Лишуй (морские волны)
Лишуй | |||
---|---|---|---|
![]() Лишуй (диагональные и параллельные волнистые разноцветные полосы), династия Цин | |||
![]() Лишуй (диагональные и параллельные прямые разноцветные полосы), династия Цин | |||
Китайское имя | |||
китайский | стоячая вода | ||
Буквальный смысл | Стоячая вода | ||
| |||
Английское имя | |||
Английский | Волны Лишуй/Полосы Лишуй/Граница Лишуй |
Лишуй ( китайский : 立水 ; пиньинь : lìshuǐ ; букв. «Стоячая вода») или шуйцзяо ( китайский : 水脚 ; китайский : shuǐjiώo ; букв. «водяные ноги») представляет собой набор параллельных диагоналей (прямых или волнистых), разноцветные морские волны/линии. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] : 100 Он возник в Китае , где использовался при дворе династии Цин до середины 18 века. [ 4 ] Лишуй представляет собой глубокое море , под которым бурлит и колеблется океан; [ 1 ] [ 4 ] поэтому его обычно увенчивают «стоячей водой» ( вошуй ( китайский : 卧水 ; пиньинь : wòshuِ ), также называемой пиншуй ( китайский : 平水 ; пиньинь : пиншуу )), которая представлена концентрическими полукругами , идущими горизонтально. [ 3 ] : 100, 117 Лишуй использовался для украшения одежды, [ 5 ] включая нижний край и манжеты некоторых придворных одежд династии Цин. [ 5 ] [ 4 ] Его можно использовать для украшения предметов свадебного платья. [ 4 ] [ 5 ] Он также используется для украшения китайских оперных костюмов, обычно на нижней кромке костюмов. [ 3 ] : 329 Он также был принят в некоторой придворной одежде династии Нгуен во Вьетнаме под влиянием династии Цин. [ 6 ]
Культурное значение и символика
[ редактировать ]В древнем Китае вышивка на одежде использовалась не только как средство украшения одежды, но и имела символическое значение. [ 2 ]
При использовании на драконьих одеждах лишуй мог сочетаться с бурными волнами и камнем в середине одежды. [ 2 ] [ 7 ] Лишуй представляет глубокую воду ; скала представляет собой священную гору (山, шань), которая является символом Вселенной. [ 2 ] или Земля. [ 7 ] Бурные волны были буддийскими элементами. [ 2 ] Волнистые узоры (обычно имеющие форму полукругов, как в узорах вошуй (卧水)) часто используются для обозначения приливов (潮, чао), что является омофоном и символизмом придворной «аудитории» (朝, чао). [ 8 ] : 389 Таким образом, при совместном ношении эти мотивы означают, что носитель одежды является «центром символической вселенной», правителем вод, Земли и Небес. [ 2 ] Лишуй можно найти в пяти цветах . [ 5 ] Иногда к волновому узору добавлялись другие религиозные ( даосские и буддийские символы) и благоприятные китайские символы, например облака . [ 7 ] [ 2 ]
История
[ редактировать ]Во времена династии Мин узоры морских «волн, разбивающихся о скалы» уже использовались в драконьем одеянии Императора в начале 16 века, чтобы создать космический пейзаж для императорских драконов. [ 9 ] : 33 Другие формы придворных мантий династии Мин, которые носили дворяне, чиновники и их жены (например, буфу, т.е. мандариновое платье), также использовали в качестве украшения одежды узоры океанских волн в виде концентрических полукругов (вошуй). [ 10 ]


После завоевания династии Мин маньчжурами и основания династии Цин , маньчжурские правители унаследовали драконьи одеяния династии Мин. [ 9 ] : 33 которые они переоборудовали и модифицировали бы эти одежды, добавив свои собственные особенности маньчжурского стиля, аналогично тому, как маньчжуры (и их предшественники, чжурчжэни ) использовали для модификации одеяний драконов, подаренных династией Мин до завоевания династии Мин. [ 5 ] [ 11 ] : 42 [ 12 ] Некоторые ранние образцы джифу династии Цин (халат дракона / питона) демонстрировали узоры вошуй на нижнем крае халата, но не имели лишуй; эта форма драконьего одеяния в конце концов исчезла в середине 18 века, возможно, выйдя из моды. [ 12 ]

К концу 17 века маньчжурские правители захотели переосмыслить образы своих драконьих одеяний, чтобы подчеркнуть центральную роль императора в космосе и при императорском дворе. [ 9 ] : 34 Таким образом, правители Маньчжурии решили изменить дизайн и упорядочить декоративные узоры на своих придворных одеждах, введя и применив сложные узоры на своих придворных одеждах. [ 4 ] [ 13 ] [ 14 ] Дизайн и изготовление придворных мантий династии Цин были приняты и регламентированы императорскими указами; дресс-код представлял собой смесь маньчжурских (то есть стиля кроя одежды) и китайских традиций династии Мин с точки зрения предписанного дизайна. [ 7 ] Декоративные узоры и визуальные мотивы, используемые маньчжурскими правителями, были заимствованы из ханьских китайцев, рисунков украшений, украшений и символов уходящих корнями в даосизм и буддизм ; затем они были адаптированы в новый набор дизайнов. [ 15 ] [ 2 ] [ 7 ] Таким образом, лишуй добавлялся на нижний край и/или рукава придворных мантий. Лишуй, найденный на нижней части мантии, изначально был коротким, но постепенно увеличивался в длину до конца династии. [ 4 ] [ 2 ]
-
Лишуй, период Юнчжэн (1723–1735 гг.)
-
Лишуй, 18 век.
-
Лишуй, 18 век.
-
Лишуй, первая половина 18 века.
-
Лишуй, конец 19 века.
-
Лишуй, около 1900 года.
Использование
[ редактировать ]Придворная и свадебная одежда
[ редактировать ]Лишуй использовался для украшения подола придворных мантий династии Цин, таких как мантии дракона . [ 4 ] [ 14 ] одеяния из питона , сюрко (например, гунфу/джифу гуа/лонгуа), джифупао (например, маньчжурское свадебное платье), чаогуа, [ 16 ] [ 17 ] [ 5 ] и на Мандариновой площади . [ 5 ] Их также можно использовать для украшения свадебного наряда. [ 16 ] и сяпэй ханьских китаянок династии Цин. [ 5 ]
-
Одеяние дракона (джифу)
-
Чаогуа
-
Женское сюрко (джифугуа), конец 19 века.
-
династии Цин Мандариновая площадь (гражданский чиновник)
-
династии Цин Мандариновая площадь (военный чиновник)
-
Цзифупао, 19 век.
-
Свадьба ханьской китаянки Юаньлиншань, украшенная золотым лишуем
-
Сяпэй, династия Цин
В первые годы существования Китайской Республики лишуй также появлялся в официальных правилах одежды, обнародованных Юань Шикаем для чиновников, участвовавших в церемонии жертвоприношения в Храме Неба в 1914 году, когда он провозгласил начало новой династии. [ 5 ]
Китайская опера
[ редактировать ]Лишуй используется для украшения подола китайских оперных костюмов, таких как манг, нюман, лонг цзяньи, лонг магуа . [ 3 ] : 329
Влияния и производные
[ редактировать ]Вьетнам
[ редактировать ]Лишуй, среди многих других декоративных узоров, был также принят в некоторой придворной одежде династии Нгуен под влиянием династии Цин . [ 6 ] Иногда их использовали для украшения рубашки Нят Бинь . [ 6 ]
-
Рубашка Нхат Бинь (в центре) с лишуем, династия Нгуен
-
Придворное платье династии Нгуен: слева и справа есть только вошуй; В середине есть узоры как вошуй, так и лишуй.
-
Одеяние дракона династии Нгуен
Не путать с
[ редактировать ]-
Сейгайха (青海波) — традиционный японский мотив.
См. также
[ редактировать ]- Ханфу – традиционный ханьский китайский костюм.
- Цичжуан – традиционная маньчжурская одежда.
- Двенадцать украшений
- Китайский декоративный золотой шелк
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Полуформальный придворный халат маньчжурского мужчины | Денверский художественный музей» . www.denverartmuseum.org . Проверено 21 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Герольдова, Елена (2016). «Одеяние дракона как профессиональная одежда чиновника-ученого династии Цин (коллекция музея Напрстек)» . Летопись музея Напрстека . 37 (2): 49–72. дои : 10.1515/anpm-2017-0012 . ISSN 2533-5685 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Бондс, Александра Б. (2008). Костюмы пекинской оперы: визуальная коммуникация характера и культуры . Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN 978-1-4356-6584-2 . OCLC 256864936 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Камманн, Шайлер (1979). «Костюм в Китае, 1644–1912 годы» . Бюллетень Художественного музея Филадельфии . 75 (326): 3–19. дои : 10.2307/3795325 . ISSN 0031-7314 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Гарретт, Валерий М. (2007). Китайское платье: от династии Цин до наших дней . Токио: Паб Tuttle. ISBN 978-0-8048-3663-0 . OCLC 154701513 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дэй, Данг (11 марта 2020 г.). «Когда квинтэссенция костюмов древних династий трансформировалась со временем» . Стиль-Republik.com | Мода, творчество и бизнес (на вьетнамском языке) . Проверено 21 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Герольдова, Елена (01.06.2017). «Императорский дракон в ревущих двадцатых: переделка платья династии Цин» . Летопись музея Напрстека . 38 (1): 29–40. дои : 10.1515/anpm-2017-0019 . ISSN 2533-5685 .
- ^ Эберхард, Вольфрам (1986). Словарь китайских символов: скрытые символы в китайской жизни и мышлении . Эдвард Кимбер. Лондон: Рутледж и Кеган Пол. ISBN 978-0-203-03877-2 . OCLC 826514710 .
- ^ Перейти обратно: а б с Воллмер, Джон Э. (2007). Одет, чтобы править: придворная одежда XVIII века из коллекции произведений искусства Мактаггарта . Коллекция произведений искусства Мактаггарта. Эдмонтон: Издательство Университета Альберты. ISBN 978-1-55195-705-0 . OCLC 680510577 .
- ^ Камманн, Шайлер (1962). «Техника вышивки в Старом Китае» . Архивы Общества китайского искусства Америки . 16 :16–40. ISSN 1945-2926 .
- ^ Равски, Эвелин Сакакида (1998). Последние императоры: социальная история имперских институтов Цин . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-21289-4 . ОСЛК 37801358 .
- ^ Перейти обратно: а б Камманн, Шайлер (1949). «Происхождение двора и официальных одежд династии Цин» . Артибус Азия . 12 (3): 189–201. дои : 10.2307/3248384 . ISSN 0004-3648 .
- ^ «Императорское одеяние» . Художественный музей Сиэтла . Проверено 21 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «20. Маньчжурский халат» . www.slatermuseum.org . Проверено 21 мая 2022 г.
- ^ «Китайское платье династии Цин» . архив.maas.museum . Проверено 21 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Воллмер, Джон Э. (2000). «Одетые, чтобы править Вселенной» . Художественный институт Чикагского музейного дела . 26 (2): 13–105. дои : 10.2307/4104402 . ISSN 0069-3235 .
- ^ «Каталог» . Художественный институт Чикагского музейного дела . 26 (2): 52–106. 2000. дои : 10.2307/4104403 . ISSN 0069-3235 .