Jump to content

Гуань (головной убор)

Гуань
китайский корона
Буквальный смысл Шляпа/кепка/корона
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu PinyinGuān

Гуань ( китайский : ; пиньинь : guān ), что буквально переводится как шляпа , кепка или корона на английском языке, [1] — общий термин, обозначающий тип головного убора в ханьфу , который покрывает небольшую часть верхней части головы, а не всю голову. [2] : 16  Гуань обычно представлял собой формальный головной убор, который носили вместе с соответствующим придворным нарядом. [3] Существовали законы о роскоши , которые регулировали ношение гуаня ; однако эти законы не были закреплены; и, таким образом, они различались от династии к династии. [4] Существовали различные формы и виды гуаней . [2] : 16 

Культурное значение и символика

[ редактировать ]

В древнем Китае существовали различные формы головных уборов, в том числе гуань ( китайский : ; пиньинь : гуань ; букв. «корона/шляпа/кепка»), мао ( китайский : ; букв. «шляпа/кепка»), цзинь. ( китайский : ; букв. «косынка»), ze ( китайский : ; букв. «тюрбан») и миан ( китайский : ; букв. «корона»). [5] : 6 

Кодекс ношения гуань является важнейшим аспектом системы Ханьфу . [4] По словам философа Ван Чуна из Лунхэна ;

«Одежда подпадает под товар. Если она занимает более высокое место из-за того, что находится на теле, то ничто, надетое на тело, не является более важным, чем [гуань]»). [6]

В древнем Китае ханьские китайцы должны были пройти церемонию наложения шапок под названием Гуань Ли в качестве церемонии совершеннолетия , когда уважаемый старейшина надевал им на голову гуань. [7] [4] Гуань Ли зародился дворянами династии Чжоу и со временем распространился на мирное население. [7] Гуань Ли в конечном итоге был насильственно положен во времена династии Цин . [7]

При ношении вместе с фу ( китайский : ; пиньинь : фу ; букв. «одежда») гуань может образовывать комплект одежды, называемый гуаньфу ( китайский : 冠服 ; пиньинь : гуанфу ; букв. «шляпа и одежда»); этот комплект одежды можно было использовать как индикатор социального статуса, возраста, профессии и образования его владельца. [7]

Поскольку иероглиф гуань ( китайский : ; пиньинь : гуань ; букв. «корона/шляпа/кепка») является омонимом, другой китайский иероглиф произносится как гуань ( китайский : ; пиньинь : гуань ; букв. «официальный»), что буквально означает «официальный». ; гуань (冠 ) стал символом чиновников. [8] : 167 

В ранней истории гуань регулировали законы о роскоши ношение гуань в зависимости от социального статуса; Таким образом, бедным людям с низким социальным статусом было запрещено носить гуань . [4] Однако эти законы менялись от династии к династии. [4]

династии Чжоу

[ редактировать ]
Ранняя форма гуань на декоративной статуэтке бронзовой колесницы Западной Чжоу.

Как записано в «Обрядах Чжоу» и «Книге обрядов» , одежда стала одним из принципов обрядов и церемоний, поэтому гуань стал основополагающим элементом этикета и ритуалов. [9] Во времена династии Чжоу основными видами гуаня были миангуань и бянгуань (弁冠). [10] : 98–99  Миангуань был высшим рангом гуань, и его могли носить только правители, феодалы и знать во время жертвенных церемоний, таких как церемония поклонения Небу и церемония поклонения предкам, а также во время церемонии награждения. [10] : 98–99  Миангуань следовал строгим правилам , основанным на социальной иерархии, при этом количество кистей из бус указывало на ранг ее владельца; например, Император носил двенадцать кисточек из бус, в то время как чиновники низшего ранга носили только две кисточки из бус. [10] : 99  Бянгуань : был вторым по величине гуанем после миангуаня и делился на два типа квебиан и пибиан . [10] : 99  Квебиан был красного и черного цвета. [10] : 99  Пибиан был украшен 12 полосками белой оленьей шкуры, имел арочный верх, широкие края и был украшен множеством разноцветных нефритов по швам. [10] : 99 

Период Воюющих царств

[ редактировать ]
Картина по шелку Восточной Чжоу с изображением человека в шэньи и гуане .

В Воюющих царств период король Чжао Улин принял политику хуфуцише , и хуфу в стиле был принят гуань , который похож на коническую шляпу скифов . [11] короля Улина хуфу в стиле Гуань был менее заостренным, чем настоящая скифская шляпа, и он украсил свою шляпу куньим хвостом, чтобы обозначить свой благородный статус. [11] Позже король Цинь подарил хуфу короля Улина в стиле своему слуге гуань в качестве оскорбления короля Улина после того, как последний разрушил режим государства Чжао. [11] Король Чжао Хуэйвэнь позже носил тот же хуфу, в стиле гуань что и его отец, король Улин; и поэтому этот тип гуаня был назван чжаохуэйвэньгуань ( китайский : 趙惠文冠 ; пиньинь : zhàohuìwénguān ; букв. «Корона короля Хуэйвэня из Чжао»). [11] Много лет спустя чжаохуэйвэньгуань превратился в военную фуражку под названием угуань ( китайский : 武冠 ; пиньинь : угуань ; букв. «Военная фуражка»). [примечание 1] [11]

Угуань , украшенный фазаньими перьями, стал известен как Хэгуань ( китайский : 鶡冠 ; пиньинь : héguān ; букв. « Шляпа длиннохвостого фазана ») при династии Хань ; [12] Хэгуань . впервые носили в штате Чжао, чтобы отличить офицеров в период Воюющих царств [13] : 293  Хэгуань , возможно, произошел от хуфу в стиле гуаня , принятого королем Улином в рамках политики хуфуцише . [12] Снежный фазан ( китайский : ; пиньинь : хэ ) был символом воинской доблести и мужества из-за его ассоциации со снежным фазаном, который будет сражаться со своим противником до самой смерти. [13] : 293 

Династия Цинь

[ редактировать ]

Во времена династии Цинь хэгуань ; продолжали носить, чтобы отличить офицеров к тому времени использование хэгуаня распространилось по всей империи. [13] : 293 

династия Хань

[ редактировать ]
Цзиньсяньгуань , династия Хань
У Гуань , династия Хань

Во времена династии Хань только людям знатного происхождения разрешалось носить гуань . [2] : 16  В этот период существовало много форм гуаней , таких как тунтяньгуань, который носил император, юаньюгуань, который носили герцоги и принцы; цзиньсяньгуань, который носили гражданские чиновники, и угуань (武冠), который носили военные. [2] : 16  Хэгуань . был украшен двумя фазаньими перьями с обеих сторон, и его носили специализированные военные представители династии Хань [12]

Династия Суй

[ редактировать ]

Император Вэньди Суй установил новую систему одежды, основываясь на системе династий Цао Вэй , Западный Цзинь и Северная Ци ; однако система династии Суй была неполной. [14] : 132  Именно при императоре Янди произошли дальнейшие реформы в соответствии с древними традициями и изменился внешний вид ритуального головного убора. [14] : 133 

Миангуань . продолжал носить император Янди [14] : 133  Он также носил бянгуань (弁冠), который отличался золотым символом горы, называемым бошань (博山). [14] : 134  Он также носил другой вид гуань , называемый уубянь (武弁), который был легче и проще по конструкции по сравнению с миангуань . [14] : 133  Уубянь , традиционно носили военные чиновники, и он произошел от бянгуаня который носили придворные чиновники. [14] : 133  Уубянь ; стал любимым гуанем императора Янди, когда он занимался черенкованием такие как охотничьи поездки, военные экспедиции и другие связанные с этим церемонии. [14] : 133  Он также разрешил своим министрам и другим правительственным чиновникам (военным и гражданским чиновникам) носить уубянь . [14] : 134 

Цзиньсяньгуань (進賢 冠) носили придворные чиновники. [14] : 134  Придворные цензоры носили цэфэйгуань (卻非冠) во времена правления императора Вэньди в качестве официального головного убора, но позже император Янди заменил его сечжигуанем ( 獬豸冠), который отличал ранг его владельца за счет использования различных материалов. . [примечание 2] [14] : 134 

Династия Тан

[ редактировать ]

Во времена Тан гуань футоу . был заменен династии в официальной системе одежды [2] : 17 

Династия Сун

[ редактировать ]
Тунтяньгуань императора династии Сун

Во времена династии Сун император носил тунтяньгуань , а наследный принц носил юаньюгуань (遠遊冠). [15] : 91  Гуань . носили литераторы, продолжавшие давнюю традицию [5] : 8  Его также обычно носили джунзи и те, кто придерживался древних вежливостей и этикета. [5] : 8–9  Некоторые литераторы также носили сяогуань ( китайский : 小冠 ; букв. «маленькая корона») в летние дни, чтобы не обнажать свой пучок волос. [5] : 8–9  Во времена правления императора Хуэйцзуна всем конфуцианским храмам было приказано модернизировать изображения Конфуция , добавив к его изображениям миангуань с 12 бисерными кистями. [16] : 807 

Династия Мин

[ редактировать ]

Во времена династии Мин гуань ; принадлежал только императору и членам королевской семьи они годились только в официальных случаях. [2] : 18  Император носил ишаньгуань (翼善冠). [примечание 3] [2] : 18 

Виды исторического гуаня

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Угуань (武冠) в англоязычной литературе и источниках часто переводится как «военная фуражка».
  2. ^ Материалами, которые использовались для изготовления сечжигуаня династии Суй, были золото, рога носорога или рог антилопы.
  3. ^ Ишаньгуань династии Мин также является разновидностью футоу.
  1. ^ Цзя, Цзиньхуа (2018). Пол, сила и талант: путешествие даосских жриц в Танском Китае . Ла Вернь: Издательство Колумбийского университета. ISBN  978-0-231-54549-5 . OCLC   1024284417 . Архивировано из оригинала 11 июня 2022 г. Проверено 11 июня 2022 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Фэн, Ге (2015). Традиционные китайские обряды и ритуалы . Чжэнмин Ду. Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство Cambridge Scholars Publishing. ISBN  978-1-4438-8783-0 . OCLC   935642485 . Архивировано из оригинала 11 июня 2022 г. Проверено 11 июня 2022 г.
  3. ^ «Что такое китайский головной убор: традиционные головные уборы ханьфу в 2022 году» . www.newhanfu.com . 09.12.2020 . Проверено 12 июня 2022 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и «Эволюция кепок в Китае» . ru.chinacultural.org . Архивировано из оригинала 28 января 2020 г. Проверено 11 июня 2022 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г Чжу, Жуйси (2016). Социальная история Китая среднего периода: династии Сун, Ляо, Западная Ся и Цзинь Бангвэй Чжан, Фушэн Лю, Чунбан Цай, Цзэнъю Ван, Питер Дитмансон, Бан Цянь Чжу (обновлено) . ред.), Кембридж, ISBN Соединенного Королевства.  978-1-107-16786-5 . OCLC   953576345 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  6. ^ Лунхэн ; "т. 24" "глава 70" с. 70 из 118
  7. ^ Jump up to: а б с д «Церемония совершеннолетия в китайской культуре | ChinaFetching» . ChinaFetching.com . Архивировано из оригинала 1 апреля 2022 г. Проверено 11 июня 2022 г.
  8. ^ Эберхард, Вольфрам (1986). Словарь китайских символов: скрытые символы в китайской жизни и мышлении . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. ISBN  978-0-203-03877-2 . OCLC   569597341 .
  9. Книга Обрядов , «т. 43» Цитата : «Причина, по которой обычные люди являются людьми, - это этикет и праведность. Начало этикета и праведности лежит в правильном внешнем виде, правильном цвете кожи и правильной речи. Ритуал и праведность. Господин и праведность: Корона — это начало церемонии. его министры должны быть праведными, а старший и младший должны быть праведными. Затем следует соблюдать обряды и
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж Гу, Вейли (2022). ОБЩЕЕ ВВЕДЕНИЕ В КИТАЙСКУЮ КУЛЬТУРУ . США: Американская академическая пресса. ISBN  9781631815379 .
  11. ^ Jump up to: а б с д и ж г Руй, Чуаньмин (2021). О древней истории Шелкового пути . Сингапур. стр. 23–26. ISBN  978-981-12-3296-1 . OCLC   1225977015 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  12. ^ Jump up to: а б с д Уоллес, Лесли (2020). «Перо в твоей шляпе делает варвар? Головные уборы и прически на фресках гробниц династии Хань в Ордосе». Искусство и археология телесных украшений: исследования погребальных контекстов Центральной и Восточной Азии . Шери Лулло, Лесли В. Уоллес. Абингдон, Оксон. стр. 161–175. ISBN  978-1-351-26832-5 . OCLC   1090702934 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  13. ^ Jump up to: а б с Куа, AS (2013). Энциклопедия китайской философии . Хобокен: Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-135-36748-0 . OCLC   862613166 .
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Сюн, Виктор Цунруи (2006). Император Ян из династии Суй: его жизнь, времена и наследие . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  1-4237-6251-7 . OCLC   65174948 .
  15. ^ Фанг, Алекс Ченгю (2016). Язык и иконография китайских оберегов: расшифровка системы верований прошлого . Франсуа Тьерри. [Место издания не указано]. ISBN  978-981-10-1793-3 . OCLC   966360040 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  16. ^ Современная китайская религия (2 т.) Сун-Ляо-Цзинь-Юань (960-1368 гг. н. э.) . Том 1. Джон Лагервей, Пьер Марсоне. Страдать. 2015. ISBN  978-90-04-27181-4 . OCLC   890011365 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )
  17. ^ Jump up to: а б Муниципальный музей Нанкина (2015 г.) «Янтарный шуфагуань» [Amber Shufaguan]. www.njmuseumadmin.com . Проверено 13 июня 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4d1d1d3701b97ffdee0cc492d663e135__1718977020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4d/35/4d1d1d3701b97ffdee0cc492d663e135.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Guan (headwear) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)