Jump to content

Трехлапая ворона

Золотое украшение «Солнце и бессмертные птицы» древнего народа Шу. В центре — солнечный узор с двенадцатью точками, вокруг которого в одном и том же направлении против часовой стрелки летают четыре Трехногих вороны, Древнее Королевство Шу .

Трехлапая трёхногая (или ) ворона мифологическое существо в различных мифологиях и искусствах Восточной Азии . Считается, что он обитает и представляет Солнце .

Свидетельства существования самого раннего мотива птицы-Солнца или тотемических изделий были раскопаны около 5000 г. до н.э. в Китае. Это наследие тотема птицы-Солнца наблюдалось в более поздних культурах Яншао и Луншань . [1] Кроме того, в Северо-Восточной Азии артефакты птиц и феникса, которые, как считается, являются символами лидерства, были раскопаны примерно в 5500 году до нашей эры в Синьлэ культуре , а затем в культуре Хуншань в бассейне реки Ляо. [2]

У китайцев есть несколько версий сказок о вороне и вороне-Солнце. Но самым популярным изображением и мифом о солнечной вороне является Янву или Цзиньву, « золотая ворона ». [3] Его также находили на древних монетах Ликии и Памфилии . [4]

Санзуу на диске, изображающем солнце (верхний ряд: справа), является одним из двенадцати украшений , украшающих императорскую одежду в Китае.

В китайской мифологии и культуре трехлапую ворону называют санзуу ( упрощенный китайский : 三足乌 ; традиционный китайский : 三足烏 ; пиньинь : сан зу у ; кантонский диалект : Сэм) . 1 ты 1 у 1 ; Шанхайский : саэ цо у) присутствует во многих мифах. Об этом также упоминается в « Шаньхайцзин» . Самое раннее известное изображение трехногой вороны встречается в неолитической керамике культуры Яншао . [5]

Фреска времен династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.), найденная в провинции Хэнань , с изображением трехногой вороны.

Санзуу на диске символизирует солнце, а также является одним из Двенадцати украшений , которые используются для украшения официальной императорской одежды в древнем Китае. [6] [7] [8]

Солнечная ворона в китайской мифологии

[ редактировать ]

Самым популярным изображением и мифом о санзуу является солнечная ворона по имени Янву ( 陽烏 ), которую чаще называют Цзиньву ( 金烏 ; «золотая ворона») или «золотая ворона». Несмотря на то, что его описывают как вранового, обычно он окрашен в красный цвет, а не в черный. [9] На шелковой картине из Западной Хань , раскопанной на археологическом объекте Мавандуй, также изображена «золотая ворона» на солнце. [10] В древних китайских изображениях китайский бог творения Фуси часто изображается несущим солнечный диск с «золотым вороном» ( 金烏 ; jīnwū ), в то время как китайская богиня творения Нюва держит лунный диск, на котором находится золотой вороной. жаба. [11]

Согласно фольклору, изначально было десять солнечных ворон, которые поселились на 10 отдельных солнцах. Они сидели на красном тутовом дереве под названием Фусанг , что буквально означает «наклонившееся тутовое дерево», на востоке, у подножия Солнечной долины. Говорят, что на ветвях этого тутового дерева открывалось множество ртов. [12] Каждый день одну из солнечных ворон отправляли в кругосветное путешествие на карете, которой управляла Сихэ , «мать» солнц. Как только одна солнечная ворона возвращалась, другая отправлялась в путь по небу. Согласно « Шаньхайцзин» , солнечные вороны любили есть две травы бессмертия, одну из которых называли Дири ( 地日 ; dìrì ; «земляное солнце»), а другую Чуншэн ( 春生 ; «весенний рост»). Солнечные вороны часто спускались вниз. с небес на землю и полакомиться этими травами, но Сихэ это не понравилось, поэтому она закрыла им глаза, чтобы помешать им сделать это; [13] Фольклор также утверждал, что примерно в 2170 году до нашей эры все десять солнечных ворон вылетели в один и тот же день, заставив мир сгореть; Хоу И , небесный лучник, спас положение, сбив всех солнечных ворон, кроме одной.

Королева -мать Запада восседает на троне, в окружении Тигра (запад, осень, инь) и Дракона (восток, весна, ян). Ее окружают девятихвостая лиса, две сидящие женщины, прыгающая лягушка, слуга-мужчина и трехногая ворона, династия Восточная Хань, 25–220 гг. н.э.

Санзуву , также изображается с Королевой-матерью Запада которая считается ее посланницей. [6]

Другие трехногие существа в китайской мифологии

[ редактировать ]

В китайской мифологии помимо вороны есть и другие трехногие существа, например, юй «трехлапая черепаха, вызывающая малярию». [14]

Трехногая ворона, символизирующая солнце, имеет аналог инь-ян в chánchú 蟾蜍, « трехногой жабе », символизирующей луну (наряду с лунным кроликом ). Согласно древней традиции, эта жаба — преобразованное Чанъэ лунное божество , ​​которое украло эликсир жизни у своего мужа Хоуи -лучника и сбежало на Луну, где превратилось в жабу. [15]

Фэнхуан . обычно изображается двуногим, но в искусстве есть примеры, когда он имеет трехногий вид [16] [17]

Говорят также, что у Си Ванму (Королевы-матери Запада) есть три зеленые птицы ( 青鳥 ; qīngniώo ), которые собирали для нее еду, а в религиозном искусстве периода Хань они изображались имеющими три ноги. [18] [19] В гробнице Юнтай, относящейся к эпохе династии Тан , когда процветал культ Си Вангу, птицы также изображены трехногими. [20]

Ятагарасу ведет легендарного императора Дзимму к равнине Ямато .

В японской мифологии это летающее существо — ворон или лесная ворона по имени Ятагарасу ( 八咫烏 , «восьмипролетная ворона»). [21] а появление великой птицы истолковывается как свидетельство воли Небес или божественного вмешательства в дела человеческие. [22]

Хотя Ятагарасу упоминается во многих местах синтоизма , его изображения в основном можно увидеть на изделиях из дерева Эдо, относящихся к эпохе деревянного искусства начала 1800-х годов. Хотя сегодня ворона не так празднуется, она является знаком возрождения и омоложения; животное, которое исторически убиралось после великих сражений, символизировало возрождение после такой трагедии.

Ятагарасу как бог-ворон является символом руководства. Эта великая ворона была послана с небес в качестве проводника легендарного императора Дзимму в его первом путешествии из региона, который впоследствии стал Кумано, в то, что впоследствии стало Ямато ( Ёсино , а затем Касихара ). Принято считать, что Ятагарасу является воплощением Камотакэцунуми-но Микото , но ни одна из сохранившихся ранних документальных записей не является настолько конкретной. [23]

Более чем в одном случае Ятагарасу появляется как трехногая ворона не в Кодзики, а в Вамё Рудзюсё .

И Японская футбольная ассоциация , и впоследствии управляемые ею команды, такие как национальная сборная Японии по футболу, используют символ Ятагарасу в своих эмблемах и значках соответственно. [24] Победителю Кубка Императора также предоставляется честь носить эмблему Ятагарасу в следующем сезоне.

Хотя Ятагарасу обычно воспринимается как трёхлапая ворона, на самом деле в оригинальном Кодзики нет упоминания о нём . Следовательно, предполагается, что это результат возможного более позднего неправильного толкования в период Хэйан, согласно которому Ятагарасу и китайский Янву относятся к одному и тому же существу.

Трехлапая ворона в окружении дракона и феникса. Фреска периода корейского Когурё , гробница Охэ № 4, 6–7 века, Цзиань, Китай.

В корейской мифологии он известен как Самджок-о ( корейский : 삼족오 ; ханджа : 三足烏 – буквально «трехногая ворона»). В период Когурё древние корейцы считали Самджок-о символом солнца и великой силы, часто олицетворяющим Тэвана (хангыль: 태왕; ханджа: 太王 - буквально «Император» или «Величайший из королей»). ) и суверенитет Когурё. Считалось также, что трехлапая ворона живет на солнце, а жаба – на луне. Самджок-о является настолько уважаемым символом власти, превосходящим даже дракона и корейский бонхван , что он пришёл в Силла , Корё , Чосон и современную Корею.

Самджок-о появился в рассказе Ёноран Соёнё. Пара, Ёно и Со, жила на берегу Восточного моря в 157 году (Король Адалала 4) и поехала в Японию на движущейся скале. Японцы привезли в Японию двух человек в качестве королей и дворян. В это время в Силле исчез свет солнца и луны. Король Адалала послал чиновника в Японию, чтобы вернуть пару, но Ёно сказал взять шелк, сделанный его женой Со, и принести его в жертву небу. Когда он сказал это, солнце и луна снова стали ярче. [25]

В современной Корее Самджок-о все еще встречается, особенно в таких дорамах, как «Чумонг» . Трехлапая ворона была одной из нескольких рассматриваемых эмблем для замены бонхвана на государственной печати Кореи, когда в 2008 году рассматривалась возможность ее пересмотра. [26] Самджок-о также присутствует на нынешней эмблеме футбольного клуба Jeonbuk Hyundai Motors . Некоторые корейские компании используют Самджок-о в качестве своих корпоративных логотипов.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Китайская предыстория
  2. ^ Сара Милледж Нельсон (2019). Шаманизм и происхождение государств: дух, сила и пол в Восточной Азии .
  3. ^ Ятаграрасу: Трехлапая ворона и ее возможное происхождение.
  4. ^ Волкер, Т. (1975). Животное в искусстве Дальнего Востока и особенно в искусстве японцев . Брилл. п. 39.
  5. ^ Аллан, Сара (1991), Форма черепахи: миф, искусство и космос в раннем Китае , SUNY Press, стр. 31, ISBN  0-7914-0460-9
  6. ^ Jump up to: а б Уэлч, Патрисия Бьяаланд (2012). Китайское искусство: Путеводитель по мотивам и визуальным образам . Бостон, США: Издательство Tuttle. п. 164. ИСБН  978-1-4629-0689-5 . ОСЛК   893707208 .
  7. ^ Юань Цзуцзе (2007). «Одежда для власти: обряд, костюм и государственная власть в Китае при династии Мин» . Границы истории в Китае . 2 (2): 181–212. дои : 10.1007/s11462-007-0012-x . ISSN   1673-3401 . S2CID   195069294 .
  8. ^ Вэнь, Бенебелл (2016). Дао ремесла: талисманы Фу и нанесение сигил в восточной эзотерической традиции . Беркли, Калифорния: Книги Северной Атлантики . п. 343. ИСБН  978-1-62317-067-7 . OCLC   939277861 .
  9. ^ Кэтрин М. Болл (2004). Животные мотивы в азиатском искусстве: иллюстрированное руководство по их значениям и эстетике . Публикации Courier Dover. п. 241. ИСБН  978-0-486-43338-7 .
  10. ^ «Т-образная роспись на шелке из гробницы Синь Чжуя» . Хунаньский музей .
  11. ^ Ма Боинг (2020). История медицины в китайской культуре, А (в 2-х томах) . Мировое научное издательство. п. 108. ИСБН  9789813238008 .
  12. ^ Аллан 1991 , с. 27
  13. ^ Лихуэй Ян; Деминг Ан; Джессика Андерсон Тернер (2005). Справочник китайской мифологии . АВС-КЛИО. стр. 95–96 . ISBN  978-1-57607-806-8 .
  14. ^ Вольфрам Эберхард (1968), Местные культуры Южного и Восточного Китая , Э.Дж. Брилл, 193-195.
  15. ^ Вольфрам Эберхард (1986), Словарь китайских символов: скрытые символы в китайской жизни и мысли , Routledge, 292.
  16. ^ Фэн Хуан, Император птиц
  17. ^ Древняя спираль: Феникс. Архивировано 17 мая 2008 г. в Wayback Machine.
  18. ^ Ричард Э. Страссберг (2002). Китайский бестиарий: странные существа с тропинок через горы и моря . Издательство Калифорнийского университета. п. 195. ИСБН  978-0-520-21844-4 .
  19. ^ Си Ванму Резюме
  20. ^ Китай, 1999 г. - День династии Тан.
  21. ^ Понсонби-Фейн (1953) , стр. 143–152.
  22. ^ Понсонби-Фейн (1963) , с. 11
  23. ^ Понсонби-Фейн (1953) , с. 147
  24. ^ Организация|JFA|Японская футбольная ассоциация
  25. ^ «Трехлапая ворона» . Энциклопедия корейского фольклора .
  26. ^ «Трехлапая птица заменит Феникса на государственной печати», Архивировано 18 января 2006 г. в Wayback Machine Chosun Ilbo (Сеул). 16 января 2006 г.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 52aa0824703f5a134121b579fce976d8__1720281780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/52/d8/52aa0824703f5a134121b579fce976d8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Three-legged crow - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)