Jump to content

Юпей

Юпей
Китай, династия Цин - Кулон - 1942.870 - Художественный музей Кливленда
Нефритовый кулон из золота, аметиста , жемчуга и резного зеленого нефрита , династия Цин.
китайский нефритовый кулон
Буквальный смысл Джейд висит
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinYùpèi

Юпей ( китайский : 玉佩 ; пиньинь : Yùpèi ) — общий термин для обозначения нефритовых подвесок . [ 1 ] Юпей были популярны еще до Конфуция . рождения [ 2 ] : 18  Нефритовая культура является важным компонентом китайской культуры . [ 1 ] отражающие как материальную, так и духовную культуру. [ 3 ] : 18  Джейд глубоко укоренилась в китайской культуре и сыграла роль во всех аспектах общественной жизни; [ 3 ] : 18  он также связан с положительными качествами и аспектами, такими как чистота, совершенство и гармония. [ 4 ] : 20  [ 5 ] : 94  ценится даже больше, чем золото . Нефрит в китайской культуре [ 5 ] : 94  История искусства резьбы по нефриту в Китае для изготовления украшений, в том числе нарядных, восходит к 5000 году до нашей эры. [ 6 ] [ 7 ] еще большее значение Древние китайцы придавали юпэю считал его моральной целостностью после того, как Конфуций . [ 2 ] : 18  Юпей можно было использовать в качестве украшения для пояса или талии (например, дзинбу 禁步). [ 1 ] и как ожерелья , появившиеся еще в культуре Лянчжу . [ 8 ] : 39  Нитки нефритового кулона также используются для украшения головных уборов, например, миангуань . [ 9 ]

Терминология

[ редактировать ]

Юпей ( китайский : 玉佩 ; пиньинь : Yùpèi ) состоит из китайского иероглифа ю ( китайский : ), который буквально означает «нефрит», и пей ( китайский : ), что означает «кулон».

В то время как термин «жадеит» в научной литературе обычно относится к нефриту и жадеиту , иероглиф «ю» ( китайский : ) в Китае также может применяться к другим формам драгоценных камней и материалов, таких как агат , змеевик , мыльный камень , мрамор , [ 10 ] тремолит и роговая обманка [ 11 ] : 31  Настоящий нефрит ( китайский : 真玉 ; пиньинь : Женю ) в Китае на самом деле представляет собой нефрит, который использовался и ценился в Китае на протяжении тысячелетий. [ 10 ] [ 11 ] : 31  Лишь с 18 века жадеит (из Бирмы ) был обнаружен китайскими резчиками и начал использоваться в Китае. [ 10 ] [ 11 ] : 31  [ 12 ] : 237  Жадеит стал популярен в ювелирном деле благодаря своему ярко-зеленому цвету. [ 11 ] : 31 

Проектирование и строительство

[ редактировать ]

Юпей можно было связать вместе, чтобы получился ансамбль из нефритовых подвесок (которые держались на поясе, а также могли состоять из цепочек би (璧; нефритовые диски или нефритовые кольца). [ 2 ] : 18–20  Нефрит в форме хуана также был популярен при изготовлении юпей , и его использование сопровождалось жесткими и конкретными правилами. [ 3 ] : 57–58  Некоторые нефритовые подвески также сочетают нефрит в форме драконов, фениксов, [ 8 ] : 5–6  антропоморфные фигуры, люди-драконы и животные (птицы, барсуки [ 13 ] : 19  ), [ 2 ] : 18–19  [ 3 ] : 58–69  [ 14 ] и/или могут быть вырезаны в форме различных предметов (например, тыкв [ 13 ] : 19  ) или китайскими иероглифами (например, двойное счастье [ 13 ] : 19  ). Нефриты в форме би и конг (нефритовые трубочки). [ 15 ] : 94  ) появились еще в эпоху неолита Лянчжу (ок. 3000 г. до н. э.) в провинциях Чжэньцзян и Цзянсу. [ 5 ] : 94 

Дзинбу (запрещено)

[ редактировать ]
Дзинбу изготовлен из ансамбля юпей (нефритовых подвесок) и других драгоценных материалов, раскопанных в государстве Ин , Западный Чжоу.

Ансамбль из нефритовых подвесок и/или нефритовых ниток в сочетании с другими драгоценными материалами (например, серебряными или золотыми аксессуарами) назывался дзинбу; Дзинбу представляли собой разновидность яопей (поясных аксессуаров), которые женщины обычно носили, чтобы прижать одежду. [ 1 ] Дзинбу появился тысячи лет назад и первоначально его носили только дворяне, но со временем его постепенно переняли все женщины независимо от их социального положения. [ 1 ] В древние времена дзинбу также был показателем элегантности и этикета: если поведение его владельца было невежливым (например, он шел слишком быстро), то дзинбу издавал громкий звук и, таким образом, дзинбу напоминал владельцу, что нужно следить за своими манерами и элегантность; с другой стороны, если его владелец будет вести себя подобающим образом, дзинбу будет звучать мелодично и приятно. [ 1 ] Это также объясняется в главе «玉藻 Юй Цзао» в « Лицзи» : [ 9 ]

Когда (король или правитель) быстро шел (ко двору аудиенции), он делал это под музыку Цай Ци; идя быстрее (обратно в зал приемов), они играли Си Ся. Повернувшись, он сделал полный круг; при повороте в другую сторону он делал это под прямым углом. При наступлении он немного наклонялся вперед; он держал себя прямо; и при всех этих движениях куски нефрита издавали звон. Так и знатный человек, находясь в своей карете, слышал гармоничные звуки ее колоколов; и при ходьбе - его подвесные нефритовые камни; и таким образом злые и развратные мысли не находили входа в его разум.

- Перевод Джеймса Легга, Лиджи 《玉藻 - Ю Цзао》, 37 лет.

В период до Цинь было обнаружено, что раскопанные нефритовые подвески были вырезаны в виде человеческих и антропоморфных фигур и/или сочетаний изображений людей и животных (например, человеческие лица, [ 8 ] : 7, 49  орел измеряет голову человека [ 8 ] : 50–52  ), драконы (например, форма пронзенного дракона [ 8 ] : 6  ), феникс (например, форма пронзенного феникса [ 8 ] : 5  ), животных (например, птиц) и вырезанных в форме би , [ 2 ] : 18–19  и полудисковые (полуби ) нефритовые подвески. [ 8 ] : 30  Хуан и халф-би иногда использовались как часть ансамбля нефритовых подвесок. [ 15 ] : 94  Нефритовые подвески также можно найти в виде ниток нефритовых украшений (например, в виде небольших нефритовых трубочек , называемых конг) . [ 15 ] : 94  ). [ 8 ] : 8  Нефритовые нити также можно комбинировать с другими формами нефритовых подвесок. [ 8 ] : 37–38  Нефритовые подвески, которые носили как ожерелья, появились еще в культуре Лянчжу. [ 8 ] : 39 

Династия Чжоу

[ редактировать ]
Раскрашенные фигуры из гробницы Воюющих царств, показывающие ношение ансамбля юпей, также называемого дзинбу.

В Западной Чжоу люди начали связывать использование нефрита с моральным подтекстом, например, с моралью. [ 3 ] : 56–63  В конечном итоге это привело к формированию китайской системы верований в нефрит о том, как «джентльмен сравнивает добродетели с драгоценным камнем» , концепция, которая позже была полностью разработана Конфуцием . [ 3 ] : 56–63  кто бы затем сравнил качества нефрита с 5 добродетелями ( добротой , мудростью , честностью , смелостью и чистотой) джентльмена ( джунзи ) в Книге Обрядов (Лиджи) . [ 16 ] : 195 

Белый нефрит, в частности нефрит Хотан , очень любили в Западной Чжоу; однако были установлены строгие правила использования нефрита в зависимости от его качества и цвета. [ 3 ] : 56–57  В то время как правители Западного Чжоу использовали дорогие нефриты (например, белый нефрит Хотан), люди с более низким статусом могли использовать только обычные нефриты. [ 3 ] : 56–57  Ансамбль юпей (дзинбу) был отличительной формой ритуальной нефритовой посуды в династии Западная Чжоу, а нефрит в форме хуан был доминирующим типом юпей, встречающимся в ансамбле. [ 3 ] : 58  Ансамбль нефритовой подвески состоял из различных частей, которые нужно было соединить между собой по определенным правилам. [ 3 ] : 58 

Во времена династии Чжоу ансамбль юпей часто свисал на поясном ремне его владельца. [ 2 ] : 20  Ансамбль юпей, полностью сделанный из нефрита, возможно, использовался только правителями королевств (возможно, герцогами, маркизами, их женами и аристократами с аналогичными титулами), поскольку ритуальная система, предусмотренная в Лиджи, указывает на то, что чистый нефрит не мог использоваться министры королей. [ 3 ] : 58  According to the chapter《玉藻 Yu Zao》: [ 9 ]

Все носили на поясе подвеску из нефритового камня, за исключением траурных обрядов. (На конце средней струны) в нем находился зубоподобный кусок, сталкивавшийся с остальными. Высокопоставленный человек никогда не оставался без этого кулона, за исключением какой-нибудь достаточной причины; он считал кусочки нефрита символом добродетелей (которые ему следует развивать). У сына Неба был кулон из бус из белого нефрита, подвешенный на темных нитях; герцог или маркиз с нефритовыми бусами лазурного цвета на ярко-красных нитях; великий офицер с бусами цвета морской волны на черных нитках; сын-наследник, его бусы из юйского нефрита, на пестрых нитках; рядовой офицер с бусами из нефритового кварца на оранжевых нитках. Конфуций носил на своих подвесках шарики из слоновой кости диаметром пять дюймов (круглые) на серых нитях.

- Перевод Джеймса Легга, Лиджи 《玉藻 - Ю Цзао》, 39 лет.

Более того, согласно конфуцианской системе верований, связанной с нефритом, которая также происходит от Лицзи: в древнем Китае ансамбль юпей (который символизирует добродетель) должен всегда носить джентльмены , за исключением случаев траура. [ 3 ] : 64  [ 17 ] : 111  Ношение ансамбля юпэй также служило: (1) напоминать его владельцу о необходимости ходить упорядоченно, что в конечном итоге заставит джентльменов с годами развивать элегантную и регулярную походку, несмотря на то, что их сдерживают нефритовые подвески, и (2) напоминать джентльменам о необходимости вести себя согласно приличиям, основанным на звуке звона нефрита при ходьбе. [ 3 ] : 64  [ 1 ]

Династия Тан

[ редактировать ]

На основании картин и гравюр на камне подтверждено, что к поясу женщин династии Тан подвешивался ансамбль нефритовых подвесок . [ 18 ]

Династия Цин

[ редактировать ]

В Цин женщины были популярно носить зеленые полупрозрачные украшения из нефрита; Популярностью пользовались подвески, вырезанные в форме изогнутого дракона. [ 19 ]

Похожие товары

[ редактировать ]
  • Яджин — китайские аксессуары, которые вешаются на лацканы одежды в области груди.
  • Шибази - браслет из 18 бусин, который можно повесить на лацканы китайской одежды в области груди.
  • Яопей
  • Норигаэ — корейский аксессуар для одежды.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Китайские подвесные аксессуары» . КитайИзвлечение . Проверено 12 марта 2022 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Цзан Инчунь. (2003). Чжунго чуань фу ши. , Дэхуа., Гу Инчэнь. (Ди 1 бан, Пекин: У Чжоу Чуань Бо Чу бань она. Ван  7-5085-0279-5 . OCLC   55895164 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Ю, Мин (2011). Китайский нефрит (Обновленная ред.). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-18684-1 . OCLC   759918479 .
  4. ^ Метрополитен-музей (1987). Древнее китайское искусство: Коллекция Эрнеста Эриксона в Метрополитен-музее . Максвелл К. Хирн. Нью-Йорк: Музей. ISBN  0-87099-483-2 . OCLC   14242247 .
  5. ^ Jump up to: а б с Джейн Портал, изд. (2007). Первый император: Терракотовая армия Китая . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-02697-1 . OCLC   123119878 .
  6. ^ Сакс, Маргарет; Микс, Найджел Д.; Майклсон, Кэрол; Миддлтон, Эндрю П. (октябрь 2004 г.). «Определение техник резьбы по китайскому нефриту» . Журнал археологической науки . 31 (10): 1413–1428. Бибкод : 2004JArSc..31.1413S . дои : 10.1016/j.jas.2004.03.007 . ISSN   0305-4403 .
  7. ^ «Китайский нефрит» . Британская энциклопедия . Проверено 20 марта 2021 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Ван, Гочжэнь (2019). Коллекция древних китайских культурных реликвий . Том. 1. Аделаида: АТФ Пресс. ISBN  978-1-925371-29-1 . OCLC   1175916450 .
  9. ^ Jump up to: а б с «Лиджи: Ю Цзао — проект китайского текста» . ctext.org . Проверено 12 марта 2022 г.
  10. ^ Jump up to: а б с Итак, Дженни Ф. (2019). «Соединяя друга и врага: личные регалии Западной Чжоу из нефрита и цветных камней» . Археологические исследования в Азии . 19 : 100108. дои : 10.1016/j.ara.2018.05.001 . S2CID   194805495 ​​.
  11. ^ Jump up to: а б с д Салливан, Майкл (1999). Искусство Китая (4-е изд., Расширенное и переработанное изд.). Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  0-520-21876-0 . ОСЛК   40200406 .
  12. ^ Перкинс, Дороти (2013). Энциклопедия Китая: история и культура . Хобокен: Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-135-93562-7 . ОСЛК   869091722 .
  13. ^ Jump up to: а б с Чжан, Минхуа (2004). Китайский нефрит: сила и деликатность в величественном искусстве (1-е изд.). Сан-Франциско: Long River Press. ISBN  1-59265-011-2 . OCLC   54691912 .
  14. ^ Анджела Фалько Ховард; Сун Ли; Хун Ву; Хун Ян (2006). Китайская скульптура . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 49. ИСБН  0-300-10065-5 . OCLC   51631315 .
  15. ^ Jump up to: а б с Нидэм, Джозеф (1981). Наука в традиционном Китае: сравнительная перспектива . Гонконг: Издательство Китайского университета. ISBN  962-201-212-4 . OCLC   8264796 .
  16. ^ Дженхван Ван; Рэй-Мэй Хсунг, ред. (2016). Переосмысление социального капитала и предпринимательства в Большом Китае: Гуаньси по-прежнему важен? . Абингдон, Оксон: Рутледж. ISBN  978-1-317-40639-6 . OCLC   949274796 .
  17. ^ Конфуций (1997). Хуан, Чичунг (ред.). Аналекты Конфуция Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-506157-8 . ОСЛК   34933215 .
  18. ^ «Сборка подвесок начала VIII века» . www.metmuseum.org . Проверено 12 марта 2022 г.
  19. ^ Кларк, Кэрол (1998). Тропические драгоценные камни . Сингапур: Periplus Editions. п. 58. ИСБН  978-1-4629-1664-1 . OCLC   904404624 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f74b1f794f3fadbb901d2cf8025e4cd0__1719563340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/d0/f74b1f794f3fadbb901d2cf8025e4cd0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yupei - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)