Jump to content

Лишуй (морские волны)

Лишуй
С TP466C
Лишуй (диагональные и параллельные волнистые разноцветные полосы), династия Цин
Халат, дракон (AM 4121-4)
Лишуй (диагональные и параллельные прямые разноцветные полосы), династия Цин
Китайское имя
китайский стоячая вода
Буквальный смысл Стоячая вода
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinLìshuǐ
Английское имя
Английский Волны Лишуй/Полосы Лишуй/Граница Лишуй

Лишуй ( китайский : 立水 ; пиньинь : lìshuǐ ; букв. «Стоячая вода») или шуйцзяо ( китайский : 水脚 ; китайский : shuǐjiώo ; букв. «водяные ноги») представляет собой набор параллельных диагоналей (прямых или волнистых), разноцветные морские волны/линии. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] : 100  Он возник в Китае , где использовался при дворе династии Цин до середины 18 века. [ 4 ] Лишуй представляет собой глубокое море , под которым бурлит и колеблется океан; [ 1 ] [ 4 ] поэтому его обычно увенчивают «стоячей водой» ( вошуй ( китайский : 卧水 ; пиньинь : wòshuِ ), также называемой пиншуй ( китайский : 平水 ; пиньинь : пиншуу )), которая представлена ​​концентрическими полукругами , идущими горизонтально. [ 3 ] : 100, 117  Лишуй использовался для украшения одежды, [ 5 ] включая нижний край и манжеты некоторых придворных одежд династии Цин. [ 5 ] [ 4 ] Его можно использовать для украшения предметов свадебного платья. [ 4 ] [ 5 ] Он также используется для украшения китайских оперных костюмов, обычно на нижней кромке костюмов. [ 3 ] : 329  Он также был принят в некоторой придворной одежде династии Нгуен во Вьетнаме под влиянием династии Цин. [ 6 ]

Культурное значение и символика

[ редактировать ]
Священная гора, одно из двенадцати украшений .

В древнем Китае вышивка на одежде использовалась не только как средство украшения одежды, но и имела символическое значение. [ 2 ]

При использовании на драконьих одеждах лишуй мог сочетаться с бурными волнами и камнем в середине одежды. [ 2 ] [ 7 ] Лишуй представляет глубокую воду ; скала представляет собой священную гору (山, шань), которая является символом Вселенной. [ 2 ] или Земля. [ 7 ] Бурные волны были буддийскими элементами. [ 2 ] Волнистые узоры (обычно имеющие форму полукругов, как в узорах вошуй (卧水)) часто используются для обозначения приливов (潮, чао), что является омофоном и символизмом придворной «аудитории» (朝, чао). [ 8 ] : 389  Таким образом, при совместном ношении эти мотивы означают, что носитель одежды является «центром символической вселенной», правителем вод, Земли и Небес. [ 2 ] Лишуй можно найти в пяти цветах . [ 5 ] Иногда к волновому узору добавлялись другие религиозные ( даосские и буддийские символы) и благоприятные китайские символы, например облака . [ 7 ] [ 2 ]

Во времена династии Мин узоры морских «волн, разбивающихся о скалы» уже использовались в драконьем одеянии Императора в начале 16 века, чтобы создать космический пейзаж для императорских драконов. [ 9 ] : 33  Другие формы придворных мантий династии Мин, которые носили дворяне, чиновники и их жены (например, буфу, т.е. мандариновое платье), также использовали в качестве украшения одежды узоры океанских волн в виде концентрических полукругов (вошуй). [ 10 ]

Опознавательные знаки дракона с волнами, разбивающимися о камень, вырезаны из драконьего одеяния династии Мин.
Мантия дракона с вошуй (卧水) и волнами, разбивающимися о камни, но без лишуй (立水), мантия дракона соответствует стилю дизайна династии Мин, ранняя династия Цин, 17 век.

После завоевания династии Мин маньчжурами и основания династии Цин , маньчжурские правители унаследовали драконьи одеяния династии Мин. [ 9 ] : 33  которые они переоборудовали и модифицировали бы эти одежды, добавив свои собственные особенности маньчжурского стиля, аналогично тому, как маньчжуры (и их предшественники, чжурчжэни ) использовали для модификации одеяний драконов, подаренных династией Мин до завоевания династии Мин. [ 5 ] [ 11 ] : 42  [ 12 ] Некоторые ранние образцы джифу династии Цин (халат дракона / питона) демонстрировали узоры вошуй на нижнем крае халата, но не имели лишуй; эта форма драконьего одеяния в конце концов исчезла в середине 18 века, возможно, выйдя из моды. [ 12 ]

Лишуй, за ним – вошуй, за которым следуют бурные волны; найдено на рукавах драконьего одеяния (джифу), 17 век.

К концу 17 века маньчжурские правители захотели переосмыслить образы своих драконьих одеяний, чтобы подчеркнуть центральную роль императора в космосе и при императорском дворе. [ 9 ] : 34  Таким образом, правители Маньчжурии решили изменить дизайн и упорядочить декоративные узоры на своих придворных одеждах, введя и применив сложные узоры на своих придворных одеждах. [ 4 ] [ 13 ] [ 14 ] Дизайн и изготовление придворных мантий династии Цин были приняты и регламентированы императорскими указами; дресс-код представлял собой смесь маньчжурских (то есть стиля кроя одежды) и китайских традиций династии Мин с точки зрения предписанного дизайна. [ 7 ] Декоративные узоры и визуальные мотивы, используемые маньчжурскими правителями, были заимствованы из ханьских китайцев, рисунков украшений, украшений и символов уходящих корнями в даосизм и буддизм ; затем они были адаптированы в новый набор дизайнов. [ 15 ] [ 2 ] [ 7 ] Таким образом, лишуй добавлялся на нижний край и/или рукава придворных мантий. Лишуй, найденный на нижней части мантии, изначально был коротким, но постепенно увеличивался в длину до конца династии. [ 4 ] [ 2 ]

Использование

[ редактировать ]

Придворная и свадебная одежда

[ редактировать ]

Лишуй использовался для украшения подола придворных мантий династии Цин, таких как мантии дракона . [ 4 ] [ 14 ] одеяния из питона , сюрко (например, гунфу/джифу гуа/лонгуа), джифупао (например, маньчжурское свадебное платье), чаогуа, [ 16 ] [ 17 ] [ 5 ] и на Мандариновой площади . [ 5 ] Их также можно использовать для украшения свадебного наряда. [ 16 ] и сяпэй ханьских китаянок династии Цин. [ 5 ]

В первые годы существования Китайской Республики лишуй также появлялся в официальных правилах одежды, обнародованных Юань Шикаем для чиновников, участвовавших в церемонии жертвоприношения в Храме Неба в 1914 году, когда он провозгласил начало новой династии. [ 5 ]

Китайская опера

[ редактировать ]

Лишуй используется для украшения подола китайских оперных костюмов, таких как манг, нюман, лонг цзяньи, лонг магуа . [ 3 ] : 329 

Влияния и производные

[ редактировать ]

Лишуй, среди многих других декоративных узоров, был также принят в некоторой придворной одежде династии Нгуен под влиянием династии Цин . [ 6 ] Иногда их использовали для украшения рубашки Нят Бинь . [ 6 ]

Не путать с

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Полуформальный придворный халат маньчжурского мужчины | Денверский художественный музей» . www.denverartmuseum.org . Проверено 21 мая 2022 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Герольдова, Елена (2016). «Одеяние дракона как профессиональная одежда чиновника-ученого династии Цин (коллекция музея Напрстек)» . Летопись музея Напрстека . 37 (2): 49–72. дои : 10.1515/anpm-2017-0012 . ISSN   2533-5685 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Бондс, Александра Б. (2008). Костюмы пекинской оперы: визуальная коммуникация характера и культуры . Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN  978-1-4356-6584-2 . OCLC   256864936 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Камманн, Шайлер (1979). «Костюм в Китае, 1644–1912 годы» . Бюллетень Художественного музея Филадельфии . 75 (326): 3–19. дои : 10.2307/3795325 . ISSN   0031-7314 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Гарретт, Валерий М. (2007). Китайское платье: от династии Цин до наших дней . Токио: Паб Tuttle. ISBN  978-0-8048-3663-0 . OCLC   154701513 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с Дэй, Данг (11 марта 2020 г.). «Когда квинтэссенция костюмов древних династий трансформировалась со временем» . Стиль-Republik.com | Мода, творчество и бизнес (на вьетнамском языке) . Проверено 21 мая 2022 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и Герольдова, Елена (01.06.2017). «Императорский дракон в ревущих двадцатых: переделка платья династии Цин» . Летопись музея Напрстека . 38 (1): 29–40. дои : 10.1515/anpm-2017-0019 . ISSN   2533-5685 .
  8. ^ Эберхард, Вольфрам (1986). Словарь китайских символов: скрытые символы в китайской жизни и мышлении . Эдвард Кимбер. Лондон: Рутледж и Кеган Пол. ISBN  978-0-203-03877-2 . OCLC   826514710 .
  9. ^ Перейти обратно: а б с Воллмер, Джон Э. (2007). Одет, чтобы править: придворная одежда XVIII века из коллекции произведений искусства Мактаггарта . Коллекция произведений искусства Мактаггарта. Эдмонтон: Издательство Университета Альберты. ISBN  978-1-55195-705-0 . OCLC   680510577 .
  10. ^ Камманн, Шайлер (1962). «Техника вышивки в Старом Китае» . Архивы Общества китайского искусства Америки . 16 :16–40. ISSN   1945-2926 .
  11. ^ Равски, Эвелин Сакакида (1998). Последние императоры: социальная история имперских институтов Цин . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  0-520-21289-4 . ОСЛК   37801358 .
  12. ^ Перейти обратно: а б Камманн, Шайлер (1949). «Происхождение двора и официальных одежд династии Цин» . Артибус Азия . 12 (3): 189–201. дои : 10.2307/3248384 . ISSN   0004-3648 .
  13. ^ «Императорское одеяние» . Художественный музей Сиэтла . Проверено 21 мая 2022 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б «20. Маньчжурский халат» . www.slatermuseum.org . Проверено 21 мая 2022 г.
  15. ^ «Китайское платье династии Цин» . архив.maas.museum . Проверено 21 мая 2022 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б Воллмер, Джон Э. (2000). «Одетые, чтобы править Вселенной» . Художественный институт Чикагского музейного дела . 26 (2): 13–105. дои : 10.2307/4104402 . ISSN   0069-3235 .
  17. ^ «Каталог» . Художественный институт Чикагского музейного дела . 26 (2): 52–106. 2000. дои : 10.2307/4104403 . ISSN   0069-3235 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c93abfce6fbffce63c76ac7c680e13e6__1721805300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/e6/c93abfce6fbffce63c76ac7c680e13e6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lishui (sea-waves) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)