Мианфу
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2015 г. ) |
![]() Картина императора Ваньли династии Мин в мяньфу. | |
Тип | Традиционный императорский халат как часть ханьфу |
---|---|
Место происхождения | Династия Шан , Китай. |
Представлено | Династия Ляо , династия Цзинь (1115–1234) , Корея (по крайней мере с 1065 года), Япония , Вьетнам . Династия Юань |
Мианфу | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
китайский | Мианфу | ||
Буквальный смысл | Коронационная одежда | ||
| |||
Вьетнамское имя | |||
Вьетнамский алфавит | Кан Миен ниц | ||
Китайские иероглифы | Пистолет Миан Мианфу | ||
Корейское имя | |||
хангыль | хлопковая одежда | ||
Ханджа | Мианфу | ||
|
Мианфу ( китайский : 冕服 ; пиньинь : miώnfú ; букв. коронационный костюм») — разновидность китайской одежды ханьфу « ; его носили императоры , короли и принцы, а в некоторых случаях и дворяне в историческом Китае от Шан до династии Мин . Мяньфу — это высший уровень формальной одежды, которую носят китайские монархи и правящие семьи во время особых церемониальных мероприятий, таких как коронация, утренняя аудиенция, родовые обряды, богослужение, новогодняя аудиенция и другие церемониальные мероприятия. Существовали различные формы мианфу, и мианфу также имела свою собственную систему одежды, называемую системой мианфу, которая была разработана еще во времена династии Западная Чжоу . [ 1 ] : 14 [ 2 ] Мяньфу использовалось каждой династией, начиная с династии Чжоу и далее до распада династии Мин. Двенадцать орнаментов использовались на традиционных императорских одеждах Китая. [ 3 ] : 88 в том числе и на мианфу. [ 4 ] Эти Двенадцать украшений позже были переняты в одежде других этнических групп; например, правители киданей и чжурчжэней приняли Двенадцать украшений в 946 году нашей эры и в 1140 году нашей эры соответственно. [ 3 ] : 88 Корейские короли также приняли одежду, украшенную девятью из двенадцати орнаментов, с 1065 года нашей эры после того, как император Ляо подарил халат с девятью символами ( китайский : 九章服 ; пиньинь : jizhangfú ) корейскому королю, королю Мунджонгу, в 1043 году. ОБЪЯВЛЕНИЕ [ 3 ] : 88 где он стал известен как гуджангбок ( корейский : 구장복 ; ханджа : 九章服 ; RR : гуджангбок ). [ 5 ]
Строительство и дизайн
[ редактировать ]Мяньфу, как правило, представляет собой комплект одежды, который включает в себя разновидность китайской короны ( гуань ), называемую миангуань (冕冠), которая выглядела как наклоненная вперед доска и имела цепочки бус спереди и сзади. [ 4 ] Обычно миангуань имеет 12 цепей; однако его число также может различаться (например, 9, 7, 5, 3) в зависимости от важности события и разницы в рангах. [ 4 ] Для крепления миангуань к волосам используются шпильки. [ 4 ] Мианфу также носили вместе с другими аксессуарами, такими как гэдай (革带) — разновидность кожаного ремня, дадай (大带) — большой шелковый пояс, пэйшоу (佩綬) — разновидность ленточного орнамента, и сабо на деревянной подошве, называемые xi (舄) [ 1 ] : 13 Обувь императора, подходящая к мианфу, сделана из шелка с двухслойной деревянной подошвой. [ 4 ] Обувь могла различаться по цвету в зависимости от событий, и в порядке важности император носил красные, белые или черные туфли. [ 4 ] Все это произошло от примитивной одежды, которую носили шаманы древнего Китая. [ 1 ] : 13
Верхняя одежда императорского мианфу обычно черного цвета, а нижняя — малиново-красного цвета, что символизирует порядок неба и земли. [ 4 ] Верхняя и нижняя часть одежды завязываются поясом. чисто красного цвета Под поясом свисает бикси , важный компонент церемониальной одежды. [ 4 ] Двенадцать украшений , включая драконов , являются обычным украшением мианфу . [ 4 ] Если мианфу украшено всеми Двенадцатью орнаментами, его можно классифицировать как ширчжанфу ( китайский : 十二章服 ; пиньинь : shíèerzhangfú ), а если оно украшено девятью из двенадцати символов, его можно классифицировать как цзючжанъи ( китайский : 九章衣) . пиньинь ) : jizhangyī или Цзючжанфу ( китайский : 九章服 ; пиньинь : jizhangfú ).
-
Император У Северного Чжоу в мяньфу
-
Император Хань У в мяньфу
-
Император династии Тан и чиновники из фресок Могао 642 года нашей эры, расположенных в пещере 220, Дуньхуан , Ганьсу.
-
Император Хань Чэн , изображенный на лаковой ширме из Северной Вэй .
-
Прорисовка фигуры в мяньфу на каменном рельефе гробницы Инань в провинции Шаньдун.
Дизайн и социальные ранги
[ редактировать ]Существуют различные формы мианфу, которые можно разделить на пять классов и которые носили представители знати, помимо тех, которые носил китайский император. [ 1 ] : 14 Разница в формах и внешнем виде использовалась для различения рангов его носителя; Эти различия часто заключались в количестве символов и кисточек, которые прикреплялись к головным уборам, которые носили в мианфу. [ 1 ] : 14 Примеры мианфу включают в себя: [ 1 ] : 14
- Daqiumian (Chinese: 大裘冕Дацюмянь
- Gunmian (Chinese: 袞冕Гунмиан
- Бимиан ( китайский : 鷩冕 )
- Cuimian (Chinese: 毳冕Куймьян
- Симиан ( китайский : 絺Мянь )
- Сюаньмянь ( китайский : Сюаньмянь )
История
[ редактировать ]Мианфу впервые было разработано во времена династии Шан . [ 6 ] а позже улучшен и стандартизирован во времена династии Чжоу . Мяньфу также представляло собой строгую систему одежды, которая определялась в зависимости от социального ранга ее владельца и должна была соответствовать требованиям, основанным на конкретных событиях. [ 1 ] : 14 Система мяньфу была разработана во времена династии Западная Чжоу. [ 2 ]
Во времена династии Чжоу существовали различные виды мяньфу; включая гунмиан, бимиан, куймиан, ксимиан и сюаньмянь, которые представляют собой пять степеней мяньфу, которые носят представители знати, кроме императора; Чжоули устанавливали , какие виды мяньфу разрешалось носить в зависимости от дворянства и официального звания его владельца: [ 1 ] : 14
Одежда герцогов (гун 公) напоминает одежду императора уровня гунмиан 衮冕 или ниже; одежда каперов (хоу 侯) и графов (бо 伯) напоминает одежду герцогов уровня бимиан 鷩冕 или ниже; одежда виконтов (цзы子) и баронов (нан男) напоминает одежду маркизов и графов уровня куймиана 毳冕 или ниже; одежда одиноких людей (гу孤) напоминает одежду виконтов и баронов ранга симиан 絺冕 или ниже; одежда министров (цин 卿) и великих мастеров (дафу 大夫) напоминает одежду одиночек на уровне Сюаньмянь 玄冕 или ниже.
- Перевод Чжан Фа (2015), в книге «История и дух китайского искусства», том 1, перевод оригинального текста, Чжоули.
Хотя использование мяньфу было отменено во времена династии Цинь, в пользу черных шэньи, называемых Цзюньсюань (袀玄) и Тонтяньгуань , [ 7 ] [ 8 ] которые продолжали использоваться на протяжении всей династии Западная Хань , мианфу и миангуань были позже восстановлены императором Мин Хань в династии Восточная Хань на основе обрядов Чжоу и конфуцианской классики обрядов . [ 9 ]
Во времена династии Сун император носил мианфу, в которое входили: дацюмянь и гунмянь. [ 10 ] : 2 Наследный принц династии Сун также носил гунмиан. [ 10 ] : 2 Правители , возглавляемой чжурчжэнями, династии Цзинь также создали свои собственные экипажи и систему одежды, переняв систему одежды народа Хань и подражая династии Сун; а императоры Цзинь носили гунмиан. [ 10 ] : 41, 58 По данным Юаньши , Мункэ носил гунмиан в 1252 году. [ 11 ] : 45
После того как маньчжурские завоеватели основали династию Цин , новое правительство начало проводить политику, запрещающую китайцам хань носить ханьфу . Императоры Цин не использовали Мяньфу в качестве официальной одежды императора, что в конечном итоге привело к тому, что этот стиль одежды исчез из употребления.
Влияние и производные
[ редактировать ]Из-за сильного культурного влияния, которое Китай оказывал на своих соседей, Мианфу также носили правители других восточноазиатских стран, принадлежавших к так называемой синосфере , таких как Корея (в форме мёнбок ), Япония (известная как Райфуку [ 12 ] ) и Вьетнам (известный как Кон Мьен) в имперскую эпоху.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Чжан, Фа (2016). История и дух китайского искусства. Том 1, От предыстории до династии Тан . Гонолулу: Silkroad Press. ISBN 978-1-62320-126-5 . OCLC 933441686 .
- ^ Jump up to: а б Гу, Вейли (2022). ОБЩЕЕ ВВЕДЕНИЕ В КИТАЙСКУЮ КУЛЬТУРУ . Перевод Сунь, Лисинь. Американская академическая пресса. ISBN 9781631815379 .
- ^ Jump up to: а б с Квон, Чиюн Лилиан (2019). Эффективный преступный мир: эволюция картин Десяти королей в средневековом Китае и Корее . Гонолулу. ISBN 978-0-8248-5603-8 . OCLC 1098213341 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Хуа, Мэй; Хуа Мэй (2004). Чжунго фу ши ( ред. Ди 1, Пекин Чу Бан Шэ, стр. 16–18). : У Чжоу Чуань Бо 7-5085-0540-9 . OCLC 60568032 .
- ^ «Гуджангбок: церемониальное одеяние, символизирующее престиж короля | Выбор куратора» . НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КОРЕИ . Проверено 13 октября 2022 г.
- ^ (китайский) Чэнь Банхуай, «Сборник исторических материалов династии Инь», три тома Ечжун Пяньюй.
- ^ «120». Книга Поздней Хань .
«Династия Цинь считала период Воюющих царств императорским троном, уничтожила этикет, и вся униформа, которую носили пригородные жертвоприношения, была сделана из Сюаньсюань. Хань унаследовала династию Цинь».
- ^ «25». Книга Цзинь .
«Тунтянская корона, изготовленная во времена династии Цинь. Она имеет высоту девять дюймов, вертикальную, со слегка наклоненной вершиной, направленной прямо вниз. Железо представляет собой катящуюся балку с выставочной трубкой спереди. Цзинь Бо. Перед короной добавлен Шань Шу. Это написано Чэн Юем.»
- ^ «120». Книга Позднего Хань Сяньцзун
тогда добился большого успеха. Сначала он носил шляпу, одежду и предметы, а также красную лошадь и промежность, чтобы поклоняться небу и земле.
«2». Книга Поздней Хань .
«Весной второго года в конце первого месяца лунного месяца император Гуанву был закреплён в Минтане. Император и его министры стали носить короны, одежды, нефритовые подвески. , и вышитые шапки для выполнения своих обязанностей.
- ^ Jump up to: а б с Чжу, Жуйси (2016). Социальная история Китая среднего периода: династии Сун, Ляо, Западная Ся и Цзинь Бангвэй Чжан, Фушэн Лю, Чунбан Цай, Цзэнъюй Ван, Питер Дитмансон, Бан Цянь Чжу (обновлено) . ред.), Кембридж, ISBN Соединенного Королевства. 978-1-107-16786-5 . OCLC 953576345 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Ши, Эйрен Л. (2020). Монгольская придворная одежда, формирование идентичности и глобальный обмен . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. ISBN 978-0-429-34065-9 . OCLC 1139920835 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Ю, AC "Райфуку (Императорский двор) - Японский вики-корпус" . www.japanese-wiki-corpus.org . Проверено 7 августа 2022 г.