Трехлапая ворона

Трехлапая трёхногая (или ) ворона — мифологическое существо в различных мифологиях и искусствах Восточной Азии . Считается, что он обитает и представляет Солнце .
Свидетельства существования самого раннего мотива птицы-Солнца или тотемических изделий были раскопаны около 5000 г. до н.э. в Китае. Это наследие тотема птицы-Солнца наблюдалось в более поздних культурах Яншао и Луншань . [1] Кроме того, в Северо-Восточной Азии артефакты птиц и феникса, которые, как считается, являются символами лидерства, были раскопаны примерно в 5500 году до нашей эры в Синьлэ культуре , а затем в культуре Хуншань в бассейне реки Ляо. [2]
У китайцев есть несколько версий сказок о вороне и вороне-Солнце. Но самым популярным изображением и мифом о солнечной вороне является Янву или Цзиньву, « золотая ворона ». [3] Его также находили на древних монетах Ликии и Памфилии . [4]
Китай
[ редактировать ]В китайской мифологии и культуре трехлапую ворону называют санзуу ( упрощенный китайский : 三足乌 ; традиционный китайский : 三足烏 ; пиньинь : сан зу у ; кантонский диалект : Сэм) . 1 ты 1 у 1 ; Шанхайский : саэ цо у) присутствует во многих мифах. Об этом также упоминается в « Шаньхайцзин» . Самое раннее известное изображение трехногой вороны встречается в неолитической керамике культуры Яншао . [5]

Санзуу на диске символизирует солнце, а также является одним из Двенадцати украшений , которые используются для украшения официальной императорской одежды в древнем Китае. [6] [7] [8]
Солнечная ворона в китайской мифологии
[ редактировать ]Самым популярным изображением и мифом о санзуу является солнечная ворона по имени Янву ( 陽烏 ), которую чаще называют Цзиньву ( 金烏 ; «золотая ворона») или «золотая ворона». Несмотря на то, что его описывают как вранового, обычно он окрашен в красный цвет, а не в черный. [9] На шелковой картине из Западной Хань , раскопанной на археологическом объекте Мавандуй, также изображена «золотая ворона» на солнце. [10] В древних китайских изображениях китайский бог творения Фуси часто изображается несущим солнечный диск с «золотым вороном» ( 金烏 ; jīnwū ), в то время как китайская богиня творения Нюва держит лунный диск, на котором находится золотой вороной. жаба. [11]
Согласно фольклору, изначально было десять солнечных ворон, которые поселились на 10 отдельных солнцах. Они сидели на красном тутовом дереве под названием Фусанг , что буквально означает «наклонившееся тутовое дерево», на востоке, у подножия Солнечной долины. Говорят, что на ветвях этого тутового дерева открывалось множество ртов. [12] Каждый день одну из солнечных ворон отправляли в кругосветное путешествие на карете, которой управляла Сихэ , «мать» солнц. Как только одна солнечная ворона возвращалась, другая отправлялась в путь по небу. Согласно « Шаньхайцзин» , солнечные вороны любили есть две травы бессмертия, одну из которых называли Дири ( 地日 ; dìrì ; «земляное солнце»), а другую Чуншэн ( 春生 ; «весенний рост»). Солнечные вороны часто спускались вниз. с небес на землю и полакомиться этими травами, но Сихэ это не понравилось, поэтому она закрыла им глаза, чтобы помешать им сделать это; [13] Фольклор также утверждал, что примерно в 2170 году до нашей эры все десять солнечных ворон вылетели в один и тот же день, заставив мир сгореть; Хоу И , небесный лучник, спас положение, сбив всех солнечных ворон, кроме одной.

Санзуву , также изображается с Королевой-матерью Запада которая считается ее посланницей. [6]
Другие трехногие существа в китайской мифологии
[ редактировать ]В китайской мифологии помимо вороны есть и другие трехногие существа, например, юй — «трехлапая черепаха, вызывающая малярию». [14]
Трехногая ворона, символизирующая солнце, имеет аналог инь-ян в chánchú 蟾蜍, « трехногой жабе », символизирующей луну (наряду с лунным кроликом ). Согласно древней традиции, эта жаба — преобразованное Чанъэ лунное божество , которое украло эликсир жизни у своего мужа Хоуи -лучника и сбежало на Луну, где превратилось в жабу. [15]
Фэнхуан . обычно изображается двуногим, но в искусстве есть примеры, когда он имеет трехногий вид [16] [17]
Говорят также, что у Си Ванму (Королевы-матери Запада) есть три зеленые птицы ( 青鳥 ; qīngniώo ), которые собирали для нее еду, а в религиозном искусстве периода Хань они изображались имеющими три ноги. [18] [19] В гробнице Юнтай, относящейся к эпохе династии Тан , когда процветал культ Си Вангу, птицы также изображены трехногими. [20]
Япония
[ редактировать ]
В японской мифологии это летающее существо — ворон или лесная ворона по имени Ятагарасу ( 八咫烏 , «восьмипролетная ворона»). [21] а появление великой птицы истолковывается как свидетельство воли Небес или божественного вмешательства в дела человеческие. [22]
Хотя Ятагарасу упоминается во многих местах синтоизма , его изображения в основном можно увидеть на изделиях из дерева Эдо, относящихся к эпохе деревянного искусства начала 1800-х годов. Хотя сегодня ворона не так празднуется, она является знаком возрождения и омоложения; животное, которое исторически убиралось после великих сражений, символизировало возрождение после такой трагедии.
Ятагарасу как бог-ворон является символом руководства. Эта великая ворона была послана с небес в качестве проводника легендарного императора Дзимму в его первом путешествии из региона, который впоследствии стал Кумано, в то, что впоследствии стало Ямато ( Ёсино , а затем Касихара ). Принято считать, что Ятагарасу является воплощением Камотакэцунуми-но Микото , но ни одна из сохранившихся ранних документальных записей не является настолько конкретной. [23]
Более чем в одном случае Ятагарасу появляется как трехногая ворона не в Кодзики, а в Вамё Рудзюсё .
И Японская футбольная ассоциация , и впоследствии управляемые ею команды, такие как национальная сборная Японии по футболу, используют символ Ятагарасу в своих эмблемах и значках соответственно. [24] Победителю Кубка Императора также предоставляется честь носить эмблему Ятагарасу в следующем сезоне.
Хотя Ятагарасу обычно воспринимается как трёхлапая ворона, на самом деле в оригинальном Кодзики нет упоминания о нём . Следовательно, предполагается, что это результат возможного более позднего неправильного толкования в период Хэйан, согласно которому Ятагарасу и китайский Янву относятся к одному и тому же существу.
Корея
[ редактировать ]
В корейской мифологии он известен как Самджок-о ( корейский : 삼족오 ; ханджа : 三足烏 – буквально «трехногая ворона»). В период Когурё древние корейцы считали Самджок-о символом солнца и великой силы, часто олицетворяющим Тэвана (хангыль: 태왕; ханджа: 太王 - буквально «Император» или «Величайший из королей»). ) и суверенитет Когурё. Считалось также, что трехлапая ворона живет на солнце, а жаба – на луне. Самджок-о является настолько уважаемым символом власти, превосходящим даже дракона и корейский бонхван , что он пришёл в Силла , Корё , Чосон и современную Корею.
Самджок-о появился в рассказе Ёноран Соёнё. Пара, Ёно и Со, жила на берегу Восточного моря в 157 году (Король Адалала 4) и поехала в Японию на движущейся скале. Японцы привезли в Японию двух человек в качестве королей и дворян. В это время в Силле исчез свет солнца и луны. Король Адалала послал чиновника в Японию, чтобы вернуть пару, но Ёно сказал взять шелк, сделанный его женой Со, и принести его в жертву небу. Когда он сказал это, солнце и луна снова стали ярче. [25]
В современной Корее Самджок-о все еще встречается, особенно в таких дорамах, как «Чумонг» . Трехлапая ворона была одной из нескольких рассматриваемых эмблем для замены бонхвана на государственной печати Кореи, когда в 2008 году рассматривалась возможность ее пересмотра. [26] Самджок-о также присутствует на нынешней эмблеме футбольного клуба Jeonbuk Hyundai Motors . Некоторые корейские компании используют Самджок-о в качестве своих корпоративных логотипов.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Китайская предыстория
- ^ Сара Милледж Нельсон (2019). Шаманизм и происхождение государств: дух, сила и пол в Восточной Азии .
- ^ Ятаграрасу: Трехлапая ворона и ее возможное происхождение.
- ^ Волкер, Т. (1975). Животное в искусстве Дальнего Востока и особенно в искусстве японцев . Брилл. п. 39.
- ^ Аллан, Сара (1991), Форма черепахи: миф, искусство и космос в раннем Китае , SUNY Press, стр. 31, ISBN 0-7914-0460-9
- ^ Jump up to: а б Уэлч, Патрисия Бьяаланд (2012). Китайское искусство: Путеводитель по мотивам и визуальным образам . Бостон, США: Издательство Tuttle. п. 164. ИСБН 978-1-4629-0689-5 . ОСЛК 893707208 .
- ^ Юань Цзуцзе (2007). «Одежда для власти: обряд, костюм и государственная власть в Китае при династии Мин» . Границы истории в Китае . 2 (2): 181–212. дои : 10.1007/s11462-007-0012-x . ISSN 1673-3401 . S2CID 195069294 .
- ^ Вэнь, Бенебелл (2016). Дао ремесла: талисманы Фу и нанесение сигил в восточной эзотерической традиции . Беркли, Калифорния: Книги Северной Атлантики . п. 343. ИСБН 978-1-62317-067-7 . OCLC 939277861 .
- ^ Кэтрин М. Болл (2004). Животные мотивы в азиатском искусстве: иллюстрированное руководство по их значениям и эстетике . Публикации Courier Dover. п. 241. ИСБН 978-0-486-43338-7 .
- ^ «Т-образная роспись на шелке из гробницы Синь Чжуя» . Хунаньский музей .
- ^ Ма Боинг (2020). История медицины в китайской культуре, А (в 2-х томах) . Мировое научное издательство. п. 108. ИСБН 9789813238008 .
- ^ Аллан 1991 , с. 27
- ^ Лихуэй Ян; Деминг Ан; Джессика Андерсон Тернер (2005). Справочник китайской мифологии . АВС-КЛИО. стр. 95–96 . ISBN 978-1-57607-806-8 .
- ^ Вольфрам Эберхард (1968), Местные культуры Южного и Восточного Китая , Э.Дж. Брилл, 193-195.
- ^ Вольфрам Эберхард (1986), Словарь китайских символов: скрытые символы в китайской жизни и мысли , Routledge, 292.
- ^ Фэн Хуан, Император птиц
- ^ Древняя спираль: Феникс. Архивировано 17 мая 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Ричард Э. Страссберг (2002). Китайский бестиарий: странные существа с тропинок через горы и моря . Издательство Калифорнийского университета. п. 195. ИСБН 978-0-520-21844-4 .
- ^ Си Ванму Резюме
- ^ Китай, 1999 г. - День династии Тан.
- ^ Понсонби-Фейн (1953) , стр. 143–152.
- ^ Понсонби-Фейн (1963) , с. 11
- ^ Понсонби-Фейн (1953) , с. 147
- ^ Организация|JFA|Японская футбольная ассоциация
- ^ «Трехлапая ворона» . Энциклопедия корейского фольклора .
- ^ «Трехлапая птица заменит Феникса на государственной печати», Архивировано 18 января 2006 г. в Wayback Machine Chosun Ilbo (Сеул). 16 января 2006 г.
Источники
[ редактировать ]- Понсонби-Фейн, Ричард Артур Брабазон (1953). Исследования синтоизма и святынь: статьи, избранные из работ покойного Р.Б. Понсонби-Фейна, LL. Серия D. Доктора Ричарда Понсонби-Фейна. Том. 1. Киото: Мемориальное общество Понсонби. OCLC 374884 .
- Понсонби-Фейн, Ричард Артур Брабазон (1963). Превратности синтоизма . Серия доктора Ричарда Понсонби Фейна. Том. 5. Киото: Мемориальное общество Понсонби. OCLC 36655 .