Юнцзянь
Юнцзянь | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | плечо облака | ||
Упрощенный китайский | плечо облака | ||
Буквальный смысл | Облачное плечо | ||
| |||
Английское имя | |||
Английский | Ошейник «Облако» / Ошейник «Феникс» |
Юньцзянь ( упрощенный китайский : 云肩 ; традиционный китайский : 雲肩 ; пиньинь : Yúnjiān ; букв. «Облачное плечо»), также известный как «Облачный воротник » на английском языке. [ 1 ] : 51 [ 2 ] и иногда его называют чар-каб , [ 3 ] : 47 - это китайский термин, который может обозначать четырехлопастный мотив (реже восьмидольный мотив), [ 4 ] или к традиционному китайскому аксессуару одежды в Ханьфу , традиционной одежде ханьцев облачными , которая обычно имеет форму съемного воротника с узорами. [ 5 ] [ 6 ] и носится в области плеч, [ 7 ] [ 4 ] похож на шаль . В качестве аксессуара к одежде юньцзянь также обычно имеет четырехлопастную форму, хотя многолопастная конструкция также существовала на протяжении всей истории. [ 8 ] Юньцзянь также можно наносить непосредственно на одежду, где он будет падать вокруг воротника халата на грудь и область плеч. [ 1 ] : 51 или как аппликация на одежде . [ 7 ] В Китае юньцзянь используется как в церемониальных, так и в практических целях при использовании в одежде. [ 7 ] Как предмет одежды юньцзянь был важным элементом одежды китайских женщин, особенно во времена династий Мин и Цин ; [ 9 ] его использование распространилось по всему Китаю, где оно стало ассоциироваться со . свадебной одеждой ханьцев [ 7 ] В провинции Хэнань невесты носили юньцзянь, украшенную свисающими лентами и колокольчиками. [ 7 ] Он также имел практическое применение, предотвращая загрязнение и замасливание одежды, закрывая одежду и пятна. [ 7 ] Юнцзян перанаканской используется на свадьбе ; [ 10 ] [ 11 ] Многослойный юньцзянь, который носят невесты китайского (и китайского происхождения) в день свадьбы, иногда называют «воротником феникса» . [ 12 ] Юньцзянь . также начали носить некитайцы, татары северного Китая и Маньчжурии в период позднего средневековья [ 4 ]
Мотив юньцзянь также использовался в китайской керамике на горлышках ваз и кувшинов; [ 4 ] главным образом в керамике периода династий Юань , Мин и Цин . [ 5 ] Его использовали для украшения синего и белого фарфора . [ 6 ]
Терминология
[ редактировать ]Облачный воротник назван в честь формы лепестков воротника. [ 13 ] которое в горизонтальном положении выглядит как «четверное облако». [ 14 ]
Культурное значение и символика
[ редактировать ]Китайская космология
[ редактировать ]Мотив Юньцзянь первоначально использовался как космический символ в Китае . [ 4 ]
В китайской одежде
[ редактировать ]При использовании на китайской одежде форма облака является символом изобилия, а отверстие на шее является символом «Небесных врат» (то есть входа в рай). [ 13 ] Доли, которые направлены в четырех направлениях (обычно), представляют Вселенную. [ 13 ]
Во времена династии Сун человеческое тело воспринималось как «осевая колонна Вселенной» и считалось продолжением земли до неба, начиная с периода после династии Хань , а одежда считалась «окутывающим куполом Вселенной». «что такое небо. [ 4 ] Отверстие вокруг шеи небесно-подобного одеяния может быть воспринято как символ «Небесных врат», через которые, как полагают, колонна оси (т. е. человеческое тело) проникает через «Небесные врата». [ 4 ]
В династии Цин эта космологическая концепция сохранялась, и ее можно было увидеть в усеянной облаками верхней части одежды, особенно на одеждах драконов . [ 4 ] На драконьих одеждах юньцзянь олицетворял небо, опирающееся на мир; мир был представлен мотивами гор и морей, украшавшими основу драконьего одеяния. [ 4 ]
В последние столетия мотив юньцзянь воспринимался в основном как чисто декоративный мотив. [ 4 ] В конце династий Мин и Цин космология была в значительной степени забыта, поскольку люди стали более материалистичными, и к тому времени мотив Юньцзянь стал в основном орнаментальным узором. [ 4 ] Когда доли Юньцзяня больше не воспринимались как представляющие 4 направления, количество долей начало меняться. [ 4 ] Число долей иногда составляло 3, 5, 6, 8 вместо традиционного использования четырех долей. [ 4 ]
Происхождение
[ редактировать ]Истоки юньцзянь , по-видимому, произошли от нескольких источников. [ 1 ] : 69 Существует также несколько гипотез об их происхождении. [ 6 ]
По мнению Шайлер Камманн , истоки юньцзяньского мотива происходят от космологических украшений, которыми украшалась задняя часть зеркал династии Хань . [ 1 ] : 69 Самые ранние формы мотива юньцзянь появились на китайских бронзовых зеркалах, найденных в конце династии Чжоу (ок. IV и III веков до н.э.). [ 4 ] Однако династии Чжоу мотив Юньцзянь не получил полного развития; только во времена династии Восточная Хань (около 1 века нашей эры) мотив юньцзянь получил полное развитие. [ 4 ]
Мотив Юньцзянь , возможно, также произошел от узора чашечки хурмы , который, возможно, назывался узором фэнхуа , цветочным узором с 4 лепестками, каждый из которых показывает разное направление), который использовался в лаковых и бронзовых изделиях династии Хань. [ 6 ] Узор чашечки хурмы возник в период Воюющих царств и преобладал во времена династии Хань. [ 6 ] Мотив Юньцзянь , по-видимому, позже был адаптирован для создания настоящего воротника одежды. [ 4 ]
Воротник для одежды
[ редактировать ]Династии Суй и Тан
[ редактировать ]Юньцзянь из перьевого как форма воротника одежды возникла во времена династии Суй пальто. [ 5 ] Однако другие источники указывают, что впервые он появился во времена династии Тан. [ 15 ] и был элементом китайской придворной одежды со времен династии Тан. [ 16 ] Во времена династии Тан узор четырехлепесткового листа, который использовался в мотиве Юньцзянь, изменился в деталях и стал крестообразным цветком и, таким образом, превратился в обычный узор, который украшал ткани. [ 6 ]
Династии Сун и Цзинь
[ редактировать ]Юньцзянь , по-видимому, уже был известен в Китае еще во времена династии Сун , и с тех пор они широко использовали узоры в своих одеждах. [ 17 ] До династии Сун дизайн юньцзяня представлял собой сочетание мотива чашечки хурмы и облаков жуйи (благоприятных облаков); это также использовалось в архитектуре династии Сун. [ 6 ] Узоры Жуйи облаков можно найти еще в бронзовых изделиях династий Шан и Чжоу, а во времена династии Хань они стали популярными. [ 6 ]
Юньцзянь . также возник во времена династии Цзинь , где засвидетельствовано, что он впервые использовался на одеждах в литературе [ 1 ] : 52, 69 [ 6 ] Первое графическое свидетельство использования узора юньцзянь на одеждах относится к династии Цзинь на картине « Леди Вэньцзи возвращается в Хань» , а термин « юньцзянь » (雲肩) также был первым документом в Цзиньши в описании императорской династии Цзинь. одеваться. [ 1 ] : 79 По словам Цзиньши : «Титулованные и королевские дамы, а также императорские родственники… предоставлены императорские повозки и повязки для повозки с солнцем и луной, украшенными слева и справа от плеч облаков, узором дракона желтого цвета, седлом с пятью отверстиями необходимо заменить» . [ 6 ] Императорское платье также описывается как желтое императорское одеяние, украшенное мотивами дракона, которое носят с юньцзянем, украшенным солнцем и луной. [ 4 ]
Монгольский период и династия Юань
[ редактировать ]Еще до завоевания Сун монголы династии уже переняли ношение юньцзяньских мотивов. [ 4 ] Однако, согласно « Истории Юаня» , система одежды Юаня возникла во времена династии Цзинь ; « Когда была основана династия Юань, украшения одежды и повозок следовали старым обычаям. Хубилай-хан перенес обычаи от династий Цзинь и Сун к династиям Хань и Тан ». [ 6 ]
Мотив Юньцзянь был популярен во времена династии Юань и стал фирменным мотивом как мужской, так и женской одежды, а также его можно было встретить как на керамических, так и на металлических изделиях. [ 1 ] : 52, 79 На картине династии Юань « Охота Хубилай-хана » императрица Чаби изображена в белой мантии, украшенной мотивом облачного воротника на груди и плечах. [ 1 ] : 88 Некоторые из присутствующих также были одеты в монгольские одежды с мотивами Юньцзянь . [ 1 ] : 51 династии Юань Узор Юньцзянь состоял из четырех лепестков крестообразной формы и располагался вокруг воротника халата, закрывающего области груди и плеч. [ 1 ] : 52 династии Юань Мотив юньцзянь представлял собой сочетание жуйи - облака , мотива чашечки хурмы и бо, которое использовалось для защиты шеи северных кочевников от ветров и песка; это также превратилось в узор юньцзянь, который использовался для украшения плечевой области одежды и стал широко использоваться в одежде знати. [ 6 ] В период Средневековья мотив Юньцзянь , по-видимому, произошел от восьмилепесткового лотоса и буддийской мандалы. [ 1 ] : 69 Юньцзянь больше не появлялся на официальных одеждах после падения династии Юань в самом Китае . [ 4 ]
-
Служитель-мужчина в красном монгольском халате, украшенном мотивами юаньцзянь; Династия Юань.
-
Императрица Чаби в монгольском халате с облачным воротником, династия Юань.
-
Монгольский всадник с «облачным воротником», Дом Ахмада и Ибрагима, Кубачи на Кавказе, вторая половина XIV века н.э.
-
Армянский принц Эаччи Прошян на реликварии около 1300 года. Он одет в платье в монгольском стиле (воротник-облачко). [ 18 ]
Династия Мин
[ редактировать ]Во времена династии Мин воротник одежды Юньцзянь , по-видимому, был популярен как в Китае, так и в Монголии. [ 17 ] Двор Мин однажды послал юньцзянь с изображением тигра и цветка, отделанного золотой парчой, монгольскому вождю. [ 17 ] Воротник-облако с четырьмя лепестками продолжал использоваться вокруг воротников церемониального одеяния династии Мин. [ 4 ]
Династия Цин
[ редактировать ]Юньцзянь сохранился до периода династии Цин и использовался в китайской женской одежде. [ 4 ] Он стал очень популярным, и его можно было найти во многих формах и стилях. [ 9 ]
В 17 и 18 веках нашей эры юньцзянь была одной из самых распространенных ханьских женских женских мод в Китае, наряду с ручюнь , таоцзы (绦子; т.е. лента вокруг руки), бейцзы и бицзя . [ 19 ] Юньцзянь . иногда можно было использовать в качестве съемного воротника или вплетать в женский халат [ 4 ] Однако чаще юньцзянь встречалась на женском халате в качестве аппликации . [ 4 ] Практическое использование и церемониальные ассоциации юньцзяня , возможно, способствовали использованию юньцзянь аппликаций на ао или шань (т.е. типе китайских курток) в 19 веке. [ 7 ]
-
Ошейник-облако времен династии Цин.
-
Ошейник-облако времен династии Цин.
-
Ошейник-облако времен династии Цин.
-
Ошейник-облако времен династии Цин.
-
Ошейник-облако времен династии Цин.
-
Женщина в облачном воротнике на картине, d. 1700–1825.
-
Женское полупальто (Китай) с аппликацией на воротнике-облаке, начало XIX века (вид спереди).
-
Женское полупальто (Китай) с аппликацией на воротнике-облаке, начало XIX века (вид сзади).
-
Многослойный облачный воротник (вид в разрезе).
-
Юньцзянь в 19 веке
В Цин юньцзянь стал незаменимым предметом женской свадебной одежды. [ 9 ] а к 19 веку он стал важным центральным элементом праздничной одежды ханьских женщин. [ 7 ] Юньцзянь , которую ханьцы носили в качестве церемониальной одежды и на свадьбу, представляла собой съемный воротник, который носили поверх манг ао (т. е. куртки дракона) и сяпэй династии Цин (разновидность палантина). [ 8 ]
Китайская Республика
[ редактировать ]Юньцзянь продолжали появляться в китайских одеждах во времена Китайской Республики .
-
Длинный китайский халат с узором в виде облаков на воротнике.
21 век
[ редактировать ]В 21 веке современный юньцзянь стал использоваться для украшения современного ханьфу ; однако постепенно он утратил свое первоначальное культурное значение. [ 20 ]
Китайские оперные костюмы
[ редактировать ]Юньцзянь китайских также носили в женских оперных костюмах. [ 21 ] : 335
-
Картина с изображением грима персонажей пекинской оперы династии Цин.
-
Картина с изображением грима персонажей пекинской оперы династии Цин.
-
宮衣-Театральный халат для роли принцессы с мотивом воротника-облака.
-
Театральный халат с облачным воротником.
Китайская керамика
[ редактировать ]Использование мотива облачного воротника на керамических изделиях чаще встречается на керамике династии Мин , хотя этот керамический дизайн мог быть разработан уже во времена династии Юань . [ 4 ] Мотив облачного воротника, используемый на горлышках китайских кувшинов и ваз, мог быть заимствован из облачного воротника (предмета одежды) или мог быть разработан независимо от настоящего воротника, поскольку сами кувшины и вазы воспринимались как миниатюрная версия вселенной. . [ 4 ] В керамике мотив юньцзянь мог появиться и в виде каймы жуйи -головы, которая произошла от головки линчжи — священного гриба . для китайского народа [ 22 ]
Влияния и производные
[ редактировать ]Одежда
[ редактировать ]Исламская культурная сфера
[ редактировать ]Во время монгольского вторжения в Евразию монголы привнесли в сферу исламской культуры новые художественные концепции. [ 23 ] включая Персию и в Средней Азии . [ 4 ] Он продолжал появляться в искусстве периодов Тимуридов (1370–1507) и Сефевидов (1501–1736). [ 4 ]
В рукописных росписях Ильханства ( 1256–1335) юньцзянь , которые были одним из характерных модных аксессуаров монголов. изображены [ 23 ]
В «Бабур-наме » облачный воротник упоминается как чар-каб, который представлял собой либо одежду, либо шаль, которую вручали ее владельцу в качестве знака ранга. [ 3 ] : 47 Чар-каб с четырьмя лопастями, вытканный или вышитый золотой нитью , часто рассматривался как мотив одежды в росписях Тимуридов и ассоциировался с тюркскими правителями Средней Азии. [ 3 ] : 47 Суд Тимуридов отправил предметы китайскому двору, которые были приняты в качестве дани. [ 24 ] : 340 Китайцы также прислали юньцзянь из золотой парчи с изображением тигра, а также царские одежды и одежды Шаруху . [ 24 ] : 340
Рисунки облачных воротников также производились в западном Иране во второй половине 1400-х годов под покровительством туркмен ; Традиционный рисунок был разработан посредством взаимодействия с китайскими моделями. [ 24 ] : 298
-
Юньцзянский мотив на одеждах работы Рашида Аль-Дина.
-
Толуй Хан в мантии с полурукавами с мотивом Юньцзянь.
-
Аргун и Тегудер, Ильханат
-
Коронация Огодея , 1229 г.
Несторианское искусство
[ редактировать ]Некоторые несторианские произведения искусства изображают облачный воротник; например, несторианское надгробие, обнаруженное на месте святилища Ся (район, который когда-то был заповедником для мусульманских и христианских захоронений), изображает ангела, одетого в монгольском стиле и носящего юньцзянь . [ 25 ]
Япония
[ редактировать ]Китайский облачный воротник был также представлен в искусстве Японии , где он изображен на изображении бодхисаттвы Манджушри. [ 4 ]
Юго-Восточная Азия
[ редактировать ]В Юго-Восточной Азии китайский юньцзянь, по-видимому, напрямую повлиял на зубчатые воротники , которые являются одной из наиболее ярких особенностей аристократической церемониальной одежды Юго-Восточной Азии и, в частности, одежды придворных танцоров. [ 16 ] Эти облачные воротники из Юго-Восточной Азии, которые также носят вокруг груди и в области воротника, украшены золотом и серебром, вышивкой и клеем из сусального золота; они часто стилизованы под индийские формы украшений, а золотые и серебряные украшения на воротниках (особенно встречающиеся на Малайском полуострове , Суматре и Яве ) являются результатом китайского влияния и китайского мастерства . [ 16 ]
В Таиланде тайская королевская и театральная одежда также включала в себя орнамент в форме облачного воротника, форма которого доходила до плеч. [ 16 ]
В Бирме бирманские чиновники носили придворную одежду с многоярусным и остроконечным воротником-облачкой . [ 16 ]
Индонезийский Малайском lengkung léhér (т.е. церемониальный воротник), который носили невесты Палембанга и придворные танцовщицы, и аналогичные облачные воротники, которые носили на полуострове, по-видимому, являются отражением исторического присутствия китайских невест при малайском дворе. [ 16 ]
Перанаканские китайские невесты носят облачные воротники. [ 11 ] который иногда называют «ошейником феникса». [ 26 ] как часть их свадебного наряда. [ 10 ] [ 27 ] [ 28 ] Ошейник феникса многослойный, перекрывающиеся слои подвижны и представляют собой перья феникса. [ 27 ] [ 11 ] Перанаканцы . являются потомками китайских торговцев конца 15 и 16 веков нашей эры, которые принесли свою культуру в Юго-Восточную Азию, включая китайские традиции и одежду [ 27 ] Феникс является символом императрицы и благоприятным символом для перанаканской общины. [ 11 ] Следуя малайской традиции, в день свадьбы с парами могли обращаться как с членами королевской семьи. [ 11 ]
Китайский юньцзянь также носили китайские иммигранты на Яве в 1900-х годах. [ 16 ]
Керамика
[ редактировать ]Некоторые мексиканские художники позаимствовали мотив облачного воротника, который часто использовался на китайских вазах, и адаптировали его в своих собственных керамических работах. [ 29 ] [ 30 ] Это можно увидеть на мексиканской вазе конца 17-18 веков, где мексиканский художник расширил мотив облачного воротника до тех пор, пока он почти не покрыл всю поверхность вазы. [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]- Мода в династии Юань
- Ханьфу
- Аксессуары ханьфу
- Китайская одежда
- Список китайских символов, рисунков и художественных мотивов
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Ши, Эйрен Л. (2020). Монгольская придворная одежда, формирование идентичности и глобальный обмен . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-429-34065-9 . OCLC 1139920835 .
- ^ Кадой, Юка (2009). Исламский шинуазри: искусство монгольского Ирана . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. п. 32. ISBN 978-0-7486-3583-2 . OCLC 608497183 .
- ^ Jump up to: а б с д Хартмут Вальравенс; Барбара Келлнер-Хейнкеле; Оливер Корфф, ред. (2018). Государственность в Алтайском мире . 59-е ежегодное заседание Постоянной Международной Альтаистической Конференции (PIAC), Ардахан, Турция, 26 июня – 1 июля 2016 г. Нордерштедт. ISBN 978-3-7528-0263-4 . OCLC 1048453773 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб Камманн, Шайлер (1951). «Символика мотива облачного воротника» . Художественный вестник . 33 (1): 1–9. дои : 10.2307/3047324 . JSTOR 3047324 .
- ^ Jump up to: а б с Ян, Шаорун (2004). Традиционная китайская одежда: костюмы, украшения и культура (1-е изд.). Сан-Франциско: Long River Press. п. 41. ИСБН 1-59265-019-8 . OCLC 52775158 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Лю, Кэ Ян (18 сентября 2013 г.). «Анализ узора облачных плеч на тканях династии Юань» . Передовые исследования материалов . 821–822: 823–828. doi : 10.4028/www.scientific.net/AMR.821-822.823 . ISSN 1662-8985 . S2CID 135673789 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Зильберштейн, Рэйчел (2020). Модный век: текстильное искусство и торговля в конце Цин . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. стр. 33–35. ISBN 978-0-295-74719-4 . OCLC 1121420666 .
- ^ Jump up to: а б Гаррет, Валери (2012). Китайское платье: от династии Цин до наших дней . Нью-Йорк: Паб Tuttle. ISBN 978-1-4629-0694-9 . OCLC 794664023 .
- ^ Jump up to: а б с Ли, Вэнь-Цзяо; Тао, Хуэй (2017). «Связь между узором облаков и женщиной во времена династий Мин и Цин» . Материалы 3-й ежегодной международной конференции по социальным наукам и развитию современного человечества . Достижения в области социальных наук, образования и гуманитарных исследований. Том. 90. Атлантис Пресс. стр. 90–94. дои : 10.2991/sschd-17.2017.18 . ISBN 978-94-6252-401-9 .
- ^ Jump up to: а б «Свадьба, достойная императрицы» . «Стрейтс Таймс» . 16 марта 2019 г. Проверено 17 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Облачный ошейник» . www.roots.gov.sg . Проверено 17 мая 2021 г.
- ^ «Воротник-Феникс китайской невесты» . emuseum.aberdeencity.gov.uk . Проверено 17 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Коллекция – Музей текстиля Канады» . Проверено 16 мая 2021 г.
- ^ Шаньмин Гуань (2003). Чжунго се чжэнь хуа (Первое издание: Му вэнь тан мэй шу чу бан она ты сянь гун си ISBN ). 988-97206-2-0 . OCLC 56424659 .
- ^ Хуа, Мэй (2011). Китайская одежда (Обновленная ред.). Кембридж, Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. п. 50. ISBN 978-0-521-18689-6 . OCLC 781020660 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Максвелл, Робин Дж. (2003). Текстиль Юго-Восточной Азии: традиции, торговля и трансформация (Перед. ред.). Гонконг: Периплюс. стр. 253–256. ISBN 978-1-4629-0698-7 . OCLC 815509769 .
- ^ Jump up to: а б с То, Сугимура (1986). Встреча Персии с Китаем: исследование культурных контактов на основе персидских изобразительных материалов пятнадцатого века . Том. 18–19. Национальный музей этнологии. п. 87.
- ^ Армения: искусство, религия и торговля в средние века - MetPublications - Метрополитен-музей . Метрополитен-музей. 2018. С. 106–107.
По обычаю того времени, в центре нижней части рамы выгравировано изображение комиссара Эажди Прошиана. Его руки подняты в древнехристианской молитвенной позе, а одежда напоминает монгольское королевское платье.
- ^ Ван, Анита Сяомин (2018). «Идеализированная жизнь женщин: образы красоты в китайских лубках династии Цин» . Азиатское искусство . 73 : 61–80. дои : 10.3406/arasi.2018.1993 . ISSN 0004-3958 . JSTOR 26585538 .
- ^ «Классическое китайское ханьфу: наплечные аксессуары — Юньцзянь» . www.newhanfu.com . 2019 . Проверено 16 мая 2021 г.
- ^ Бондс, Александра Б. (2019). Костюмы пекинской оперы: визуальная коммуникация характера и культуры . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-138-06942-8 . OCLC 1019842143 .
- ^ Уэлч, Патрисия Бьяаланд (2012). Китайское искусство: Путеводитель по мотивам и визуальным образам . Бостон, США: Издательство Tuttle. ISBN 978-1-4629-0689-5 . ОСЛК 893707208 .
- ^ Jump up to: а б Финбарр Бэрри Флад; Гюльру Неджипоглу, ред. (2017). Спутник исламского искусства и архитектуры . Хобокен: Джон Уайли и сыновья. п. 637. ИСБН 978-1-119-06857-0 . OCLC 963439648 .
- ^ Jump up to: а б с Роксбург, Дэвид Дж. (2005). Персидский альбом, 1400-1600: от разгона к коллекции . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-10325-5 . OCLC 56517836 .
- ^ Ватт, Джеймс Сай, изд. (2010). Мир Хубилай-хана: Китайское искусство в эпоху Юань . Метрополитен-музей. стр. 174–. ISBN 978-1-58839-402-6 . OCLC 696014331 .
- ^ Китайская община Баба в Малакке, Малайзия. «Ошейник-облако или феникс для невесты» . Национальная галерея Австралии . Проверено 19 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с "Бусы Манек-Манек | Хелена Танг-Лим Воротник Феникс - УКРАШЕНИЯ - Галерея" . www.manek-manek.com . Проверено 17 мая 2021 г.
- ^ «Го Пей: китайское искусство и мода» . www.roots.gov.sg . Проверено 17 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Мексика: великолепие тридцати веков . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. 1990. с. 471. ИСБН 0-87099-595-2 . OCLC 21593549 .
- ^ Куваяма, Джордж (1997). Китайская керамика в колониальной Мексике . Музей искусств округа Лос-Анджелес. Лос-Анджелес: Художественный музей округа Лос-Анджелес. п. 84. ИСБН 0-87587-179-8 . OCLC 37259299 .