Юаньлиншань
Юаньлиншань | |||
---|---|---|---|
![]() Мужчины в юаньлинпао , картина династии Тан, 706 год нашей эры. | |||
![]() Женщина в юаньлиншань с юбкой, династия Мин | |||
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | рубашка с круглым вырезом | ||
Упрощенный китайский | рубашка с круглым вырезом | ||
Буквальный смысл | Рубашка с круглым воротником | ||
| |||
Альтернативное китайское название | |||
Традиционный китайский | халат с круглым вырезом | ||
Упрощенный китайский | халат с круглым вырезом | ||
Буквальный смысл | Халат с круглым воротником/платье с круглым воротником | ||
| |||
Третье альтернативное китайское имя | |||
Традиционный китайский | Халат с воротником-стойкой | ||
Упрощенный китайский | Халат с воротником-стойкой | ||
| |||
Английское имя | |||
Английский | Халат с круглым воротником |
Юаньлиншань букв ( китайский : 圓領衫 ; пиньинь : yuánlengshān ; . «Куртка с круглым воротником») — это тип с круглым воротником верхней одежды ( шань ) в традиционном китайском стиле одежды, известном как ханьфу ; его также называют юаньлинпао ( 圓領袍 ; yuánlǐngpáo ; «платье/халат с круглым воротником») или панлинпао ( 盤領袍 ; panlengpáo ), когда он используется в качестве халата (называемый паофу ). [ 1 ] : 17 ). [ 2 ] [ 3 ] И юаньлиншань , и юаньлинпао были разработаны под влиянием древней китайской одежды, известной как хуфу , происходящей от народа Дунху во времена ранней династии Хань. [ 4 ] а затем Уху , включая народ Сяньбэй , в период Шести династий . [ 4 ] Юаньлинпао династия — это предмет формальной одежды, который в основном носили мужчины, хотя в некоторых династиях, таких как Тан , его было модно носить и женщины. [ 2 ] Во времена династии Тан юаньлинпао можно было превратить в фанлинпао с помощью пуговиц. [ 5 ]
Существуют особые формы юаньлинпао и юаньлиншань, названные в честь их украшения и конструкции; например, панлин ланьшань ( 盤領襴衫 также называемый ланьшань ( 襴衫), ), сокращенно [ 6 ] [ 3 ] кашель , [ 7 ] : 185–186 улиншань ( рубашка без воротника ; «рубашка без воротника»), [ 8 ] [ 9 ] лонгпао ( драконье одеяние ; «драконье одеяние») и мангфу ( одежда из питона ; «одежда из питона»).
Терминология
[ редактировать ]Термин «юаньлиншань» буквально переводится как «рубашка с круглым воротником», состоящий из китайских иероглифов «юаньлин» (китайский: 圆领 ), что буквально переводится как «круглый воротник», и «шань» ( 衫 ), что буквально переводится как «рубашка».
Термин юаньлинпао буквально переводится как «халат (или платье) с круглым воротником», состоящий из китайских иероглифов юаньлин и пао ( 袍 ). Пао — это аббревиатура термина паофу ( 袍服 ), который буквально переводится как «халат» или «платье».
Термин «панлин ланьшань» ( 盤領襴衫 ) или просто ланьшань ( 襴衫 ) относится к определенному варианту юаньлинпао, характеризующемуся нижней горизонтальной полосой, прикрепленной на уровне колена, повторяющей общую форму шэньи , длинного халата. [ 6 ] [ 3 ]
Термин буфу ( 补服 ) — это общий термин, обозначающий одежду, украшенную значком ранга, известным как буцзы ( китайский : 补子 ; пиньинь : боцзы ), который часто представляет собой квадрат или круглые знаки мандарина , обозначающие ранг его владельца. [ 10 ] : 64 [ 7 ] : 185–186 Такую одежду обычно носили государственные чиновники. [ 7 ] : 185–186
Когда юаньлинпао или юаньлиншань украшены китайскими драконами, называемыми лонг ( упрощенный китайский : 龙 ; традиционный китайский : 龍 ), или украшены украшениями манг ( 蟒 ; «питон»), включая круглые знаки или квадратные значки рангов, общий термин лонгпао или мангфу является применяется соответственно в зависимости от количества используемых драконьих когтей и периода времени. [ примечание 1 ]
История
[ редактировать ]династия Хань
[ редактировать ]Юаньлинпао юаньлиншань и были распространенной формой одежды народа Ху . [ 4 ] Во времена династии Восточная Хань некоторые формы ханьфу начали испытывать влияние хуфу народа Ху, что привело к появлению одежды с круглыми воротниками, или юаньлин . [ 4 ] В этот период юаньлинпао в основном использовался как нижнее белье. [ 4 ] [ 11 ] Воротники юаньлинпао династии Хань не были вывернуты с обеих сторон, и их края были похожи на те, которые носили во времена династий Суй и Тан . [ 4 ] Также в первые годы династии Хань начала развиваться форма юаньлинпао, которую носили в более поздних династиях, например, в династиях Мин. [ 11 ]
Вэй, Цзинь, Северная и Южная династии / Шесть династий
[ редактировать ]В эпоху Шести династий юаньлинпао . стали носить как верхнюю одежду [ 11 ] под влиянием культуры этнических меньшинств уху , основавших режим национальных меньшинств в династиях Вэй и Цзинь . [ 4 ] Также в период Шести династий юаньлинпао начали носить как официальную одежду. [ 11 ] Следовательно, эти этнические меньшинства сыграли значительную роль в закладывании основы популярности юаньлинпао в последующих династиях. [ 4 ]
Влияние Сяньбэя
[ редактировать ]Когда уху мигрировали на Центральные равнины , их культура одежды повлияла на культуру одежды ханьцев в этом регионе. [ 4 ] Эти северные кочевники, в том числе сяньбэй , также представили новые стили одежды, в том числе кекуа ( 缺胯 ), разновидность длинной куртки длиной до промежности. У кекуа был либо круглый, либо плотно прилегающий (глубокий) воротник, узкие рукава и меньшее перекрытие, чем у традиционного ханьфу , что обеспечивало большую свободу движений, особенно при верховой езде, и сильно влияло на китайскую моду. [ 12 ] : 317

Династия Северная Вэй была отмечена культурной интеграцией между сяньбэй и китайцами хань. Правящая элита Сяньбэй переняла китайскую одежду и китайские обычаи, в то время как ханьские китайцы начали интегрировать некоторые элементы одежды кочевого стиля Сяньбэй, в том числе высокие сапоги и юаньлинпао и юаньлиншань с узкими рукавами , в ханьскую одежду. [ 13 ] : 183, 185–186 В этот период юаньлинпао , которые носили раскопанные терракотовые воины, были закрыты в стиле цзорен , а не в стиле юрэн , что отражало его характеристики хуфу . [ примечание 2 ] [ 5 ] ханьских китайцев Со времен династии Северная Вэй на формы паофу также начало влиять одеяние в стиле юаньлинпао , которое зародилось в Западной Азии и затем распространилось на Восток через согдийцев Центральной Азии . [ 5 ]
В Северной и Южной династиях юаньлинпао сяньбэй был локализован ханьскими китайцами, что привело к утрате его связи с хуфу и развилось в новую форму ханьфу , называемую панлин ланьшань . Эта эволюция была достигнута за счет добавления новой структуры швов, называемой лань ( 襕 ; lán ), которая соответствовала традиционному стилю ханьфу и следовала ханьским китайским халатам шэньи . [ 6 ] [ 3 ]
-
Юаньлинпао, который носит фигура акробата, Северная Вэй.
-
Женщины в юаньлиншань с юбкой, Северная Вэй, Датун
-
Мужчины Сяньбэй, носящие кекуа в форме юаньлинпао , фреска из гробницы Лу Жуя, Северная Ци (550-577 гг. н.э.)
-
Мужчины Сяньбэй носят кекуа в форме юалинпао и платье с лацканами, Северная Ци
Влияние согдийцев
[ редактировать ]
Согдийцы и их потомки, в основном из торгового класса, жившие в Китае в этот период , также носили форму юаньлин длиной до колен в стиле кафтана , который сохранил свои собственные этнические особенности, но также показал некоторое влияние из Восточной Азии , включая китайскую и раннетюркское влияние . [ 14 ] Из-за влияния и требований китайского населения большую часть согдийской одежды в Китае приходилось закрывать вправо в стиле юрэн . [ 14 ] Их кафтан часто застегивался до шеи, образуя круглый воротник. Иногда воротник или нижнюю пуговицу расстегивали, образуя мантии с лацканами. [ 14 ] [ 5 ] стиль, который иногда называют фанлинпао ( китайский : 翻领袍 ; пиньинь : фанлунгпао ; букв. «Халатик с лацканами»). Этот обычай носить одежду в стиле фанлинпао позже был унаследован и развит в юаньлинпао последующих династий Тан и Суй . [ 5 ]
Династии Суй и Тан, период Пяти династий и Десяти королевств.
[ редактировать ]При династии Тан потомки сяньбэев и других некитайских народов, правивших северным Китаем с 304 по 581 гг. н.э., утратили свою этническую идентичность и стали китайцами; термин Хань относился ко всем людям династии Тан, а не к описанию населения, которым управляла элита Сяньбэй во время северных династий . [ 15 ]
Юаньлинпао , и юаньлиншань , подвязанные на талии ремнем, обычно сделанным из кожи [ 16 ] стала типичной формой моды как для мужчин, так и для женщин во времена династии Тан, поскольку в этот период для женщин было модно одеваться как мужчины. [ 1 ] : 34–36 [ 2 ] Оба предмета одежды стали основной формой одежды и для мужчин. [ 16 ] И юаньлинпао , и юаньлиншань этого периода имели длинную прямую спину и перед с каймой на воротнике. К передней и задней части одежды был прикреплен кусок ткани, чтобы завязывать одежду вокруг талии. Рукава могли быть узкими или свободными, при этом узкие рукава облегчали движения. [ 16 ] Брюки носили под юаньлинпао . [ 2 ] Некоторые женщины также носили банби под юаньлинпао . [ 17 ]
-
Мужчина-всадник в юаньлиншане , династия Тан.
-
Евнухи в юаньлинпао со свободными рукавами, гробница династии Тан, 706 г. н.э.
-
Женщины (средняя и правая) в юаньлинпао с узкими и узкими длинными рукавами, гробница династии Тан, 706 г. н.э.
-
Девушка-служанка в юаньлинпао со свободными рукавами, картина династии Тан, середина 8 века нашей эры.
-
Девушка-служанка со свободными рукавами Юаньлинпао , династия Тан, середина VIII века нашей эры.
-
Женщина переодевается; банби ; под юаньлинпао на ней Династия Тан
-
Император Тан Ицзун, поздняя династия Тан
-
Гробница Ван Чучжи , период Пяти династий и Десяти королевств
-
Игроки в поло в юаньлинпао с узкими рукавами верхом на лошади, династия Тан
Отличительной чертой мужской одежды времен династии Тан была горизонтальная полоса, которую также можно было прикрепить к нижней части юаньлинпао . [ 18 ] : 81 Ученые династии Тан и правительственные чиновники носили длинные красные панлин ланьшань с длинными рукавами, а также головные уборы, называемые футоу . [ 19 ] В 630 году, на 4-м году правления Чжэнь Гуаня, были изданы правила цвета панлин ланьшаня чиновников: фиолетовый для чиновников 3-го и 4-го ранга; ярко-красный для чиновников 5-го ранга; зеленый для чиновников 6 и 7 рангов; и синий для 8-го и 9-го судей. [ 18 ] : 81 В эпоху Кайюань (713–741 гг. н.э.) рабы и простые солдаты также начали носить панлин ланьшань ученого . [ 20 ]
-
Панлин Ланьшань , династия Тан
-
Траурный служитель в панлин ланьшань , династия Тан.
-
Мужчина династии Тан (в центре), одетый в панлин ланьшань , заметил большую горизонтальную полосу внизу мантии.
Иностранные влияния
[ редактировать ]
Во времена династии Тан также было популярно использовать ткани, в том числе парчу , для украшения воротников, рукавов и передней части юаньлинпао ; эта практика украшения одежды известна как «частичное украшение одежды» и возникла под влиянием согдийцев Центральной Азии, пришедших в Китай со времен Северной и Южной династий . [ 21 ] Под влиянием иностранных культур, [ 21 ] некоторые юаньлинпао могли иметь полосу ткани, украшенную среднеазиатскими медальонами, которые спускались по центру мантии в качестве частичного украшения. [ 17 ]
Также было популярно носить хуфу . [ 20 ] Почти все статуэтки и настенные росписи, изображающие придворных женщин, одетых в мужскую одежду, носят хуфу . [ 17 ] Хуфу , популярная в этот период, представляла собой одежду, которую носили татары и люди, жившие в западных регионах . [ 22 ] который был привезен с Шелкового пути . [ 23 ] Халаты с двойными отворотными лацканами и облегающими рукавами были известны как куапао , происходящие из Средней Азии . [ 24 ] В этот период юаньлинпао можно было превратить в фанлинпао под влиянием Хуфу , расстегнув мантию, а фанлинпао также можно было снова превратить в юаньлинпао, если его застегнуть. [ 5 ] У некоторых раскопанных керамических фигурок, носивших фанлинпао времен династии Тан, было обнаружено, что юаньлинпао имел три пуговицы на воротнике. [ 5 ] После периода династии Высокий Тан влияние Хуфу постепенно начало угасать, и одежда стала становиться все более свободной. [ 22 ]
Династия Сун
[ редактировать ]Во времена династии Сун официальной одеждой придворных чиновников Сун был юаньлинпао с длинными, свободными и широкими рукавами. [ 25 ] : 275 [ 26 ] : 3 Цвета юаньлинпао также регулировались в зависимости от рангов чиновников. [ 25 ] : 275 [ 26 ] : 3 Юаньлинпао имел большую перекрывающуюся область , удерживаемую широкой полосой ткани. [ 26 ] : 3 и длинная линия, разделявшая переднюю часть платья. [ 25 ] : 275 Платок (обычно футо ), кожаный ремень и юдай ( китайский : 魚袋 ; букв. «мешок для рыбы»), сапоги или туфли из черной кожи носили придворные чиновники в качестве аксессуаров. [ 25 ] : 275 [ 26 ] : 3
-
Служанки императрицы династии Сун в юаньлинпао
-
со свободными рукавами . Мужчина-буддист-донор Северной Сун в темном юаньлинпао
-
с очень большими рукавами. Император Тайцзун из Сун носит юаньлинпао
-
с очень большими рукавами . Император Дузонг династии Сун в юаньлинпао
Династии Ляо, Цзинь и Западная Ся
[ редактировать ]Династия Ляо
[ редактировать ]Мужчины- кидани в киданьском стиле носили юаньлинпао с поясом на талии и брюками, заправленными в валенки. [ 27 ] : 46 [ 28 ] в киданьском стиле Юаньлинпао отличался от тех, что носили ханьцы, по дизайну и конструкции: [ 29 ] в киданьском стиле Юаньлинпао имело разрезы как сзади, так и по бокам, причем боковые разрезы располагались в нижней части мантии. [ 30 ] Разрезы сзади облегчали езду на лошадях и защищали ноги от холода. [ 29 ] Некоторые из них не имели прорезей. [ 30 ] в киданьском стиле Юаньлинпао также имел узкие рукава. [ 28 ] был закрыт с левой стороны, [ 30 ] и был без украшений. [ 29 ]
-
с узкими рукавами Киданьские мужчины в юаньлинпао , династия Ляо
-
Кидань-охранник в юаньлинпао с узкими рукавами , династия Ляо.
-
Кидани носят юаньлинпао с узкими рукавами
Династия Цзинь
[ редактировать ]-
Мужчины в юаньлинпао , династия Чжурчжэнь Цзинь
Западная Ся
[ редактировать ]-
Мужчины в мантиях с круглым воротником, Западная Ся фреска
-
с узкими рукавами Мужчины Западной Ся носят юаньлинпао
Династия Юань
[ редактировать ]Династия Мин
[ редактировать ]После основания династии Мин император восстановил старую систему династий Тан и Сун. [ 11 ] Во времена династии Мин юаньлинпао и юаньлиншань также были наиболее распространенной формой одежды для всех полов, включая чиновников и дворян. Юаньлинпао юаньлиншань и/или ; обычно не носили отдельно жилет без рукавов, называемый даху , и внутреннюю одежду (тэли или чжишен ) под ним обычно носили .
Разница между юаньлинпао или юаньлиншань гражданских лиц, чиновников и дворян заключалась в добавлении бузи (либо квадрата мандарина , либо значка звания в виде кругов). [ 10 ] : 64 ) и используемые тканевые материалы. [ 11 ] [ примечание 3 ] Одежда династии Мин была преимущественно красного цвета. [ 11 ] хотя существовали строгие правила цвета в зависимости от рангов чиновников. [ 11 ] [ примечание 4 ] Во время императорских похорон офицеры династии Мин носили серо-голубые юаньлиншань без мандаринского квадрата, уцзяодай ( китайский : 烏角帶 ; пиньинь : уцзиодай ; букв. «Пояс из черного рога») и ушамао . Этот набор был известен как Цинсуфу ( китайский : 青素服 ).
династии Мин Юаньлинпао и Юаньлиншань обычно характеризовались «структурой поперечной плоскости», при которой спинка и передняя часть были ограничены средним швом рукавов. Передняя и задняя часть были симметричны, а левая и правая также в значительной степени симметричны; существует центральная линия, действующая как ось этой симметрии. [ 11 ] Имеет круглый воротник без воротника-стойки, застегивающегося на пуговицу; он перекрывается с передней стороны и закрывается с правой стороны в стиле юрэн , который следует традиционной системе ханьфу . [ 11 ] Также имеются боковые разрезы с правой и левой стороны. Рукава юаньлиншань в основном выполнены в стиле пипаксиу ( китайский : 琵琶袖 ; пиньинь : pípáxiù ; букв. « рукава пипа »), что означает, что рукава большие, но изогнуты, образуя узкую манжету рукава, чтобы облегчить движения и облегчить движения. более практично в повседневной жизни. [ 11 ] Мужские юаньлинпао и юаньлиншань также имеют боковые панели, называемые аньбай ( китайский : 暗擺 ; пиньинь : ànbώi ; букв. «скрытый маятник»), в боковых разрезах, чтобы скрыть нижнее белье. [ 11 ] Эти боковые панели также называются «боковыми ушками», которые являются уникальными для юаньлинпао династии Мин ; эта специфическая структура отражает сочетание ханьфу и одежды монголов , этнического меньшинства. [ 11 ] «Боковое ушко» также обеспечивает большую свободу движений и может сделать халат более свободным. [ 11 ]
-
дворянки Юаньлинпао , династия Мин
-
Раскопанный артефакт времен династии Мин
-
Судебный чиновник династии Мин
-
Император Мин носит мантию с круглым воротником, украшенную медальонами дракона. Эта форма одежды называется лонгпао (т. е. одежда дракона).
-
Халат с круглым воротником из гробницы императора Ваньли , династия Мин.
-
Юаньлиншань Артефакт
Династия Цин
[ редактировать ]Во времена династии Цин применяли правители Маньчжурии политику тифайфу вместе с 10 исключениями. Среди освобожденных были ханьские китаянки, которым было разрешено продолжать носить ханьфу в стиле Мин , и артисты театра. [ 31 ] [ 32 ] В то время как цичжуан носили в доминирующей сфере общества - ритуальных и официальных местах, ханьфу продолжали носить в подчиненной социальной сфере, например, в женских кварталах и театрах. [ 31 ]
-
Юаньлинпао (придворный халат), династия Цин, 19 век. [ 33 ]
-
Женский свадебный юаньлиншань , также известный как мангао , закрывается на пуговицы с правой стороны. Обычно его носили вместе с юбкой, известной как мангчу .
-
Детский Юаньлинпао , 19 лет. й век
-
одеяние Хун Сюцюаня Шелковое Дракона.
Свадебная одежда
[ редактировать ]Юаньлинпао чиновников и знати также служил формой свадебного наряда простолюдинов. Жених носит головной убор, известный как ушамао , и юаньлинпао чиновника 9-го ранга. Невеста носит головной убор, известный как фэнгуань , и красный юаньлинпао или юаньлиншань с сяапэй дворянки.
Влияние и производные
[ редактировать ]Корея
[ редактировать ]Даллён
[ редактировать ]В Корее юаньлинпао ханджа был введен во времена династии Тан и стал известен как даллён ( корейский : 단령 ; ; : 領 ; RR : данрён 團 Корейское произношение: [daɭjʌoŋ] ). [ 34 ] Во время правления королевы Чиндок из Силлы Ким Чунчу лично отправился в династию Тан, чтобы запросить одежду и пояса, и добровольно принял официальную систему униформы династии Тан, которая включала далён среди многих других предметов одежды. [ 35 ] С тех пор далён продолжали носить до конца эпохи Чосон . [ 34 ] В конце периода Корё , во время правления короля У , даллён был принят в качестве официального кванбока официальная система униформы династии Мин . , когда была импортирована [ 36 ]
Вонсам
[ редактировать ]Первоначальная форма вонсам, которую носили женщины с 15 по 16 века, была похожа на далён и включала использование воротника, похожего на воротник в стиле далён . [ 37 ]
Япония
[ редактировать ]В Японии формальный придворный наряд мужчин и женщин сложился к началу VIII века и основывался на придворном наряде династии Тан . [ 38 ] Мантия с круглым воротником, называемая хо в Сокутае ( 束帯 ) , которую носили японские императоры и дворяне. [ 39 ] был заимствован из Юаньлинпао . [ 40 ]
Согласно Мин письму правительства династии против Тоётоми Хидэёси , правительство Мин подарило ему набор чанфу ( китайский : 常衣罗 ), содержащий красный юаньлинпао с квадратом мандарина цилин ( китайский : 大红тканый золотой промежность на спине, круглый воротник с единорогом ). , темно-синий даху ( китайский : 青褡protect ) и зеленый тэли ( китайский : 青褡里 ).
Вьетнам
[ редактировать ]Юаньюань рубашка
[ редактировать ]Согласно книге «Ткачество королевства» Вьетнамского центра, герб ( китайский : халат с четырьмя длинными клапанами и круглым вырезом , [ 41 ] был импортирован во Вьетнам из Китая. [ 42 ] Однако эта мода постепенно исчезла из их повседневной жизни из-за реформы одежды, провозглашенной лордами Нгуен . [ 42 ]
-
Мужчины в рубашке Вьен Линь , картина из «Махасаттвы Трук Лама, выходящего из гор», 1363 год.
-
Аодай вьетнамцев в Данг Тронг , 1675 год.
-
Аозай в династии Ле
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Китайского дракона можно встретить с 3, 4 или 5 когтями. С древних времен до династии Сун китайских драконов обычно изображали с тремя когтями. Во времена династии Мин китайский дракон имел 5 когтей, а дракон с 4 когтями назывался манг (питон). Существует четкая разница между мантией Дракона и манфу . см. на странице Мангфу , Мантия дракона , Японский дракон . Более подробную информацию
- ^ Цзуорен означает, что одежда закрывается с левой стороны, а юрен означает, что одежда закрывается с правой стороны.
- ^ Во времена династии Мин чиновники были шелковыми или перевивочными. Однако обычные гражданские лица носили грубую одежду из хлопка и льна.
- ↑ Согласно правилам династии Мин, чиновники с 1 по 4 классы носили красное; с 5-го по 7-й были зеленые, а с 8-го по 9-й также были зеленые.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хуа, Мэй (2011). Китайская одежда (Обновленная ред.). Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-18689-6 . OCLC 781020660 .
- ^ Jump up to: а б с д Ван, Синьи; Кольбер, Франсуа; Легу, Рено (2020). «От нишевого интереса к модному тренду: одежда Ханфу как развивающаяся отрасль в Китае» . Международный журнал управления искусством . 23 (1) . Проверено 1 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ю Хе Ён (1992). Исследование общей одежды, представленное на фресках «Гроты Дуньхуана» (докторская диссертация). Высшая школа женского университета Ихва.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ван, Фанг (2018). «Исследование структуры и изготовления традиционных костюмов Края» (PDF) . Материалы 2-й Международной конференции по экономике и менеджменту, образованию, гуманитарным и социальным наукам (EMEHSS 2018) . Атлантис Пресс. стр. 584–588. дои : 10.2991/emehss-18.2018.118 . ISBN 978-94-6252-476-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Чжао, Циван (2020). «Западные культурные факторы в одеждах династий Вэй, Цзинь, Южной и Северной, а также династий Суй и Тан» (PDF) . 2020 3-я Международная конференция по искусству, лингвистике, литературе и гуманитарным наукам (ICALLH 2020) . Фрэнсис Академик Пресс, Великобритания: 141–147. doi : 10.25236/icallh.2020.025 (неактивен 31 января 2024 г.).
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с «Китайский традиционный костюм – Ланьшань для ученых – 2022» . www.newhanfu.com . 28.11.2020 . Проверено 18 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Гобинь Сюй; Яньхуэй Чен; Ляньхуа Сюй; и др., ред. (2018). Введение в китайскую культуру: история культуры, искусство, фестивали и ритуалы . Сингапур: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-981-10-8156-9 . OCLC 1030303372 .
- ^ «Путеводитель по типам Шань/Ао династии Мин для девочек - 2022» . www.newhanfu.com . 2021-07-02 . Проверено 13 июня 2022 г.
- ^ «Справочник по типам ханьфу и дресс-коду (династия Мин)» . www.newhanfu.com . 04.04.2021 . Проверено 13 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Майкл Диллон, изд. (1998). Китай: историко-культурный словарь . Ричмонд, Суррей: Керзон. ISBN 0-7007-0438-8 . OCLC 38866522 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Ян, Шуран; Юэ, Ли; Ван, Сяоган (01 августа 2021 г.). «Исследование структуры и виртуальной модели платья «сечжи» династии Мин» . Физический журнал: серия конференций . 1986 (1): 012116. Бибкод : 2021JPhCS1986a2116Y . дои : 10.1088/1742-6596/1986/1/012116 . ISSN 1742-6588 . S2CID 236985886 .
- ^ Дьен, Альберт Э. (2007). Цивилизация шести династий . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-07404-8 . OCLC 72868060 .
- ^ Ульбе Босма; Х. Кесслер; Лео Лукассен, ред. (2013). Режимы миграции и членства в глобальной и исторической перспективе: введение . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-25115-1 . OCLC 857803189 .
- ^ Jump up to: а б с Яценко, Сергей А. (2012). «Согдийский костюм в китайском и согдийском искусстве VI-VIII веков». Серика-Да Цинь, Исследования по археологии, филологии и истории китайско-западных отношений . Г. Малиновский, А. Парон, Б. Шмоньевский, Вроцлав (1-е изд.). Видавниктво ГАЙТ. стр. 101–114. ISBN 9788362584406 .
- ^ Холкомб, Чарльз (2018). История Восточной Азии: от истоков цивилизации до XXI века . Издательство Кембриджского университета. стр. 99–100. ISBN 978-1-107-11873-7 . OCLC 1117553352 .
- ^ Jump up to: а б с Цзан, Инчунь (2003). Чжунго чуань тун фу ши [ Китайские традиционные костюмы и украшения ]. 7-5085-0279-5 . OCLC 55895164 .
- ^ Jump up to: а б с Чен, Бу Юн (2013). Одежда для времени: мода в Китае при династии Тан (618-907) (Диссертация). Колумбийский университет. дои : 10.7916/d8kk9b6d .
- ^ Jump up to: а б Сюнь Чжоу; Чуньмин Гао (1987). 5000 лет китайским костюмам . Сан-Франциско, Калифорния: Китайские книги и периодические издания. ISBN 0-8351-1822-3 . OCLC 19814728 .
- ^ Ка Шинг, Чарльз Ко (1 января 2014 г.). «Развитие академической одежды в Китае» . Труды Бургонского общества . 14 (1). дои : 10.4148/2475-7799.1119 . ISSN 2475-7799 .
- ^ Jump up to: а б Ян, Шао-юнь (2017). Чен, БуЮнь (ред.). «Переодевание в Чанъане» . Китайское обозрение Интернэшнл . 24 (4): 255–266. ISSN 1069-5834 . JSTOR 26892132 .
- ^ Jump up to: а б Чжао, Циван (2019). «Происхождение частичных украшений в платьях династий Северная Ци и Тан». 2-я Международная конференция по культуре, языкам, литературе и искусству : 342–349.
- ^ Jump up to: а б «Женский костюм в эпоху Тан» . ru.chinacultural.org . п. 2. Архивировано из оригинала 9 июля 2021 г. Проверено 30 июня 2021 г.
- ^ «Женский костюм в эпоху Тан» . ru.chinacultural.org . п. 1. Архивировано из оригинала 9 июля 2021 г. Проверено 30 июня 2021 г.
- ^ Джеймс Сай Ватт, изд. (2004). Китай: рассвет золотого века, 200-750 гг . н.э. Нью-Йорк: Метрополитен-музей. п. 311. ИСБН 1-58839-126-4 . OCLC 55846475 .
- ^ Jump up to: а б с д Чжан, Цичжи (2015). Знакомство с историей и культурой Китая . Гейдельберг: Спрингер. ISBN 978-3-662-46482-3 . OCLC 907676443 .
- ^ Jump up to: а б с д Чжу, Жуйсинь; Бангвэй Чжан; Фушэн Лю; Чонгбанг Цай; Цзэнъюй Ван (2016). Социальная история Китая среднего периода: династии Сун, Ляо, Западная Ся и Цзинь (Обновленное издание). Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-16786-5 . OCLC 953576345 .
- ^ Тэкетт, Николас (2017). Истоки китайской нации: Китай Сун и формирование восточноазиатского мирового порядка . Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-19677-3 . OCLC 991722388 .
- ^ Jump up to: а б Ли, Лайюй (2017). «Одежда киданей в династии Ляо — серия одежды Юньсян» [Одежда киданей в династии Ляо — серия одежды Юньсян] www.kaogu.cn Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Народное правительство Байрин Цзоци (2020). «Киданьские одежды и костюмы музыкальных и танцевальных деятелей династии Ляо - История и культура - Сайт Народного правительства Балинь Цзоци» [Киданьские одежды и костюмы музыкальных и танцевальных деятелей династии Ляо www ]. .blzq.gov .cn Архивировано из оригинала 19 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Ли, Ян (2013). «Киданьские халаты и чжурчжэньские халаты» [Киданьские халаты и чжурчжэньские халаты]. Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Ван, Гоцзюнь (2019). «Отсутствующее присутствие: костюмы и идентичность в драме Цин «Воссоединение десяти тысяч ли»» . Гарвардский журнал азиатских исследований . 79 (1): 97–130. дои : 10.1353/jas.2019.0005 . ISSN 1944-6454 . S2CID 228163567 .
- ^ Су, Вэньхао (2019). «Исследование наследия и культурного творчества маньчжурской культуры ципао» . Материалы 3-й Международной конференции «Искусствоведение: наука, опыт, образование» (ICASSEE 2019) . Достижения в области социальных наук, образования и гуманитарных исследований. Том. 368. Атлантис Пресс. стр. 208–211. doi : 10.2991/icassee-19.2019.41 . ISBN 978-94-6252-837-6 . S2CID 213865603 .
- ^ "Придворный халат - 19 век" . www.metmuseum.org . Архивировано из оригинала 23 декабря 2021 г. Проверено 23 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Кёнхи Пюн; Аида Юэнь Вонг, ред. (2018). Мода, идентичность и власть в современной Азии . Чам, Швейцария: Springer. п. 116. ИСБН 978-3-319-97199-5 . OCLC 1059514121 . Альтернативный URL
- ^ Джу-Ри, Ю; Чон-Ми, Ким (2006). «Исследование взаимообмена культурой костюмов в результате политических факторов» . Журнал Корейского общества одежды и текстиля . 30 (3): 458–469. ISSN 1225-1151 .
- ^ Чхве, Ынсу. «Даллён (團領)» . Энциклопедия корейской народной культуры . Проверено 15 июня 2022 г.
- ^ Лим, Хёнджу; Чо, Хёсук (2013). «Исследование периодических характеристик Вонсама в династии Чосон» . Журнал Корейского общества костюмов . 63 (2): 29–44. дои : 10.7233/jksc.2013.63.2.029 . ISSN 1229-6880 . S2CID 191358407 .
- ^ Ярвуд, Дорин (2011). Иллюстрированная энциклопедия мирового костюма . Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications, Inc., с. 248. ИСБН 978-0-486-43380-6 . OCLC 678535823 .
- ^ Харуо Ширане, изд. (2012). Традиционная японская литература: антология, начиная с 1600 г. (сокращенное издание). Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 84. ИСБН 978-0-231-50453-9 . OCLC 823377029 .
- ^ «Платье – Япония» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 23 апреля 2022 г. Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ «Вьетнамская женщина возрождает древнюю одежду страны» . Новости Туой Тре . 08.10.2019. Архивировано из оригинала 08.10.2019 . Проверено 30 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Нгуен, Ханна (14 июня 2020 г.). «Ткачество королевства: двуязычная книга знакомит с костюмами Вьетнама 15 века» . Вьетнам Таймс . Архивировано из оригинала 18 июля 2020 г. Проверено 1 июля 2021 г.