Фуяо (мода)
Убегать | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
китайский | Фуяо | ||
| |||
Английское имя | |||
Английский | Удача и процветание |
Фуяо ( китайский : 福耀 ; пиньинь : фуяо ), иногда переводится как «Удача и процветание» на английском языке. [1] : 28 это древнее китайское понятие с негативным подтекстом , которое использовалось для обозначения любых предметов одежды или стиля одежды, который считался «странным стилем одежды». [2] или «девиантные стили одежды», [3] или «отклонение в одежде» [3] по сравнению с тем, что считалось уместным в традиционной китайской системе одежды Ханфу . [1] : 52 Это также было связано с быстрыми изменениями стилей моды. [4] : 44 Концепция фуяо появилась во втором веке до нашей эры, и ее теоретическая основа основана на принципах Инь и Ян, а также на Усин . [1] : 52–54 Появление одежды фуяо часто было связано с политическими и экологическими потрясениями. [1] : 52 Эта концепция фуяо продолжала использоваться даже во времена династии Цин . [1] : 52–54
Культурное значение
[ редактировать ]Злой оттенок, катастрофа и плохие предзнаменования
[ редактировать ]В древнем Китае то, что считалось подходящей формой одежды, зависело от сезона, случая и, что более важно, от личности владельца, включая социальный статус. [1] : 52 Понятие фуяо появилось со второго века до нашей эры в дачжуане Шаншу 《 尚書大傳 》 и уже имело негативный оттенок: [1] : 53–54
Те, чей внешний вид не уважителен, недостаточно торжественны, их высокомерие — их вина, частые наводнения — их наказание, ибо в своей крайности это зло, и тогда возникает фуяо.
В древнем Китае одежда в стиле фуяо понималась как форма социальной путаницы в том, как человек одевается; например, быть одетым не так, как предписано правилами и положениями, и поэтому не учитывать различие между более высоким и низким статусом; или ношение одежды, которая демонстрирует нарушение гендерных и/или сексуальных норм. [1] : 52–54 Это также засвидетельствовано в Цзо Чжуань 《 左傳 》, где говорится: [1] : 52
Одежда, несоответствующая статусу человека, принесет ему несчастье.
Даже во времена династии Цин мода фуяо продолжала обсуждаться и осуждаться; он также появляется в стихотворении « Дуэт Цин Ши» «Колокол поэзии Цин», написанном в 1869 году Ся Чжишэном: [1] : 54
(Фуяо) обычно считают «злом». Это вызвано умами людей; зло одежды [есть] испорченность умов людей. Все начинается со шляп и обуви, курток и воротников.
Политические потрясения
[ редактировать ]Ношение моды фуяо также могло восприниматься как неблагоприятное, поскольку оно было связано с политическими потрясениями; это можно найти в Хань Шу 《 漢書 》, источнике, наиболее цитируемом при династии Цин, в котором говорилось: [1] : 54
Когда обычаи распутны и неуважительны, ритуалы меняются и легко происходят политические потрясения, поэтому ношение странной и легкомысленной одежды создает фуяо.
Одежда живых людей вперемешку с траурным нарядом
[ редактировать ]Фуяо также могло относиться к одежде живых людей, которая переняла смешанные элементы из траурного наряда, даже в случае отсутствия близкого умершего родственника. [1] : 55
Размытое различие между китайской и некитайской модой
[ редактировать ]Понятие фуяо также использовалось для обозначения одежды и одежды, которые стирали различие между Хуфу и Ханьфу . [1] : 55 Ся Чжишэн из династии Цин также объяснил, что фуяо , смешанная некитайская мода, была связана с предсказанием зловещих событий: [1] : 54
Ты не уйгур , так почему у тебя такой остроконечный колпак? Ты не в бою, так почему твоя куртка такая короткая? Эти вещи предвещают зловещие события.
Быстрые изменения в моде
[ редактировать ]Термин фуяо иногда можно использовать для обозначения одежды или стиля, который популярен, но контрастирует с традиционным стилем. [1] : 54 Их также можно было ассоциировать с шияном ( букв. «современный стиль»), который относился к предметам одежды, стили которых быстро менялись. [4] : 44
Характеристики
[ редактировать ]Мода или стиль одежды, которые характеризовались как фуяо, обычно имели следующие характеристики:
- Форма одежды нарушает ритуальные нормы и правила одежды.
- Форма одежды, которая была экстравагантной и роскошной,
- Форма одежды, нарушающая принцип инь и ян , и
- Странная и неблагоприятная форма одежды. [2]
Список фуяо одежды или стилей одежды
[ редактировать ]Династия Мин
[ редактировать ]- Мавейкун был представлен в династии Мин из Чосон ; это считалось фуяо , поскольку противоречило порядку Неба и Земли.
Династия Цин
[ редактировать ]- В середине поздней династии Цин и чиновники, и ученые сетовали на рост потребления шелка среди представителей более низкого статуса, таких как актеры, куртизанки, слуги, что, таким образом, считалось модой фуяо , поскольку такое поведение противоречило обычаям. Конфуцианские добродетели бережливости и простоты. [1] : 28
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Зильберштейн, Рэйчел (2020). Модный век: текстильное искусство и торговля в конце Цин . Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0-295-74719-4 . OCLC 1121420666 .
- ^ Jump up to: а б Цзуцзе, Юань (2004). Одевание государства, одевание общества: ритуалы, мораль и демонстративное потребление в Китае династии Мин . UMI Диссертационные услуги. стр. 174–175, 187. OCLC 491286822 .
- ^ Jump up to: а б Тянь, Сяофэй (2011). Визионерские путешествия: путевые заметки из Китая раннего средневековья и девятнадцатого века . Кембридж, Массачусетс, с. 185. ИСБН 978-1-68417-062-3 . OCLC 956317841 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Финнейн, Антония (2008). Переодевание в Китае: мода, история, нация . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-14350-9 . OCLC 84903948 .