Гучжуан (костюм)
Гучжуан | |||
---|---|---|---|
![]() Пример гучжуана, костюма в стиле фэнтези, вдохновленного древней китайской одеждой, в котором присутствуют исторические неточности. | |||
китайский | Древний костюм | ||
Буквальный смысл | Древний костюм | ||
|
Гучжуан ( китайский : 古装 ; пиньинь : gǔzhuāng ; букв. «древний костюм»), также называемый платьем в древнем стиле , [ 1 ] : 189 относится к стилю китайской костюмированной одежды, стилизованной или вдохновленной древней китайской одеждой (обычно ханьфу или цичжуан ). [ 2 ] [ 3 ] Гучжуан обычно используется в качестве сценической одежды в китайской опере. [ 1 ] : 189 и в китайских телевизионных драмах , например, в исторических драмах, действие которых обычно происходит в императорском Китае до 1911 года, [ 4 ] : 189 и в жанре Уся и Сянься . [ 5 ] [ 6 ] [ 2 ] Хотя стиль гучжуан основан на древней китайской одежде, в гучжуане присутствуют исторические неточности.
Китайская опера
[ редактировать ]В китайской опере пьесы, изображающие гучжуан , называются гучжуанси ( китайский : 古装戏 ; пиньинь : gǔzhuāngxì ; букв. «древняя костюмированная драма»), также известные как гучжуансинси ( китайский : 古装新戏 ; пиньинь : gǔzhuāngxīnxì ; букв. «древний костюм в новая драма'), или guzhhuanggeuju ( букв. «древняя костюмированная песенно-танцевальная драма»), исполнялись Мэй Ланьфаном . [ примечание 1 ] [ 7 ] [ 8 ] : 48 Гучжуанси - важная концепция как в области китайской оперы, так и в раннем китайском кино. [ 9 ] : 81 Мэй Ланьфану также приписывают изобретение гучжуанбаньсяна ( китайский : 古装扮相 ; пиньинь : gǔzhuāngbànxiāng ; букв. «Сценические образы в древнем стиле»), которые включают набор гучжуана , который он создал вместе с гучжуан тоу ( букв. «прическа в древнем стиле») . '). [ 10 ] : 213
Эта форма гучжуана возникла в 1915 году, когда нужно было создать новые китайские оперные костюмы для новой категории женских ролей , которые также были разработаны Мэй Ланьфан. [ примечание 2 ] [ 1 ] : 189 [ 11 ] : 11 Поэтому Мэй Ланьфан разработала новые женские костюмы, опираясь на древние китайские скульптуры. [ 11 ] : 11 и древним китайским картинам, особенно женщинам на классических китайских свитках, часто основанным на мифологических персонажах. [ 1 ] : 189 [ 7 ] [ 8 ] : 48 Его целью было сделать костюмы более элегантными, а не древними. [ 11 ] : 11 Его дизайны костюмов затем стали известны как Гучжуан из-за их связи с древним Китаем, в частности с периодом до династии Цин, из которого были основаны его дизайны костюмов. [ 1 ] : 189, 327
Гучжуан , разработанный Мэй Ланьфан, отличается приталенной талией. [ 1 ] : 189, 327 Гучжуан , разработанный Мэй Ланьфаном, в некоторых аспектах отличался от традиционных китайских оперных костюмов: юбки были длиннее; юбку надевали под куртку, чтобы персонаж выглядел стройнее; были водяные рукава длиннее и шире; и аксессуары были менее яркими. [ 11 ] : 11 Другие исполнители, такие как Оуян Юцянь и Фэн Цзихэ, также внесли свой вклад в развитие дизайна гучжуана . [ 11 ] : 11
Китайское телевидение и развлекательные СМИ
[ редактировать ]Гучжуан обычно используется в китайских телевизионных драмах и фильмах. Их часто изображают в гучжуанпянь , [ 12 ] Жанры Уся и Сянься . [ 5 ] [ 6 ] : 66 Гучжуан также изображается в анимации , включая Дунхуа и анимацию на китайскую тематику, созданную за пределами Китая. [ 13 ]
Связь с жанром кино и драмы
[ редактировать ]Первым фильмом, снятым в Китае, была «Гора Динцзюнь» в 1905 году, в которой были изображены отрывки из пекинской оперной пьесы в исполнении Тан Синпэя . [ 14 ] : 289 Фильм основан на 70-й и 71-й главах «Романа о трёх королевствах» . [ 15 ] С точки зрения жанра его можно классифицировать как сицюпянь ( китайский : 戏曲片 ; пиньинь : xìqϔpiàn ; букв. «Оперный фильм»), исторический костюмированный фильм или Уся . [ 14 ] : 289–290 1920-е годы ознаменовались адаптацией традиционного китайского жанра в кино. [ 14 ] : 289 Эти жанры были адаптированы из китайской литературы и китайской оперной пьесы в качестве противодействия распространению европейских и американских кинопродуктов. [ 14 ] : 290 Кинокомпания Тяньи в то время была крупной студией, специализировавшейся на китайских жанрах; ее последующая компания, студия Shaw Brothers Studio в Гонконге, продолжала производить местные китайские жанры, такие как оперные фильмы Хуанмэй и эпопеи Гучжуан. [ примечание 3 ] [ 14 ] : 291
Гучжуанпян и Сикупянь
[ редактировать ]
Гучжуанпян ( китайский : древний костюмированный фильм ; пиньинь : gǔzhuāngzpiàn ; букв. «Древний костюмированный фильм»), также известный как исторический костюмированный фильм, [ 14 ] : 292 является коренным жанром Китая и впервые появился в Китае в 1920-х годах. [ 12 ] Этот жанр похож на костюмированную драму, исторический фильм и исторический фильм. [ 12 ] Однако по определению термин гу ( китайский : 古 ; пиньинь : гу ), который буквально означает «древний», не относится к фильмам и драмам, действие которых происходит в Китайской Республике , поскольку республиканский период является символом современности и конец традиции. [ 12 ]
Таким образом, Гучжуан изображается в исторической драме (то есть исторической драме, которую также называют драмой Гучжуан ), действие которой обычно происходит в императорском Китае до 1911 года. [ 12 ] [ 4 ] : 189 Гучжуанпян также обычно изображает адаптации традиционных китайских сказок, пьес и популярных романов. [ 16 ] : 41 Как отдельный жанр, он характеризуется вниманием к древней истории и историческим личностям. [ 17 ] : 101
Некоторые из ранних китайских фильмов, изображающих Гучжуана, были основаны на китайской оперной пьесе и китайском фольклоре, например, «Лян Чжу тунши» (1926) и «Белая змея» (1926), выпущенные кинокомпанией «Тяньи» i; [ 18 ] : 38 Лян Шаньбо и Чжу Интай, снятый в 1953 году Шанхайской киностудией. [ 19 ] : 217
Уся , Шэньгуай и Сянься
[ редактировать ]Традиции Уся насчитывает более двух тысяч лет, она прошла через китайский фольклор, романы, историографию и популярные исполнительские традиции (такие как Танцы и китайская опера ). [ 14 ] : 290 Однако истоки жанра уся в кино возникли совсем недавно и возникли в 20 веке. [ 14 ] : 290 В кино жанр уся восходит к жанрам гучжуанпянь и шенгуайпянь как одним из его производных. [ 14 ] : 292 [ 16 ] : 41 [ 14 ] : 292
Жанр шенгуайпян : ( китайский гучжуанпяня 神怪片 часто изображаются сианьские бессмертные и демоны, также получил развитие в 20 веке и также был производным от ), в котором . [ 16 ] : 41 [ 14 ] : 292
Жанр Уся был инициирован кинокомпанией Тяньи в 1925 году. [ 20 ] : 24 Однако ранний жанр Уся также не всегда был гучжуанпийским ; [ 14 ] : 292 и поэтому не всегда предполагалось ношение гучжуана . [ 20 ] : 26 В 21 веке жанром Уся может стать фильм «Гучжуанпян» и « Шэнгуапянь» . [ 14 ] : 293 Жанр Уся имеет тенденцию одевать своих персонажей в гучжуан . [ 21 ] : 95
Жанр сянься , популярность которого выросла в 21 веке. [ 22 ] это поджанр уся . [ 23 ] Жанр Сянься обычно включает в себя Сянь -бессмертных и культивирование бессмертия. [ 22 ]
Характеристики и дизайн костюма
[ редактировать ]Большинство гучжуанов, используемых в производстве телевизионных драм, фильмов и мультфильмов, не соответствуют историческим фактам и/или вдохновлены фэнтези. [ 5 ] [ 24 ] [ 13 ] Некоторые гучжуаны основаны на различных существующих исторических одеждах, которые носили в разных династиях, и/или вдохновлены китайскими оперными костюмами и фресками (например, фресками Дуньхуана ); Иногда у них добавлялись, удалялись, упрощались особенности или одежда, чтобы создать желаемый визуальный эффект или удовлетворить производственные потребности. [ 13 ] также возможно смешивать и сочетать различные этнические китайские элементы При проектировании гучжуана ; Также можно сочетать элементы современной моды и/или элементы одежды в западном стиле. [ 13 ]
Создавая гучжуан для фильмов и телевизионных драм, дизайнеры костюмов учитывают современный эстетический вкус своей аудитории, а также соответствуют и уважают историческую реальность. [ 3 ] [ 2 ] Например, гучжуан , используемый в жанре сянься , основан на историческом ханьфу, но модернизирован с точки зрения дизайна, в результате чего гучжуан отличается от своей исторической версии. [ 2 ]
Более того, в большинстве фильмов и телевизионных драм цвета, стиль и узор гучжуана также основаны на персонажах сценария; эти характеристики костюмов используются для того, чтобы лучше сформировать образ персонажа и позволить зрителям лучше понять персонажа через его визуальный образ, а также сделать различие между персонажами. [ 3 ] персонажи, носящие гучжуан Например, , могут иметь цветовую тему, отражающую его первоначальную индивидуальность; однако эта цветовая тема может меняться по мере развития персонажа. [ 3 ] Художники по костюмам также не могут полностью восстановить одежду и связанные с ней артефакты; и поэтому дизайнерам Гучжоуана необходимо обновлять дизайн своих костюмов, основываясь на исторических фактах. [ 3 ]
Список фильмов, драм и анимаций с участием Гучжуана
[ редактировать ]Примеры фильмов и драм, в которых используется гучжуан : «Пещера шелковой паутины» (1927 г.), «Мост Лоян» (1928 г.), [ 12 ] «Таверна «Дракон»» (1967), « Китайская история о привидениях» (1987) , [ 25 ] : 82 «Мечник» (1990) , «Мечник 2» (1992) и «Восток красный» (1993), «Пепел времени» (1994), [ 6 ] : 66 Герой (2002) , Дом летающих кинжалов (2004), Проклятие золотого цветка (2006), [ 26 ] Императрица Китая (2014), [ 27 ] «Путешествие цветка» (2015), [ 2 ] Принцесса Вэйён (2016), Вечная любовь (2017), [ 2 ] Королевская любовь Руи во дворце (2018) , Неукротимый (2019), [ 2 ] [ примечание 4 ] Мулан (фильм, 2020 г.) , [ 28 ] и «Слово чести» (2021 г.) и т. д. Примерами анимаций, изображающих гучжуан , являются: Мулан (фильм 1998 г.) , [ 13 ] Кунг-фу панда . [ 29 ]
Литература, веб-романы и комиксы
[ редактировать ]
Гучжуан можно найти в Маньхуа , например , гуфэн маньхуа ( букв. в древнем стиле « маньхуа ») и шаону маньхуа . [ 30 ] : 288–289 Шаону маньхуа — аналогичный жанр, производный от сёдзё-манги ; [ 30 ] : 286 Первоначально она следовала той же визуальной эстетике, что и японская сёдзё-манга на раннем этапе своего развития, прежде чем в период с 2000-х по начало 2010 года начала развивать китайские особенности, после 2010-х годов шаону маньхуа стала отличаться от японской сёдзё-манги как с точки зрения визуальной эстетики, так и с точки зрения сюжетной линии. [ 30 ] : 288 В середине 2010-х годов стали популярными «гуфэн маньхуа» и «гуфэн шаону маньхуа» (т.е. истории, адаптированные из китайской истории и легендарных сказок, а также вымышленные истории любви, действие которых происходит в императорском Китае). [ 30 ] : 289 Примеры гучжуана, изображенного на маньхуа, можно найти в «Чанг фантастической ночи » ( 长安幻夜 ) Хань Лу. [ 30 ] : 291 Ю Юань Цзин Мэн ( 游园梦梦 ) Ся Да (выпущен в 2008 г.), [ 30 ] : 288 Чанг Гэ Син Ся Да, Гу Фан Бу Цзы Шан ( 孤芳不自賞 ) Фэн Нона и т. д. Гучжуан также можно найти в манхве , например, в «Невесте бога воды» Юн Ми Гёна и в китайском языке. -тематическая японская манга, такая как Saiunkoku Monogatari Юры Кайри .
Влияния и производные
[ редактировать ]Ханьфу в стиле Вэй-Цзинь
[ редактировать ]
Гучжуан часто путают или неправильно интерпретируют как ханьфу большинство людей, не знакомых с ханьфу . [ 5 ] [ 31 ] И некоторые энтузиасты ханьфу также носят его вместо ханьфу . [ 24 ] Гучжуан , однако, также является фактором влияния (среди многих других) на дизайн современного ханьфу ; например, дизайн в стиле Вэй-Цзинь ( китайский : 魏晋风 ; пиньинь : Вэйцзиньфэн ; букв. «Стиль Вэй Цзинь»). Ханфу - это относительно современный дизайн, на который повлияли китайские фильмы и телесериалы и который не существует в истории. [ примечание 5 ] [ 5 ] [ 32 ] Гучжуан , представленный в телевизионной драме Сянься, также оказал глубокое влияние на китайскую аудиторию. [ 31 ] Многие поклонники Сянься также носят ханьфу в повседневной жизни, что способствует развитию индустрии ханьфу . [ 2 ]
Сюхефу
[ редактировать ]Еще один костюм в стиле Гучжуан , который повлиял на современную одежду в современном Китае, - это Сюхэфу, созданный художником по костюмам Е Цзиньтянем в 2001 году для роли драматического женского персонажа Сю Хэ, которую играет китайская актриса Чжоу Сюнь , в китайской телевизионной драме Джузи Хунлэ. ( 橘子紅了 ; «Оранжевый стал красным»), драма, действие которой происходит в республиканскую эпоху в Китае . [ 33 ] Хотя действие драмы происходит в Китайской Республике, костюмы в основном были вдохновлены ханьфу династии Цин, особенно теми, которые использовались в последние годы династии Цин в 1910-х годах как часть свадебного наряда. [ 34 ] Опираясь на одежду династии Цин, Е Цзиньтянь, однако, не в полной мере соблюдал историческую достоверность платья и вместо этого смешал в дизайне своего костюма несколько элементов схожих эпох. [ 33 ] Поскольку сюхэфу дает ощущение достоинства и красоты своему владельцу, сюхэфу , созданное Е Цзиньтянем, становилось все более популярным и в конечном итоге стало формой традиционного свадебного платья в китайском стиле, которое в наши дни выбирают многие китайские невесты во время брака. [ 35 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Гучжуан Синьси изображал пьесы, которые были адаптацией китайских историй и фольклора, такие как «Чанъэ летит на луну» и «Дайюй закапывает цветы».
- ^ Эта новая категория ролей называлась хуашань (букв. «цветочная рубашка») и сочетала в себе движения цинъи, хуадань и боевой дань.
- ^ Костюмы, которые обычно носят в опере Хуанмэй, обычно выполнены в стиле гучжуан. см. на странице Сифу (костюм). Более подробную информацию
- ^ см. на странице The Untamed: Design and Concept . более подробную информацию
- ^ Стиль Вэй-цзинь не следует путать с ханьфу, который носили во времена династий Вэй и Цзинь, см. на странице Ханфу . более подробную информацию
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Бондс, Александра Б. (2008). Костюмы пекинской оперы: визуальная коммуникация характера и культуры . Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN 978-1-4356-6584-2 . OCLC 256864936 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Юйцзюань, Цзин (2021). Реконструкция древней китайской культурной памяти в контексте теледрамы Сянься (магистерская диссертация). Уппсальский университет. OCLC 1280652786 .
- ^ Jump up to: а б с д и Гао, Юэмэй (2020). «Исследование инновационного дизайна древних костюмов в китайских фильмах и телеспектаклях новой эпохи» (PDF) . Международная конференция по гуманитарным наукам, культуре, искусству и дизайну 2019 : 481–485.
- ^ Jump up to: а б Чжан, Инцзинь (1998). Энциклопедия китайского кино . Живэй Сяо Лондон: Routledge . 978-0-203-19555-0 . OCLC 76898497 .
- ^ Jump up to: а б с д и Сюй, Цзясюань (2019). Изучение Ханьфу (дипломная работа по модной одежде и текстильному дизайну). Университет Аалто.
- ^ Jump up to: а б с Тео, Стивен (2019). Вонг Автомобиль-Вода . Лондон. ISBN 978-1-83902-126-8 . OCLC 1203887040 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Тиан, Мин (2012). Мэй Ланьфан и международная сцена двадцатого века: китайский театр помещен и вытеснен (1-е изд.). Нью-Йорк. ISBN 978-1-137-01043-8 . OCLC 774695418 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Ли, Руру (2010). Душа пекинской оперы: театральное творчество и преемственность в меняющемся мире . Гонконг: Издательство Гонконгского университета. ISBN 978-988-220-580-2 . OCLC 707092641 .
- ^ Макдональд, Шон (2016). Анимация в Китае: история, эстетика, медиа . Лондон. ISBN 978-1-317-38215-7 . OCLC 932262066 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Фань, Син (2018). Постановочная революция: артистизм и эстетика в модельной пекинской опере в период культурной революции . Гонконг. ISBN 978-988-8455-16-4 . OCLC 1031673079 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и Йе, Тан (2020). Исторический словарь китайского театра (Второе изд.). Лэнхэм. ISBN 978-1-5381-2064-4 . OCLC 1128888776 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж Ян, Юцянь (2019). Древнее как очарование: кинематографическая репрезентация прошлого в республиканском Китае (Диссертация). Чикагский университет. дои : 10.6082/uchicago.1910 .
- ^ Jump up to: а б с д и Занг, На (2019). «Применение национальных элементов в дизайне анимационных костюмов» . Материалы 5-й Международной конференции по гуманитарным и социальным исследованиям (ICHSSR 2019) 2019 г. . Том. 319. Атлантис Пресс. стр. 189–192. дои : 10.2991/ichssr-19.2019.33 . ISBN 978-94-6252-730-0 . S2CID 198990188 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Инджин Чжан, изд. (2012). Спутник китайского кино . Нью-Йорк. ISBN 978-1-4443-5596-3 . OCLC 897591464 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Первый фильм, снятый самими китайцами, был снят Жэнь Цинтаем в 1905 году с Тань Синьпеем в главной роли» . iNews . 2022.
- ^ Jump up to: а б с Сюэлей, Хуан (2014). Шанхайское кино: пересекая границы, соединяясь с миром, 1922–1938 гг . Лейден: БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-27934-6 . ОСЛК 890982336 .
- ^ Искусство, политика и коммерция в китайском кино . Ин Чжу, Стэнли Розен. Гонконг: Издательство Гонконгского университета. 2010. ISBN 978-988-220-528-4 . OCLC 781309627 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Чжан, Инцзинь (2004). Китайское национальное кино . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-203-64583-9 . OCLC 56553397 .
- ^ Оксфордский справочник китайских кинотеатров . Эйлин Ченг-Инь Чоу , Карлос Рохас . Нью-Йорк. 2013. ISBN 978-0-19-998331-5 . ОСЛК 884531940 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Тео, Стивен (2009). Китайское кино о боевых искусствах: традиция Уся . Эдинбург. ISBN 978-0-7486-3251-0 . OCLC 398493357 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Ронсли, Гэри Д .; Минг-Йе Т. Ронсли (2010). Мировое китайское кино: культура и политика «Героя» . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-135-28149-6 . OCLC 1034981798 .
- ^ Jump up to: а б Убывающее Солнце; Лин Ян, ред. (2020). Истории любви в Китае: политика близости в XXI веке . Лондон. ISBN 978-0-429-27502-9 . OCLC 1111577628 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Лоррейн Лим; Хе-Гён Ли, ред. (2019). Справочник Routledge по культурным и творческим индустриям в Азии . Лондон. ISBN 978-1-315-66050-9 . OCLC 1078636862 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б «Последние новости о движении Ханьфу за 2021 год — 2022» . www.newhanfu.com . 05.01.2021 . Проверено 31 мая 2022 г.
- ^ Миган Моррис; Сиу Люн Ли; Стивен Чинг-киу Чан, ред. (2005). Связи с Гонконгом: транснациональное воображение в боевике . Дарем: Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-988-220-158-3 . OCLC 642690004 .
- ^ Тео, Стивен (2010). «6 Фильм о боевых искусствах в китайском кино: историзм и национальное». Искусство, политика и коммерция в китайском кино . Издательство Гонконгского университета. стр. 99–110. ISBN 978-962-209-175-7 . JSTOR j.ctt1xwdjc .
- ^ «Фань Бинбин демонстрирует костюмы из «Императрицы Китая» – JayneStars.com» . Проверено 1 июня 2022 г.
- ^ Мондор, Брук (25 апреля 2021 г.). «Почему костюм Мулан из игрового фильма «Мулан» не имеет смысла» . Looper.com . Проверено 1 июня 2022 г.
- ^ Ван, ВэйПэн (2017). «Исследование применения китайской культуры в анимационном фильме «Кунг-фу Панда» . Материалы 2-й Международной конференции по экономике, менеджменту и образовательным технологиям 2016 г. (ICEMEET 2016) . Том. 87. Атлантис Пресс. стр. 420–422. дои : 10.2991/icemeet-16.2017.87 . ISBN 978-94-6252-288-6 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б с д и ж Чанг-Яу Хун; Ин-Кит Чан, ред. (2021). Оспаривание китайскости: этническая принадлежность, идентичность и нация в Китае и Юго-Восточной Азии . Сингапур. ISBN 978-981-336-096-9 . OCLC 1244120099 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Тан, Лиан; Ван, Ченьи (2022). «Исследование по сравнению коротких видеороликов о моде ханьфу на Douyin и Tik Tok». Материалы Международной конференции по социальному развитию и медиакоммуникациям 2021 года (SDMC 2021) . Том. 631. Париж, Франция: Атлантис Пресс. стр. 64–69. дои : 10.2991/assehr.k.220105.014 . ISBN 978-94-6239-512-1 . S2CID 246330928 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Разница между стилем Вэй Цзинь и Ханьфу династии Вэй Цзинь» . www.newhanfu.com . 24.10.2020 . Проверено 31 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Китайские свадебные платья: мы носим культурное наследие или изобретения кино- и телесериалов?» . iMedia . 18 августа 2022 г.
- ^ Ли, Юлин (2019). Новый смысл традиционных свадебных нарядов – Сю Хэ Фу и Лун Фэн Гуа – в современном Китае / Ли Юлин (магистерская диссертация). Университет Малайи.
- ^ «В чем разница между Сюхефу и Фэнгуаньсяпи?» . iNews . 18 августа 2022 г.