Китайский декоративный золотой шелк
Китайский декоративный золотой шелк — это разновидность шелковой ткани , в которой в качестве украшения используется золото; Китайский декоративный золотой шелк зародился в Китае и имеет долгую историю в Китае. [ 1 ] Золото и шелк были драгоценными товарами; сочетание того и другого в текстиле создало один из самых ценных товаров. Несколько техник золотого орнамента можно резюмировать следующим образом: золотая фольга (сусальное золото), золотой порошок и техника золотой нити . [ 1 ]
История
[ редактировать ]Шелк возник в Китае примерно 2000 лет назад, до того, как начали использовать золото. [ 1 ] Использование золота встречается в культуре Нижнего Сяцзядянь и культуре Сиба , возраст которой можно датировать примерно 3600 лет назад. Однако сочетание золота и шелка появилось относительно поздно и зависело от развития ремесла по изготовлению золота, особенно золотой проволоки. [ 1 ] До династии Западная Хань только императору и аристократии разрешалось носить шелковые ткани высшего качества. [ 1 ]
Техника золотой фольги
[ редактировать ]Благодаря своим физическим свойствам золото можно превратить в очень тонкую фольгу, также известную как сусальное золото или листовое золото, и скрутить в проволоку. [ 1 ] Техники нанесения клея и сусального золота на поверхность ткани из шелковой основы существовали еще до династии Тан . [ 2 ] : 79 Исследование 2016 года показало, что использование золотой фольги и нитей в шелковом ткачестве появилось еще во времена династии Шан была обнаружена золотая фольга толщиной 0,010 мм по шкале микрометра после того, как в руинах Инь в Аньяне . [ 1 ] Предметы, показывающие добавление золотой фольги к шелковой основе, были найдены в гробнице династии Восточная Хань , что датирует эту технику династией Восточная Хань. [ 1 ] [ примечание 1 ]
Орнаменты из золотой фольги на шелковой одежде встречаются в раскопанных артефактах династии Сун ; например, в гробнице Хуан Шэна из династии Южная Сун есть шелковые блузки, украшенные узорами из золотой фольги. [ 1 ] Техника фольги по шелку продолжала использоваться и в монгольский период, и во времена династии Юань. [ 2 ] : 79
Изготовление золотой фольги описано в «Небесных творениях»《天工开物》, написанных Сун Инсином из династии Мин . Золотая фольга прикрепляется к шелку с помощью клея, обычно лака . Затем золотую фольгу наносят на шелк с помощью бамбуковых плоскогубцев. [ 1 ]
-
Текстиль; шелк, бумага с накладной золотой фольгой, 19 век.
-
Текстиль; шелк, бумага с накладной золотой фольгой, 19 век.
Техника золотого порошка
[ редактировать ]Золотой порошок также использовался при печати на шелке в древнем Китае. [ 3 ] Золотой порошок появился первым и стал использоваться позже, чем золотая фольга. [ 1 ] [ 3 ] После производства золотой порошок смешивают с подходящим связующим перед нанесением на поверхность шелковой пряжи. [ примечание 2 ] или ткани. [ 1 ]
Золотой порошок использовался еще во 2 веке нашей эры. [ 1 ] Утверждается, что алхимик Ху Ганцзы из династии Восточная Хань изобрел эту технику, как записано в Чу Цзинь Куан Ту Лу . [ 1 ] Шелковая ткань, металлизированная золотым порошком, была обнаружена в гробнице № 1 на стоянке Мавандуй . [ 1 ]
Золотая металлизация шелка использовалась и во времена династии Тан. Узор на шелк наносился с помощью клея, а затем металлизировался золотым порошком. [ 3 ] Одежда, украшенная узорами, напечатанными золотом (также известная как росписи золотом ). техника [ 4 ] ) также был найден в гробнице Южной династии Хуан Шэн. [ 1 ] [ 3 ] В той же технике использована серебряная пудра для украшения текстиля. [ 4 ]
Техника золотой нити.
[ редактировать ]Золотая нить была разработана позже и может быть найдена в различных формах: золотая проволока (изготовленная только из золота), нить с золотой оберткой (обычно это основная шелковая пряжа, обернутая полоской золотой фольги с высоким содержанием золота) и пряжа с покрытием. с золотым порошком. [ 1 ] Изготовление золотых нитей путем золочения животных или растительных материалов, по-видимому, зародилось в Китае. [ 5 ]
Золотая проволока
[ редактировать ]Существует также техника золотой проволоки, называемая «плоское золото» ( китайский : 片金線 ; пиньинь : piànjīnxiàn ; букв. «плоская золотая нить»), которая предполагает погружение бамбуковой бумаги в воду и нанесение золотой фольги на бумагу после нанесения слоя кистью. , рыбного желатина каландрирование золотой бумажной фольги на доске с брусчаткой для улучшения блеска и, наконец, разрезание золотой фольги на длинные ленты. [ 1 ]
Золотая нить
[ редактировать ]Использование позолоченной нити было обнаружено еще в периоды Вэй и Цзинь на фресках гробниц. [ 1 ] [ примечание 3 ] Есть также свидетельства существования золотых нитей в династиях Суй и Тан, в том числе позолоченных и сусальных золотых нитей. [ 5 ] [ 6 ] : 39 Золотые и серебряные нити продолжали использоваться в роскошных шелковых тканях во времена династий Сун, Ляо , Цзинь и в монгольский период. [ 6 ] : 30
Во времена династии Сун было широко распространено плетение тканей (цзинь錦), прошитых золотой нитью. [ 5 ] Позолоченные нити на бумажной основе обычно ассоциировались с этой династией, а нити, использующие животную основу, были связаны с ремесленниками Северного Китая, а также территорий Ляо и Цзинь. [ 5 ] Няньцзинь (撚金 букв. «скрученное золото») относится к типу золотой нити, в которой плоские полоски позолоты наматываются на сердцевину шелковой пряжи, тогда как в пиджине (皮金 букв. «кожаное золото») используется животный субстрат. использовал. [ 5 ]
-
Императорские сапоги. Верхняя ткань: гобелен (кеси); шелковые и золотые нити, династия Ляо
-
Шелк полотняного переплетения с парчой и кожаными полосками, обернутыми сусальным золотом, династия Цзинь .
-
Атласный дамаск и атласная парча из шелка и шелка с золотой оплеткой, начало 18 века.
-
Халат даосского жреца из шелка, золотисто-бумажной нити, полотняного и атласного переплетения, ХХ век.
Развитие насиджа
[ редактировать ]В танском шелке шелковая нить обычно была обернута тонкими полосками позолоченной бумаги; эти позолоченные нити были плоскими, принимали форму бумаги, но не могли полностью сочетаться с незолотыми шелковыми нитями парчи. [ 7 ] : 120 Плоские китайские золотые нити отличались от неплоских, то есть гибких золотых шелковых нитей, разработанных персами и ремесленниками в регионе Трансоксианы . Называется насидж (также известный как нашири 納失失/納石失). [ 6 ] : 30 лампас , вытканный золотыми нитями [ 8 ] ). [ 7 ] : 120 Насидж имел непрерывный золотой узор, часто называемый в народе золотой парчой, или простую ткань с золотым мотивом. [ 6 ] : 30 Во времена династии Юань монгольские одежды дзисюн часто ткали золотой нитью (насидж). [ 6 ] : 30 [ 9 ] : 208
-
Лампасы, шелковая и золотая нить; Текстиль, использованный при изготовлении джисюня , 1240 год.
Использование
[ редактировать ]- Ханьфу и Цичжуан : халат дракона , халат питона , Фейюфу , Мамианцюнь.
- Джисун
Влияния и производные
[ редактировать ]Ближний Восток и Европа
[ редактировать ]Согласно британским записям конца XIX века, золотая фольга была обычным видом драгоценного металла, который использовался в вышивке; Согласно записям, золотая фольга была китайским изобретением, в ходе которого китайцы изобрели процесс наложения тонкого сусального золота на бумагу перед наматыванием его на шелковую нить. [ 10 ] Благодаря тесным торговым отношениям между Китаем и арабами, арабы изучили процесс изготовления китайской золотой нити , который затем регулярно использовали в своих тканях с 10 по 14 века; Согласно британским записям 1886 года, китайская технология золотой нити была также принята итальянскими ткачами. [ 10 ]
Юго-Восточная Азия
[ редактировать ]Клеевые узоры из сусального золота, используемые в парадных костюмах дворов и княжеств, импортировались из Китая на протяжении XIX и начала XX веков. Китайские общины в странах Юго-Восточной Азии использовали сусальное золото для украшения своих свадебных юбок из батика. [ 11 ]
Похожие товары
[ редактировать ]- Кымбак – корейское традиционное ремесло нанесения очень тонкого сусального золота.
- Сурихаку – японская техника вышивки, в которой используется металлический (золотой или серебряный) лист, наносимый на основу ткани. [ 12 ] [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Красная лента, украшенная золотой фольгой, обмотанная вокруг шелкового кармана, была найдена в гробнице Восточной Хань; ряд приклеенных золотых фольг на бежевой клетчатой ленте закрывал железное зеркало.
- ^ Еще один способ изготовления золотой нити.
- ^ Самые ранние позолоченные нити в Китае найдены в Синьцзяне, одна из них - из фресковой гробницы Вэй-Цзинь в районе коридора Хэкси; другой найден в гробнице Шанпула в уезде Луопуу. По оценкам, оба были произведены примерно 1660–1700 лет назад.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Ху, Сяоруй; Ю, Вэйдун (2016). «Техника и происхождение декоративного золотого шелка в Древнем Китае» . Журнал волоконной науки и технологий . 72 (6): 132–138. дои : 10.2115/fiberst.2016-0020 . ISSN 2189-7654 .
- ^ Jump up to: а б Ватт, Джеймс Сай (2010). Мир Хубилай-хана: Китайское искусство в эпоху Юань . Максвелл К. Хирн, Метрополитен-музей. Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 978-1-58839-402-6 . OCLC 606786260 .
- ^ Jump up to: а б с д Хуайчжи, Чжао; Юантао, Нин (1 сентября 2000 г.). «Техника приготовления и применения золотого порошка в древнем Китае» . Золотой бюллетень . 33 (3): 103–105. дои : 10.1007/BF03215486 . ISSN 2190-7579 .
- ^ Jump up to: а б Патрик Мэннинг; Эбигейл Оуэн; Чарльз Бернетт, ред. (2018). Знания в переводе: глобальные модели научного обмена, 1000-1800 гг. н.э. Питтсбург, Пенсильвания: Издательство Питтсбургского университета. ISBN 978-0-8229-8627-0 . OCLC 1053623475 .
- ^ Jump up to: а б с д и Ши, Эйрен (2021). «Распространение производства золотой нити в монгольский период: исследование золотого текстиля в Китайском национальном музее шелка, Ханчжоу» . Журнал исследований Сун-Юань . 50 (1): 381–415. дои : 10.1353/sys.2021.0011 . ISSN 2154-6665 . S2CID 244630845 .
- ^ Jump up to: а б с д и Ши, Эйрен Л. (2020). Монгольская придворная одежда, формирование идентичности и глобальный обмен . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-429-34065-9 . OCLC 1139920835 .
- ^ Jump up to: а б Лю, Синьру (2010). Шелковый путь в мировой истории . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-971372-1 . OCLC 646816188 .
- ^ «Китайский музей шелка» , www.chinasilkmuseum.com г. дата обращения 16 марта 2022
- ^ Моррис Россаби, изд. (2013). Евразийское влияние на юаньский Китай . Сингапур: Институт исследований Юго-Восточной Азии. ISBN 978-981-4459-73-0 . OCLC 857365232 .
- ^ Jump up to: а б Лейн-Пул, Стэнли (1886). Искусство сарацин в Египте: часть 1 . Лондон: Комитет Совета по образованию Чепмена и Холла. ISBN 978-3-337-83810-2 . OCLC 1190389451 .
- ^ Максвелл, Робин Дж. (2003). Текстиль Юго-Восточной Азии: традиции, торговля и трансформация (Перед. ред.). [Гонконг]: Перипл. ISBN 978-1-4629-0698-7 . OCLC 815509769 .
- ^ Виллем. «Сурихаку» . trc-leiden.nl . Проверено 16 марта 2022 г.
- ^ Кливлендский художественный музей (31 октября 2018 г.). «Костюм Но (Сурихаку) с узором из рыбьей чешуи» . Кливлендский художественный музей . Проверено 16 марта 2022 г.