-1 . OCLC 123119878 .
- ^ Сакс, Маргарет; Микс, Найджел Д.; Майклсон, Кэрол; Миддлтон, Эндрю П. (октябрь 2004 г.). «Определение техник резьбы по китайскому нефриту» . Журнал археологической науки . 31 (10): 1413–1428. Бибкод : 2004JArSc..31.1413S . дои : 10.1016/j.jas.2004.03.007 . ISSN 0305-4403 .
- ^ «Китайский нефрит» . Британская энциклопедия . Проверено 20 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Ван, Гочжэнь (2019). Коллекция древних китайских культурных реликвий . Том. 1. Аделаида: АТФ Пресс. ISBN 978-1-925371-29-1 . OCLC 1175916450 .
- ^ Jump up to: а б с «Лиджи: Ю Цзао — проект китайского текста» . ctext.org . Проверено 12 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Итак, Дженни Ф. (2019). «Соединяя друга и врага: личные регалии Западной Чжоу из нефрита и цветных камней» . Археологические исследования в Азии . 19 : 100108. дои : 10.1016/j.ara.2018.05.001 . S2CID 194805495 .
- ^ Jump up to: а б с д Салливан, Майкл (1999). Искусство Китая (4-е изд., Расширенное и переработанное изд.). Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-21876-0 . ОСЛК 40200406 .
- ^ Перкинс, Дороти (2013). Энциклопедия Китая: история и культура . Хобокен: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-135-93562-7 . ОСЛК 869091722 .
- ^ Jump up to: а б с Чжан, Минхуа (2004). Китайский нефрит: сила и деликатность в величественном искусстве (1-е изд.). Сан-Франциско: Long River Press. ISBN 1-59265-011-2 . OCLC 54691912 .
- ^ Анджела Фалько Ховард; Сун Ли; Хун Ву; Хун Ян (2006). Китайская скульптура . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 49. ИСБН 0-300-10065-5 . OCLC 51631315 .
- ^ Jump up to: а б с Нидэм, Джозеф (1981). Наука в традиционном Китае: сравнительная перспектива . Гонконг: Издательство Китайского университета. ISBN 962-201-212-4 . OCLC 8264796 .
- ^ Дженхван Ван; Рэй-Мэй Хсунг, ред. (2016). Переосмысление социального капитала и предпринимательства в Большом Китае: Гуаньси по-прежнему важен? . Абингдон, Оксон: Рутледж. ISBN 978-1-317-40639-6 . OCLC 949274796 .
- ^ Конфуций (1997). Хуан, Чичунг (ред.). Аналекты Конфуция Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-506157-8 . ОСЛК 34933215 .
- ^ «Сборка подвесок начала VIII века» . www.metmuseum.org . Проверено 12 марта 2022 г.
- ^ Кларк, Кэрол (1998). Тропические драгоценные камни . Сингапур: Periplus Editions. п. 58. ИСБН 978-1-4629-1664-1 . OCLC 904404624 .