Двенадцать украшений
Двенадцать украшений ( китайский : 十二章 ; пиньинь : Шиэр чжан ) представляют собой группу древних китайских символов и рисунков, которые считаются весьма благоприятными. Их использовали для украшения текстильных тканей в древнем Китае, что означало власть и власть, и вышивали на государственных облачениях. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Согласно Книге Документов , Двенадцать Орнаментов упоминались императором Шуном , одним из легендарных Трех Государей и Пяти Императоров , как древние для своего времени. Устная традиция гласит, что он жил где-то между 2294 и 2184 годами до нашей эры. [ 2 ] Согласно книге, император пожелал, чтобы эти символы использовались на официальных одеждах государства.
«Я желаю, — сказал император, — увидеть символические фигуры древних: солнце, луну, звезды, гору, дракона и цветущую птицу, которые изображены на верхнем одеянии; храмовая чаша, водная трава, пламя, рисовое зерно, топор и символ отличия, вышитые на нижней одежде; Я хочу, чтобы все это было раскрашено в пять цветов, чтобы сформировать официальную мантию; вы должны четко их отрегулировать». [ 3 ] [ 4 ] Только император имел право носить полный комплект из двенадцати эмблем, нарисованных или вышитых на его церемониальном одеянии. [ 5 ]
Когда Двенадцать украшений использовались в разном количестве, это могло обозначать разные социальные ранги; например, в 59 году нашей эры во времена династии Восточная Хань, [ 6 ] было указано, что 12 украшений, касающихся солнца, луны и звезды, должны были использоваться для императоров, а 9 украшений, касающихся гор и драконов, должны были использоваться тремя советниками, герцогами и принцами. [ 6 ] Девять министров и чиновники низшего ранга должны были использовать семь украшений в виде фазанов. [ 6 ]
Двенадцать орнаментов представлены на национальном гербе Китая «Двенадцать символов» , который был государственным гербом с 1913 по 1928 год. [ 7 ]
Символы
[ редактировать ]
«Двенадцать символов» использовались в качестве знаков отличия правящих императоров, императрицы и ближайших членов императорской семьи. [ 8 ]
На портрете императора Ваньли (1563–1620) в его мианфу присутствуют все двенадцать орнаментов: [ 1 ]
На верхнем халате
[ редактировать ]- солнце трёхногой (日, rì) с вороной
- луна на (月, юэ) с лунным кроликом ней, который постоянно колотит эликсир жизни
- три звезды (星辰, xīngchen), которые также могут быть звездами Фу Лу Шоу , которые символизируют счастье, процветание и долголетие.
- ( священные горы 山, шань), символизирующие стабильность и спокойствие.
- дракон силы (龍, лонг), символ приспособляемости и
- фазан (華蟲), который, однако, является фениксом (鳳凰, фэнхуан ), символом мира и утонченности.
Дракон и Феникс представляют мир природы. В терминологии инь и ян дракон — это мужской Ян , а феникс — женский Инь . [ 7 ] Поэтому императора часто называли драконом, а императрицу — фениксом. Это также отражалось в одеждах, которые они носили.

В нижнем халате
[ редактировать ]- две чашки (宗彝, цзун и), являющиеся жертвенной посудой, иногда имеют узоры, изображающие тигра и обезьяну, и символизируют верность и уважение.
- веточка рдесса или водорослей (藻, цзо), символ яркости и чистоты
- огонь (火, хуу), символизирующий яркость.
- зерна риса (粉米, фэн му), которые символизируют питание и сельское хозяйство страны, но также и богатство.
- топор . (黼, фу), символ мужества и решимости, но также и исполнительного правосудия
- Фигура 亞 (黻, фу) под топором представляет собой двух животных, обращенных задними сторонами друг к другу. Это символизирует способность проводить четкое различие между добром и злом.
Влияния
[ редактировать ]
В Японии император Монму представил Двенадцать украшений через Кодекс Тайхо .
Годжон из Кореи использовал Двенадцать украшений на своем костюме для интронизации (т. е. мёнбок , 면복/冕服), когда он провозгласил себя императором Кореи в 1897 году, что соответствовало системе одежды древнего Китая. [ 9 ] В мёнбоке корейских королей можно было использовать только 9 символов (т. е. гуджанбок, мёнбок с девятью эмблемами ) вместо 12, поскольку только китайский император мог носить двенадцать украшений. [ 10 ] [ 11 ] Только после того, как Годжон провозгласил Корейскую империю , равную Китаю, ему разрешили носить 12 символов. [ 11 ]
Мейонбок с изображением Двенадцати символов по-прежнему используется в Чонмё Тэчже церемонии поклонения предкам корейского императорского дома.
В настоящее время эти вышитые китайские символы потеряли большую часть своего значения и в основном используются для украшения одежды. Некоторые из этих китайских символов были также использованы в западной моде, например, в футболках и татуировках. [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]- Аштамангала , восемь буддийских сокровищ
- Багуа , восемь даосских символов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Уильямс, Чарльз Альфред Спид (14 февраля 2012 г.). Китайский символизм и художественные мотивы. Четвертое переработанное издание: Комплексный справочник по символизму в китайском искусстве на протяжении веков . Издательство Таттл. стр. 386–388. ISBN 978-1-4629-0314-6 .
- ^ CAS, Уильямс (сентябрь 2001 г.). Китайский символизм и художественные мотивы (4-е изд.). Издательство Таттл . п. 386. ИСБН 0-8048-3704-Х .
- ^ Джеймс Легг , «Священные книги Востока/Том 3/Шу/Часть 2/Йи и Ки» , Wikisource.
- ^ «Шан Шу: Юй Шу: И и Цзи — проект китайского текста» . ctext.org . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ CAS, Уильямс (сентябрь 2001 г.). Китайский символизм и художественные мотивы (4-е изд.). Издательство Таттл . п. 387. ИСБН 0-8048-3704-Х .
- ^ Jump up to: а б с История китайской науки и техники. Том 2 . Юнсян Лу, Чуйцзюнь Цянь, Хуэй Хэ. Гейдельберг. 2014. с. 392. ИСБН 978-3-662-44166-4 . OCLC 893557979 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Вольфхезе, Александр (27 января 2021 г.). Традиционалистская история Великой войны, Книга II: Бывшая Земля . Издательство Кембриджских ученых. п. 295. ИСБН 978-1-5275-6514-2 .
- ^ Jump up to: а б Сунь, Мин Джу (2002). Китайская мода . Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN 0-486-42053-1 . OCLC 55693573 .
- ^ Мода, идентичность и власть в современной Азии . Кёнхи Пюн, Аида Юэн Вонг. Чам, Швейцария. 2018. с. 56. ИСБН 978-3-319-97199-5 . OCLC 1059514121 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Король во дворце Культура королевского двора Чосон в Национальном дворце-музее Кореи Ро Мёнгу, Пак Сухи, Квон Чиён, профессор Университета Хонгик, Пак Дэнам. Южная Корея: Южная Корея. 2015. с. 27. ISBN 9788997748297 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Служба (KOCIS), Корейская культура и информация. «Реконструкция коронации императора Годжона в ознаменование 120-летия империи Тэхан : Korea.net : Официальный сайт Республики Корея» . www.korea.net . Проверено 26 мая 2021 г.