Jump to content

Цичжуан

Цичжуан
лови момент
Картина маньчжурской семьи, династия Цин, 1800 год.
Китайское имя
китайский флаг наряд
Буквальный смысл Баннерное платье
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinQízhuāng
Английское имя
Английский Маньчжурская одежда/Маньчжурское платье

Цичжуан ( китайский : 旗裝 ; пиньинь : qízhuāng ; букв. «Знамя платье»), также известный как Маньфу ( китайский : 滿服 ; пиньинь : Mώnfú ; букв. «Маньчжурская одежда») и обычно называемый маньчжурской одеждой на английском языке, традиционная одежда маньчжурского народа . Цичжуан в широком смысле относится к системе одежды маньчжуров, включающей в себя всю их систему нарядов, используемых в разных случаях с разной степенью формальности. [ 1 ] Термин «цичжуан» также может использоваться для обозначения типа неформальной одежды, которую носят маньчжурские женщины, известной как «чэньи» , которая представляет собой цельный длинный халат без разрезов с обеих сторон. [ 1 ] [ 2 ] В маньчжурской традиции верхняя одежда как мужчин, так и женщин включает халат в полный рост с курткой или жилетом, а короткие пальто и брюки носят в качестве внутренней одежды. [ 3 ]

Маньчжурский народ имеет историю около 400 лет; однако их предки имеют историю 4000 лет. [ 2 ] Развитие цичжуана , включая предшественника чхонсама , тесно связано с развитием и изменениями маньчжурской национальности (и их предков) на протяжении веков, потенциально включая народ илоу в период Воюющих царств , народ сушэнь в преддверии войны. -период Цинь, народ Уцзи в период Вэй и Цзинь , народ Мохэ из династий Суй и Тан и Нучжэнь (известный как чжурчжэнь ) в династиях Ляо , Сун , Юань и Мин . [ 2 ] [ 4 ] Династия Цин была периодом, когда маньчжурская одежда достигла зрелости. [ 2 ] Во времена династии Цин культура одежды маньчжуров противоречила и сталкивалась с культурой одежды ханьцев из - за их культурных различий и эстетических представлений. [ 4 ] Некоторые придворные платья династии Цин сохранили черты и характеристики, которые отличаются от одежды, которую носили маньчжуры до завоевания ими династии Мин. [ 5 ] : 42  Чиновники династии Цин также носили придворные платья, которые были вариантом маньчжурской одежды при дворе. [ 5 ] : 41 

Характеристики и культурное значение

[ редактировать ]

Характеристики

[ редактировать ]

Маньчжурская одежда контрастировала с ханьфу , ханьской китайской одеждой, которую носили во времена династии Мин ; «В отличие от просторных, струящихся халатов и тапочек с перевернутыми носами оседлых Мин, маньчжуры носили ботинки, брюки и функциональные пальто для верховой езды кочевых всадников». [ 5 ] : 39 

Чанфу, демонстрирующий характеристики маньчжурской одежды: 1. 4 разреза, 2. манжеты матисю , 3. узкие и длинные рукава, 4. наклонный разрез, 5. использование пуговиц и петель в центре передней части шеи, правой ключицы, под правой рукой. руку и вдоль правого шва халата.

Маньчжуры обоих полов носили брюки, чтобы защитить ноги от боков лошади и непогоды. [ 5 ] : 40  Их ботинки имели жесткую подошву, что облегчало стрельбу из лука верхом, позволяя всадникам стоять в железных стременах . [ 5 ] : 40  Маньчжуры также носили капюшоны, которые обеспечивали изоляцию и были необходимы для защиты владельца от холодных зим Северо-Восточной Азии. [ 5 ] : 39–40 

Маньчжурские пальто (и халаты) обычно были закрытыми и имели 4 прорези, открывающиеся с 4 сторон (2 стороны одежды, сзади и спереди), чтобы облегчить движения при верховой езде; [ 5 ] : 40  [ 6 ] их рукава были длинными и узкими, а манжеты на рукавах заканчивались в форме лошадиного копыта, называемого матисю ( китайский : 马蹄袖 ; пиньинь : mώtíxiù ; букв. «манжета для копыта лошади»), который предназначался для защиты спины своего владельца. руки от ветра. [ 5 ] : 40  [ 6 ] [ 7 ] Маньчжурские мантии перекрывались в форме лютнеобразной ( или наклонной/изогнутой) передней части, использованное маньчжурское нововведение отличало маньчжурские мантии от аналогичной на вид одежды, которую носили монголы и ханьцы. [ 7 ] Маньчжурские халаты застегивались на петли и пуговицы в центре передней части шеи, справа от ключицы, под правой рукой и вдоль правого шва; этот способ застегивания одежды отличался от ханьских китайцев, которые застегивали завязанную пуговицу на правом вырезе шеи у линии плеч. [ 7 ] Матисю и наклонный вырез оставались основными чертами маньчжурского платья до падения династии Цин в 1911 году. [ 7 ]

Их традиционная мужская прическа — коса , которая по-китайски называется бяньцзы , а по-маньчжурски — сонькохо. [ 8 ] : 59 

Акцент на маньчжурской культурной самобытности

[ редактировать ]

Маньчжурская элита считала себя и императора первыми маньчжурами с давней традицией, уходящей корнями в езду на лошадях, стрельбу из лука и охоту; они считали, что их одежда была разработана так, чтобы соответствовать их образу жизни и практикам. [ 9 ] : 147  Их одежда ассоциировалась с военной силой; [ 5 ] : 40  Маньчжурская одежда обеспечивала большую свободу движений, в то время как ханьские китайские халаты с широкими рукавами ограничивали движения. [ 5 ] : 40 

Согласно « Документам истории династии Цин» Юфу чжи : « Маньчжуры хороши в верховой езде и стрельбе. очень жаль, что мы сохраним это оружие, но у нас нет причин практиковать его ». [ 4 ]

Маньчжурские элиты рассматривали эти характеристики маньчжурской культуры как очень важные черты, которые необходимо было сохранить, полностью подчеркнуть и выразить в их правлении. [ 9 ] : 147  Поэтому в начале династии Цин маньчжурские правители подчеркивали, что ханьцы должны следовать дресс-коду маньчжуров. [ 4 ]

Однако не все ханьские китайцы были обязаны носить маньчжурскую одежду в соответствии с политикой Тифайфу из-за другой политики смягчения последствий, принятой судом Цин, обычно называемой «десятью правилами, которые необходимо соблюдать, и десятью, которым не нужно подчиняться», отстаиваемой Цзинь Чжицзюнем. . [ 4 ]

Слева: ханьская китаянка в ханьфу династии Цин. Справа: маньчжурская женщина в костюме Цичжуан.

Этнические маркеры между маньчжурскими и ханьскими китаянками

[ редактировать ]

Благодаря политике смягчения последствий Тифайфу ханьским китайским женщинам было разрешено сохранить стиль и характеристики женской одежды династии Мин; позволяя сосуществовать как маньчжурской, так и ханьской женской одежде. [ 4 ] Маньчжурские и ханьские китаянки отличались друг от друга стилем одежды. [ 6 ]

Китайские женщины хань следовали давней традиции лянцзе чуаньи ( китайский : 两截穿衣 ; пиньинь : li?ngjié chuanyī ), которая относится к ношению одежды, состоящей из двух частей: верх-низ, при ношении ханьфу . Эта традиция сохранялась на протяжении веков вплоть до начала 1920-х годов. [ 1 ] Одежда в стиле Лянцзе чуаньи стала одним из этнических маркеров идентичности ханьских женщин. [ 1 ]

С другой стороны, маньчжурские женщины носили цельное длинное платье. [ 1 ] [ 3 ] Однако некоторые элементы они заимствовали друг у друга при династии Цин, например, широкие рукава халата, характерные для женской одежды ханьцев, были переняты в неформальном повседневном наряде маньчжурских женщин. [ 6 ] Таким образом, маньчжурская женская одежда находилась под влиянием ханьской китайской культуры одежды. [ 4 ] Маньчжурские женщины также имели естественные ступни и не занимались бинтованием ног, в отличие от ханьских китаянок. [ 8 ] : 59 

Доманьчжурская история

[ редактировать ]

Люди Сушен / Илоу

[ редактировать ]

Во времена династий Шан и Чжоу самыми ранними предками маньчжуров были люди сушэнь , жившие в бассейне реки Сунгари в Китае. [ 2 ] На их культуру одежды повлияли их производительность и географическая среда; сушены жили рыбной ловлей и охотой; поэтому их одежда была сделана из меха диких животных. [ 2 ] Согласно Го Пу комментарию в Шанхайцзине , люди Сушен проживали к северу от командования Ляодун , жили в пещерах и носили только свиные шкуры в качестве одежды, а зимой они намазывали свои тела жиром, чтобы защитить себя от ветра и холода. [ 10 ] : 191 

Согласно « Книге Цзинь» , сушэнь (также известный как Илоу ) жил к северу от горы Чанбайшань ; Сушенский мужчина втыкал перья в волосы женщины, и если женщина соглашалась, он предлагал ей стать его женой и женился на ней формально и уважительно; обычай, который передался династиям Юань и Мин. [ 11 ] : 42 

Мохэ люди

[ редактировать ]

Китайский : ( корейский : 黑水靺鞨 ; пиньинь ; Хэйшуу мохэ RR : ханджа 흑수말갈 : : 黑水 靺鞨 ; ) ; Хеуксу Малгал . [ 12 ] Еще одной ветвью потомков народов Сушен, Илоу и Уцзи были Сумо Мохэ , основавшие королевство Бохай; [ 13 ] : 55  королевство, которое по численности населения состояло из большого числа представителей племени Мохэ , в то время как правящий класс состоял в основном из людей Когурё. [ 14 ] : 72, 89  [ 15 ] : 36  Однако некоторым людям Мохэ удалось стать частью правящей элиты Бохая. [ 14 ] : 89  [ 15 ] : 36  Бохай в конечном итоге попал под власть киданей в 926 году, и элита Когурё Бохая стала беженцами в Корё, оставив позади коренной народ Мохэ, который затем стал подданным династии Ляо . [ 14 ] : 91 

У Хэйшуй Мохэ был обычай использовать в качестве головного убора клыки дикого кабана и перья из хвоста фазана. [ 11 ] : 42  Согласно « Старой книге Тан» , « Новой книге Тан» и « Книге Суй» , мужчины Мохэ носили одежду из кожи и украшали свои шляпы фазаньими перьями. [ 16 ] : 138  Народ Мохэ, живший в северных и восточных районах Бохая, жил охотой и рыболовством и носил одежду из меха (в том числе соболя, медведя и тигра) для защиты от холода с помощью меха, прикрепленного к одежде. [ 16 ] : 145–146 

Jurchen/Nuzhen history

[ редактировать ]

Предки маньчжуров, чжурчжэни [ 13 ] : 55  , также полностью отразил особенности маньчжурского народа как кочевого народа; их одежда была дзуорен (закрывающаяся влево), а на рукавах были манжеты в виде конского копыта. [ 2 ] Одежда чжурчжэней также отражала некоторое слияние ханьской и маньчжурской культур. [ 2 ] На протяжении династий Цзинь, Ляо и ранних династий Цин чжурчжэни сохраняли свои традиционные обычаи ношения шапок и пальто из перьев. [ 11 ] : 42  Юные чжурчжэньские девушки носили пятицветные бусы в форме трубки, на которых был выгравирован орнамент из кости птичьей шеи. [ 11 ] : 42 

Пять династий и десять королевств, династия Ляо, династия Сун.

[ редактировать ]

В период Пяти династий народ Мохэ стал называться чжурчжэнями ( китайский : 女真 ; пиньинь : Нычжэнь ), [ 17 ] : 338  их называли таковыми кидани, основавшие династию Ляо. [ 18 ] : 85  Династия Ляо подчинила себе Хэйшуй Мохэ, жившего вдоль рек Хэйлунцзян , Сунгари и в горах Чанбайшань . [ 18 ] : 85  Чжурчжэни, таким образом, произошли от племен Мохэ, живших к югу и западу от гор Чанбайшань и к северу от Бохайского царства . [ 19 ] : 56 

В ранней истории чжурчжэней чжурчжэни любили носить белую одежду и брили переднюю часть головы над висками, а остальные волосы свисали до плеч. [ 17 ] : 40  Могли также сбрить волосы на затылке и заплести их цветным шелком; они также носили золотые локоны в качестве украшений. [ 17 ] : 40  Богатые чжурчжэни использовали в качестве украшений жемчуг и золото. [ 17 ] : 40  Чжурчжэньские женщины заплетали волосы в косу и собирали их в пучок, не надевая шапку. [ 17 ] : 40  Чжурчжэни ткали из конопли, так как не разводили тутового шелкопряда; они использовали тонкость конопляной ткани, чтобы указать на свое богатство. [ 17 ] : 40  Зимой шубы носили и богатые, и бедные, чтобы согреться. [ 17 ] : 40 

Династия Цзинь

[ редактировать ]

Чжурчжэни шэн ( китайский : ; букв. «сырой») вели относительно примитивный и коренной образ жизни, основанный на охоте и скотоводстве, аналогичный образу жизни их предков. [ 19 ] : 56  Чжурчжэни основали династию Цзинь в 1115 году и в конечном итоге свергли династию Ляо . [ 19 ] : 56  Некоторые остатки народа Бохай стали подданными Цзинь после свержения династии Ляо; а к середине династии Цзинь народ Бохай потерял свою самобытность в результате ассимиляции. [ 13 ] : 55  Вскоре после основания династии Цзинь элита чжурчжэней отказалась от своего образа жизни шэн , сначала под влиянием Бохая , а затем за счет большей части северного Китая и бывшей династии Сун . большого по численности населения [ 19 ] : 57  Чжурчжэни, жившие во времена династии Цзинь, быстро переняли ханьскую китайскую культуру. [ 19 ] : 56, 68  а к концу XII века ханьфу стала стандартной формой одежды во всем обществе Цзинь, особенно среди элиты. [ 19 ] : 61 

После завоевания северного Китая в 1126 году канцелярия великого маршала издала прокламацию, в которой говорилось, что чжурчжэни завоевали все, и поэтому было бы целесообразно унифицировать обычаи завоеванных народов, чтобы привести их в соответствие с чжурчжэньскими нормами; поэтому китайцам, проживавшим на завоеванных территориях, было приказано сбрить волосы на лбу и одеваться только в чжурчжэньские одежды под угрозой казни, чтобы продемонстрировать свое подчинение чжурчжэням. [ 20 ] : 228  [ 21 ] Однако этот приказ о бритье волос и переходе на чжурчжэньскую одежду был отменен всего через несколько месяцев после того, как он был предусмотрен, поскольку его было слишком сложно обеспечить. [ 21 ] В целом одежда чжурчжэней династии Цзинь была похожа на ту, которую носили кидани в Ляо, за исключением того, что они предпочитали белый цвет. Юаньлинпао с узкими рукавами (закрывающимися на левую сторону, с воротником в форме пипы) носили мужчины с кожаными сапогами и ремнями. [ 22 ] : 136  Чжурчжэньские женщины любили носить куртки (темно-красные или темно-фиолетовые), закрывающиеся на левую сторону, с длинными юбками с клапанами. [ 22 ] : 136–137  также записано В разделе «Кареты и костюмы истории династии Цзинь» , что чжурчжэньская одежда была украшена узорами медведей, оленей, гор и лесов. [ 22 ] : 136 

В 1127 году династия Цзинь оккупировала столицу Северной Сун и территории Северной Сун, и китайцы хань стали большинством населения династии Цзинь; ханьским китайцам было разрешено практиковать свою собственную культуру. [ 19 ] : 68  В 1129 г. был вновь усилен порядок бритья волос и введения чжурчжэньской одежды для китайцев; однако, похоже, это не соблюдалось строго. [ 23 ] : 281 

В 1150 году император Хайлин ввел политику китаизации . [ 24 ] : 92  Во время его правления китайцам в Хэнани было разрешено носить китайскую одежду. [ 23 ] : 281 

Цай Вэньцзи изображен в одежде в стиле чжурчжэней, с картины « Цай Вэньцзи, возвращающийся в Хань» , династия Цзинь, около 1200 г.

В конце 1160-х годов император Шицзун , преемник императора Хайлина, предпринял попытку возродить старую чжурчжэньскую культуру. [ 19 ] : 68  [ 24 ] : 92  и сохранить культурную самобытность чжурчжэней. [ 23 ] : 281  К его времени многие чжурчжэни, похоже, переняли китайские обычаи и забыли свои собственные традиции. [ 23 ] : 281  В результате император Шицзун также запретил чжурчжэням носить ханьскую китайскую одежду. [ 24 ] : 92  [ 23 ] : 281  Материальная культура чжурчжэней, датируемая примерно 1162 годом, была найдена в гробу принца Ци Ваньян Яня и его жены, где Ваньян Ян и его жена были одеты в несколько слоев одежды в стиле, повторяющем те, что носили госпожа Вэньцзи и воины, которые сопровождал ее в картине Цай Вэньцзи, возвращающийся в Хань . [ 19 ] : 61  Принц Ци носил серьги, панталоны, стеганые леггинсы, безрукавки, ботинки, стеганую верхнюю куртку с медальонами сзади и переднюю куртку; мягкие туфли и носки и маленькая шляпа, а его жена носила короткий фартук, брюки, леггинсы, шелковую юбку с подкладкой, халат с золотыми мотивами, шелковые туфли на мягкой подошве с загнутыми вверх носками. [ 19 ] : 62  Эти формы чжурчжэньской одежды соответствовали стилям старой чжурчжэньской знати; стиль, который, возможно, был типичным для одежды императорской элиты Цзинь в какой-то момент конца XII века во время правления императора Шицзуна , который подчеркивал ценности старого шэн чжурчжэня и пытался возродить чжурчжэньскую культуру и ценности. [ 19 ] : 57, 61–62  Женщины племени на картине Цай Вэньцзи, возвращающиеся в Хань, носят чжурчжэньские наряды, состоящие из леггинсов, юбок, фартуков из шкур животных, курток, шарфов, шапок из меха или ткани; Вэньцзи также носит одежду в стиле чжурчжэней, состоящую из охристо-желтой куртки, серебряного юньцзяня (символа высокого ранга), сапог и меховой шапки-ушанки; соплеменники носят типичную одежду шэн чжурчжэней, за исключением ханьского китайского чиновника. [ 19 ] : 58–59  Однако одежда, которую носили принц Ци и его жена, не представляла собой грубо сотканную шерсть, войлок и шкуры животных, как шэн носили чжурчжэни; вместо этого они носили одежду из тонкого китайского шелка, некоторые из которых были украшены золотой нитью ; они также не носили сапог. [ 19 ] : 62 

По словам Фань Чэнда , который посетил династию Цзинь в 1170 году после завоевания Цзинь династии Северная Сун , он отметил, что ханьские китайские мужчины переняли чжурчжэньскую одежду, в то время как стиль женской одежды все еще был похож на стиль ханьфу, который носили во времена династии Южная Сун ( хотя стиль устарел). [ 19 ] : 72 

После смерти императора Шицзуна политика чжурчжэнизации была прекращена, и китаизация быстро вернулась. [ 24 ] : 92  К 1191 году правители династии Цзинь воспринимали свои династии как законную китайскую династию, сохранившую традиции династий Тан и Северной Сун. [ 24 ] : 92 

К 13 веку чжурчжэни Цзинь считали шэн чжурчжэней чужаками, варварами, а иногда даже своими врагами. [ 19 ] : 56, 59–60 

История Маньчжурии

[ редактировать ]

Династия Мин, а затем династия Цзинь

[ редактировать ]

Переход от чжурчжэней к маньчжурам

[ редактировать ]

Маньчжурская (и чжурчжэньская) одежда изначально по своим основным характеристикам была похожа на одежду, которую носили во времена ранних завоевательных династий . [ 5 ] : 39  Чжурчжэни и маньчжуры изначально были охотниками, шили одежду из шкур животных, на которых они охотились. [ 25 ] Они также полагались на торговлю, чтобы получить ткань, необходимую для изготовления одежды для верховой езды; их тканевые пальто часто были стеганными или покрыты мехом, чтобы повысить защиту от холода. [ 26 ] Они носили сюрко, типа магуа . [ 26 ] После 1630 года их магуа часто отражали связь своего владельца со своим знаменем посредством цвета одежды или ее отделки. [ 26 ]

До завоевания династии Мин маньчжуры (и их предшественники) [ 27 ] : 28  ) уже были одарены двором Мин драконьими одеждами в качестве дипломатических подарков и взяток. [ 25 ] [ 28 ] : 6  Таким образом, маньчжурские правители приказали, чтобы шелковые одежды драконов династии Мин были отделаны соболем . [ 27 ] : 25  Во времена Нурхарчи высшие представители чжурчжэньской элиты носили маньчжурский жемчуг, соболя и рысь : высшие представители элиты носили плетеные в китайском стиле. собольи куртки и халаты из черного соболя, они носили енотовидную собаку или рысь меховые халаты; Мужчины 2-го ранга носили халаты или пальто из простой енотовидной собаки на соболиной подкладке; а мужчины 3-го ранга носили мантии дракона на собольей подкладке в чжурчжэньском стиле. [ 27 ] : 28  Низшие дворяне одевались в меха белки и ласки. [ 27 ] : 28 

Термин «маньчжурский» был принят Хун Тайцзи только в 1635 году. [ 5 ] : 36  в попытке создать новую идентичность, и люди, называвшие их чжурчжэнями, были казнены. [ 8 ] : 58–59  Хун Тайцзи заявил: [ 8 ] : 59 

Первоначально наш народ [gunrun] назывался Манджу, Хада, Ула, Йехе и Хойфа. Невежественные люди называют таких «чжурчжэнями». Но чжурчжэни принадлежат к тому же клану, что и Коо Мергэн Сибе. Какое отношение они имеют к нам? Впредь каждый будет называть [нас] настоящим народным именем Манджу. Произносить «Чжурчжэнь» будет преступлением.

Династия Цин

[ редактировать ]

Первая половина 16 века

[ редактировать ]

Маньчжуры вторглись в позднюю династию Мин и свергли династию Мин, чтобы основать династию Цин . [ 1 ] Маньчжурские, монгольские знаменосцы и ханьские знаменосцы на территориях Позднего Цзинь (1616–1636) практиковали бритье лба с 1616 года. Когда маньчжуры прибыли в Пекин, они приняли политику тифайфу , которая требовала от взрослых ханьских китайцев (за исключениями) конкретной группы людей, которые были частью политики смягчения последствий, которую отстаивал Цзинь Чжицзюнь, бывший министр династии Мин, сдавшийся во времена династии Цин. [ 4 ] [ примечание 1 ] маньчжуров ) брить волосы (т.е. принять очередь как знак их подчинения правлению династии Цин). [ 5 ] : 40–41  и одеваться по-маньчжурски; ханьские китаянки входили в число освобожденных от уплаты налогов и поэтому были избавлены от этой политики. [ 1 ] [ 4 ] Женщины династии Цин одевались соответственно званию своего мужа. [ 29 ] По китайским обычаям, ханьские китайцы должны были расчесывать свои длинные волосы и прятать их под шапками. Цин навязал бритье головы мужчинам всех национальностей, находившимся под его властью, еще до 1644 года, как и нанайцы в 1630-х годах, которым приходилось брить лбы. [ 30 ] [ 31 ] Мужчины определенных национальностей, которые позже попали под власть Цин, такие как салары и уйгуры, уже побрили все свои головы налысо, поэтому порядок бритья был излишним. [ 32 ] Однако политика бритья не проводилась в автономных княжествах Туси на юго-западе Китая, где проживало множество меньшинств. Был один ханьский китаец Туси, вождество Коканг, населенное народом ханькоканг . Все члены « Восьми Знамен» , независимо от этнического происхождения, были обязаны носить маньчжурскую одежду. [ 5 ] : 40  Женщинам-знаменщикам не разрешалось перенимать китайские обычаи, такие как связывание ног , носить одиночные серьги и носить одежду в стиле Мин с широкими рукавами. [ 5 ] : 41  Цинский маньчжурский принц Доргон первоначально отменил приказ всем мужчинам на территориях Мин к югу от Великой стены (после присоединения к Цин в 1644 году) бриться. Это был ханьский чиновник из Шаньдуна, Сунь Чжисе и Ли Руолинь, которые добровольно побрили лбы и потребовали, чтобы цинский принц Доргон навязал прическу очереди всему населению, что привело к порядку очереди. [ 33 ] [ 34 ]

После завоевания династии Мин маньчжуры продолжили носить мантии драконов в стиле Мин, но изменили их, добавив мех на воротнике и манжетах, а также соболья на юбках. [ 27 ] : 25  В 1636 году была принята прокламация, определяющая принципы, согласно которым маньчжурские правители должны были избегать принятия традиционного дресс-кода одежды династии Мин, при этом маньчжурские правители напоминали своему народу, что принятие ханьских китайских обычаев династии Мин сделает их народ незнакомым. со стрельбой и верховой ездой. [ 7 ] Хун Тайцзи , разработавший дресс-код после 1636 года, предполагал, что существует прямая связь между принятием ханьцами одежды, речи и оседлого образа жизни и упадком более ранних династий завоевания ( Ляо , Цзинь и Юань ). [ 5 ] : 40  Правители Маньчжурии также решительно отвергли принятие придворной одежды династии Мин и привели к казням людей, которые предлагали перенять придворную одежду династии Мин. [ 5 ] : 40  [ 35 ] : 60–61  [ примечание 2 ]

В 1637 году Хун Тайцзи напоминал своему народу, что «широкие одежды с широкими рукавами» династии Мин совершенно не подходили для маньчжурского образа жизни, и выражал опасения, что его потомки забудут источник своего величия (т. е. маньчжурские завоевания были основаны на их верховая езда и навыки стрельбы из лука) и перенять ханьские китайские обычаи. [ 5 ] : 40  В том же году ранний двор Цин приказал маньчжурским дворянам и женщинам носить пресноводный маньчжурский жемчуг в своих головных уборах, включая шляпы и шиньоны. [ 27 ] : 28 

После 1644 г. были внесены новые изменения в правила одежды: князья 1-го ранга должны были носить на голове 10 маньчжурских жемчужин; 8 жемчужин для принцев 2-го ранга; 7 для принцев 3-го ранга; количество номеров было сокращено до аристократов самого низкого ранга, которым разрешалось носить только одну жемчужину. [ 27 ] : 28–29 

Вторая половина 17 века - конец 18 века.

[ редактировать ]

В начале 1652 года стали носить сюрко со знаками отличия, обозначающими ранг владельца. [ 26 ] Они также носили пальто длиной в три четверти, называемые дуаньчжао, полностью подбитые мехом в холодные дни. [ 26 ] Дуаньчжао считались роскошными, и в конечном итоге они были доступны только представителям элиты (дворянам и чиновникам трех высших рангов) и императорской гвардии; вид меха и цвет подкладки соответствовали званию. [ 26 ]

В периоды Канси и Цяньлун система маньчжурской одежды постоянно совершенствовалась. [ 2 ] Во время правления Цяньлуна некоторые женщины-знаменосцы нарушали запрет на ношение китайских украшений ханьфу и хань (особенно сережек). [ 5 ] : 41  [ примечание 4 ] . Император Цяньлун повторил предупреждение своим потомкам об отказе от маньчжурской одежды, отметив, что все северные династии, перенявшие китайские одежды, имели шляпы, вымерли в течение одного поколения после того, как они отказались от своей родной одежды; [ 7 ] Император Цяньлун процитировал более ранние аналогии Хун Тайцзи. [ 5 ] : 40  Маньчжурские женские чаньи и чэньи (неформальные халаты) стали популярными во время правления императора Цяньлуна и носились с длинной шейной лентой, называемой лунхуа . [ 29 ]

Стандартизация маньчжурской императорской и придворной одежды в династии Цин
[ редактировать ]

Правители Маньчжурии также установили новые правила дресс-кода, определяющие одежду, которую носили императорская семья, двор династии Цин и их придворные чиновники, чтобы отличать членов правящей элиты от населения в целом. [ 29 ] Обрядовый совет работал над стандартизацией императорской одежды династии Цин. разработка правил роскоши на протяжении 17 и начала 18 веков. [ 9 ] : 147  Обрядовый совет работал над способами создания различий между одеждой, которую носили императоры, от одежды других членов политического круга, ограничивая то, что люди могли носить, а что нет; они также разработали императорскую одежду, опираясь на традиции маньчжуров и ханьцев. [ 9 ] : 147 

Однако только в период Цяньлун императорская одежда стала сочетанием пошива маньчжурского стиля с заимствованным китайским дизайном. [ 9 ] : 147  Таким образом, император Цин будет одет в китайские символы и цвета, которые отражают его правление как китайского императора, и в то же время пошив его мантии будет отражать его связь с маньчжурскими боевыми традициями верховой езды и стрельбы из лука. [ 9 ] : 147  Новый дресс-код был обнаружен в Huangchao liqi tushi ( букв. «Иллюстрации императорской ритуальной атрибутики»), заказанном императором Цяньлуном к 1759 году, поскольку он был обеспокоен тем, что обычаи маньчжурского народа будут разбавлены обычаями ханьских китайцев. . [ 25 ] Двенадцать украшений были вновь введены в обращение в 1759 году и вновь появились на придворных одеждах династии Цин, сначала на чаофу, а затем на джифу. [ 25 ]

Таким образом, Хуанчао лици туши был опубликован и вступил в силу к 1766 году; он содержал длинный раздел, регулирующий одежду, которую носили императоры, принцы, дворяне и их супруги, маньчжурские чиновники, их жены и дочери, а также предусматривал дресс-код для ханьских китайцев, которые стали мандаринами и служили при маньчжурском дворе. вместе со своими женами и людьми, ожидавшими встречи. [ 25 ] Официальная одежда делилась на официальную и неофициальную, а затем подразделялась на формальную, полуформальную и неофициальную: при дворе носили официальную и полуформальную одежду; неофициальную официальную одежду носили при поездках по служебным делам, при посещении придворных развлечений и в важных бытовых случаях; неофициальную официальную одежду носили в семейных случаях. [ 25 ] Одежда также регулировалась по сезонам. [ 25 ]

Конец 18 века – первая половина 19 века.

[ редактировать ]

В периоды Цзяцин и Даогуан маньчжурская одежда развивалась, и для украшения женской одежды использовалось больше украшений. [ 2 ]

К середине 19 века манжеты рукавов маньчжурского женского халата матисю ( китайский : 马蹄袖 ; пиньинь : mώtíxiù ; букв. «манжета для конского копыта») стали шире, и размер манжет также стал больше, особенно на официальных праздничных мероприятиях. пальто, которые носили маньчжурские придворные женщины. [ 7 ]

Вторая половина 19 века

[ редактировать ]

Китайская Республика

[ редактировать ]

К 1911 году свержение последнего императора династии Цин Пуи Сунь Ятсеном и упадок двора Цин привели к исчезновению правил одежды династии Цин. [ 37 ] : 34  Когда была основана Китайская Республика , мужчины по всему Китаю сократили свои очереди и стали носить одежду в западном стиле. [ 37 ] : 34  [ 38 ] : 343 

Северная экспедиция вошла в Пекин в 1928 году и отнеслась к городу с пренебрежением; их солдаты обращались с людьми, работавшими в старом правительстве, как с пленниками и хотели «все стереть с лица земли»: они запретили маньчжурским женщинам прически и ношение магуа; они также запретили проводить храмовые ярмарки по китайскому календарю . [ 39 ] : 87 

По маньчжурской традиции верхняя одежда как мужчин, так и женщин включает длинный халат с курткой или жилетом, а в качестве внутренней одежды носят короткие пальто и брюки. [ 3 ]

Во времена династии Цин также появились новые виды одежды с элементами и особенностями, отсылающими к маньчжурской традиции, что привело к изменениям в крое официальной и полуформальной одежды, которую носили как маньчжуры, так и ханьцы; например, маньчжурские халаты закрывались на правую сторону тела, имели четыре разреза внизу одежды (в то время как ханьские китайцы носили только два), что облегчало езду на лошади, форма рукавов была изменена с длинной и широкой на узкий. [ 6 ] На некоторых рукавах были манжеты матисиу. [ 6 ] Некоторые придворные наряды династии Цин сохранили черты и характеристики, отличающие одежду, которую носили маньчжуры до завоевания династии Мин. [ 5 ] : 42  Чиновники династии Цин носили придворные платья, которые также были вариантами маньчжурской одежды при дворе. [ 5 ] : 41 

Некоторая придворная одежда, которую носили во времена династии Цин, также была заимствована из придворной одежды ханьцев (особенно из династии Мин, когда ранние императоры Цин переняли институты и бюрократическую систему династии Мин). [ 40 ] ), но был переоборудован, чтобы показать маньчжурские характеристики. [ 29 ] Придворная одежда также переняла ханьские китайские украшения и украшения (например, использование китайских драконов , двенадцати символов суверенитета ), [ 29 ] и использование символики пяти цветов (например, синий цвет был принят как династический цвет маньчжуров, тогда как красного избегали, поскольку он был династическим цветом династии Мин). [ 25 ] [ 40 ]

Вечернее платье / Лифу / Чаофу

[ редактировать ]

Лифу (礼服, букв. «ритуальное платье») было церемониальным или официальным придворным платьем; для них характерны манжеты матиксиу [ 41 ] : 21–22  и были наиболее консервативными в сохранении особенностей маньчжурской одежды. [ 5 ] : 41–42 

Чаофу (朝服, букв. «Придворное платье»), также известный как «Халатик для зрителей», [ 42 ] или «Одеяние государства», [ 43 ] являются официальной придворной одеждой (лифу). Их носят императоры и придворные чиновники на самых торжественных государственных церемониях; например, в день восхождения Императора на престол, императорские свадьбы, дни рождения, Новый год, зимнее солнцестояние и жертвоприношения Небу и Земле. [ 29 ]

Мужское чаофу Цин было разработано на основе придворного платья династии Мин; однако у него были дополнительные отличительные особенности, такие как маньчжурские манжеты матисю в чаопао, вставки из простой ткани на рукавах и форма воротника. [ 29 ] Чаофу для мужчин состоит из халата, называемого чаопао (букв. «придворный халат »); существовала форма чаофу летнего стиля и две формы чаофу зимнего стиля. [ 25 ] Чаопао носят с церемониальным воротником, называемым сваями (披领). [ 29 ] или пицзянь, на шее. [ 25 ] [ 44 ] : 22  Император, принцы, дворяне и высшие чиновники носили головные уборы, называемые чаогуань , которые регламентировались и носилися в зависимости от времени года (зима и лето), званий и пола. [ 25 ] Цвета были ярко-желтыми для императора, абрикосово-желтыми (杏黃 синхуан) для наследника (наследного принца); золотисто-желтый (цзиньхуан, который по цвету больше похож на оранжевый, чем на желтый) для других сыновей императора. [ 25 ] [ примечание 5 ] Принцы первой и четвертой степеней и имперские герцоги должны были носить синий, коричневый или любой другой цвет, если только Император не наградил их золотисто-желтой мантией. [ 25 ] Иссиня-черный цвет носили князья низшего ранга, дворяне и высокопоставленные чиновники. [ 25 ]

Чаофу для мужчин
Классифицировать Описание Цвет Изображения
Зимний стиль Летний стиль
Император Дракон с пятью когтями, включая двенадцать символов [ 25 ] [ 45 ]

Первый зимний фасон похож на летний фасон чаофу, но имеет отделку из меха. [ 25 ] Второй зимний фасон имеет подкладку из соболя на манжете, боковой застежке и воротнике. По подолу оно было отделано глубокой полосой меха. [ 25 ]

Обычно это ярко-желтый цвет (цвет, предназначенный для императора), но императору разрешалось носить другие цвета; Чаофу других цветов также используются, если этого требуют церемониальные случаи. [ 25 ]
Принцы первой-четвертой степеней и императорские герцоги [ 25 ] Синий
Между принцем третьей степени и чиновником четвертой степени Законы о роскоши середины XVIII века предусматривали, что только император и наследник могли носить мантии с пятикогтистыми драконами , но в XIX веке эти правила часто не соблюдались. [ 42 ] Другие люди на самом деле должны были носить мантии драконов с четырьмя когтями ( мангфу ). [ 43 ] Темно-синий [ 42 ] Чаопао с драконами с 4 или 5 когтями
Цинская знать, высокопоставленные гражданские и военные чиновники, а также имперская гвардия. Сине-черный чаопао с драконами с 4 или 5 когтями. [ 43 ]

Женское чаофу состояло из чаопао, чаогуа (朝褂) и юбки, которую носили под чаопао, называемой чаоцюнь (朝裙). [ 25 ] Чаопао — формальный придворный женский халат, отличающийся L-образным швом между воротником и застежкой под мышками. [ 46 ] Чаогуа — это длинный придворный жилет, надеваемый поверх чаопао. [ 25 ] Имеет глубокие проймы и пологие плечевые швы. [ 47 ] : 58  и открывается спереди. [ 25 ] Он произошел от жилета династии Мин, который носили императрицы Мин; Однако глубокие вырезы для рук и покатые плечи, по-видимому, были заимствованы из конструкций из кожи животных. [ 25 ]

Чаофу для женщин
Классифицировать Описание Изображения
Чаогуа Чаопао
Зима Лето Зима Лето
вдовствующая императрица
Императрица
Императорские благородные супруги
Благородные супруги, супруги, императорские наложницы
Супруги наследного принца Чаопао имеет спелый абрикосовый (т.е. оранжево-желтый) цвет. [ 46 ]
Императорская принцесса

Праздничный халат/ Джифу

[ редактировать ]

Цзифу ( китайский : 吉服 ; букв. «Благоприятное платье»), также известный как праздничное одеяние, используемое для счастливых фестивалей и церемоний (например, банкета). [ 48 ]

Джифу лунпао и Цзифу мангпао

[ редактировать ]

Цзифу Одеяния дракона ( китайский : 龍袍 ; пиньинь : лонгпао ; драконы с 5 когтями) и одеяния питона Цзифу (мангпао; одеяния с драконами с 4 когтями), [ 29 ] [ 25 ] использовались для различных церемоний (например, праздничных банкетов и военных инспекций), [ 25 ] [ 40 ] [ 45 ] как полуформальное придворное платье. Их носили члены императорской семьи и чиновники низшего ранга. [ 25 ] До принятия правил о роскоши 1759 года джифу следовало крою в маньчжурском стиле и должно было соответствовать законам, касающимся цветов и количества когтей дракона; однако распределение узоров драконов на цзифу не регулировалось, и одежда ранней династии Цин следовала традиции Мин, когда на груди и спине располагались большие вьющиеся драконы. [ 25 ] Женщины также носили мантии дракона джифу и мантии питона в качестве полуформального придворного платья. К середине 19-го века манжеты рукавов маньчжурского женского халата матисю ( китайский : 马蹄袖 ; пиньинь : mώtíxiù ; букв. «манжета для конского копыта») стали шире, и размер манжет также стал больше, особенно на официальных праздничных мероприятиях. пальто, которые носили маньчжурские придворные женщины. [ 7 ]

Драконы с пятью когтями использовались для императора, его наследника, высокопоставленных принцев и некоторых мелких чиновников, которым император даровал им драконов с пятью когтями. [ 25 ] Драконов с четырьмя когтями носили принцы третьего ранга и все, кто ниже этого ранга. [ 25 ] Эти правила в конечном итоге были проигнорированы ближе к концу династии Цин; а джифу с драконами с пятью когтями стали носить все, независимо от рангов. [ 25 ]

Цвета были ярко-желтыми для императора, абрикосово-желтыми (杏黃 синхуан) для наследника (наследного принца); золотисто-желтый (цзиньхуан, который по цвету больше похож на оранжевый, чем на желтый) для других сыновей императора. [ 25 ] [ примечание 6 ] Принцы первой и четвертой степеней и имперские герцоги должны были носить синий, коричневый или любой другой цвет, если только Император не наградил их золотисто-желтой мантией. [ 25 ] Иссиня-черный цвет носили князья низшего ранга, дворяне и высокопоставленные чиновники. [ 25 ]

Лунпао
Имя Классифицировать Описание Изображения
Лунпао Император Цзифу императора были украшены 12 символами и вышиты изображением дракона с пятью когтями; таким образом, это превратилось в мантию дракона . [ 45 ] Он ярко-желтый, но может быть и других цветов.
Вдовствующая императрица / Императрица
Императорский наследный принц Дракон с 5 когтями.

Это абрикосово-желтый (杏黃 синхуан) цвета.

Императрица или императорская супруга более низкого ранга Пятипалые золотые драконы [ 49 ]
Дракон с 5 когтями, синий
5-коготчатый, коричневый
дракон с 5 когтями
5-ти когтистый дракон; синий черный
Мангпао
Имя Классифицировать Описание Изображения
Мангпао 4-х когтистый дракон, синий

Цзифупао

[ редактировать ]

На свадьбах и важных семейных торжествах, не связанных с двором, цзифупао (吉服袍 [ 50 ] ), как правило, имели манжеты матисю и были почти такими же, как джифу лонгпао/мангпао. [ 25 ] Дворянские женщины и жены чиновников носили мантии с восемью медальонами с китайским иероглифом шоу ( китайский : ; пиньинь : shòu ; букв. «долголетие») и другими мотивами; их носили с сюрко (джифугуа), украшенным 8 медальонами с шоу или цветочными узорами. [ 25 ] И халат, и сюрко могли быть украшены лишуем по подолу и манжетам или без него. [ 25 ]

Цзифупао
Имя Классифицировать Описание Изображения
Цзифупао Благородные женщины/Жены чиновников Восемь медальонов с китайским иероглифом шоу ( китайский : ; пиньинь : shòu ; букв. «долголетие» или другими мотивами; можно использовать для свадьбы. [ 25 ]
Медальоны с журавлем и тыквой (символ долголетия), скорее всего, используются на днях рождения. [ 51 ]

Лонггуа/Цзифугуа

[ редактировать ]

Лунгуа , также известный как джифу гуа (吉服褂), представлял собой женское сюрко, которое носили поверх полуформальной мантии дракона (джифу; т. е. праздничной мантии). [ 29 ] [ 52 ] Когда маньчжуры основали династию Цин, они включили медальоны с драконами в свою официальную придворную одежду. [ 52 ] После стандартизации дресс-кода в середине 18 века лонгуа с 8 медальонами в форме дракона стали носить только вдовствующая императрица, императрица, императорские наложницы (первого, второго и третьего ранга) и супруга наследного принца. [ 52 ]

Имя Классифицировать Описание Изображения
Лонггуа Вдовствующая императрица
Императрица
Императорская супруга
Императорская принцесса
Джифугуа Жена императорского принца/высокопоставленного члена клана/маньчжурского чиновника. Медальоны с 5 журавлями, возможно, носили жена императорского принца, высокопоставленного члена клана или маньчжурского чиновника, возможно, на дни рождения. [ 53 ]
Благородные женщины/Жены чиновников Восемь медальонов с китайским иероглифом шоу ( китайский : ; пиньинь : shòu ; букв. «долголетие» или другими мотивами; можно использовать для свадьбы. [ 25 ]
Медальоны с журавлем и тыквой (символ долголетия), скорее всего, используются на днях рождения. [ 54 ]

Гунфу представлял собой разновидность сюрко с круглым вышитым медальоном, который был частью официальной придворной одежды с 1759 года; его носили поверх чаофу или джифу. [ 25 ] Оно длиной до икры и выполнено из простого атласа; он закрывается спереди. [ 25 ] Его носила императорская семья; люди из более высоких рангов носили драконов с пятью когтями, обращенными вперед, а люди из более низких рангов носили драконов с пятью когтями в профиль. [ 25 ]

Классифицировать Описание Изображения
Члены императорской семьи [ 25 ] Четыре круглых медали (на груди, спине и плечах). [ 25 ]
Благородный

Буфу ( китайский : 補服 ; пиньинь : Bǔfú ) носили вместе с джифу придворные чиновники династии Цин (как военные, так и гражданские). [ 5 ] : 42  [ 40 ] [ 55 ] и гражданскими бюрократами цензората . [ 56 ] Буфу представлял собой мужское пальто с придворным знаком квадратной формы, называемым бузи . [ 29 ] На буфу имеется один знак различия спереди и один сзади. [ 55 ] Гражданские чиновники обычно носят значки званий с изображением птиц; Военные чиновники носили значки званий с изображениями зверей (или животных), а гражданские бюрократы Цензората носили значки званий с сяечжи . [ 55 ] [ 56 ] Использование бузи на одежде является продолжением традиции придворной одежды династии Мин. [ 5 ] : 42  Женщины также носили буфу, которое часто было зеркальным отражением знаков отличия, использованных на буфу ее мужа; поэтому, когда они сидели вместе, животные смотрели друг на друга, что символизировало семейную гармонию. [ 57 ] [ 56 ]

Дракона или питона носили на бузи императорские герцоги и дворяне. [ 25 ] В конце XIX века бузи с копытным драконом носили дворяне низшего ранга, которым не разрешалось носить когтистых драконов. [ 25 ]

Классифицировать Описание Изображения
Императорские герцоги или дворяне Питон/Манг
Гражданские чиновники носили значки званий с изображением птиц. 1-й ранг Кран
2-й ранг Золотой фазан
3-й ранг Павлин
4-й ранг Дикий гусь
5-й ранг Серебряный фазан
6-й ранг цапля
7-й ранг Утка-мандаринка
8-й ранг Перепел
9-й ранг Райская мухоловка
Военные чиновники 1-й ранг сделай это
2-й ранг Лев
3-й ранг Леопард
4-й ранг Тигр
5-й ранг Медведь
6-й ранг Пантера [ примечание 7 ]
7-й ранг Пантера/Носорог [ примечание 8 ]
8-й ранг Носорог [ примечание 9 ]
9-й ранг морской конек
цензора Гражданские бюрократы [ 56 ] Сечжи

Меховые сюрко/дуаньчжао (торцевая крышка)

[ редактировать ]

Меховые сюрко обычно носили высокопоставленные чиновники во время зимнего джифу. [ 25 ]

Обычное платье (Чанфу)/повседневное платье (Бяньфу)

[ редактировать ]

Чанфу (常服), также известный как «обычное платье», [ 25 ] [ 5 ] : 41  Для Чанфу обычно характерны манжеты матисю. [ 41 ] : 21–22  Неформальную официальную одежду носили в случаях, не связанных с крупными церемониями или государственными делами. [ 25 ] Полуформальное неофициальное платье для женщин к середине XIX века было щедро украшено вышивкой и имело контрастные края, что отражало влияние ханьской китайской культуры. [ 25 ]

Маньчжурская семья в бяньфу, династия Цин.

Бяньфу (便服) — это форма повседневной одежды, [ 5 ] : 41  использовалась как повседневная одежда и одежда для отдыха, как повседневная одежда, и не регулировалась двором Цин. [ 41 ] : 22  [ 58 ] Обычно на них не было манжет матиксиу. [ 41 ] : 21–22 

Список чанфу и бяньфу
Имя Ранг/пол Описание Изображения
Чанфу Полуформальный неофициальный Бьянфу
Чанфу пао (обычное платье)/Нэйтао Император У Нэйтао длинные рукава, узкие манжеты матисю и 4 разреза (сбоку мантии, спереди и сзади), что обеспечивало большую легкость движений при посадке и ссадке с лошадей; Первоначально это была маньчжурская одежда, сделанная из простого длинного шелкового платья. [ 25 ] В основном они были простыми или с собственным рисунком. [ 58 ] Конструктивно он похож на джифу; Обычно это синий, серый и красновато-коричневый цвет. [ 25 ] Строгих правил относительно их цвета не существовало.
Военный мандарин [ 25 ] [ примечание 10 ]
Мужчины
Чанфу Пао (обычное платье) Императорские женщины Чанфупао были похожи на лонгпао джифу, с манжетами матисю, они были сделаны из простого шелка (некоторые имели вышитые драконы на вырезе шеи и рукавах). [ 25 ] Его можно было украсить плетеными медальонами в виде драконов. [ 25 ]
Чанги (плащ) Женщины Форма маньчжурской женской неформальной одежды и повседневной одежды, которую носили императорские супруги. [ 58 ] Их носили с длинной шейной лентой, называемой лунхуа . [ 29 ] Чанги имел прорези с обеих сторон, облегчавшие движения тела. [ 29 ]
Ченьи Женщины Ченьи ​​- это тип маньчжурской женской неформальной одежды и одежды для отдыха, которую носили супруги императора; Платье цельное, без разрезов с обеих сторон. [ 1 ] [ 58 ] Это круглая горловина с полоской ткани, пересекающей слева направо; застегивается с правой стороны на 5 пуговиц и петельку; они относительно прямого кроя и имеют полные рукава. [ 29 ] Его также носили с длинной лентой на шее, называемой лунхуа . [ 29 ]
Мантии Феникса Императрица / вдовствующая императрица Мантию феникса носят императрицы/вдовствующие императрицы династии Цин. [ 59 ] [ 22 ] : 180–181  Их носили как неформальное придворное платье. [ 60 ]
Магуа Мужчины Верхняя куртка для маньчжурских мужчин; в конце 17 века он получил широкое распространение среди неманьчжурских мужчин в Китае. [ 61 ] : 299  Рукава длиной до локтя; длина магуа могла варьироваться от талии до колена; у него есть переднее отверстие. [ 26 ] : 9 
Мужчины и женщины Желтый магуа
Чанфу гуа (обычная одежда) Мужчины Форма верхней куртки с передним отверстием, закрывающимся на пуговицу; его можно найти в азуритовом синем цвете (石青色) или черном. [ 62 ] Его носят поверх мантии чанфу. [ 62 ]
Женщины
Канджия / Маджия Женщины
Неформальный жилет для маньчжурских женщин.
Жилет пипа — распространенный тип жилета маньчжурских женщин; его происхождение, по-видимому, связано с неформальным маньчжурским магуа, который был обрезан с передней левой стороны, чтобы облегчить посадку на лошадь. [ 44 ] : 55 
Мужчины

Синьфу (行服) — это дорожная одежда, которую обычно использовали в исследовательских поездках и охотничьих поездках, которые обычно включают верховую езду и стрельбу из лука. Большая часть синфу однотонна и лишена сложных украшений. [ 58 ]

Головные уборы и прически

[ редактировать ]

Прически

[ редактировать ]

Головной убор

[ редактировать ]
  • Дяньцзы (鈿子) — неформальный праздничный маньчжурский головной убор, используемый в таких торжественных случаях, как дни рождения, церемонии и празднование Нового года. [ 25 ]
  • Официальный головной убор Цин

Маньчжурские женщины не практиковали связывание ног; [ 29 ] [ 8 ] : 59  Знаменосцам также было запрещено принимать обычаи связывания ног. [ 5 ] : 41  хотя некоторые маньчжурские женщины нарушали это правило. [ 8 ] : 341  К маньчжурской обуви для маньчжурских женщин относятся маньчжурские туфли на платформе , которые использовались для имитации походки ханьских китайцев со связанными ногами. [ 8 ] : 341 

Аксессуары

[ редактировать ]
  • Чаодай: мужской тканый шелковый пояс. [ 47 ] : 58 
  • Чаочжу
  • Серьги : женщины Маньчжурии и Баннера носили по три серьги в каждом ухе (что было подкреплено указом Цяньлуна «一耳三鉗» ( пиньинь : yīěr sānqián ; букв. «одно ухо — три клешни»)), в то время как китайские женщины хань носили одну серьгу. серьга. [ 5 ] : 41 
  • Падать
  • Линтоу: небольшой простой жесткий воротник, который носили поверх воротника одежды (например, сюрко, джифу и другой неформальной одежды). [ 25 ]
  • Лунхуа
  • Пилинг – церемониальный воротник. [ 29 ]
  • Забастовка

Производные и влияния

[ редактировать ]
Чаншань династии Цин

Чаншань , также известный как чанпао (букв. «длинная рубашка/длинное платье»), который носили китайцы хань , был производным от одежды династии Мин. [ 25 ] но был создан по образцу маньчжурского мужского халата. [ 1 ] Таким образом, они переняли маньчжурские элементы одежды, уменьшив размер Чаншаня династии Мин, приняв воротник в форме пипа и приняв использование петель и пуговиц. [ 25 ] По сравнению с нэйтао, чаншань был приспособлен к сидячему образу жизни и поэтому имел только две боковые прорези вместо четырех. и не хватало манжет матиксиу [ 25 ] Чаншань носили китайские мужчины, не занимавшиеся трудовым трудом. [ 1 ]

Чхонсамы

[ редактировать ]

Чхонсам был производным маньчжурского халата. [ 7 ]

Танчжуан

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Политика смягчения последствий предусматривает 10 правил, не все из которых связаны с одеждой: 1. Мужчины должны были брить волосы, заплетать их в косы и носить маньчжурскую одежду, в то время как женщины могли носить свою первоначальную прическу и носить ханьфу; 2. Живой человек должен был носить маньчжурскую одежду, но после смерти его разрешалось хоронить в одежде ханьфуского стиля; 3. Нет причин следовать обычаям маньчжурского народа в делах Подземного мира, и они могут продолжать следовать буддийским и даосским обычаям; 4. Чиновники должны носить официальную форму Цин, но рабы по-прежнему могут носить одежду в стиле Мин; 5. Ребенку не обязательно следовать правилам Маньчжурии, но когда он вырастет, ему необходимо следовать правилам Маньчжурии; 6. Обычные люди должны носить маньчжурскую одежду, брить волосы и заплетать косы, а монахам разрешается носить одежду в стиле Мин и Ханьфу; 7. проститутки должны носить одежду, требуемую двором Цин, но актеры могут носить другую одежду из-за роли древних; 8. Официальное управление соответствует системе династии Цин, а церемония бракосочетания сохраняет старую систему народа Хань; 9. Название штата изменилось с Мин на Цин, но официальные названия остались; Налоги и официальные услуги следуют маньчжурской системе, но язык остается китайским.
  2. В 1654 году Чэнь Минся был привлечен к ответственности и казнен за то, что предположил, что двор Цин должен был перенять одежду династии Мин, чтобы «принести мир в империю». Лю Чжэньюй был казнен за призыв к возвращению моды в стиле Мин во времена правления императора Цяньлуна.
  3. ^ Этот размер дракона по сравнению с одеждой является продолжением стиля дизайна династии Мин.
  4. В 1175 году было замечено, что дочери рабов носили одну серьгу-подвеску вместо трех (что является маньчжурским обычаем).
  5. ^ Хотя ярко-желтый цвет был зарезервирован для Императора, на самом деле ему было разрешено носить любые другие цвета, которые он хотел, или носить соответствующие цвета в зависимости от случая, например, Император может носить синие мантии во время поклонения на церемонии Небесного Алтаря.
  6. ^ Хотя ярко-желтый цвет был зарезервирован для Императора, на самом деле ему было разрешено носить любые другие цвета, которые он хотел, или носить соответствующие цвета в зависимости от случая, например, Император может носить синие мантии во время поклонения на церемонии Небесного Алтаря.
  7. До 1759 года это был символ как 6-го, так и 7-го ранга. С 1759 года оно стало исключительно представительством 6-го ранга.
  8. ^ До 1759 года его символом была пантера.
  9. ^ До 1759 года носорог был представлен только 8-м рангом.
  10. ^ Neitao для военного мандарина имеет дополнительную вставку в нижней части края с правой стороны, которая застегивается с помощью петель и шарика. Эту дополнительную панель можно снять, например, во время верховой езды.
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Хан, Цинсюань (01 января 2019 г.). «Ципао и женская мода в республиканском Китае и Шанхае (1912-1937): открытие и выражение индивидуальности» . Старшие проекты, осень 2019 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Тонг, Ниннин; Юань, Сонгмэй (2015). «Исследование стратегий цифровой коммуникации маньчжурских костюмов в рамках теории расширения медиа» . Материалы Международной конференции по образованию, менеджменту, информации и медицине 2015 года . Том. 8. Атлантис Пресс. стр. 714–718. дои : 10.2991/эмим-15.2015.141 . ISBN  978-94-6252-068-4 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с «Маньчжурский стиль» . Китайская традиционная одежда — онлайн-выставки в библиотеке Корнелльского университета . 31 марта 2020 г. Проверено 12 мая 2022 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Су, Вэньхао (2019). «Исследование наследия и культурного творчества маньчжурской культуры ципао» . Материалы 3-й Международной конференции «Искусствоведение: наука, опыт, образование» (ICASSEE 2019) . Атлантис Пресс. стр. 208–211. doi : 10.2991/icassee-19.2019.41 . ISBN  978-94-6252-837-6 . S2CID   213865603 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и Равски, Эвелин Сакакида (1998). Последние императоры: социальная история имперских институтов Цин . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  0-520-21289-4 . ОСЛК   37801358 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Коллекция китайской одежды династии Цин — Национальный музей в Кракове» . mnk.pl. ​Проверено 12 мая 2022 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Сверните манжеты» . Джон Э. Воллмер . 16 октября 2017 г. Проверено 15 мая 2022 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Смит, Ричард Дж. (2015). Династия Цин и традиционная китайская культура . Лэнхем. ISBN  978-1-4422-2192-5 . OCLC   898910891 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Келихер, Макабе (2020). Совет обрядов и создание Цинского Китая . Окленд, Калифорния. ISBN  978-0-520-97176-9 . OCLC   1090283580 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  10. ^ Майор, Джон С. (1993). Небо и земля в ранней ханьской мысли: третья, четвертая и пятая главы «Хуайнаньцзы» . 安(前179-前122) 劉. Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  0-7914-1585-6 . OCLC   26588471 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с д Фу, Югуан (2020). Шаманские и мифические культуры этнических народов Северного Китая . Андовер. ISBN  978-1-003-13240-0 . ОСЛК   1249021960 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  12. ^ Го, Шуюнь; Го Шуюнь ( ) . 2018  978-7-5652-2864-3 . OCLC   1100443868 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  13. ^ Перейти обратно: а б с Энциклопедия китайской истории . Майкл Диллон. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. 2016. ISBN  978-1-317-81716-1 . OCLC   965196638 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )
  14. ^ Перейти обратно: а б с Ли, Ки-байк (1984). Новая история Кореи Сеул, Корея: Ильчокак, Издательство. ISBN  89-337-0204-0 . ОСЛК   36540801 .
  15. ^ Перейти обратно: а б Равски, Эвелин Сакакида (2015). Китай раннего Нового времени и Северо-Восточная Азия: трансграничные перспективы . Кембридж. ISBN  978-1-107-09308-9 . OCLC   910239344 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  16. ^ Перейти обратно: а б Новая история Пархе Джон Б. Дункан, Тонгбуга Ёкса Чедан, Тонгбуга Ёкса Чедан. Лейден: Global Oriental. 2012. ISBN  978-90-04-24299-9 . OCLC   864678409 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Чжу, Жуйси (2016). Социальная история Китая среднего периода: династии Сун, Ляо, Западная Ся и Цзинь Бангвэй Чжан, Фушэн Лю, Чунбан Цай, Цзэнъюй Ван, Питер Дитмансон, Бан Цянь Чжу (Обновленная ред.). Соединенного Королевства. . Кембридж, ISBN  978-1-107-16786-5 . OCLC   953576345 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  18. ^ Перейти обратно: а б Китай: пять тысяч лет истории и цивилизации . Лан Е, Чжэнган Фэй, Тянью Ван. Коулун, Гонконг: Городской университет Гонконга. 2008. ISBN  978-962-937-467-9 . OCLC   1142373741 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Джонсон, Линда Кук (2011). Женщины завоевательных династий: пол и идентичность в Ляо и Цзинь Китае . Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN  978-0-8248-6024-0 . OCLC   794925381 .
  20. ^ Моут, Фредерик В. (1999). Императорский Китай, 900-1800 гг . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN  0-674-44515-5 . OCLC   41285114 .
  21. ^ Перейти обратно: а б Справочник Рутледжа по истории императорского Китая . Виктор Цунруй Сюн, Кеннет Джеймс Хаммонд. Абингдон, Оксон. 2019. ISBN  978-1-138-84728-6 . OCLC   1031045844 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )
  22. ^ Перейти обратно: а б с д лет китайским костюмам . 5000  0-8351-1822-3 . OCLC   19814728 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  23. ^ Перейти обратно: а б с д и Кембриджская история Китая . Том. 6: Чужие режимы и пограничные государства, 907–1368 гг. Герберт Франке, Денис Криспин Твитчетт, Джон Кинг Фэрбенк. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. 1994. ISBN  978-1-139-05474-4 . OCLC   317592785 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  24. ^ Перейти обратно: а б с д и Робертс, Джон А.Г. (2011). История Китая (3-е изд.). Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  978-0-230-24984-4 . OCLC   930059261 .
  25. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг Гарретт, Валерий М. (2007). Китайское платье: от династии Цин до наших дней . Токио: Паб Tuttle. ISBN  978-0-8048-3663-0 . OCLC   154701513 .
  26. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Воллмер, Джон Э. (2007). Одет, чтобы править: придворная одежда XVIII века из коллекции произведений искусства Мактаггарта . Коллекция произведений искусства Мактаггарта. Эдмонтон: Издательство Университета Альберты. ISBN  978-1-55195-705-0 . OCLC   680510577 .
  27. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Шлезингер, Джонатан (2017). Мир, отделанный мехом: дикие существа, нетронутые места и естественные окраины правления Цин . Стэнфорд, Калифорния. ISBN  978-1-5036-0068-3 . OCLC   949669739 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  28. ^ Мейли, Джин (2013). Маньчжурский дракон: костюмы династии Цин, 1644-1912 гг . [Место издания не указано]. ISBN  978-0-300-20157-4 . OCLC   1040887449 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  29. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д «Китайское платье династии Цин» . архив.maas.museum . Проверено 12 мая 2022 г.
  30. ^ Форсайт, Джеймс (1994). История народов Сибири: Российская североазиатская колония 1581-1990 (иллюстрировано, переиздание, исправленное издание). Издательство Кембриджского университета. п. 217. ИСБН  0521477719 .
  31. ^ Маевич, Альфред Ф., изд. (2011). Материалы для изучения тунгусских языков и фольклора . Том. 15 (иллюстрировано, переиздание). Вальтер де Грюйтер. п. 21. ISBN  978-3110221053 .
  32. ^ Дуайер, Ариенн М. (2007). Салар: исследование языковых контактных процессов внутренней Азии, часть 1 . Том. 37 серии Turcologica (иллюстрированное издание). Отто Харрасовиц Верлаг. п. 22. ISBN  978-3447040914 .
  33. ^ Уэйкман, Фредерик Э. (1985). Великое предприятие: маньчжурская реконструкция имперского порядка в Китае семнадцатого века, Том 1 . Том. 2 Великого предприятия (иллюстрированное изд.). Калифорнийский университет Press, lp 868. ISBN  0520048040 .
  34. ^ Луи, Адам Юэнь-чунг (1989). Два правителя в одном правлении: Доргон и Шун-чжи, 1644-1660 гг . Монографии факультета азиатских исследований // Австралийский национальный университет (иллюстрированное изд.). Факультет азиатских исследований Австралийского национального университета. п. 37. ИСБН  0731506545 . Доргон не хотел, чтобы в провинции что-то пошло не так, и это могло быть главной причиной, почему правительство... Когда китайцам было приказано носить очередь, Сунь и Ли взяли на себя инициативу и изменили свою минскую прическу на...
  35. ^ Перейти обратно: а б с Роудс, Эдвард Дж. М. (2000). Маньчжуры и хань: этнические отношения и политическая власть в позднем Цин и раннем республиканском Китае, 1861-1928 гг . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN  978-0-295-80412-5 . OCLC   774282702 .
  36. ^ «Бархатная ткань для одеяния дракона 17 век» . www.metmuseum.org . Проверено 20 мая 2022 г.
  37. ^ Перейти обратно: а б Стил, Валери (1999). Китайский шик: Восток встречается с Западом . Джон С. Мейджор. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN  0-300-07930-3 . OCLC   40135301 .
  38. ^ Цянь, Наньсю (2001). Дух и личность в средневековом Китае: Ши-шуо-синь-и и его наследие . Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN  978-0-8248-6442-2 . OCLC   798298041 .
  39. ^ Донг, Мадлен Юэ (2003). Республиканский Пекин: город и его история . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-92763-6 . OCLC   52470842 .
  40. ^ Перейти обратно: а б с д Герольдова, Елена (2016). «Одеяние дракона как профессиональная одежда чиновника-ученого династии Цин (коллекция музея Напрстек)» . Летопись музея Напрстека . 37 (2): 49–72. дои : 10.1515/anpm-2017-0012 . ISSN   2533-5685 . S2CID   191643762 .
  41. ^ Перейти обратно: а б с д Зильберштейн, Рэйчел (2020). Модный век: текстильное искусство и торговля в конце Цин . Сиэтл. ISBN  978-0-295-74719-4 . OCLC   1121420666 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  42. ^ Перейти обратно: а б с «Мужской аудиенционный халат (Чаофу) Вторая половина XIX века» . www.metmuseum.org . Проверено 16 мая 2022 г.
  43. ^ Перейти обратно: а б с «Государственное одеяние Китая XIX века» . www.metmuseum.org . Проверено 16 мая 2022 г.
  44. ^ Перейти обратно: а б Финнейн, Антония (2008). Переодевание в Китае: мода, история, нация . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN  978-0-231-14350-9 . OCLC   84903948 .
  45. ^ Перейти обратно: а б с «Праздничное одеяние императора с двенадцатью символами, Китай» . www.metmuseum.org . Проверено 14 мая 2022 г.
  46. ^ Перейти обратно: а б «Женское государственное одеяние Китая XVIII века» . www.metmuseum.org . Проверено 14 мая 2022 г.
  47. ^ Перейти обратно: а б Левандовски, Элизабет Дж. (2011). Полный словарь костюмов . Дэн Левандовски. Лэнхем, Мэриленд. ISBN  978-0-8108-4004-1 . OCLC   694238143 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  48. ^ «Императорские платья, которые носили наложницы династии Цин» . ru.chinacultural.org . п. 3 . Проверено 21 мая 2022 г.
  49. ^ «Женский праздничный халат, Китай, конец XIX века» . www.metmuseum.org . Проверено 19 мая 2022 г.
  50. ^ «Благоприятный халат из восьми частей маньчжурского красного шелка с вышивкой в ​​виде цветов и бабочек» www.biftmuseum.com Проверено 21 мая 2022 г.
  51. ^ «День рождения или парадный халат с медальонами журавля, 19 век» . www.metmuseum.org . Проверено 21 мая 2022 г.
  52. ^ Перейти обратно: а б с «Фестивальная шинель 18 века Китай» . www.metmuseum.org . Проверено 14 мая 2022 г.
  53. ^ «Женское сюрко (Китай)» . Купер Хьюитт, Смитсоновский музей дизайна . Проверено 19 мая 2022 г.
  54. ^ "Женское пальто с медальонами-журавлями 19 век" . www.metmuseum.org . Проверено 21 мая 2022 г.
  55. ^ Перейти обратно: а б с «Знак звания «Утка-мандаринка» | Денверский художественный музей» . www.denverartmuseum.org . Проверено 16 мая 2022 г.
  56. ^ Перейти обратно: а б с д «Обмен: значки званий династии Цин в Мичиганском университете» . Exchange.umma.umich.edu . Проверено 17 мая 2022 г.
  57. ^ «Знак леопарда | Денверский художественный музей» . www.denverartmuseum.org . Проверено 17 мая 2022 г.
  58. ^ Перейти обратно: а б с д и Го Цай Чао Чжан: Цин дай гун тин фу ши [ Великолепие королевского костюма: придворный наряд Цин ] (PDF) . Гонконгский исторический музей, Департамент досуга и культурных услуг, Гу гун бо у юань, Национальный дворец-музей. Сянган: Кан ле цзи вэнь хуа ши у шу 2013. ISBN.  978-962-7039-77-8 . OCLC   858272582 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  59. ^ «Краткая история одежды династии Цин – 2022» . www.newhanfu.com . 22 мая 2020 г. Проверено 17 мая 2022 г.
  60. ^ Китайские придворные костюмы . Королевский археологический музей Онтарио. Королевский археологический музей Онтарио. 1946. OCLC   976470860 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  61. ^ Мода, идентичность и власть в современной Азии . Кёнхи Пюн, Аида Юэн Вонг. Чам, Швейцария. 2018. ISBN  978-3-319-97199-5 . OCLC   1059514121 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )
  62. ^ Перейти обратно: а б «Повседневное пальто из азуритового атласа» . Дворец-музей , дата обращения 20 мая 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9ba0f568f91b732c31a022ba105cc458__1711855020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9b/58/9ba0f568f91b732c31a022ba105cc458.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Qizhuang - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)